Напоминание

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля


Автор: Абитова Мадина Александровна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: КЧР ГБПОО "Механико-технологический колледж"
Населённый пункт: с.Первомайское Малокарачаевский район Карачаево-Черкесская республика
Наименование материала: статья
Тема: Налоговый мониторинг как форма налогового контроля
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Абитова Мадина Александровна

преподаватель экономических дисциплин

КЧР ГБПОО «Механико-технологический колледж»

с.Первомайское,Малокарачаевский район,КЧР

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

Аннотация:

В

современной

экономической

среде налоговый

контроль является

самостоятельным

правовым

институтом,

служащим

фундаментом

государственного

управления в сфере налогообложения. В России существует несколько форм налогового

контроля, на фоне которых налоговый мониторинг является новым направлением во

взаимодействии налоговых органов и хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков). В

статье дается понятие института налогового мониторинга, определяются его основные

задачи,

правовые

аспекты

функционирования

данного

института,

определяются

положительные и отрицательные моменты его проведения.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговый контроль, налоговая проверка,

бюджет, налоговый учет.

Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой обычные проверки

со стороны

налоговой

инспекции

заменяют

на онлайн-взаимодействие

путем

предоставления

инспекторам

удаленного

доступа

к информационным

системам

и отчетности.

Иными

словами,

инспекция

контролирует

правильность

расчета

и своевременность перечисления платежей в бюджет в режиме реального времени.

Контролю подлежат: налоги, сборы, страховые взносы, а также те обязательства, которые

компания должна исполнять в качестве налогового агента (п. 1 ст. 105.26 НК РФ).

Налоговый мониторинг проводят на добровольной основе. При этом проверяемому лицу

следует соответствовать обязательным критериям.

С 1 июля 2021 года критерии налогового мониторинга были значительно снижены

(п. 3 ст. 105.26 НК

РФ в редакции

Федерального

закона

от 29.12.2020

№ 470-ФЗ).

Рассмотрим их подробнее:

совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ

и страховых взносов, в том числе уплаченных в качестве налогового агента)

за календарный год, который предшествовал году подачи заявления, должна

составлять не менее

100

млн

руб. (без

налогов,

уплачиваемых

в связи

с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического

союза);

совокупная сумма

доходов по данным

годовой

бухгалтерской

(финансовой)

отчетности за календарный год, который предшествовал году подачи заявления,

должен быть не менее 1 млрд руб.;

совокупная сумма

активов по данным

годовой

бухгалтерской

(финансовой)

отчетности на 31 декабря календарного года, который предшествовал году подачи

заявления, должен составлять не менее 1 млрд руб.

Для компании — участника консолидированной группы налогоплательщиков, включая

ответственного участника,

а также для юридических лиц, которые уже находятся

на налоговом мониторинге и планируют его продлить, соответствие вышеприведенным

условиям необязательно.

Проведение налогового мониторинга несет в себе определенные преимущества. В частности,

это:

экономия времени за счет отмены традиционных форм контроля, в т.ч. камеральных

проверок (за некоторым исключением);

уменьшение количества истребуемых документов и др.;

возможность оперативного согласования вопросов налогообложения планируемых

и уже совершенных операций (налоговая инспекция предоставляет мотивированное

мнение относительно той или иной сделки);

отсутствие

штрафов

и пени

в случае

выполнения

мотивированного

мнения

налогового органа.

Таким образом, налоговый мониторинг — это гарант снижения налоговых рисков и,

следовательно, доначислений по результатам налоговых проверок. Это способствует

наиболее точному прогнозу налоговой нагрузки в обозримом будущем.

Однако на ряду с преимуществами у налогового мониторинга есть и недостатки:

постоянный контроль со стороны инспекторов;

необходимость настройки доступа проверяющим к информационным системам

компании и обязательность постоянного обновления данных в IT-программах;

повышенный риск утечки конфиденциальной информации из-за расширенного

доступа к системе;

прозрачность учета и, как следствие, риск увеличения обязательных платежей;

высокие требования к системам внутреннего контроля и учета;

существенные

затраты

на налоговый

мониторинг

(трудовые,

материальные

и временные).

Для того, чтобы осуществить переход на налоговый мониторинг, необходимо предоставить

в инспекцию соответствующее заявление.

Крайняя дата подачи заявления на налоговый мониторинг — 1 сентября года,

который

предшествует периоду проведения налогового мониторинга.

Таким образом, в 2022 году компания может представить заявление на налоговый

мониторинг с 1 января 2023 года, если сделает это не позднее 1 сентября 2022 года.

Основание —

п. 1 ст. 105.27 НК

РФ.

Форма

заявления

утверждена

приказом

ФНС

от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ (приложение № 1). Для перехода на налоговый мониторинг

с 1 января 2022 года, заявление следовало представить не позднее 1 сентября 2021 года.

Перед представлением заявления необходимо собрать «пакет документов».

К заявлению

на проведение

налогового

мониторинга

необходимо

приложить

такие

документы, как (п.2 ст.105.27 НК РФ):

регламент информационного взаимодействия;

сведения

о физических

и юридических

лицах,

которые

прямо

или

косвенно

участвуют в компании, и доля такого участия превышает 25%;

учетная политика для целей налогообложения за календарный год, в котором подано

заявление на проведение налогового мониторинга (с описанием порядка отражения

в регистрах бухгалтерского и налогового учета расходов и доходов, налоговой базы

и объектов налогообложения, а также нужны сведения о регистрах бухгалтерского

и налогового учета);

внутренние документы, согласно которым функционирует система внутреннего

контроля.

Список использованных источников:

1.Налоговый мониторинг: опыт правового регулирования

и перспективы развития в

Российской Федерации, Литвинова Ю.М. 2017

2. Налоговый мониторинг как инновационный способ контроля, Гнатышина Е.И.,Лебедева

Е.С.,2018

3. Налоговый

мониторинг

как

инструмент

совершенствования

налогового

администрирования и минимизации рисков российских компаний, Шамсиева М.В.,2019



В раздел образования