Напоминание

Профессиональные и гражданские качества конкурентоспособного специалиста


Автор: Екатерина Егоровна Прокопова
Должность: преподаватель.спецдисциплин
Учебное заведение: Шебекинский техникум промышленности и транспорта
Населённый пункт: г. Шебекино (Шебекинский район)
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональные и гражданские качества конкурентоспособного специалиста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование активной мыслительной и познавательной

деятельности студентов

Екатерина Егоровна Прокопова- преподаватель

ОГАПОУ Шебекинский техникум промышленности и транспорта

pochta

@

mail

.

ru

Триединая задача: учить, воспитывать и развивать познавательные способности

студентов в процессе обучения, обязывает преподавателя работать не только над

формированием у них системы знаний, но и самостоятельно приобретать знания,

воспитывать познавательную самостоятельность.

Задача «Учить ученика учиться» предполагает усвоение им рациональных

приемов приобретения знаний и навыков, которые он может применить

самостоятельно для решения учебно-теоретических и практических задач.

Перед каждым преподавателем стоит главная задача дать глубокие и прочные

знания по предмету каждому студенту, показать их внутренние резервы, привить

им желание учиться, стремление увидеть и узнать новое.

Основной целью на уроке считается включение каждого ученика в активную

мыслительную деятельность. Для этого надо не давать готовых ответов, а учить

студента самостоятельно добывать знания, своим умом постигать умения и

навыки.

Знания, активно приобретенные, связанные с мыслительной деятельностью,

намного прочнее и глубже, чем знания, пассивно полученные от учителя.

Для

развития

самостоятельности

и

активности

студентов

необходимо

использовать различные приемы. Можно не разъяснять студентам того, что они

сами в состоянии понять. Если есть необходимая литература по изучаемому

предмету, можно им самостоятельную работу с нахождением ответов на

поставленные вопросы. При этом нужно контролировать самостоятельную работу

студентов. Также хорошо активизирует мыслительную деятельность студентов

опережающие задания. Выглядит это так: в конце предыдущего урока сообщается

группе, что будет изучаться на следующем уроке. Называется 3-4 важнейших,

логически связанных между собой компонента новой темы. Дома студент читает

и продумывает текст учебника по заданной теме, находя ответы на поставленные

вопросы. После чтения текста у студента возникают живое общение с

преподавателем. Такие уроки начинаются не с опроса студентов, а с разбора

нового материала, с которым студенты уже частично ознакомились. В этой

ситуации они будут отвечать на поставленные вопросы. Непонятное и упущенное

дополняется другими студентами и самим преподавателем, который затем дает

сжатый итог того, что самое главное в теме, отвечает на последующие вопросы,

опираясь на умение студентов работать с книгой, оценивает ответы и

рассуждения.

Таким образом, студент «учится учиться», черпать знания из книг, правильно и

заинтересованно

излагать

свои

мысли,

получив

их

самостоятельно.

Соответственно

формируется

мыслительная

деятельность,

творческая

инициатива.

Все виды работ с учебником направленны, прежде всего на формирование умения

выделять главное в тексте.

Важным требованием к уроку является формирование активной мыслительной

деятельности у студента. Это, прежде всего их активность в учении, которая

формируется

в

процессе

познавательной

деятельности

и

характеризуется

сознательным и целеустремленным усилием студентов успешно выполнить

задачи, возникающие в процессе обучения.

Активизация познавательной деятельности направлена не только на активность

мышления, но и на повышения умственных усилий, улучшение усвоения знаний,

умений и навыков. Основу для этого составляет более глубокое проникновение в

данный вопрос. Противоречие между полученными знаниями, понятиями и теми,

которые студент получил во время лекции, движет его мысль. Смысл активной

работы мозга во время урока заключается в осознании стоящей перед студентом

задачи и в её решении.

Таким образом, первым условием активизации деятельности студентов на уроке

является постановка перед ним познавательных задач. Их нужно давать в виде

спорных вопросов, создающих на уроке проблемную ситуацию.

Творческий подход к деятельности развивается у студентов лишь тогда, когда они

решают поставленную задачу, не имея готового вывода, решения. В этом случае у

них развивается продуктивное мышление, и их учебная деятельность становится

творческой и более обдуманной.

Творческая деятельность студентов проявляется не только в установлении нового

способа решения поставленной задачи, сколько в своеобразном комбинировании

уже известных приемов умственных действий. Значит, одним из основных путей

активизации мыслительной деятельности является постановка перед группой, в

начале изложения нового материала, наиболее существенных для данной темы

вопросов творческого характера, на которые по ходу урока студенты должны дать

ответ.

Процесс решения поставленной задачи, студент должен выбирать сам.

Для того, чтобы заинтересовать студентов в изучении предмета, преподаватель

должен в совершенстве владеть методикой преподавания нестандартных уроков:

уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки-игры, уроки-зачеты,

деловые беседы. Обязательно использование опорных конспектов. Для оценки

усвоения как материала, так и предмета в общем, рекомендуется делать открытые

уроки.



В раздел образования