Напоминание

"Основные условия певческой деятельности"


Автор: Широкова Галина Павловна
Должность: преподаватель академического пения
Учебное заведение: ГБПОУ "Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основные условия певческой деятельности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБПОУ «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И Глинки»

Методическое пособие.

Тема: «Основные условия певческой деятельности»

Председатель ПЦК «Вокальное искусство»

Заслуженная артистка РФ Широкова Г.П.

Ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с

голосом

хорошего

певца

по

силе

эмоционально-художественного

и

лечебного воздействия. Об этом знали еще наши предки. В античные времена

отношение к музыке было как к занятию, не уступающему по важности

медицине. «Тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения

со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом.

По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие,

укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке», это один из элементов

образования, и слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в

хоре». Аристотель (384-322 г. до н.э.) отмечал влияния музыки на

человеческую этику и психику и утверждал, что «обучение пению следует

начинать с молодого возраста». В отличие от нас для древних греков музыка

являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее

деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного

развлечения.

В

музыке

заложен

колоссальный

потенциал

для

оздоровления.

Она

воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три

основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

Причем действие музыки рефлекторно, оно не контролируется нашим

сознанием. Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию

и передают ее в мозг. Он реагирует на воздействие, которое выражается в

создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние

на психику человека, на интенсивность обменных процессов, дыхательной и

сердечно - сосудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и

кровообращения. Каждый из нас с рождения обладает совершенным

терапевтическим аппаратом, одной из функций которого является резонанс.

Этот аппарат - наш голос, который всегда вибрирует, когда звучит (при

разговоре, пении, шепоте). Каждый урок или

выступление – это

эмоциональный подъем, что вызывает прилив энергии, который способствует

повышению иммунитета и обновлению всего организма.

На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее

естественное состояние. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой,

высотой),

ритмом,

дыханием,

интервалами не только

приближает к

качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени

обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием

личности человека. Пение – это род музыки, где в качестве живого

музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека, а точнее

все его тело.

Профессиональная певческая деятельность связана с затрачиванием

большой

нервно-мышечной

энергией,

требует

сосредоточенности,

организации

всех

эмоционально-психологических

ресурсов

и

интеллектуальной сферы певца. Это согласование работы всех частей

голосового аппарата, а также развитие и ловкости приспособления мышц,

принимающих участия в фонации позволяет выявлять и развивать у певца с

незначительными вокальными ресурсами, как говорят «найти голос». В

результате этой творческой работы наступает физическое и эмоциональное

утомление и необходимо соблюдение режима отдыха. Успешность занятий

зависит от правильной их организации. Чтобы создать нужный режим

занятий, необходимо учитывать физиологические особенности (возрастные,

индивидуальные). Недостаточная или чрезмерная активность одних органов

может повлечь перенапряжение или нарушение в работе других органов. Так,

к примеру, бывает при отсутствии опоры дыхания, когда нарушается

нормальная работа мышц гортани и, в частности голосовых складок, они

перенапрягаются и наступает утомление. Природная выносливость требует

индивидуального подхода. Утомление нельзя рассматривать только как

отрицательный

фактор.

Благодаря

естественному

утомлению

совершенствуются функции организма и приобретается выносливость:

организм

реагирует

на

утомление

торможением,

что

способствует

улучшению функциональных свойств нервной системы и приводит к

развитию большей выносливости к нагрузкам. Довольно распространено

среди певцов является так называемая фонастения. Это функциональное

заболевание, связанное с нервным переутомлением голосовых органов.

Усталая нервная система не дает необходимого тонуса организму, и

протекание всех функций оказывается затруднительным и нарушенным. При

этом

нарушается

процесс

голосообразования,

ослабление

натяжения

голосовых складок может перейти в их не смыкание. Наилучшим лекарством

при всех острых заболеваниях голосового аппарата является полный покой,

строгий режим молчания.

Полный отдых организм получает во время сна, восстанавливающего

энергию. Режим жизни должен быть построен так, чтобы нервная система

певца не подвергалась сильным неожиданным нагрузкам, психическим

травмам, перенапряжению. Сильные психологические перенапряжения могут

привести к полной потере речевой и певческой функции.

Поэтому так важно

состояние здоровья поющего, и преподаватель должен каждый урок вокала

начинать с вопроса студенту о его самочувствии. На протяжении всего урока,

особенно после какой-либо болезни студента,

поинтересоваться его

физическим состоянием и если есть необходимость сделать паузу или

облегчить намеченный план урока.

Певец - это прежде всего здоровый человек с устойчивой психикой,

крепкими нервами, хорошим тонусом мышц и здоровыми внутренними

органами, обладающий определенной энергетикой и работоспособностью.

Изучение вокального искусства требует много физических сил, терпения и

упорного труда. Если учащийся глубоко любит пение и твердо решился

достигнуть в нем определенного мастерства, то ему необходимо беречь свой

голосовой аппарат, отказаться от вредных привычек. Чтобы заниматься

пением вокалист должен быть здоров, петь в больном состоянии не

рекомендуется, поэтому ему необходимо вести здоровый образ жизни,

соблюдать свод определенных правил – гигиену голоса. Хочешь хорошо петь

– заботься о своем физическом и душевном здоровье. Вот и мотивация

здорового образа жизни!

На протяжении всей певческой карьеры свой голос певец держит в

«форме», соблюдая определенные правила, касающиеся гигиены голосового

аппарата и необходимого режима. А уж тем более, это относится к

начинающему

певцу.

Каждый

преподаватель

использует

здоровьесберегающую технологию с начинающими певцами, а это значит,

что начиная с первого курса обучения в СПО и до последнего, он фиксирует

внимание студента на бережном отношении своего голосового аппарата.

Постоянное напоминание педагога студенту о соблюдении режима сна и

отдыха и личной гигиены, дают положительный результат. Не следует сразу

после пения, в холодное время года, выходит на улицу, разгоряченные

голосовые складки, наверняка, подвергнутся простудным заболеваниям.

Громко кричать, много разговаривать перед пением, все это ведет к

утомляемости. Перед пением обязательно нужно поесть, чтобы сознание

студента было свободно от всех отвлекающих моментов, чтобы было

направлено на выполнение поставленной педагогом задачи и тем самым,

оградит себя от проблем заболевания связанных с пищеварением. Педагог

контролирует состояние здоровья своего студента и если есть признаки

заболевания, непременно посоветует обратиться к врачу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Л.Дмитриев. Основы вокальной методике.

2.

А. Глинка-Измайлов. Полезные советы молодым певцам и певицам.

3.

Л.Дмитриев. В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр.

4.

Т.Смелкова, Ю.Савельева. Основы обучения вокальному искусству.

5.

Д. Аспелунд. Развитие певца и его голоса.



В раздел образования