Автор: Гурьева Надежда Владимировна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ РК "Керченский технологический техникум"
Населённый пункт: город Керчь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие навыков неподготовленной речи на занятиях по иностранному языку
Раздел: среднее профессиональное
Язык
–
это
способ
общения,
поэтому
основная
цель
обучения
иностранному языку – это научить общаться, то есть научить выражать свои
мысли и мнения, рассказать о своих чувствах, охарактеризовать или дать
оценку событию, явлению, сообщить или получить информацию и т. д.
Следовательно, занятие иностранного языка рассматривается как деятельность
общения.
Для достижения этой цели можно использовать различные приемы,
методы и задания, стимулирующие общение.
В начале занятия важно сразу же «погрузить» обучающихся в языковую
атмосферу. Практически каждое занятие я начинаю с разговора-разминки по
какой-нибудь реальной ситуации. Можно использовать самые разные ситуации
начиная от отсутствующих на занятии и опаздывающих. Только важно не
превратить эту беседу в формальность типа «Why is N. absent at the lesson?» –
«Because he is ill». Обычно спрашиваю о таких обучающихся, которые
отсутствуют по другим причинам: уехал, тут же выясняем куда, зачем, надолго
ли; остался дома, потому что сегодня приезжает его мама или папа; находится
на репетиции из-за предстоящего концерта, на соревновании и т.д. Эту
ситуацию легко можно развить, не ограничиваясь односложными ответами, и
вовлечь многих обучающихся, так как кто-то обычно не согласен с высказанной
информацией, кто-то уточняет, дополняет или просто предлагает какую-либо
причину.
В
таких
ситуациях
преподавателю
важно
самому
владеть
информацией, то есть выяснить ее до занятия у куратора или у одногруппников.
Иногда обращаю внимание детей на чей-нибудь необычный вид: «Look at
N. He looks so sad/ happy/ beautiful today?». Как правило, обучающиеся тут же
начинают задавать ему вопросы: «What’s the matter with you?» «What has
happened?» и т. д.
После каникул можно задать вопрос «Are you happy or sad to be back to
college again?». Перед праздниками начинаем занятие с поздравлений и
пожеланий друг другу.
Преподавателю следует отказаться от доминирования на занятиях
формальных
языковых
упражнений
в
пользу
интеллектуально-
и
коммуникативно-направленных заданий, так как занятие иностранного языка
рассматривается как деятельность общения. Поэтому я часто применяю такие
задания, как «Imagine that …» – далее идет какая-либо конкретная ситуация;
«What would you do in this situation?», или «Imagine you are …»
Так например, мы обсуждали такую ситуацию «Imagine that your friend is
in hard situation. Your actions». Практически каждый обучающийся высказал 4-7
предложений и действия были самые разные.
После прочтения текстов прошу обучающихся выразить свое мнение,
дать оценку героям, событиям, рассказать, как они обычно поступают или
поступили бы при похожих обстоятельствах, логически предположить, что
следует из того или иного факта. Это развивает мыслительные способности
обучающихся и способствует развитию неподготовленной речи.
При изучении разговорной темы обязательно прошу обучающегося
высказать свое личное мнение и рассказать о его личном участии. Как правило,
в конце изучения темы прошу детей рассказать какую-нибудь историю по теме,
произошедшую с ними лично или с их знакомыми.
При выборе содержания общения важна мотивация: приоритет отдается
тем темам, которые будут наиболее необходимыми для обучающихся. Язык
изучается,
то есть речь обучающегося развивается через его личную
деятельность – свои жизненные ситуации, истории.
На наших занятиях постоянно звучат вопросы: «Why? What? How? » в
ответах на которые обучающиеся высказывают свое личное мнение и
рассказывают о своей личной деятельности.
Иногда планирую специальные занятия по развитию неподготовленной
речи.
Так, например на занятии дала задание составить рассказ по следующей
ситуации: «One day Tom pretended that he was ill and didn’t go to school. His mom
and dad went to work Tom stayed at home alone». Все вместе рассказывали о том,
что делал Том. Наш Том и прыгал по кроватям, и пел, и кричал, и слушал
музыку и т. д. Но он не только развлекался, но и приготовил себе обед, и убрал
свою комнату. Но вечером, когда мама узнала, что на самом деле он не был
болен, она его наказала. Обучающиеся употребили более 30 глаголов и
множество других лексических единиц.
Неподготовленная речь требует глубоких знаний языка от преподавателя.
Преподаватель должен умело направлять беседу, в любой момент подсказывать
нужное
незнакомое
слова,
ответить
на
вопросы
обучающихся.
Роль
преподавателя заключается также в том, чтобы помочь обучающимся поверить,
что они могут выразить свои мысли на иностранном языке и реально
применить свои знания.
Общение
предполагает
практику
обучающихся
в
оперировании
различными понятиями и определенными языковыми функциями. Понятия –
это лексические единицы, функции – это грамматические структуры.
И, конечно же, неподготовленная речь требует большой предварительной
работы: обучающиеся должны владеть определёнными грамматическими
структурами и лексикой. При изучении и тренировке грамматических структур
и лексики я показываю обучающимся, как их можно применить в различных
жизненных ситуациях, даю задание употребить новую лексику для описания
своих ситуаций, придумать свои предложения, составить мини-рассказ, диалог
и т. д.
Итак, основной способ овладения иностранным языком – это общение. И
поэтому важно на занятиях иностранного языка стимулировать общение
обучающихся, применяя разные приемы и задания.
Для улучшения качества знаний обучающихся, развития их умений и
навыков
рекомендуется
подчинять
учебную
деятельность
на
занятиях
иностранного
языка
решению
основной
задачи
–
коммуникативной
направленности обучения.