Автор: Малахова Елена Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Обоянский филиал ОБПОУ "Курский колледж культуры"
Населённый пункт: г. Обоянь, Курская область
Наименование материала: Доклад на методическом совете
Тема: Деятельность библиотек по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью
Раздел: среднее профессиональное
Обоянский филиал
областного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«КУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»
ПЦК ОГСЭ и профессиональных модулей
специальность 51.02.03. Библиотековедение
Деятельность библиотек по защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью
Доклад на методическом совете
Составитель:
Малахова Елена Вячеславовна,
преподаватель
Во все времена информация играла
чрезвычайно важную роль, которая из года в
год становилась все существеннее.
В современном обществе она является одним из
ключевых экономических, политических
и др. ресурсов.
Всем
хорошо
известно,
что
«тот,
кто
владеет
информацией,
тот
владеет
миром».
Действительно,
владение
ею
в
достаточном
количестве
помогает
человеку правильно оценить происходящие вокруг него
события, разработать варианты своих действий и принять
обдуманное решение.
Какие угрозы могут подстерегать личность в потоке
информации?
Источниками угроз информационной безопасности
личности
могут
выступать
другая
личность,
программные
и
технические
средства,
группа
лиц,
общественная группа или даже государство, Интернет,
СМИ.
Стратегия
национальной
безопасности
РФ
2021
года,
Доктрина
информационной безопасности, Концепция общественной безопасности
в РФ, Федеральный закон «О безопасности» и другие нормативные и
доктринальные
документы
ставят
задачу
обеспечения
безопасности
каждого человека посредством защиты жизненно важных интересов и
удовлетворения базовых потребностей.
В последнее время актуализируется положение о том, что только при
удовлетворении
потребности
в
безопасности
возникает
тенденция
к
существованию и развитию личности и общества.
Создавая
техносферу
и
социосферу,
человек
стремился
к
повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от
естественных
и
антропогенных
негативных
воздействий.
Все
это
благоприятно
отразилось
на
условиях
жизни
и
в
совокупности
с
другими факторами сказалось на качестве жизни.
Создавая техносферу и социосферу, человек стремился к повышению
комфортности
среды
обитания,
к
росту
коммуникабельности,
к
обеспечению
защиты
от
естественных
и
антропогенных
негативных
воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в
совокупности с другими факторами сказалось на качестве жизни.
Говоря о человеке, необходимо помнить, что человек - это не только
физиологическое, но и социальное, психическое существо. Социальная
среда
характеризуется
культурно-психологическим
климатом,
создаваемым
самими
людьми
из
их
связей
и
влияния
друг
на
друга,
осуществляемого непосредственно, а также с помощью материального,
энергетического и информационного воздействия различных факторов.
Созданный человечеством в природной среде «искусственный мир»
образуют
уже
не
только
техносфера
(мир
технологий
и
т.п.),
но
и
информационная
сфера,
значимость
которой
непрерывно
возрастает.
Особое
значение
для
человека
имеет
социальная
информация
как
наиболее массовое средство общения и воздействия. Содержание именно
этой
информации
определяет
функционирование
общественных
образований, профессиональных, возрастных и этнических групп людей,
государственных и общественных институтов, а также конкретных людей,
их помыслы и поступки.
Таким образом, сегодня жизненно важные интересы и потребности
личности, обеспечивающие ее безопасность, определяются не только и не
столько
техносферными
и
физиологическими
показателями,
но
и
психологическими и информационными.
Концепция А. Маслоу
Различные аспекты безопасности человека и человеческой деятельности
составляют один из основных предметов исследования во многих научных
дисциплинах. Так, например, в психологии, в рамках концепции А. Маслоу,
понятие «безопасность» рассматривается в качестве одной из жизненно
важных потребностей человека.
Противоправные
воздействия
на
информационную
среду
могут
наносить
ущерб
интересам
человека
и
общества,
поэтому
одной
из
актуальных
проблем
современности является обеспечение информационной и
социальной безопасности.
Информационная безопасность — совокупность мер по
защите информационной среды общества и человека.
Информационная безопасность, безопасность жизни и
социальная безопасность являются составными частями
информационной безопасности, поэтому тема дипломной
работы является актуальной.
защита национальных интересов;
обеспечение
человека
и
общества
достоверной и полной информацией;
правовая
защита
человека
и
общества
при
получении,
распространении
и
использовании информации.
Основными целями обеспечения информационной и
социальной безопасности общества являются:
К
объектам,
которым
следует
обеспечить
информационную безопасность, относятся:
информационные ресурсы;
система
создания,
распространения
и
использования
информационных ресурсов;
информационная инфраструктура общества (информационные
коммуникации,
сети
связи,
центры
анализа
и
обработки
данных, системы и средства защиты информации);
средства массовой информации;
права человека и государства на получение, распространение и
использование информации;
защита интеллектуальной собственности и конфиденциальной
информации.
Информационная безопасность библиотеки –
состояние
защищенности
информационной
среды,
обеспечивающее её формирование, использование и развитие.
В качестве стандартной модели безопасности часто
приводят модель из трёх категорий:
Конфиденциальность
-
состояние
информации,
при
котором
доступ
к
ней
осуществляют
только
субъекты,
имеющие на него право;
Целостность
-
избежание
несанкционированной
модификации информации;
Доступность
-
избежание
временного
или
постоянного
сокрытия
информации
от
пользователей,
получивших
права доступа.
Стандартная модели безопасности состоит из трёх категорий:
Конфиденциальность - состояние информации, при котором доступ к
ней осуществляют только субъекты, имеющие на него право;
Целостность
-
избежание
несанкционированной
модификации
информации;
Доступность
-
избежание
временного
или
постоянного
сокрытия
информации от пользователей, получивших права доступа.
Выделяют и другие, не всегда обязательные, категории модели
безопасности:
неотказуемость
или
апеллируемость
-
невозможность
отказа
от
авторства;
подотчётность
-
обеспечение
идентификации
субъекта
доступа
и
регистрации его действий;
достоверность - свойство соответствия предусмотренному поведению
или результату;
аутентичность или подлинность - свойство, гарантирующее, что субъект
или ресурс идентичны заявленным.
1. Удовлетворение
информационных потребностей
субъектов
2. Обеспечение безопасности
информации
3. Обеспечение защиты субъектов
информационных отношений от негативного
информационного воздействия
Информационная безопасность
включает три составляющие:
«Вредная информация» – это информация, не являющаяся
конфиденциальной, но обуславливающая необходимость охраны и
защиты
прав
и
законных
интересов
личности,
общества
и
государства
в
силу
возможного
вреда,
который
нанесет
этим
субъектам ее оборот.
«Вредную информацию» можно классифицировать по способу ее
распространения:
распространяемая персонально;
распространяемая публично:
путем устных выступлений;
через средства массовой информация (газеты, радио, телевидение);
через Интернет;
иным способом.
Виды вредной информации:
Информация,
направленная
на
разжигание
ненависти, вражды и насилия
Ложная информация
Информация,
содержащая
посягательства
на
честь, доброе имя и деловую репутацию
Непристойная информация
Информация,
оказывающая
деструктивное
воздействие на здоровье людей.
Последнее
воскресенье
января
-
Международный день без Интернета.
8 февраля отмечается Международный День
Безопасного Интернета
4 апреля - Международный день Интернета.
30
ноября
ежегодно
стали
отмечать
Международной
день
защиты
информации
(Computer Security Day).
Памятные и знаменательные
даты Интернет-календаря
21 декабря 2010 года
Государственной Думой был
принят
Федеральный закон «О защите
детей от информации,
причиняющей вред их здоровью
и развитию» № 436-ФЗ.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных
технологиях по защите информации».
Возрастная
маркировка
Формы работы библиотек по защите детей от «вредной информации»
•
Организация
мероприятий
на
Неделе
безопасного
Рунета
(конференции,
беседы,
семинары,
родительские
собрания,
консультации).
•
Организация и проведение конкурса «Моя безопасная сеть» для
семей – детей и родителей, педагогов.
•
Организация и проведение различных региональных конкурсов.
•
Просвещение семей, работа с детьми и подростками;
•
Информация на сайте библиотеки по теме безопасности в
Интернете
•
Создание различных материалов (дайджестов, буклетов, интернет-
навигаторов, роликов и др.).
•
WEB – серфинг: виртуальные путешествия по безопасным сайтам
•
Участие в видеоконференциях.
•
Проведение локальных исследований.
Выставки
Плакаты
Выводы:
Таким образом, необходимо решить такие вопросы
как
открытый доступ к информации,
защита авторского права,
и в тоже время, защита гражданского права на доступ
к авторской информации,
информационная безопасность,
право на частную информацию,
цена информационного доступа.
Решение этих вопросов особенно важно для
библиотек
как
институтов,
которые
отражают
общественный срез интересов к информации.
На
основе
вышеизложенного,
можно
определить
ряд
рекомендаций
по
содействию
развитию
информационной
безопасности
в
библиотеках.
Для
этого
библиотекам
необходимо:
1.
уделять
большое
внимание
созданию
безопасной
среды,
удовлетворяющей
потребность
в
безопасности;
2.
воспитывать
культуру
безопасности
жизнедеятельности;
3. формировать потребность в анализе внутренней среды обитания
человека,
его
личностного,
психологического,
информационного
пространства.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!