Автор: Патрушева Елена Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО УРАЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ «РИФЕЙ»
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: Статья, методическая разработка
Тема: «Развитие обучающихся с нарушением слуха при изучении предметов профессионального цикла по адаптивной программе профессиональной подготовки «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» (для лиц с ОВЗ).
Раздел: среднее профессиональное
«Развитие обучающихся с нарушением слуха при изучении предметов
профессионального цикла по адаптивной программе профессиональной
подготовки «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных
машин» (для лиц с ОВЗ)
(из опыта работы)
Основной проблемой обучающихся с нарушением слуха является коммуникация и
доступ к информации. Знание информационных технологий и умение работать на
компьютере является неотъемлемой частью культуры современного человека, поэтому,
преподаватель ставит пред собой задачу – создание условий для людей с ограниченными
возможностями (с нарушением слуха) в формировании умения выполнять ввод и обработку
информации на ЭВМ и обеспечение интеграции обучающихся с нарушением слуха в среду
слышащих людей.
В процессе обучения обучающихся с нарушением слуха были выявлены следующие
противоречия:
1.
Между
нормативным
содержанием
образования
и
индивидуальными
возможностями обучающихся с нарушением слуха;
2.
Между учебными программами и индивидуальными возможностями обучающихся
с нарушением слуха;
3.
Между
развитием
слышащих
обучающихся
и
особенностями
развития
обучающихся с нарушением слуха.
4.
Между потребностями в общении и степенью владения средствами общения;
5.
Между объемом имеющихся знаний и умением выразить их в словесной форме;
Работа по разрешению противоречий, возникающих в процессе обучения, проводится
по направлениям:
1.
Введение в образовательный процесс инноваций, новых приемов и методов
обучения, привязанных к конкретным условиям;
2.
Индивидуальная работа с учащимися с учетом специфики их развития;
3.
Создание условий для развития познавательной сферы обучающихся с нарушением
слуха в рамках изучения предметов профессионального цикла.
4.
Построение процесса обучения для решения комплекса задач, направленных не
только на освоение профессии, но и на усвоение социального опыта, опыта
творческой деятельности, позитивного отношения к труду.
5.
Сотрудничество с мастером производственного обучения, родителями обучающихся
.
Процесс
обучения
обучающихся
с
нарушением
слуха
–
это
специально
организованное,
целенаправленное,
последовательно
изменяющееся
взаимодействие
педагога, сурдопереводчика и обучающихся , в ходе которого решаются задачи образования,
воспитания и общего развития обучающихся
с нарушением слуха. Процесс обучения
строится с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением слуха и основных
методических положениях отечественной сурдопедагогики.
Весь педагогический процесс делится на теоретическую часть (около 40% учебного
времени) и практическую деятельность (60%учебного времени).
Изучение теоретического материала:
При изучении теоретических основ информационных технологий, особое внимание
уделяется изучению нового материала. Информация в учебной литературе изложена таким
образом, что она практически недоступна для понимания учащимися с нарушением слуха,
поскольку ученики имеют недостаточный словарный запас. Исходя из вышесказанного,
следует отметить, что при подготовке учебного материала, преподаватель тщательно
продумывает его обоснование; объяснение проходит с использованием слов-синонимов,
доступных для понимания обучающихся.
Новые понятия, необходимые для дальнейшего изучения теоретического материала
записываются в словарь. Содержание теоретического материала максимально приближено к
практической деятельности на ПК.
Одним из главных руководящих принципов в системе образования обучающихся с
нарушением слуха,
является
принцип связи
с деятельностью,
поэтому учебный
материал – это не только знакомство с новыми понятиями и программами, это еще и
«готовое»
руководство
к
использованию
элементов
программы
в
практической
деятельности.
Используются следующие методы изучения нового материала:
1.Лекция – конспект: а) Учитель объясняет новый материал, а те сведения, которые
должны быть в тетради, учащиеся списывают с доски; б) После объяснения учителя,
учащиеся просматривают презентацию по данной теме, и записывают необходимую
информацию со слайдов.
2.Лекция – конспект с обратной связью: Информацию ученики записывают с выданных
каждому отпечатанных бланков (переработанный теоретический материал с учетом
особенностей обучающихся с нарушением слуха), а затем отвечают на контрольные вопросы
с вариантами ответов (выявление степени усвоения учебного материала). Данный вид
деятельности способствует повышению уровня грамотности обучающихся , активно идет
восприятие, осмысление, понимание и запоминание учебного материала.
3.Лекция – «Учебный элемент»: Весь материал разбит на абзацы, в каждом из которых
отражается одна стержневая мысль. У обучающихся
формируется умение извлекать
основную мысль, передавать содержание абзацев своими словами (стержневые мысли
связаны между собой).
Еще раз отмечу, что изучение теоретического материала не сводится к пассивному
переписыванию лекции, новый материал изучается посредствам обсуждения проделанной
ране работы на ПК (опора на предыдущее), посредствам выполнения практической работы в
тетради, посредствам обсуждения вариантов выполнения какого-либо действия на ПК или
вариантов решения возникшей проблемы (навыки делать обобщения и выводы). Идет
активизация процесса запоминания излагаемого материала, развитие оперативной памяти, а
так же учитель может быстро получить информацию о степени усвоения учебного материала
на занятии.
Помимо этого, у каждого учащегося имеется «портфолио работ», где собраны лучшие
работы, выполненные на ПК, за весь период обучения.
При обучении обучающихся профессии «Мастер обработки цифровой информации»
особое внимание уделяется изучению программ компьютерной графики. Учитывая
особенности обучающихся
с нарушением слуха, имеющих недостаточно грамотный
словарный запас, им легче работать с изображениями, чем осуществлять набор текстовой
информации.
А
умение
реставрировать
фотографии,
создавать
визитные
карточки,
рекламные листовки, календари, открытки с последующей подготовкой для тиражирования в
типографии, весьма востребовано на современном рынке труда.
Роль упражнений при изучении и закреплении теоретического материала:
Одним из главных руководящих принципов при обучении обучающихся с нарушением
слуха, является принцип связи с деятельностью. Практическая деятельность – это выполнение
письменных работ, упражнений, заданий на ПК (закрепление теоретических знаний на
практике). По каждой теме, сконструированы упражнения, выполнение которых содержит
элементы творчества, упражнения побуждают к активной учебной деятельности и позволяют
проявить самостоятельность. Главное со стороны педагога - это как можно чаще обращаться
к уже имеющимся знаниям обучающихся , необходимо научно связывать вновь запоминаемое
с ранее приобретенными знаниями; включать новые знания в уже сложившиеся системы.
Уделяется особое внимание запоминанию слов, узнаванию их среди сходных.
На уроках информатики, упражнения применяются по направлениям:
1.
Упражнения, направленные на актуализацию знаний обучающихся ;
2.
Упражнения, для выполнения при изучении теоретического материала;
3.
Упражнения,
направленные
на
закрепление
полученных
знаний
и
формирование умений при изучении информационных технологий.
Так же с помощью специальных упражнений на уроках проводится систематическая
работа по развитию личности и компенсации сниженных функций познавательной сферы,
обучающихся с нарушением слуха:
Восприятие:
узнавание
предметов;
выделение
признаков
предмета;
узнавание
в
контурных изображениях хорошо знакомых предметов.
Внимание:
Развитие
устойчивости
внимания
-
зачеркнуть
слово
в
тексте;
Развитие переключения внимания - одно слово в тексте зачеркнуть, а другое подчеркнуть;
Концентрация внимания - найти и назвать чего не хватает на изображении, указать
лишнее в тексте или на картинке, определить какие инструменты использовались при
создании картинки.
Воображение Развитие творческого воображения происходит посредствам переработки
представлений уже имеющихся знаний в процесс свободного оперирования ими.
Память: В процессе изучения информатики возникают трудности с фиксацией
буквенного состава слова, поэтому уделяется особое внимание запоминанию слов,
узнаванию их среди сходных. Развитие зрительной памяти - зарисовать по памяти
кнопки П.И.
Мышление: Выделение сходства и различия между предметами; выделение внешних и
внутренних признаков; назначение третьего для подчеркивания черт сходства и различия
у двух первых; установление соответствия между названием и предметом.
Методы контроля и самоконтроля при изучении и закреплении
теоретического материала:
Контроль и проверка результатов является обязательным компонентом в процессе
обучения обучающихся
с нарушением слуха и имеет место на всех этапах обучения.
Основными методами контроля при изучении информатики являются:
1.
Кратковременные письменные работы: Данная форма работы позволяет выявить
степень усвоения материала. В процессе выполнения заданий идет работа по развитию
зрительной, двигательной и оперативной памяти, а так же развитие мыслительных операций.
2.
Самостоятельные работы на печатной основе: Данная форма работы способствует
экономии времени, поскольку учащиеся не делают лишних записей и задания выполняются
с большим интересом.
3.
Задания для выполнения в группах: Данная форма работы дает возможность для
активизации самостоятельности и творчества. В процессе деятельности, образуется хороший
речевой контакт, активно работают все учащиеся. Ребята учатся давать друг другу поручения
и выполнять их, доказывать правильность выполнения, рассказывать о проделанной работе
с опорой на конспект или выполненную работу на ПК.
4.
Тесты: Тесты позволяют оживить процесс обучения, повысить интерес к предмету,
сэкономить учебное время, быстро и мобильно проверить качество усвоения материала,
учитывать индивидуальные особенности обучающихся
в ходе проверки результатов
обучения.
Самоконтроль имеет в своей основе целый комплекс мыслительных операций: сравнение,
сопоставление, анализ, синтез, обобщение. Главным в обучении самоконтролю является
уяснение цели деятельности и ознакомление с образцами, по которым они будут сравнивать
применяемые способы выполнения работы и полученные результаты.
При изучении предметов профессионального цикла на уроках применяются следующие
виды самоконтроля:
1.
Самопроверка по образцу: Сличение – начальная стадия самоконтроля, которая
происходит после завершения всей работы или отдельных ее этапов путем сравнения.
Каждый ученик проверяет свою работу сам по образцу, подчеркивает ошибки (простым
карандашом) и ставит отметку (критерии оценивания предоставляются). Этот способ
проверки развивает внимание, способствует развитию самостоятельности обучающихся .
2.
Взаимопроверка: Взаимопроверка – это промежуточное звено между контролем
педагога
и
самоконтролем
обучающихся
.
После
выполнения
задания,
учащиеся
обмениваются работами, они должны отметить допущенные их товарищами ошибки.
Взаимный контроль позволяет углубить знания и совершенствовать умения обучающихся ,
способствует развитию внимания и ответственного отношения к делу.
3.
Взаимопроверка по образцу: Учащиеся проверяют работу своего соседа, либо тетради
собираются и тут же раздаются, но так, чтобы каждый учащийся получил чужую тетрадь.
Эталон правильно выполненного задания на доске или выдается лично каждому ученику.
После проверки, учащийся сам выставляет отметку (критерии оценивания предоставляются).
Для каждого ученика, результатом работы является – отметка за выполненное задание +
отметка за проверенную работу.
Таким образом, использование приемов самоконтроля помогает учащимся лучше
ориентироваться в различных ситуациях, быстрее осваивать новый материал, справляться с
задачами и упражнениями по данной теме.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что данная содержательная
и
методическая
направленность
обучения
показывает
высокий
уровень
подготовки
обучающихся с нарушением слуха. Эффективность выбранных методов и средств обучения
подтверждается достижениями обучающихся на городских и областных мероприятиях.
Пример урока
Изучаемая дисциплина: «Основы компьютерной графики».
Тема: Инструменты закрашивания и редактирования в программе Adobe PhotoShop CS.
Цель урока: Познакомить обучающихся с инструментами рисования и редактирования, а
так же способами создания объектов в программе Adobe PhotoShop CS.
Задачи:
Развивающие:
развитие зрительного восприятия посредствам зарисовки кнопок П.И;
развитие мыслительных операций: сравнение посредствам изучения нового
материала (редактор Paint, MS Word); обобщение посредствам изучения нового
материала;
развитие оперативной и долговременной памяти посредствам знакомства с
правилами работы с кнопками П.И. и выполнением упражнений;
Образовательные:
- познакомить обучающихся с инструментами закрашивания и редактирования;
познакомить обучающихся с кнопками П.И., которые позволяют создавать
простейшие объекты;
познакомить обучающихся
со способами использования инструментов
закрашивания и редактирования.
Воспитательные:
воспитание грамотной письменной и устной речи.
Оборудование:
Мультимедиа проектор;
Интерактивная доска;
Бланк - теоретический материал;
Бланки для выполнения упражнений;
Методы обучения:
Беседа;
Демонстрация;
Лекция;
Ход урока:
№
Этап
Содержание
Время
1.
Организацион
ный момент
Приветствие обучающихся ;
Проверка готовности обучающихся к работе;
3 мин
2.
Актуализация
знаний
Фронтальный
опрос:
С
каким
редактором
мы
познакомились на прошлом занятии? (назначение,
основные
характеристики
программы
Adobe
PhotoShop).
Упражнения:
На выданных бланках с интерфейсом программы
подписать недостающие элементы; см. Приложение 1.
С какими новыми кнопками П.И. блока «Выделение»
вы познакомились на прошлом уроке?
В выданном тексте подчеркните названия кнопок
блока «Выделение»:
лаовплдыоваволшебнаяпалочкагкшенгктловытмсдлыфпер
емещениевшщшгещзкшнерполатпмючждлоаукшщгепощш
итдачюялдмощжукшпголассощшгватимлючсмджфуолпщ
шукгнркегштмзцхйъйпшлэфльмдлвотиплпрямоугольноев
ыделениедршщкушцузщлполигонноелассоаждыфьплоаврп
ащшукоазщвыльдповщшгнрщшезщэклазщывопшаврщпгку
зщалзуцоапвертикальноевыделениещшгукещгцщзавприне
15 мин
3
Изучение
нового
материала
Знакомство
с
кнопками
П.И,
блок
«Инструменты
закрашивания и редактирования»:
проговаривание названий кнопок П.И.;
сравнение с редактором Paint и MS Word – узнавание
ранее изученных кнопок П.И.;
применение
кнопок
П.И.
при
редактировании
изображений
(демонстрация
с
использованием
интерактивной доски);
конспектирование посредствам выданного учебного и
материала;); см.Приложение 2.
выполнение упражнения на ПК. см.Приложение 3.
47 мин
4
Закрепление
изученного
материала
Система вопросов:
1) Какой ластик стирает изображение до основания
рабочей области?
2) чем отличается рисование «Кистью» от рисования
«Карандашом»?
3) Какая кнопка отвечает за размазывание участка
картинки?
4) Какая кнопка отвечает за установление резкости на
картинке?
Упражнение (с последующей взаимопроверкой):
Даны кнопки П.И, и название блоков. Показать стрелками,
какие кнопки относятся к блоку «Выделение», какие к
блоку «Инструменты закрашивания и редактирования»:
см.Приложение 4.
20 мин
5
Итог урока,
домашнее
задание
Подведение
итогов
урока,
оценка
деятельности
обучающихся ;
Д\З: - составить кроссворд по теме «Кнопки П.И. , блок
«Выделение,
Инструменты
закрашивания
и
редактирования»; выучить кнопки П.И. «Инструменты
закрашивания и редактирования».
5 мин
Список используемой литературы:
1.
Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений.- М.:
Издательский центр «Академия», 2002.-224с.
2.
Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. – М., 1988.
3.
Бучилова И.А. и др. Инклюзивное образование: Учеб. пособие / Н.А. Борисова, И.А.
Букина, сост. О.Л. Леханова. – Череповец: ЧГУ, 2016. – 162 с.
4.
Вельгрус В.М. Трудовая и профессиональная подготовка неслышащих школьников.-
Екатеринбург, 1994. – 175с.
5.
Ефимов О.В. Практикум по компьютерной технологии. – М.:ФБФ , 1998. – 560 с.:ил.
6.
Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации./
под.ред. Л.М.Шипициной, Л.П.Назаровой. – СПб.: «Детство-Пресс»,2001. – 64с.