Автор: Чевтайкина Екатерина Федоровна
Должность: воспиттатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Рузаевка, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: «Работа с берестой, как нетрадиционный метод коррекционной работы с детьми с ОНР»
Раздел: среднее профессиональное
Структурное подразделение «Детский сад № 7 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Доклад на тему:
«Работа с берестой, как
нетрадиционный метод
коррекционной работы с детьми с
ОНР»
Чевтайкина Екатерина Федоровна
воспитатель, детский сад № 7
г.Рузаевка – 2022 г.
Тема: «Работа с берестой, как нетрадиционный метод коррекционной
работы с детьми с ОНР»
На современном этапе развития образования одной из актуальных
задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых
нарушений и укрепление психофизического здоровья детей.
Перед
учреждением
стоит
задача
всестороннего
развития детей, коррекции отклонений
в
развитии
ребёнка,
а
также
подготовки их поступления в школу. Необходимым условием для реализации
данной задачи является формирование и совершенствование речи детей в
различных её формах, используя различные методы и приёмы.
При нормальных условиях воспитания, когда ребёнок получает от
взрослых
правильные
образцы речи,
когда
проводиться
систематическая работа по
формированию
правильного
произношения,
способствующая
усвоению
ребёнком
фонетической
системы
языка,
развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически
обусловленное нарушение звукопроизношения
устраняется
предположительно к концу пятого года жизни.
Дети с общим недоразвитием речи, поступающие в логопедическую
группу,
по
результатам
обследования
характеризуются
низкой
познавательной активностью, малой осведомленностью об окружающем,
эмоциональной
неустойчивостью
и
другими
проявлениями,
которые
тормозят речевое развитие детей.
У детей плохо развит словарный запас, практически отсутствуют
связные высказывания, речь невнятная, смазанная, наблюдается нарушение
темпа, ритма, дыхания, звукопроизношения. Слоговая структура слова,
связность
изложения,
фонематические
процессы
нарушены.
Словарь,
употребляемые языковые средства однообразны. Трудно дается умение
составлять предложения, слабый навык пересказа небольшого текста.
Наблюдения показали, что многие дети не способны систематизировать
и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений,
не могут установить причинно- следственные связи, не умеют сделать
простые выводы.
В качестве эффективного коррекционно-развивающего
средства мы используем на занятиях по проекту «Золотая береста»
нетрадиционные
и
природные
материалы.
Работа
начинается
со
знакомства детей с березой. Проводятся занятия, беседы, экскурсии на
которых дается представления о березе, как живом существе. Знакомимся
с березой,
как
одним
из
главных
поэтических,
художественных
образов народного творчества. Разучиваем народные песни, стихотворения
о березе,
рассматриваем картины русских художников. Проводим игры:
«Времена года»
«Угадай по описанию», «Кто тут живет?», «С какого
дерева листок», «Добеги до дерева» и экскурсии. На таких экскурсиях дети
учатся замечать неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных
березках. В беседе с детьми уточняем их впечатления об увиденном на
экскурсии, закрепляем приобретенные знания.
Все свои впечатления об
увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной,
театрализованной деятельности, подвижных играх. Что в свою очередь
только
способствует
работе
по
формированию
и коррекции
речи
дошкольников. Природный материал собираем вместе с детьми, развивая
внимание,
наблюдательность,
терпение.
Дети
придумывают
игры
с
собранным материалом, тем самым развивая воображение и творчество.
Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир,
становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается
увлекательным
и
неутомительным
делом,
благодаря
которому
рука
постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнять
четкие, последовательные действия, что так необходимо для подготовки к
овладению письменной речью.
Одной из занимательных форм развития
мелкой моторики являются упражнения с природным материалом. С древних
времен на русской земле детей забавляли шишками, чурочками, желудями,
берестой и прочим природным материалом. Из него строили, делали
игрушки, выкладывали узоры, перебрасывали, перекатывали друг другу и
т.д.
Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, кора березы своим
ароматом, влажностью, шероховатостью, теплой энергетикой вызывают
положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость, свободу движений. На
каждом занятии мы выполняем упражнения с природным материалом.
Упражнения с шишками
Обучение действиям с шишками лучше начинать со свежих шишек, так
как они не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных
эмоций. В дальнейшем используются сухие, колючие шишки. Выполняем
вместе с ребенком круговые движения сосновой шишкой между ладонями.
Ребенок выполняет движения самостоятельно или с помощью взрослого,
если в этом есть необходимость. Упражнения сопровождаем речью:
«Как ежик колется сосна,
Ее мне шишка не страшна.
Сосновую шишку в ладонях катаю.
С сосновою шишкой сейчас я играю.»
- Сжимание разжимание шишек обеими руками одновременно или
поочередно правой и левой рукой.
Так же используем березовую кору, с которой можно выполнять следующие
игровые упражнения. Например, легкими вращательными движениями
растирает ею ладошки.
Береза подарила нам кору,
Я, руки разогрев, ее благодарю.
Сказочно и прекрасна природа – неисчерпаемый источник эстетических
чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и
замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный
материал является не только для развития мелкой моторики, но и отличным
побудителем развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать
забавным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная
задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и
стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я
использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая
гимнастика», «Развитие мелкой моторики в быту». Были подготовлены
консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы
развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.