Напоминание

Работа с текстом на уроке истории


Автор: Шакирова Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Нефтекамский педагогический колледж
Населённый пункт: г. Нефтекамск Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Работа с текстом на уроке истории
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Работа с текстом на уроке истории.

Выполнила преподаватель ГБПОУ

Нефтекамский педагогический колледж

Шакирова Е.Н.

Проблема

обучения

чтению

становится

актуальной

не

случайно.

Процесс

информатизации общества растет, предъявляются новые требования к систематизации

и анализу информации. Высокие требования предъявляет общество к выпускнику

образовательной организации. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания,

применять их на практике, работать с различной информацией, анализировать,

обобщать, критически мыслить.

В основе процесса обучения на уроках истории лежит работа с текстом. Текст

понятие многоплановое: учебник, схема, слайд, но для обучающегося это основа

обучения.

Для

того

чтобы

научится

понимать

текст,

необходимо

овладеть

определенными навыками и технологиями работы.

Большую роль играет подготовленный текстовой материал – теоретический или

документальный, а также продуманная система заданий к текстовому материалу.

Задания, как правило, составляются так, чтобы обучающиеся последовательно

осуществляли этапы работы с текстом. Изучение фактического материала в

документах подводит к пониманию причин разной трактовки события документа, а это

позволяет аргументированно высказывать собственное мнение. Можно использовать

прием соединения текста с иллюстрированным материалом, последовательности

подачи информации, объединение разных текстов и их фрагментов. В этом случае к

текстовой информации составляются задания, требующие установления причинно-

следственных связей.

Различные способы подачи информации учителем, создают такое пространство для

деятельности обучающихся, в котором текст становится не только объектом изучения,

но и доставляет радость самостоятельно сделанного открытия. Однако возможности

использования текста этим не исчерпываются. Следует, остановится на составлении

текстов, обучающего характера. Обучающие тексты можно разделить на виды: с

нарушением

последовательности

информации,

включающей

фактические

или

логические ошибки, с лишней или не достающей информацией, с противоречащей

информацией. С помощью обучающих текстов можно не только развивать к

самостоятельной учебной деятельности, но и успешно формировать аналитические

навыки работы с информацией.

Система работы с текстом, в основе которой лежит технология развития

критического мышления, также способствует формированию навыков вдумчивого

чтения, помогает ориентироваться в содержании текста, находить требуемую

информацию, решать учебно-познавательные задачи. Мною, наиболее часто,

используются следующие приемы технологии критического мышления - таблица

«плюс-минус-интересно», ПОПС, составление схем по темам, составление таблицы,

составление «тонких» и «толстых» вопросов, чтение с остановками.

Подход кластеры (гроздья) заключается в написании непонятного слова, а затем

от него будут исходить несколько стрелок вправо, влево, сверху, вниз, рядом с

которыми будут записаны ассоциации, вызываемые данным словом. Также можно

использовать данный подход и для решения проблемы с точно таким же принципом,

где в центре расположена проблема, а под стрелочками возможные варианты решения.

Визуальные формы организации изучения материала или прием «выглядит, как…»,

«звучит, как…» хорош тем, что помимо визуальных ассоциаций может вызывать

также звуковой ряд.

Кейс-метод – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на

обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), (просмотр

социальных роликов, видеоматериалов, конкретных ситуаций).

Карта мышления – это схематическое изображение наших мыслей, напоминающее

запутанную сеть из идей, слов-ассоциаций, названий и изображений, которая

«прорастает» из одной центральной идеи или слова.

Работа с текстом позволяет использовать многообразие приемов и форм работы.

Применяя тот или иной прием учебной работы,

преподаватель и обучающиеся

одновременно выполняют и связанные с ним приёмы умственной деятельности. Чем

сложнее приём работы, тем больше количество приёмов умственной деятельности

скрывается за ними.



В раздел образования