Автор: Шапошникова Нина Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2109 Ш/О "ОЛИМП"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: "Обучение чтения как одна из сторон обучения грамоте"
Раздел: среднее профессиональное
Обучение чтению как одна
из сторон обучения
грамоте.
Учитель
-
логопед
Шапошникова
Н
,
В
,
ГБОУ
Школа
2109
Ш
/
о
«
Олимп
»
Обучение
грамоте
–
это
обучение
письму
и
чтению
.
Процесс
обучения
грамоте
осуществляется
аналитико
-
синтетическим
методом
,
разработанным
К
.
Д
.
Ушинским
.
Чтение
–
это
сложный
психофизиологический
процесс
.
В
его
акты
принимают
участие
анализаторы
:
слуховой
,
речедвигательный
и
речеслуховой
.
В
основе
лежат
взаимодействие
этих
анализаторов
и
временных
связей
2-
х
сигнальных
систем
.
Чтение
–
один
из
видов
письменной
речи
,
является
более
поздним
сложным
образованием
после
устной
речи
как
средство
коммуникации
.
Источник
знаний
.
Наслаждение
.
Воспитание
речевой
культуры
.
Нравственное
,
Отдых
.
Чтение – это …
Техника
чтения
Процесс чтения включает:
1
этап
–
это
обучение
и
овладение
звуко
-
буквенным
составом
:
добукварный
и
букварный
периоды
.
2
этап
–
чтение
по
слогам
.
3
этап
–
чтение
целыми
словами
и
группами
слов
.
4
этап
–
чтение
словосочетаниями
и
предложениями
.
5
этап
–
сформировавшийся
процесс
чтения
.
Этапы обучения чтению.
Различают специфическую
и
неспецифическую формы
дислексии
.
Дислексия - это частичное нарушение
чтения, которое проявляется в стойких
и повторяющихся ошибках чтения.
Неспецифические
формы
дислексии
проявляются
при
отставании
в
чтении
у
умственно
отсталых
детей
,
у
детей
с
тяжёлым
недоразвитием
устной
речи
и
др
.,
если
степень
такого
отставания
пропорциональна
тяжести
первичных
психических
нарушений
.
К специфическим формам нарушений чтения относятся
стойкая избирательная неспособность овладеть навыком
чтения, несмотря на достаточный уровень
интеллектуального и речевого развития, отсутствие
нарушений слухового и зрительного анализаторов и
наличие оптимальных условий обучения. (Корнев
А.Н.,1995)
Обусловлены
звуковым
строением
слова
:
перестановка
слогов
,
пропуск
букв
.
Искажение
,
замена
и
смешение
при
нарушениях
произносительной
стороны
речи
.
Чтение
по
догадке
(
управление
и
согласование
).
Постановка
ударения
.
Побуквенное
чтение
.
Ошибки
2-
ого
слога
(
нет
широты
поля
зрения
).
Орфографическое
чтение
.
Ошибки
интонационного
характера
.
Понимание
текста
.
Характер ошибок при чтении.
А
.
Н
.
Корнев
,
О
.
А
.
Ишимова
.
Методика
диагностики
дислексии
у
детей
.
Методическое
пособие
.
СанктПетербург
,
2010.
И
.
Н
.
Садовникова
.
Нарушения
письменной
речи
и
их
преодоление
у
младших
школьников
.
Москва
,
«
Гуманитарный
издательский
центр
ВЛАДОС
», 1997.
В
.
В
.
Воронкова
.
Обучение
грамоте
и
правописанию
.
Москва
, «
Школа
-
пресс
»,
1995.
КОНЕЦ
.
ЛИТЕРАТУРА.