Автор: Богданова Ольга Кеворковна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ РО Ростовская школа-интернат №42
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: "Социализация учащимися с нарушением интеллекта на уроках социально-бытовой ориентировки через изучение темы "Организация здорового питания" (Питание)"
Раздел: среднее профессиональное
2017-2018 учебный год
Доклад Богдановой О.К. для МО учителей -предметников
Социализация учащимися с нарушением интеллекта
на уроках социально-бытовой ориентировки
через изучение темы "Организация здорового питания" (Питание)
Проблема необходимости помощи людям с нарушениями интеллекта всегда
была очень актуальна, несмотря на то, что общественное отношение к лицам с
такими отклонениями постоянно изменялось и в основном определялось уровнем
развития общества. В настоящее время в мире увеличивается количество детей с
нарушениями
интеллекта,
о
чем
свидетельствуют
статистические
данные
о
частоте
и
видах
нарушений
развития,
приведенные
международными
общественными организациями (ЮНЕСКО, ВОЗ).
Детей с ограниченными возможностями здоровья нужно социализировать,
делать полноценными членами общества, обучать навыкам самообслуживания,
поведению. Для этого нужны усилия и поддержка не только со стороны семьи, но
и со стороны государства.
С сентября 2016 года вступил в силу ФГОС начального общего образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ)
и
ФГОС
образования
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями.
Согласно
последнему социализация признается как процесс усвоения человеком образцов
поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний,
навыков,
позволяющих
ему
успешно
функционировать
в
обществе.
Решение
проблемы
социализации
тесно
связано
с
удовлетворением
о собых
образовательных потребностей обучающихся.
Л.С.Выготский
считает,
что
в
процессе
онтогенеза
растущий
человек
овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т.е.
происходит социализация. В то же время человек приобретает и все большую
самостоятельность,
относительную
автономность,
то
есть
происходит
индивидуализация. По М. А. Галагузовой, социализация – это 1) приобщение
человека к социальной жизни; 2) это процесс вхождения ребенка в общество,
приобретение им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей,
правил поведения, установок).
Итак,
социализацию
можно
охарактеризовать
как процесс
и
результат
усвоения
и
активного
воспроизводства
индивидом
социального
опыта,
осуществляемый в общении и деятельности.
1
Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая
позволяет
умственно
отсталым
воспитанникам
школы-интерната активно
включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в
труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам,
культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями
и правилами общежития.
Большая часть детей , обучающихся в нашей школе, проживает в школе-
интернате в течение пяти дней в неделю и лишь на выходные- уезжают домой.
Многие
дети
не
имеют
постоянных
поручений
в
семье,
редко
посещают
различные
учреждения
и
организации,
то
есть
большую
часть
своей
жизни
дети проводят в отдалении от своей семьи, общества. А дети, которых забирают
только в каникулярный период, вовсе лишены семьи и возможности приобретать
опыт семейных и социальных взаимоотношений. Поэтому роль уроков СБО в
процессе обучения и воспитания выпускников неоценима.
Один из разделов программного курса социально-бытовой ориентировки -
раздел
«Организация
здорового
питания»(Питание),
который
предлагается
к
изучению с 5 по 9 классы и вызывает непроизвольный интерес у учеников.
При изучении данной темы курса социально-бытовой ориентировки педагог
ставит перед собой ряд задач:
обучение детей знаниям об основах здорового питания;
формирование
у
школьников
основ
культуры
питания
как
одной
из
составляющих здорового образа жизни;
ликвидация
информационного
дефицита
в
вопросах
культуры
питания,
обеспечение учащихся и их родителей исчерпывающей информацией об
организации правильного питания;
формирование представления о традиционной кулинарии, её роли и
значении для сохранения здоровья;
профилактика поведенческих рисков здоровью детей, связанных с
нерациональным питанием.
Для решения поставленных задач определены основные направления обучения:
проведения уроков, на которых школьники получат знания о здоровом
образе жизни, оздоровительном питании;
проведение массовых мероприятий (конкурсы, кулинарные соревнования,
игры) в ходе предметной декады, закрепляющие знания обучающихся в
вопросах грамотного потребительского выбора.
При изучении раздела «Организация здорового питания»(Питание)ведется
работа по расширению кругозора детей о значении здорового питания в жизни и
деятельности человека, формируются знания о разнообразии пищи, её целебных
2
свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о
культуре
питания,
формирую
умение
определять
простейшими
приёмами
экологически чистые продукты.
Опыт
показывает,
что
среди
общепедагогических
методов
формирования
культуры здорового питания преимущество у практических методов.
Ученикам
старших
классов
нравится
реализовывать
творческие
проекты,
разрабатывать рекомендации по формированию культуры питания.
В 5 классе дети делают первые попытки создания проектов: проект «Что
помогает нам расти?». При изучении тем «Влияние режима питания на здоровье»,
«Значение питания» школьники получают представление о значении продуктов
питания для здоровья человека, о витаминах.
Практическая работа «Определи вкус продукта» позволяет знакомить детей с
разнообразием вкусовых свойств употребляемых полезных продуктов.
В 6 классе ученики расширяют свои знания о гигиене приготовления пищи,
правилах хранения продуктов и готовой пищи при создании проекта «Гигиена
питания».
На
практических
занятиях
при
приготовлении
каши
узнают
о
разнообразии круп и полезных свойствах данного продукта. Кроме того, каждая
бригада готовит сообщение о пользе данного блюда для растущего организма.
Игра – эта наиболее действенный для школьника с нарушением интеллекта
способ
познания
и
взаимодействия
с
окружающим
миром.
С
7
классом
проводятся дидактические игры «Какие овощи выросли в огороде», «Витаминная
радуга». Правила в игре «В гостях у здоровой пищи» особенные, связанные с
выполнением
ученика
тех
или
иных
правил
здорового
питания:
кто
быстрее
соберёт овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т. д.
Обучающиеся 8 класса изучают методику составления меню. Вряд ли можно
и стоит препятствовать процессу взаимопроникновения различных кулинарных
«заморских» блюд чизбургеры и гамбургеры, чипсы, суши, пицца. Проект «Меню
на каждый день» убеждает, что «заморские» блюда часто бывают неполезными.
На уроках социально-бытовой ориентировки в 9 классе формирование основ
культуры здорового питания предполагает знакомство школьника с народными
традициями и обычаями, народной кухней и рассматривается и используется как
элемент патриотического воспитания.
На уроке по теме «Донская я кухня» дети узнают, что блюда народной кухни
обычно оптимально соответствуют условиям жизни народа и структуре пищевых
ресурсов территории, на которой он проживает.
Разработанная
нами
игра
«Гигиена
здорового
питания»
направлена
на
проверку
знаний
учащихся
по
теме
основ
культуры
питания,
охватывает
различные аспекты здорового питания и состоит из рубрик: «Азбука кулинарии»;
3
«Правила
хранения
продуктов
и
блюд»;
«Полезные
продукты»;
«
Питание
и
болезни».
Традиционный конкурс рисунков на тему здорового
питания и здорового
образа жизни, охватывает ребят с 5 по 9 классы и служит пропагандой принципов
правильного
питания:
питание
должно
быть
регулярным,
разнообразным,
безопасным и приносить удовольствие.
Такой подход к этой проблеме даёт положительные результаты, а именно
детей
побуждает
выполнять
принципы
здорового
образа
жизни
(
здоровое
питание,
негативное
отношение
к
вредным
привычкам,
занятия
спортом,
сочетание труда и отдыха).
Если мы научим детей со школьной скамьи ценить, беречь и укреплять своё
здоровье, то в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более
здоровым и развитым физически. Главным направлением здоровьесбережения
является создание здорового психологического климата на уроках и повышение
интереса
к
изучаемому
предмету.
На
уроках
необходимо
максимально
использовать
игровые
моменты,
компьютер
для
демонстрации
интересных
материалов.
В
заключении
хочется
сказать,
что
ежегодные
диагностические
данные
наблюдения сформированности практических навыков обучающихся 5-9 классов
по разделу «Здоровое питание» (Питание) указывают на то, что школьники умеют
различить полезные и вредные продукты, на оптимальном уровне осуществляют
грамотный потребительский выбор.
Лучшим
показателем
социальной
адаптации
учащихся
учителю
служат
отзывы выпускников, которые приходят в школу и говорят слова благодарности за
то, что их научили готовить борщ и другие вкусные блюда.
Литература:
1. В.В.Воронкова, С.А. Казакова. Социально –бытовая ориентировка
учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной
школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Владос, 2006.
2. Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е.
Методическое пособие.- М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006
3. Девяткова
Т.А.
«Социально-бытовая
ориентировка
вспециальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя».-
М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
4 . Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития/ Под ред. Б. П.
Пузанова. - М.: академия, 2000.
4