Напоминание

научная статья


Автор: Ахматова Наида Султанбековна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ЧГК
Населённый пункт: Грозный
Наименование материала: История и сущность профессиональной этики
Тема: научная статья
Раздел: среднее профессиональное





Назад




История и сущность профессиональной этики

Истоки профессиональной этики уходят в глубокую историю. Более двух

тысяч лет назад были составлены воинские этические требования Ману в

Индии, т.к. профессия воина зародилась ещё в доисторической древности.

Именно тогда уже состоялось распределение основных жизненных ролей:

женщина – мать и хранительница домашнего очага, мужчина – охотник и

воин.

Клятву Гиппократа также можно считать одним из первых образцов

профессиональной этики. Древнегреческий врач Гиппократ провозгласил

вечные принципы лечебного искусства. На протяжении более двух с

половиной тысячелетий клятва Гиппократа – руководство для этического

поведения врача.

Таким образом, зачатки профессиональной этики можно видеть уже в

далёкой древности. Необходимость в профессиональной этике возникла уже

при разделении общественного труда и возникновении различных профессий.

Профессия (лат. proffessio – официально указанное занятие, от profiteer –

объявляю своим делом); вид трудовой деятельности человека, владеющего

комплексом специальных знаний и практических навыков, которые

приобретены в результате целенаправленной подготовки. Но активное

формирование профессиональной этики началось в XI-XII вв. с массовым

распространением профессионально-этических кодексов как уставов

целевого назначения.

Их формирование происходило в условиях становления средневековой

цеховой организации труда. Эти кодексы отражали интересы определенных

социальных групп общества, объединенных характером трудовой

деятельности, например: цех красильщиков, гильдия купцов, ассоциация

адвокатов и т.д. Для того чтобы стать полноценным членом такого

содружества, как цех, надо было быть, в первую очередь, мастером своего

дела. А для этого следовало пройти подготовку в роли ученика, а затем

подмастерья, а кроме того существовал ещё ряд других очень серьёзных

условий.

Главными причинами возникновения профессионально этических кодексов

была внутренняя необходимость регулирования взаимоотношений между

людьми определённой профессии. Правила кодекса помогали и в решении

сложных, нестандартных этических ситуаций. Не менее важной была и

внешняя потребность определённой системы отношений с заказчиками,

партнёрами, с властью.



В раздел образования