Напоминание

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ (МАСТЕРУ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ) ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по специальности 43.02.13. Технология парикмахерского искусства


Автор: Земскова Наталия Александровна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Владимирский технологический колледж"
Населённый пункт: г.Владимир
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ (МАСТЕРУ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ) ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по специальности 43.02.13. Технология парикмахерского искусства
Раздел: среднее профессиональное





Назад




0

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРТСВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

(МАСТЕРУ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ)

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по специальности 43.02.13. Технология парикмахерского искусства

Разработчик: Земскова Н.А., мастер

производственного обучения

ГБПОУ ВО «ВТК»

2020

1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….........................3

РАЗДЕЛ 1: Общие положения.

1.

Цели и задачи лабораторных работ и практических занятий…………………………4

2.

Содержание лабораторных работ и практических занятий…………………………...5

3.

Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий ………….5

4.

Руководство проведением лабораторных работ и практических занятий.…………..6

5.

Учет

и

оценка

выполненных

лабораторных

работ

и

практических

занятий………………………………………………………………………………….. 9

6.

Оформление лабораторных работ и практических занятий…………………………11

РАЗДЕЛ 2: Методические рекомендации преподавателям и студентам по выполнению

лабораторных работ и практических занятий………………………………………………12

Заключение ………………………………………………………………………………….. 41

2

Введение

Одним

из

основных

типов

урока

теоретического

обучения

является

урок

применения знаний, основными видами проведения которого являются лабораторные

работы,

и

практические

занятия.

Применение

полученных

знаний

на

практике

вырабатывает у обучающихся навыки самостоятельной работы. С этой точки зрения

весьма эффективными являются уроки, в процессе которых проводятся лабораторные

работы, практические занятия, решение технических задач и т.п.

В соответствии Постановлением правительства Российской Федерации от

03.03.2001

160

о

Типовое

положение

об

образовательном

учреждении

среднего

профессионального

образования

(среднем

специальном

учебном

заведении)

и

Положением ГБПОУ ВО «ВТК» лабораторные работы и практические занятия

отнесены к основным видам учебных занятий наряду с другими видами учебных

занятий.

Лабораторные

работы

и

практические

занятия

имеют

большое

значение

для

теоретической и профессиональной подготовки обучающихся, углубления теоретических

знаний

и

связи

их

с

практикой.

Лабораторные

работы

и

практические

занятия

обеспечивают активное и сознательное овладение учебным материалом, воспитывают у

обучающихся

инициативу,

развивают

наблюдательность

и

умение

пользоваться

приборами и инструментами, учат анализировать явления и факты, делать выводы и т.п. В

процессе

работы

с

инструментами

и

приспособлениями,

приборами,

оборудованием

обучающиеся детально изучают их особенности и конструкцию. Лабораторные работы и

практические занятия направлены на экспериментальное подтверждение теоретических

положений

и

формирование

общих

и

профессиональных

компетенций.

В

процессе

лабораторной

работы

или

практического

занятия,

как

видов

учебных

занятий

обучающиеся

выполняют

задания под

руководством

преподавателя

в

соответствии

с

изучаемым содержанием учебного материала. Таким образом, лабораторные работы и

практические

занятия

с

одной

стороны

составляют

важную

часть

образовательного

процесса, с другой - играют особую роль в подготовке квалифицированного специалиста,

так как способствуют выработке самостоятельности и мобильности, что особенно важно

для будущих специалистов.

В

соответствии

с

ФГОС

среднего

профессионального

образования

объем

практической подготовки обучающегося: производственная (профессиональная) практика,

лабораторные

работы,

практические

занятия,

выполнение

курсовых

работ

(проектов)

должен составлять 50 - 65 % от общего объема времени, отведенного на теоретическое

обучение

и

практику.

В

связи

с

этим

преподавателям

необходимо

уделять

особое

внимание па подготовку, организацию и проведение лабораторных работ и практических

занятий, как на это одно из условий качественной подготовки специалиста.

3

РАЗДЕЛ 1: Общие положения

1.

Цели и задачи лабораторных работ и практических занятий.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего

профессионального образования (среднем специальном учетном заведении), утвержденным

постановлением Правительства Российской Федерации

от

3

марта

2001

г.

N

160

к

основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы и

практические занятия. Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических

положений и формирование общих и профессиональных компетенций, они составляют

важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

Во время лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий

обучающиеся выполняют задания

под

руководством преподавателя в

соответствии с

изучаемым содержанием учебного материала.

Лабораторные

работы

и

практические

занятия

направлены

на

экспериментальное

подтверждение

теоретических

подтверждений

и

формирование

учебных

и

профессиональных практических умений (ПК).

Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий направлено

на решение таких задач, как:

обобщение,

систематизацию,

углубление,

закрепление

полученных

теоретических знаний по темам;

формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию

единства интеллектуальной и практической деятельности;

развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов (аналитических,

проектировочных, конструктивных и др.);

выработку при решении поставленных задач профессионально значимых качеств

(самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива).

Дисциплины,

по

которым

планируются

лабораторные

работы

и

практические

занятия,

и

их

объемы

определяются

примерными

и

рабочими

учебными планами.

Перечень

лабораторных

работ

и

практических

занятий

в

рабочих

программах

дисциплины,

а

также

количество

часов

на

их

проведение

могут

отличаться

от

рекомендованных примерной программой, но при этом должны формировать уровень

подготовки

выпускника,

определенный

требованиями

ФГОС

по

специальности

«Парикмахерское

искусство»,

а

также

дополнительными

требованиями

к

уровню

подготовки обучающихся, установленными самими образовательными учреждениями.

При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа согласно

требованиям ФГОС к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников может

делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.

Лабораторные

работы

и

практические

занятия,

особенно

при

изучении

общепрофессиональных и специальных дисциплин является важным средством связи

теории и практики, они, если можно так сказать, занимают промежуточное положение

между теоретическим обучением и производственной (профессиональной) практикой. Все

4

это в значительной степени влияет на дидактические цели лабораторных работ и

практических занятий.

При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий

следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные

ведущие дидактические цели.

1.

Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное

подтверждение

и

проверка

существенных

теоретических

положений

(законов,

зависимостей).

2.

Ведущей

дидактической

целью

практических

занятий

является

формирование

практических

умений

-

профессиональных (выполнять

определенные действия,

операции, необходимые и последующем в профессиональной деятельности).

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей

дидактической целью - подтверждением теоретических положений - в ходе выполнения

заданий

у

обучающихся формируются практические

умения

и

навыки

обращения

с

различными

инструментами,

приспособлениями,

оборудованием,

аппаратурой,

материалами и парфюмерно-косметическими средствами, которые могут составлять часть

профессиональной

практической

подготовки,

а

также

исследовательские

умения

(наблюдать,

сравнивать,

анализировать, устанавливать зависимости, делать

выводы

и

обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Дидактические

цели

и

задачи,

стоящие

перед

обучающимися при

выполнении

лабораторных

работ

и

практических

занятий

в

значительной

степени

влияют

на

определение содержания работ, методы и приемы руководства деятельностью студентов.

2.

Содержание лабораторных работ и практических занятий

Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию

компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности

выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ

могут быть экспериментальная проверка формул окрашивания, методик расчета стоимости

услуги или количества материалов и парфюмерно-косметических средств, установление и

подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками различных парикмахерских

школ и студий, установление свойств препаратов, их качественных и количественных

характеристик, наблюдение развития

технологических

процессов,

методов

обработки

волос и др.

При выборе содержания к объема лабораторных работ следует исходить из сложности

учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связей, из

значимости

изучаемых

теоретических

положений для

предстоящей профессиональной

деятельности,

из

того,

какое

место

занимает

конкретная

работа

в

совокупности

лабораторных работ, и их значимости для формирования целостного представления о

содержании дисциплины.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий

являются

решение

разного

рода

задач,

в

том

числе

профессиональных

(анализ

производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение

5

профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение расчетов норм времени и

расхода материалов, схем,

работа на

манекенах с

инструментами, приспособлениями,

оборудованием, аппаратурой, работа

с

нормативными

документами,

справочниками,

составление технических и инструкционных карт, схем коррекции и др.

Наряду

с

формированием

умений

и

навыков

в

процессе

практических

занятий

обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания,

вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике,

развиваются интеллектуальные умения.

Беря за основу содержание лабораторных работ и практических з аня т ий , выделяют

следующие их виды:

наблюдение

и

анализ

(описание)

различных

технических

процессов

мытья

и

массажа

головы,

стрижки,

завивки

и

окрашивания

волос,

укладки

волос

в

прическу,

свойств

материалов,

сырья,

входящих

в

состав

парфюмерно-

косметических средств;

наблюдение и анализ (описание) инструментов, устройства, оборудования и др.);

анализ

количественных

и

качественных

характеристик

составов,

препаратов

с

учетом нормативов расхода на услугу (спектр услуг), определение оптимальных

значений норм времени и расчета стоимости услуги с опорой на нормативные

документы;

изучение

устройства

и

способов

пользования

с

учетом

правил

техники

безопасности;

выявление причин неудачного окрашивания, завивки, стрижки и укладки и пути

исправления ошибок.

Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в примерных

и

рабочих

учебных

программах

дисциплин

в

разделе

«Содержание

учебной

дисциплины»/«Содержание междисциплинарного курса».

Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть

спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно

большинством обучающихся. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и

практические занятия, фиксируется в тематических планах примерных и рабочих учебных

программ.

Содержание

практических

занятий

должно

охватить

весь

перечень

умений

дисциплины по ФГОС. В профессиональных модулях должно в дальнейшем закрепляться

и совершенствоваться в процессе курсового проектирования, учебной, производственной

(профессиональной) и преддипломной практиках.

Перечень и количество часов на проведение лабораторных работ и практических

занятий рабочей программы могут отличаться от примерной программы.

Содержание лабораторных работ и практических занятий

должно соответствовать

уровню подготовки выпускника, определённого ФГОС.

3.

Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий.

Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально

оборудованных

учебных

лабораториях:

медико-биологической,

технологий

парикмахерских

услуг

и

постижерных

работ;

моделирования

и

художественного

оформления прически.

6

Продолжительность лабораторных работ и практических занятий не менее 2-х

академических часов и не более 6 академических часов

1

.

В

зависимости

от

дидактических

целей

лабораторные

работы

и

практические

занятия могут быть:

иллюстративными (при выполнении работы иллюстрируются раннее полученные

сведения)

исследовательскими

(должны

поставить

несложный

эксперимент,

решить

поставленные задачи и сделать самостоятельный вывод).

Следует обратить внимание, что такое подразделение носит достаточно условный

характер.

Обязательные структурные элементы для:

лабораторных работ: инструктаж, проводимый преподавателем, самостоятельная

работа обучающихся, обсуждение итогов выполнения ЛР;

практических занятий: инструктаж, проводимый преподавателем, самостоятельная

работа обучающихся, анализ и оценка выполненных работ и степени овладения

обучающимися запланированными умениями.

Выполнению лабораторных работ и практических занятий должна предшествовать

проверка знаний – теоретической готовности к выполнению задания.

Для организации и проведения лабораторной работы и практического занятия должны

быть разработаны и утверждены методические указания. По каждой лабораторной работе и

практическому занятию

образовательным

учреждением

должны

быть

разработаны

и

утверждены

методические

указания

по

их

проведению.

Методические

указания

по

проведению

лабораторных

работ

или

практических

занятий

оформляются

преподавателями в соответствии с рекомендациями, разработанными в колледже.

Лабораторные работы и практические занятия могут носить:

репродуктивный

(при

их

проведении

обучающиеся

пользуются

подробными

инструкциями,

в

которых

указаны: цель

работы, пояснения (теория, основные

характеристики),

оборудование,

аппаратура,

материалы

и

их

характеристики,

порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные во-

просы, учебная и специальная литература);

частично-поисковый (при их проведении обучающиеся не пользуются подробными

инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют

от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения

работы и инструктивной и справочной литературе и др.);

поисковый характер

(характеризуются

тем,

что

обучающиеся

должны

решить

новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания).

При планировании лабораторных работ и практических занятии необходимо находить

оптимальное

количество

репродуктивных,

частично-поисковых

и

поисковых

работ,

ч т о б ы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

Формы организации обучающихся на лабораторных работах и практических занятиях:

фронтальная (все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу);

групповая (одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек);

индивидуальная (каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание).

При

фронтальном

проведении

работ

все

рабочие

места

оснащаются

однотипным

оборудованием,

инструментами

и

приспособлениями.

При

фронтальной

форме

организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

Все

обучающиеся

выполняют

задание

одного

содержания,

отличающиеся

лишь

различными параметрами исходных величин.

1

Увеличение времени на проведение практического занятия возможно в случае, если требуемые для

выполнения упражнения имеют сходные цели и задачи, например при выполнении базовых стрижек.

7

Фронтальные

работы

могут

проводиться

непосредственно

после

изучения

определённого учебного материала программы. Это наиболее рациональная форма, так

как она позволяет более тесно увязать практическую работу с теоретическим материалом,

облегчает преподавателю руководство работой, позволяет провести общий развёрнутый

инструктаж и коллективно подвести итоги. Однако нужно учитывать, что фронтальное

проведение

работ

требует

наличия

большого

количества

одинакового

оборудования,

инструментов

и

приборов,

поэтому

такие

работы

нужно

проводить

по

темам,

не

требующим сложного и разнообразного оборудования.

В большинстве случаев лабораторные работы и практические занятия проводятся

нефронтально

(групповое

или

индивидуальное

проведение

работы)

после

изучения

нескольких тем учебной программы.

При групповом проведении работ обучающиеся работают, выполняя одну и ту же

работу

бригадами

(звеньями)

по

2

5

человек.

Звенья

работают

по

графику,

предусматривающему систему работ. Выполнив одно из них, звено переходит к другой

пока не будет выполнен весь цикл работ. Этот метод может применяться, когда изучен

определённый комплекс тем, позволяющий поставить сразу несколько работ.

При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет

индивидуальное занятие. Степень детализации занятия может быть различным.

Для

повышения

эффективности

проведения

лабораторных

работ

и

практических

занятий рекомендуется:

разработка

сборников

задач,

заданий

и

упражнений,

сопровождающихся

методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;

разработка

заданий

для

автоматизированного

тестового

контроля

за

подготовленностью обучающихся

к

лабораторным

работам

или

практическим

занятиям;

подчинение методики проведения лабораторных работ и

практических занятий

ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся;

использование

в

практике

преподавания

поисковых

лабораторных

работ,

построенных на проблемной основе;

применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование

индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося

за самостоятельное выполнение полного объема работ;

проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне

трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающихся условий

выполнения

работы,

конкретизацией

целей,

самостоятельным

отбором

необходимого оборудования;

эффективное

использование

времени,

отводимого

на

лабораторные

работы

и

практические занятия, подбором дополнительных задач и заданий для обучающихся,

работающих в более быстром темпе.

4.

Руководство проведением лабораторных работ и практических занятий.

Руководство проведением лабораторных работ и практических занятий осуществляет

преподаватель

соответствующей

учебной

дисциплины.

Оно

осуществляется

в

соответствии с рекомендациями о проведении лабораторных и практических работ и

должны содержать

2

:

1.

Лабораторный работы:

2

см. .Рекомендации о проведении лабораторных работ и практических занятий

8

Титульный лист (см.Приложение 1).

Содержание работы.

1)

наименование работы;

2)

цель работы;

3)

задание;

4)

перечень используемого оборудования;

5)

краткие теоретические сведения;

6)

порядок проведения работы /инструкцию/;

7)

содержание отчета (наименование работы, цель работы, задание, перечень

используемого оборудования, выводы);

8)

контрольные вопросы по данной работе;

9)

список литературы.

2.

Практические работы (см.Приложение 2):

Титульный лист.

Содержание работы.

1)

наименование работы;

2)

цель работы;

3)

задание;

4)

перечень используемого оборудования;

5)

перечень справочной литературы, таблицы;

6)

краткие теоретические сведения;

7)

порядок проведения работы (инструкция);

8)

содержание отчета (наименование работы, цель работы, задание,

последовательность выполнения работ, необходимые решения, ответы на

контрольные вопросы, вывод о проделанной работе),

9)

контрольные вопросы по данной работе;

10)

список литературы.

Руководство лабораторными работами и практическими занятиями осуществляется в,

форме инструктирования, основной задачей которого является создание у обучающихся

ориентировочной основы для наиболее эффективного выполнения задания, по месту в

учебном

процессе

и

основной

дидактической

цели

инструктирование

обучающихся

преподавателем

распределяется

на

вводное,

текущее

и

заключительное;

по

способу

подачи информации - на устное и письменное.

В процессе вводного инструктирования раскрывается цель работы, определяется

технология

проведения,

даются

необходимые

указания

об

организации

и

работы

студентов,

обращении

с

приборами

и

оборудованием,

о

ведении

текущих

записей

получаемых результатов, выполнение необходимых расчетов и подготовке материалов

для отчета.

При проведении исследовательской лабораторной работы или практического занятия

преподаватель должен особое внимание студентов обратить на необходимость сравнения

получаемых результатов, выявление зависимости между ними, обосновании выводов.

Студенты должны четко понимать, что основная задача состоит не столько в получении

достаточно

точных

результатов

условиях

образовательного

учреждения,

что

практически невозможно), сколько в практическом выявлении сущности явления или

процесса, их основных закономерностей.

При

фронтальном

проведении

лабораторной

работы

или

практического

занятия

преподаватель делает подробный инструктаж для всей группы в устной форме. Основу

такого инструктирования составляет объяснение и показ приемов и способов выполнения

предстоящей работы.

9

При

не

фронтальной

организации

лабораторной

работы

и

практического

занятия

преподаватель,

как

правило,

не

имеет

возможности

проводить

подробное

инструктирование всех обучающихся группы одновременно. И в этих случаях большое

значение имеет письменное инструктирование в виде заданий.

В задании и инструкции формулируется т е м а и цель работы: кратко излагаются

теоретические

сведения,

связанные

с

работой:

примерный

перечень

оборудования,

алгоритм

выполнения;

описывается

весь

ход

работы,

правила

техники

безопасности,

которые необходимо соблюдать; даются указания по фиксации работы и оформлению ее

результатов. В процессе вводного инструктирования преподаватели дают только общие

указания о порядке и организации проведения работ.

Руководство

выполнением

лабораторной

работы

и

практического

занятия

преподаватель

осуществляет

в

форме

текущего

инструктирования

обучающихся,

которое

проводится

в

процессе

обходов

рабочих

мест,

при

этом

преподаватель

контролируем

ход

работы,

помогает

справиться

обучающимся

с

возникшими

затруднениями

и

неполадками,

отвечает

на

их

вопросы,

сам

задает

вопросы

обучающимся,

чтобы

проверить

насколько

осознанно

они

выполняют

работу.

Преподаватель вмешивается в работу обучающихся, только в тех случаях, если видит, что

она пошла по неправильному пути или обучающийся нарушает правила безопасности.

Если у

обучающихся возникли проблемы, необходимо добиться, чтобы он сам понял

причины некачественной услуги, сам устранил их.

При

выполнении

сложных

лабораторных

работ

и

практических

занятий

на

определенных

особо

ответственных

этапах

рекомендуется

проводить

промежуточный

контроль, текущее инструктирование обучающихся.

Если лабораторная работа и практическое занятие выполняется подгруппами, устроить

так, чтобы в работе принимали участие все члены подгруппы. В подгруппе работа должна

быть распределена таким образом, чтобы у каждого были определенные обязанности.

После выполнения всеми обучающимися лабораторной работы или практического

занятия

в

процессе

заключительного

инструктажа

подводятся

итоги.

Каждый

обучающийся представляет преподавателю сделанные расчеты, и если они оказываются

правильными, работа считается оконченной.

Выполненные

работы,

сформулированные

выводы,

закономерности

обучающиеся

записывают в отчет, в котором описывается порядок выполнения работы, приводятся

необходимые

схемы,

результаты

измерений

и

наблюдений,

даются

ответы

на

контрольные вопросы задания, формулируются выводы.

5.

Учет и оценка выполненных лабораторных работ и практических занятий.

За выполнение лабораторных работ и практических занятий преподаватель выставляет

каждому обучающемуся оценки. Оценка за лабораторную работу и практические занятие

выставляется с учетом текущих наблюдений преподавателя за обучающимися в процессе

выполнения работы и качества предоставленного отчета. За выполнение лабораторных

работ

и

практических

занятий

преподаватель

имеет

право

выставить

обучающемуся

следующие

оценки

«5»

(отлично),

«4»

(хорошо),

«3»

(удовлетворительно),

«2»(неудовлетворительно).

Критерии выставления оценок должны быть прописаны преподавателем в указаниях

по проведению лабораторных работ или практических занятий.

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

10

выполнил

работу

в

полном

объеме

с

соблюдением

необходимой

последовательности проведения упражнений и расчетов;

самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для выполнения заданий

необходимые инструменты, приспособления, оборудование, все опыты провел в

условиях соблюдения ТБ и технологических режимов;

в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,

рисунки, чертежи, схемы, выклейки, расчеты по нормам и сделал выводы;

правильно выполнил анализ услуги (комплекса услуг), применяемых материалов с

учетом длины волос, группы волос и т.п.;

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:

выполнил

работу

в

полном

объеме

с

соблюдением

необходимой

последовательности проведения упражнений и расчетов;

самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для выполнения заданий

необходимые инструменты, приспособления, оборудование, все опыты провел в

условиях соблюдения ТБ и технологических режимов;

в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,

рисунки, чертежи, схемы, выклейки, расчеты по нормам и сделал выводы;

правильно выполнил анализ услуги (комплекса услуг), применяемых материалов с

учетом длины волос, группы волос и т.п.;

работа проводилась в условиях, не обеспечивающих достаточной точности и

качества используемых приемов обработки волос;

было

допущено

два-три

недочета

существенно

не

повлиявших

на

конечный

результат работы .

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной

части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе

проведения работы и выполнения задания были допущены следующие ошибки:

работа

проводилась

в

нерациональных

условиях,

что

привело

к

получению

некачественной услуги (комплекса услуг);

в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях, в

вычислениях, таблицах, схемах, анализе индивидуальных особенностей клиента и

т.

д.),

не

принципиального для

данной

работы

характера,

но

повлиявших

на

результат выполнения услуги (комплекса услуг);

работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что

позволяет

получить

правильные

результаты

и

выводы

по

основным,

принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет

сделать правильных выводов,

вычисления,

технологические

приемы

и

операции

по

обработке

волос

производились неправильно;

в

ходе

работы

и

в

отчете

обнаружились

в

совокупности

все

недостатки,

отмеченные в требованиях к, оценке «3».

С целью наблюдения за ходом выполнения лабораторных и практических работ в

отчеты

после

титульного

листа

вкладывается

оценочный

лист

по

их

выполнению

(см.Приложение

3),

далее

он

является

одним

из

отчетных

документов

по

освоению

дисциплины

или

междисциплинарного

курса.

Оценки

за

выполненные

лабораторные

работы

и

практические занятия

выставляются

преподавателем

в

оценочный

лист и

журнал учебных занятий.

Оценки за выполненные лабораторные работы и практические занятия учитываются

как показатели текущей успеваемости обучающихся.

11

В журнале учебных занятий, в специально отведенной форме, преподаватель также

ведет учет выдачи обучающимся заданий по лабораторным работам и практическим

занятиям, а также своевременность выполнения этих заданий обучающимися. В

случае невыполнения ими лабораторных работ и практических занятий в полном объеме,

он не может быть допущен до сдачи зачета или экзамена по междисциплинарному курсу

и далее по модулю.

6.

Оформление лабораторных работ и практических занятий

Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по дисциплине

определяется предметными (цикловыми) комиссиями.

Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставляться

по пятибалльной системе или в форме зачета и

учитываться как показатели текущей

успеваемости обучающихся.

Выполненные лабораторные работы и практические занятия обучающийся оформляет

на отдельных листах формата А-4 с размером по внешней рамке листа 210* 297 мм.

Каждый лист имеет рамку. Расстояние от левого края листа до рамки составляет 20 мм

от верхнего, нижнего и правого края листа до рамки по 5 мм.

Цифровой материал лабораторной работы пли практического заняти я, как правило,

оформляется в виде таблиц. Заголовок таблицы помешается посередине таблицы, должен

быть

кратким

и

полностью

отражать

содержание

таблицы.

В

конце

заголовков

и

подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Заголовки указывают в единственном

числе. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы

должна быть не менее 8 мм. При переносе части таблицы па другой лист заголовок

таблицы помешают только над первой частью. Головку таблицы следует повторить на

каждом

листе.

Слово

«Таблица»

(см.

Приложение

5)

и

порядковый

помер

таблицы

указывают

над

первой

частью

таблицы,

над

последующими

частями

пишут

слова

«Продолжение таблицы» или например: «Продолжение таблицы 1» или «Продолжение

таблицы 2», если работа содержит две и более таблиц. Таблицы можно располагать вдоль

длинной

стороны

формата

А-4,

но

основная

надпись

должна

быть

вдоль

короткой

стороны листа.

Графическая часть лабораторной работы и практического занятия может состоять из

рисунков

элементов

прически,

эскизов,

схем

и

другой

графической

документации,

предусмотренной заданием. Графический материал, кроме графиков, рисунков и

эскизов, выполняется с соблюдением правил оформления карточек технолога (см.

Приложение 6, 7).

Каждую лабораторную работу и практическое занятие обучающийся вкладывает и

подшивается в панку. Все работы в папке должны располагаться по порядку.

Все

лабораторные

работы

и

практические

занятия,

выполненные

обучающимися

хранятся в лаборатории.

12

РАЗДЕЛ 2: Методические рекомендации преподавателям и по выполнению

лабораторных работ и практических занятий

Тематика

и

содержание

лабораторных

работ

и

практических

занятий

дается

в

соответствии с рабочей программой междисциплинарного курса. Лабораторные работы и

практические занятия проводятся после теоретического изучения определенной темы и

имеют

своей

целью

закрепить

теоретические

знания

обучающихся

и

привить

им

необходимые навыки для решения практических задач в области парикмахерского дела.

Обучающиеся выполняют практические задания на листах формата А4. Преподаватель

накануне лабораторной работы и практического занятия предупреждает обучающихся о

предстоящей работе (в соответствии с календарно – тематическим планом), указывает

наименование темы и теоретический материал для повторения.

При подготовке преподавателя к проведению лабораторных работ и практических

занятий рекомендуется следовать следующим показателям:

1.

Тип урока – лабораторная работа, практическое занятие.

2.

Цель проведения:

теоретическая и профессиональная подготовка;

углубление теоретических знаний;

применение их на практике.

3.

Количество времени на проведение – не менее 2 академических часов.

4.

Требования программы: требования к умениям и проверяемые данной работой

профессиональные и общие компетенции.

Содержание

лабораторных

и

практических

работ

фиксируется

в

разделе

«Лабораторные работы» и «Практические занятия», направлено на реализацию

Федерального государственного образовательного стандарта СПО.

5.

Дидактические цели лабораторной работы:

экспериментальное

подтверждение

и

проверка

существенных

теоретических

положений

(законов,

зависимостей,

формул,

методик

расчета,

установление

свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение

развития явлений, процессов);

формирование

практических

умений

и

навыков

работы

с

оборудованием,

приборами, аппаратурой;

формирование

исследовательских

умений

(сравнение,

анализ,

установление

зависимостей,

обобщение,

умение

делать

выводы,

самостоятельно

вести

исследование, оформлять результаты).

Дидактические цели практического занятия:

формирование практических умений – профессиональных (выполнять действия,

операции,

анализировать

производственные

ситуации,

выполнять

производственные функции в игре и пр.) или учебных (решать задачи, выполнять

расчеты,

чертежи,

снимать

показания,

работать

с

нормативной

и

прочей

документацией и справочниками, составление проектной документации и пр.);

обобщение, систематизация, углубление теоретических знаний;

применение теоретических знаний на практике.

6.

Задачи лабораторных работ и практических занятий:

13

обобщение и систематизация, углубление и закрепление теоретических знаний;

формирование умений применять их на практике;

развитие

интеллектуальных

умений:

аналитических,

проектировочных,

конструктивных и пр.;

выработка

профессиональных

качеств:

самостоятельность,

ответственность,

точность, инициатива.

7.

Виды лабораторных работ и практических занятий:

наблюдение и анализ технических явлений, процессов, предметов труда;

наблюдение и анализ устройства и работы орудий и средств труда;

исследование количественных и качественных зависимостей между техническими

и технологическими явлениями, параметрами, характеристиками;

изучение

устройства

и

способов

пользования

контрольно-измерительными

средствами;

диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка разных технических

объектов, изучение способов их обслуживания.

8.

Основные

структурные

элементы

лабораторных

работ

и

практических

занятий:

вводный инструктаж;

самостоятельная работа;

обсуждение итогов выполнения работы;

анализ

и

оценка

выполненных

работ

и

степени

овладения

запланированными

умениями.

9.

Структура задания по лабораторной работе и практическому занятию

Рекомендации

по выполнению лабораторной работы или практического занятия

(образец см. Приложение 4).

Титульный лист.

Содержание работы:

1.

Тема.

2.

Цель.

3.

Оборудование или оснащение.

4.

Краткие теоретические сведения.

5.

Ход работы.

6.

Контрольные вопросы.

7.

Вывод.

10.

Формы и методы организации лабораторных работ и практических занятий:

фронтальная – одновременное выполнение одинаковой работы всеми студентами;

групповая – одна работа для 2-4 обучающихся, звенья – цикл.

индивидуальная

каждый

обучающийся

выполняет

индивидуальное

задание.,

возможна дифференциация.

11.

Характер работ:

репродуктивный – по инструкции;

частично-поисковый

определена

тема,

нет

подробной

инструкции,

плана,

самостоятельная работа;

14

поисковый – решение новой проблемы на основе имеющихся знаний.

12.

Руководство

проведением

лабораторной

работы

и

практического

занятия

(инструктирование):

вводное – цель, план, указания;

текущее – в процессе работы, контроль за ходом работы, оказание помощи;

заключительное – подведение итогов, анализ результатов, сравнения, выводы.

13.

Учет и оценка выполненных лабораторных работ и практических занятий:

дифференцированная оценка по пятибалльной шкале – процесс выполнения работы

и качество отчета;

«зачет» или «незачет».

14.

Оформление отчета по лабораторным работам и практическим занятиям

Отчет обучающегося о выполненной работе: титульный лист; содержание: тема, цель,

оборудование или оснащение, теория, порядок выполнения, схемы, результаты измерений

и

вычислений,

ответы

на

вопросы,

формулировка

выводов,

ответы

на

контрольные

вопросы. Результаты измерений в таблицах, чертежи, схемы, графики. Студент оформляет

отчет на отдельных листах А4.

15

Приложение 1

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ГОСУДАРТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЖУРНАЛ

Лабораторных работ (отчеты)

по МДК. 01.01 Современные технологии парикмахерского

искусства

по специальности 43.02.13. Технология парикмахерского искусства

Группа: _______________

Обучающийся_______________

(подпись)

Мастер ПО

______________

(подпись)

_______________

(дата)

_______________

(дата)

____________________

(И.О.Фамилия)

_____________________

(И.О.Фамилия)

16

Приложение 2

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ГОСУДАРТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЖУРНАЛ

Практических занятий (отчеты)

по МДК. 01.01 Современные технологии парикмахерского

искусства

по специальности 43.02.13. Технология парикмахерского искусства

Группа: _______________

Обучающийся_______________

(подпись)

Мастер ПО

______________

(подпись)

_______________

(дата)

_______________

(дата)

____________________

(И.О.Фамилия)

_____________________

(И.О.Фамилия)

17

Приложение 3

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

по выполнению лабораторных работ

по МДК.01.01 Организация и технологии парикмахерских услуг

обучающей(его)ся ________________________группы ________

п/п

Тема

Объем

часов

Дата

выполне

ния

Оценк

а

Подпи

сь

препо

давате

ля

Тема 1.2. Мытье волос и профилактический уход за кожей головы

1.

Лабораторная

работа

№1:

Применение

материалов: шампуней и средств профилактического

ухода с учетом норм расходов.

4

Тема 1.4. Технология укладки волос

1.

Лабораторная работа №1: Применение средств для

оформления и закрепления прически с учетом норм

расходов

2

Тема 1.5. Технология завивки на продолжительное время

1.

Лабораторная работа №1: Применение лосьонов,

средств для завивки на продолжительное время с

учетом норм расходов

4

Тема 1.6. Технология окрашивания волос

1.

Лабораторная

работа

№1:

Применение

масок,

красителей

с

учетом

норм

расходов

внешнего

состояния волос

2

Мастер ПО _______________(Н.А.Земскова)

18

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

по выполнению практических занятий

по МДК. 01.01 Современные технологии парикмахерского

искусства

по специальности 43.02.13. Технология парикмахерского искусства

обучающей(его)ся ________________________группы ________

п/п

Тема

Объем

часов

Дата

выполнен

ия

Оценка

Подпись

преподавате

ля

Тема 1.1. Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов

1.

Лабораторно-практическое занятие №1: Ознакомление с

предприятием.

6

2.

Лабораторно-практическое занятие №2: Обеспечение

техники безопасности профессиональной деятельности.

2

3.

Лабораторно-практическое занятие №3: Обеспечение

инфекционной безопасности потребителя и исполнителя.

2

4.

Лабораторно-практическое занятие №4: Составление

таблицы классификации инструментов и приспособлений для

различных видов парикмахерских работ.

4

5.

Лабораторно-практическое занятие №5: Применение

нормативной и справочной литературы и предложение

имеющегося спектра услуг потребителю.

4

6.

Лабораторно-практическое занятие №6: Проведение

обследования и анализа состояния кожи головы и волос и

определение наличия дерматологических проблем кожи

головы и волос.

2

7.

Лабораторно-практическое занятие №7: Организация

рабочего места выполнения парикмахерских работ и

заполнение диагностической карточки потребителя и

рабочей карточки технолога по видам работ.

10

Тема 1.2. Мытье волос и профилактический уход за кожей головы

1.

Практическое занятие №1: Подготовительные работы

перед мытьем головы и объяснение потребителям

целесообразности предлагаемого комплекса услуг,

прогнозируя результат с заполнением диагностической

карточки потребителя.

4

2.

Практическое занятие №2: Выполнение технологического

процесса профилактического ухода за кожей головы в целом

и поэтапно при гигиеническом мытье и заполнение рабочей

карточки технолога

6

3.

Практическое занятие №3: Выполнение технологического

процесса профилактического ухода за кожей головы в целом

и поэтапно при лечебном мытье и заполнение рабочей

карточки технолога

6

4.

Практическое занятие №4: Выполнение технологического

процесса массажа головы и заполнение рабочей карточки

технолога

6

5.

Практическое занятие №5: Профессионально и доступно

давать характеристику кожи головы и волос потребителей по

домашнему профилактическому уходу.

4

Тема 1.3. Технология классических и современных стрижек

1.

Практическое занятие №1: Подготовительные работы

перед стрижкой волос и объяснение потребителям

целесообразности предлагаемого комплекса услуг,

прогнозируя результат с заполнением диагностической

карточки потребителя

2

2.

Практическое занятие №2: Выполнение технологического

16

19

процесса классических видов мужских стрижек в целом и

поэтапно с заполнением рабочей карточки технолога.

3.

Практическое занятие №3: Выполнение технологического

процесса классических видов женских стрижек в целом и

поэтапно с заполнением рабочей карточки технолога.

18

4.

Практическое занятие №4: Выполнение технологического

процесса современных видов мужских стрижек в целом и

поэтапно с заполнение рабочей карточки технолога

12

5.

Практическое занятие №5: Выполнение технологического

процесса стрижек бороды и усов в целом и поэтапно

4

6.

Практическое занятие №6: Выполнение технологического

процесса современных видов женских стрижек в целом и

поэтапно с заполнение рабочей карточки технолога

18

7.

Практическое занятие №7: Выполнение технологического

процесса классических видов детских стрижек в целом и

поэтапно с заполнением рабочей карточки технолога

6

8.

Практическое занятие №8: Моделирование мужских

стрижек

4

9.

Практическое занятие №9: Моделирование женских

стрижек

4

Тема 1.4. Технология укладки волос

1.

Лабораторная работа №1: Применение средств для

оформления и закрепления прически с учетом норм расходов

2

2.

Практическое занятие №1: Подготовительные работы

перед укладкой волос и объяснение потребителям

целесообразности предлагаемого комплекса услуг,

прогнозируя результат с заполнением диагностической

карточки потребителя

2

3.

Практическое занятие №2: Выполнение технологического

процесса холодной укладки в целом и поэтапно.

6

4.

Практическое занятие №3: Выполнение технологического

процесса горячей укладки поэтапно.

10

5.

Практическое занятие №4: Выполнение технологического

процесса воздушной укладки в целом и поэтапно.

4

6.

Практическое занятие №5: Выполнение технологического

процесса комбинированной укладки в целом и поэтапно

4

7.

Практическое занятие №6: Выполнение технологических

приемов начесывания и тупирования волос.

2

8.

Практическое занятие №7: Использование средств для

оформления и закрепления прически, средств декоративного

оформления прически

2

9.

Практическое занятие №8: Использование технологических

приемов и техник в процессе моделирования прически на

коротких волосах с заполнением рабочей карточки технолога

4

10.

Практическое занятие №9: Использование технологических

приемов и техник в процессе моделирования прически на

волосах средней длины с заполнением рабочей карточки

технолога

4

11.

Практическое занятие №10: Использование

технологических приемов и техник в процессе

моделирования прически на длинных волосах с заполнением

рабочей карточки технолога

6

12

Практическое занятие №11: Профессионально и доступно

давать характеристику кожи головы и волос потребителей по

домашнему профилактическому уходу.

2

Тема 1.5. Технология завивки на продолжительное время

1.

Практическое занятие №1: Подготовительные работы

перед химической завивкой и объяснение потребителям

целесообразности предлагаемого комплекса услуг,

прогнозируя результат с заполнением диагностической

карточки потребителя.

2

20

2.

Практическое занятие №2: Выполнение технологического

процесса классической химической завивки на

продолжительное время поэтапно с заполнением рабочей

карточки технолога

10

3.

Практическое занятие №3: Выполнение технологического

процесса вертикальной химической завивки на

продолжительное время поэтапно с заполнением рабочей

карточки технолога

8

4.

Практическое занятие №4: Выполнение технологического

процесса прикорневой химической завивки на

продолжительное время в целом и поэтапно (2 способа) с

заполнением рабочей карточки технолога

12

5.

Практическое занятие №5: Выполнение технологического

процесса спиральной химической завивки на

продолжительное время в целом и поэтапно с заполнением

рабочей карточки технолога

8

6.

Практическое занятие №6: Профессионально и доступно

давать характеристику кожи головы и волос потребителей по

домашнему профилактическому уходу после завивки на

продолжительное время.

4

Тема 1.6. Технология окрашивания волос

1.

Практическое занятие №1: Подготовительные работы

перед окрашиванием волос и объяснение потребителям

целесообразности предлагаемого комплекса услуг,

прогнозируя результат с заполнением диагностической

карточки потребителя.

2

2.

Практическое занятие №2: Выполнение технологического

процесса окраски красителями 1 группы в целом и поэтапно с

заполнением рабочей карточки технолога.

8

3.

Практическое занятие №3: Выполнение технологического

процесса окраски красителями 2группы в целом и поэтапно с

заполнением рабочей карточки технолога.

8

4.

Практическое занятие №4: Выполнение технологического

процесса окраски красителями 3 группы в целом и поэтапно с

заполнением рабочей карточки технолога.

6

5.

Практическое занятие №5: Выполнение технологического

процесса мелирования волос в целом и поэтапно с

заполнением рабочей карточки технолога.

6

6.

Практическое занятие №6: Выполнение технологического

процесса колорирования в целом и поэтапно с заполнением

рабочей карточки технолога.

6

7.

Практическое занятие №7: Современные методы

окрашивания волос с использованием красителей различных

групп.

12

8.

Практическое занятие №8: Профессионально и доступно

давать характеристику кожи головы и волос потребителей по

домашнему профилактическому уходу после окраски.

4

Мастер ПО _______________(Н.А.Земскова)

21

Приложение 4

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1:

Применение материалов: шампуней и средств профилактического ухода

с учетом норм расходов

1.

Тип урока:

лабораторная работа.

2.

Цель проведения:

теоретическая и профессиональная подготовка к освоению

приемов

гигиенического

и

лечебного

мытья

и

массажа

головы;

углубление

теоретических

знаний

о

составах

средств

профилактического ухода и влиянии их компонентов на

волосистую часть головы и волосы.

3.

Количество времени:

4 часа

4.

Требования

программы:

Уметь:

проводить обследование и анализировать состояние

кожи головы и волос;

определять

наличие

дерматологических

проблем

кожи головы и волос;

применять нормативную и справочную литературу;

применять

материалы:

шампуни,

средства

профилактического ухода, с учетом норм расходов.

ПК 1.2. Анализировать состояние кожи головы и волос

потребителя, определять способы и средства выполнения

парикмахерских услуг.

ОК

3.

Принимать

решения

в

стандартных

и

нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,

необходимой

для

эффективного

выполнения

профессиональных

задач,

профессионального

и

личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные

технологии в профессиональной деятельности.

5.

Дидактические

цели

лабораторной

работы:

установление

качественных

и

количественных

характеристик препаратов;

нахождение соответствия количества материалов на услугу

по

нормативам

с

индивидуальными

особенностями

клиента;

самостоятельный

поиск

информации

о

продукте

профилактического ухода за волосами.

6.

Задачи

лабораторной

работы:

углубление и закрепление теоретических знаний;

развитие интеллектуальных аналитических качеств;

выработка профессиональных качеств: самостоятельность,

ответственность, точность.

22

7.

Вид

лабораторной

работы:

анализ индивидуальных особенностей клиента и изучение

свойств

материалов

по

уходу

за

волосами

и

с

пользованием нормативной документации;

8.

Основные

структурные

элементы

лабораторной

работы:

вводный инструктаж;

самостоятельная работа;

обсуждение итогов выполнения работы;

анализ и оценка выполненных работ и степени овладения

запланированными умениями.

9.

Структура задания по

лабораторной работе:

Содержание работы:

1.

Наименование работы.

2.

Цель работы.

3.

Задание.

4.

Перечень используемого оборудования.

5.

Краткие теоретические сведения.

6.

Порядок проведения работы (инструкция).

7.

Содержание отчета.

8.

Контрольные вопросы по данной работе;

9.

Список литературы.

10.

Формы

и

методы

организации

лабораторных работ и

практических

занятий:

индивидуальная

каждый

обучающийся

выполняет

индивидуальное задание,

11.

Характер работ:

репродуктивный

12.

Руководство

проведением

лабораторной работы

(инструктирование):

вводное – цель, план, указания;

текущее – в процессе работы, контроль за ходом работы,

оказание помощи;

заключительное – подведение итогов, анализ результатов,

сравнения, выводы.

13.

Учет

и

оценка

выполненной

лабораторной работы

дифференцированная

оценка

по

пятибалльной

шкале

процесс выполнения работы и качество отчета.

14.

Оформление отчета

Обучающийся оформляет отчет на отдельных листах А4.

1.

Наименование работы.

2.

Цель работы.

3.

Задание.

4.

Перечень используемого оборудования.

Ход работы:

5.

Таблица.

6.

Ответ на контрольные вопросы.

7.

Вывод.

23

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 (4 часа)

ТЕМА:

Применение

материалов:

шампуней

и

средств

профилактического ухода с учетом норм расходов.

ЦЕЛЬ: рассчитать нормы расхода шампуня и средств профилактического

ухода за волосами для различных видов мытья головы с использованием

нормативной документации.

ЗАДАНИЕ: сделать расчет количества необходимого по нормам шампуня и

средств профилактического ухода за волосами для различных видов мытья

головы.

ПЕРЕЧЕНЬ

ИСПОЛЬЗУЕМОГО

ОБОРУДОВАНИЯ:

шампуни

для

различных

типов

волос,

специального

назначения,

средства

профилактического ухода за кожей головы и волосами.

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

о шампунях и средствах профилактического ухода за волосами:

Чаще всего выполняется гигиеническое мытье головы. Как известно, вода обладает

очищающими свойствами. При гигиеническом мытье шампунь необходим только для

увеличения

эффективности

ее

воздействия.

В

шампуни

входят

вещества,

способные

очищать

волосы

от

грязи,

жира

и

средств

для

укладки.

Кожный

жир,

выделяемый

сальными железами, не растворяется в воде, но под действием шампуня он сворачивается

в мельчайшие капельки и вымывается водой.

Для получения хорошего результата очень важно правильно выбрать шампунь и

подготовить воду.

В

зависимости

от

вида

и

содержания

неорганических

соединений

различают

мягкую и жесткую воду.

В мягкой воде содержится небольшое количество неорганических соединений,

поэтому

шампунь

в

ней

мылится

очень

хорошо.

В

жесткой

воде,

наоборот,

много

неорганических соединений, поэтому мылкость шампуня уменьшается. Жесткую воду

можно смягчить, добавив в нее буру или соду.

Перед выбором шампуня необходимо правильно определить тип волос. Шампуни

для поврежденных волос должны содержать вещества, способные улучшить их внешний

вид. Если волосы жирные, необходим специальный шампунь.

Существующее мнение, что частое мытье увеличивает их жирность, неверное.

Очень жирные волосы можно мыть даже каждый день.

Чтобы

сохранить

волосы

невредимыми

и

придать

им

блеск,

надо

очень

внимательно подойти к выбору шампуня, особенно при частом мытье волос. Слишком

активный

или

неправильно

подобранный

шампунь

может

нанести

вред

волосам.

Щадящие, мягкие препараты, наоборот, благодаря своим целебным свойствам улучшают

состояние кожи головы и устраняют повреждение структуры волоса.

24

Очень

важно

выбрать

шампунь

с

необходимым

уровнем

рН,

который

характеризует кислотно-щелочную среду косметического средства. Уровень рН может

колебаться от 1 до 14. Шампунь с рН 7 считается нейтральным (ни щелочным, ни

кислотным). При рН > 7 шампунь является щелочным. Чем меньше значение рН, тем

выше кислотность шампуня.

Большинство шампуней нейтральны либо соответствуют рН кожи (5,5) или волос.

Такие шампуни более предпочтительны для мытья волос.

Шампунь

очищает

волосы

и

кожу

головы.

Моющей

основой

всех

шампуней

являются

поверхностно-активные

вещества,

служащие

для

очищения

волос.

Кроме

поверхностно-активных

веществ

в

состав

шампуней

входят

вещества

для

ухода

за

волосами

и

их

защиты,

функциональные

добавки,

консерванты,

активные

лечебные

ингредиенты, а также пенообразующие вещества.

Классификация шампуней

Шампуни по консистенции подразделяются на жидкие и концентрированные.

Все

концентрированные

шампуни

перед

употреблением

необходимо

разводить

водой в соотношении 1:1.

По

назначению

все

шампуни

можно

разделить

на

четыре

типа:

обычные,

специальные (в том числе «2 в 1» — шампунь и бальзам-ополаскиватель), лечебные и

особого назначения.

Обычные шампуни чаще всего требуют использования и других косметических

средств (ополаскивателей и др.).

Специальные шампуни — это шампуни мягкого действия, ими можно пользоваться

каждый день. Они не наносят вреда волосам и не раздражают кожу головы, так как имеют

нейтральной уровень рН.

Лечебные

шампуни,

предназначенные

для

«проблемных»,

особенно

чувствительных и поврежденных волос, содержат специальные лечебные препараты.

Шампуни особого назначения используются до или после химической завивки или

окраски волос. Они нейтрализуют остатки окислителя, укрепляют волосы, делают их

более прочными, закрывают чешуйки кутикулы и т.д.

Для

улучшения

структуры

волос

используются

следующие

препараты:

бальзамы-

ополаскиватели, ополаскиватели, кондиционеры, бальзамы.

1.

Бальзамы-ополаскиватели в виде жидкости, крема или мыла включают в себя вещества,

компенсирующие

потерю

естественной

смазки

волос,

смягчают

волосы,

снимают

наэлектризованность

и

придают

им

блеск.

Существуют

специальные

добавки,

позволяющие нейтрализовать последствия химических воздействий на волосы при окраске

или завивке.

2.

Кислотные

ополаскиватели

применяются

для

восстановления

уровня

рН

и

удаления

мыльного осадка с волос. Жирные кислоты, входящие в состав мыла, соединяются с

неорганическими

веществами,

находящимися

в

воде,

и

образуют

мыльный

осадок,

который

нельзя

смыть

водой.

В

результате

волосы

теряют

блеск

и

очень

трудно

расчесываются.

В настоящее время волосы моют при помощи шампуней, а не мыла, поэтому кислотные

ополаскиватели практически не используются.

3.

Ополаскиватели со сбалансированной кислотностью предназначены для закрепления цвета

после применения красителей. Они облегчают проникновение молекул краски в кутикулу,

что предотвращает потускнение волос. Чаще всего в состав таких ополаскивателей входят

лимонная кислота и увлажняющие средства, делающие волосы мягкими и эластичными.

4.

Лечебные ополаскиватели уменьшают количество перхоти, улучшают внешней вид волос

и обеспечивают их легкое расчесывание.

5.

Кондиционеры (жидкие и кремообразные) применяются для облегчения расчесывания

волос и придания им блеска. Однако очень часто пользоваться этими средствами не

рекомендуется, так как они накапливаются в волосах, делая их тяжелыми и жирными. Это

25

вынуждает чаще мыть голову, в результате чего происходит дальнейшее повреждение

волос.

6.

Бальзамы не только стабилизируют уровень рН волос, но и сглаживают верхний слой

(кутикулу) волоса, которая вздувается и лопается, когда на нее попадает щелочь (жесткая

вода, шампунь, краска или состав для перманента). Сглаживая внешний слой, бальзам

помогает сделать каждый волос более легко поддающимся обработке и не пропускает

внутрь

вредные

вещества.

Кутикула

также

помогает

предохранить

каждый

волос

от

испарения воды, являющегося основной причиной сухости и ломкости волос.

Большинство

бальзамов

необходимо

смывать

теплой

водой,

после

чего

надо

тщательно

вытереть волосы полотенцем легкими движениями.

РЕВИВОР

Самый популярный косметический продукт в Беларуси и за

ее

пределами.

Непревзойденный

успех

«Ревивора»

скрыт

в

его

уникальной формуле, которая позволяет мгновенно оживить волосы,

придать им красивый блеск и шелковистость.

Средство для ухода за волосами после химической завивки

обесцвечивания

и

окраски

волос.

Восстанавливают

кератиновую

структуру

волос,

придает

волосам

эластичность,

ослепительный

блеск и обеспечивает расчесывание.

В состав входят норковое масло, гидролизат протеина, экстракт алоэ

и крапивы.

ЛОНДАВИТАЛ

Существует регенерирующий препарат «Лондавитал», который не

смывается с волос после применения, а следовательно, клиент затрачивает

на уход за волосами меньше времени. «Лондавитал» называют еще и

«бальзамом для волос». Кроме тех же положительных качеств, которые

свойственны препарату «Лондестраль», он обладает еще и свойством не

поглощать

влаги.

Вследствие

этого

волосы

становятся

менее

восприимчивы

к

влаге

и

более

продолжительное

время

сохраняют

прическу при влажной погоде.

ЛОНДЕСТРАЛЬ

В настоящее время широко применяются химические препараты.

Соблюдение

технологии

таких

видов

работ,

как

завивка,

окраска,

осветление

и

т.

п.

является

основным

фактором,

влияющим

на

качественное

состояние

структуры

волос.

Во

всех

этих

процессах

применяются

растворы

с

содержанием

сильнодействующих

кислот

и

щелочей.

Нарушение

технологии

может

привести

к

нежелательным

явлениям.

Для

исправления

поврежденных

волос

ранее

применялись

всевозможные средства,

приготавливаемые

на

основе

репейного

и

других

растительных масел.

Однако

свойства

их

проявлялись

не

сразу после

разового применения.

В настоящее время выпускаются регенерирующие кремы и эмульсии типа «Лондестраль».

Эмульсия «Лондестраль» применяется для интенсивного лечения поврежденных волос, а также в

целях профилактики.

В ассортимент препаратов серии «Лондестраль» входят

следующие типы:

А — для волос с поврежденной структурой;

Ф — против жирных волос;

Н — для нормальных волос;

С — против перхоти и сухих волос.

Эти

новые

средства

оказывают

биологическое

воздействие

на

структуру

волос.

Специфические

свойства

«Лондестраля» проявляются сразу. Однако это не значит, что

26

нужно

ограничиться

только

разовым

употреблением

препарата.

Лишь

систематическое

применение и соблюдение технологии окажет необходимое действие. Эффективные препараты

серии «Лондестраль» не требуют предварительного приготовления (разбавления). Препарат готов

к

непосредственному

употреблению

в

любой

упаковке

(тюбики,

флаконы).

В

ассортимент

препаратов входят следующие типы:

1. «Лондестраль А» — высокоэффективный препарат для ухода за волосами с нарушенной

структурой. Благодаря

специально

усиливающим кровоснабжением субстанциям и

травяным

экстрактам одновременно активизирует и функцию питательной сферы волос.

2. «Лондестраль Ф» - препарат против жирных волос. Применение этого средства значительно

снижает выделение жира из сальных желез кожи головы. Специфические, биологически активные

вещества нормализуют деятельность сальных желез.

3. «Лондестраль Н» — препарат для нормальных волос. Применяется для профилактического

ухода. Благотворно влияет на неэластичные и плохо поддающиеся укладке волосы.

4. «Лондестраль С» - препарат против перхоти и сухих волос. Обладает свойством растворения

перхоти,

препятствует

ее

образованию

и

благодаря

способности

восстанавливать

жиры

нормализует состояние кожи головы.

После применения препаратов серии «Лондестраль» волосы лучше поддаются укладке,

становятся эластичными, пушистыми и приобретают здоровый и ухоженный вид.

Применение «Лондестраля» не вызывает сложности. На чисто вымытые и протертые

полотенцем

волосы

в

места

проборов

наносится

препарат

и

легко

растирается

пальцами.

Одновременно круговыми движениями подушечек пальцев выполняется и массаж кожи головы.

Важными участками, требующими массажа, являются надлобная, теменная и затылочная области

(по направлению к ушным раковинам). После массажа волосы покрывают колпаком из целлофана

и согревают теплым полотенцем в течение 20 мин. В салонах применяется обработка аппаратом

ПА-1. В заключение процедуры препарат тщательно смывают теплой водой без мыла (иначе волос

будет жирным).

НОРМЫ РАСХОДА ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УСЛУГИ

ПАРИКМАХЕРСКИХ

п/п

Наименова

ние

материала

Норма на одну услугу

Примечание

мужс

кой

зал

коро

ткие

сред

ние

Длинные

волосы

1.

Мытье

головы

Шампунь, мл

10

15

20

25

Ополаскиватель 1:100, мл

10

10

10

10

Шампунь кондиционер, мл

15

20

30

40

2.

Укрепление

волос

Ревивор, мл

10

20

30

40

Лондавитал, мл

10

20

30

40

Лондестраль, мл

15

20

30

40

Лондабаланс, мл

10

20

30

40

Маска для аппликации, мл

20

30

40

50

Не выпускается

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ:

1.

Изучите учебный материал по видам мытья: гигиеническое и лечебное

мытье.

2.

Используя нормативы по материалы на услугу по гигиеническому и

лечебному

мытью

выполните

расчет

(для

каждому

посетителю)

количества шампуня и средств профилактического ухода за волосами

для различных видов мытья головы и заполните Таблицу.

3.

Сделайте

вывод,

как

влияет

правильный

расчет

материалов

на

качество выполняемой услуги и ее стоимость.

27

Характеристика

волос и кожи головы

Норма на услуги

мужской зал

короткие

Посетитель 1:

Кулебякина Марфа

Ильинична

Волосы

вьющиеся,

жирные

с

сединой около 80%, по текстуре

толстые,

в

высокой

эластичностью, длиной около 15-

20 см, с низкой пористостью

Мытье головы

Лечебно-профилактические процедуры

Характеристика

волос и кожи головы

Норма на услуги

мужской зал

короткие

Посетитель 2:

Жень Шень Лю Чен

Волосы

прямые,

нормальные

с

осветлением во фронтальной зоне,

по

текстуре толстые, со

средней

эластичностью, длиной около 15-

20 см, с средней пористостью.

Мытье головы

Лечебно-профилактические процедуры

28

Характеристика

волос и кожи головы

Норма на услуги

мужской зал

короткие

Посетитель 3:

Цукерман Вальдемар Евграфович

Волосы

вьющиеся,

нормальные

с

периодически появляющейся себореей, по

текстуре средние, в высокой эластичностью,

длиной около 5-7 см, с низкой пористостью

Мытье головы

Лечебно-профилактические процедуры

Посетитель 4:

Семенова Настя

Волосы

прямые,

нормальные

сухие,

электростатичные

по

текстуре

тонкие,

с

низкой эластичностью, длиной около 10-15

см, с низкой пористостью

Мытье головы

Лечебно-профилактические процедуры

Посетитель 5:

Заморокова

Белла

Владиславовна

Волосы

вьющиеся

(хим.завивка),

окрашенные, по текстуре средние, с низкой

эластичностью,

длиной

свыше

25

см,

с

высокой пористостью

Мытье головы

Лечебно-профилактические процедуры

29

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:

1.

Наименование работы.

2.

Цель работы.

3.

Задание.

4.

Перечень используемого оборудования.

Ход работы:

5.

Таблица.

6.

Ответ на контрольные вопросы.

7.

Вывод.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДАННОЙ РАБОТЕ:

1.

В чем отличия друг от друга

препаратов

РЕВИВОР,

ЛОНДАВИТАЛ, ЛОНДЕСТРАЛЬ?

2.

Что

за

препарат

изображен

на

картинке?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Комплект

стандартов

и

нормативов

по

оказанию

парикмахерских

и

косметологических услуг.

2.

Парикмахерское

искусство.

Материаловедение:

учебник

для

студентов

учреждений

сред.проф.образования

/

(А.В.Уколова и др.) – 4-е изд..

стер. – М., 2007.

30

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2:

Выполнение технологического процесса профилактического ухода за кожей головы в

целом и поэтапно при гигиеническом мытье и заполнение рабочей карточки технолога.

1.

Тип урока:

практическое занятие

2.

Цель проведения:

углубление теоретических знаний о целях, способах и приемах

гигиенического и лечебного мытья и массажа головы;

применение знаний о мытье и массаже головы на практике.

3.

Количество времени:

6 часов

4.

Требования

программы:

Уметь:

обеспечивать инфекционную безопасность потребителя

и

исполнителя:

выполнять

дезинфекцию

и

стерилизацию

инструментов

и

контактной

зоны,

обработку рук технолога и текущую уборку контактной

зоны, соблюдать правила личной гигиены;

организовывать

рабочее

место

для

выполнения

парикмахерских работ;

проводить

обследование

и

анализировать

состояние

кожи головы и волос;

определять наличие дерматологических проблем кожи

головы и волос;

применять нормативную и справочную литературу;

применять

материалы:

шампуни,

средства

профилактического ухода с учетом норм расходов;

заполнять диагностическую карточку потребителя;

предлагать спектр имеющихся услуг потребителям;

объяснять

потребителям

целесообразность

рекомендуемого

комплекса

услуг,

прогнозируя

результат;

выполнять все технологические процессы в целом и

поэтапно: профилактический уход за кожей головы и

волосами;

заполнять рабочую карточку технолога;

профессионально

и

доступно

давать

характеристику

кожи головы и волос потребителей и рекомендации по

домашнему профилактическому уходу.

ПК 1.1.Проводить санитарно-эпидемиологическую обработку

контактной зоны при выполнении парикмахерских услуг.

ПК 1.2.Анализировать состояние кожи головы и волос

потребителя, определять способы и средства выполнения

парикмахерских услуг.

ПК 1.3. Определять и согласовывать выбор парикмахерских

услуг.

ПК 1.4. Выполнять и контролировать все этапы

технологических процессов парикмахерских услуг.

ПК 1.5. Консультировать потребителей по домашнему

профилактическому уходу.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать

31

типовые методы и способы выполнения профессиональных

задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться

с коллегами, руководством, потребителями.

5.

Дидактические

цели

практического

занятия:

формирование практических умений выполнять диагностику

состояния кожи головы и волос, операции и приемов мытья с

наклоном вперед и назад, анализировать производственные

ситуацию по выбору необходимых материалов;

выполнять расчеты норм времени и материалов, работать с

нормативной документацией;

применение

теоретических

знаний

о

мытье

и

профилактическом уходе за кожей головы и волосами при

работе с конкретным клиентом.

6.

Задачи практического

занятия:

углубление и закрепление теоретических знаний о мытье и

профилактическом уходе за кожей головы и волосами;

формирование умений применять их на практике;

развитие интеллектуальных умений анализировать состояние

кожи

головы

и

волос

и

определять

средства

и

приемы

устранения дерматологических проблем кожи головы и волос;

выработка профессиональных качеств: самостоятельность при

выборе

способа

мытья,

ответственности

за

выполненную

работу, точности расчета количества материалов.

7.

Вид

практического

занятия:

исследование количественных и качественных зависимостей

между индивидуальными особенностями клиента и нормами

расхода материалов.

8.

Основные

структурные

элементы

практического

занятия:

вводный инструктаж;

самостоятельная работа;

обсуждение итогов выполнения работы;

анализ

и

оценка выполненных

работ

и

степени

овладения

запланированными умениями.

32

9.

Структура

задания

для

практического

занятия:

Содержание работы:

1.

Наименование работы.

2.

Цель работы.

3.

Задание.

4.

Перечень используемого оборудования.

5.

Перечень справочной литературы, таблицы.

6.

Краткие теоретические сведения.

7.

Порядок проведения работы (инструкция).

8.

Содержание отчета.

9.

Контрольные вопросы по данной работе;

10.

Список литературы.

10.

Формы

и

методы

организации

практического

занятия:

индивидуальная – каждый студент выполняет индивидуальное

задание.

11.

Характер работ:

репродуктивный – по инструкции;

частично-поисковый – определена тема, но самостоятельная

работа с учетом индивидуальных особенностей клиента.

12.

Руководство

проведением

практическим

занятием

:

(инструктирование):

вводное – цель, план, указания;

текущее – в процессе работы, контроль за ходом работы,

оказание помощи;

заключительное

подведение

итогов,

анализ

результатов,

сравнения, выводы.

13.

Учет

и

оценка

выполненного

практического

занятия:

дифференцированная

оценка

по

пятибалльной

шкале

процесс выполнения работы и качество отчета;

14.

Оформление отчета

Студент оформляет отчет на отдельных листах А4.

Содержание отчета:

1.

Наименование работы.

2.

Цель работы.

3.

Задание.

4.

Перечень используемого оборудования.

Ход работы:

5.

Заполните диагностическую карточку потребителя.

6.

Заполнить

рабочую

карточку

технолога

в

целом

и

поэтапно

описав

технологический

процесс

профилактического ухода за кожей головы.

7.

Ответ на контрольные вопросы.

8.

Вывод.

33

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 (6 часов)

ТЕМА:

Выполнение

технологического

процесса

профилактического

ухода

за

кожей головы в целом и поэтапно при гигиеническом мытье и заполнение рабочей

карточки технолога.

ЦЕЛЬ:

выполнить

гигиеническое

мытье

головы

различными

способами

и

заполнить рабочую карточку технолога с описание полного технологического

процесса профилактического ухода за кожей головы.

ЗАДАНИЕ: выполнить гигиеническое мытье головы с наклоном головы вперед и

наклоном головы назад

и

заполнить рабочую карточку

технолога в целом и

поэтапно описав технологический процесс профилактического ухода за кожей

головы.

ПЕРЕЧЕНЬ

ИСПОЛЬЗУЕМОГО

ОБОРУДОВАНИЯ:

шампуни

для

различных

типов

волос,

специального назначения, средства профилактического ухода за

кожей головы и волосами, инструменты для расчесывания парикмахерское белье.

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Мытье

головы

является

важной

гигиенической

процедурой.

Все

виды

парикмахерских работ, за исключением окраски

волос

красителями,

содержащими

перекись

водорода,

выполняются

на

чистых,

свежевымытых волосах. Влажные волосы более

эластичные и легко приобретают ту или иную

форму, сильно вытягиваются и не разрываются.

Кроме

того,

мытье

головы

необходимо

для

удаления

жира,

который

выделяют

сальные

железы

кожи

головы.

Если

не

мыть

голову

регулярно,

то

выделяющиеся

пот

и

жир,

смешиваясь

с

чешуйками

кожи

и

грязью,

создадут

благоприятные

условия

для

болезнетворных бактерий, вызывающих кожные

заболевания.

Мытье головы преследует три цели:

удаление загрязнения с волос (гигиеническое);

удаление

следов

предыдущей

укладки

(деформационное);

разрыхление

внешнего

слоя

волоса

(подготовительное).

Существует

также

три

вида

мытья

головы:

34

гигиеническое — с использованием обычного шампуня;

лечебное — с использованием лечебных препаратов;

сухое — с использованием сухого шампуня, выпускаемого в аэрозолях, или

спирта.

В

парикмахерской

используют

два

способа

мытья

волос:

с

наклоном

головы вперед и с наклоном головы назад.

Чаще всего выполняется гигиеническое мытье головы. Как известно, вода

обладает

очищающими

свойствами.

При

гигиеническом

мытье

шампунь

необходим только для увеличения эффективности ее воздействия. В шампуни

входят

вещества,

способные

очищать

волосы

от

грязи,

жира

и

средств

для

укладки. Кожный жир, выделяемый сальными железами, не растворяется в воде,

но

под

действием

шампуня

он

сворачивается

в

мельчайшие

капельки

и

вымывается водой.

Для

получения

хорошего

результата

очень

важно

правильно

выбрать

шампунь и подготовить воду.

В

зависимости

от

вида

и

содержания

неорганических

соединений

различают мягкую и жесткую воду.

ПРАВИЛЬНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ

МАСТЕРА ПРИ МЫТЬЕ ГОЛОВЫ С НАКЛОНОМ НАЗАД

35

Подготовительные работы

1)

подготовить

рабочее

место,

обязательно

вымыть раковину;

2)

пригласить клиента в кресло;

3)

провести предварительную беседу;

4)

вымыть

руки

и

продезинфицировать

инструмент;

5)

тщательно

расчесать

волосы

в

целях

выявления

наличия

заболеваний,

а

также

для определения типа волос и их состояния;

6)

укрыть

клиента

парикмахерским

бельем

(используют два полотенца и салфетку, при

этом одно полотенце кладут на плечи, а

вторым вытирают волосы);

7)

налить в мерный стаканчик необходимое

количество шампуня;

8)

отрегулировать

температуру

воды

(оптимальная температура для мытья волос

37— 40 °С).

При мытье волос с наклоном головы вперед

необходимо предложить клиенту стерильную

салфетку для предохранения лица.

Последовательность мытья головы

1.

Волосы тщательно смочить водой.

2.

Необходимое количество шампуня налить

в

ладонь

для

более

удобного

его

распределения

на

волосах,

а

также

для

согревания.

3.

Шампунь

равномерно

распределить

на

волосах, начиная от корней.

4.

Шампунь вспенить на волосах круговыми

движениями, при этом подушечки пальцев

должны

продвигаться

от

краевой

линии

роста волос к высшей точке головы.

5.

Шампунь

смыть,

а

затем

нанести

второй

раз.

6.

Гигиеническое

мытье

волос

выполняется

два раза.

36

Заключительные работы

1)

провести реакцию нейтрализации на волосах;

2)

вытереть волосы легкими промокающими движениями;

3)

расчесать волосы, начиная с концов;

4)

предложить дополнительные услуги (сушку, укладку, стрижку и т.д.);

5)

снять парикмахерское белье.

Не рекомендуется сразу после мытья расчесывать волосы, необходимо сначала

их слегка просушить естественным путем. Не рекомендуется также использовать

очень горячий фен для укладки мокрых волос.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ:

1.

Изучите учебный материал по гигиеническому мытью головы.

2.

Заполните диагностическую карточку потребителя.

3.

Выполните

гигиеническое

мытье

головы

с

наклоном

головы

вперед

и

наклоном головы назад.

4.

Заполнить

рабочую

карточку

технолога

в

целом

и

поэтапно

описав

технологический процесс профилактического ухода за кожей головы.

5.

Сделайте вывод о том, в чем преимущества и недостатки каждого из

способов мытья головы.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:

1.

Наименование работы.

2.

Цель работы.

3.

Задание.

4.

Перечень используемого оборудования.

Ход работы:

5.

Заполните диагностическую карточку потребителя.

6.

Заполнить

рабочую

карточку

технолога

в

целом

и

поэтапно

описав

технологический процесс профилактического ухода за кожей головы.

7.

Ответ на контрольные вопросы.

8.

Вывод.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДАННОЙ РАБОТЕ:

1.

Каким видам повреждений могут подвергаться волосы при мытье головы и

почему?

2.

Для чего перед распределением шампуня на поверхность волос и кожи

головы мастер наносит его на ладони?

3.

Почему во время массирования кожи головы усилия подушечек пальцем

усиливается в области макушки?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Комплект

стандартов

и

нормативов

по

оказанию

парикмахерских

и

косметологических услуг.

37

2.

Парикмахерское

искусство.

Материаловедение:

учебник

для

студентов

учреждений сред.проф.образования / (А.В.Уколова и др.) – 4-е изд.. стер. –

М., 2007.

3.

Комплект таблиц и инструкционных карт.

Приложение 5

Таблица 1

п/п

Признак по

классификации

Образец 1

Образец 2

Образец 3

1.

Назначение

2.

Консистенция

3.

Группа, вид

жидких

парфюмерных

товаров

4.

Характеристика

состава

5.

Пол и возраст

потребителя

6.

Внешние

свойства

7.

Количество

средства

мужской

зал

коротки

е

средние

длинные

волосы

мужской

зал

коротки

е

средние

длинные

волосы

мужской

зал

коротки

е

средние

длинные

волосы

8.

Тип и вид тары

9.

Способ

нанесения

10.

Фирма -

изготовитель

11.

Место

происхождения

(страна)

12.

Цена

38

39

40

Заключение

В заключение еще раз хочется отменить, что лабораторные работы и практические

занятия

имея

своей

основной

целью

подтвердить,

проверить,

уточнить

имеющиеся

теоретические знания путем их практической проверки, направить на закрепление и

подтверждение имеющихся знаний и на отработку практических умений и навыков

обучающегося.

В

тоже

время

лабораторные

работы

и

практические

занятия

способствуют

развитию

мыслительной

деятельности

и

познавательной

активности

обучающихся, приобщению к методам исследования, связи теории с практикой и

межпредметных связей.

В связи с этим большую роль имеют разработанные преподавателем требования по

подготовке,

планированию,

проведению

и

оформлению

лабораторных

работ

и

практических занятий.

Разработка данных Методических рекомендаций по планированию, организации и

проведению лабораторных работ и практических занятий необходимым для реализации

федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального

образования

(ФГОС

СПО),

организации

самостоятельной

практической

и

профессиональной деятельности обучающихся, реализации методической основы рабочей

программы, обеспечения оснащения занятий.

Методические

рекомендации

выполняют

функцию

ориентира

в

создании

целостной

информационно-образовательной

среды,

необходимой

для

реализации

требований

ФГОС

и

служат

для

обеспечения

системно-деятельностного

подхода,

перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным проектным

и

поисково-исследовательским

видам

работы,

переноса

акцента

на

конструктивный

компонент

учебной

деятельности,

формирование

коммуникативной

культуры

обучающихся и развитие умений работы с различными типами информации.

Методические рекомендации адаптированы к специфике данного образовательного

учреждения

и

специальности

СПО

«Парикмахерское

искусство»,

уровню

финансирования, социокультурным условиям.



В раздел образования