Напоминание

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.


Автор: Белоус Дарья Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Таганрогский музыкальный колледж"
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: Методическая разработка урока по литературе
Тема: М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.

Цели: охарактеризовать эпоху 30-х годов XIX века; пробудить интерес учащихся к личности и

творчеству М. Ю. Лермонтова; повторить ранее изученные произведения поэта.

Наглядные пособия: портреты М. Ю. Лермонтова разных художников; выставка книг –

произведений поэта.

Эпиграф к уроку: Глубокий и могучий ум! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий

и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого.

План: В. Г. Белинский о Лермонтове.

1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник А. С. Пушкина.

2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве. Темы, мотивы и образы ранней лирики

Лермонтова (1830—1834).

3. Переезд в Петербург. Военная служба. Жанровое и художественное своеобразие творчества

М. Ю. Лермонтова петербургского периода (1834—1837).

4. Первая ссылка на Кавказ (1837). Новые мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

5. Возвращение в Петербург. Идейно-художественные особенности лирики М.Ю.Лермонтова

(1838—1840).

6. Вторая ссылка на Кавказ. Идейно-художественное своеобразие произведений последних лет.

7. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.

I. Вступительное слово учителя.

М. Ю. Лермонтов (1814–1841гг.) – великий поэт, прозаик, драматург, талантливый

живописец и скульптор, способный музыкант. Его творчество – высшая точка развития русской

поэзии послепушкинского периода.

С именем М. Ю. Лермонтова связывается понятие «30-е годы XIX века». Это время

двадцатипятилетнего правления одного из самых жестоких русских самодержцев – Николая I.

Зловещая расправа над декабристами, деспотизм и произвол, нетерпимость ко всякому

проявлению независимости, по словам А. И. Герцена, «глубокое отчаяние и всеобщее уныние»

царили в России. Он мел в виду время, наступившее после 14 декабря 1825 года – восстания

декабристов. Но в то же время нарастал народный гнев, проявлялось стихийное недовольство

крестьян.

В русской литературе того периода происходят заметные изменения. Постепенно уходит в

прошлое поэзия пушкинской поры с её верой в конечное торжество разума, просвещения, с её

стремлением к ясности и точности поэтического языка. Появляется новый тип психологической

философской лирики с подчёркнутой склонностью к самоанализу, к осмыслению всеобщих

законов природы и бытия.

Говоря о произведениях Лермонтова, В.Г. Белинский очень проницательно заметил, что в

них «нет уже надежды, они поражают душу читателя безверием в жизнь и чувства человеческие

при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде

вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем

другой эпохи и его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего

общества» (В. Г. Белинский).

Творчество М. Ю. Лермонтова отразило новый этап эволюции общественного сознания.

Литературная жизнь Лермонтова – от ученических опытов до «Героя нашего времени» –

продолжалась неполных 13 лет (1828–1840 гг.), за которые им было написано более 400

стихотворений, 6 драм, около 30 поэм и 3 романа («Герой нашего времени», «Вадим», «Княгиня

1

Лиговская»). В. Г. Белинский дал такую оценку Лермонтову: «Он всевластный обладатель

царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе

– в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним

миром души…».

II. Сообщения учащихся.

1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник А. С. Пушкина.

Начало поэтической славы. Чтение стихотворения «Смерть Поэта» (1837 г.). Отзыв

Лермонтова на трагическую гибель Пушкина («Пистолетный выстрел, убивший Пушкина,

пробудил душу Лермонтова», – писал Герцен).

Как Лермонтов выразил свое восхищение гением Пушкина и свою скорбь о нем? Каково

отношение Лермонтова к светскому обществу? Какую роль в сознании русского общества и в

жизни самого поэта сыграло это стихотворение?

Стихи потрясли Россию. Лермонтов разоблачил заговор вокруг Пушкина, он указал на

вдохновителей подлого убийства – это реакционные верхи дворянства, «против мнений»

которых «восстал» Поэт. Лермонтов предрекал, что их ждет суд истории.

2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.

Детство прошло в Тарханах Пензенской губернии. Родители: армейский капитан Юрий

Петрович Лермонтов и Мария Михайловна Лермонтова, урожденная Арсеньева,

принадлежащая к богатому и влиятельному роду Столыпиных. После ранней смерти матери М.

Ю. Лермонтова воспитывала бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. «Старушка Арсеньева

боготворила внука своего Лермонтова… «Она жила им одним», – рассказывали очевидцы. Отцу

было запрещено вмешиваться в воспитание сына.

Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, была «не особенно красива, высокого роста, сурова

и до некоторой степени неуклюжа». Обладала недюжинным умом, силой воли и деловой

хваткой. Происходила из знаменитого рода Столыпиных. Её отец, Алексей Емельянович

Столыпин, несколько лет избирался Пензенским губернским предводителем дворянства. В его

семье было 11 детей. Елизавета Алексеевна была первым ребёнком.

После рождения 17 (28) марта 1795 года единственной дочери, Марии, Елизавета

Алексеевна заболела женской болезнью. Вследствие этого Михаил Васильевич сошёлся с

соседкой по имению, помещицей Мансырёвой, муж которой длительное время находился за

границей в действующей армии.2 (14) января 1810 года, узнав во время рождественской ёлки,

устроенной им для дочери, о возвращении мужа Мансырёвой домой, Михаил Васильевич

принял яд. Елизавета Алексеевна, заявила: «собаке собачья смерть», вместе с дочерью на

время похорон уехала в Пензу. Михаил Васильевич был похоронен в семейном склепе в

Тарханах.

Елизавета Алексеевна Арсеньева стала сама управлять своим имением. Своих

крепостных, которых у неё было около 600 душ, она держала в строгости, хотя, в отличие от

других помещиков, никогда не применяла к ним телесные наказания. Самым строгим

наказанием у неё было выбрить половину головы у провинившегося мужика, или отрезать косу

у крепостной.

Поместье Юрия Петровича Лермонтова — Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской

губернии (в настоящее время село Кропотово-Лермонтово Становлянского района Липецкой

области) — находилось по соседству с селом Васильевским, принадлежавшим роду

Арсеньевых. Замуж за Юрия Петровича Марья Михайловна вышла, когда ей не было ещё и 17

лет,- как тогда говорили, «выскочила по горячке». Но для Юрия Петровича это была блестящая

партия.

2

После свадьбы семья Лермонтовых поселилась в Тарханах. Однако рожать свою, не

отличавшуюся крепким здоровьем, молодую жену Юрий Петрович повёз в Москву, где можно

было рассчитывать на помощь опытных врачей. Там в ночь

со 2 (14) октября на 3 (15) октября 1814 года в доме напротив Красных ворот (сейчас на этом

месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением

М. Ю. Лермонтова) на свет появился будущий великий русский поэт.

11 (23) октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот крестили новорождённого Михаила

Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она же,

недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а

Михаилом — в честь деда, Михаила Васильевича Арсеньева.

Первый биограф Михаила Лермонтова, Павел Александрович Висковатый (1842—1905),

отмечал, что его мать, Марья Михайловна, была «одарена душою музыкальной». Она часто

музицировала на фортепиано, держа маленького сына на коленях, и якобы от неё Михаил

Юрьевич унаследовал «необычайную нервность свою».

Семейное счастье Лермонтовых было недолгим. «Юрий Петрович охладел к жене по той же

причине, как и его тесть к тёще; вследствие этого Юрий Петрович завёл интимные

отношения с бонной своего сына, молоденькой немкой, Сесильей Фёдоровной, и, кроме того, с

дворовыми… Буря разразилась после поездки Юрия Петровича с Марьей Михайловной в гости,

к соседям Головниным… едучи обратно в Тарханы, Марья Михайловна стала упрекать своего

мужа в измене; тогда пылкий и раздражительный Юрий Петрович был выведен из себя этими

упрёками и ударил Марью Михайловну весьма сильно кулаком по лицу, что и послужило

впоследствии поводом к тому невыносимому положению, какое установилось в семье

Лермонтовых. С этого времени с невероятной быстротой развилась болезнь Марьи

Михайловны, впоследствии перешедшая в чахотку, которая и свела её преждевременно в

могилу. После смерти и похорон Марьи Михайловны… Юрию Петровичу ничего более не

оставалось, как уехать в своё собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку,

что он и сделал в скором времени, оставив своего сына, ещё ребёнком, на попечение его

бабушке Елизавете Алексеевне…»

Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в

детстве не отличался крепким здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия,

чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. О

чувствах и интересах отца она не заботилась.

Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводит события и

действующих лиц своей личной жизни. В драме с немецким заглавием — «Menschen und

Leidenschaften» — рассказан раздор между его отцом и бабушкой.

Лермонтов-отец не имел средств воспитывать сына так, как того хотелось

аристократической родне, — и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре

тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать до 16 лет,

сделать своим единственным наследником и во всём советоваться с отцом. Но последнее

условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия

со стороны Арсеньевой.

Ребёнок с самого начала должен был осознавать противоестественность этого положения.

Его детство протекало в поместье бабушки — в селе Тарханы Пензенской губернии. Мальчика

окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений детства, свойственных возрасту, у

него не было.

Сначала была учеба в Благородном пансионе при Московском университете (1828 - 1830),

а затем в Московском университете (1830–1832 гг). «Москва не безмолвная громада камней

холодных… Нет! У нее есть своя душа, своя жизнь» (М. Ю. Лермонтов).

3

Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова (1830—1834). После двух лет обучения

в пансионе Лермонтов поступил на словесный факультет Московского университета. Можно

сказать, что и 16 лет он был уже вполне сформировавшейся личностью, к тому же отчетливо

осознавал и свою гениальность, и непохожесть па других. Он жил в своем внутреннем мире,

мало обращая внимание на то, что его окружало. Одновременно с Лермонтовым в эти годы в

Московском университете учились такие яркие и необычные личности, как В. Г. Белинский, А.

И. Герцен, Н. В.Станкевич, вокруг которых образовались кружки свободомыслящей молодежи.

(В кружке рассматривались проблемы философии, истории; защищалась идея свободы

человеческой личности. Не обходили своим вниманием и искусство.)

Но Лермонтов не был с ними знаком, да и вряд ли знал о существовании таких студенческих

объединений. Отношения со сверстниками и однокашниками складывались у него трудно,

одновременно с тем крепло в душе осознание какого-то глобального, нечеловеческого

одиночества, отчуждения от мира.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как судьбе послушно,

Года уходят будто сны...

<...>

Никто о том не покрушится,

И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселиться,

Чем о рождении моем...

(«Одиночество», 1830)

В 1829 году в лирике Лермонтова появился образ Демона, который проходит через все его

творчество. В этом образе воплотился неразрешимый

конфликт мировоззрения поэта —

конфликт между гармонией и хаосом, добром и злом, покоем и поиском. «Демоническая»

гордость не дает лирическому герою смириться с существующим миропорядком, провоцирует

на бунт и отрицание.

Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой...

(«Я не для ангелов и рая...», 1831)

В это же время Лермонтов определил и свой поэтический путь, особенности своего творческого

«я»:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

(«Нет, я не Байрон, я другой...», 1832)

(Байрон - британский поэт-романтик).

Осознанием собственного несходства с другими, одиночества и отверженности

объясняется трагическая тональность творчества Лермонтова. Он как будто раз и навсегда

убежден в невозможности обретения согласия с миром, людьми и самим собой.

В то же время «земное» не отпускает человека, он во власти страстей, иногда веры в

возможность счастья. Тогда герой испытывает чувство вины, раскаяние за то, что совершает

предательство, забывая о главном — божественном. В минуты внутреннего смятения

лирический герой выражает свои сомнения в молитве.

4

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю...

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен Я, Боже, не Тебе молюсь.

(«Молитва», 1829)

Так определяется основной конфликт мироощущения поэта, зарождаются основные

мотивы его лирики: одиночество, самопознание, противоборство земных и небесных сил в

душе человека, стремление к абсолютной свободе и отрицание действительности.

Московский период жизни Лермонтова принес ему любовь, которой он остался верен до

конца своих дней, — к Варваре Лопухиной. Это было идеальное чувство, поэт не помышлял о

том, что любимая может связать с ним жизнь, она уже была помолвлена и вскоре вышла замуж.

Изначальная безнадежность этой любви внесла в лирику Лермонтова новые трагические

оттенки. Образом Варвары Лопухиной овеяно множество стихотворений, ей посвящена поэма

«Демон».

Чтение стихотворений «Нищий» (1830 г.), «Ангел» (1831 г.), «Желание» (1831 г.),

«Ужасная судьба отца и сына» (1831 г.), «Жалобы турка» (1829 г.), «Совет» (1830 г.), «Гроза»

(1830 г.). Лермонтов не публиковал свои ранние стихи (кроме «Весны» и «Паруса»). Поэт

воспринимал их как ученические опыты, предназначенные лишь для себя.

3. Переезд в Петербург. Военная служба. Только год длилось пребывание поэта в

Московском университете, в 1832 году он приехал в Петербург с целью перевестись в

Петербургский университет. Однако перспектива провести еще четыре года на ученической

скамье испугала поэта, он как будто чувствовал, какой краткий срок отпущен ему на земле, и

торопился жить. Он стремился обрести независимость и предпочел военное образование

университетскому. Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и

кавалерийских юнкеров, увлекшись романтикой военной службы.

Этот шаг крайне расстроил бабушку поэта, которая предчувствовала его роковые

последствия. Да и сам Лермонтов быстро разочаровался в своем выборе. Обстановка юнкерской

школы подавляла какие бы то ни было свободные проявления в воспитанниках, дисциплина

была строжайшей.

Не понравился Лермонтову и Петербург, и петербургское общество, которое он назвал

«французским садом, узким и незамысловатым, но в котором с первого раза можно потеряться,

до того хозяйские ножницы уничтожили в нем все самобытное».

В эти годы Лермонтов писал мало, он не имел для этого необходимых условий, круг его

общения и образ жизни будущих офицеров не способствовал творчеству. В 1834 году он был

произведен в корнеты лейб-гусарского полка, расположенного в Царском Селе. Благодаря

заботам бабушки Лермонтов ни в чем не нуждался и мог после двух лет строжайшего

распорядка позволить себе закружиться в вихре светских развлечений. «Насмешливый, едкий,

ловкий, вместе с тем полный ума самого блестящего, богатый, независимый, он сделался

душою общества молодых людей высшего круга; он был запевалой в беседах, в удовольствиях,

в кутежах, словом, всего того, что составляло жизнь в эти годы», — вспоминала близкая

знакомая поэта графиня Ростопчина.

Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова

петербургского периода (1834—1837).

5

Живя в Царском Селе и Петербурге, Лермонтов наконец вошел в литературные круги,

начал активно публиковать свои произведения. Он закончил поэму «Боярин Орша», повесть

«Казначейша», создал множество стихов и самое яркое произведение тех лет — драму

«Маскарад» (1835).

Творческий интерес поэта постепенно все более сосредоточивался на образе

современника, героя времени, на проблеме взаимоотношений человека и общества. Герой

драмы Арбенин — светский человек, в котором способность к глубоким чувствам и

благородство сочетаются с разочарованностью и неверием. Он видит мир, в котором живет,

изнутри и как будто свысока, прекрасно понимает его законы и пороки, и это, как ему кажется,

дает ему право судить этот мир, мстить ему и наказывать за обман. Лицемерие, лживость,

двуличность, искаженность человеческой природы — вот что скрывается за символом

маскарада. В душах людей «преграда рушена между добром и злом», как говорит Арбенин.

Считая себя судьей света, герой сам становится жертвой светской интриги. Жертвой

становится и единственный непорочный и чистый душой человек — жена Арбенина Нина, а

роль ее палача добровольно берет на себя любящий муж. Кульминация драмы — убийство

оклеветанной Нины обманутым, запутавшимся Арбениным.

Арбенин — игрок, ставками в его игре становятся судьбы и жизни людей. Когда

выясняется, что Нина не была ни в чем виновна, и герой понимает, что совершил просто

убийство, которое нельзя ничем оправдать, его система ценностей рушится, теперь он имеет

право судить только самого себя. За свой грех он расплачивается безумием. Автор и

сочувствует герою, и осуждает его, но еще очевиднее в драме звучит осуждение света, его

порочности, пустоты и лживости.

Конечно, Лермонтов хотел видеть «Маскарад» на сцене, но цензура запретила пьесу к

постановке.

В январе 1837 года на дуэли был смертельно ранен Александр Сергеевич Пушкин.

Лермонтов откликнулся на трагедию сразу, как только разнеслась весть о последствиях дуэли,

стихотворением «Смерть поэта». В первоначальном варианте текста нет последних

шестнадцати строк, они были написаны позже, когда стало понятно, что убийца Пушкина и

виновники интриги против поэта не будут наказаны, что им даже симпатизируют многие

представители света и двора. По воспоминаниям одного из родственников, когда об этом зашел

разговор в присутствии Лермонтова, он воскликнул: «Если над ними нет закона и суда земного,

если они палачи гения, так есть Божий суд!». Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ в

действующую армию.

Чтение стихотворений «Парус» (1832 г.).

4. Первая ссылка на Кавказ (1837). Новые мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

Все пережитое заставило поэта по-новому взглянуть на себя и мир. Лермонтов осознал,

что вольно или невольно он занял в глазах современников место покойного Пушкина. В том же

году из-под его пера появились строки, в которых зазвучали новые настроения, в чем-то схожие

с пушкинскими, как в стихотворении «Молитва» или «Когда волнуется желтеющая нива...»:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

Для лирического героя Лермонтова подобное состояние гармонии с миром — краткий

миг, редкая минута забвения, которая скоро пройдет, а на смену ей снова явится чувство

несовершенства бытия, тоска и одиночество.

6

Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия...») (1837) посвящено Варваре Лопухиной,

в которую поэт был влюблен с шестнадцати лет и которую считал одним из немногих близких

себе людей.

Поэт верит в то, что Матерь Божия услышит его молитву и защитит любимого им

человека. Но не его самого; за свою «душу пустынную» он не молится, не пытается умалить

испытаний и страданий, уже выпавших на его долю, и избежать тех, которые ещё ему

предстоят.

В жизни Лермонтова происходит то, что раньше он переживал только в воображении:

арест, ссылка, положение изгнанника, которому нет места в мире. Появляются все основания

еще более презирать этот мир, еще яснее видеть его пороки.

В то же время лирический герой Лермонтова начинает видеть себя как бы со стороны,

осознавать свою принадлежность ко времени и поколению.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

(«Дума», 1838)

Жизнь представляется бессмысленной и бесплодной. Эти мысли найдут отражение и в

«Дневнике Печорина» как воплощение коллективного сознания поколения: «Пробегаю в

памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: Зачем я жил? Для какой цели я

родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я

чувствую в душе моей силы необъятные... но я не угадал этого назначения, я увлекся

приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как

железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни».

Ссылка на Кавказ дала возможность увидеть новых людей, обогатила впечатлениями. Для

Лермонтова Кавказ – символ красоты и свободы.

Выразительное чтение глав из «Мцыри» (1839).

5. Возвращение в Петербург. Идейно-художественные особенности лирики

М.Ю.Лермонтова (1838—1840).

Лермонтов недолго пробыл в ссылке; благодаря хлопотам бабушки в конце 1837 года его

переводят в Гродненский полк, расквартированный недалеко от Петербурга, а весной 1838 года

разрешают вернуться в Царское Село. Поэт привез с Кавказа множество наблюдений и

замыслов: пребывание в Тамани и Пятигорске послужило основой для глав из романа «Герой

нашего времени», работа над которым уже была начата. Первые главы — «Бэла» и «Фаталист»

— появились в печати в 1839 году.

К этому же периоду относится и поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого

опричника и удалого купца Калашникова» (1838).

В стихотворении «Бородино» (1837) поэт обращается к событиям войны 1812 года, но в

нем отсутствует любимый образ Наполеона и расставлены другие акценты: читатель слышит

простого русского солдата и его незамысловатый рассказ пробуждает чувство гордости за силу

духа народа-победителя.

В то же время Лермонтов возвращается к герою, которому тесен мир, но трагедия такого

героя осмысляется им более широко. В его последних поэмах «Мцыри» (1839) и «Демон»

(1839) конфликт личности и мира приобретает космический масштаб. Главная тема поэмы

«Мцыри» – изображение смелой и сильной личности, юноши, рвущегося на свободу, на родину.

7

Одиночество героя поэмы «Мцыри» — это абсолютное одиночество человеческой души,

которой нет места в мире. Ни в монастыре, ни на свободе, ни рядом с людьми, ни в единении с

природой такая душа не может найти себе пристанища. И она уходит туда, где и есть ее

настоящая родина — в вечность, во Вселенную.

Конфликт поэмы «Демон» разворачивается уже в космических декорациях. Демон у

Лермонтова является не олицетворением вселенского зла, а «царем познанья и свободы». Он

падший ангел, потому что ставит под сомнение не истинность божественных законов, а их

абсолютную неоспоримость. Он наблюдает земную жизнь с двойственным чувством. С одной

стороны, с высоты своего бессмертия он испытывает презрение к людям, чья жизнь столь

быстротечна, но, с другой — зависть, ведь эта короткая жизнь полна чувств, красоты, а его

бессмертие пусто и однообразно. Желание познать полноту и яркость жизни рождает в нем и

желание добра, примирения, раскаяния. Но Демон — создание не земное, он принадлежит к

чуждым силам, не может изменить свою природу. Он обречен на одиночество так же, как и

Мцыри.

Пребывание в Петербурге было тягостно для Лермонтова. Он пытался подать в отставку,

уйти в годовой отпуск, просил о переводе обратно на Кавказ — на все просьбы командование

отвечало отказом.

Будучи в центре внимания общества, он чувствовал себя глубоко одиноким. Усугубляется

ощущение пустоты и бесцельности существования, иллюзорности чувств и стремлений,

которое выражается в горьких стихах:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка...

(«И скучно и грустно!», 1840)

На одном из балов в феврале 1840 года Лермонтов поссорился с сыном французского

посланника Э.де Барантом. (

Молодому французу сообщили эпиграмму Лермонтова, писанную ещё в

юнкерской школе по адресу совершенно другого лица, и уверили, что поэт оскорбил в этом четверостишии именно

его, да ещё будто бы дурно отзывался о нём в разговоре с одной дамой. На балу Барант подошёл к Лермонтову и

потребовал от него объяснений. Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной

речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль окончилась бескровно: одна шпага

переломилась, перешли на пистолеты, и Барант, хотя и целился, промахнулся, а Лермонтов уже после этого

разрядил пистолет, выстрелив в сторону. Противники помирились и разъехались. Но тайными путями о дуэли

стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду за «недонесение» о дуэли.

Последовал арест и повторный перевод Лермонтова на Кавказ в действующую армию).

Чтение стихотворений «Валерик» (1840 г.), «И скучно и грустно» (1840 г.)

6. Вторая ссылка на Кавказ. Идейно-художественное своеобразие произведений последних

лет.

Лермонтов покинул Петербург без сожаления. В 1840 г. был полностью напечатан и

роман «Герой нашего времени».

В лирике Лермонтова последних лет появились новые жанры: лирические новеллы —

«Дары Терека» (1839), «Три пальмы» (1839), «Пленный рыцарь» (1840); стихотворения-

притчи — «Листок», «Утес» (1841), авторизованный перевод баллады австрийского поэта

И.К. фон Цейдлица «Воздушный корабль» (1840).

Во время пребывания на Кавказе Лермонтов участвовал в военных действиях, иногда, по

воспоминаниям служивших с ним офицеров, проявляя храбрость, граничащую с безумством,

словно испытывая судьбу. За героическое поведение в бою при реке Валерик командование

представило Лермонтова к высокой награде — ордену Св. Владимира IV степени. Вот как

говорится об этом в донесении: «Тенгинского пехотного полка Лермонтов во время штурма

неприятельских завалов на реке Валерик имел поручение наблюдать за действиями передовой

8

штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с

величайшей для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами.

Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с

отличным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в

неприятельские завалы».

Этот бой Лермонтов описал в стихотворении «Валерик» (1840).

Поэтическая речь движется очень динамично, текст словно пропитан энергией боя,

события развиваются мгновенно, лирический герой описывает их лаконично и реалистически

подробно.

Временами в повествовании появляются истинно трогательные моменты, полные

искреннего чувства. Так рассказывает лирический герой о гибели капитана и скорби его боевых

товарищей:

...На ружья опершись, кругом

Стояли усачи седые...

И тихо плакали...

Потом Его останки боевые

Накрыли бережно плащом

И понесли...

Становится понятно, что именно это скупое, но искреннее проявление чувств людей, чьи

души закалены постоянной близостью смерти, а преданность друг другу доказана не словом, а

делом, — именно это и есть настоящее чувство, которого не знают и не могут понять

завсегдатаи светских салонов. Лирический герой и не рассчитывает на то, что будет понят

адресатом:

...В забавах света вам смешны

Тревоги дикие войны;

Свой ум вы не привыкли мучить

Тяжелой думой о конце...

Награду за бой при реке Валерик Лермонтов так и не получил, высшее командование не

хотело отличать строптивого офицера.

Пессимистические настроения в лирике Лермонтова этого периода усиливаются, все чаще

поэт возвращается к теме смерти, будто торопит ее, обращаясь к Богу со словами, в которых

одновременно звучит и злая ирония:

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей,

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил.

(«Благодарность», 1840)

Одно из последних стихотворений Лермонтова — «Пророк» (1841), в нем развивается

тема пушкинского «Пророка»: тот, кому дано свыше «глаголом жечь сердца людей», не имеет

права молчать. Пророк у Лермонтова скорее повторяет судьбу пушкинского «свободы сеятеля

пустынного», он не понят, гоним и презираем. Он страдает от обретенного дара всеведения,

потому что видит в сердцах людей только злобу и пороки. Лермонтов приходит к выводу, что

современному обществу не нужны «любви и правды чистые ученья», поэта-пророка объявляют

глупцом, избавляются от него так же, как свет старался избавиться от самого Лермонтова.

9

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» (1841) лирический герой М. Ю. Лермонтова

по-прежнему одинок, но одиночество его уже не трагично, наоборот, величественно. Человек

наедине со Вселенной ощущает себя частью ее, готов раствориться в ней. Душа как будто снова

вспомнила, откуда она пришла в мир.

7. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.

По дороге к месту службы Лермонтов по причине болезни остановился в Пятигорске. Он

проводил время в местном обществе, где встретил своего бывшего приятеля по Школе

гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Николая Мартынова. По

воспоминаниям людей, бывших свидетелями последних недель жизни поэта, он много работал

и в то же время чувствовал какую-то безудержную потребность в веселье, кутежах и шалостях,

которые шокировали общество. Образовался круг людей, настроенных по отношению к нему

враждебно, среди них оказался и Мартынов. Очередная стычка между ним и Лермонтовым

окончилась вызовом на дуэль. Почему-то никто не воспринял этот вызов серьезно и до

последнего момента все надеялись на благополучный исход и примирение противников. По

свидетельству друзей, Лермонтов говорил, что у него не поднимется рука стрелять в

Мартынова и что он выстрелит в воздух. Дуэль произошла 15 июля 1841 года у подножия горы

Машук. Лермонтов, стоящий с поднятым вверх дулом пистолетом, был убит выстрелом в грудь

навылет. «Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни

вперед… В правом боку дымилась рана, пуля пробила сердце и легкое… Черная туча, медленно

поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную

память новопреставленному рабу Михаилу» (Из воспоминаний секунданта Лермонтова князя

Васильчикова).

Незадолго до гибели поэт с ужасающей точностью воспроизвел картину собственной

гибели в стихотворении «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...») (1841).

Похороны Михаила Юрьевича Лермонтова состоялись 17 июля на кладбище Пятигорска

без воинских почестей, но при огромном скоплении людей, пришедших проститься с поэтом.

Весной 1842 года его прах был перевезен в имение Тарханы, где поэт провел детство, и был

погребен рядом с могилой матери.

Домашнее задание (по группам).

1. «Смерть Поэта» (наизусть). Какую роль в сознании русского общества и в жизни Лермонтова

сыграло это стихотворение?

2. Выразительное чтение стихотворения «1-е января». Сопоставительный анализ стихотворений

«Смерть Поэта» и «1-е января» (тема, идея, основной конфликт, стихотворный размер,

особенности рифмы, средства и приемы художественной выразительности: эпитеты, метафоры,

сравнения, антитезы и т. д.).

3. Стихотворение «Родина» (наизусть). Устный анализ стиха.

10



В раздел образования