Напоминание

Активное обучение


Автор: Толочкин Андрей Викторович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Забайкальский учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Активное обучение
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование активного метода обучения в Учебных центрах

профессиональных квалификаций

Одним из основных признаков мастерства преподавателя являются его

способность и умение организовать и поддерживать в учебном процессе

высокий уровень педагогического общения.

Одной из наиболее распространенных форм организации учебного

процесса с применением активных методов обучения является групповая

работа.

Методы работы внутри группы

Под групповой работой понимается совместная деятельность людей в

группах по 3-9 человек по выполнению отдельных заданий, предложенных

преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения,

самостоятельно направляют свою деятельность, отдавая предпочтение

наиболее

компетентному

и

организованному

лидеру

представить

результаты работы группы тем, от кого получено задание или с кем по

сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.

Групповая работа преследует следующие цели.

1.

Улучшение

информированности

членов

группы;

при

этом

улучшаются горизонтальные коммуникации и взаимопонимание.

2.

Разработку новых идей, решений, повышение активности членов

группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов.

3.

В

процессе

групповой

работы

создается

коллектив

едино-

мышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.

4.

Коллективный

поиск

аргументации,

позволяющий

осуществить

многоаспектную экспертизу любой идеи: защитить ее, подвергнуть критике,

реально осмыслить и прогнозировать потенциальные проблемы.

Для

повышения

эффективности

групповой

работы

необходимо

соблюсти следующие условия:

члены группы должны познакомиться, чтобы общаться (желательно,

чтобы члены группы взаимно дополняли друг друга);

целесообразно объединить в группу людей с разным уровнем знаний

или с разными профессиональными знаниями;

проблемы, предлагаемые для обсуждения, должны быть актуальны и

понятны, вызывать у членов группы практический интерес;

роль лидера в группе в основном координационная, направляющая.

Эффективно

работающую

группу

отличают

такие

особенности:

естественность внешнего и внутреннего общения; члены группы откровенны

друг

с

другом;

сотрудничество

и

общение

направлены

на

решение

поставленных

целей

и

задач;

роли

и

регламент

работы

подвижны;

отношение

к

работе

реалистическое;

максимально

используются

способности всех членов группы; члены группы проявляют инициативу,

стремятся к новому, готовы к самосовершенствованию; за проделанную

работу все несут равную ответственность.

Группа

должна

соответствовать

перечисленным

требованиям,

преподаватель должен опосредованно обучать групповой работе. С этой

целью можно использовать ряд приемов.

1.

Знакомство друг с другом.

Каждый член группы сообщает имя, фамилию (в случае необходимости

- место работы, должность), личные качества, которые будут помогать или

мешать работе с ним, что-то интересное о себе. Для ускорения знакомства

можно написать на табличке свое имя и поставить перед собой на стол.

2.

Визитная карточка группы.

Предложите группе придумать знаки и символы группового отличия:

название, девиз, под которым группа собирается работать, визуальный

символ.

3.

Предложите группе начать работу и «отключитесь».

На вопросы, удивление и возмущение не отвечайте. Паузу держите до

10-15 минут. Эта операция мобилизует и концентрирует внимание группы,

выделяет организационных лидеров, ведет к групповой самоорганизации.

4. Деление группы на микрогруппы.

В случае необходимости группа делится на подгруппы; в подгруппе

обсуждают проблему, находят ее решение и на совещании всей группы

докладывают о результатах. Группа анализирует полученные результаты,

обсуждает их и находит причины возникновения проблемы.

5.

Конфликт в группе.

Для урегулирования конфликтных ситуаций можно рекомендовать

некоторые приемы, например: поменять членов группы, поставить перед

находящимися в конфликте членами группы единую цель, достичь которую

можно лишь совместными усилиями, расширить групповое общение и пр.

При

появлении

недоразумений

группа

может

пригласить

представителей других групп или использовать так называемые советы

третьих лиц (эксперты, консультант, преподаватель).

Важнейшим моментом групповой работы при применении активных

методов обучения является групповая дискуссия, возникающая при поиске и

выработке коллективных решений. В этом случае преподаватель должен

правильно

организовать

эту

дискуссию,

не

допуская

перехода

ее

в

неуправляемый и беспредметный разговор. Дискуссия бывает эффективной,

когда ее участники владеют техникой аргументации и контраргументации.

Общие рекомендации по формулировке и представлению аргументов

Необходимо

оперировать

простыми,

ясными,

точными

и

убе-

дительными понятиями.

Способ и темы аргументации должны соответствовать особенностям

темперамента, характера членов группы.

Аргументирование не должно быть декларативным или звучать как

монолог. Точно расставленные паузы оказывают большое воздействие.

Необходимо избегать пустых, ничего не значащих фраз, суждений и

оценок.

Следует избегать простого перечисления фактов, лучше излагать

преимущества или последствия, вытекающие из них, употреблять понятную

терминологию,

избегать

неделовых

выражений

и

формулировок,

затрудняющих понимание.

Рекомендуется

сначала

перечислить

преимущества,

а

потом

недостатки; избегать обострения отношений - для этого целесообразно

принять свою вину: «По-видимому, я недостаточно четко изложил свою

мысль»; попытаться повторить сказанное: «Позвольте, я повторю свою

мысль еще раз...»; уточнить содержание претензий: «Правильно ли я Вас

понял?»; проявить уважение к мнению оппонента, признавая его правоту в

той или иной степени: «В какой-то степени я могу с Вами согласиться,

однако...», или: «Это интересный подход к проблеме, который я, честно

говоря, упустил из виду; вместе с тем...».

И, наконец, не следует парировать каждое возражение, нужно

показать, что и вам не чужды человеческие слабости, любое несогласие с

замечанием нужно исчерпывающе объяснить оппоненту, так как корректное

опровержение, замечание в дискуссии часто могут поднять шансы на успех.

Соблюдайте правила хорошего тона.

Техника аргументации и контраргументации

Для

аргументации,

опровержения

доводов,

противопоставления,

можно использовать:

1.

Фундаментальный подход, суть которого заключается в том, что вы

сразу же знакомите оппонента с фактами, сведениями, которые являются

основой вашего доказательства.

2.

Метод

поиска

противоречий

состоит

в

том,

что

выявляются

противоречия в доводах, в аргументах оппонента.

3.

Метод достижения последовательности выводов. В этом случае

постепенно шаг за шагом посредством частичных выводов вы подводите

оппонента к желаемому выводу.

4.

Метод образного сравнения (наглядности) - придается яркость,

образность, наглядность своим доводам, для этого можно использовать

рисунки, схемы, графики, символы и др.

5.

Метод «да, но...» заключается в том, что вы признаете, со-

глашаетесь, с одной стороны, а потом указываете на другую сторону.

Пример: «Вы совершенно правы. Но учли ли Вы то, что...?»

6.

Метод

деления.

Все

имеющиеся

аргументы

не

точны,

про-

тиворечивы,

ошибочны.

Начинать

обсуждение

лучше

с

ошибочных

аргументов.

7.

Метод игнорирования: временно откладывать, не обсуждать какой-

либо аргумент, довод, если он не может быть ни опровергнут, ни принят.

8.

Метод акцентирования. При этом приеме акценты делаются на те

выводы, доводы, которые интересуют одного из оппонентов.

Групповая консультация

При обучении очень велика роль групповых консультаций - особой

формы проведения занятий, основным содержанием которой является

разъяснение

слушателям

отдельных,

часто

наиболее

сложных

или

практически значимых вопросов изучаемой программы.

Проведение

групповых

консультаций

в

профессиональном

экономическом

обучении

позволяет

обеспечить

максимальное

приближение обучения к практическим интересам и запросам каждого

слушателя с учетом имеющегося у него опыта и степени индивидуального

восприятия изучаемого материала. Вместе с тем, обеспечивая активизацию

познавательной

деятельности

слушателей,

групповые

консультации

являются

одним

из

наиболее

результативных

методов

закрепления

полученных знаний.

Групповые консультации проводятся, как правило, в случаях:

когда необходимо подробно рассмотреть практические вопросы,

которые были недостаточно или совсем не освещены в учебно-

методических материалах;

когда слушателям оказывается помощь в самостоятельной работе, в

подготовке

к

выполнению

практических

заданий,

к

написанию

рефератов или выпускных работ, сдаче экзаменов и зачетов;

когда слушатели самостоятельно изучают те или иные нормативные

документы, инструкции, положения, постановления или методики,

имеющие отраслевое и межотраслевое значение.

Программированная групповая консультация

Программированная групповая консультация является специфической

формой проведения групповых консультаций, сочетающей в себе элементы

проблемного обучения и программированного контроля знаний. Практика

показывает, что занятия в такой форме проходят тем эффективней, чем

больше

вопросов

задают

слушатели

и

чем

шире и

предметней их

содержание.

Количество

вопросов

зависит

иногда

от

неправильно

выбранной темы (тогда их мало). Но бывает, что тема подобрана правильно,

а вопросов все равно мало.

Такая ситуация объясняется по меньшей мере двумя причинами:

тема настолько нова, что слушатели просто не представляют себе всех

трудностей, с которыми им придется встретиться на практике, так как

не располагают еще соответствующим опытом;

у

слушателей

сложилось

ошибочное

мнение

о

простоте

рассматриваемой проблемы, причиной которого может быть не-

правильная оценка ее глубины, незнание всех ее нюансов или просто

излишняя самоуверенность, переоценка своего прошлого опыта.

В этих случаях преподаватель должен сам предложить вопросы

слушателям, т. е. запрограммировать консультацию. Важно, чтобы эти

вопросы были составлены на основе изучения ошибок и трудностей, с

которыми слушателям приходится встречаться на практике в ходе научных

рекомендаций или применения нормативных актов, являющихся предметом

изучения.

На подготовленные вопросы преподаватель сначала просит ответить

слушателей, а затем проводится анализ и обсуждение неправильных

ответов. Преподаватель дает разъяснение по возникающим у слушателей

дополнительным вопросам в связи с их ошибочными ответами.

Этапы подготовки к проведению групповых консультаций.

Хорошо подготовленная и умело проведенная консультация может

стать

одним

из

наиболее

эффективных

методов

повышения

уровня

подготовки специалистов.

Самый

важный

этап

-

выбор

темы.

Особенно

необходимы

консультации по темам, связанным с совершенствованием практической

подготовки слушателей в определенной области их деятельности.

Определение круга актуальных проблем, требующих обсуждения.

Окончательное содержание консультации определяется на основе анализа

пожеланий слушателей путем опроса.

Подготовка

консультаций

требует

группировки

поступивших

от

слушателей вопросов по под темам или направлениям и определения

рациональной последовательности их рассмотрения на консультации.

Очень

полезно

приглашать

на

консультацию

специалистов

из

организаций, имеющих наибольший опыт в рассматриваемой области

практической деятельности.

Начинать консультацию следует с объяснения темы, ее целей и задач,

знакомства

с

приглашенными

специалистами.

Далее

необходимо

ознакомить слушателей с тем, по каким признакам произведена группировка

вопросов и в какой последовательности они будут рассматриваться.

Очень важно создать непринужденную, доверительную обстановку,

чтобы каждый, не стесняясь, мог задать любой интересующий его вопрос и

получить на него точный обстоятельный ответ. Но консультация должна

проводиться

строго

по

намеченному

плану,

а

не

превращаться

в

неорганизованную беседу.

Особое внимание на консультации рекомендуется уделять вопросам,

по которым возможны различное толкование или различные подходы,

предупреждая тем самым серьезные ошибки и упущения слушателей в

будущей работе.

На

консультациях

должен

находиться

материал

справочно-

информационного характера, особенно труднодоступный или недавно

выпущенный.

Рекомендации преподавателям по подготовке к групповой работе

Для

качественного

применения

АМО

в

группе

необходимо

подготовиться

и

подготовить

участников

предстоящего

занятия

к

следующему:

Главнейшая задача - подготовить себя к активному общению в

совместной групповой деятельности.

Быть самим собой, быстро привыкнуть к другим, не заговаривать

коллег, соблюдать паритетность в общении, ценить разнообразие мнений и

мыслей: каждый должен быть услышан.

Активно принимать участие в системе коммуникации в группе, уметь

ставить вопросы, переадресовывать их другим, а также остроумно отвечать

на них, давая понять, что ответственность общая. Управлять незаметно,

отказаться от внешних, обычно авторитарных методов воздействия.

Возникающие межгрупповые напряжения снимаются при общих целях

совместными действиями, без применения давления.

Учитывать потребности и интересы личностей и групп во время

дискуссий. Иметь в запасе приемы, вызывающие интерес, острые вопросы и

ответы.

Активно участвовать в подведении итогов, обсуждении и оценке

пережитого и понятого. Иметь логический механизм подведения итогов.

Межличностные

отношения

-

источник

конфликтных

ситуаций.

Помнить правило: конфликт невозможен, если его избегает одна из сторон,

даже в ущерб своим интересам. Однако развитие событий происходит через

конфликты, но только открытые конфликты могут решаться способами,

содействующими росту и развитию. Избегайте надуманных конфликтов типа

«против кого играем?». Необходимо содействовать переводу закрытых

конфликтов в открытые, формированию содержания конфликта, ясности

позиций сторон, осознанию разрешимости конфликта в общих интересах.

Добейтесь внимания и сотрудничества членов группы, добейтесь

контроля за соблюдением регламента. Необходимо предвидеть возможные

варианты хода обсуждений, их результаты и обдумать соответствующее

реактивное

поведение.

Подготовьте

общие

и

частные

вопросы,

не

торопитесь сделать выводы, высказать свое мнение, больше наблюдайте, не

затягивайте дискуссию, но старайтесь обсудить все важные проблемы.

Неквалифицированная организация групповой работы часто ведет:

к неадекватной эмоциональной реакции и последующему неадекватному

поведению отдельных членов группы;

к нежеланию участвовать в работе;

к стремлению вступить в конфронтацию с ведущим;

к агрессивным или деструктивным действиям;

к скрытому саботажу;

к утрате работоспособности;

к обнажению личностных проблем и неосознаваемых психологических

комплексов.

Оценка эффективности активных форм групповой работы связана с

обращением к самой личности, усваивающей новые знания на базе

собственного

опыта.

При

квалифицированной

организации

групповой

работы такой процесс усвоения знаний перерастает постепенно в процесс их

опробования, применения к собственным целям и задачам, личностным

смыслам,

характеру

и

содержанию

профессиональной

деятельности,

будущей или настоящей, и часто - личной жизни.

В настоящее время проблема повышения качества отечественного

образования вызывает необходимость совершенствования образовательных

технологий.

Новые

потребности

в

высокопрофессиональных

специалистах

невозможно

удовлетворить

без

существенной

перестройки

системы

профессиональной подготовки кадров. В связи с этим необходимость

внедрения

в

учебный

процесс

современных

технологий

обучения,

развивающих

творческие

способности

обучаемых

и

повышающих

их

заинтересованность в усвоении материала, не вызывает сомнения.

По нашему мнению, учебный процесс должен быть увлекательным и

результативным,

т.

е.

направленным

на

максимальное

достижение

поставленных целей.

Таким

образом,

как

демонстрирует

практическая

деятельность,

применение активных методов обучения позволяет повысить уровень

профессиональной

подготовки

обучающихся,

представляющий

собой

конечный результат образовательного процесса, но и сделать этот процесс

продуктивным и интересным.



В раздел образования