Напоминание

Отличия обучения взрослых и детей или как замотивировать взрослого «сесть за парту»


Автор: Моисеева Галина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Забайкальский учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: Чита
Наименование материала: статья
Тема: Отличия обучения взрослых и детей или как замотивировать взрослого «сесть за парту»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ЧОУ ДПО ИПКиПП, Кейс-тенхнологии на уроках информатики в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО

Галина Николаевна Моисеева,

преподаватель спецдисциплин, первая квалификационная категория

Забайкальский учебный центр профессиональных квалификаций, г.Чита,

Забайкальский край

Отличия обучения взрослых и детей или как замотивировать взрослого

«сесть за парту»

1. Краткая аннотация работы

2. Содержание

2.1.Введение

2.2 Отличия обучения взрослых и детей или как замотивировать взрослого

«сесть за парту»

2.3.Заключение

3. Список использованных источников

Краткая аннотация

В эссе указывается, что современная социальная ситуация обуславливает

важность

и

актуальность

обучения

взрослых

в

рамках

системы

непрерывного

образования.

Представлены

основные

социально-психологические

установки

взрослых

обучающихся. Показано, что обучение взрослых наиболее востребовано в рамках

повышения профессиональной квалификации.

Введение.

Идея образования на протяжении всей жизни не нова. Она зафиксирована в

пословицах, выражающих мудрость народов, и у нашего народа она звучит так : "Век

живи - век учись"

В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в

школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент

взрослых людей тоже вовлечен в процесс обучения.

Проблема

образования

взрослых

-

актуальная

современная

проблема,

вызванная быстрым устареванием ранее приобретенных навыков и необходимостью

приобретения новых.

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Кейс-тенхнологии на уроках информатики в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО

Повышение требований к способности непрерывно обучаться происходит в

условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий,

гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.

Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации

работников, создание системы непрерывного образования кадров — важные условия

профессионального и интеллектуального развития человека.

Отличия обучения взрослых и детей или как замотивировать взрослого

«сесть за парту»

Чтобы

начать

свой

рассказ

об

особенностях

обучения

взрослых

и

детей

разберёмся

в

некоторой

терминологии.

Самое

общее

и

наиболее

определение

понятия взрослого человека было дано специалистами из ЮНЕСКО в 1976 году:

«Взрослый — это всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому

он принадлежит»

В

современных

реалиях

взрослым

зовётся

тот

человек,

который

достиг

физиологической,

психологической

и

социальной

зрелости,

который

обладает

определенным

жизненным

опытом.

Также

взрослый

должен

быть

с

сформировавшимся

и

постоянно

растущим

уровнем

самосознания,

который

выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и

принимает

на

себя

полную

ответственность

за

свою

жизнь

(экономическую

и

моральную в том числе), а также за своё поведение в обществе.

В своё время педагогика основательно взялась за вопрос отличия обучения

детей и взрослых. Так выяснилось, что для обучения людей старшего возраста нужны

специальные модели обучения. Так, одна из них, предполагает самостоятельную

подготовку

обучающимися,

и

он

же

отвечает

за

выбор

методов

обучения.

Преподаватель же в такой модели выступает куратором, отвечающим за оценку и

моделированием новых методов реализации учебного процесса.

Поскольку обучение ещё и является профессиональным важно отметить, то,

что

в

обучении

важным

является

аспект

дополнительной

подготовки

не

только

обучающихся,

но

и

преподавателей.

Так

для

каждого

из

нас

существует

переподготовка. Именно на ней мы учимся новым методикам донесения для более

взрослой аудитории новых знаний в профессиональной области. Чтобы не упустить

важные

детали

в

обучении

не

менее

важно

и

замечать

особенности

взрослых

учеников. Одним из таковых является потребность в самостоятельности. Поскольку

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Кейс-тенхнологии на уроках информатики в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО

взрослый человек осознаннее относится к процессу обучения, то у него, как было

мною замечено, наибольшая потребность в самостоятельности. Это выражается в их

реакции

на

подсказки.

Не

каждый

переносит

их

спокойно.

Помимо

этого,

отличительной чертой является и тяга к применению полученных знаний, практики,

умений и навыков. Это также позволяет взрослым ученикам наиболее осознанно

подходить

к

обучению.

Важным

источником

знаний

для

такой

категории

обучающихся,

как

мне

кажется,

не

столько

рабочие

навыки,

сколько

обычный

жизненный опыт.

За

всем

позитивным

приходит

и

не

самое

светлое.

Зачастую

возникают

трудности

с

психологической

«перестройкой»

подопечных.

Некоторые

склонны

к

мыслям, что, поступив на обучение, они снижают свою значимость, а также чужда

сама

мысль

«сесть

за

парту».

Известна

и

такая

установка:

боюсь

быть

некомпетентным в глазах коллег. Проблема ещё и, зачастую, в нежелании обучаться

по

старой

парадигме:

это

отрыв

от

реальных

жизненных

примеров,

а

также

лекционных формы проведения занятий. А чтобы бороться со страхами и разрушить

стереотипы

обо

всех

предрассудках

ученикам

предлагается

решать

задания,

связанные с реальными рабочими условиями.

В

случае

обучения

старших

дисциплинам,

которые

впоследствии

помогут

специалистам начать или продолжать свой путь на железной дороге важно не только

замотивировать, но и правильно подать знания. От того, как наш преподавательский

состав подготовит кадры, важна и безопасность: не только пассажиров, но и самих

работников. За годы работы мною отмечена такая особенность: не всегда взрослых

возможно замотивировать на усердное изучение предоставленных дисциплин

Однако, успехи и правильно решённые задачи помогают взрослым повысить

уровень своей мотивации. Если детей можно заставить учиться, применив метод

кнута и пряника, то со взрослыми так не выйдет. В случае со взрослыми важен

правильный подбор целей (их осознание в том числе), а также умение полностью

погрузиться в учебный процесс с обратной связью в том числе. В обучении, как

многим приходится доказывать, нет ничего постыдного и здоровая критика каких-то

аспектов от преподавателя не является оскорблением или занижением полученной

ранее компетенции. На сегодняшний день мною, как преподавателем, поставлены

такие цели: работа над мотивацией взрослых учеников и отдача тех знаний, которые

помогут в будущем пассажирам безопасно передвигаться по железным дорогам.

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Кейс-тенхнологии на уроках информатики в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО

Важно и расширение кругозора навыков и умений будущих специалистов и тех, кто

проходит переподготовку.

Итак, когда же взрослому интересно учиться? Когда присутствует:

Потребность в обосновании (смысле)

Назревшая необходимость

Потребность в самостоятельности

Практическая направленность

Жизненный опыт

Сложившаяся самооценка

Приходя к логичному концу своего размышления хочу сказать, что обучение

взрослого

населения

задача

не

из

простых.

Здесь

переплетаются

знания

из

преподаваемой дисциплины, международного опыта работы в выбранной сфере и,

нельзя не брать во внимание, психологию. Об этом я говорила ранее, в абзаце про

мотивацию устоявшихся работников. Важно дать понять человеку, пришедшему на

переподготовку, что его опыт практический и жизненный важны и возможно, он может

помочь в обучении. Чувство значимости придаёт человеку мотивации обучаться

далее.

Заключение

Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость

обучения

и

возможности

применить

его

результаты

для

улучшения

своей

деятельности.

Эффективность инвестиций в повышение квалификации сотрудников давно

просчитана

и

не

подвергается

сомнению.

Но

обучение

взрослых

людей

всегда

связано с изменением и преобразованием, поэтому эффективным оно может быть

лишь в том случае, если ведётся не только с учётом возрастных и профессиональных

особенностей, но и личных интересов человека, строится на партнёрских основаниях.

Список использованной литературы

Список литературы

1.

Спивак И.М. Психологические подходы к обучению взрослых / И.М. Спивак

// Среднее профессиональное образование. – 2011. - №2. - С. 56 – 58.

2.

Основы андрагогики / под ред. И.А.Колесниковой и др. - М.,2003; .

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Кейс-тенхнологии на уроках информатики в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО

3.

Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования. - Педагогика, 2003,

№8. С. 32 - 36.

4.

Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых - М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2005



В раздел образования