Напоминание

"Социализация учащимися с нарушением интеллекта на уроках социально-бытовой ориентировки через изучение темы "Организация здорового питания" (Питание)"


Автор: Богданова Ольга Кеворковна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ РО Ростовская школа-интернат №42
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: "Социализация учащимися с нарушением интеллекта на уроках социально-бытовой ориентировки через изучение темы "Организация здорового питания" (Питание)"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




2017-2018 учебный год

Доклад Богдановой О.К. для МО учителей -предметников

Социализация учащимися с нарушением интеллекта

на уроках социально-бытовой ориентировки

через изучение темы "Организация здорового питания" (Питание)

Проблема необходимости помощи людям с нарушениями интеллекта всегда

была очень актуальна, несмотря на то, что общественное отношение к лицам с

такими отклонениями постоянно изменялось и в основном определялось уровнем

развития общества. В настоящее время в мире увеличивается количество детей с

нарушениями

интеллекта,

о

чем

свидетельствуют

статистические

данные

о

частоте

и

видах

нарушений

развития,

приведенные

международными

общественными организациями (ЮНЕСКО, ВОЗ).

Детей с ограниченными возможностями здоровья нужно социализировать,

делать полноценными членами общества, обучать навыкам самообслуживания,

поведению. Для этого нужны усилия и поддержка не только со стороны семьи, но

и со стороны государства.

С сентября 2016 года вступил в силу ФГОС начального общего образования

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ)

и

ФГОС

образования

обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями.

Согласно

последнему социализация признается как процесс усвоения человеком образцов

поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний,

навыков,

позволяющих

ему

успешно

функционировать

в

обществе.

Решение

проблемы

социализации

тесно

связано

с

удовлетворением

о собых

образовательных потребностей обучающихся.

Л.С.Выготский

считает,

что

в

процессе

онтогенеза

растущий

человек

овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т.е.

происходит социализация. В то же время человек приобретает и все большую

самостоятельность,

относительную

автономность,

то

есть

происходит

индивидуализация. По М. А. Галагузовой, социализация – это 1) приобщение

человека к социальной жизни; 2) это процесс вхождения ребенка в общество,

приобретение им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей,

правил поведения, установок).

Итак,

социализацию

можно

охарактеризовать

как процесс

и

результат

усвоения

и

активного

воспроизводства

индивидом

социального

опыта,

осуществляемый в общении и деятельности.

1

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая

позволяет

умственно

отсталым

воспитанникам

школы-интерната активно

включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в

труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам,

культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями

и правилами общежития.

Большая часть детей , обучающихся в нашей школе, проживает в школе-

интернате в течение пяти дней в неделю и лишь на выходные- уезжают домой.

Многие

дети

не

имеют

постоянных

поручений

в

семье,

редко

посещают

различные

учреждения

и

организации,

то

есть

большую

часть

своей

жизни

дети проводят в отдалении от своей семьи, общества. А дети, которых забирают

только в каникулярный период, вовсе лишены семьи и возможности приобретать

опыт семейных и социальных взаимоотношений. Поэтому роль уроков СБО в

процессе обучения и воспитания выпускников неоценима.

Один из разделов программного курса социально-бытовой ориентировки -

раздел

«Организация

здорового

питания»(Питание),

который

предлагается

к

изучению с 5 по 9 классы и вызывает непроизвольный интерес у учеников.

При изучении данной темы курса социально-бытовой ориентировки педагог

ставит перед собой ряд задач:

обучение детей знаниям об основах здорового питания;

формирование

у

школьников

основ

культуры

питания

как

одной

из

составляющих здорового образа жизни;

ликвидация

информационного

дефицита

в

вопросах

культуры

питания,

обеспечение учащихся и их родителей исчерпывающей информацией об

организации правильного питания;

формирование представления о традиционной кулинарии, её роли и

значении для сохранения здоровья;

профилактика поведенческих рисков здоровью детей, связанных с

нерациональным питанием.

Для решения поставленных задач определены основные направления обучения:

проведения уроков, на которых школьники получат знания о здоровом

образе жизни, оздоровительном питании;

проведение массовых мероприятий (конкурсы, кулинарные соревнования,

игры) в ходе предметной декады, закрепляющие знания обучающихся в

вопросах грамотного потребительского выбора.

При изучении раздела «Организация здорового питания»(Питание)ведется

работа по расширению кругозора детей о значении здорового питания в жизни и

деятельности человека, формируются знания о разнообразии пищи, её целебных

2

свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о

культуре

питания,

формирую

умение

определять

простейшими

приёмами

экологически чистые продукты.

Опыт

показывает,

что

среди

общепедагогических

методов

формирования

культуры здорового питания преимущество у практических методов.

Ученикам

старших

классов

нравится

реализовывать

творческие

проекты,

разрабатывать рекомендации по формированию культуры питания.

В 5 классе дети делают первые попытки создания проектов: проект «Что

помогает нам расти?». При изучении тем «Влияние режима питания на здоровье»,

«Значение питания» школьники получают представление о значении продуктов

питания для здоровья человека, о витаминах.

Практическая работа «Определи вкус продукта» позволяет знакомить детей с

разнообразием вкусовых свойств употребляемых полезных продуктов.

В 6 классе ученики расширяют свои знания о гигиене приготовления пищи,

правилах хранения продуктов и готовой пищи при создании проекта «Гигиена

питания».

На

практических

занятиях

при

приготовлении

каши

узнают

о

разнообразии круп и полезных свойствах данного продукта. Кроме того, каждая

бригада готовит сообщение о пользе данного блюда для растущего организма.

Игра – эта наиболее действенный для школьника с нарушением интеллекта

способ

познания

и

взаимодействия

с

окружающим

миром.

С

7

классом

проводятся дидактические игры «Какие овощи выросли в огороде», «Витаминная

радуга». Правила в игре «В гостях у здоровой пищи» особенные, связанные с

выполнением

ученика

тех

или

иных

правил

здорового

питания:

кто

быстрее

соберёт овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т. д.

Обучающиеся 8 класса изучают методику составления меню. Вряд ли можно

и стоит препятствовать процессу взаимопроникновения различных кулинарных

«заморских» блюд чизбургеры и гамбургеры, чипсы, суши, пицца. Проект «Меню

на каждый день» убеждает, что «заморские» блюда часто бывают неполезными.

На уроках социально-бытовой ориентировки в 9 классе формирование основ

культуры здорового питания предполагает знакомство школьника с народными

традициями и обычаями, народной кухней и рассматривается и используется как

элемент патриотического воспитания.

На уроке по теме «Донская я кухня» дети узнают, что блюда народной кухни

обычно оптимально соответствуют условиям жизни народа и структуре пищевых

ресурсов территории, на которой он проживает.

Разработанная

нами

игра

«Гигиена

здорового

питания»

направлена

на

проверку

знаний

учащихся

по

теме

основ

культуры

питания,

охватывает

различные аспекты здорового питания и состоит из рубрик: «Азбука кулинарии»;

3

«Правила

хранения

продуктов

и

блюд»;

«Полезные

продукты»;

«

Питание

и

болезни».

Традиционный конкурс рисунков на тему здорового

питания и здорового

образа жизни, охватывает ребят с 5 по 9 классы и служит пропагандой принципов

правильного

питания:

питание

должно

быть

регулярным,

разнообразным,

безопасным и приносить удовольствие.

Такой подход к этой проблеме даёт положительные результаты, а именно

детей

побуждает

выполнять

принципы

здорового

образа

жизни

(

здоровое

питание,

негативное

отношение

к

вредным

привычкам,

занятия

спортом,

сочетание труда и отдыха).

Если мы научим детей со школьной скамьи ценить, беречь и укреплять своё

здоровье, то в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более

здоровым и развитым физически. Главным направлением здоровьесбережения

является создание здорового психологического климата на уроках и повышение

интереса

к

изучаемому

предмету.

На

уроках

необходимо

максимально

использовать

игровые

моменты,

компьютер

для

демонстрации

интересных

материалов.

В

заключении

хочется

сказать,

что

ежегодные

диагностические

данные

наблюдения сформированности практических навыков обучающихся 5-9 классов

по разделу «Здоровое питание» (Питание) указывают на то, что школьники умеют

различить полезные и вредные продукты, на оптимальном уровне осуществляют

грамотный потребительский выбор.

Лучшим

показателем

социальной

адаптации

учащихся

учителю

служат

отзывы выпускников, которые приходят в школу и говорят слова благодарности за

то, что их научили готовить борщ и другие вкусные блюда.

Литература:

1. В.В.Воронкова, С.А. Казакова. Социально –бытовая ориентировка

учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной

школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Владос, 2006.

2. Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных

(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е.

Методическое пособие.- М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006

3. Девяткова

Т.А.

«Социально-бытовая

ориентировка

вспециальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя».-

М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

4 . Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития/ Под ред. Б. П.

Пузанова. - М.: академия, 2000.

4



В раздел образования