Напоминание

"Формирование национального самосознания и духовно-нравственное воспитание младших школьников"


Автор: Городничая Галина Александровна
Должность: преподаватель дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов
Учебное заведение: ГБПОУ РО "ЗимПК"
Населённый пункт: п.Зимовники, Ростовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование национального самосознания и духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Формирование национального самосознания и духовно-нравственное воспитание

младших школьников»

Городничая Г.А.

«Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом

окажется напрасным, а сами мы станем предателями

и изменниками великого русского дела, если не сделаем

должных выводов из горького опыта, доставшегося

нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,

и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,

чистую жизнь и благие дела!»

Митрополит Санкт-Петербургский и

Ладожский Иоанн

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Начало

3-го

тысячелетия

ознаменован

экологическими

катастрофами,

влекущими

за

собой

разрушение экологического равновесия и отражающимся на физическом и нравственном

здоровье людей. Последствием социальных катаклизмов является

возросшая детская

преступность,

отрешение

от

национальных

традиций,

наркомания,

алкоголизм,

обострение

этнических

противоречий.

Поэтому

на

первый

план

в

России

выходит

проблема духовно-нравственного воспитания и национального самосознания.

Источником

нравственных

знаний,

прежде

всего,

является

жизненный

опыт

людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в

мире и согласии, избегать зла и несправедливости.

Вопросы

о

решающей

роли

нравственного

воспитания

в

развитии

и

формировании личности осознавались и ставились в обществе с давних пор.

Основы

нравственности

утверждали

Л.Н.Толстой,

К.Д.Ушинский

и

В.Н.

Сухомлинский.

Данная проблема ставит перед учеными и практиками задачи пересмотра путей

формирования национального самосознания и развития межнациональных отношений в

быстро меняющемся обществе. Тем более, что жизнь показывает, как при определенных

условиях

рост

национального

самосознания

может

играть

деструктивную

роль

и

углублять

межнациональные

конфликты

и

противоречия.

Тогда

как

своевременное

выявление негативных моментов в формировании национального самосознания может

способствовать предотвращению таких проявлений.

Психологи Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.

Рубинштейн,

Б.Д.

Эльконин

и

другие

рассматривают

самосознание

как

внутренний

стержень личности, во многом определяющий уровень ее развития.

Младший школьный возраст представляет собой такой период в становлении

личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям и

понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной

принадлежности, языка и вероисповедания. В этот период также интенсивно формируется

его самосознание. Именно воспитание детей младшего школьного возраста с позиций

национальных, духовно - нравственных ценностей может предотвратить возможное их

отчуждение от отечественных и национальных идеалов.

В ГБПОУ РО «ЗимПК» обучаются студенты 13 национальностей, реализуются

разные

направления

деятельности,

направленные

на

формирование

толерантных

отношений, национальной культуры учащихся. Так как в колледже обучаются будущие

педагоги, приоритетным является формирование национального самосознания и духовно-

нравственное воспитание учащихся, особенно младшего школьного возраста.

Преподаватели

и

учащиеся

колледжа

опираются

на

работы

отечественных

и

зарубежных психологов (Д.И. Водзинского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского), перенимая

опыт духовно нравственного воспитания.

Анализ исследований самосознания (уровня развития, соотношения сознания и

самосознания)

выявляет,

что

проблема

национального

самосознания

не

получила

должного разрешения в педагогической науке, тем более, что она не разработана с учетом

современных

реалий.

Анализ

педагогической

практики

показывает,

что

в

школах

Ростовской

области

нет

целенаправленной

системы

формирования

национального

самосознания младших школьников, хотя ознакомление с традициями и культурой народа

ведется.

Соответственно,

не

определены

содержание,

формы

и

методы,

а

также

педагогические

условия

его

эффективного

формирования

у

младших

школьников

средствами учебно-воспитательной деятельности.

Национальное

самосознание

есть

общественное

и

личностное

образование ,

характеризующее осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-

этнической

общности,

осознание

положения

своей

нации

в

системе

общественных

отношений,

понимание

национальных

интересов,

взаимоотношений

своей

нации

с

другими этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях.

Факторы

и

принципы

(язык,

территориальная

общность,

эмоционально-

ценностное отношение личности к своему народу, взаимосвязь национальной культуры с

мировой, этническая самоидентификация) формирования национального самосознания

младших школьников могут успешно реализовываться в учебно-воспитательной работе

школ.

Формирование национальной культуры младших школьников осуществляется во

взаимодействии

ряда

организаций.

Студенты

колледжа

взаимодействуют

с

Домом

культуры,

районными

библиотеками,

Домом

детского

творчества.

В

Доме

культуры

«Юбилейный»

ежегодно

проводятся

более

100

мероприятий

посвященных

духовно-

нравственному воспитанию младших школьников и подростков.

Студенты колледжа активно взаимодействуют с воспитанниками детского дома

«Березка»:

организуются

концертные

программы,

игры

и

другие

внеклассные

мероприятия,

направленные

на

формирование

адекватной

самооценки,

развитие

нравственности и культуры общения, признание жизни, здоровья, образования как высших

ценностей человека.

Формирование

национального

самосознания

учащихся

является

одним

из

направлений, осуществляющихся в ходе практики «Внеучебная воспитательная работа» и

«Социально-педагогическая практика». Студенты взаимодействуют с четырьмя школами

района и детским домом. В ЗСОШ № 10 духовно-нравственное воспитание является

одним из приоритетных направлений. На ее базе в рамках регионального компонента

реализуется

программа

«Нравственное

развитие

молодежи»

и специальный

курс:

«История Донского края». В ходе изучения этого курса учащиеся получают знания обо

всех народах (и их традициях) проживающих на Донской земле, имеют возможность

демонстрировать

национальные

традиции

на

фестивале

национальных

культур,

что

является хорошей базой для формирования культуры межнациональных отношений. В

ходе

реализации

учебных

дисциплин

осуществляется

этнокультурное

просвещение

школьников. Студенты колледжа принимают активное участие, как при подготовке уроков,

так и при подготовке воспитательных мероприятий, сказок, фестивалей. Осуществляется

взаимодействие со священнослужителям церкви и главами диаспор. В поселке работает

воскресная

школа

для

младших

школьников,

где

дети

получают

знания

о

культуре,

истории

России,

о

ее

защитниках

и

героях,

приобщаются

к

религии

и

культуре

православного народа.

Примеры мероприятий:

- «Краски Тихого Дона», предполагает формирование образного представления о

своем крае, его истории, традициях народов, населяющих Сальские степи.

- «Родные просторы», изучение обрядов на Дону, народного фольклора.

-

«Обряды

на

Дону.

Масленица»

ознакомление

с

традициями

проведения

Масленицы на Дону (прыжки в мешках, пение колядок, сжигание соломенного чучела).

-

«Народов

дружная

семья»

-

фестиваль

национальных

культур,

где

представляются национальный костюм, национальное блюдо, национальные обряды и

традиции.

Студенты активно взаимодействуют с Зимовниковским краеведческим музеем,

организуют

экскурсии

для

учащихся

школ,

а

также

внеклассные

воспитательные

мероприятия, посвященные памятным датам, истории поселка, района и области.

Колледж осуществляет взаимодействие Домом детского творчества и участвует в

совместном

проведении

выставок

декоративно-прикладного

искусства,

в

том

числе

национальной тематики: это поделки из папье-маше, чеканка, резьба по дереву, вышивка и

вязание.

Формирование

национального

самосознания

младших

школьников

осуществляется

в

условиях

обеспечения

системного

подхода,

реализуемого

в

развивающейся вариативной модели учебно-воспитательной деятельности школы.

Мы считаем, что только во взаимодействии разных социальных институтов и

только

при

системном

подходе

духовно-нравственное

воспитание

детей

будет

эффективным.

Литература:

1.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г.

Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71

2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика -

2005 - №2 - С. 67-68

3. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в

современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 -

№3 - С. 9-12.



В раздел образования