Автор: Шакирова Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Нефтекамский педагогический колледж
Населённый пункт: г. Нефтекамск Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Работа с текстом на уроке истории
Раздел: среднее профессиональное
Работа с текстом на уроке истории.
Выполнила преподаватель ГБПОУ
Нефтекамский педагогический колледж
Шакирова Е.Н.
Проблема
обучения
чтению
становится
актуальной
не
случайно.
Процесс
информатизации общества растет, предъявляются новые требования к систематизации
и анализу информации. Высокие требования предъявляет общество к выпускнику
образовательной организации. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания,
применять их на практике, работать с различной информацией, анализировать,
обобщать, критически мыслить.
В основе процесса обучения на уроках истории лежит работа с текстом. Текст
понятие многоплановое: учебник, схема, слайд, но для обучающегося это основа
обучения.
Для
того
чтобы
научится
понимать
текст,
необходимо
овладеть
определенными навыками и технологиями работы.
Большую роль играет подготовленный текстовой материал – теоретический или
документальный, а также продуманная система заданий к текстовому материалу.
Задания, как правило, составляются так, чтобы обучающиеся последовательно
осуществляли этапы работы с текстом. Изучение фактического материала в
документах подводит к пониманию причин разной трактовки события документа, а это
позволяет аргументированно высказывать собственное мнение. Можно использовать
прием соединения текста с иллюстрированным материалом, последовательности
подачи информации, объединение разных текстов и их фрагментов. В этом случае к
текстовой информации составляются задания, требующие установления причинно-
следственных связей.
Различные способы подачи информации учителем, создают такое пространство для
деятельности обучающихся, в котором текст становится не только объектом изучения,
но и доставляет радость самостоятельно сделанного открытия. Однако возможности
использования текста этим не исчерпываются. Следует, остановится на составлении
текстов, обучающего характера. Обучающие тексты можно разделить на виды: с
нарушением
последовательности
информации,
включающей
фактические
или
логические ошибки, с лишней или не достающей информацией, с противоречащей
информацией. С помощью обучающих текстов можно не только развивать к
самостоятельной учебной деятельности, но и успешно формировать аналитические
навыки работы с информацией.
Система работы с текстом, в основе которой лежит технология развития
критического мышления, также способствует формированию навыков вдумчивого
чтения, помогает ориентироваться в содержании текста, находить требуемую
информацию, решать учебно-познавательные задачи. Мною, наиболее часто,
используются следующие приемы технологии критического мышления - таблица
«плюс-минус-интересно», ПОПС, составление схем по темам, составление таблицы,
составление «тонких» и «толстых» вопросов, чтение с остановками.
Подход кластеры (гроздья) заключается в написании непонятного слова, а затем
от него будут исходить несколько стрелок вправо, влево, сверху, вниз, рядом с
которыми будут записаны ассоциации, вызываемые данным словом. Также можно
использовать данный подход и для решения проблемы с точно таким же принципом,
где в центре расположена проблема, а под стрелочками возможные варианты решения.
Визуальные формы организации изучения материала или прием «выглядит, как…»,
«звучит, как…» хорош тем, что помимо визуальных ассоциаций может вызывать
также звуковой ряд.
Кейс-метод – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на
обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), (просмотр
социальных роликов, видеоматериалов, конкретных ситуаций).
Карта мышления – это схематическое изображение наших мыслей, напоминающее
запутанную сеть из идей, слов-ассоциаций, названий и изображений, которая
«прорастает» из одной центральной идеи или слова.
Работа с текстом позволяет использовать многообразие приемов и форм работы.
Применяя тот или иной прием учебной работы,
преподаватель и обучающиеся
одновременно выполняют и связанные с ним приёмы умственной деятельности. Чем
сложнее приём работы, тем больше количество приёмов умственной деятельности
скрывается за ними.