Напоминание

Управление качеством образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СПО


Автор: Молодцова Людмила Евгеньевна
Должность: заведующая отделением
Учебное заведение: ОБПОУ "Железногорский ПК"
Населённый пункт: Железногорск (Курская область)
Наименование материала: Управление качеством образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СПО
Тема: Управление качеством образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Управление качеством образовательного процесса в условиях

реализации ФГОС СПО

Задачи:

1.На основании ФГОС определить перечень требований к качеству

образования.

2.Составить программу управления качеством образования с учетом

требований ФГОС в виде диаграммы Исикавы.

Для современного образовательного учреждения понятие «качество

образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке

образовательных услуг. При этом оно рассматривается как комплекс

потребительских

свойств

образовательной

услуги,

обеспечивающей

удовлетворение

внутренних

потребностей

по

развитию

личности

обучающихся.

В связи с этим, становится все более осознанной и актуальной

необходимость управления качеством образования на уровне школы.

Управление качеством образования в школе – процесс проектирования, то

есть постановки целей образования и определения путей их достижения; это

организация образовательного процесса и мотивация его участников на

качественный труд; контроль как процесс выявления отклонений от целей и

мониторинг – система отслеживания изменений в развитии; регулирование и

анализ результатов.

Задачи программы:

1.

Модернизация структуры, содержания и технологий реализации

программ среднего профессионального образования в техникуме на основе

прогноза

рынка

труда

и

перечня

ТОП

50

наиболее

востребованных,

перспективных

профессий

и

специальностей

для

обеспечения

их

эффективности,

позволяющей

освоения

новых

компетенций

по

заказу

работодателей и запросам населения

2.

Оптимизация

структуры

управления

техникумом

на

основе

инновационных процессов в системе профессионального образования;

3.

Формирование условий для создания опережающей адаптивной

подготовки кадров на базе ПОО, минимизирующей кадровые дефициты в

соответствии с текущими и перспективными требованиями рынка труда

4.

Создание единого комплекса информационного и методического

сопровождения

образовательной

процесса

в

условиях

реализации

ФГОС

СПО.

5.

Развитие

материально-технической

базы

в

соответствии

с

требованиями ФГОС СПО, профессиональными стандартами World Skills

Russia,

Ожидаемые результаты выполнения программы следующие:

1.

Координация и регулирования процесса управления качеством

образования для обеспечения эффективности работы техникума в целом.

2.

Достижение нового качества образования, соответствующего

показателям, определенным данной Программой.

Программы

осуществляет

администрация

техникума.

Результаты

контроля выполнения Программы доводятся до сведения всех участников

образовательного процесса посредством публичной отчетности. Результаты

образования оцениваются по следующим показателям:

Системный подход в управлении качеством образования.

Реализация идеи вариативности образования, дифференциации и

индивидуализации.

Формирование и развитие системы оценивания результатов

образования.

1.

Система управления

Система управления образовательным учреждением осуществляется в

соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермского края, а

также в соответствии с Уставом ГБПОУ «ВМТ».

Управление Техникумом строится на двух принципах: единоначалия и

самоуправления. Непосредственное управление деятельностью осуществляет

директор

техникума,

часть

полномочий

делегирована

заведующим

филиалами. В техникуме действуют коллегиальные органы управления, к

которым

относятся:

Общее

собрание

работников,

представителей

обучающихся и родителей; Педагогический совет, Управляющий совет. С

целью координации деятельности в техникуме созданы: Административный

совет

обеспечивает

стабильное

функционирование

и

оперативное

руководство деятельностью техникума, Методический совет – рассматривает

вопросы

организации

учебно-методической

работы

техникума,

Совет по

профилактике правонарушений и преступлений обучающихся – обеспечивает

укрепление дисциплины среди обучающихся техникума.

Для обеспечения реализации прав и законных интересов студентов на

участие в

управлении образовательным процессом, развития социальной

активности студенчества,

решения

важных

вопросов

его

деятельности,

поддержки и реализации социальных инициатив создана система органов

студенческого самоуправления.

Данная модель управления техникума создана с учетом задач, стоящих

перед

образовательным

учреждением

с

целью

эффективного

и

результативного

выполнения

государственного

задания.

Сложившаяся

модель

соответствует

задачам

техникума,

по

подготовке

специалистов

среднего

звена,

квалифицированных

рабочих

и

служащих,

обеспечивает

развитие

содержания

образования,

повышение

качества

реализации

образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

В

техникуме

разрабатываются

локальные

нормативные

акты,

содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах

своей

компетенции

в

соответствии

с

законодательством

Российской

Федерации в порядке, установленном Уставом.

Неотъемлемой частью управленческого контроля техникума, является

системный

внутренний

аудит,

который

позволяет

отслеживать

эффективностью образовательной деятельности, своевременно реагировать

на несоответствия и выработать мероприятия по

предотвращению

и

снижению рисков.

2.Образовательная деятельность

В соответствии с действующей лицензией, право на осуществление

образовательной деятельности предоставлено Техникуму по основным

образовательным

программам

подготовки

специалистов

среднего

звена,

основным

образовательным

программам

подготовки

квалифицированных

рабочих,

по

дополнительным

профессиональным

образовательным

программам, дополнительного образования детей и взрослых, программам

профессионального

обучения.

Предусмотрены

очная,

заочная

формы

обучения. Также предусмотрена возможность реализации права студента на

формирование

индивидуальной

образовательной

траектории

по

специальностям и профессиям в Техникуме.

Для

осуществления

образовательной

деятельности

по

имеющим

государственную аккредитацию образовательным программам разработаны

образовательные

программы

в

соответствии

с

ФГОС

и

с

учетом

соответствующих примерных образовательных программ.

С целью повышения качества образовательных услуг и доступности

образования

Техникумом

заключены

и

реализуются

договоры

об

организации

дистанционного

обучения,

о

сетевом

взаимодействии

по

реализации образовательных программ.

3.

Содержание и качество подготовки обучающихся

Оценка качества

подготовки квалифицированных

рабочих,

служащих регламентируется локальными нормативными актами:

Положением

о

текущем

контроле

знаний

и

промежуточной

аттестации обучающихся;

Положением

о

государственной

итоговой

аттестации

выпускников. Положения устанавливают требования к:

Результатам освоения

образовательной

программы

на

соответствующих этапах ее реализации;

процедурам

оценки

результатов

освоения

образовательной

программы на соответствующих этапах ее реализации;

инструментам оценивания результатов освоения образовательной

программы на соответствующих этапах ее реализации.

В

техникуме

осуществляется

мониторинг

качества

освоения

образовательных программ.

С

целью

изучения

удовлетворенности

студентов

качеством

образовательных услуг, предоставляемых техникумом, было разработано и

ежегодно провидится анкетирование студентов 1, 2 курсов.

Полученные

данные

показали,

удовлетворенность

студентов

образовательным процессом за последние четыре года в среднем составляет

83%:

4.

Трудоустройство выпускников

Одним

из

основополагающих

факторов

продуктивной

деятельности

ОУ является востребованность выпускников.

Наиболее объективной оценкой качества подготовки специалистов

является

оценка

их

потребителями

и

уровень

их

профессиональной

адаптации.

Выпускники

техникума

успешно

трудятся

на

предприятиях,

в

учреждениях и организациях различных форм собственности, сочетая работу

с получением высшего образования.

О востребованности выпускников свидетельствуют 42 договора,

заключенный

с

работодателями

на

предмет

сотрудничества

в

области

трудоустройства и прохождения практики обучающимися.

С 2017 г. в образовательном учреждении реализуется дуальная система

обучения, обеспечивающая тесную связь учебной деятельности и конкретной

профессиональной деятельности на предприятии, что позволяет эффективно

решать вопросы трудоустройства и адаптации кадров.

В рамках внедрения дуального обучения в колледже проводится

значительная

работа педагогического

коллектива: организация учебного

процесса в условиях сетевого взаимодействия образовательной организации

и

предприятий:

теоретическое

и

практическое

обучение

производится

в

мастерских, лабораториях техникума и на предприятиях;

выход

на

практику

со

второго

курса

обучающихся

по

профессии

«Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава» в

соответствии

с

календарным

учебным

графиком

учебного

процесса,

соответствующем дуальному обучению;

модернизация

образовательной

программы

«Слесарь

по

обслуживанию

и

ремонту

подвижного

состава»,

ориентированной

по

содержанию на заказ работодателя;

повышение

квалификации

преподавателей

и

мастеров

производственного

обучения

по

дуальному обучению,

организованному

отделом профессионального образования ИРО г.Перми;

стажировки педагогов на предприятиях и организациях;

обновление

методического

сопровождения

дуального

обучения;

публикации статей по дуальному обучению в сборниках

общероссийских научно-практических конференций.

5. Анализ социально-экономического положения

Рост

числа

квалифицированных

кадров

и

повышение

качества

подготовки специалистов – это стратегический вектор успешного

развития

региональной экономики. В

настоящее время,

когда

предприятия

страны

внедряют

программы

импортозамещения и ищут новые возможности для

стабилизации

и

развития,

бизнес испытывает острую

потребность в

профессионалах, способных обеспечить предприятиям необходимый рост

производительности

труда

и

рациональное

расходование

всех

видов

ресурсов.

Подготовка

таких

конкурентоспособных

профессионалов,

владеющих

набором

компетенций,

которые

отвечают

требованиям

современного

рынка

труда,

способного

к

творческому

саморазвитию

и

самореализации,

во

многом

определяется

тем

образовательным

пространством, в котором происходит его становление.

Пермский край является индустриальным регионом с мощными

добывающим и перерабатывающим секторами, развитой инфраструктурой и

торговыми отношениями. Согласно структуре экономики Пермского края на

ближайшее

десятилетие,

к

ведущим

направлениям

социально-

экономического развития региона относятся машиностроение, строительство

и

сельское хозяйство.

На

современном

этапе

экономическое

развитие

региона

характеризуется

существенными

позитивными

изменениями.

Наблюдается

рост

объемов

производства,

улучшение

большинства

макроэкономических показателей, увеличение реальных доходов населения,

повышение потребительского спроса. Обеспечена финансовая стабильность,

увеличивается приток инвестиций в экономику

региона. Эффективность

экономики,

основанная

на

масштабах

производства,

уступает

место

инновациям,

производству

высокотехнологичной

продукции

и

услуг.

Изменились требования к трудовым ресурсам. Основным критерием стало

качество кадрового потенциала.

В Программе развития Пермского края и майских указов

Президента

РФ

развитие

среднего

профессионального

образования

определено

в

качестве ключевого приоритета.

Педагогический коллектив Техникума осуществляет свою деятельность

в режиме

постоянного развития на основе прогнозирования кадровых

потребностей с учетом развития региональной экономики и отрасли

Аналитическое

обоснование

Программы

развития

модернизации

основывается

на

результатах

маркетингового

анализа

и

самоанализа

деятельности техникума за последние три года.

Задачи, поставленные Президентом и Правительством РФ по развитию

кадрового

потенциала

страны,

масштабны.

Существующие

ресурсы

техникума не могут в полной

мере

обеспечить

их

выполнение.

Для

обеспечения

потребностей

экономики

в

квалифицированных

кадрах

возникает

необходимость

внедрения

эффективных

стратегических

направлений развития техникума:

-

максимальное и оперативное удовлетворение потребностей

студентов,

рынка

труда

и

общества

в

качественном

образовании

специалистов

для

агропромышленного

комплекса

Пермского

края,

предоставление

различных

образовательных

услуг,

продиктованных

требованиями рыночных отношений

-

ориентация на высокое качество подготовки специалистов,

конкурентоспособных на рынке труда, способных к эффективной работе по

специальности

на

уровне

мировых

стандартов,

готовых

к

постоянному

профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности

-

совершенствование

системы

менеджмента

качества

техникумаи контроля ее эффективности

-

широкое использование информационных технологий в

образовательном процессе и управлении

-

гуманизация

образования,

внедрение

личностно-

ориентированной модели образования

- развитие концепции управления маркетинговой деятельностью

-

выстраивание

новых

форм

взаимодействия

с

предприятиями-

работодателями,

расширение

их

возможностей

и

ответственности

в

управлении содержанием обучения и оценке качества подготовки кадров для

экономики региона.

6. Анализ потенциала развития техникума

Планирование стратегии развития техникума происходит в условиях

модернизации

системы

профессионального

образования,

активных

интеграционных и инновационных

процессов внутренней и внешней

экономической политики РФ и нестабильного рынка труда. Следовательно,

требуется

оценка

сильных

и

слабых

сторон,

возможностей

и

предостережений от опасностей образовательного учреждения.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что Техникум в

целом удовлетворяет запросам потребителей и имеет следующие сильные

стороны:

1.

Соответствие

цели

и

задач

развития

техникума

приоритетам

экономических изменений Пермского края.

2.

Хорошая

репутация

и

сформированный

положительный

имидж

техникума.

3.

Многопрофильные

направления

подготовки

квалифицированных

рабочих, служащих и специалистов среднего звена на бюджетной основе.

4.

Квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на

достижение высоких результатов профессионального обучения и воспитания.

5.

Наличие

необходимого

учебно-методического

обеспечения

образовательного

процесса

и

материально-технической

базы:

учебные

мастерские, кабинеты и лаборатории, доступ к информационным ресурсам

Интернет,

библиотека;

использование

современных

образовательных

технологий;

6.

Стабильное бюджетное финансирование и от иной и приносящей

доход

деятельности,

(переподготовка

и

повышение

квалификации

работников различных предприятий и организаций и т.д.).

7.

Востребованность реализуемых профессиональных образовательных

программ

Но

вместе

с

тем,

в

условиях

кризисной

экономики,

с

учѐтом

современных

требований

работодателей

выявились

и

слабые

стороны

деятельности техникума, а именно:

1.

Физически

и

морально

частично

устаревшее

учебное,

технологическое оборудование и техническое оснащение учебных и учебно-

производственных мастерских, лабораторий.

2.

Ограниченность

ресурсов

техникума

в

части

открытия

новых

направлений

подготовки

квалифицированных

рабочих

и

специалистов

среднего звена.

3.

Наличие определенных сложностей с обеспечением

высокого

качества труда вновь

принятого на

работу

персонала

при ограниченных

возможностях

привлечения

наиболее

высококвалифицированных

специалистов, что связанно с материальным фактором.

При

всей

сложности

ситуации

техникум

располагает

рядом

возможностей по собственному устойчивому развитию:

1.

Усиление

заинтересованности

работодателей

в

участии

при

подготовке кадров через изменение механизмов социального партнерства,

оказание различной помощи образовательному учреждению.

2.

100% обеспеченность педагогическими кадрами всех реализуемых

программ.

3.

Создана системы целевой подготовки специалистов.

4.

Сформирована благоприятная социокультурная среда.

5.

Эффективное

взаимодействие

техникума

с

субъектами

регионального сообщества

6.

Оплата труда педагогических работников в зависимости от результата

труда

Программа управления качеством образования с учетом требований ФГОС в виде диаграммы Исикавы

Комплексно–целевая программа управления

качеством образования

Перечень основных направлений программы:

создание условий для повышения качества образования в техникуме;

создание условий и механизмов перехода к качественно новой модели мониторинга исследований в

образовательном учреждении;

создание качественно новой модели мониторинга качества образования.

разработка методических материалов по применению мониторинговых исследований в работе для повышения

качества образования.

Дерево целей двух уровней для управления качеством образования.

Повысить в следующем году число успевающих

На «хорошо» и «отлично»

Добиться 100 %

прохождения

образоватвельных

программ

Реализовать модель

личностного

подхода

Повышать

профессиональную

компетентность

педагогов

Обеспечить новый

уровень принятия

управленческих

решений

Довести до минимума

количество пропусков по

неуважительным

причинам

Создание

психологического

комфорта

образовательной среды

Формирование

педагогического

портфолио

Изучение степени

соответствия

поставленных целей и

достигнутого результата



В раздел образования