Автор: Алла Владимировна Инговатова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "СМК им.Н.Ляпиной" Филиал "Борский"
Населённый пункт: село Борское, Борский район, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Оказание неотложной помощи в гинекологии"
Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им.Н.Ляпиной»
Филиал «Борский»
Методическая разработка открытого практического занятия для
преподавателя
Тема «Оказание неотложной помощи в гинекологии»
МДК 02.03 Оказание медицинских услуг в гинекологии
ПМ. 02 Лечебная деятельность
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
с. Борское, 2019
Рассмотрена и одобрена на заседании
ЦМК ОП и СД
Протокол № от «___»_______ 2019 г.
Председатель ЦМК _____И.В.Черникова
Утверждено
Зав.отд.по по УР
____________З.Р.Рахматуллина
«_____»_______2019 г.
Разработчик:
Инговатова А.В. – преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ « СМК
им. Н. Ляпиной» Филиала «Борский», первой квалификационной категории
Рецензент:
Радаева И.А. – преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «СМК
им.Н.Ляпиной» Филиала «Борский», первой квалификационной категории
Аннотация
Методическая разработка занятия по теме «Оказание неотложной
помощи в гинекологии»
по МДК 02.03 Оказание медицинских услуг в
гинекологии предназначена для проведения практического занятия у
обучающихся
по
специальности
31.02.01
Лечебное
дело.
В
данной
разработке
раскрываются
основные
способы
и
средства
проведения
практического занятия на деятельностной основе, а также организация
самостоятельной работы студентов на занятии.
Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело.
Содержание
1. Введение
2. Цели и задачи занятия
3. Требования к уровню усвоения учебного материала
4. Оснащение занятия
5. Хронокарта занятия
6. Теоретический материал
7. Пример использования сестринского процесса
8. Глоссарий
9. Алгоритмы манипуляций
10. Самостоятельная внеаудиторная работа студента
11. Самостоятельная аудиторная работа студента
Приложение №1
Приложение №2
12. Эталоны ответов
10 . Профессионально - компетентностные задачи
Приложение №3
11. Список рекомендуемых источников
5 стр.
6 стр.
7 стр.
8 стр.
9 стр.
11 стр.
20 стр.
21 стр.
21 стр.
29 стр.
30 стр.
34 стр.
38 стр.
47 стр.
65 стр.
Пояснительная записка
Тема
урока
«Оказание
неотложной
помощи
в
гинекологии» соответствует
требованиям
федеральных
государственных
образовательных стандартов, МДК 02.03 Оказание медицинских услуг в
гинекологии.
Данная тема содержит важный материал, так как в настоящее время
роль фельдшера скорой помощи вышла далеко за пределы функции простой
транспортировки
больных.
Актуальность
данной
темы
в
том,
что
неотложные состояния, угрожающие жизни и здоровью пациента, требуют
оказания
лечебных
мероприятий
на
всех
этапах.
Главной
задачей
медицинской помощи на догоспитальном этапе является стабилизация
состояния больного, быстрые адекватные лечебные мероприятия, следующие
за быстро и грамотно проведенной дифференциальной диагностикой и
постановкой предварительного диагноза.
Изучение темы базируется на системе знаний, умений, полученных
студентами
при
изучении
таких
тем,
как
«Методы
обследования
гинекологических
больных»,
«Лечение
воспалительных
заболеваний
женских половых органов» и последующими темами. Базовые знания и
умения, сформированные при изучении вышеперечисленных тем, проходят
через весь курс данного модуля и применяются при изучении последующих
МДК ПМ. 02, ПМ.03. Тема изучается на основе современных нормативных
документов, с применением активных методов обучения.
Владение знаниями темы для обучающихся является средством
формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний
в других предметных областях. Педагогической целью является не только
развитие навыков обучающихся по оказанию помощи при неотложных
состояниях, но и навыков самостоятельной работы с литературой для
дальнейшего самообразования.
Цели занятия
Дидактическая цель:
- Систематизировать знания и выработать умения необходимые фельдшеру
для оказание помощи при неотложных состояниях в гинекологии.
Способствовать формированию профессиональных компетенций:
ПК 2.1 Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.2 Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3 Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4 Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.5 Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 2.6 Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
ПК2.7 Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его
окружению.
ПК 2.8 Оформлять медицинскую документацию.
Задачи занятия – усвоить для последующего осмысленного выполнения заданий
алгоритмы оказания доврачебной помощи.
Развивающая: создать атмосферу творчества, сотрудничества, способствующую
выявлению положительных личностных и профессиональных качеств студентов,развитие
у студентов логического мышления, познавательных процессов, формирование общих
компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях нести за них
ответственность;
ОК5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, пациентом.
Задачи
–
продолжать
развивать
умения,
обобщать,
анализировать
производственную ситуацию, делать выводы;
- способствовать развитию профессионального мышления;
- продолжать развивать умения работы в коллективе;
- развивать самостоятельность суждений обучающихся, сравнивать и сопоставлять
различные точки зрения, способствовать их самореализации и креативности.
Воспитательная: продолжение формирования позитивных качеств личности и
общей компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Задачи – продолжать стимулировать интерес к избранной профессии;
- стимулировать потребность в социальной коммуникации, адекватной само и
взаимооценке;
- воспитание аккуратности, внимательности, точности.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения темы:
студент должен уметь:
проводить дифференциальную диагностику заболеваний;
определять тактику ведения пациента;
назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;
определять показания противопоказания к применению лекарственных средств;
применять лекарственные средства пациентам различных возрастных групп;
определять показания к госпитализации, организовывать транспортировку в
лечебно-профилактическое учреждение;
проводить лечебно - диагностические манипуляции;
проводить контроль эффективности лечения;
осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста.
знать:
принципы лечения и ухода в гинекологии;
фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов;
показания и противопоказания к применению лекарственных средств;
побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из
однородных и различных лекарственных групп;
особенности применения лекарственных средств у различных возрастных групп.
Место проведения: кабинет доклинической практики.
Время проведения: 6 часов – 270 минут
Межпредметные связи: ОП. 03 Анатомия и физиология человека, ОП.04
Фармакология,ПМ.01 Диагностическая деятельность, ПМ.07 Выполнение работ по
профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».
Внутрипредметные связи: предыдущие темы «Методы обследования гинекологических
больных, «Лечение воспалительных заболеваний женских половых органов».
Оснащение занятия: ТСО, УМК по данной теме, муляжи.
Используемые технические средства обучения: телевизор, ноутбук.
Хронологическая карта практического занятия
Этап
Название
Содержание
Время,
мин
1.Организационны
й момент
Регистрация присутствующих, обьявление темы занятия.
Совместно со студентами определение связи с
предыдущими и последующими темами МДК.
Обоснование актуальности темы.
5
2. Целеполагание и
мотивация
Совместно со студентами целеполагание, выявление
конечных результатов обучения. Связь данной темы с
формируемыми профессиональными компетенциями,
ранее изученным материалом, будущей
профессиональной деятельностью.
5
4. Контроль
исходного уровня
знаний,
необходимых для
изучения темы
Устный опрос с целью определения уровня подготовки
к занятию.( приложение №1)
20
5.Изучение
материала по теме
Демонстрация преподавателем нового материала
10
6.Самостоятельная
практическая
работа
Студенты делятся на пары:
- Решают компетентно – ориентированные задачи по
диагностике, клиническому течению внематочной
беременности, апоплексии яичника, перекруту ножки
опухоли яичника, разрыву проговаривают друг другу
обоснование диагноза.
- Составляют планы обследования.
- Составляют алгоритм действий для оказания
доврачебной помощи на догоспитальном этапе.
(приложение № 3)
180
7.Самостоятельная
работа студентов
по заданиям
преподавателя
Студенты отрабатывают алгоритмы манипуляций,
заполняют таблицы, медицинскую документацию, затем
осуществляется проверка заданий по эталону.
20
8. Контроль
конечного уровня
знаний
Ответ на решение ситуационных задач. Решение
тестовых заданий (приложение №),
20
9. Подведение
итогов занятия
Оценка студентами степени достижения целей занятия,
самоанализ, самооценка.
Итоговая оценка знаний и умений студентов.
5
10. Домашнее
задание для
внеаудиторной
работы.
Обучающие задания для внеаудиторной работы
студентов для обеспечения исходного уровня знаний по
следующей теме.
Заключение преподавателя.
5
Информационный блок
В структуре гинекологических заболеваний особое место занимают патологические
состояния,
требующие
оказания
неотложной
медицинской
помощи.
Первичное
тактическое решение – последовательность действий фельдшера на догоспитальном этапе,
состоящая
в
оценке
симптомов
заболевания,
выполнении
экстренных
лечебных
мероприятий по жизненным показаниям.
При
самостоятельном изучении теоретического блока необходимо
акцентировать
внимание на основных клинических симптомах клиники острого живота связанного с
различными гинекологическими заболеваниями.
Острый живот в гинекологии – это комплекс симптомов, вызванных различными
патологиями органов брюшной полости (малого таза) с различными клиническими
проявлениями. Самым главным симптомом острого живота является резкая боль в животе
(постоянная или приступообразная, различного характера – режущая, колющая), которая
может локализироваться в любой области живота, кроме того, возможно появление
тошноты
и
рвоты,
икоты,
кровотечения,
головокружения,
слабости,
повышение
артериального давления и учащенное сердцебиение, давление на задний проход и
проблемы со стулом.
Группы заболеваний внутренних женских половых органов, при которых возникает
клиника острого живота:
1. Острые кровотечения из внутренних половых органов:
внематочная беременность;
апоплексия яичника;
травматические
повреждения
матки
(ятрогенного
или
криминального
происхождения).
2. Острые нарушения кровообращения в опухолях и опухолевидных образованиях
внутренних половых органов:
перекрут ножки опухоли яичника;
нарушение питания фиброматозного узла.
3. Острые гнойные заболевания внутренних половых органов с последующим развитием
перитонита:
пиосальпинкс и пиовар, гнойная тубоовариальная опухоль;
пельвиоперитонит;
распространенный перитонит.
Перфорация матки
Перфорация
матки
—
ятрогенное
заболевание.
Перфорация
(от
лат.
perforatio;
«пробуравливание»; синоним — прободение) — возникновение сквозного дефекта в
стенке полого органа (перфорация матки как акушерская травма, перфорация матки
внутриматочным противозачаточным средством, перфорация матки, связанная с абортом).
Клиническая картина:
Пациенты обычно предъявляют жалобы на резкие боли в нижних отделах живота,
мажущие кровянистые выделения из половых путей, повышение температуры (обычно до
37,5 °С), слабость и головокружение. При значительной кровопотере отмечают снижение
АД, тахикардию, бледность кожи.
Если перфорационное отверстие прикрыто каким-нибудь соседним органом малого таза
или брюшной полости (например, большим сальником), клиническая картина заболевания
имеет стёртые клинические симптомы.
Диагностика
Поскольку
внутриматочные
манипуляции
(искусственный
аборт,
гистероскопия)
производят чаще всего под наркозом, и пациенты не могут предъявить жалобы, то о
перфорации матки следует думать, когда во время выполнения манипуляции инструмент
внезапно уходит на большую глубину, не встречая сопротивления стенок матки.
Основной метод лечения — хирургический
Женщины с рубцом на матке после перфорации должны быть поставлены на
диспансерный учёт по месту жительства. В последующем при наступлении беременности
требуется особенно тщательное наблюдение за беременной.
Апоплексия яичника
Апоплексия
яичника
—
внезапно
наступившее
кровоизлияние
в
яичник,
сопровождающееся нарушением целостности его ткани и кровотечением в брюшную
полость. Кровоизлияние в яичник происходит при разрыве сосудов граафова пузырька,
стромы яичника, фолликулярной кисты или кисты желтого тела и сопровождается
нарушением целостности ткани яичника и кровотечением в брюшную полость.
Встречается у 0,5—2,5 % гинекологических больных. Апоплексия яичника может
наблюдаться в различные фазы менструального цикла, однако чаще всего это бывает в
период овуляции или в стадии васкуляризации и расцвета желтого тела. Не исключена
возможность разрыва желтого тела во время беременности. Апоплексия яичника
возникает, как правило, у женщин в возрасте 20—35 лет.
Апоплексия яичника может возникнуть в любую фазу менструального цикла, но чаще это
случается в период овуляции.
Клиническая картина:
заболевание начинается остро
сильные боли внизу живота на стороне поражения («пронзающие» боли)
кровянистые выделения из влагалища
кровотечение в брюшную полость с развитием анемии
сопровождается слабостью, головокружением, тошнотой, рвотой, обмороками
Для диагностики заболевания без выраженных нарушений гемодинамических показателей
применяют пункцию брюшной полости через задний свод влагалища. Однако методом
выбора в диагностике апоплексии яичника стала лапароскопия
Лечение пациенток с апоплексией яичника зависит от формы заболевания и тяжести
внутрибрюшного кровотечения. При болевой форме и незначительной внутрибрюшной
кровопотере (менее 150 мл) без признаков нарастания кровотечения можно проводить
консервативную терапию. Она включает в себя покой, лед на низ живота (способствует
спазму сосудов), препараты гемостатического действия (этамзилат), спазмолитические
средства
(папаверин,
но-шпа),
витамины
(тиамин,
пиридоксин,
цианокобаламин),
физиотерапевтические процедуры (электрофорез с хлоридом кальция, СВЧ-терапия).
Консервативная терапия проводится в стационаре под круглосуточным наблюдением. При
повторном приступе болей, ухудшении общего состояния, нестабильности гемодинамики,
увеличении количества крови в брюшной полости клинически и при ультразвуковом
сканировании появляются показания к оперативному вмешательству (лапароскопии,
лапаротомии).
Перекрут ножки опухоли яичников (придатков матки)
Перекрут ножки кисты яичника – это осложнение опухоли яичника, при котором
происходит её ротация вокруг своей оси, приводящая к сдавлению сосудов.
Перекрут ножки опухоли яичника может быть вызван изменениями топографии
внутренних органов. Этому способствуют:
физические нагрузки, подъем тяжестей, резкие движения или изменение положения
тела;
слабость брюшного пресса;
перемещение овариальной кисты из малого таза в брюшную полость;
беременность, а также послеродовый период;
переполненный мочевой пузырь, увеличивающий внутрибрюшное давление;
запоры, метеоризм или повышенная перистальтика кишечника.
Клинические
проявления
патологии
зависят
от
жесткости
перекрута
и
степени
сдавливания сосудов и тканей:
резкая приступообразная боль в нижней части живота с отдачей в спину и ноги;
больная принимает вынужденное положение, в котором не испытывает боли;
симптом Щеткина-Блюмберга говорит о воспалительном процессе, происходящем в
брюшине (при пальпации живота и надавливании больная испытывает тупую боль, а
при резком снятии руки с живота, боль становится острой);
передняя стенка брюшины напряжена;
тошнота с приступами рвоты;
непроходимость кишечника, запор, иногда диарея;
учащается мочеиспускание;
понижается мышечный тонус;
может повышаться температура тела;
усиливается потоотделение;
учащается сердцебиение;
кожные покровы становятся бледными.
PV
исследование:
обнаруживается опухоль в области придатков матки, попытки смещения её вызывают
резкую болезненность.
Основной задачей лечения при ненарушенном кровоснабжении является восстановление
положения яичников в организме женщин. Если кровеносные сосуды перекрыты, начался
некроз тканей, то придатки матки подлежат удалению. Поэтому когда есть симптомы
острого живота, пациентку экстренно госпитализируют. Промедление с оперативным
вмешательством приводит к внутренним кровотечениям, перитониту, сращению кисты с
внутренними органами.
Нарушение кровоснабжения миоматозного узла
Миома матки — доброкачественная опухоль, происходящая из мышечной ткани. Некроз
— необратимое прекращение жизнедеятельности тканей определённой части живого
организма. Миома матки, даже очень небольших размеров, может деформировать сосуды,
обеспечивающие её кровоснабжение, и вызывать омертвение тканей.
Нарушение кровоснабжения миоматозного узла – наиболее частое осложнение миомы
матки, возникающее вследствие нарушения питания узла.
Причины: миома матки, даже очень небольших размеров, может деформировать сосуды и
нарушать кровоснабжение эндометрия. При быстром росте миомы нарушается питание
узла с развитием отека и некроза.
В случае перекрута ножки узла симптомы появляются внезапно; развивается клиника
острого живота со схваткообразными болями, тошнотой и рвотой, ознобом, повышением
температуры, сухостью во рту, дисфункцией кишечника (запорами, метеоризмом).
При нарушении васкуляризации миоматозного узла симптомы более стертые и нарастают
постепенно. В этом случае отмечаются периодически усиливающиеся и ослабевающие
тянущие боли в пояснице и низу живота. Во время болевого приступа развиваются
субфебрилитет, тахикардия, озноб, тошнота, нарушение мочеиспускания и стула.
В случае появления картины острого живота на фоне имеющейся миомы матки требуется
немедленное обращение в гинекологический стационар.
При
своевременном
распознавании
и
оказании
хирургического
пособия
прогноз
удовлетворительный. Возможность сохранения репродуктивных возможностей зависит от
хирургической ситуации.
Инфицирование миоматозных узлов может привести к разлитому перитониту и сепсису.
Внематочная или эктопическая беременность
(graviditasextrauterina, s. ectopica) —
имплантация оплодотворённого яйца вне полости матки.
Имеется стойкая тенденция к увеличению частоты внематочной беременности, которая
составляет в индустриально развитых странах в среднем 12—14 на 1000 беременностей.
Бесплодие после операции по поводу трубной беременности возникает в 70—80%
случаев. Частота повторной трубной беременности варьирует от 4 до 12,6 %. Это связано
с
распространенностью
воспалительных
процессов
гениталий,
растущим
числом
хирургических вмешательств на маточных трубах, внедрением в медицинскую практику
индукторов овуляции, применением внутриматочных контрацептивов.
Локализация плодного яйца выше полости матки относится к проксимальным вариантам
эктопической
беременности
и
является
одной
из
главных
причин
внутреннего
кровотечения у женщин репродуктивного возраста. Вовлечение в плодовместилище
шейки матки приводит к формированию шеечной или перешеечной беременности, т.е. к
ее дистальным вариантам и сопровождается наружным кровотечением из влагалища.
Причины развития ВБ:
Воспалительные заболевания придатков матки
Нарушение перистальтики маточных труб
Половой инфантилизм
Эндокринные расстройства
Аборты в анамнезе
Опухолевидные образования матки
Гормональные расстройства
Стрессовые ситуации
Глубокие психические расстройства
Постановка диагноза «Внематочная беременность» в ранние сроки исключительно трудна.
Однако, имеется ряд признаков, который характерен в большей степени для ВБ, чем для
маточной:
Содержание ХГЧ несколько ниже, чем при маточной беременности
Увеличение размеров матки не соответствует предполагаемому сроку беременности
В области придатков при PV исследовании пальпируется опухолевидное образование
тестоватой консистенции, болезненное при исследовании.
Прогрессирующую трубную беременность диагностировать трудно, так как симптомы
характерны для нормально развивающейся беременности. Наблюдение за больной с
подозрением на прогрессирующую ВБ показано только в стационаре с наличием
«экстренной» операционной.
Показано оперативное лечение.
В последние годы появились предпосылки консервативного ведения больных с
применением лекарственных средств, таких как метатрексат и простагландины.
Клиническая картина разрыва трубы:
Внезапная сильная боль внизу живота
Холодный пот
Бледность кожных покровов
АД ,PS
Кратковременная потеря сознания
Живот болезненен при пальпации
С-м Щеткина – Блюмберга
Ведущие клинические симптомы остронарушенной ВБ:
Симптом «плавающей матки» - при PV исследовании матка подвижна в большей
степени, чем обычно
Симптом «крик Дугласа» - женщина издает характерный крик при попытке
сместить шейку матки кпереди
Диагностика:
УЗИ
Пункция заднего свода (кульдоцентез)
Клиническая картина трубного аборта:
После небольшой задержки менструации, появляются схваткообразные, периодически
повторяющиеся приступы боли внизу живота, чаще односторонние
Скудные темно – кровянистые выделения из половых путей
Нарастают симптомы анемии
Возникают симптомы раздражения брюшины
Неотложная помощь:
Больные с внематочной беременностью нуждаются в срочной врачебной помощи. Любая
задержка с началом лечения может привести к гибели больной. Единственным методом
лечения внематочной беременности является срочная операция, поэтому больная должна
быть немедленно госпитализирована в гинекологическое отделение многопрофильной
больницы с передачей ее непосредственно дежурному гинекологу. При наличии
симптомов внутрибрюшного кровотечения (анемия, коллапс) больную госпитализируют в
ближайший гинекологический стационар, по возможности - минуя приемное отделение.
Госпитализацию осуществляют только на носилках.
Выявление женщин группы риска по возникновению ВБ:
пациентки с хроническими воспалительными заболеваниями придатков
бесплодие
в анамнезе была ВБ
Действия фельдшера на вызове.
Обязательные вопросы:
С чем связано начало заболевания.
Когда была последняя нормальная менструация.
Методы контрацепции (важно выяснить наличие внутриматочного контрацептива в
полости матки).
Характер выделений из половых путей (кровянистые, гнойные).
При наличии болей — их локализация, иррадиация, длительность.
Наличие повышения температуры тела, ознобы.
Наличие тошноты, рвоты, метеоризма.
Наличие гинекологических заболеваний (опухоли яичника, наличие миоматозных
узлов).
Осмотр и физикальное обследование:
Частота дыхания (может быть более 20 в минуту при острой кровопотере).
Тахикардия (всегда присутствует при «остром животе» любого происхождения;
сопровождает лихорадку, гиповолемию, острую кровопотерю).
Измерение АД.
При синдроме «острого живота» артериальной гипертензии не отмечают.
Артериальная гипотензия бывает обусловлена либо септическим состоянием, либо
гиповолемией при острой кровопотере при разрыве маточной трубы, разрыве кисты
(кистомы), апоплексии яичника.
Пальпация живота.
При кровотечении в брюшную полость (апоплексия яичника, разрыв маточной трубы,
разрыв селезёнки) выявляют симптом Куленкампффа (болезненность и симптомы
раздражения
брюшины
без
напряжения
брюшной
стенки).
При болевой форме апоплексии яичника регистрируют болезненность в нижних отделах
живота, симптомы раздражения брюшины выражены слабо.
При разрыве маточной трубы живот ограниченно участвует в акте дыхания, болезнен при
пальпации и перкуссии, симптомы раздражения брюшины положительны.
Показания к госпитализации. Больных в экстренном порядке госпитализируют в
гинекологический стационар.
Часто встречающиеся ошибки:
Введение обезболивающих ЛС.
Отсрочка госпитализации.
Приложение № 1
Тема: «Оказание неотложной помощи в гинекологии»
Задание №1. Ответьте на вопросы для определения исходного уровня знаний:
1.Что такое оплодотворение? ( процесс слияния мужской и женской половых клеток,
который происходит в ампулярном отделе маточной трубы).
2.Что такое имплантация? (внедрение трофобласта в видоизмененную слизистую
оболочку матки).
3.Что такое эктопическая беременность? (беременность расположенная в не полости
матки, откуда нет естественного выхода для рождения плода).
4.Назовите возможное расположение внематочной беременности? (в яичнике, маточной
трубе, шейке матки, брюшной полости).
5. Перечислите этиологические факторы риска развития внематочной беременности
(анатомические, связанные с нарушением транспортной функции маточных труб:
воспаление маточных труб вследствие абортов, внутриматочных вмешательств
(диагностических и лечебных), ИППП, использование ВМС, гормональные: ЭКО,
овуляция, половой инфантилизм).
6. Перечислите формы внематочной беременности по клиническому течению:
(прогрессирующая трубная беременность, нарушенная трубная беременность по
типу трубного аборта, нарушенная трубная беременность по типу разрыва маточной
трубы).
7.Что такое Френикус – симптом? ( раздражение диафрагмального нерва, иррадиация
боли в ключицу, межлопаточную область, подреберье при нарушенной внематочной
беременности).
8.Дайте определение апоплексии яичника (это кровоизлияние в паренхиму яичника в
связи с разрывом фолликула в период овуляции или разрывом желтого тела,
сопровождающееся нарушением целостности ткани яичника и кровоизлиянием в
брюшную полость).
9.Назовите клинические формы апоплексии яичника (анемическая, болевая,
смешанная).
10. «Крик Дугласа» - что это такое? (резкая болезненность заднего свода влагалища)
11.Назовите осложнения при перекруте опухоли ножки яичника ( перитонит,
внутрибрюшное кровотечение)
Приложение № 2
Задание № 2. Заполните таблицу: «Характеристика различных форм внематочной
беременности»
Клинические
признаки
Прогрессирующая
внематочная беременность
Трубный
выкидыш
Разрыв маточной
трубы
Общее
состояние
Боли
Выделения
Данные
влагалищного
исследования
Наиболее
информативны
е методы
исследования
Задание № 3. Дополните утверждение:
1.
Самая частая форма внематочной беременности - …………….
2.
Какое осложнение может возникнуть после перенесенного острого
воспалительного заболевании придатков матки - ………………..
3.
Информативный диагностический тест, подтверждающий наличие крови в
брюшной полости – это ………..
4.
Апоплексия яичника может возникнуть в любую фазу менструального цикла, но
чаще это случается в период………….
Задание № 4. Подберите соответствующий ответ
Установите соответствие
Стимул
1. Локализация плодного яйца
в
ампулярном отделе.
2. Локализация плодного яйца
в
истмическом отделе.
3. Локализация плодного яйца
в
интерстициальном отделе.
A. Остронарушенная внематочная беременность
по типу разрыва трубы на сроке 3-4 недели.
B.
Остронарушенная внематочная беременность
по типу трубного аборта на сроке 7-8 недель.
C.
Остронарушенная внематочная беременность
по типу разрыва трубы на сроке 6-5 недель.
Задачная
формулировка
Задание № 5. Подберите соответствующий ответ
Установите соответствие
Стимул
1.Апоплексия яичника.
2.Остронарушенная
внематочная
беременность.
3.Перфорация матки.
4.Перекрут ножки кисты яичника.
D. Очередная менструация пришла в срок 2
недели назад.
E.
В анамнезе имеется опухоль яичника.
F.
Задержка менструации, имеются признаки
беременности.
G. Несколько
дней
назад
произведен
медицинский аборт
Задачная
формулировка
Задание № 6. Рассмотрите рисунок, изображающий строение женских внутренних
половых органов. Подпишите названия вариантов развития внематочной
(эктопической) беременности.
Задание № 7. Подготовьте набор инструментов к пункции заднего свода влагалища,
и запишите их в дневник.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Приложение № 3
Задание № 8.
Решите клинические ситуации (для выполнения заданий студенты разбиваются на
пары по 2 человека:
- один студент выполняет задание;
- второй проверяет ответ по алгоритму;
- меняются ролями)
Задача № 1.
Вы фельдшер ФАП. К вам доставлена женщина 28 лет. Жалобы: на слабость,
головокружение и сильные боли внизу живота, которые возникли внезапно, боли
иррадиируют во влагалище и прямую кишку.
Анамнез: считает себя беременной, последняя менструация пять недель назад.
Объективно: состояние средней тяжести, кожа бледная, АД 90\55 мм.рт.ст. Пульс 100
ударов в минуту, живот резко болезненный, симптом Щеткина – Блюмберга
положительный. При попытке встать с кушетки женщина потеряла сознание.
Задания:
1.Сформулируйте и обоснуйте диагноз.
2.Составьте алгоритм действия фельдшера и обоснуйте каждый этап.
3. Составьте набор инструментов для пункции заднего свода влагалища
Эталон ответа:
1.Диагноз: прервавшаяся внематочная беременность.
Обоснование диагноза:
- данные анамнеза: задержка менструации на пять недель;
- клинические симптомы: внезапно возникшие боли внизу живота, слабость и
головокружение, тахикардия, гипотония, и обморок –свидетельствуют о внутреннем
кровотечении, которое возникло при разрыве маточной трубы.
2.Алгоритм действий фельдшера:
- уложить женщину, опустив головной конец. Для увеличения притока крови к головному
мозгу;
- на низ живота положить пузырь со льдом для сокращения сосудов и уменьшения
кровотечения;
- немедленная госпитализация в гинекологическое отделение для оперативного лечения, в
сопровождении фельдшера. Транспортировка осуществляется в горизонтальном
положении.
Задача № 2.
Вызов к женщине 27 лет.
Жалобы: схваткообразные боли внизу живота, темные водянистые выделения из половых
путей, отсутствие менструации в течении 5 недель.
Анамнез: менструация с 13 лет без особенностей. Замужем. Были одни роды и три
медицинских аборта. Перенесенные заболевания – воспаления придатков матки.
Объективно: состояние средней тяжести, бледность кожных покровов, АД 100/60
мм.рт.ст., пульс 100 ударов в минуту. Живот вздут, в нижних отделах симптом Щеткина –
Блюмберга положительный.
Задания:
1.Сформулируйте предположительный диагноз.
2.Составте алгоритм действий для оказания доврачебной помощи
3. Составьте набор инструментов для пункции заднего свода влагалища
Эталон ответа.
1.Диагноз: внематочная беременность, трубный аборт.
Диагноз установлен на основании анамнеза: отсутствие менструации в течении 5 недель
(вероятный признак беременности). Прерывание внематочной беременности по типу
трубного аборта подтверждают жалобы больной и клинические симптомы: приступы
схваткообразной боли, после которой появляются кровянистые выделения из половых
путей, темного цвета и симптомы внутреннего кровотечения: бледность кожных покрово,
тахикардия, снижение АД, положительный симптом Щеткина – Блюмберга.
2. Алгоритм действий:
- измерить АД и подсчитать пульс;
- уложить больную на носилки;
- положить холод на низ живота;
- срочно госпитализировать на носилках в гинекологический стационар, в машине скорой
помощи с сиреной;
- при транспортировке осуществлять внутривенное введение раствора натрия хлорида
0,9% -400мл
- сообщить в стационар о предстоящей операции
3.Набор инструментов для пункции заднего свода влагалища:
- ложкообразное зеркало. Зеркало-подъемник для выведения шейки матки;
- корнцанг для обработки стенки влагалища;
- пулевые щипцы;
- шприц с длиной иглой для прокола и отсасывания содержимого Дугласового кармана
- спирт 70%
- ватные шарики
Задача № 3.
Вызов к женщине 42 года.
Жалобы: на сильные постоянные боли в животе, которые возникли после физического
напряжения, продолжаются в течении 4 часов.
Анамнез: менструальная функция без особенностей, было двое родов, 2 медицинских
аборта. В течении 7 лет жизни при регулярной половой жизни и без применения
контрацептивов беременность не наступает.
Объективно: состояние средней тяжести, положение вынужденное, АД 110/70 мм.рт.ст.,
пульс 90 уд/мин. Сердце и легкие без особенностей. Живот слегка вздут, напряжен, не
участвует в акте дыхания, при пальпации резкая болезненность, особенно в нижних
отделах. Симптом Щеткина – Блюмберга положительный. В правой подвздошной
области определяется опухолевидное образование размером с куриное яйцо, мало
подвижное, резко болезненное.
Задания.
1.Сформулируйте предположительный диагноз и обоснуйте его.
2.Составте алгоритм действия фельдшера и обоснуйте его.
3.Продемонстрируйте технику влагалищного спринцевания.
Эталон ответа.
1.Диагноз: перекрут ножки кисты (кистомы) яичника. Острый живот. Диагноз
подтверждают клинические симптомы и данные объективного исследования:
- острое начало заболевания;
- постоянные, сильные боли в животе, которые возникли после физического напряжения;
- определение опухолевидного образования при пальпации правой подвздошной области.
2.Алгоритм действия фельдшера:
- уложить на носилки, положить холод на низ живота;
- немедленно госпитализировать в гинекологический стационар; на машине с сиренной;
- сообщить по рации о предстоящей операции.
3.Для влагалищного спринцевания необходима кружка Эсмарха, емкостью 1,5-2 литра, р-
р лекарственного средства 1,5-2 литра.
Спринцевание проводят в положении лежа на гинекологическом кресле, наконечники
стерилизуют кипячением. Проверив температуру жидкости, спускают некоторое
количество жидкости, обмывают струёй воды наружные половые органы и вводят
наконечник во влагалище на глубину 4-5 см. Струя воды должна быть направлена в
область заднего свода.
Задача № 4
На ФАП доставлена женщина 32 лет.
Жалобы – на слабость и острые боли внизу живота, которые более выражены слева. Боли
возникли внезапно час назад.
Анамнез – больная стоит на диспансерном учете по поводу хронического воспаления
придатков матки. Последняя менструация была две недели назад.
Объективно: общее состояние средней тяжести, кожа бледная, АД 95/60 мм.рт.ст., пульс
98 уд/мин., живот мягкий, резко болезненный в нижних отделах, симптом Щеткина –
Блюмберга положительный.
Задания.
1.Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2.Составте алгоритм действия фельдшера.
3. Продемонстрируйте на фантоме технику бимануального исследования.
Эталон ответа.
1.Диагноз – апоплексия яичника. Геморрагический шок 1 степени.
Диагноз установлен на основании анамнеза:
-состоит на диспансерном учете, по поводу воспаления придатков матки;
-последняя менструация была 2 недели назад, что указывает на период овуляции.
Диагноз подтверждают клинические симптомы:
-слабость, бледность кожных покровов;
-тахикардия, гипотония;
-острые боли внизу живота;
-симптом раздражения брюшины – положительный симптом Щеткина – Блюмберга.
Геморрагический шок подтверждают:
-АД 95/60 мм.рт.ст., тахикардия, бледность кожных покровов.
2.Алгоритм действия фельдшера:
-уложить женщину, опустить головной конец для увеличения притока крови к головному
мозгу;
-создать строгий покой;
-положить холод на низ живота для сокращения сосудов и уменьшения кровотечения;
-ввести кровоостанавливающие средства, этамзилат 4 мл внутримышечно для повышения
свертываемости крови;
- катетеризация вены, для внутривенного введения раствора натрия хлорида 0,9% - 400мл
- пульоксиметрия
- немедленная госпитализация в гинекологический стационар для оперативного лечения в
сопровождении фельдшера.
3.Техника бимануального исследования:
-уложить больную на гинекологическое кресло;
-провести катетеризацию мочевого пузыря;
- в стерильных перчатках приступают к бимануальному исследованию;
- указательным и большим пальцем левой руки разводят малые половые губы, а
указательный и средний палец правой руки вводят во влагалище. Оценив состояние
влагалища, шейки матки и заднего свода, пальцы правой руки переводят в передний свод,
а левую руку укладывают на переднюю брюшную стенку приближают ее к правой руке,
исследуют матку, затем переводят обе руки сначала в правый свод, затем в левый свод
влагалища – исследуют придатки матки.
В конце исследования обращают внимание на характер, цвет и запах выделений.
Задача № 5
Вызов к женщине, упала на острый предмет на стройке.
Жалобы: боль в области половых органов, кровотечение.
Объективно: состояние средней тяжести, АД 100/60 мм.рт.ст., пульс 90 уд/мин., в области
лобка, больших половых губ гематома и рваная рана.
Задания.
1.Сформулируйте диагноз и обоснуйте его.
2.Составте алгоритм действия фельдшера скорой помощи по оказанию неотложной
помощи.
3.Продемонстрируйте на фантоме технику введения влагалищного тампона.
Эталон ответа.
1.Диагноз: травма наружных половых органов, гематома, рваная рана наружных половых
органов, наружное кровотечение.
Диагноз устанавливается на основании анамнеза: падение на острый предмет на стройке,
а так же на основании объективного осмотра и клинических симптомов: гематомы в
области лобка, больших половых губ, рваной раны, кровотечения, бледности кожных
покровов, снижение АД, тахикардия.
2.Алгорит действия фельдшера:
-провести первичную обработку раны;
-наложить асептическую «Т» образную повязку;
-положить холод на область гематомы через повязку;
- срочно госпитализировать на носилках в гинекологический стационар, где проводится
вторичная обработка раны, а так же специфическая профилактика столбняка путем
введения противостолбнячной сыворотки;
- при транспортировке приступить к инфузионной терапии плазмозаменяющими
растворами с добавлением аскорбиновой кислоты.
3.Техника введения влагалищных тампонов:
-уложить женщину на гинекологическое кресло:
-во влагалище уложить зеркало Куско, обнажив шейку матки;
-корнцангом ввести во влагалище тампон, смоченный лекарственным составом;
-удерживая тампон около шейки матки, удалить из влагалища зеркало, а затем и
корнцанг.
Через 10-12 часов потягивание за свободный конец тесьмы женщина сама удаляет тампон
из влагалища.
Критерии оценки за решение задачи:
Полный обоснованный ответ – 10 баллов
Неполный ответ без обоснования – 5 баллов
Приложение № 4
Задания в тестовой форме для итогового уровня знаний
Решите тесты. Выберите один правильный ответ.
1.ПУНКЦИЯ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ ЧЕРЕЗ ЗАДНИЙ СВОД ВЛАГАЛИЩА
ПРОИЗВОДИТСЯ ПРИ:
А. Бартолините
Б. Внематочной беременности
В. Кольпите
Г. Хроническом эндометрите.
2. ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ В ГИНЕКОЛОГИИ КАТЕГОРИЧЕСКИ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
А. Вводить анальгетики и спазмолитики
Б. Холод на низ живота
В. Физический покой
Г. Следить за гемодинамическими показателями
3. АПОПЛЕКСИЯ ЯИЧНИКА – ЭТО
А. Кровоизлияние в паренхиму яичника, сопровождающееся кровотечением
Б. Происходит без болей
В. Чаще наблюдается у пожилых женщин
Г. Не требует оперативных мероприятий
4. ПО ТИПУ РАЗРЫВА ТРУБЫ ЧАЩЕ ПРЕРЫВАЕТСЯ БЕРЕМЕННОСТЬ
А. Яичниковая
Б. В истмическом отделе
В. Маточная
Г. В ампулярном отделе
5. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННОЙ ФОРМОЙ ВНЕМАТОЧНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ
ЯВЛЯЕТСЯ
А. Трубная
Б. Яичниковая
В. Брюшная
Г. В рудиментарном роге
6. ПРИОРИТЕТНАЯ ПРОБЛЕМА БОЛЬНОЙ ПРИ ПЕРЕКРУТЕ НОЖКИ КИСТОМЫ
А. Нарушение мочеиспускания
Б. Резкие боли в животе
В. Тошнота, рвота
Г. Кровотечение
7.ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ВНЕМАТОЧНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ
МЕНЕЕ ПРИГОДЕН МЕТОД
А. УЗИ
Б. ГСГ
В. Пункция заднего свода
Г. Лапароскопия
8. ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА НАРУШЕННУЮ ВНЕМАТОЧНУЮ БЕРЕМЕННОСТЬ
ПРОВОДЯТ
А. Зондирование полости матки
Б. Гистеросальпингографию
В. Пункцию через задний свод
Г. Биопсию шейки матки
9. ПО ТИПУ ТРУБНОГО АБОРТА ЧАЩЕ ПРЕРЫВАЕТСЯ БЕРЕМЕННОСТЬ,
РАЗВИВАЮЩАЯСЯ В
А. Ампулярной части маточной трубы
Б. В рудиментарном роге
В. В матке
Г. В истмическомотделе маточной трубы
10. ДЛИНА МАТОЧНОЙ ТРУБЫ В НОРМЕ:
А. 7-8 см
Б. 10- 12 см
В.13 – 14 см
Г. 6-7 см
Эталон ответа
1.Б
2.А
3.А
4.Б
5.А
6.Б
7.б
8.В
9.А
10.Б
Приложение №5
Эталоны ответов:
Задание № 2 «Характеристика различных форм внематочной беременности»
Клинические
признаки
Прогрессирующая
внематочная
беременность
Трубный выкидыш Разрыв маточной
трубы
Общее
состояние
Удовлетворительно
Периодически
ухудшается,
кратковременные
обмороки.
Длительные периоды
удовлетворительного
состояния
Коллаптоидное
состояние,
клиника
массивной
кровопотери,
постоянное
ухудшение
Боли
Отсутствуют
Характерны
периодически
повторяющиеся
приступы, чаще
односторонние.
Возникают
внезапно в виде
острого приступа
Выделения
Отсутствуют
Мажущие
кровянистые
выделения темного
цвета, следуют за
приступом болей,
могут быть части
децидуальной
оболочки
Часто отсутствуют
или небольшие
кровянистые.
Данные
влагалищного
исследования
Матка меньше срока
задержки месячных, рядом
с маткой определяется
образование вытянутой
формы, безболезненно,
своды свободные
Те же;
болезненность при
смещении матки,
образования без
четких границ,
утолщение заднего
свода.
Те же симптомы
«плавающей»
матки,
болезненность в
области придатков
пораженной
стороны,
нависание заднего
свода.
Наиболее
информативны
е методы
исследования
УЗИ, ХГ, лапароскопия,
диагностическое
выскабливание матки
Лапароскопия.
Пункция заднего
свода
Чек - лист манипуляции
«Внутривенное капельное вливание лекарственных средств»
Цель: лечебная.
Показания: назначение врача.
Противопоказания: аллергическая реакция на препарат.
Оснащение:р-р для вливания, капельная система одноразового применения, стерильный лоток,
спирт 70%, стерильные салфетки и шарики, полоски лейкопластыря, штатив для капельницы,
жгут, клеенчатая подушечка, пинцет, ножницы, перчатки, лоток для использованного материала.
№
п/п
Этапы
Форма
представления
Не
выполнил
Частично
выполнил
Выполнил
1
Цель
Сказать
0
0,5
1,0
2
Показания
Сказать
0
0,5
1,0
3
Противопоказания
Сказать
0
0,5
1,0
4
Оснащение
Сказать
0
0,5
1,0
5
Приветствовать пациента
уважительно и
доброжелательно.
Сказать
0
0,5
1,0
6
Представиться пациенту и
уточнить, как к нему
обращаться. Убедиться в
отсутствие аллергических
реакций на данное
лекарственное средство
Сказать
0
0,5
1,0
7
Объяснить пациенту ход и
суть предстоящих действий.
Сказать
0
0,5
1,0
8
Дать информацию пациенту
о лекарственном препарате
и о возможных ощущениях.
Сказать
0
0,5
1,0
9
Получить согласие пациента
на процедуру.
Сказать
0
0,5
1,0
10
Предложить пациенту
опорожнить мочевой
пузырь, учитывая
длительность выполнения
манипуляции.
Сказать
0
0,5
1,0
11
Предложить пациенту или
помочь занять удобное
положение которое зависит
от его состояния здоровья.
Сказать
0
0,5
1,0
12
Вымыть руки
гигиеническим способом.
Осушить
Выполнить
0
0,5
1,0
13
Обработать руки
антисептиком. Не сушить
дождаться полного
высыхания антисептика.
Надеть стерильные
перчатки.
Выполнить
0
0,5
1,0
14
Приготовить оснащение.
Выполнить
0
0,5
1,0
15
Проверить срок годности
устройства и герметичность
пакета.
Выполнить
0
0,5
1,0
16
Прочитать надпись на
Выполнить
0
0,5
1,0
флаконе: название, срок
годности. Убедиться в его
пригодности (цвет,
прозрачность, осадок).
17
Нестерильными ножницами
или пинцетом вскрыть
центральную часть
металлической крышки
флакона, обработать
резиновую трубку флакона
ватным шариком или
салфеткой, смоченной
антисептическим раствором.
Выполнить
0
0,5
1,0
18
Вскрыть упаковочный пакет
и извлечь устройство.
Выполнить
0
0,5
1,0
19
Снять колпачок с иглы
воздуховода, ввести иглу до
упора в пробку флакона.
Выполнить
0
0,5
1,0
20
Закрыть винтовой зажим.
Выполнить
0
0,5
1,0
21
Перевернуть флакон и
закрепить его на штативе.
Выполнить
0
0,5
1,0
22
Повернуть устройство в
горизонтальное положение,
открыть винтовой зажим,
медленно заполнить
капельницу до половины
объема. Если устройство
снабжено мягкой
капельницей, и она
соединена жестко с иглой
для флакона, необходимо
одновременно с двух сторон
сдавить ее пальцами и
жидкость заполнит
капельницу.
Выполнить
0
0,5
1,0
23
Закрыть винтовой зажим и
вернуть устройство в
исходное положение, при
этом фильтр должен быть
полностью погружен в
лекарственный препарат,
предназначенный для
вливания.
Выполнить
0
0,5
1,0
24
Открыть винтовой зажим и
медленно заполнить
длинную трубку системы до
полного вытеснения воздуха
и появления капель из иглы
для инъекций. Можно
заполнять систему, не
надевая иглу для инъекций,
в этом случае капли должны
показаться из
соединительной канюли.
Выполнить
0
0,5
1,0
25
Убедиться в отсутствии
пузырьков воздуха в трубке
устройства.
Выполнить
0
0,5
1,0
26
Приготовить 2 полоски
узкого лейкопластыря,
шириной 1 см, длиной 4-5
см.
Выполнить
0
0,5
1,0
27
Обследовать
пропальпировать место
предполагаемой в вене
пункции для выявления
противопоказаний для
избежание возможных
осложнений.
Выполнить
0
0,5
1,0
28
Наложить венозный жгут на
рубашку или пеленку и
средней третий плеча так
что бы при этом пульс на
лучевой артерии
пальпировался и попросить
пациента несколько раз
сжать кисть в кулак и
разжать ее.
Выполнить
0
0,5
1,0
29
Первым ватным шариком
широко обработать
внутреннюю область
локтевого сгиба
движениями снизу вверх.
Шарик сбросить в лоток для
отработанного материала.
Выполнить
0
0,5
1,0
30
Вторым ватным шариком
обработать внутреннюю
область локтевого сгиба
снизу вверх. Шарик
сбросить в лоток для
отработанного материала.
Выполнить
0
0,5
1,0
31
Зафиксировать вену
большим пальцем левой
руки, натянув кожу над
местом венепункции.
Выполнить
0
0,5
1,0
32
Другой рукой натянуть кожу
в области венепункции,
фиксируя вену.
Пунктировать вену иглой с
подсоединенной к ней
системой, держа иглу
срезом вверх, параллельно
коже, проколоть ее, затем
ввести иглу в вену (не более
чем на ½ иглы). При
попадании иглы в вену,
ощущается «попадание в
пустоту»
Выполнить
0
0,5
1,0
33
При появлении в канюле
иглы крови – попросить
пациента разжать кисть
одновременно развязать или
ослабить жгут.
Выполнить
0
0,5
1,0
34
Открыть винтовой зажим
капельной системы
Выполнить
0
0,5
1,0
отрегулировать им скорость
капель согласно назначению
врача.
35
Закрепить иглу и систему
лейкопластырем прикрыть
иглу стерильной салфеткой
закрепить ее
лейкопластырем.
Выполнить
0
0,5
1,0
36
Снять перчатки поместить
их в непромокаемый пакет.
Выполнить
0
0,5
1,0
37
Обработать руки
гигиеническим способом.
Осушить
Выполнить
0
0,5
1,0
38
Наблюдать за состоянием
пациента его самочувствием
на протяжении всей
процедуры.
Сказать
0
0,5
1,0
39
Обработать руки
гигиеническим способом.
Осушить
Выполнить
0
0,5
1,0
40
Надеть нестерильные
перчатки.
Выполнить
0
0,5
1,0
41
Закрыть винтовой зажим
капельной системы извлечь
иглу из вены прижать место
пункции на 5-7 мин
салфеткой или ватным
шариком с антисептическим
раствором или забинтовать
место инъекции
Выполнить
0
0,5
1,0
42
Убедиться что наружное
кровотечение в области
венепункции нет.
Сказать
0
0,5
1,0
43
Подвергнуть дезинфекции
весь расходуемый материал.
Выполнить
0
0,5
1,0
44
Снять перчатки, поместить
их поместить в емкость для
дезинфекции или
непромокаемый
пакет/контейнер для
утилизации отходов класса
Б.
Выполнить
0
0,5
1,0
45
Обработать руки
гигиеническим способом,
осушить
Выполнить
0
0,5
1,0
46
Уточнить у пациента о его
самочувствии
Сказать
0
0,5
1,0
47
Сделать соответствующую
запись о результатах
выполнения услуги в
медицинскую
документацию
Сказать
0
0,5
1,0
Всего 47 баллов
Критерии оценки:
От 39 до 47 баллов (90% - 100%) – оценка 5 (отлично)
От 31 до 38 баллов (70% - 89%) – оценка 4 (хорошо)
От 23 до 30 баллов (50% - 69%) – оценка 3 (удовлетворительно)
Менее 23 баллов(50%) – оценка 2 (неудовлетворительно).
Чек - лист манипуляции
«Измерение артериального давления на периферических артериях»
Цель: определить и оценить результат измерения артериального давления.
Показания: всем больным и здоровым для оценки состояния сердечно-сосудистой системы (на
профилактических осмотрах, при патологии сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем;
при потере сознания пациента, при жалобах на головную боль, слабость, головокружение).
Противопоказания: врожденные уродства, парез, перелом руки, на стороне удаленной грудной
железы.
Оснащение: тонометр, фонендоскоп, кушетка, стул, стол, ручка, температурный лист, спирт 70°,
салфетки марлевые однократного применения.
№
п/п
Этапы
Форма
представления
Не
выполнил
Частично
выполнил
Выполнил
1
Цель
Сказать
0
0,5
1,0
2
Показания
Сказать
0
0,5
1,0
3
Противопоказания
Сказать
0
0,5
10
4
Оснащение
Сказать
0
0,5
1,0
5
Приветствовать пациента
уважительно и
доброжелательно.
Сказать
0
0,5
1,0
6
Уточнить, как к нему
обращаться и
представиться.
Сказать
0
0,5
1,0
7
Объяснить пациенту ход и
суть предстоящих действий.
Сказать
0
0,5
1,0
8
Получить согласие пациента
на проведение процедуры.
Сказать
0
0,5
1,0
9
Приготовить оснащение.
Выполнить
0
0,5
1,0
10
Вымыть руки на
гигиеническом уровне,
осушить.
Выполнить
0
0,5
1,0
11
Надеть перчатки.
Выполнить
0
0,5
1,0
12
Проверить исправность
прибора для измерения
артериального давления в
соответствии с инструкцией
по его применению.
Выполнить
0
0,5
1,0
13
Придать пациенту удобное
положение, усадить или
уложить его.
Выполнить
0
0,5
1,0
14
Обнажить руку пациента,
расположив ее ладонью
вверх, на уровне сердца.
Выполнить
0
0,5
1,0
15
Наложить манжету прибора
для измерения
артериального давления на
плечо пациента. Между
манжетой и поверхностью
плеча должно помещаться
два пальца (для детей и
взрослых с маленьким
объемом руки - один палец),
а ее нижний край должен
Выполнить
0
0,5
1,0
располагаться на 2,5 см
выше локтевой ямки.
16
Наложить два пальца левой
руки на предплечье в месте
прощупывания пульса.
Выполнить
0
0,5
1,0
17
Другой рукой закрыть
вентиль груши прибора для
измерения артериального
давления. Постепенно
произвести нагнетание
воздуха грушей прибора для
измерения артериального
давления до исчезновения
пульса. Этот уровень
давления, зафиксированный
на шкале прибора для
измерения артериального
давления, соответствует
систолическому давлению.
Выполнить
0
0,5
1,0
18
Спустить воздух из
манжеты прибора для
измерения артериального
давления и подготовить
прибор для повторного
накачивания воздуха.
Выполнить
0
0,5
1,0
19
Мембрану
стетофонендоскопа
поместить у нижнего края
манжеты над проекцией
плечевой артерии в области
локтевой впадины, слегка
прижав к коже, но не
прилагая для этого усилий.
Выполнить
0
0,5
1,0
20
Повторно накачать манжету
прибора для измерения
артериального давления до
уровня, превышающего
полученный результат при
пальцевом измерении по
пульсу на 30 мм рт.ст.
Выполнить
0
0,5
1,0
21
Сохраняя положение
стетофонендоскопа, начать
спускать воздух из манжеты
со скоростью 2-3 мм рт.ст./с.
При давлении более 200 мм
рт.ст. допускается
увеличение этого показателя
до 4-5 мм рт.ст./с.
Выполнить
0
0,5
1,0
22
Запомнить по шкале на
приборе для измерения
артериального давления
появление первого тона
Короткова - это
систолическое давление,
значение которого должно
совпадать с оценочным
давлением, полученным
Выполнить
0
0,5
1,0
пальпаторным путем по
пульсу.
23
Отметить по шкале на
приборе для измерения
артериального давления
прекращение громкого
последнего тона Короткова -
это диастолическое
давление. Для контроля
полного исчезновения тонов
продолжать аускультацию
до снижения давления в
манжете на 15-20 мм рт.ст.
относительно последнего
тона.
Выполнить
0
0,5
1,0
24
Снять манжету прибора для
измерения артериального
давления с руки пациента.
Выполнить
0
0,5
1,0
25
Сообщить пациенту
результат измерения
артериального давления.
Сказать
0
0,5
1,0
26
Обработать мембрану
прибора для измерения
артериального давления
антисептическим или
дезинфицирующим
средством.
Выполнить
0
0,5
1,0
27
Обработать руки
гигиеническим способом,
осушить.
Выполнить
0
0,5
1,0
28
Уточнить у пациента его
самочувствие.
Сказать
0
0,5
1,0
29
Сделать соответствующую
запись о результатах
выполнения в медицинской
документации.
Сказать
0
0,5
1,0
Всего 29 баллов
Критерии оценки:
От 25 до 29 баллов (90% - 100%) – оценка 5 (отлично)
От 20 до 24 баллов (70% - 89%) – оценка 4 (хорошо)
От 14 до 19 баллов (50% - 69%) – оценка 3 (удовлетворительно)
Менее 14 баллов(50%) – оценка 2 (неудовлетворительно)
Чек - лист манипуляции
«Исследование пульса на лучевой артерии»
Цель: определить основные свойства пульса: ритм, частоту, напряжение.
Показания: оценка состояния сердечно-сосудистой системы, назначение врача.
Оснащение: часы или секундомер, температурный лист, ручка
№
п/п
Этапы
Форма
представления
Не
выполнил
Частично
выполнил
Выполнил
1
Цель
Сказать
0
0,5
1,0
2
Показания
Сказать
0
0,5
1,0
3
Оснащение
Сказать
0
0,5
1,0
4
Доброжелательно и
уважительно представиться
пациенту.
Сказать
0
0,5
1,0
5
Уточнить, как к нему
обращаться.
Сказать
0
0,5
1,0
6
Объяснить пациенту суть и
ход процедуры.
Сказать
0
0,5
1,0
7
Получить согласие пациента
на процедуру.
Сказать
0
0,5
1,0
8
Подготовить необходимоее
оснащение
Выполнить
0
0,5
1,0
9
Вымыть и осушить руки.
Выполнить
0
0,5
1,0
10
Во время процедуры
пациента может сидеть или
лежать. Прижать II,III, 1У
пальцами лучевые артерии
на обеих руках пациента (1
палец должен находиться со
стороны тыла кисти) и
почувствовать пульсацию
артерии.
Выполнить
0
0,5
1,0
11
Взять часы или секундомер
и исследовать пульсацию
артерии на одной руке в
течение 30 сек.
Умножить на два (если
пульс ритмичный).
Если пульс не ритмичный –
считать в течение 1 мин.
Выполнить
0
0,5
1,0
12
Прижать артерию сильнее,
чем прежде, к лучевой кости
иопределить напряжение
пульса(есди пульсация
исчезнет при умеренном
нажатии – напряжение
хорошее; если пульсация не
ослабеет
– пульс напряженный; если
пульсация полностью
прекратилась - напряжение
слабое).
Выполнить
0
0,5
1,0
13
Сообщить пациенту
Сказать
0
0,5
1,0
результат исследования.
14
Вымыть и осушить руки
Выполнить
0
0,5
1,0
15
Записать результаты
исследования в
температурный лист (или
план по уходу)
Сказать
0
0,5
1,0
Всего 15 баллов
Критерии оценки:
От 13 до 15 баллов (90% - 100%) – оценка 5 (отлично)
От 10 до 12 баллов (70% - 89%) – оценка 4 (хорошо)
От 7 до 9 баллов (50% - 69%) – оценка 3 (удовлетворительно)
Менее 7 баллов(50%) – оценка 2 (неудовлетворительно)
Критерии оценки практического блока: (оценивается манипуляция и задача)
Оценка «отлично»
Оценка «хорошо»
Оценка «удовлетворительно»
Оценка «неудовлетворительно»
Список литературы:
1.
Гинекология: Национальное руководство + CD // Под ред. В.И. Кулакова, Г.М.
Савельевой, И.Б. Манухина. – 2012.
2.
Гинекология: Учебник. 3-е изд. // Под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. –
2014. – 432 с.
3.
Славянова И.К. Акушерство и гинекология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2013г. – 347 с