Автор: Гончарова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "ВТСТ"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональная направленность преподавания математики в системе СПО
Раздел: среднее профессиональное
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ
СПО.
Гончарова Н.В. преподаватель
Основной задачей среднего профессионального образования является обеспечение эконо-
мики страны квалифицированными кадрами, формирование кадрового потенциала, способного
конкурировать со специалистами аналогичной квалификации на мировом рынке, для реализации
задач роста и повышения конкурентной способности российской экономики.
Исходя из концепции развития профессионального образования в Российской Федерации очень
важно понимать, что изучение математики играет системообразующую роль в образовании, раз-
вивая познавательные способности, логическое мышление. Развитие всех направлений нашего об-
щества немыслимо без математического образования и математической грамотности всего насе-
ления. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для ключевых
компетенций специалиста. Цель обучения математике в техникуме состоит в том, чтобы студент,
во-первых, получил фундаментальную математическую подготовку, в соответствии с програм-
мой, а во-вторых, овладел навыками математического моделирования в области будущей профес-
сиональной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС, вся система обучения математике в СПО должна
показывать практическое значение математики, учить студентов применять теоретические знания
для решения конкретных задач, с которыми они столкнутся в процессе обучения выбранной спе-
циальности. Поэтому, усиление практической направленности- одна из основных задач, постав-
ленных перед системой профессионального образования.
Уже много лет работаю со студентами специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений. Всегда на первом занятии, знакомясь с первокурсниками, провожу опрос.
Задаю простые вопросы:
1) Почему поступили в техникум?
2) Почему выбрали эту специальность?
3)Нужна ли строителям математика?
На первый вопрос большинство отвечает, что не остались в школе, так как боятся сдавать ЭГЕ
или считают, что ни чего интересного нет в 10-11 классах и им жаль потерянного времени. И
лишь небольшая часть сделала это осознанно, стремясь поскорее освоить специальность.
На второй вопрос большинство отвечают, что им посоветовали родители, близкие, знакомые. И
лишь немногие сделали выбор самостоятельно, считая профессию «строитель» интересной, при-
влекательной, нужной или востребованной на рынке труда.
На третий вопрос ответы не однозначны. С одной стороны, они осознают, что для получения ди-
плома (профессии), нужно изучать математику, так как она есть в учебном плане. А с другой сто-
роны, многие искренне не понимают, как им на стройке пригодятся производные или формулы по
геометрии.
Поэтому профессиональная направленность обучения дает возможность показать, как изу-
чаемые основы наук находят применение в практике, помогают эффективно выполнять произ-
водственную деятельность. В качестве примера можно рассмотреть организацию такой работы в
группах специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
На 1 курсе рассматриваются несколько видов несложных задач, которые чаще всего встречаются
в деятельности строителя-практика. С подобными проблемами может столкнуться и любитель,
желающий сделать ремонт в квартире или небольшую постройку на дачном участке, и профессио-
нал. Среди них выделяются следующие основные виды задач с профессиональной направленно-
стью: 1) определение площади нестандартной формы, 2) определение количества и стоимости
расходного материала, 3) задачи на оптимизацию расходов в строительном деле. На 2 курсе
рассматриваются задачи на выполнение земляных работ и расчет строительных конструкций.
Примеры решаемых задач с профессиональной направленностью и их связь общепрофес-
сиональными дисциплинами и профессиональными модулями приведены в Приложении 1
Приложение 1
Тема учебной
дисциплины
Задачи с профессиональной направленностью
Интеграция с общепро-
фессиональными дисци-
плинами, профессио-
нальными модулями
Вычисление
площади плос-
ких фигур
Вычислить площадь стен облицовки хозяйствен-
ной постройки высотой 3м, имеющей два окна и
одну дверь. Размеры окна: ширина 0,6м высота
1,2м, размеры двери: ширина 0,8м, высота 2,1.
Основание дома составляют три геометрические
фигуры: прямоугольник 3м×4м и две полуокруж-
ности радиусом 1,5 метра
МДК 01.01 Проектиро-
вание зданий и сооруже-
ний
Вычисление площади
поверхности строитель-
ных конструкций
Геометрические
тела, их поверх-
ности и объемы
Найти объем бассейна, имеющего форму прямо-
угольного параллелепипеда с размерами: ширина
3м, длина 9м, глубина 2м.
МДК 01.01 Проектиро-
вание зданий и сооруже-
ний
Геометрические
тела, их поверх-
ности и объемы
Сколько строительного кирпича и раствора по-
требуется для постройки коровника: длина 30м,
ширина 25м, высота 6 м, толщина стен 0,5 м,
если в 1м
3
кирпичной кладки содержится 400
шт. кирпича, а потребность в растворе составляет
0,2 объема кладки
МДК 01.01 Проектиро-
вание зданий и сооруже-
ний
Приготовление бетон-
ной смеси: дозирование
Геометрические
приложения
определенного
интеграла
Вычислить площадь земли, выделенной под
строительство, если она ограничена графиком
функции у = - х
2
+9.
МДК 01.01 Проектиро-
вание зданий и сооруже-
ний
Вычисление площади
поверхности строитель-
ных конструкций
Прямые и плос-
кости в про-
странстве
Какова должна быть длина стойки крыши, чтобы
стропила были длиной 5м, а балка перекрытия
8м? Рассчитать количество досок шириной 200
мм и длиной 4м для того, чтобы закрыть фронтон
МДК 01.01 Проектиро-
вание зданий и сооруже-
ний
Расчет балок. Сечения
ленточных фундаментов
Двугранный
угол
Рассчитать углы наклона ломаной конструкции
крыши
МДК 01.01 Проектиро-
вание зданий и сооруже-
ний
Крыши. Лестницы.
Наибольшее и
наименьшее
значение ве-
личины
Для хранения строительных материалов нужно
сделать временное хранилище в форме сварного
каркаса, покрытого брезентом. Для изготовления
каркаса, имеющего форму правильной четырех-
угольной призмы, имеется 420м арматурного
стержня. Найти размеры каркаса, чтобы под навес
уместилось как можно больше строительных ма-
териалов?
МДК 01.01 Проектиро-
вание зданий и сооруже-
ний
Вычисление площади
поверхности строитель-
ных конструкций
Студентам 1,2 курсов очень важно понимать важность изучения математики для их профес-
сиональной деятельности. Поэтому решение задач профессиональной направленности способству-
ет появлению у студентов четких мотивационных установок к изучению основ-математической
науки и к учебно-познавательной деятельности; повышению интереса к будущей профессиональ-
ной деятельности посредством использования в обучении информации, характеризующей различ-
ные грани профессиональной деятельности.
Литература
1.
Концепция развития математического образования в Российской Федерации 24.12.2013г.
2.
Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математи-
ческого анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы.
— М., 2019.
3.
Алимов Ш.А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Ал-
гебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы.
—М., 2019