Автор: Моисеева Галина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Забайкальский учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: Чита
Наименование материала: статья
Тема: Отличия обучения взрослых и детей или как замотивировать взрослого «сесть за парту»
Раздел: среднее профессиональное
ЧОУ ДПО ИПКиПП, Кейс-тенхнологии на уроках информатики в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО
Галина Николаевна Моисеева,
преподаватель спецдисциплин, первая квалификационная категория
Забайкальский учебный центр профессиональных квалификаций, г.Чита,
Забайкальский край
Отличия обучения взрослых и детей или как замотивировать взрослого
«сесть за парту»
1. Краткая аннотация работы
2. Содержание
2.1.Введение
2.2 Отличия обучения взрослых и детей или как замотивировать взрослого
«сесть за парту»
2.3.Заключение
3. Список использованных источников
Краткая аннотация
В эссе указывается, что современная социальная ситуация обуславливает
важность
и
актуальность
обучения
взрослых
в
рамках
системы
непрерывного
образования.
Представлены
основные
социально-психологические
установки
взрослых
обучающихся. Показано, что обучение взрослых наиболее востребовано в рамках
повышения профессиональной квалификации.
Введение.
Идея образования на протяжении всей жизни не нова. Она зафиксирована в
пословицах, выражающих мудрость народов, и у нашего народа она звучит так : "Век
живи - век учись"
В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в
школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент
взрослых людей тоже вовлечен в процесс обучения.
Проблема
образования
взрослых
-
актуальная
современная
проблема,
вызванная быстрым устареванием ранее приобретенных навыков и необходимостью
приобретения новых.
ЧОУ ДПО ИПКиПП, Кейс-тенхнологии на уроках информатики в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО
Повышение требований к способности непрерывно обучаться происходит в
условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий,
гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.
Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации
работников, создание системы непрерывного образования кадров — важные условия
профессионального и интеллектуального развития человека.
Отличия обучения взрослых и детей или как замотивировать взрослого
«сесть за парту»
Чтобы
начать
свой
рассказ
об
особенностях
обучения
взрослых
и
детей
разберёмся
в
некоторой
терминологии.
Самое
общее
и
наиболее
определение
понятия взрослого человека было дано специалистами из ЮНЕСКО в 1976 году:
«Взрослый — это всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому
он принадлежит»
В
современных
реалиях
взрослым
зовётся
тот
человек,
который
достиг
физиологической,
психологической
и
социальной
зрелости,
который
обладает
определенным
жизненным
опытом.
Также
взрослый
должен
быть
с
сформировавшимся
и
постоянно
растущим
уровнем
самосознания,
который
выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и
принимает
на
себя
полную
ответственность
за
свою
жизнь
(экономическую
и
моральную в том числе), а также за своё поведение в обществе.
В своё время педагогика основательно взялась за вопрос отличия обучения
детей и взрослых. Так выяснилось, что для обучения людей старшего возраста нужны
специальные модели обучения. Так, одна из них, предполагает самостоятельную
подготовку
обучающимися,
и
он
же
отвечает
за
выбор
методов
обучения.
Преподаватель же в такой модели выступает куратором, отвечающим за оценку и
моделированием новых методов реализации учебного процесса.
Поскольку обучение ещё и является профессиональным важно отметить, то,
что
в
обучении
важным
является
аспект
дополнительной
подготовки
не
только
обучающихся,
но
и
преподавателей.
Так
для
каждого
из
нас
существует
переподготовка. Именно на ней мы учимся новым методикам донесения для более
взрослой аудитории новых знаний в профессиональной области. Чтобы не упустить
важные
детали
в
обучении
не
менее
важно
и
замечать
особенности
взрослых
учеников. Одним из таковых является потребность в самостоятельности. Поскольку
ЧОУ ДПО ИПКиПП, Кейс-тенхнологии на уроках информатики в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО
взрослый человек осознаннее относится к процессу обучения, то у него, как было
мною замечено, наибольшая потребность в самостоятельности. Это выражается в их
реакции
на
подсказки.
Не
каждый
переносит
их
спокойно.
Помимо
этого,
отличительной чертой является и тяга к применению полученных знаний, практики,
умений и навыков. Это также позволяет взрослым ученикам наиболее осознанно
подходить
к
обучению.
Важным
источником
знаний
для
такой
категории
обучающихся,
как
мне
кажется,
не
столько
рабочие
навыки,
сколько
обычный
жизненный опыт.
За
всем
позитивным
приходит
и
не
самое
светлое.
Зачастую
возникают
трудности
с
психологической
«перестройкой»
подопечных.
Некоторые
склонны
к
мыслям, что, поступив на обучение, они снижают свою значимость, а также чужда
сама
мысль
«сесть
за
парту».
Известна
и
такая
установка:
боюсь
быть
некомпетентным в глазах коллег. Проблема ещё и, зачастую, в нежелании обучаться
по
старой
парадигме:
это
отрыв
от
реальных
жизненных
примеров,
а
также
лекционных формы проведения занятий. А чтобы бороться со страхами и разрушить
стереотипы
обо
всех
предрассудках
ученикам
предлагается
решать
задания,
связанные с реальными рабочими условиями.
В
случае
обучения
старших
дисциплинам,
которые
впоследствии
помогут
специалистам начать или продолжать свой путь на железной дороге важно не только
замотивировать, но и правильно подать знания. От того, как наш преподавательский
состав подготовит кадры, важна и безопасность: не только пассажиров, но и самих
работников. За годы работы мною отмечена такая особенность: не всегда взрослых
возможно замотивировать на усердное изучение предоставленных дисциплин
Однако, успехи и правильно решённые задачи помогают взрослым повысить
уровень своей мотивации. Если детей можно заставить учиться, применив метод
кнута и пряника, то со взрослыми так не выйдет. В случае со взрослыми важен
правильный подбор целей (их осознание в том числе), а также умение полностью
погрузиться в учебный процесс с обратной связью в том числе. В обучении, как
многим приходится доказывать, нет ничего постыдного и здоровая критика каких-то
аспектов от преподавателя не является оскорблением или занижением полученной
ранее компетенции. На сегодняшний день мною, как преподавателем, поставлены
такие цели: работа над мотивацией взрослых учеников и отдача тех знаний, которые
помогут в будущем пассажирам безопасно передвигаться по железным дорогам.
ЧОУ ДПО ИПКиПП, Кейс-тенхнологии на уроках информатики в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО
Важно и расширение кругозора навыков и умений будущих специалистов и тех, кто
проходит переподготовку.
Итак, когда же взрослому интересно учиться? Когда присутствует:
Потребность в обосновании (смысле)
Назревшая необходимость
Потребность в самостоятельности
Практическая направленность
Жизненный опыт
Сложившаяся самооценка
Приходя к логичному концу своего размышления хочу сказать, что обучение
взрослого
населения
–
задача
не
из
простых.
Здесь
переплетаются
знания
из
преподаваемой дисциплины, международного опыта работы в выбранной сфере и,
нельзя не брать во внимание, психологию. Об этом я говорила ранее, в абзаце про
мотивацию устоявшихся работников. Важно дать понять человеку, пришедшему на
переподготовку, что его опыт практический и жизненный важны и возможно, он может
помочь в обучении. Чувство значимости придаёт человеку мотивации обучаться
далее.
Заключение
Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость
обучения
и
возможности
применить
его
результаты
для
улучшения
своей
деятельности.
Эффективность инвестиций в повышение квалификации сотрудников давно
просчитана
и
не
подвергается
сомнению.
Но
обучение
взрослых
людей
всегда
связано с изменением и преобразованием, поэтому эффективным оно может быть
лишь в том случае, если ведётся не только с учётом возрастных и профессиональных
особенностей, но и личных интересов человека, строится на партнёрских основаниях.
Список использованной литературы
Список литературы
1.
Спивак И.М. Психологические подходы к обучению взрослых / И.М. Спивак
// Среднее профессиональное образование. – 2011. - №2. - С. 56 – 58.
2.
Основы андрагогики / под ред. И.А.Колесниковой и др. - М.,2003; .
ЧОУ ДПО ИПКиПП, Кейс-тенхнологии на уроках информатики в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО
3.
Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования. - Педагогика, 2003,
№8. С. 32 - 36.
4.
Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2005