Автор: Карелина Елена Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение "Адаптированная школа № 3"
Населённый пункт: Старая Русса, Новгородская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Формирование учебной мотивации обучающихся начальных классов в условиях коррекционной школы VIII вида"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Адаптированная школа № 3»
Доклад на тему:
«Формирование учебной мотивации обучающихся
начальных классов в условиях коррекционной
школы VIII вида»
Карелина Е. О. - учитель начальных классов
«Формирование учебной мотивации обучающихся начальных классов в
условиях коррекционной школы VIII вида»
Сегодня мы настойчиво ищем пути воспитания личности маленького человека
и
поэтому
нам
не
обойтись
без
ключа
к
её
важнейшему
образованию
—
интересу. Подобрать этот ключ, увидеть закономерности развития интереса
давно
пытаются
педагогика
и
психология.
Далеко
не
все
науке
еще
ясно,
интерес — явление очень сложное. Обращаясь к его изучению, мы можем
обнаружить
прежде
всего
такие
его
свойства,
которые
связаны
с
познавательным
отношением
человека
к
миру.
Именно
это
стремление
к
познанию
нового
объединяет
все
проявления
интереса.
Интерес
является
глубинным побудителем учебной деятельности. Возникает вопрос: от каких
условий зависит формирование интереса? Известный психолог Н.К.Морозова в
своей
работе
«Учителю
о
познавательном
интересе»
так
отвечает
на
этот
вопрос: «Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется
тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к
деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что
мы
называем
радостью
познания;
3)
наличием
непосредственного
мотива,
идущего от самой деятельности, т.е деятельность сама по себе привлекает и
побуждает заниматься ею независимо от других мотивов.»
Вот от этих трех условий и зависит появление интереса, в том числе к учебе.
Учебная деятельность должна доставлять ребенку радость, т.к.
без радости
познания не появится и интереса к учебе.
Психологические
особенности
младших
школьников,
их
природная
любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового,
готовность
воспринимать
все,
что
дает
учитель,
создают
благоприятные
условия
для
развития
у
детей
познавательных
интересов
и
активности.
Школьники единодушны во мнении: когда учиться интересно — учиться легко,
учиться хочется.
Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех
в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к
знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результатов своих
усилий. Многие педагоги задумываются над тем, как вызвать желание учиться с
увлечением. Исходя из опыта своей работы, приходят к выводу, что пробудить у
детей интерес к изучаемым предметам можно, если накапливать материал,
способный
привлечь
внимание
каждого
ребенка,
ведь
то,
что
привлекает
ученика, заставляет его размышлять, сосредотачиваться, легче запоминается,
вызывает
чувство
радости
и
удовлетворения.
Исходя
из
того,
что
любознательность
и
наблюдательность
лежат
в
основе
развития
интереса,
нужно стараться научить детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к
явлениям окружающей жизни.
Учеба должна вызывать у ребенка радость познания, понимание того, что
каждый урок чем-то его обогатит, откроет для него что-то новое.
Учебная
деятельность,
построенная
с
доминированием
элементов,
форм
и
правил игровой деятельности, с её живостью и эмоциональным подъемом,
сменой содержания и приемов организации, способствует поддержанию у детей
интереса к школе, к урокам.
Роль эмоций в процессе познаний огромна. Элементы занимательности на
уроке вызывают богатое своими последствиями чувство удивления, новизны,
необычности, неожиданности. Даже изучению новой буквы у детей должно
предшествовать ощущение праздника, радостного, волнующего ожидания. Дети
отгадывают
с
помощью
загадок,
ребусов,
шарад,
какой
звук
предстоит
им
изучать, отрабатывают его в скороговорках и пословицах, придумывают слова с
этим звуком. Они встают, поднимают руки, хлопают в ладоши, если услышат
нужный звук в словах, играют в разные игры, например «Буква заблудилась»,
«Доскажи словечко», «Цепочка». Интересные игры придумывает для ребят
нередко не учитель, а сказочные персонажи Незнайка, Буратино и др. Эти виды
работы на уроке стимулируют деятельность детей, вызывают у них интерес к
изучаемому.
Возможности
учителя
в
выборе
конкретных
форм
по
развитию
детей,
их
познавательной активности многообразны и безграничны.
Важным средством активизации интереса на уроке является голос учителя.
Голос учителя — главный владыка урока. Порой умение пользоваться своим
голосом
может
заменить
наилучшее
наглядное
пособие.
С
помощью
выразительного слова учителя можно вызвать такой интерес к изучаемому,
который
порой
не
сможет
дать
интереснейшая
книга.
Вот
голос
звучит
таинственно, завораживающе — сейчас будет что-то важное и обязательно
интересное. Голос завораживает малышей и ведет их к постижению цели урока,
где они — таинственные участники — разведчики покоряют трудную вершину
(тему урока), на пути к котрой было столько препятствий.
Мастерское владение голосом — существенное средство в достижении цели, в
привитии учащимся любви к учебе.
Правильно выбранные формы и методы работы с детьми позволяют учителю
сделать
процесс
обучения
для
ребенка
максимально
интересным
и
познавательным.
В
качестве
примера
рассмотрим
использование
произведений
устного
народного творчества на уроках русского языка.
«Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Чем лучше мы
будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое
значение творимого нами настоящего», - говорил А.М.Горький.
На уроках русского языка необходимо знакомить учащихся с прекрасными
образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки. В них
изложена житейская мудрость, выработанная веками и закрепленная в краткой,
меткой словесной форме. «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка», - так
говорили предки, приписывая пословице важное значение как выразительнице
народной мудрости. Пословицы и поговорки обогащают наш язык, придают
ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при
изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка,
способствуют расширению словарного запаса. Пословицы и поговорки выгодно
использовать на уроке и потому, что они вызывают у учащихся интерес своими,
подчас,
неожиданными
формулировками.
Пословицы
и
поговорки,
используемые на уроках, должны быть доступны пониманию учащихся. Только
тогда они заинтересуют детей, им будет интересно раскрывать смысл той или
иной пословицы или поговорки.
Учитель может подбирать пословицы к каждой теме урока, тем самым имея
благодатный материал для работы, активизируя интерес учащихся на уроке и
обогащая словарный запас. Например, при изучении темы «Парные звонкие и
глухие согласные в конце и в середине слов» могут быть использованы такие
пословицы: Зимою шубка не шутка. В зимний холод всякий молод. Снег на
полях — хлеб в закромах.
При изучении правописания слов с разделительными ъ и ь знакамиможно
использовать такие пословицы: От желанья к исполненью приложи уменье. Не
стыдись говорить, коли правду хочешь объявить.
Пословицы
и
поговорки,
используемые
учителем
на
уроке,
развивают
мышление, речь и память учащихся, попутно прививая им интерес к русскому
языку.
Ещё
одной
разновидностью
народного
поэтического
устного
творчества
являются загадки, которые успешно применяются на уроках русского языка как
средство активизации внимания и поддержания интереса.
Русские загадки очень разнообразны и по содержанию и по происхождению.
Первые загадки возникли ещё в глубокой древности. В основе древнейших
загадок
лежало
желание
человека
познать
мир,
объяснить
себе
явления
природы.
Содержание
загадок
отражает
жизнь
и
деятельность
человека,
явления
окружающей действительности и т.д. С развитием общества меняется тематика
загадок, но её значение в жизни и развитии человека остается неизменным.
Загадка заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к
размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма загадки
привлекает
внимание
детей
и
делает
процесс
обучения
интересным,
ненавязчивым. Загадка на уроке русского языка — это не только игра или
развлечение,
а
и
упражнение
в
рассуждении,
в
умении
доказывать.
По
содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое
мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи
— доказательства и речи — описания. Загадки активизируют процесс обучения,
поэтому
использование
загадок
на
уроках
русского
языка
является
необходимостью. Это нужно делать с целью воспитания у детей устойчивого
интереса к уроку русского языка, повышения работоспособности на уроке.
Загадки на уроках русского языка помогают учителю в интересной форме
закрепить
с
детьми
пройденный
материал,
плавно,
ненавязчиво
перейти
к
объяснению нового материала. Загадка — это средство воспитания интереса к
русскому языку, средство обучения и развития детей.
Использование
пословиц,
поговорок,
загадок
позволяет
создать
на
уроке
эмоциональный
настрой,
дети
лучше
чувствуют
богатство
языка,
его
выразительную силу.