Автор: Пташка Наталья Игоревна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Сыктывкарский торгово-экономический колледж"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Фонд оценочных средств по Астрономии для специальности "Право и организация социального обеспечения"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский торгово-экономический колледж»
(ГПОУ «СТЭК»)
Методическая разработка
Фонда оценочных средств
по
дисциплине
Астрономия
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
40.02.01 «Право и организация социального
обеспечения
»
Сыктывкар 2022
1
Содержание
1
Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов
4
1.1
Формы контроля и оценивания элементов учебной дисциплины
4
1.2
Результаты освоения учебной дисциплины
5
2
Оценка освоения учебной дисциплины
11
2.1.
Задания для текущего контроля
11
2.1.1
Введение
12
2.1.2
Практические основы астрономии
12
2.1.3
Строение Солнечной Системы
14
2.1.4
Природа тел Солнечной системы
14
2.1.5
Солнце и звёзды
15
2.1.6
Строение и эволюция Вселенной
16
2.2.1
Задания для промежуточной аттестации
17
2
1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов
освоения учебной дисциплины «Астрономия» основной профессиональной образовательной
программы
(далее ОПОП)
по специальности
40.02.01
«Право и организация социального обеспечения
»
код
Контрольно-измерительные материалы позволяют оценивать освоение умений и усвоения
знаний по дисциплине.
1.1.
Формы контроля и оценивания элементов учебной дисциплины
Элемент учебной дисциплины
Формы контроля и оценивания
Текущий контроль
Промежуточная
аттестация
Глава 1. Основы астрономии.
Практическая работа,
опрос
Глава 2. Практические основы
астрономии
Самостоятельная работа,
опрос
Глава 3. Строение Солнечной
Системы
Практическая работа,
опрос
Глава 4. Природа тел Солнечной
системы
опрос
Глава 5. Солнце и звёзды
Самостоятельная работа,
опрос
Глава 6. Строение и эволюция
Вселенной
опрос
Итог
Дифференцированный
Зачёт
3
1.2 Результаты освоения учебной дисциплины
Наименова
ние темы
Результаты освоения
дисциплины
(ФГОС СОО)
Требования (умения), проверяемые
заданием
Инструменты реализации профессиональной направленности
Формируемые ОК,
ПК (ФГОС СПО,
Программа учебной
дисциплины)
Межпредме
тные связи
(Отдельны
е темы
дисциплин,
МДК
проф.цикл
а)
Применени
е ДОТ
(Сайт,
Moodle,
ЭОР)
Оценочны
е средства
1. Основы
астрономии
Личностные :
Готовность и способность
к
образованию
и
самообразованию
на
протяжении всей жизни.
Метапредметные :
Владеть
навыками
получения информации из
источников разных типов,
самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ, систематизацию и
интерпретацию
информации
различных
видов
и
форм
представления
Предметные :
Должны знать:
- смысл понятий: созвездие, комета,
астероид, планета, спутник, звезда,
Солнечная
система,
Галактика,
Вселенная,
Международное
космическое
право
и
нормы
ответственности
в
использовании
космического пространства.
Должны уметь:
- использовать приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни
для:
-понимания взаимосвязи астрономии с
другими науками, в основе которых
лежат
знания
по
астрономии,
отделение ее от лженаук;
ОК 4. Осуществление
поиска и
использование
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития.
Основы
экологическ
ого права
Moodle
2.1.1
4
-
сформированность
представлений о значении
астрономии
в
практической
деятельности человека и
дальнейшем
научно-
техническом развитии;
-оценивания
информации
содержащейся в сообщениях СМИ,
Интернете,
научно-популярных
статьях;
-объяснять
принцип
действия
оптического телескопа,
2.
Практическ
ие основы
астрономии
Личностные :
Готовность
к
активной
деятельности
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять
такую деятельность.
Метапредметные :
Использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
Должны знать:
- смысл понятий: звезды, созвездия,
видимая
звездная
величина,
эклиптика,
географическая
долгота,
полюс, всемирное и поясное время,
кульминация светил; Международное
правовое регулирование по вопросу об
ответственности за вред, причиненный
космическим
мусором.
Проблемы
международно-правового
регулирования
использования
космического пространства
Должны уметь:
- описывать и объяснять: различия
календарей,
условия
наступления
солнечных и лунных затмений, фазы
Луны, суточные движения светил;
-
использовать
компьютерные
приложения
для
определения
положения Солнца, Луны и звезд на
любую дату и время суток для данного
населенного пункта;
ОК 5. Использование
информационно-
коммуникационных
технологий в
профессиональной
деятельности
Информаци
онные
технологии
в
профессион
альной
деятельност
и.
Использова
ние
компьютерн
ых
приложений
для
отображени
я звездного
неба.
Moodle
2.1.2
5
ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности
Предметные :
- владение
основополагающими
астрономическими
понятиями, теориями,
законами и
закономерностями,
уверенное пользование
астрономической
терминологией и
символикой;
- находить на небе основные созвездия
Северного полушария, в том числе:
Большая
Медведица,
Малая
Медведица,
Волопас,
Лебедь,
Кассиопея,
Орион;
самые
яркие
звезды, в том числе: Полярная звезда,
Арктур,
Вега,
Капелла,
Сириус,
Бетельгейзе;
3. Строение
Солнечной
Системы
Личностные :
Готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
самоопределению.
Готовность
к
активной
деятельности
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять
такую деятельность.
Должны знать:
- смысл понятий: геоцентрическая и
гелиоцентрическая
система,
противостояния и соединения планет,
Солнечная
система,
Галактика,
Вселенная.
- гипотезы происхождения Солнечной
системы;
Должны уметь:
- описывать и объяснять: причины
возникновения приливов и отливов;
-
характеризовать
особенности
методов
познания
астрономии,
ОК
8.
Самостоятельное
определение
задач
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации
Безопасност
ь
жизнедеяте
льности
Движение
небесных
тел под
действием
сил
тяготения.
Небесная
2.1.3
6
Метапредметные :
Способность и готовность
к
самостоятельному
поиску методов решения
практических
задач,
применению
различных
методов познания.
Предметные :
- осознание роли
отечественной науки в
освоении и использовании
космического
пространства и развитии
международного
сотрудничества в этой
области.
основные элементы и свойства планет
Солнечной
системы,
методы
определения расстояний и линейных
размеров небесных тел, возможные
пути
эволюции
звезд
различной
массы;
механика.
4. Природа
тел
Солнечной
системы
Личностные :
Совершенствование
языковой и читательской
культуры
как
средства
взаимодействия
между
людьми и познания мира
Метапредметные :
Владеть
навыками
получения информации из
источников разных типов,
самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ, систематизацию и
Должны знать:
- смысл понятий: противостояния и
соединения планет, комета, астероид,
метеор, метеорит, метеороид, планета,
спутник,
внесолнечная
планета
(экзопланета),
спектральная
классификация
звезд,
параллакс,
Большой взрыв, черная дыра;
Должны уметь:
-
использовать
компьютерные
приложения
для
определения
положения Солнца, Луны и звезд на
любую дату и время суток для данного
ОК 5. Использование
информационно-
коммуникационных
технологий в
профессиональной
деятельности
Экологичес
кие основы
природопол
ьзования
2.1.4
7
интерпретацию
информации
различных
видов
и
форм
представления
Предметные :
-
сформированность
представлений о строении
Солнечной
системы,
эволюции
звезд
и
Вселенной,
пространственно-
временных
масштабах
Вселенной;
- понимание сущности
наблюдаемых во
Вселенной явлений;
населенного пункта;
- использовать приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни
для:
- понимания взаимосвязи астрономии
с другими науками, в основе которых
лежат
знания
по
астрономии,
отделение ее от лженаук;
-
оценивания
информации
содержащейся в сообщениях СМИ,
Интернете,
научно-популярных
статьях
5. Солнце и
звёзды
Личностные :
Интерес
к
различным
сферам профессиональной
деятельности,
умение
совершать
осознанный
выбор будущей профессии
и
реализовывать
собственные
жизненные
планы.
Метапредметные :
Формирование
научного
типа мышления, владение
научной
терминологией,
Должны знать:
- основные характеристики и строение
Солнца, солнечной атмосферы;
- смысл физических величин: парсек,
световой
год,
астрономическая
единица, звездная величина;
Должны уметь:
-
приводить
примеры:
роли
астрономии в развитии цивилизации,
использования методов исследований
в астрономии, различных диапазонов
электромагнитных
излучений
для
получения информации об объектах
ОК
8.
Самостоятельное
определение
задач
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации
2.1.5
8
ключевыми понятиями и
методами.
Предметные :
- владение
основополагающими
астрономическими
понятиями, теориями,
законами и
закономерностями,
уверенное пользование
астрономической
терминологией и
символикой;
Вселенной,
получения
астрономической
информации
с
помощью космических аппаратов и
спектрального
анализа,
влияния
солнечной активности на Землю;
-
описывать
и
объяснять:
взаимосвязь
физико-химических
характеристик звезд с использованием
диаграммы
«цвет-светимость»,
физические причины, определяющие
равновесие звезд, источник энергии
звезд и происхождение химических
элементов,
красное
смещение
с
помощью эффекта Доплера;
6. Строение
и эволюция
Вселенной
Личностные:
Готовность и способность
к
образованию
и
самообразованию
на
протяжении всей жизни.
Метапредметные :
Владеть
навыками
получения информации из
источников разных типов,
самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ, систематизацию и
интерпретацию
информации
различных
Должны знать:
-
смысл
понятий:
Галактика,Вселенная
- размеры Галактики, положение и
период
обращения
Солнца
относительно центра Галактики;
-
основные
этапы
освоения
космического пространства;
Должны уметь:
- использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности
и повседневной жизни
ОК 4. Осуществление
поиска и
использование
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития.
2.1.6
9
видов
и
форм
представления
Предметные :
- понимание сущности
наблюдаемых во
Вселенной явлений;
10
2.
Оценка освоения учебной дисциплины.
2.1.
Задания для текущего контроля
2.1.1
Введение
Опрос:
1.
Назовите известные вам важнейшие события развития отечественной космонавтики.
2.
Перечислите даты важнейших астрономических наблюдений и событий.
3.
Назовите дату запуска первого искусственного спутника Земли.
4.
Перечислите ученых, работавших над созданием искусственного спутника Земли.
5.
Проанализируйте утверждение : « Дата запуска «Спутника-1» является началом
космической эры человечества». Ответ обоснуйте.
6.
Что такое азимут, зенит ?
7.
Назовите достижения современной космонавтики и их роль для человечества.
Критерии оценки опроса
1. Оценка «5» ставится, если теоретические задания раскрыты полностью: все
определения рассказаны правильно, приведены примеры и важные даты названы без
ошибок
2. Оценка «4» ставится, если теоретические задания раскрыты не полностью:
формулировки определений рассказаны не совсем точно, приведено мало примеров .
3. Оценка «3» ставится, если теоретические задания раскрыты не полностью:
формулировки определений и законов рассказаны не совсем точно, обучающийся не
может привести примеры и вспомнить даты.
Международное космическое право и нормы ответственности в использовании
космического пространства.
Космическая деятельность сопряжена с целым рядом факторов и рисков. Один из них –
возникновение внештатных ситуаций или аварий, и как следствие, необходимость определения
виновных
субъектов,
степени
их
ответственности,
размера
ущерба.
В
международном
космическом праве существует ряд норм, регламентирующих вопросы ответственности. Среди
них – Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию
космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года, а также
специальный документ – Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный
космическими объектами, 1972 года.
Тема ответственности в космической деятельности достаточно актуальна для нашей
страны. Располагая на своей территории крупнейшим в мире космодромом, а также
последовательно создавая и развивая собственную космическую отрасль, тем не менее,
возникают спорные ситуации, требующие своего разрешения. В условиях аренды комплекса
«Байконур» Российской Федерацией и запуска космических объектов происходят внештатные
аварии, которые приводят к возникновению ущерба. И в этой связи важно, чтобы те нормы,
которые предусмотрены международным космическим правом, находили свое отражение в
национальных законодательствах государств-участников космической деятельности.
Запуск первого искусственного спутника в 1957 году, а затем полет первого человека в
космос в 1961 году положили начало эре освоения космического пространства, куда вовлекается
все больше государств, международных организаций, и даже коммерческих компаний. Вместе с
11
тем, следует четко понимать всю серьезность и важность осуществления космической
деятельности, а также ее тесную связь с определенными рисками и последствиями.
С одной стороны, участие государств в космической деятельности – это один из залогов
успешной экономики и благосостояния населения. С другой – такая деятельность может
негативно сказаться на результатах освоения космического пространства. Так, например, с
активизацией космических исследований и ростом числа государств, осуществляющих запуски,
количество падений на Землю космических объектов будет увеличиваться. Вероятность
причинения ущерба будет, таким образом, повышаться.
Падение любых космических объектов или их частей может привести к гибели людей,
причинению
им
увечья,
уничтожению
или
повреждению
имущества,
принадлежащего
государству или его физическим и юридическим лицам. Падающие космические объекты могут
причинить ущерб не только на сухопутной территории, но также в открытом море и в воздухе.
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического
пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года (далее – Договор, Договор по
космосу 1967 года)1 провозгласил, что космическое пространство открыто для исследования и
использования всеми государствами, и не может подлежать национальному присвоению. Такое
положение четко закрепляет равный доступ всех субъектов международного права и дает
возможность беспрепятственного развития собственной космической отрасли. Вместе с тем,
каждое государство должно отдавать себе отчет в необходимости соблюдения определенных
правил поведения при осуществлении космической деятельности. Несоблюдение международных
и национальных правовых норм в обязательном порядке повлечет за собой наступление
ответственности. К примеру, международно-правовая ответственность может наступать в
следующих случаях:
1) за совершение международного правонарушения;
2) за вредные последствия (ущерб), наступившие в результате правомерной деятельности.
Во исполнение вышеупомянутого положения Договора по космосу 1967 года, в рамках
Организации Объединенных Наций был разработан и принят важнейший документ – Конвенция о
международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года
(далее – Конвенция, Конвенция о международной ответственности 1972года)2. При ее разработке
за основу были приняты следующие цели и принципы:
- общая заинтересованность всего человечества в дальнейшем исследовании и использовании
космического пространства в мирных целях;
- основные положения Договора по космосу 1967 года;
- соблюдение мер предосторожности государствами и международными межправительственными
организациями с учетом риска возникновения ущерба от запускаемых космических объектов;
- необходимость разработки эффективных международных правил и процедур относительно
ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и обеспечения, в частности,
безотлагательной выплаты полной и справедливой компенсации жертвам такого ущерба;
-
содействие
укреплению
международного
сотрудничества
в
области
исследования
и
использования космического пространства в мирных целях.
Упомянутые цели и принципы принятия Конвенции свидетельствуют о серьезном
подходе государств к осуществлению космической деятельности и их готовности нести
ответственность в случае возникновения внештатных ситуаций. По смыслу Конвенции о
международной ответственности 1972 года, термин «ущерб» означает лишение жизни, телесное
повреждение или иное повреждение здоровья; либо уничтожение или повреждение имущества
государств,
либо
физических
или
юридических
лиц
или
имущества
международных
межправительственных организаций. Таким образом, речь идет об ответственности государств и
12
международных организаций за правомерную деятельность, связанную с повышенным риском
для окружающих. В международном космическом праве, с учетом особой специфики
использования
государствами
ракетно-космической
техники,
установлен
не
гражданско-
правовой, а международно-правовой подход к режиму имущественной ответственности. Это
значит, что речь идет только об отношениях между субъектами международного права, прежде
всего между государствами. При этом ответственность носит объективный (независимый от
вины) характер в случае причинения ущерба на поверхности Земли или воздушному суднув
полете. Ответственность за ущерб в космическом пространстве основывается на принципе вины.
Освобождение от ответственности (полное или частичное) предоставляется, если запускающее
государство докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой
небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб со
стороны государства-истца, либо физических и юридических лиц, которых оно представляет. В
доктрине высказывается суждение, что при наличии умысла, т.е. действия или бездействия, со
стороны государства-истца с намерением причинить ущерб освобождение от абсолютной
ответственности запускающего государства должно быть полным, а при вине в форме грубой
небрежности – частичной
Договор по космосу 1967 года четко определил, что государства несут международную
ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве независимо от того,
осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими
лицами, а также беспечивают, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с
положениями международного космического права.
В развитие положений Договора, Конвенция о международной ответственности 1972
года более детально предусмотрела порядок и условия возмещения ущерба. Согласно общему
правилу, государство, которому причинен ущерб, может предъявить претензию о компенсации
запускающему
государству.
Подобные
претензии
за
ущерб
должны
предъявляться
по
дипломатическим каналам в адрес запускающего государства. Важным моментом является четко
обозначенный срок подачи такой претензии – не более одного года с даты причинения ущерба
либо установления запускающего государства, которое понесет ответственность за ущерб. Из
данного правила существуют исключения, когда государству неизвестно о причинении ущерба,
либо не установлено запускающее государство. В этом случае допускается предъявлять
претензию в течение года с даты, когда стали известны вышеуказанные факты, но, также не
превышая одного года. Компенсация за причиненный ущерб должна соответствовать критериям
соответствия международному праву и принципам справедливости, а также быть выплачена в
условной валюте (по согласованию), либо в случае отсутствия консенсуса – в валюте одной
сторон.
В мае 1997 года мы присоединились к основополагающим международно-правовым
документам ООН в сфере космической деятельности: Договор о принципах деятельности
государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и
другие небесные тела (1967 г.); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и
возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 г.); Конвенция о
международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.);
Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 г.);
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.). Именно эти
нормы на сегодняшний день определяют правовой режим космического пространства, в рамках
которого развивается космическая отрасль и нашей страны.
Прочитайте текст, письменно ответьте на вопросы:
1.
Почему тема ответственности в космической деятельности актуальна для нашей страны?
2.
Перечислите нормы, определяющие правовой режим космического пространства.
13
3.
Перечислите цели и принципы, принятые за основу в Конвенции о международной
ответственности.
4.
В каких случаях наступает освобождение от ответственности за ущерб, нанесенный в
космическом пространстве?
5.
Есть ли какой-то срок подачи претензии о компенсации запускающему космический
объект государству по причине нанесенного ущерба?
Критерии оценки
1. Оценка «5» ставится, если на все вопросы ответы записаны верно, перечислены все
цели и принципы, принятые за основу в Конвенции о международной ответственности;
перечислены все нормы, определяющие правовой режим космического пространства.
2. Оценка «4» ставится, если на все вопросы ответы записаны верно, но вопрос не
раскрыт полностью либо перечислены не все цели и принципы, принятые за основу в
Конвенции о международной ответственности либо перечислены не
все нормы,
определяющие правовой режим космического пространства.
3. Оценка «3» ставится, если не на все вопросы ответы записаны верно, вопросы не
раскрыты полностью, перечислены не все цели и принципы, принятые за основу в
Конвенции
о
международной
ответственности,
перечислены
не
все
нормы,
определяющие правовой режим космического пространства.
Проблемы международно-правового регулирования использования
космического пространства
Космическое пространство – это пространство, находящееся за пределами воздушного
пространства (т. е. на высоте свыше 100 км). Правовой режим космического пространства
заключается прежде всего в том, что оно изъято из оборота и не находится в общей
собственности; на эту территорию не распространяется суверенитет какого-либо государства.
Космическое пространство не подлежит национальному присвоению (ст. II Договора по космосу).
Космическое пространство открыто для исследования всеми государствами; исследование
и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран
независимо от степени их экономического или научного развития и являются достоянием всего
человечества. Государства должны осуществлять космическую деятельность в соответствии с
обязательствами по международному праву, включая обязательства по Уставу ООН.
Космическая деятельность – это деятельность в космическом пространстве, а также
деятельность на Земле, связанная с деятельностью в космическом пространстве. Основные виды
космической деятельности: дистанционное зондирование Земли, непосредственное телевещание
из космоса, создание новых технологий, создание орбитальных станций и исследование дальнего
космоса, космическая геология, метеорология, навигация, коммерческая деятельность в космосе.
Свободы космоса реализуются при строгом соблюдении ограничений, установленных Договором
по космосу 1967 г. К концу ХХ века резко увеличились масштабы международного
сотрудничества в области освоения космоса, началась стремительная коммерциализация
космической деятельности. Поэтому в настоящее время международно-правовые отношения в
сфере использования и исследования космического пространства регулируются международным
космическим правом (далее – МКП). Основными источниками МКП являются, в первую очередь,
ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН (1963, 1982, 1986, 1992, 1996), международных
договоров и иных документов. Кроме этого, существует большое число двусторонних и
многосторонних соглашений, регулирующих международные аспекты сотрудничества в космосе.
Однако до сих пор в рамках международного космического права имеется ряд неопределенностей
14
и пробелов, а именно неопределенность правового статуса космических туристов, проблема
определения статуса геостационарной орбиты, проблема добычи полезных ископаемых в космосе,
проблема координации космической деятельности международными организациями и др.
В настоящее время идет стремительное формирование спроса на услуги космического
туризма. В 1960–1970-е годы, когда вырабатывались основные положения космического права, о
туризме по понятным причинам не слишком задумывались. Вплоть до сегодняшнего дня
отсутствует международно-правовое разграничение между профессиональными космонавтами и
туристами. Все они наделяются почетным статусом посланцев человечества в космос, а
Соглашение о спасении космонавтов распространяется как на профессиональных космонавтов,
так и на космонавтов-туристов. Правовой статус космических туристов нуждается в серьезной
проработке в различных аспектах. На сегодня «белыми пятнами» в праве остаются вопросы,
связанные с разделением ответственности между туристом, туроператором и исполнителем
соответствующей услуги, гарантированием безопасности космических туристов, критериями
отбора, особенностями предполетной подготовки и тому подобное. Эти вопросы выходят и на
более широкий контекст, связанный с местом и ролью государства в обеспечении такой
деятельности и контроле за ее осуществлением.
Нормами международного права должны быть предусмотрены лишь некоторые положения
общего характера, которыми бы, в частности, было легализовано наличие соответствующей
категории лиц, дано определение космических туристов и общие признаки правового режима их
деятельности. Нуждается в уточнении и степень распространения норм международного
транспортного (авиационного) права на лиц, которые осуществляют суборбитальные путешествия
в космическое пространство.
Следующей проблемой является урегулирование отдельных вопросов в отношении
геостационарной орбиты (далее – ГСО). Под ней понимается круговая орбита на высоте около 35
786 км. над экватором Земли. ГСО требует учета трех моментов. Во-первых, спутник,
находящийся на ГСО, постоянно остается неподвижным относительно определенной точки на
земном экваторе (как бы зависает над поверхностью Земли); во-вторых, это явление полезно для
размещения на ГСО спутников связи и, в частности, спутников систем непосредственного
телевизионного вещания; в-третьих, в геостационарном пространстве можно разместить лишь
ограниченное количество спутников, поскольку при нахождении друг от друга на слишком
близком расстоянии их радиоаппаратура будет создавать взаимные помехи. Проблема, состоит в
том, что количество позиций для одновременного и эффективного функционирования спутников
на геостационарной орбите является ограниченным (лимитированным). Сейчас на этой орбите
находится около 650 спутников разных стран. Но потребности в этом с каждым днем возрастают.
Международно-правовой статус геостационарной орбиты на сегодня не определен в специальном
порядке. Этот статус вытекает из общих положений Договора по космосу, Соглашения о Луне и
некоторых
других
международно-правовых
актов.
В
соответствии
с
этими
актами
геостационарная орбита является частью космического пространства, и на нее распространяются
нормы и принципы международного права, касающиеся этого пространства. Необходимо более
подробное урегулирование статуса геостационарной орбиты.
На сегодняшний день также стала актуальной проблема добычи полезных ископаемых в
космосе. Так в апреле 2012 года американская компания «Planetary Resources» заявила, что
займется поиском полезных ископаемых, однако делать это она будет не на Земле, а в космосе, в
частности на астероидах . Однако правовое регулирование добычи полезных ископаемых в
космосе остаётся неоднозначным. Договор по космосу, принятый ООН в 1967 году, не запрещает
добычу ресурсов в космосе, до тех пор, пока горнодобывающая станция не представляет де-факто
«захвата» части космического пространства. Впрочем, в тексте Договора не упомянуто, кто может
владеть ресурсами, полученными в космосе. Соглашение о деятельности государств на Луне и
других небесных телах; принятое ООН в 1984 году, частично разъяснило права на ведение
15
горнодобывающей деятельности в космосе: «Луна и ее природные ресурсы являются общим
наследием человечества», «использование Луны должно осуществляться на благо и в интересах
всех стран».
Кроме того, необходимо отметить, что при всем многообразии органов и организаций,
занимающихся сейчас международным космическим сотрудничеством, нельзя не видеть
пробелов, касающихся его координации в глобальном масштабе. В этой связи представляются
обоснованными высказываемые в литературе предложения о целесообразности создания
Всемирной космической организации по типу Международного агентства по атомной энергии,
которое давно и успешно занимается всеми аспектами вопросов, связанных с международным
сотрудничеством в плане мирного использования ядерной энергии. Такая организация по своему
правовому положению должна быть более тесно связана с органами Организации, чем иные
специализированные учреждения ООН. Такое решение вопроса способствовало бы расширению
международного сотрудничества в космической сфере и гармонизации практики применения
международного космического права.
Прочитайте текст и закончите предложения:
1.
Космическое пространство – это...
2.
Правовой режим космического пространства заключается в ...
3.
Космическое пространство открыто для ...
4.
Космическая деятельность – это ...
5.
Основные виды космической деятельности: ...
6.
Исследования космического пространства регулируются ...
7.
Основными источниками международного космического права являются ...
8.
В рамках международного космического права имеется ряд неопределенностей и
пробелов: ...
9.
Проблема космического туризма заключается в ...
10.
Геостационарная орбита – это ...
11.
Проблема регулирования вопросов в отношении геостационарной орбиты заключается в...
12.
Проблема добычи полезных ископаемых в космосе заключается в ...
13.
Расширению международного сотрудничества в космической сфере способствует ...
Критерии оценки опроса
1.
Оценка «5» ставится, если все определения записаны верно, проблемы космического
туризма и добычи полезных ископаемых в космосе и раскрыты полностью; проблема
регулирования
вопросов
в
отношении
геостационарной
орбиты
сформулирована
правильно, перечислены все пробелы
международного космического права; вопрос
расширения
международного
сотрудничества
в
космической
сфере
рассмотрен
всесторонне.
2.
Оценка «4» ставится, если все определения записаны верно, проблемы космического
туризма и добычи полезных ископаемых в космосе и раскрыты не полностью; проблема
регулирования
вопросов
в
отношении
геостационарной
орбиты
сформулирована
правильно, но перечислены не все пробелы международного космического права; вопрос
расширения международного сотрудничества в космической сфере рассмотрен не
подробно.
3.
Оценка «3» ставится, если не все определения записаны верно, проблемы космического
туризма и добычи полезных ископаемых в космосе и раскрыты не полностью; проблема
регулирования вопросов в отношении геостационарной орбиты сформулирована не
совсем точно, перечислены не все пробелы международного космического права; вопрос
16
расширения международного сотрудничества в космической сфере рассмотрен не
подробно.
Международное правовое регулирование по вопросу об ответственности за вред,
причиненный космическим мусором.
В условиях ускоренного развития научного прогресса в различных сферах жизни
общества огромное внимание уделяется космической отрасли. Возрастает количество запусков
космических аппаратов и, как следствие, увеличивается объем космического мусора. В этой связи
вопрос международного правового регулирования неэксплуатируемых космических объектов
является одним из самых актуальных.
С каждым днем объемы загрязнения космического
пространства объектами космического мусора становится все более серьезными и, как следствие,
неконтролируемыми. Многочисленные запуски космических объектов государственными и
частными компаниями, столкновение обломков неиспользуемых спутников и увеличение
обломков космического мусора как минимум в два раза (так называемый синдром Кэслера)
приводят к потенциальной опасности неуправляемого падения космического мусора на Землю. В
связи с этим вопрос ответственности за последствия причинения ущерба космическим мусором
встает в разряд самых важных. Так, на сегодняшний день по-прежнему не существует четко
выработанной унифицированной системы международных нормативных актов, позволяющих
справедливо и эффективно разрешить вопросы ответственности за вред,
причиненный
космическим мусором. Падение китайской космической станции «Тянгун–1» в апреле 2018 г.,
первый запуск специалистами космического центра Университета Суррея (Великобритания) и
компании Airbus спутника RemoveDEBRIS («Уборщик мусора»), направленного на уборку
космического мусора, является ярким подтверждением актуальности рассматриваемой темы. В
ООН проблема приняла официальный статус после опубликования доклада Генерального Се-
кретаря ООН под названием «Воздействие космической деятельности на окружающую среду» 10
декабря 1993 г., в котором подчеркивается, что проблема имеет глобальный, международный
характер: нет засорения отечественного околоземного космического пространства, есть засорение
космического пространства всей планеты, которое равномерно отрицательно влияет на все
государства.
Исходя из данных автоматизированной системы предупреждения об опасных
ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП), разработанной под эгидой
Роскосмоса, на июнь 2016 г. в космосе находится около 17,8 тыс. крупных объектов размером
более 10 см. По оценкам моделей космического мусора в околоземном пространстве порядка 700
тыс. более 1 см, размером более 1 мм– около 1 млрд. объектов. Самыми «мусорящими» странами
являются: Россия (6171 объект), США (5087) и Китай (3631).
Основным международно-правовым актом, регулирующим охрану космического
пространства от загрязнений и определяющим вопрос ответственности, является Договор по
космосу 1967 г. Следующим нормативным правовым актом, направленным на борьбу с
последствиями загрязнения космическим мусором, является Конвенция о международной
ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами 1972 г. Отметим, что на
сегодняшний день по-прежнему остается неразрешенным ряд вопросов, возникающих в связи с
ответственностью за вред, причиненный космическим мусором. Во-первых, до сих пор нет
единого определения понятия космический мусор. Ни один международный документ не
содержит общепринятой дефиниции рассматриваемого явления. Во-вторых, так как космический
мусор зачастую представляет собой обломок не более 10 сантиметров, определить вину
собственника данного объекта представляется весьма затруднительным. В - третьих, считаем, что
сегодня, в условиях развития частного космического бизнеса назрела необходимость принятия
17
международного нормативного акта, регламентирующего гражданско-правовую ответственность
частных предприятий, за последствия загрязнения космического пространства.
В заключение отметим, что обсуждение ряда вопросов о мерах по предотвращению
образования космического мусора и его активному удалению из космического пространства
является одним из самых актуальных в международном космическом праве. Космический мусор –
это проблема, которая требует своего дальнейшего правового и технологического изучения.
Принимая во внимание вышеизложенное, на наш взгляд, следует вывод, что ответ на вопрос о
решении проблемы загрязнения космического пространства космическим мусором в силу своей
специфики должен быть найден с помощью международного сотрудничества на всех уровнях.
Прочитайте текст. Напишите сочинение - рассуждение на тему : « Почему вопрос о мерах по
предотвращению образования космического мусора и его активному удалению из космического
пространства является одним из самых актуальных в международном космическом праве?
Какими могут быть последствия, если во время не принять меры по ликвидации космического
мусора?»
Критерии оценки опроса
1.
Оценка «5» ставится, если тема сочинения раскрыта полностью: актуальность
вопроса о мерах по предотвращению образования космического мусора рассмотрена
всесторонне, приведены последствия не принятия мер по ликвидации космического
мусора.
2.
Оценка «4» ставится, если тема сочинения раскрыта полностью: актуальность
вопроса о мерах по предотвращению образования космического мусора рассмотрена не
всесторонне, приведены не все последствия не принятия мер по ликвидации космического
мусора.
3.
Оценка «3» ставится, если тема сочинения раскрыта не полностью: актуальность
вопроса о мерах по предотвращению образования космического мусора не рассмотрена,
приведены не все последствия не принятия мер по ликвидации космического мусора.
2.1.2
Практические основы астрономии
Опрос:
1.
Что называется созвездием? Перечислите известные вам созвездия.
2.
Какие координаты светила называются экваториальными?
3.
Меняются ли экваториальные координаты звезды в течение суток?
4.
Почему на звездной карте не показано положение Земли?
5.
В каких точках небесный экватор пересекается с линией горизонта?
6.
Почему затмения Луны и Солнца не происходят каждый месяц?
7.
Каков минимальный промежуток времени между солнечным и лунным затмениями?
8.
В чем заключаются трудности составления точного календаря?
9.
Чем отличается счёт високосных лет по старому и новому стилю?
Критерии оценки опроса
1. Оценка «5» ставится, если теоретические задания раскрыты полностью: все
определения и законы рассказаны правильно, приведены примеры.
2. Оценка «4» ставится, если теоретические задания раскрыты не полностью:
формулировки определений и законов рассказаны не совсем точно, приведено мало
примеров.
3. Оценка «3» ставится, если теоретические задания раскрыты не полностью:
18
формулировки определений и законов рассказаны не совсем точно, обучающийся не
может привести примеры.
Самостоятельная работа:
1 Вариант:
Вставьте пропущенные слова:
1.Определенные
участки
звёздного
неба,
разделенные
между
собой
строго
установленными границами называются ________________.
2.Выберите правильный ответ:
Чем слабее звезда, тем ( больше , меньше ) число, обозначающее её звёздную величину.
3. Вставьте пропущенные слова:
Линия, параллельная оси вращения Земли, называется _________________.
4.При своём суточном движении светила дважды пересекают небесный меридиан.
Момент пересечения небесного меридиана называется ________________.
5.Созвездия, по которым проходит эклиптика, получили название ____________.
2 Вариант:
Вставьте пропущенные слова:
1.Самая яркая звезда ночного неба - _______________.
2.Выберите несуществующее созвездие: Геркулес, Арион, Персей, Андромеда, Дракон,
Телец, Кит.
3. Вставьте пропущенные слова:
Плоскость, проходящая через центр сферы параллельно плоскости экватора Земли, в
сечении со сферой образует окружность, называемую _____________.
4.___________ - место на земном шаре, в котором ось мира совпадает с отвесной линией.
5.Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца,
называют _____________.
Таблица правильных ответов
Задания
1
2
3
4
5
1 вариант
Созвездия
Больше
Ось мира
Кульминация
светила
Зодиакальные
2 вариант
Сириус (а
Большого пса)
Арион
Небесный
экватор
Полюс
Эклиптика
Критерии оценки самостоятельной работы
Задания
Примечание
1-5
Каждый правильный ответ 1 балл
Шкала перевода баллов в отметки
Отметка
Число баллов, необходимое для получения отметки
« 5» (отлично)
5
« 4» (хорошо)
4
« 3» (удовлетворительно)
3
« 2 « (неудовлетворительно)
Менее 3
19
2.1.3 Строение Солнечной Системы
1.
Пользуясь справочными данными учебника, заполните таблицу с основными
физическими характеристиками планет земной группы
Физические
характеристики
планет
Меркурий
Венера
Земля
Марс
Масса (в массах
Земли)
Диаметр (в
диаметрах
Земли)
Плотность, кг/м3
Период
вращения
Атмосфера:
давление,
химический
состав
Температура
поверхности, °C
Число спутников
Названия
спутников
Сделайте выводы и укажите сходства и различия между планетами земной группы.
2.
Пользуясь
справочниками,
заполните
таблицу
с
основными
физическими
характеристиками планет-гигантов
Физические
характеристики
планет
Юпитер
Сатурн
Уран
Нептун
Масса (в массах
Земли)
Диаметр (в
диаметрах
20
Земли)
Плотность, кг/м3
Период
вращения
Атмосфера:
давление,
химический
состав
Температура
поверхности, °C
Число спутников
Названия самых
крупных
спутников
Заполнив таблицу, сделайте выводы и укажите сходства и различия между планетами-гигантами.
3.
Проведите качественное сравнение свойств планет земной группы и планет-
гигантов. Используйте при этом слова: «высокая», «низкая», «большая» и т. п. В
выводе укажите принципиальное отличие планет земной группы от планет-гигантов
Характеристики
Планеты земной группы
Планеты-гиганты
Расстояние от Солнца
Размер
Масса
Плотность
Атмосфера
Спутники / кольца
4.
Закончите предложения:
- Особенностью вращения планет - гигантов вокруг оси является то, что они….
- Наличие у Юпитера и Сатурна плотных и протяженных атмосфер объясняется тем,
что………….
- Спутник Сатурна…..обладает мощной атмосферой, состоящей в основном из азота.
- Планеты – гиганты имеют малую среднюю плотность по причине того, что………
- Существование колец обнаружено у планет - гигантов:..
- Юпитер излучает значительно больше тепловой энергии, чем получает ее от Солнца.
Причиной этого можно считать……
21
5.
Ответьте на вопросы:
- У какой планеты самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности?
- Чем обусловлена высокая температура на поверхности Венеры?
- Как называется планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00С
- У какой планеты большая часть поверхности покрыта водой ?
- У какой планеты в состав облаков входят капельки серной кислоты? - Планеты, температура
которых бывает выше +4000С ?
- Планета, практически не имеющая атмосферы?
Итоговый опрос по всему разделу:
1.
Назовите планеты, которые могут наблюдаться рядом с Луной во время её полнолуния.
2.
Каким методом определяется расстояние до ближайших планет в настоящее время?
3.
Почему движение планет происходит не в точности по законам Кеплера?
4.
Какие тела Солнечной системы испытывают наибольшие возмущения и почему?
5.
Объясните причину и периодичность приливов и отливов.
6.
Будут ли одинаковы периоды обращения искусственных спутников Земли и Луны, если
спутники находятся на одинаковых расстояниях от них?
7.
По каким траекториям движутся космические аппараты к Луне; к планетам?
8.
Из чего состоит солнечная система?
9.
Как называются ближайшая и самая далекая к Солнцу точки орбиты?
10.
Перечислите законы движения планет.
Критерии оценки опроса
1. Оценка «5» ставится, если теоретические задания раскрыты полностью: все
определения и законы рассказаны правильно, приведены примеры.
2. Оценка «4» ставится, если теоретические задания раскрыты не полностью:
формулировки определений и законов рассказаны не совсем точно, приведено мало
примеров.
3. Оценка «3» ставится, если теоретические задания раскрыты не полностью:
формулировки определений и законов рассказаны не совсем точно, обучающийся не
может привести примеры.
2.1.4 Природа тел Солнечной системы
Вопросы для самопроверки и проверки
1.
Сформулируйте определение солнечного и лунного затмения.
2.
Какие планеты относятся к планетам-гигантам? Из чего они состоят?
3.
Что называется астероидами, метеорами, метеоритами?
4.
По каким характеристикам прослеживается разделение планет на две группы?
5.
Каков возраст планет Солнечной системы?
6.
Какие процессы происходили в ходе формирования планет?
7.
Из каких веществ состоят спутники планет-гигантов? Назовите некоторые спутники
планет- гигантов?
8.
Как отличить при наблюдениях астероид от звезды?
9.
Какова форма большинства астероидов?
10.
Чем обусловлено образование хвостов комет?
22
Критерии оценки опроса
1. Оценка «5» ставится, если теоретические задания раскрыты полностью: все
определения и законы рассказаны правильно, приведены примеры.
2. Оценка «4» ставится, если теоретические задания раскрыты не полностью:
формулировки определений и законов рассказаны не совсем точно, приведено мало
примеров.
3. Оценка «3» ставится, если теоретические задания раскрыты не полностью:
формулировки определений и законов рассказаны не совсем точно, обучающийся не
может привести примеры.
2.1.5 Солнце и звёзды
Опрос:
1.
Какую освещенность создает Солнце на поверхности Земли?
2.
Сколько длится цикл солнечной активности?
3.
Какие реакции служат источником энергии Солнца и звезд?
4.
Перечислите основные группы звезд, которые приведены на диаграмме «спектр-
светимость» .
5.
Опишите строение Солнца.
6.
Что называется черной дырой?
7.
Чем определяется время жизни звезды главной последовательности?
8.
Какую роль играют магнитные поля на Солнце?
9.
Перечислите возможные конечные стадии эволюции звезд.
Критерии оценки опроса
1. Оценка «5» ставится, если теоретические задания раскрыты полностью: все
определения и законы рассказаны правильно, приведены примеры.
2. Оценка «4» ставится, если теоретические задания раскрыты не полностью:
формулировки определений и законов рассказаны не совсем точно, приведено мало
примеров.
3. Оценка «3» ставится, если теоретические задания раскрыты не полностью:
формулировки определений и законов рассказаны не совсем точно, обучающийся не
может привести примеры.
Самостоятельная работа:
1 Вариант:
Вставьте пропущенные слова:
1.Химический состав Солнца: 70% - __________ , 28% - ____________, 2% - ___________.
2.Пространственно
обособленный,
гравитационно
связанный,
непрозрачный
для
излучения космический объект, в котором в значительных масштабах происходили,
происходят или будут происходить термоядерные реакции превращения водорода в гелий
– это _______________.
3.Угол, под которым со звезды можно было бы видеть большую полуось земной орбиты,
перпендикулярную направлению на звезду называется _____________________.
4.Полная энергия, излучаемая звездой в единицу времени называется _______________ .
5.Горячие звезды малой светимости - ___________________ .
2 Вариант:
23
Перечислите слои атмосферы Солнца::
1.___________________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова:
2.Небесное тело, обращающееся вокруг звезды или остатка звезды, достаточно массивное,
чтобы приобрести сферическую форму под действием собственной гравитации, и своим
воздействием удалившее малые тела с орбиты, близкой к собственной, но при этом в её
недрах не происходят и никогда не происходили реакции термоядерного синтеза – это
_______________.
3.Видимая звёздная величина, которую имела бы звезда, если бы находилась от нас на
расстоянии 10 пк, получила название ________________________________.
4.___________________ - это такое расстояние, которое свет, распространяясь со
скоростью 300 000 км/с, проходит за год.
5. Химический состав звёзд : ____________________________________
Таблица правильных ответов
Задания
1
2
3
4
5
1 вариант
Водород,
гелий,
остальные
элементы
Звезда
Годичный
параллакс
звезды
Светимость
Белые карлики
2 вариант
Фотосфера,
хромосфера,
солнечная
корона
Планета
Абсолютная
звёздная
величина
Световой год
95-98% -
Водород,
гелий,
остальные
элементы
Критерии оценки самостоятельной работы
Задания
Примечание
1-5
Каждый правильный ответ 1 балл
Шкала перевода баллов в отметки
Отметка
Число баллов, необходимое для получения отметки
« 5» (отлично)
5
« 4» (хорошо)
4
« 3» (удовлетворительно)
3
« 2 « (неудовлетворительно)
Менее 3
2.1.6 Строение и эволюция Вселенной
Опрос:
1.
Что называется Галактикой?
2.
Охарактеризуйте нашу Галактику. Что входит в ее состав?
3.
С какой скоростью обращается Солнце вокруг центра Галактики?
4.
Перечислите основные типы Галактик.
5.
Какие факты свидетельствуют о том, что во Вселенной происходит процесс эволюции?
6.
Чем различаются рассеянные и шаровые звёздные скопления?
24
Критерии оценки опроса
1. Оценка «5» ставится, если теоретические задания раскрыты полностью: все
определения и законы рассказаны правильно, приведены примеры.
2. Оценка «4» ставится, если теоретические задания раскрыты не полностью:
формулировки определений и законов рассказаны не совсем точно, приведено мало
примеров.
3. Оценка «3» ставится, если теоретические задания раскрыты не полностью:
формулировки определений и законов рассказаны не совсем точно, обучающийся не
может привести примеры.
2.2. 1 Задания для промежуточной аттестации
СТРУКТУРА И ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
(для проведения промежуточной аттестации) ПО ДИСЦИПЛИНЕ.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из тестовых заданий и включает в себя 20
заданий, отличающихся по содержанию, форме и уровню сложности. К каждому заданию дано 4
варианта ответа, из которых только один правильный.
В контрольных измерительных материалах представлено содержание всех основных разделов
курса астрономии.
Общее количество экзаменационных заданий по каждому из разделов приблизительно
пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на
изучение данного раздела.
Время выполнения теста: 40 минут
Вариант № 1
1. Наука о небесных светила, о законах их движения, строения и развития, а также о
строении и развитии Вселенной в целом называется …
1.
Астрометрия
2.
Астрофизика
3.
Астрономия
4.
Другой ответ
2. Гелиоцентрическую модель мира разработал …
1.
Хаббл Эдвин
2.
Николай Коперник
3.
Тихо Браге
4.
Клавдий Птолемей
3. К планетам земной группы относятся …
1.
Меркурий, Венера, Уран, Земля
2.
Марс, Земля, Венера, Меркурий
3.
Венера, Земля, Меркурий, Фобос
25
4.
Меркурий, Земля, Марс, Юпитер
4. Правовой режим космического пространства заключается в том, что…
1.
... оно изъято из оборота и не находится в общей собственности
2.
... на него распространяется суверенитет определенных государств
3.
... оно подлежит национальному присвоению
4.
... оно открыто для исследования только определенным государствам
5. Межзвездное пространство …
1.
не заполнено ничем
2.
заполнено пылью и газом
3.
заполнено обломками космических аппаратов
4.
другой ответ.
6.
Угол между направлением на светило с какой-либо точки земной поверхности и
направлением из центра Земли называется …
1.
Часовой угол
2.
Горизонтальный параллакс
3.
Азимут
4.
Прямое восхождение
7.
Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1 секунда
называется …
1.
Астрономическая единиц
2.
Парсек
3.
Световой год
4.
Звездная величина
8. Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …
1.
точках юга
2.
точках севере
3.
зенит
4.
надир
9. Большой круг, плоскость которого перпендикулярна оси мира называется …
1.
небесный экватор
2.
небесный меридиан
3.
круг склонений
4.
настоящий горизонт
10. Первая экваториальная система небесных координат определяется …
1.
Годичный угол и склонение
2.
Прямое восхождение и склонение
3.
Азимут и склонение
4.
Азимут и высота
11. Большой круг, по которому цент диска Солнца совершает свой видимый летний
движение на небесной сфере называется …
1.
небесный экватор
26
2.
небесный меридиан
3.
круг склонений
4.
эклиптика
12. Линия вокруг которой вращается небесная сфера называется
1.
ось мира
2.
вертикаль
3.
полуденная линия
4.
настоящий горизонт
13. Международно-правовой статус геостационарной орбиты...
1.
на сегодняшний день не определен
2.
на сегодняшний день определен в специальном порядке
3.
не вытекает из общих положений Договора по космосу
4.
не содержит соглашений о Луне
14. Обратное движение точки весеннего равноденствия называется …
1.
Перигелий
2.
Афелий
3.
Прецессия
4.
Нет правильного ответа
15. Главных фаз Луны насчитывают …
1.
две
2.
четыре
3.
шесть
4.
восемь
16. Угол который, отсчитывают от точки юга S вдоль горизонта в сторону заката до
вертикала светила называют …
1.
Азимут
2.
Высота
3.
Часовой угол
4.
Склонение
17. Квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей орбит. Это
утверждение …
1.
первый закон Кеплера
2.
второй закон Кеплера
3.
третий закон Кеплера
4.
четвертый закон Кеплера
18. Телескоп, у которого объектив представляет собой линзу или систему линз называют
1.
Рефлектором
2.
Рефрактором
3.
Менисковый
4.
Нет правильного ответа.
27
19. Установил законы движения планет …
1.
Николай Коперник
2.
Тихо Браге
3.
Галилео Галилей
4.
Иоганн Кеплер
20. К планетам-гигантам относят планеты …
1.
Фобос, Юпитер, Сатурн, Уран
2.
Плутон, Нептун, Сатурн, Уран
3.
Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер
4.
Марс, Юпитер, Сатурн, Уран
Вариант № 2
1. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …
1.
Астрометрия
2.
Звездная астрономия
3.
Астрономия
4.
Другой ответ
2. Гелиоцентрическую модель мира разработал …
1.
Николай Коперник
2.
Исаак Ньютон
3.
Клавдий Птолемей
4.
Тихо Браге
3. Состав Солнечной система включает …
1.
восемь планет.
2.
девять планет
3.
десять планет
4.
семь планет
4. Космическое пространство открыто для…
1.
исследования всеми государствами
2.
исследования определенными государствами
3.
только для экономически развитых стран
4.
только для государств, осуществляющих космическую деятельность в соответствии с
обязательствами по международному праву
5. Определенный участок звездного неба с четко очерченными пределами, охватывающий
все принадлежащие ей светила и имеющая собственное называется …
1.
Небесной сферой
2.
Галактикой
3.
Созвездие
4.
Группа зрение
28
6. Угол, под которым из звезды был бы виден радиус земной орбиты называется …
1.
Годовой параллакс
2.
Горизонтальный параллакс
3.
Часовой угол
4.
Склонение
7. Верхняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …
1.
надир
2.
точках севере
3.
точках юга
4.
зенит
8 Большой круг, проходящий через полюса мира и зенит называется …
1.
небесный экватор
2.
небесный меридиан
3.
круг склонений
4.
настоящий горизонт
9. Промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки
весеннего равноденствия называется
1.
Солнечные сутки
2.
Звездные сутки
3.
Звездный час
4.
Солнечное время
10. Количество энергии, которую излучает звезда со всей своей поверхности в единицу
времени по всем направлениям называется …
1.
звездная величина
2.
яркость
3.
парсек
4.
светимость
11. Вторая экваториальная система небесных координат определяется …
1.
Годинний угол и склонение
2.
Прямое восхождение и склонение
3.
Азимут и склонение
4.
Азимут и высота
12. Правовой статус космических туристов
1.
нуждается в серьезной проработке
2.
полностью доработан и принят Всемирной космической организацией
3.
дает право заниматься космическим туризмом только определенным государствам
4.
пока еще не принят Всемирной космической организацией
13. Путь Солнца на небе вдоль эклиптики пролегает среди …
1.
11 созвездий
2.
12 созвездий
29
3.
13 созвездий
4.
14 созвездий
14. Затмение Солнца наступает …
1.
если Луна попадает в тень Земли.
2.
если Земля находится между Солнцем и Луной
3.
если Луна находится между Солнцем и Землей
4.
нет правильного ответа.
15. Каждая из планет движется вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого
находится Солнце. Это утверждение …
1.
первый закон Кеплера
2.
второй закон Кеплера
3.
третий закон Кеплера
4.
четвертый закон Кеплера
16. Календарь, в котором подсчету времени ведут за изменением фаз Луны называют …
1.
Солнечным
2.
Лунно-солнечным
3.
Лунным
4.
Нет правильного ответа.
17.Телескоп, у которого объектив представляет собой вогнутое зеркало называют …
1.
Рефлектором
2.
Рефрактором
3.
Менисковый
4.
Нет правильного ответа
18. Система, которая объединяет несколько радиотелескопов называется …
1.
Радиоинтерферометром
2.
Радиотелескопом
3.
Детектором
4.
Нет правильного ответ
19. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …
1.
Астрометрия
2.
Звездная астрономия
3.
Астрономия
4.
Другой ответ
20. Закон всемирного тяготения открыл …
1.
Галилео Галилей
2.
Хаббл Эдвин
3.
Исаак Ньютон
4.
Иоганн Кеплер
Ответы
30
Вариант №1 Вариант №2
№ вопроса
Ответ
№ вопроса
Ответ
1
3
1
3
2
2
2
3
3
2
3
1
4
1
4
1
5
2
5
3
6
2
6
1
7
2
7
4
8
4
8
4
9
1
9
2
10
1
10
4
11
4
11
1
12
1
12
1
13
1
13
3
14
1
14
3
15
2
15
1
16
1
16
3
17
3
17
2
18
2
18
1
19
4
19
3
20
3
20
3
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом. Таким образом,
максимальное количество первичных баллов, которое можно получить при выполнении теста –
20.
Оценка в
пятибалльной
шкале
Критерии
оценки
Количество
31
баллов
«2»
Выполнено мене
70% задания
Набрано менее 14
баллов
«3»
Выполнено70-
80% задания
Набрано 14-15 баллов
«4»
Выполнено 80-
90%задания
Набрано 16-17 баллов
«5»
Выполнено более
90% задания
Набрано 18 баллов и
более
32
33
34