Автор: Ковальчук Елена Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОмГУПС СП СПО ОМУЖТ
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Сестринский процесс
Раздел: среднее профессиональное
Тема
«Сестринский процесс. Документация к
сестринскому процессу
»
Термин «сестринский процесс» впервые введен в США сестрой Лидией Холл в
1955году. Слово «процесс» означает ход событий. В данном случае – последовательность
действий, предпринятые сестрой при оказании помощи.
Сестринский процесс
– это метод научно обоснованных и осуществляемых на
практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.
Этот метод включает в себя пациента и медицинскую сестру как взаимодействующих
лиц. В основе находится пациент как личность, требующая индивидуального подхода.
Цель СП – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении
основных человеческих потребностей через квалифицированный сестринский уход.
Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:
•
создание базы информационных данных о пациенте;
•
выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;
•
обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;
•
составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его
потребностями;
•
определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели
медицинского обслуживания данного пациента.
Значение внедрения сестринского процесса в следующем:
обеспечивается системный и индивидуальный подход к проведению сестринского
ухода;
становится необходимым активное участие пациента и его семьи в планировании и
обеспечении ухода;
создается возможность широкого использования стандартов профессиональной
деятельности;
осуществляется эффективное использование времени и ресурсов;
демонстрируется уровень профессиональной компетенции, ответственность и
надежность медицинской службы, медицинского обслуживания;
обеспечивается безопасность проведения медицинского обслуживания;
самое главное, сестринский процесс гарантирует качество оказания помощи,
которое можно проконтролировать.
Сестринский
процесс
несет
новое
понимание
роли
медицинской
сестры
в
практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической
подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с
пациентом как с личностью, а не как с объектом “манипуляционной техники”. Постоянное
присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным связующим
звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает
пациент. От того, какие отношения устанавливаются между медицинской сестрой и
пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.
Этапы сестринского процесса
1.
Сестринское обследование – оценка состояния пациента.
2.
Сестринская диагностика – интерпретация полученных при обследовании данных
выявление проблем пациента со здоровьем.
3.
Постановка целей и планирование предстоящей работы по уходу.
4.
Реализация составленного плана – выполнение сестринских вмешательств.
5.
Оценка результатов, эффективности сестринского ухода.
Первый этап - сестринское обследование.
Цель этапа - сбор информации о состоянии здоровья пациента для выявления у
него нарушенных потребностей, проблем существующих и потенциальных, чтобы
обеспечить качество жизни пациенту. Врачебная диагностика ставит целью постановку
диагноза, выявления причины и механизма развития заболевания.
Источниками информации могут быть:
•
сам пациент – наилучший источник;
•
члены семьи, сопровождающие лица, соседи по палате;
•
врачи, медицинские сестры, члены бригады скорой помощи, санитарки;
•
медицинская документация (данные обследований, выписки из стационарной или
амбулаторной карты);
•
специальная медицинская литература (справочники по уходу, стандарты сестринских
манипуляций, профессиональные журналы).
Различают субъективное и объективное сестринское обследование.
Субъективное обследование –информация, получаемая со слов пациента или другого
лица. Субъективная информация
- представления пациента о своем здоровье.
Полноценность информации зависит от умения сестры расположить собеседника к
общению.
Объективное обследование– непосредственный осмотр и дополнительные методы –
данные лабораторных и инструментальных исследований (например, анализы крови и
мочи,
рентгенологические
исследования)
и
специальные
измерения
(например:
измерение роста и массы тела).
Второй этап - сестринская диагностика.
Цель этапа:
определение проблем, возникающих у пациента;
установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем;
выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению
или разрешению проблем.
Проблема пациента – это ответная реакция пациента на болезнь или состояние
здоровья. Кроме того, это – обдуманный вывод, основанный на анализе информации. В
некоторых странах называют проблему «сестринским диагнозом». В нашей стране эта
формулировка не совсем оправдана, поскольку диагностикой занимается врач.
Проблема отличается от врачебного диагноза:
Врачебный диагноз
Проблемы
Определяет болезнь (острый гастрит)
Определяют ответные реакции организма в
связи с болезнью (изжога, боль в области
эпигастрия, рвота…)
Может оставаться неизменным в течение
всей болезни
Могут меняться каждый день или даже в
течение дня
Предполагает лечение в рамках врачебной
практики
Предполагают сестринские вмешательства
в пределах её компетенции и практики
Как правило, связан с возникшими
патофизиологическими изменениями в
организме
Часто связаны с представлениями пациента
о состоянии его здоровья
Виды сестринских диагнозов (проблем):
По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние:
1.
Физиологические – реакции на болезнь, обусловленные изменением функций
органов и систем (на воспалительные изменения в лёгких организм реагирует
нарушением функций органов дыхания: одышка, кашель…).
2.
Психологические – реакции, которые появились в ответ на болезненные
изменения
во
внутренних
органах
(страх,
плаксивость,
эмоциональная
ранимость).
3.
Социальные
–
связаны
с
нарушением
удовлетворения
социальных
потребностей
из-за
заболевания
(неполная
семья,
финансовая
несостоятельность, потеря трудоспособности).
4.
Духовные – реакции организма, затрагивающие духовную сферу (потеря
смысла жизни, нежелание следить за собой, уход в религию, одиночество).
По времени появления:
1.
Настоящие (основные и сопутствующие) – есть у пациента в момент
обследования (например: головная боль в связи с повышением артериального
давления, дефицит самоухода в связи с обездвиженностью пациента).
2.
Потенциальные (вероятные) –их нет на данный момент, но могут появиться с
течением времени (например: появление пролежней у обездвиженного
пациента, риск обезвоживания организма из-за упорной рвоты).
По серьёзности (приоритетности)
1.
Приоритетные - требуют срочных мероприятий, часто опасны для жизни
(одышка, удушье).
2.
Промежуточные - не требуют экстренных мер, не опасные для жизни
(снижение аппетита, слабость)
3.
Вторичные
– не имеют прямого отношения к данному заболеванию
(дисфункция кишечника у пациента с бронхитом).
Третий этап - планирование сестринского ухода
По ВОЗ планирование – это «документирование конкретно ожидаемых результатов
сестринского вмешательства в соответствии с планом сестринского ухода».
Во время планирования медсестра совместно с пациентом:
1.
Определяет цели (ожидаемый результат) для каждой проблемы.
2.
Выбирает характер и объём сестринских вмешательств, необходимых для
достижения поставленных целей;
3.
Определяет продолжительность (или кратность) сестринских вмешательств.
Виды целей:
1.
Краткосрочные – должны быть выполнены неотложно или в период до одной
недели (максимум двух). Определяются, как правило, в острой фазе
заболевания
в
стационаре
(например:
уменьшение
боли
в
области
послеоперационной раны).
2.
Долгосрочные – достигаются за более длительный период времени, в течение
многих недель. Они обычно направлены на профилактику осложнений, на
реабилитацию и социальную адаптацию.
При написании целей указываются следующие обязательные моменты:
мероприятия, действия – что делать;
критерий – дата, время, расстояние;
условия – с помощью кого (чего) делать.
Цель – ожидаемый результат по определенной проблеме. Она не должна создавать
препятствия лечению, проводимому другими специалистами.
Например,
медсестра должна научить пациента в течение 2-х дней ставить себе
согревающий компресс.
Действие – ставить компресс.
Временной критерий – в течение 2-х дней.
Условие – с помощью медсестры.
4 этап – выполнение (реализация) плана сестринских вмешательств
Цель данного этапа – обеспечение соответствующего ухода за пациентом, выполнение
действий, направленных на достижение цели. Сестринские вмешательства должны быть
основаны на:
индивидуальном подходе;
безопасности для пациента и медсестры;
обеспечении конфиденциальности, уважении личности пациента;
информированном согласии пациента;
поощрении пациента к самостоятельности.
Виды сестринских вмешательств
1.
Зависимые – выполняются на основании письменных предписаний врача, при
использовании
навыков
медицинской
сестры.
Медсестра
выступает
как
исполнитель. Например, раздача лекарств, выполнение инъекций согласно листам
назначений.
2.
Независимые
– непосредственная деятельность медсестры по собственной
инициативе, на основе знаний и умений. Например, мероприятия по личной
гигиене тяжелобольного, кормление, обучение навыкам самоухода.
3.
Взаимозависимые – совместная деятельность медсестры совместно с другими
специалистами. Например, с инструктором ЛФК, с врачом, с диетсестрой.
Выполняя манипуляции (медицинские услуги), медсестра использует стандарты
клинической деятельности. Стандарт (англ. standart – норма) – это образец, эталон,
модель, принятая для сопоставления.
Стандарт включает:
оснащение, которым можно и нужно пользоваться;
алгоритм выполнения (последовательность действий;
особенности выполнения данной манипуляции различным категориям пациентов;
особенности
получения
информированного
согласия
от
пациентов
перед
проведением данной услуги.
особенности документирования выполнения;
Стандарты необходимы для:
пациента – уверенность в получении качественной услуги;
сестры
–
улучшение
качества,
обоснованность
действий,
повышение
профессионального уровня, адаптация на рабочем месте;
ЛПУ – улучшение организационного и материально-технического обеспечения
рабочих мест, создание экспертной оценки всех видов сестринской деятельности;
здравоохранения – гарантия высокого качества оказываемой пациентам помощи,
повышение профессионального статуса сестринского персонала, развитие научных
исследований в сестринском деле.
5 этап - оценка эффективности
Цель данного этапа: определить степень, до которой намеченные мероприятия по
уходу за пациентом были достигнуты.
Включает:
оценку реакции пациента на уход: улучшение, ухудшение, прежнее состояние;
оценку действий самой медсестры (результат достигнут, частично достигнут, не
достигнут);
мнение пациента или его семьи;
оценку действий сестрой-руководителем.
При не достижении цели или частичном достижении сестра формулирует заключение:
план помощи необходимо пересмотреть.
Оценка обязательно проводится в случае
выписки пациента, перевода его в другое лечебное учреждение, в случае смерти или
длительного заболевания.
Возможные проблемы пациента
Нарушение в
удовлетворении
потребности
Проблемы пациента
Причины проблем
пациента
Дышать
одышка с затрудненным
выдохом
боль в грудной клетке
кашель с отделением мокроты
кашель сухой
кровохарканье
легочное кровотечение
удушье
незнание, неумение,
нежелание,
невозможность занять
положение
уменьшающее одышку
или боль
нежелание выполнять
дыхательные
упражнения регулярно
неумение использовать
плевательницу
неумение использовать
ингалятор
снижение физической
активности (из-за
одышки или боли)
необходимость отказа от
курения
снижение аппетита из-за
мокроты с неприятным
запахом
непонимание
необходимости
регулярного приема
назначенных
лекарственных средств
страх смерти от удушья
аспирация мокроты
состояние после
операции на органах
Есть, пить
отрыжка, изжога
рвота
боли в области желудка
боли в животе
недостаточное питание,
несоответствующее
потребности организма
избыточное питание,
превышающее потребности
организма
избыточный вес
незнание принципов
рационального питания
незнание принципов
адекватного питания
неадекватное питание
или прием жидкости
вследствие того или
иного заболевания
операция на органах
пищеварения
невозможность
самостоятельного
приема пищи или
жидкости
страх перед возможным
недержанием кала или
мочи
неудобства, связанные с
использованием судна
или мочеприемника
предложение невкусных
или нелюбимых блюд
злоупотребление диетой,
слабительными или
клизмами
риск развития
пролежней
неудобства, связанные с
приемом пищи через
гастростому
невозможность
естественным путем
принимать пищу
отсутствие ощущения
вкуса пищи
отсутствие аппетита
непонимание принципа
адекватно питания
Физиологических
отправлений
нарушение опорожнения
кишечника
усиленное газообразование в
кишечнике
недержание мочи
расстройство мочеиспускания
острая задержка мочи
зуд кожных покровов
недержание кала
невозможность
самостоятельно
посещать туалет
необходимость посещать
туалет в ночное время
трудности, связанные с
необходимостью
осуществлять
физиологические
отправления в
непривычном
положении
страх перед возможным
недержанием мочи или
кала
нарушение привычного
режима опорожнения
кишечника
риск развития инфекции
мочевыводящих путей
невозможность
самостоятельно
осуществлять личную
гигиену в области
гениталий и ануса
нежелание открыто
обсуждать вопросы,
связанные с
физиологическими
отправлениями
наличие постоянного
внешнего катетера
наличие коло- или
цистостомы
состояние после
операции
Поддерживать
температуру тела в
пределах номы
невозможность самостоятельно
укрыться
невозможность самостоятельно
обеспечит себя теплыми
напитками
невозможность самостоятельно
сменить белье
риск травмы
риск обезвоживания
сонливость, слабость
неадекватная физическая
нагрузка
невозможность обеспечить себя
достаточным количеством
жидкости
повышение температуры тела
снижение температуры тела
бледность кожных покровов
гиперемия кожных покровов
лихорадка 1 периода
неподвижность
озноб
постельный режим
лихорадка 2 периода
снижение двигательной
активности
неподвижность
потоотделение
бред, галлюцинации
стабилизация
температуры на высоком
уровне
развитие
воспалительных
процессов
внутреннее
кровотечение
Поддержание
безопасности
окружающей среды
риск неконтролируемого
приема лекарств
риск падений
риск ожогов, отморожений,
переохлаждений
риск создания пожароопасной
ситуации
риск несчастного случая
страх, тревога, неуверенность
риск инфекционных
заболеваний
несвоевременный прием
лекарственных средств
высокий риск электротравм
передозировка лекарственных
средств
риск кровотечений
прием жидкости и пищи
физические недостатки
ослабление умственной
деятельности
дезориентация в
незнакомой обстановке
нарушение восприятия
(ухудшение зрения,
слуха)
снижение ощущения
боли, тепла, холода,
прикосновения, запаха,
вкуса
госпитализация
тремор рук
нарушение правил
раздачи и введения
лекарственных средств
травма конечности
травма позвоночника
слабость в
послеоперационном
периоде
повреждение кожного
покрова и мягких тканей
расхождение швов в
послеоперационной ране
Двигаться
снижение физической
активности
отсутствие физической
активности
невозможность осуществления
самоухода
высокий риск падений
чувство физической утраты
слабость
нарушение двигательной
активности в
послеоперационный
период
риск развития
пролежней
зависимость при
осуществлении ухода
развитие
тугоподвижности
суставов
состояние депрессии,
обусловленное потерей
независимости при
осуществлении
повседневного ухода
нарушение двигательной
активности, связанной с
травмой
нарушение двигательной
активности, из-за боли (в
суставах, мышцах,
сердце, желудке, в
послеоперационной
ране)
повреждение
периферической нервной
системы
фантомные боли при
ампутации конечности
Спать, отдыхать
нарушение сна
бессонница
необходимость спать на
больничной койке
непривычный
микроклимат в палате
шум или яркий свет,
темнота
изменение обычной
деятельности пациента
незнакомая обстановка
храп
боль
заболевания,
сопровождающиеся
нарушением сна
Общаться
нарушение познавательной
способности
потеря памяти
сухость во рту
невозможность общаться
одиночество
состояние психической
неустойчивости
потеря речевой функции
нежелание общаться
врожденное заболевание
заикание
затруднение найти
нужное слово
возбуждение
тревога
прием некоторых
лекарственных средств
истерия
операция на голосовых
связках
невозможность
произнести слово
утрата способности
понимать речь
снижение слуха
слепота
потеря слуха
потеря способности
двигаться
изменение
эмоционального
состояния
изменение окружающей
среды (незнакомое
место, страна)
физическое увечье
пациента
Трудиться и
отдыхать
изменение состояния
независимости
изменения работы и отдыха
изменение окружающей среды
и привычной деятельности
страх потери работы
невозможность заниматься
любимым делом
употребление
наркотиков
употребление алкоголя
безработица
невозможность
самостоятельно
принимать решения
физические увечья