Напоминание

Деятельность библиотек по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью


Автор: Малахова Елена Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Обоянский филиал ОБПОУ "Курский колледж культуры"
Населённый пункт: г. Обоянь, Курская область
Наименование материала: Доклад на методическом совете
Тема: Деятельность библиотек по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Обоянский филиал

областного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«КУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»

ПЦК ОГСЭ и профессиональных модулей

специальность 51.02.03. Библиотековедение

Деятельность библиотек по защите детей

от информации, причиняющей вред их здоровью

Доклад на методическом совете

Составитель:

Малахова Елена Вячеславовна,

преподаватель

Во все времена информация играла

чрезвычайно важную роль, которая из года в

год становилась все существеннее.

В современном обществе она является одним из

ключевых экономических, политических

и др. ресурсов.

Всем

хорошо

известно,

что

«тот,

кто

владеет

информацией,

тот

владеет

миром».

Действительно,

владение

ею

в

достаточном

количестве

помогает

человеку правильно оценить происходящие вокруг него

события, разработать варианты своих действий и принять

обдуманное решение.

Какие угрозы могут подстерегать личность в потоке

информации?

Источниками угроз информационной безопасности

личности

могут

выступать

другая

личность,

программные

и

технические

средства,

группа

лиц,

общественная группа или даже государство, Интернет,

СМИ.

Стратегия

национальной

безопасности

РФ

2021

года,

Доктрина

информационной безопасности, Концепция общественной безопасности

в РФ, Федеральный закон «О безопасности» и другие нормативные и

доктринальные

документы

ставят

задачу

обеспечения

безопасности

каждого человека посредством защиты жизненно важных интересов и

удовлетворения базовых потребностей.

В последнее время актуализируется положение о том, что только при

удовлетворении

потребности

в

безопасности

возникает

тенденция

к

существованию и развитию личности и общества.

Создавая

техносферу

и

социосферу,

человек

стремился

к

повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от

естественных

и

антропогенных

негативных

воздействий.

Все

это

благоприятно

отразилось

на

условиях

жизни

и

в

совокупности

с

другими факторами сказалось на качестве жизни.

Создавая техносферу и социосферу, человек стремился к повышению

комфортности

среды

обитания,

к

росту

коммуникабельности,

к

обеспечению

защиты

от

естественных

и

антропогенных

негативных

воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в

совокупности с другими факторами сказалось на качестве жизни.

Говоря о человеке, необходимо помнить, что человек - это не только

физиологическое, но и социальное, психическое существо. Социальная

среда

характеризуется

культурно-психологическим

климатом,

создаваемым

самими

людьми

из

их

связей

и

влияния

друг

на

друга,

осуществляемого непосредственно, а также с помощью материального,

энергетического и информационного воздействия различных факторов.

Созданный человечеством в природной среде «искусственный мир»

образуют

уже

не

только

техносфера

(мир

технологий

и

т.п.),

но

и

информационная

сфера,

значимость

которой

непрерывно

возрастает.

Особое

значение

для

человека

имеет

социальная

информация

как

наиболее массовое средство общения и воздействия. Содержание именно

этой

информации

определяет

функционирование

общественных

образований, профессиональных, возрастных и этнических групп людей,

государственных и общественных институтов, а также конкретных людей,

их помыслы и поступки.

Таким образом, сегодня жизненно важные интересы и потребности

личности, обеспечивающие ее безопасность, определяются не только и не

столько

техносферными

и

физиологическими

показателями,

но

и

психологическими и информационными.

Концепция А. Маслоу

Различные аспекты безопасности человека и человеческой деятельности

составляют один из основных предметов исследования во многих научных

дисциплинах. Так, например, в психологии, в рамках концепции А. Маслоу,

понятие «безопасность» рассматривается в качестве одной из жизненно

важных потребностей человека.

Противоправные

воздействия

на

информационную

среду

могут

наносить

ущерб

интересам

человека

и

общества,

поэтому

одной

из

актуальных

проблем

современности является обеспечение информационной и

социальной безопасности.

Информационная безопасность — совокупность мер по

защите информационной среды общества и человека.

Информационная безопасность, безопасность жизни и

социальная безопасность являются составными частями

информационной безопасности, поэтому тема дипломной

работы является актуальной.

защита национальных интересов;

обеспечение

человека

и

общества

достоверной и полной информацией;

правовая

защита

человека

и

общества

при

получении,

распространении

и

использовании информации. 

Основными целями обеспечения информационной и

социальной безопасности общества являются:

К

объектам,

которым

следует

обеспечить

информационную безопасность, относятся:

информационные ресурсы;

система

создания,

распространения

и

использования

информационных ресурсов;

информационная инфраструктура общества (информационные

коммуникации,

сети

связи,

центры

анализа

и

обработки

данных, системы и средства защиты информации);

средства массовой информации;

права человека и государства на получение, распространение и

использование информации;

защита интеллектуальной собственности и конфиденциальной

информации.

Информационная безопасность библиотеки

состояние

защищенности

информационной

среды,

обеспечивающее её формирование, использование и развитие.

В качестве стандартной модели безопасности часто

приводят модель из трёх категорий:

Конфиденциальность

-

состояние

информации,

при

котором

доступ

к

ней

осуществляют

только

субъекты,

имеющие на него право;

Целостность

-

избежание

несанкционированной

модификации информации;

Доступность

-

избежание

временного

или

постоянного

сокрытия

информации

от

пользователей,

получивших

права доступа.

Стандартная модели безопасности состоит из трёх категорий:

Конфиденциальность - состояние информации, при котором доступ к

ней осуществляют только субъекты, имеющие на него право;

Целостность

-

избежание

несанкционированной

модификации

информации;

Доступность

-

избежание

временного

или

постоянного

сокрытия

информации от пользователей, получивших права доступа.

Выделяют и другие, не всегда обязательные, категории модели

безопасности:

неотказуемость

или

апеллируемость

-

невозможность

отказа

от

авторства;

подотчётность

-

обеспечение

идентификации

субъекта

доступа

и

регистрации его действий;

достоверность - свойство соответствия предусмотренному поведению

или результату;

аутентичность или подлинность - свойство, гарантирующее, что субъект

или ресурс идентичны заявленным.

1. Удовлетворение

информационных потребностей

субъектов

2. Обеспечение безопасности

информации

3. Обеспечение защиты субъектов

информационных отношений от негативного

информационного воздействия

Информационная безопасность

включает три составляющие:

«Вредная информация» – это информация, не являющаяся

конфиденциальной, но обуславливающая необходимость охраны и

защиты

прав

и

законных

интересов

личности,

общества

и

государства

в

силу

возможного

вреда,

который

нанесет

этим

субъектам ее оборот.

«Вредную информацию» можно классифицировать по способу ее

распространения:

распространяемая персонально;

распространяемая публично:

путем устных выступлений;

через средства массовой информация (газеты, радио, телевидение);

через Интернет;

иным способом.

Виды вредной информации:

Информация,

направленная

на

разжигание

ненависти, вражды и насилия

Ложная информация

Информация,

содержащая

посягательства

на

честь, доброе имя и деловую репутацию

Непристойная информация

Информация,

оказывающая

деструктивное

воздействие на здоровье людей.

Последнее

воскресенье

января

-

Международный день без Интернета.

8 февраля отмечается Международный День

Безопасного Интернета

4 апреля - Международный день Интернета.

30

ноября

ежегодно

стали

отмечать

Международной

день

защиты

информации

(Computer Security Day).

Памятные и знаменательные

даты Интернет-календаря

21 декабря 2010 года

Государственной Думой был

принят

Федеральный закон «О защите

детей от информации,

причиняющей вред их здоровью

и развитию» № 436-ФЗ.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ

«Об информации, информационных

технологиях по защите информации».

Возрастная

маркировка

Формы работы библиотек по защите детей от «вредной информации»

Организация

мероприятий

на

Неделе

безопасного

Рунета

(конференции,

беседы,

семинары,

родительские

собрания,

консультации).

Организация и проведение конкурса «Моя безопасная сеть» для

семей – детей и родителей, педагогов.

Организация и проведение различных региональных конкурсов.

Просвещение семей, работа с детьми и подростками;

Информация на сайте библиотеки по теме безопасности в

Интернете

Создание различных материалов (дайджестов, буклетов, интернет-

навигаторов, роликов и др.).

WEB – серфинг: виртуальные путешествия по безопасным сайтам

Участие в видеоконференциях.

Проведение локальных исследований.

Выставки

Плакаты

Выводы:

Таким образом, необходимо решить такие вопросы

как

открытый доступ к информации,

защита авторского права,

и в тоже время, защита гражданского права на доступ

к авторской информации,

информационная безопасность,

право на частную информацию,

цена информационного доступа.

Решение этих вопросов особенно важно для

библиотек

как

институтов,

которые

отражают

общественный срез интересов к информации.

На

основе

вышеизложенного,

можно

определить

ряд

рекомендаций

по

содействию

развитию

информационной

безопасности

в

библиотеках.

Для

этого

библиотекам

необходимо:

1.

уделять

большое

внимание

созданию

безопасной

среды,

удовлетворяющей

потребность

в

безопасности;

2.

воспитывать

культуру

безопасности

жизнедеятельности;

3. формировать потребность в анализе внутренней среды обитания

человека,

его

личностного,

психологического,

информационного

пространства.

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!



В раздел образования