Напоминание

Профессиональная направленность преподавания математики в системе СПО


Автор: Гончарова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "ВТСТ"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональная направленность преподавания математики в системе СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ

СПО.

Гончарова Н.В. преподаватель

Основной задачей среднего профессионального образования является обеспечение эконо-

мики страны квалифицированными кадрами, формирование кадрового потенциала, способного

конкурировать со специалистами аналогичной квалификации на мировом рынке, для реализации

задач роста и повышения конкурентной способности российской экономики.

Исходя из концепции развития профессионального образования в Российской Федерации очень

важно понимать, что изучение математики играет системообразующую роль в образовании, раз-

вивая познавательные способности, логическое мышление. Развитие всех направлений нашего об-

щества немыслимо без математического образования и математической грамотности всего насе-

ления. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для ключевых

компетенций специалиста. Цель обучения математике в техникуме состоит в том, чтобы студент,

во-первых, получил фундаментальную математическую подготовку, в соответствии с програм-

мой, а во-вторых, овладел навыками математического моделирования в области будущей профес-

сиональной деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС, вся система обучения математике в СПО должна

показывать практическое значение математики, учить студентов применять теоретические знания

для решения конкретных задач, с которыми они столкнутся в процессе обучения выбранной спе-

циальности. Поэтому, усиление практической направленности- одна из основных задач, постав-

ленных перед системой профессионального образования.

Уже много лет работаю со студентами специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация

зданий и сооружений. Всегда на первом занятии, знакомясь с первокурсниками, провожу опрос.

Задаю простые вопросы:

1) Почему поступили в техникум?

2) Почему выбрали эту специальность?

3)Нужна ли строителям математика?

На первый вопрос большинство отвечает, что не остались в школе, так как боятся сдавать ЭГЕ

или считают, что ни чего интересного нет в 10-11 классах и им жаль потерянного времени. И

лишь небольшая часть сделала это осознанно, стремясь поскорее освоить специальность.

На второй вопрос большинство отвечают, что им посоветовали родители, близкие, знакомые. И

лишь немногие сделали выбор самостоятельно, считая профессию «строитель» интересной, при-

влекательной, нужной или востребованной на рынке труда.

На третий вопрос ответы не однозначны. С одной стороны, они осознают, что для получения ди-

плома (профессии), нужно изучать математику, так как она есть в учебном плане. А с другой сто-

роны, многие искренне не понимают, как им на стройке пригодятся производные или формулы по

геометрии.

Поэтому профессиональная направленность обучения дает возможность показать, как изу-

чаемые основы наук находят применение в практике, помогают эффективно выполнять произ-

водственную деятельность. В качестве примера можно рассмотреть организацию такой работы в

группах специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

На 1 курсе рассматриваются несколько видов несложных задач, которые чаще всего встречаются

в деятельности строителя-практика. С подобными проблемами может столкнуться и любитель,

желающий сделать ремонт в квартире или небольшую постройку на дачном участке, и профессио-

нал. Среди них выделяются следующие основные виды задач с профессиональной направленно-

стью: 1) определение площади нестандартной формы, 2) определение количества и стоимости

расходного материала, 3) задачи на оптимизацию расходов в строительном деле. На 2 курсе

рассматриваются задачи на выполнение земляных работ и расчет строительных конструкций.

Примеры решаемых задач с профессиональной направленностью и их связь общепрофес-

сиональными дисциплинами и профессиональными модулями приведены в Приложении 1

Приложение 1

Тема учебной

дисциплины

Задачи с профессиональной направленностью

Интеграция с общепро-

фессиональными дисци-

плинами, профессио-

нальными модулями

Вычисление

площади плос-

ких фигур

Вычислить площадь стен облицовки хозяйствен-

ной постройки высотой 3м, имеющей два окна и

одну дверь. Размеры окна: ширина 0,6м высота

1,2м, размеры двери: ширина 0,8м, высота 2,1.

Основание дома составляют три геометрические

фигуры: прямоугольник 3м×4м и две полуокруж-

ности радиусом 1,5 метра

МДК 01.01 Проектиро-

вание зданий и сооруже-

ний

Вычисление площади

поверхности строитель-

ных конструкций

Геометрические

тела, их поверх-

ности и объемы

Найти объем бассейна, имеющего форму прямо-

угольного параллелепипеда с размерами: ширина

3м, длина 9м, глубина 2м.

МДК 01.01 Проектиро-

вание зданий и сооруже-

ний

Геометрические

тела, их поверх-

ности и объемы

Сколько строительного кирпича и раствора по-

требуется для постройки коровника: длина 30м,

ширина 25м, высота 6 м, толщина стен 0,5 м,

если в 1м

3

кирпичной кладки содержится 400

шт. кирпича, а потребность в растворе составляет

0,2 объема кладки

МДК 01.01 Проектиро-

вание зданий и сооруже-

ний

Приготовление бетон-

ной смеси: дозирование

Геометрические

приложения

определенного

интеграла

Вычислить площадь земли, выделенной под

строительство, если она ограничена графиком

функции у = - х

2

+9.

МДК 01.01 Проектиро-

вание зданий и сооруже-

ний

Вычисление площади

поверхности строитель-

ных конструкций

Прямые и плос-

кости в про-

странстве

Какова должна быть длина стойки крыши, чтобы

стропила были длиной 5м, а балка перекрытия

8м? Рассчитать количество досок шириной 200

мм и длиной 4м для того, чтобы закрыть фронтон

МДК 01.01 Проектиро-

вание зданий и сооруже-

ний

Расчет балок. Сечения

ленточных фундаментов

Двугранный

угол

Рассчитать углы наклона ломаной конструкции

крыши

МДК 01.01 Проектиро-

вание зданий и сооруже-

ний

Крыши. Лестницы.

Наибольшее и

наименьшее

значение ве-

личины

Для хранения строительных материалов нужно

сделать временное хранилище в форме сварного

каркаса, покрытого брезентом. Для изготовления

каркаса, имеющего форму правильной четырех-

угольной призмы, имеется 420м арматурного

стержня. Найти размеры каркаса, чтобы под навес

уместилось как можно больше строительных ма-

териалов?

МДК 01.01 Проектиро-

вание зданий и сооруже-

ний

Вычисление площади

поверхности строитель-

ных конструкций

Студентам 1,2 курсов очень важно понимать важность изучения математики для их профес-

сиональной деятельности. Поэтому решение задач профессиональной направленности способству-

ет появлению у студентов четких мотивационных установок к изучению основ-математической

науки и к учебно-познавательной деятельности; повышению интереса к будущей профессиональ-

ной деятельности посредством использования в обучении информации, характеризующей различ-

ные грани профессиональной деятельности.

Литература

1.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации 24.12.2013г.

2.

Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математи-

ческого анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы.

— М., 2019.

3.

Алимов Ш.А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Ал-

гебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы.

—М., 2019



В раздел образования