Автор: Винтоняк Галина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: Читинского подразделения Забайкальского учебного центра профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация педагогических работников к профессиональной деятельности
Раздел: среднее профессиональное
Адаптация педагогических работников к профессиональной
деятельности
В
связи
с
происходящими
во
всех
отраслях
жизни
страны
изменениями, носящими инновационный характер, особенно остро встает
вопрос о диагностике и управлении процессом адаптации сотрудников
организаций. Актуальность решения данной проблемы обусловлена теми
жесткими требованиями, которые предъявляются сегодня к адаптационным
возможностям человека. В процессе трудовой деятельности работник
регулярно сталкивается с новыми для него обстоятельствами, порой
требующими овладения новыми профессиональными знаниями и навыками,
выработки определенной линии поведения, изменения установок, взглядов,
убеждений и др. Особенно остро проблема повышения адаптационного
потенциала стоит для тех специалистов,
работа которых связана с
интенсивным
интеллектуальным
трудом
в
постоянно
изменяющихся
обстоятельствах, и для тех, чья профессиональная деятельность до этого не
была связана с педагогической деятельностью.
В данном случае создается целый ряд вопросов:
- на что обратить внимание на собеседовании, если у кандидата нет
опыта?
- что делать, если темп адаптации у сотрудника медленный?
- как давать большие объемы информации новичку?
При подборе кандидатов на должность преподавателя следует обратить
внимание на мотивацию и обучаемость. Оценить наличие личностных
качеств,
необходимых
для
работы
с
обучающимися.
Выяснить,
действительно ли кандидат желает развиваться, как преподаватель. Привести
ряд вопросов и ситуаций, которые чаще всего происходят в данной сфере
деятельности.
Адаптация начинающего педагога к работе представляет собой процесс
знакомства педагога с деятельностью организации и самой организацией,
включение специалиста в новый трудовой коллектив и подразделяется на
четыре основных вида:
– социально-психологическую адаптацию начинающего педагога;
– социально-организационную адаптацию начинающего педагога;
–психофизиологическую адаптацию начинающего педагога;
– профессиональную адаптацию начинающего педагога.
Социально-психологическая
адаптация
начинающего
педагога
предполагает приобретение и закрепление интереса к работе, постепенное
накопление трудового опыта, установление и последующее налаживание
деловых и личных контактов с коллегами, включение в общественную
деятельность, проявление заинтересованности в достижениях организации
наряду с личными успехами. В данном случае происходит включение в
предметную цикловую комиссию, знакомство с коллективом. Посещение
занятий
более
опытных
педагогов.
Предоставление
рабочего
места.
Основными задачами новых сотрудников является осознание своей роли в
служебной иерархии, усвоение ценностей педагогической деятельности,
представляющих собой важные элементы корпоративной культуры, которая,
в свою очередь, оказывает существенное влияние на эффективность трудовой
деятельности работников.
Социально-организационная
адаптация
начинающих
педагогов
подразумевает процесс усвоения сотрудником роли и организационного
статуса рабочего места в общей организационной структуре, а также
понимание
и
принятие
особенностей
организационного
механизма
управления
организацией.
Эта
разновидность
адаптации
включает
административно-правовые,
социально-экономические,
управленческие
аспекты.
Психофизиологическая адаптация начинающего педагога представляет
собой приспособление сотрудника к условиям труда, режимам труда и
отдыха на рабочем месте. Данный вид адаптации напрямую зависит от
состояния
здоровья
специалиста
и
воздействия
внешних
факторов:
температуры, уровня шума, освещенности и т. д.
Понятие профессиональной адаптации ряд исследователей связывает с
овладением
знаниями,
умениями,
навыками,
нормами
и
функциями
профессиональной
деятельности.
Но
более
целесообразно
под
профессиональной адаптацией педагога понимать процесс интеграции в
профессию, овладения мастерством, приложения профессиональных знаний,
умений и навыков к конкретным ситуациям.
Каждый вид адаптации – это сложный период для начинающего
педагога. Важную роль в этом процессе играют наставник, методист,
заместитель начальника по учебно-методической работе. Это те люди, к
которым
начинающий
педагог
может
обратиться
за
помощью,
проконсультироваться по любому вопросу.
В начале своего педагогического пути начинающий педагог будет
выстраивать свою работу с определенными коллегами, в которых он будет
видеть своих наставников. И именно на этом этапе необходимо определиться
с наставником. Выбирать необходимо из тех преподавателей, которые имеют
опыт работы, умение обучать, имеют коммуникативные навыки, умение
объяснять и найти подход к человеку любого возраста. Наставником может
быть не только опытный, и работающий 10 лет и более преподаватель, но и
преподаватель,
который
работает
3-4
года.
Как
правило,
такие
преподаватели, помнят свои первые шаги и «ошибки» и лучше поймут
ситуацию начинающего педагога.
Для наставника важно понимать, что для начинающего педагога, он
является самым главным человеком, которого нужно направить в нужное
русло, подсказать, посоветовать, поддержать, стать настоящим товарищем,
другом. Все данные этапы адаптации наставник пройдет совместно с
начинающим педагогом.
Процесс адаптации педагогических работников в профессиональной
среде является многокомпонентным и многоэтапным. Как правило, наиболее
важными периодами адаптации педагога как профессионала является первые
два года работы в педагогическом коллективе. Именно в этот период
формируются
все
адаптационные
механизмы,
как
в
аспекте
профессиональной деятельности, так и в аспекте межличностных отношений.