Автор: Винтоняк Галина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: Читинского подразделения Забайкальского учебного центра профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по постановки цели занятия
Раздел: среднее профессиональное
Методические рекомендации по постановки цели занятия.
Методика постановки целей занятия. Типы целей.
Всем известно, что постановка целей – один из самых трудных этапов в
деятельности педагога по подготовке к занятию. Чаще всего преподаватель,
готовясь к занятию, обращается к различным источникам для того чтобы
грамотно сформулировать цели занятия. При этом он не задумывается над тем,
что
цели
должны
быть
определены
конкретным
преподавателем
для
конкретной группы.
Под целью в образовании следует понимать
– прогнозируемый
педагогом результат – образовательный продукт,
который должен быть
достигнут к концу занятия.
Цели должны быть: осознанные, понятные, описывающие желаемый
результат, точные, диагностируемые, конкретные, реальные, побудительные
(побуждать к действию).
Исходя из этого, формируется общая цель занятия (триединая цель)
конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и
воспитывающей.
Триединая
цель
занятия
-
это
заранее
запрограммированный
преподавателем результат, который должен быть, достигнут им самим и
обучающимися в конце занятия.
Триединая
цель
занятия
определяет
характер
взаимодействия
преподавателя
и обучающегося на занятии, а реализуется не только в
деятельности педагога, но и в деятельности обучающихся и достигается только
в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому триединая цель
занятия в соответствующей интерпретации (только познавательный и в
отдельных случаях развивающие аспекты) должна ставиться перед группой в
учебном варианте. Иными словами цели современного занятия могут быть
представлены двумя видами:
- цели деятельности преподавателя;
- цели деятельности учащихся.
Триединая цель урока носит слишком общий характер. Она не может
быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать
(расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если занятия
четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если
логическое построение занятия не связано с его членением на этапы.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
( на уровне понимания, применения, воспроизведения)
Определение цели
Требования к цели
Компонент цели
Примеры формулировок
Образовательная
цель занятия -
(познавательная,
практическая,
когнитивная) формир
ование новых
понятий и способов
деятельности,
системы научных
знаний и т.д.
Образовательная:
формирование
системы
знаний
в определённой
предметной области
сформировать новые
понятия на уровне понимания
принципа, особенности приёмов
труда, трудового процесса на
уровне.
обучить новому способу
действия, новым рабочим
приёмам, новым трудовым
операциям на уровне…
обучить выполнять задание
по образцу или переносу знаний
и умений в новую ситуацию
устранить пробелы в
знаниях о….
обобщить и
систематизировать знания о
…
научить самостоятельно
оценивать результаты
проведённых
психодиагностических
исследований
Способствовать формированию знаний учащихся по
теме…
Способствовать формированию знаний и умений
учащихся по теме…
Содействовать формированию знаний и умений, и навыков
учащихся по теме…
Способствовать организации деятельности учащихся по
изучению …
Способствовать организации деятельности учащихся по
изучению и закреплению …
Способствовать организации деятельности учащихся по
изучению и первичному закреплению …
Способствовать организации деятельности учащихся по
повторению и обобщению пройденного материала…
Способствовать организации проверки знаний …
Развивающая цель
занятия – развитие
психических и
психофизических
свойств (внимания,
сенсорно -
перцептивных
свойств, мнемических
и мыслительных
Развивающие:
цели
развития
предполагают воздействие
на
занятии
на
такие
психические
процессы,
как внимание мышление,
чувства, эмоции, воля, а
так же двигательные и
сенсорные сферы
развитие качеств ума -
критичности, глубина,
гибкость, быстрота,
творчество, развитие
сенсорных навыков, умение
определять признаки и
свойства материалов по их,
цвету, запаху, на ощупь,
дефекты механизмов на слух,
«Способствовать развитию умений учащихся обобщать
полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения,
делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать
причинно-следственные связи между …»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений
анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков
работы с источниками учебной и научно-технической
свойств,
психомоторных
свойств,
профессиональных
задатков и
способностей).
человека.
развитие моторных навыков,
точность движений, их
скорость, сила,
координированность,
пластичность,
развитие умений учебного
труда: наблюдать,
планировать, работать в
нужном темпе, осуществлять
самоконтроль.
информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные
знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко
и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности,
наблюдательности и умений выделять главное, оценке
различных процессов, явлений и фактов …»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при
…»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к
решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического
(абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для развития исследовательских
способностей учащихся»
«Обеспечить условия для овладения учащимися
алгоритмом решения проблемных и исследовательских
задач …»
Воспитательная
цель занятия –
формирование
навыков, убеждений,
чувств,
профессионально-
значимых
психологических и
социально-
психологических
качеств личности
(интеллектуальных,
нравственных,
эмоционально-
волевых).
Воспитательный
аспект:
формирование
личностных качеств:
(качества личности,
обеспечивающие
успешность
исполнительской
деятельности.
Воспитание должно
осуществляться в
наибольшей степени
средствами
соответствующего
учебного
исполнительность,
дисциплинированность,
добросовестность,
ответственность,
врабатываемость (быстро
приступать к работе)
эмоциональная
уравновешенность,
трудолюбие,
работоспособность
«Обеспечить условия по формированию сознательной
дисциплины и норм поведения учащихся …»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии
…»
«Обеспечить условия для воспитания положительного
интереса к изучаемому предмету …»
«Организовать ситуации, акцентирующие формирование
сознательной дисциплины при работе …»
«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание
аккуратности и внимательности при выполнении работ с
применением …»
«Обеспечить высокую творческую активность при
выполнении …»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание
стремления соблюдать правила безопасного ведения
предмета; воспитательная
цель занятия должна быть
не формальной, а
вытекающей из
содержания
предмета; основа
воспитания в процессе
обучения – собственные
суждения учащихся, их
отношение к фактам и
явлениям и т. д.
работ…»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у
учеников навыков самоконтроля …»
Воспитание личностных
качеств:
(обеспечивающих
успешность
творческой
деятельности
в
дополнение)
активность,
целеустремлённость,
самостоятельность,
воля,
интуиция,
сообразительность
инициативность
любознательность
способность к самооценке
«Способствовать формированию научного мировоззрения
на примере изучения …»
«Способствовать овладению необходимыми навыками
самостоятельной учебной деятельности …»
«Способствовать развитию творческого отношения к
учебной деятельности …»
«Обеспечить условия для воспитания творческого
отношения к избранной профессии …»
Воспитание
качеств обеспечивающих
успешность
существования
деятельности сначала в
учебном, а затем в
производственном
коллективе
Требовательность
Принципиальность
Благородство
Гуманность,
Уважительность
Чувство человеческого
достоинства
Самокритичность
Коммуникативность
Приветливость
Дружелюбие
Оптимизм
«Создать условия для воспитания уважения к другим
культурам и обычаям и т. п.»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к
будущей профессии …»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к
окружающей природе …»
Образовательные цели занятия в соответствие с ФГОС
Образовательные цели занятия могут быть ограничены усвоением
конкретного предметного содержания на уровне терминов, понятий, формул,
определений.
Могут
предполагать
выход
наиболее
конструктивный
и
творческий
уровень
применения
полученных
знаний
в
практической
деятельности, а могут выходить на более высокий уровень обобщения
полученных знаний на основе ведущих предметных теорий и идей, или на
уровень
межпредметной,
мировоззренческой
осознанности
изучаемого
материала. Все это определяется целями занятия и обуславливает его
построение, содержание, организацию. Отсюда следует, что в зависимости от
поставленной образовательной цели можно получить большое количество
вариантов проведения занятия. В своей работе преподаватели должны добиться
прочного усвоения связи: актуальные в данной образовательной ситуации цели
– оптимально подобранные способы, приемы, методы, формы работы – выход
на запрограммированный результат, который подтверждается конкретным
диагностическим инструментарием.
Сегодня занятие должно стать для обучающихся не только занятием по
решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования
в современном обществе, т. е.
уметь ставить себе конкретную цель,
планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Ведущее место
в структуре современного занятия занимает этап целеполагания. Именно на
данном этапе возникает внутренняя мотивация учащихся на активную,
деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Организации
данного
этапа
требует
продумывания
средств,
приемов,
мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. На данном этапе
учащиеся определяют цель занятия - устранение возникшего затруднения,
предлагают и согласовывают тему занятия, а затем строят проект будущих
учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого
в
коммуникативной
форме
определяется,
какие
действия,
в
какой
последовательности и с помощью чего надо осуществить.
Беседуя о целеполагании на занятии важно обратить внимание ещё на
один момент.
Обучающиеся идут на занятие со своими целями, а
преподаватель – со своими. Чтобы занятие получилось результативным, цели
нужно согласовать. Поэтому для обучения желательно включения самих
обучающихся в процесс самоопределения на деятельность, на поиск ими
личных смыслов по поводу изучаемого учебного материала, на постановку
целей собственной деятельности.
Научить обучающихся
целеполаганию процесс непростой, поэтому
выделяется три уровня реализации данного этапа:
Традиционный,
при
котором
учащиеся
принимают
цель
объявленную преподавателем.
Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна
для всех цель.
Уровень, при котором каждый обучающийся осознанно определяет
свою цель
Процесс
формулирования
целей
занятия
преподавателем
и
согласование его с обучающимися только тогда дает результат, если верно
поставлена цель занятия и изложено содержание материала. Одна цель занятия
или только содержание материала никогда не дадут желаемого результата от
всего занятия.
Целеполагание является проблемой современного занятия.
В чем суть проблемы?
Подмена цели
средствами занятия. Очень часто преподаватели
получают моральное удовлетворение не от результата занятия, а от того, чем
занимались на занятии обучающиеся. По сути дела идет подмена целей занятия
средствами их достижения. Приведем пример: на занятии ПТЭ, инструкции и
безопасность
движения,
преподаватель
показал
целый
фейерверк
педагогических приемов, все обучающиеся были вовлечены в работу, занятие
хорошо оснащено наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод
сделали обучающиеся, что на занятии узнали?
Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и
неопределенность
спроектированных
преподавателем
целей
приводит
к
непониманию целей педагогом и учащимися.
Завышение
цели.
По
масштабу
цели
можно
разделить
на
локальные и глобальные. Традиционно на занятии ставится глобальная цель,
т.е. цель которую невозможно достичь за одно занятие. Стратегические,
глобальные цели образования изложены в законе «Об образовании» и других
документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Глобальные
цели
-
это
ориентиры
человеческой
деятельности.
Например,
«интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми
для практической деятельности». Если цель связана с конкретным занятием -
это локальная цель.
Постановка собственной цели преподавателя. Учащиеся цель не
ставят, поэтому им может быть на занятии не интересно.
Цель должна включать в себя:
1.
предмет – это объект воздействия, то на что воздействует
преподаватель, то, что формируется преподавателем, то над чем работает
преподаватель;
2.
средство отражает, каким образом происходит это воздействие, т.е.
средства достижения цели;
3.
конечный результат – это конкретное знание, умение, которому
хотят
научить
обучающихся
(обязательно
проверяемый
с
помощью
конкретного инструментария);
4.
способ действия.
Все приемы целеполагания классифицирую на:
1. Визуальные: тема-вопрос, работа над понятием, ситуация яркого пятна,
исключение, домысливание, проблемная ситуация, группировка.
2. Аудиальные: подводящий диалог, собери слово, исключение, проблема
предыдущего занятия и др.
При
выборе
приемов
целеполагания
необходимо
использовать
следующие условия: учет уровня знаний и опыта учащихся; доступность;
направленность работы на активную мыслительную деятельность. Следует
отметить, что все приемы строятся на диалоге. Поэтому учителю необходимо
грамотно формировать и выстраивать цепочку вопросов и учить детей отвечать
на них.
Рассмотрим использование приемов целеполагания на занятиях изучения
нового материала.
Прием «Яркое пятно».
Данный прием состоит в представлении
учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из
которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие
концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем
общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта.
Далее формируется тема и цели урока.
Прием «Проблемная ситуация». Введение в занятие проблемного
диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания.
Создание на занятии проблемной ситуации дает возможность учащемуся
сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога:
побуждающий
и
подводящий.
Побуждающий
диалог
заключается
в
следующем: преподаватель побуждает учащихся высказывать различные
версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов,
последовательно
приводящих
к
правильному
ответу,
запланированному
преподавателем.
Прием тема-вопрос
Тема занятия формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо
построить
план
действий,
чтобы
ответить
на
поставленный
вопрос.
Обучающиеся выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше
развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем
интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может
сам преподаватель при субъектных отношениях, или выбранный учащийся, а
преподаватель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и
направлять деятельность.
Работа над понятием
Учащимся предлагают для зрительного восприятия название темы
занятия и просят объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом
словаре".
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная
на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о
чем обучающиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или
недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает
ситуация,
для
которой
необходимы
дополнительные
исследования
или
действия. Ставится цель.
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагают обучающимся разделить на
группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут не
внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей
занятия.
Исключение:
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид - повторяется основа приема "Яркое пятно.
Второй вид - задается обучающимся ряд загадок или просто слов, с
обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов.
Анализируя, обучающиеся легко определяют лишнее.
Домысливание
Предлагается тема занятия и слова "помощники": повторим, изучим,
узнаем, проверим и т.д.
С помощью слов "помощников" учащиеся формулируют цели занятия.
Проблема предыдущего занятия
В конце занятия обучающимся предлагается задание, в ходе которого
должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний
или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на
следующем занятии. Таким образом, тему занятия можно сформулировать
накануне, а на следующем занятии лишь восстановить в памяти и обосновать.
«На запоминание и воспроизведение»:
- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не
стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения,
при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть
различные профессиональные ситуационные задачи.
«На понимание и синтез»:
-Фантастическая добавка. Преподаватель дополняет реальную ситуацию
фантастикой.
«На понимание и применение»:
- Лови ошибку! Этот прием позволяет преподавателю осуществить
различные виды контроля.
-
Практичность
теории.
Введение
в
теорию
обучающихся
через
практическую задачу, полезность решения которой очевидна учащимся.
Тест
1. Выберите правильное определение образовательной цели занятия:
А)
-
развитие психических и психофизических свойств (внимания,
сенсорно -перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств,
психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).;
Б) – (познавательная, практическая, когнитивная) формирование новых
понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д;
В) – формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-
значимых психологических и социально-психологических качеств личности
(интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).
2. Выберите правильное определение развивающей цели занятия:
А)
-
развитие психических и психофизических свойств (внимания,
сенсорно -перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств,
психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).;
Б) – (познавательная, практическая, когнитивная) формирование новых
понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д;
В) – формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-
значимых психологических и социально-психологических качеств личности
(интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).
3. Выберите правильное определение воспитательной цели занятия:
А)
- развитие психических и психофизических свойств (внимания,
сенсорно -перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств,
психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).;
Б) – (познавательная, практическая, когнитивная) формирование новых
понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д;
В) – формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-
значимых психологических и социально-психологических качеств личности
(интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).
4. К каким приемам целеполагания можно отнести: тема-вопрос,
работа над понятием, ситуация яркого пятна, исключение, домысливание,
проблемная ситуация, группировка
А) Аудиальные; Б) Визуальные; В) Индивидуальные.
5.
К каким приемам целеполагания можно отнести: подводящий
диалог, собери слово, исключение, проблема предыдущего занятия и др.
А) Аудиальные; Б) Визуальные; В) Индивидуальные.
6.
Определите
прием
целеполагания,
который
состоит
в
представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел,
выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через
зрительное
восприятие
концентрируется
внимание
на
выделенном
объекте?
А) Прием «Проблемная ситуация»;
Б) Прием тема – вопрос;
В) Прием «Яркое пятно».
7. Сопоставьте термины с их определениями?
А) Работа над понятием
1) ряд слов, предметов, фигур, цифр
предлагают обучающимся разделить,
обосновывая
свои
высказывания.
Основанием классификации будут не
внешние признаки, а вопрос: "Почему
имеют такие признаки?" будет задачей
занятия.
Б) Группировка
2) Предлагается тема занятия и слова
"помощники":
повторим,
изучим,
узнаем, проверим и т.д.
В) Домысливание
3)
учащимся
предлагают
для
зрительного
восприятия
название
темы занятия и просят объяснить
значение каждого слова или отыскать
в "Толковом словаре"
Ответ: А – 3; Б – 1; В – 2.
8. Цель должна включать в себя:
А) предмет;
Б) средства достижения цели;
В) конечный результат;
Г) способ действия;
Д) Все варианты верны.
9. Выберите верные варианты ответа. Триединая цель занятия
строится из:
А) Глобальная и локальная;
Б) Образовательная;
В) Воспитательная;
Г) Развивающая.
10. Выберите правильное определение локальной цели?
А) цель связанная с конкретным занятием;
Б) цель, которую невозможно достичь за одно занятие;
11. Выберите правильное определение локальной цели?
А) цель связанная с конкретным занятием;
Б) цель, которую невозможно достичь за одно занятие.