Автор: Абитова Мадина Александровна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: КЧР ГБПОО "Механико-технологический колледж"
Населённый пункт: с.Первомайское Малокарачаевский район Карачаево-Черкесская республика
Наименование материала: статья
Тема: Налоговый мониторинг как форма налогового контроля
Раздел: среднее профессиональное
Абитова Мадина Александровна
преподаватель экономических дисциплин
КЧР ГБПОО «Механико-технологический колледж»
с.Первомайское,Малокарачаевский район,КЧР
Налоговый мониторинг как форма налогового контроля
Аннотация:
В
современной
экономической
среде налоговый
контроль является
самостоятельным
правовым
институтом,
служащим
фундаментом
государственного
управления в сфере налогообложения. В России существует несколько форм налогового
контроля, на фоне которых налоговый мониторинг является новым направлением во
взаимодействии налоговых органов и хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков). В
статье дается понятие института налогового мониторинга, определяются его основные
задачи,
правовые
аспекты
функционирования
данного
института,
определяются
положительные и отрицательные моменты его проведения.
Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговый контроль, налоговая проверка,
бюджет, налоговый учет.
Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой обычные проверки
со стороны
налоговой
инспекции
заменяют
на онлайн-взаимодействие
путем
предоставления
инспекторам
удаленного
доступа
к информационным
системам
и отчетности.
Иными
словами,
инспекция
контролирует
правильность
расчета
и своевременность перечисления платежей в бюджет в режиме реального времени.
Контролю подлежат: налоги, сборы, страховые взносы, а также те обязательства, которые
компания должна исполнять в качестве налогового агента (п. 1 ст. 105.26 НК РФ).
Налоговый мониторинг проводят на добровольной основе. При этом проверяемому лицу
следует соответствовать обязательным критериям.
С 1 июля 2021 года критерии налогового мониторинга были значительно снижены
(п. 3 ст. 105.26 НК
РФ в редакции
Федерального
закона
от 29.12.2020
№ 470-ФЗ).
Рассмотрим их подробнее:
совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ
и страховых взносов, в том числе уплаченных в качестве налогового агента)
за календарный год, который предшествовал году подачи заявления, должна
составлять не менее
100
млн
руб. (без
налогов,
уплачиваемых
в связи
с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического
союза);
совокупная сумма
доходов по данным
годовой
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности за календарный год, который предшествовал году подачи заявления,
должен быть не менее 1 млрд руб.;
совокупная сумма
активов по данным
годовой
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности на 31 декабря календарного года, который предшествовал году подачи
заявления, должен составлять не менее 1 млрд руб.
Для компании — участника консолидированной группы налогоплательщиков, включая
ответственного участника,
а также для юридических лиц, которые уже находятся
на налоговом мониторинге и планируют его продлить, соответствие вышеприведенным
условиям необязательно.
Проведение налогового мониторинга несет в себе определенные преимущества. В частности,
это:
экономия времени за счет отмены традиционных форм контроля, в т.ч. камеральных
проверок (за некоторым исключением);
уменьшение количества истребуемых документов и др.;
возможность оперативного согласования вопросов налогообложения планируемых
и уже совершенных операций (налоговая инспекция предоставляет мотивированное
мнение относительно той или иной сделки);
отсутствие
штрафов
и пени
в случае
выполнения
мотивированного
мнения
налогового органа.
Таким образом, налоговый мониторинг — это гарант снижения налоговых рисков и,
следовательно, доначислений по результатам налоговых проверок. Это способствует
наиболее точному прогнозу налоговой нагрузки в обозримом будущем.
Однако на ряду с преимуществами у налогового мониторинга есть и недостатки:
постоянный контроль со стороны инспекторов;
необходимость настройки доступа проверяющим к информационным системам
компании и обязательность постоянного обновления данных в IT-программах;
повышенный риск утечки конфиденциальной информации из-за расширенного
доступа к системе;
прозрачность учета и, как следствие, риск увеличения обязательных платежей;
высокие требования к системам внутреннего контроля и учета;
существенные
затраты
на налоговый
мониторинг
(трудовые,
материальные
и временные).
Для того, чтобы осуществить переход на налоговый мониторинг, необходимо предоставить
в инспекцию соответствующее заявление.
Крайняя дата подачи заявления на налоговый мониторинг — 1 сентября года,
который
предшествует периоду проведения налогового мониторинга.
Таким образом, в 2022 году компания может представить заявление на налоговый
мониторинг с 1 января 2023 года, если сделает это не позднее 1 сентября 2022 года.
Основание —
п. 1 ст. 105.27 НК
РФ.
Форма
заявления
утверждена
приказом
ФНС
от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ (приложение № 1). Для перехода на налоговый мониторинг
с 1 января 2022 года, заявление следовало представить не позднее 1 сентября 2021 года.
Перед представлением заявления необходимо собрать «пакет документов».
К заявлению
на проведение
налогового
мониторинга
необходимо
приложить
такие
документы, как (п.2 ст.105.27 НК РФ):
регламент информационного взаимодействия;
сведения
о физических
и юридических
лицах,
которые
прямо
или
косвенно
участвуют в компании, и доля такого участия превышает 25%;
учетная политика для целей налогообложения за календарный год, в котором подано
заявление на проведение налогового мониторинга (с описанием порядка отражения
в регистрах бухгалтерского и налогового учета расходов и доходов, налоговой базы
и объектов налогообложения, а также нужны сведения о регистрах бухгалтерского
и налогового учета);
внутренние документы, согласно которым функционирует система внутреннего
контроля.
Список использованных источников:
1.Налоговый мониторинг: опыт правового регулирования
и перспективы развития в
Российской Федерации, Литвинова Ю.М. 2017
2. Налоговый мониторинг как инновационный способ контроля, Гнатышина Е.И.,Лебедева
Е.С.,2018
3. Налоговый
мониторинг
как
инструмент
совершенствования
налогового
администрирования и минимизации рисков российских компаний, Шамсиева М.В.,2019