Напоминание

Адаптация педагогических работников к профессиональной деятельности


Автор: Винтоняк Галина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: Читинского подразделения Забайкальского учебного центра профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация педагогических работников к профессиональной деятельности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Адаптация педагогических работников к профессиональной

деятельности

В

связи

с

происходящими

во

всех

отраслях

жизни

страны

изменениями, носящими инновационный характер, особенно остро встает

вопрос о диагностике и управлении процессом адаптации сотрудников

организаций. Актуальность решения данной проблемы обусловлена теми

жесткими требованиями, которые предъявляются сегодня к адаптационным

возможностям человека. В процессе трудовой деятельности работник

регулярно сталкивается с новыми для него обстоятельствами, порой

требующими овладения новыми профессиональными знаниями и навыками,

выработки определенной линии поведения, изменения установок, взглядов,

убеждений и др. Особенно остро проблема повышения адаптационного

потенциала стоит для тех специалистов,

работа которых связана с

интенсивным

интеллектуальным

трудом

в

постоянно

изменяющихся

обстоятельствах, и для тех, чья профессиональная деятельность до этого не

была связана с педагогической деятельностью.

В данном случае создается целый ряд вопросов:

- на что обратить внимание на собеседовании, если у кандидата нет

опыта?

- что делать, если темп адаптации у сотрудника медленный?

- как давать большие объемы информации новичку?

При подборе кандидатов на должность преподавателя следует обратить

внимание на мотивацию и обучаемость. Оценить наличие личностных

качеств,

необходимых

для

работы

с

обучающимися.

Выяснить,

действительно ли кандидат желает развиваться, как преподаватель. Привести

ряд вопросов и ситуаций, которые чаще всего происходят в данной сфере

деятельности.

Адаптация начинающего педагога к работе представляет собой процесс

знакомства педагога с деятельностью организации и самой организацией,

включение специалиста в новый трудовой коллектив и подразделяется на

четыре основных вида:

– социально-психологическую адаптацию начинающего педагога;

– социально-организационную адаптацию начинающего педагога;

–психофизиологическую адаптацию начинающего педагога;

– профессиональную адаптацию начинающего педагога.

Социально-психологическая

адаптация

начинающего

педагога

предполагает приобретение и закрепление интереса к работе, постепенное

накопление трудового опыта, установление и последующее налаживание

деловых и личных контактов с коллегами, включение в общественную

деятельность, проявление заинтересованности в достижениях организации

наряду с личными успехами. В данном случае происходит включение в

предметную цикловую комиссию, знакомство с коллективом. Посещение

занятий

более

опытных

педагогов.

Предоставление

рабочего

места.

Основными задачами новых сотрудников является осознание своей роли в

служебной иерархии, усвоение ценностей педагогической деятельности,

представляющих собой важные элементы корпоративной культуры, которая,

в свою очередь, оказывает существенное влияние на эффективность трудовой

деятельности работников.

Социально-организационная

адаптация

начинающих

педагогов

подразумевает процесс усвоения сотрудником роли и организационного

статуса рабочего места в общей организационной структуре, а также

понимание

и

принятие

особенностей

организационного

механизма

управления

организацией.

Эта

разновидность

адаптации

включает

административно-правовые,

социально-экономические,

управленческие

аспекты.

Психофизиологическая адаптация начинающего педагога представляет

собой приспособление сотрудника к условиям труда, режимам труда и

отдыха на рабочем месте. Данный вид адаптации напрямую зависит от

состояния

здоровья

специалиста

и

воздействия

внешних

факторов:

температуры, уровня шума, освещенности и т. д.

Понятие профессиональной адаптации ряд исследователей связывает с

овладением

знаниями,

умениями,

навыками,

нормами

и

функциями

профессиональной

деятельности.

Но

более

целесообразно

под

профессиональной адаптацией педагога понимать процесс интеграции в

профессию, овладения мастерством, приложения профессиональных знаний,

умений и навыков к конкретным ситуациям.

Каждый вид адаптации – это сложный период для начинающего

педагога. Важную роль в этом процессе играют наставник, методист,

заместитель начальника по учебно-методической работе. Это те люди, к

которым

начинающий

педагог

может

обратиться

за

помощью,

проконсультироваться по любому вопросу.

В начале своего педагогического пути начинающий педагог будет

выстраивать свою работу с определенными коллегами, в которых он будет

видеть своих наставников. И именно на этом этапе необходимо определиться

с наставником. Выбирать необходимо из тех преподавателей, которые имеют

опыт работы, умение обучать, имеют коммуникативные навыки, умение

объяснять и найти подход к человеку любого возраста. Наставником может

быть не только опытный, и работающий 10 лет и более преподаватель, но и

преподаватель,

который

работает

3-4

года.

Как

правило,

такие

преподаватели, помнят свои первые шаги и «ошибки» и лучше поймут

ситуацию начинающего педагога.

Для наставника важно понимать, что для начинающего педагога, он

является самым главным человеком, которого нужно направить в нужное

русло, подсказать, посоветовать, поддержать, стать настоящим товарищем,

другом. Все данные этапы адаптации наставник пройдет совместно с

начинающим педагогом.

Процесс адаптации педагогических работников в профессиональной

среде является многокомпонентным и многоэтапным. Как правило, наиболее

важными периодами адаптации педагога как профессионала является первые

два года работы в педагогическом коллективе. Именно в этот период

формируются

все

адаптационные

механизмы,

как

в

аспекте

профессиональной деятельности, так и в аспекте межличностных отношений.



В раздел образования