Автор: Смолина Татьяна Ильинична
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: КОУ ВО "Горожанский казачий кадетский корпус"
Населённый пункт: с.Горожанка, Воронежская область
Наименование материала: Реализация казачьего компонента в рамках образовательных программ КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус»
Тема: Реализация казачьего компонента в рамках образовательных программ КОУ Воронежской области «Горожанский казачий кадетский корпус»
Раздел: среднее профессиональное
Смолина Татьяна Ильинична
учитель истории и обществознания высшей категории
КОУ Воронежской области «Горожанский
казачий кадетский корпус»
Реализация казачьего компонента в рамках образовательных программ
КОУ Воронежской области «Горожанский казачий кадетский корпус»
Спецификой КОУ ВО «Горожанского казачьего кадетского корпуса»
является тот факт, что корпус является казачьим, поэтому в процессе
реализации учебной программы рассматриваются вопросы, связанные с
организацией создания целостной системы казачьего образования.
Практически во все рабочие программы кадетского корпуса включён казачий
компонент. Эти программы направленны на формирование целостных
представлений
об историческом, этническом, природном своеобразии
родного края, о традиционной духовной
и
нравственной
жизни
казачества, воспитание у учащихся высоких морально – нравственных
качеств. Педагогический коллектив КОУ КШИ ВО «Горожанский казачий
кадетский корпус» работает над проблемой «Воспитание гармонично
развитой, социально-ориентированной личности обучающихся на основе
гражданского патриотизма, высокой нравственности и военных традиций
российской армии и казачества».
Казачий компонент включает в себя учебные дисциплины, формирующие у
кадет целостное представление о казачестве, его вкладе в развитие
российской государственности, его культуре, современном состоянии и
перспективах развития и готовящий казачью молодежь к потенциальному
участию в службе российского казачества, к активной работе в казачьих
обществах и общественных организациях.
В рабочей программе по русскому языку казачий компонент составляет не
менее 15% от общего количества часов годового курса. Учебный материал
казачьего компонента структурированно располагается во всех изучаемых
разделах. Распределение происходит как за счет выделения части урока, так
и в рамках целого урока. В рамках изучения той или иной темы используется
казачья лексика (что позволяет одновременно изучать языковой материал и
проводить лингвистический, этнографический анализ казачьей лексики),
художественная
литература
казачьей
тематики
(реализуются
литературоведческая и лингвистическая компетенции).
В рамках повторения синтаксиса в 8 классе на этапе повторения происходит
отработка
навыка
вычленения
и
составления
словосочетаний
с
использованием казачьей лексики.
В процессе работы по развитию речи учащиеся обращаются не к привычным
образцам учебника, а к памятникам казачьей культуры, что позволяет
расширять познания в области культуры и искусства казаков, а также
пополнить свой лексикон словами казачьей лексики, специфическими
названиями, присущими исключительно культуре и быту казачества.
На уроках русского языка кадеты изучают
конкретные особенности
казачьего диалекта. Данный тип включения казачьего компонента чаще всего
используется при изучении раздела «Лексика» во всех классах (5-11). Такие
понятия, как «историзмы», «архаизмы», «старославянизмы», «диалектизмы»
рассматриваются непосредственно на примерах живой разговорной речи
казаков, взятых из произведений художественной литературы, а также из
фольклорных источников.
Наряду с этим проводится комплексный анализ текста казачьей тематики,
при котором осуществляется функциональный и системный подход к
изучению языка. Анализ текста как форма подготовки к экзамену или другим
видам независимой оценки качества знаний помогает до конца понять
особенности строения текста, сохраняя его своеобразие.
Сегодня для России нет более актуальной идеи, чем «патриотизм».
Историческая память важна и необходима во все времена и в любом
государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории.
Как
никакие
другие
уроки, мощным
воздействием на
гражданско-
патриотическое воспитание детей оказывают уроки истории России и
обществознания. Особое значение эти уроки приобретают в казачьих
кадетских корпусах.
Уникальность казачества состоит в том, что среди враждебного окружения
оно смогло составить сильную демократическую, свободолюбивую и
религиозно-идейную общину, с особым говором, нравами и обычаями, а
главное – рыцарской идеей «лечь костьми за обиженных и угнетенных, за
свои родные земли и православную веру.
Русское Казачество – это русское воинство, возникшее на основе боевого
искусства
славян
и
постоянной
необходимости
защищать
границы
Государства Русского. На протяжении всей истории Руси казаки стояли на
рубежах государства и принимали на себя первый удар врагов нашего
Отечества.
В рабочих программах по истории и обществознанию казачий компонент
построен на истории развития казачества.
Так, в 6 классе шестой раздел полностью посвящён возникновению и
становлению казачества как военно-служилого сословия.
Этот раздел
включает в себя 4 часа. Кадеты знакомятся с общей характеристикой
казачества, теориями их происхождения.
В 7 классе при изучении темы «Смута» включён раздел «Участие казаков в
народных движениях «великой Смуты»».
В течение 4 часов кадеты
знакомятся с такими темами как «Казаки в войсках Лжедмитрия I и
Лжедмитрия
II», «Участие
казаков
в крестьянской
войне
И.
Болотникова», «Казаки в борьбе против польских интервентов. Участие
казаков в Земском соборе 1613 г. и их роль в избрании новой династии
Романовых».
В 8 классе кадеты изучают волнения в Яицком войске и крестьянскую войну
донского казака Емельяна Пугачёва, казачество в царствование Екатерины II
В 9 классе при изучении либеральных преобразований Александра II, кадеты
знакомятся с реформами 60-70-х гг. в казачьих землях, с преобразованиями в
казачьих станицах ХIХв.
В 10 классе затрагиваются вопросы не только участия казаков и их вкладе в
победу в Отечественной войне 1812г, но и участие казаков в партизанской
войне и заграничных походах русской армии, а также звучат имена героев
казаков таких как Василий Орлов-Денисов. Матвей Платов и др. В
истории Российского казачества немало славных, а иногда даже великих
имен. Казаки прославили свой род во всех без исключения войнах, которые
вела Русь и Россия на протяжении веков своего существования. Мы помним
и чтим казаков, оставивших след в истории и сердцах соотечественников.
О массовом восстании казаков против советской власти и расказачивании в
период Гражданской войны говорится в разделе 4 рабочей программы по
истории в 11 классе. Это трагическая страница не только в истории казачества, но
и в истории России.
На уроках обществознания кадеты знакомятся с нравственной культурой
казачества,
с
особенностями
и
своеобразием
духовного,
военного,
хозяйственно-бытового укладов жизни казаков, здесь очень важен
воспитательный момент. Сегодня, как никогда ранее, актуальной и насущно
необходимой
становится
проблема
формирования
национального
самосознания, научного мировоззрения подрастающего поколения, которому
предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном
патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств.
Важное место в этом процессе занимает казачество и его духовно-
нравственные традиции, которые на протяжении многих веков были важным
элементом общественного сознания, как основы российской социальной
системы.
При изучении темы «Религия» на уроках затрагиваются темы о православных
ценностях казачества, небесных покровителях и наиболее чтимых казаками
святынях, казачьих храмах и монастырях, о роли православной религии.
В старшем звене рассматривается Государственная политика Российской
Федерации в отношении российского казачества. Становление нормативно-
правовой
базы
современного
казачьего
движения,
правовой
статус
современного
казачества.
Сегодня
казачество
может
по
праву
рассматриваться
в
качестве
важной
силы,
способной
обеспечивать
стабильность и устойчивость развития нашей страны. Это зафиксировано в
Стратегии государственной политики в отношении российского казачества
на
2021-2030 годы,
которая
определяет
перспективы
взаимодействия
государства и казаков как своей активной социальной опоры.
И сейчас, когда страна устремилась к возрождению, казаки снова в первых
рядах. Они знают: возродится казачество – возродится Россия.
Казаки — народ, имеющий свою культуру, историю. В казачестве общее
всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле — святой
Руси, своему народу и своему государству, и никогда свое Отечество
не подводили.
В процессе реализации казачьего компонента на уроках математики
необходимо воспитывать у обучающихся ответственность за свою работу
перед товарищами, поощрять взаимопомощь во время работы в группах.
Прививать уважительное
отношение
к
историческому
и
культурному
наследию государства, основанному на традициях казачества.
Казачий компонент на уроках математике: математические задачи как
средства военно-патриотического воспитания кадет. Одной из форм работы,
которая помогает систематически воспитывать интерес кадет к математике,
является решение военно-прикладных задач, что способствует воинскому
воспитанию
кадет,
прививает
им
такие
качества
как
пытливость,
настойчивость, развивает самостоятельность. В программу по математике
включены также сообщения о математиках - казаках. Казачий компонент
реализуется
в
ходе
учебного
процесса
как
на
уроках,
так
и
на
дополнительных занятиях по математике.
На уроках география в 5 классе при изучении такой темы как «Открытия
русских путешественников», кадеты работают по контурным картам, где
обозначают
путь
экспедиций
в
Сибирь,
на
Дальний
Восток
под
предводительством казаков и изучают как осваивали и изучали территорию
России после походов Ермака, С.Дежнва и др.
В 9 классе в рабочую программу включена тема «Городское и сельское
население». Параллельно с данной темой происходит знакомство кадет с
особенностью расположения казачьих поселений, т.к. эти поселения имели
военный характер. Городки представляли собой укрепленные станы-лагеря,
обнесенные земляным валом и плетнем, поверх которого укладывались
кусты колючего терна.
В 10классе при изучении темы «Понятие об этногеографии», кадеты
рассматривают казачество в системе этногеографических исследований.
Рассмотрим казачий компонент на уроках биологии. Уже в 5 классе дети
знакомятся с богатством и разнообразием природы донского края, со
значением флоры и фауны в жизни казаков.
В 6 классе кадеты знают какие культурные растения выращивали казаки,
какие лекарственные травы они использовали при различных заболеваниях.
Изучая тему о животных донских казаков кадеты отвечают на вопросы:
откуда у казаков такая тяга к разведению домашних животных, какую же
пользу приносили домашние животные казакам. Особую роль отводят
лошадям. Лошади для казаков были не просто средством передвижения.
Лошади помогали и в быту, и на войне. С помощью лошадей обрабатывались
поля, убирался урожай, заготавливалось сено, перевозились грузы любой
тяжести. Во время войн, когда не было военной техники, всадники на
лошадях могли быстро передвигаться, что давало им большое преимущество.
Донские казаки считали, что «У коня душа человечья» и очень бережно и
трепетно относились к своим верным друзьям.
Казачий
компонент
включён
в
такой
предмет
как
химия.
Кадеты
рассматривают такую проблему как загрязнение химическими отходами реки
Дон, символа казачества. С судов в воду сбрасывается мусор, сливается
внутренняя канализация, время от времени аварии на танкерах приводят к
сбросам нефти. Крупные суда взмучивают ил и загрязняют воду. На уроках
ставят вопросы о том, как же можно спасти реку, каковы пути решения
проблемы загрязнения.
Особо следует сказать о прекрасном знании казаками ночного неба. Эта тема
поднимается на уроках астрономии. Кадеты узнают, что казаки ночью
безошибочно переплывали нужные им пространства без компаса и нередко,
носимые бурею по открытому морю не теряли своего пути.
При изучении темы «Движение и фазы луны», кадеты знакомятся как
казаки использовали последнюю четверть Луны,
«старый месяц» и новолуние для выхода в море мимо
турецких
крепостей,
закрывавших этот выход.
На уроках английского языка обучающиеся знакомятся с казачьими
пословицами и поговорками, казачьими легендами и сказками, переводя их
на английский язык.
В 6 классе в раздел «Кто есть кто» включена тема «Члены семьи, лексика по
теме «Основы семейного казачьего воспитания»»
В 7 классе кадеты на английском языке рассказывают об образе жизни
казаков, казачьем быте. В 8 классе при закреплении лексики по теме
«Продукты питания», кадеты готовят сообщения по способам приготовления
пищи и особенностью казачьей кухни.
В 9 классе в раздел «Праздники» включена тема «Православные праздники,
особо почитаемые у казаков».
При изучении темы «Досуг молодёжи» в 10 классе на английском языке
проводится аудирование, используя лексику по характерным чертам казаков.
Рассматривается казачья тема в английской художественной литературе
Учитывая специфику нашего учебного заведения, в учебный план введён
новый курс «История казачества».
Для кадет Горожанского казачьего
кадетского корпуса этот курс разработан на основе учебного пособия
«Казачество на службе Отечества» /руководитель авторского коллектива
доктор физико-математических наук, профессор С.Н.Чеботарев. Научный
редактор доктор философских наук, профессор А.Б. Бакурадзе. – М.: 2021.
Автор учебного курса добавил к материалам пособия краеведческую тему
«Основные вехи истории казачества на Воронежской земле», а также
расширил и дополнил содержание некоторых разделов и тем.
Учебный курс «История казачества» рассчитан для изучения в 10 и 11
классах Горожанского казачьего кадетского корпуса.
Одним из ведущих направлений реализации казачьего компонента является
образование молодежи, ориентированное как на овладение молодыми
людьми современными общими и профессиональными компетенциями, так и
на воспитание у них высоких патриотических и гражданских чувств,
которыми во все времена отличалось российское казачество. На это нацелена
система непрерывного казачьего образования нашего учебного заведения.