Автор: Ефимов Андрей Викторович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Саткинский горно-керамический колледж им.А.К.Савина
Населённый пункт: городд СаткаЧелябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Руководство проектной деятельностью обучающихся в процессе профессионального обучения»
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский горно-керамический
колледж имени А.К.Савина»
«Руководство проектной деятельностью обучающихся в процессе
профессионального обучения»
Разработал:
Ефимов Андрей Викторович
Челябинск, 2023 г.
Содержание
Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности обучающихся
5
1.1 Сущность, содержание и классификация проектной деятельности
студентов в образовательном процессе
5
1.2 Методы и принципы проектирования в образовательной деятельно-
сти обучающихся
7
Глава 2. Технология использования проектной методики в системе СПО
11
2.1 Использование метода проектов для формирования общих компе-
тенций студентов СПО
Глава 3 Применение метода проектов для формирования общих компе-
тенций студентов в процессе изучения предмета «Электротехника»
21
Глава 4 Методические рекомендации по организации проектной работы
на уроках
27
Заключение
38
Список литературы
41
2
Введение
В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость
реформирования своих систем образования с тем, чтобы обучающийся стал
центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность
учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие
считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год,
важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать
с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в
разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, про-
фессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.
Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой
необходимость поиска новых подходов к профессиональному обучению. Об-
ращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога
на деятельность каждого обучающегося и вовлечение его в активную учебно-
практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных
форм преподавания является метод проектов.
В проектной работе обучающиеся включаются в организуемую педагогом
поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом
на уже имеющиеся возможности, способности студентов к творческому мыш-
лению.
Актуальность технологии проектного обучения для современного образо-
вания определяется его многоцелевой и многофункциональной направленно-
стью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный
процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными ба-
зовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее
развитие личности.
Теоретическая значимость и недостаточная практическая разработан-
ность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Руководство
3
проектной деятельностью обучающихся в процессе профессионального обуче-
ния»
Цель работы. Разработка методики организации проектной деятельности
обучающихся при обучении студентов.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проектной деятельности обучающихся .
2. Разработка методов и принципов организации проектной деятельности обу-
чающихся СПО.
3. Описать применение метода проектов для формирования общих компетен-
ций студентов в процессе изучения предмета «Электротехника»
4.Разработка методические рекомендации по организации проектной деятель-
ности обучающихся на уроках
Объект исследования: Проектная деятельность студентов.
Предмет исследования: технология организации проектной деятельности
студентов.
Структура данной работы представлена введением, четырьмя главами, за-
ключением, списком литературы.
4
Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности обучаю-
щихся
1.1 Сущность, содержание и классификация проектной деятельно-
сти студентов в образовательном процессе
Проект – специально организованный преподавателем и самостоятельно
выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для
учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. В основе метода
проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений само-
стоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информаци-
онном пространстве, развитие критического и творческого мышления, это
способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы
(технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым прак-
тическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться
такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить,
находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных обла-
стей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных ва-
риантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи[2,С.18].
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Реше-
ние проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности,
разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходи-
мость интегрирования знаний, умений применять знания из различных обла-
стей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов - педа-
гогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их при-
менение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное
включение обучающихся в создание проекта дает возможность осваивать но-
вые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
5
Проектная деятельность обучающихся– совместная учебная и познава-
тельная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные мето-
ды, способы деятельности, направленная на достижения общего результата дея-
тельности. создать условия, при которых студенты:
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы
самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных ис-
точников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познава-
тельных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, по-
строения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление[1,С.33].
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические при-
знаки:
1.Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая,
творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-
ориентировочная, пр.
2. Предметно-содержательная область: моно-проект (в рамках одной об-
ласти знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий),
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телеком-
муникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города,
региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта[8,С.50].
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доми-
нирующей (преобладающей) деятельности обучающихся:
6
- проект может быть групповым и персональным;
- практико-ориентированный проект - предполагает реальный результат
работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер;
- исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем
правилам научного исследования; предполагает четкое определение предмета и
методов исследования. Исследовательские проекты, как правило, продолжи-
тельные по времени и нередко являются экзаменационной работой обучающих-
ся или конкурсной внеурочной работой.
- информационный проект - сбор и обработка информации по значимой
проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информа-
ция в сети Интернет)[5,С.58].
По комплексности проекты могут быть моно-проектами и межпредмет-
ными. Моно-проекты реализуются в рамках одного учебного предмета или од-
ной области знания. Межпредметные - выполняются во внеурочное время под
руководством специалистов из разных областей знания.
По продолжительности различают:
- мини-проекты - укладываются в один урок или даже его часть;
- краткосрочные - на 4-6 уроков;
- недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание аудитор-
ных и внеаудиторных форм работы;
- долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и группо-
вые, выполняются, как правило, во внеурочное время.
Возможна классификация проектов по тематическим областям, масшта-
бам деятельности, срокам реализации, количеству исполнителей, важности ре-
зультатов.
Показателями успешности проекта служат следующие критерии: качество
усвоения студентами программы; сформированность потребности в продолже-
нии образования; сформированность способности к самостоятельному осуще-
ствлению учебной деятельности; уровень интеллектуальных достижений сту-
дентов; конкурентоспособность знаний студентов; мотивация студентов на со-
7
трудничество в учебном процессе; демократизация взаимоотношений между
преподавателем и студентом.
Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентирован-
ная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в об-
разовании:
- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления
учащихся.[5,С.43]
1.2 Методы и принципы проектирования в образовательной дея-
тельности обучающихся
Методы, доминирующие в проекте: исследовательский, творческий, игро-
вой, информационный, практико-ориентированный - это те необходимые мето-
ды, через которые можно актуализировать общие компетенции в соответствии с
ФГОС СПО.
Исследовательские методы имеют структуру, приближенную к подлин-
ным научным исследованиям. Они предполагают обоснование актуальности
темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования,
выдвижение гипотезы исследования и обозначение методов исследования, и
проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением
результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальней-
шую перспективу исследования.
Творческие проекты представляют собой самостоятельное учебно-творче-
ское задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее
создание общественного полезного продукта (изделия), обладающее субъектив-
ной или объективной новизной.
Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя опре-
деленные роли, обусловленные содержанием проекта, обязательно намечая
проблему и цель проекта. Ведущий вид деятельности студентов в таких проек-
тах – ролевая игра. Результаты же не всегда возможно наметить в начале рабо-
8
ты, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия
участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить сту-
дентов добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегриро-
ваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Студен-
ты изучают и используют различные методы получения информации (литерату-
ра, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы
анкетирования и интервьюирования). Далее проводится обработка полученной
информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргу-
ментированные выводы). В заключении проходит презентация (доклад, публи-
кация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).
Практико-ориентированные проекты - это проекты, обязательно предпо-
лагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие,
удовлетворяющую конкретную потребность; определенный социальный ре-
зультат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо
направленный на решение общественных проблем. В заключение необходима
качественно организованная презентация полученных результатов и возмож-
ных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки
проекта[12,С.39].
Проектирование является тем средством, с помощью которого педагог
может расширять горизонт своей компетентности, изменять уровень развития
собственной личности, и, конечно, своего профессионализма в контексте обуче-
ния проектированию студентов.
Принципы метода проектов, формирующие содержательные аспекты про-
фессиональной компетенции представлены в таблице 1.
Таблица 1
9
Принципы метода проектов, формирующие содержательные аспекты
профессиональной компетенции[10,С.81].
О
дОднако, метод проектов наряду с сильными имеет и слабые стороны, ко-
торые продемонстрированы в таблице 2.
Таблица 2.
Сильные и слабые стороны метода проектов[10,С.87].
Сильные стороны
Слабые стороны
Результаты:
• приобретение навыков информационно-поис-
ковой и исследовательской деятельности;
• Увеличение нагрузки на преподавателя.
• Необходимость хорошего материально-тех-
10
Принципы метода проектов
Профессиональная компетенция
Опора на опыт студента
Знание имеющегося опыта
Проблемность
Умение выбрать
Развитие образовательных потребно-
стей, контекстность
Ориентация на профессиональную успеш-
ность
Результативность
Чувство личной ответственности за ре-
зультат
Самостоятельность, системность, инди-
видуализация
Способность к самосовершенствованию,
активность
• развитие личностных качеств обучающихся;
• расширение и углубление знаний по основ-
ным содержательным линиям базового курса
информатики;
• совершенствование учебных компетенций;
• формирование навыков коллективной дея-
тельности учащихся;
• умение аргументировано отстаивать свою
точку зрения;
• усвоение учебного материала в соответствии
с содержанием образования;
• умение представить полученные результаты в
наглядной форме;
• способность рефлексивной оценки собствен-
ной деятельности.
нического оснащения компьютерных
классов.
• Увеличение финансовых затрат (связанных
с выходом в Интернет).
Возможности
Угрозы
Раскрытие личностного потенциала обучаю-
щихся, их способностей и задатков.
Увеличение доли самостоятельной работы
обучающихся может снизить их познаватель-
ную активность.
Таким образом, проектные технологии обучения имеют высокий дидакти-
ческий потенциал. Однако их небольшое распространение в современной си-
стеме образования связано с недостаточным материально-техническим обеспе-
чением процесса обучения и неподготовленностью преподавателей к организа-
ции проектной деятельности обучающихся.
11
Глава 2. Технология использования проектной методики
в системе СПО
2.1 Использование метода проектов для формирования общих компе-
тенций студентов СПО
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов
среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагает измене-
ние подходов к профессиональному образованию. Лейтмотив обучения в СПО -
проблема качества образования как основы качества жизни человека и обще-
ства. ФГОС СПО требуют овладение студентами общих (ОК) и профессио-
нальных компетенций (ПК). И если ПК мы сформируем через содержание обу-
чения, то ОК крайне редко можно сформировать через содержание, в основном
через методы обучения. Образовательная компетенция включает совокупность
взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов
деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и соци-
ально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реаль-
ной действительности.
Общие компетенции означают совокупность социально-личностных ка-
честв выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на опреде-
ленном квалификационном уровне.
Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпуск-
ника.
Сделаем попытку определить: какие компетентности являются определя-
ющими, то есть лежат в основе развития личности обучающегося.
Обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных Ан-
дреем Викторовичем Хуторским.[18,С45]
Ученый выделяет 7 ключевых компетенций.
1. Ценностно-смысловые компетенции.
12
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции.
7. Компетенции личностного самосовершенствования [12,С57]
1. Ценностно-смысловые компетенции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эф-
фективного выполнения профессиональных задач, профессионального и лич-
ностного развития
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
2. Общекультурные компетенции
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением получен-
ных профессиональных знаний (для юношей).
3. Учебно-познавательные компетенции.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
13
4. Информационные компетенции.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эф-
фективного выполнения профессиональных задач, профессионального и лич-
ностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профес-
сиональной деятельности
5. Коммуникативные компетенции
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
6. Социально-трудовые компетенции.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения задания
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональ-
ной деятельности
.
7. Компетенции личностного самосовершенствования
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
14
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для по-
становки и решения профессиональных задач, профессионального и личностно-
го развития.
Таким образом, последовательность освоения компетенций обучающимися, а
может быть представлена в форме «лесенки».
Последовательность освоения компетенциями
• Социально-трудовые компетенции
• Общекультурные компетенции.
• Информационно-коммуникативные компетенции
• Учебно-познавательные компетенции.
Как видим, ценностно-смысловые компетенции, включая компетенции лич-
ностного самосовершенствования имеют первостепенное значение, являются
основой, «фундаментом» развития всех других ОК, далее идут учебно-познава-
тельные, информационно-коммуникативные компетенции, общекультурные и
социально-трудовые.
Аналогичные результаты получим, ориентируясь на классификацию ОК,
предложенную И.А. Зимней [5,С.41].
1.Компетенции, относящиеся к самому человеку, как к личности, субъекту дея-
тельности и общения.
2.Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и соци-
альной сферы.
3.Компетенции, относящиеся к деятельности человека.
15
Таким образом, второе условие - учет последовательности и неравномерно-
сти освоения обучающимися ОК.
Встает правомерный вопрос: как определить степень освоения компетенций
обучающимися? Ответ очень простой: надо разработать КОС, КИМ, разработка
которых сложна и ответственна.
В качестве оценочных материалов рекомендуется использовать:
- портфолио;
-модульно-рейтинговую систему;
- метод проектов:
- деловые игры;
- кейс-метод;
-практико-ориентированные, имитационные задания «ситуация»+«роль».
Как мы видим метод проектов может являться одним из методов оценоч-
ных материалов, определяющих степень освоения общих компетенций.
Компетентностный подход обновления содержания образования направ-
лен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундамен-
тальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической
направленности.
По мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы со-
здать условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источ-
ников;
пользуются приобретенными знаниями для решения познаватель-
ных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных груп-
пах;
16
развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор
информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение ги-
потез, обобщение);
развивают системное мышление[16,С.67].
Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом, организовать
учебный процесс, чтобы не просто дать студентам знания об исследуемых про-
цессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения про-
ведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования клю-
чевых компетентностей, наличие которой необходимо для продолжения образо-
вания, успешной деятельности в различных сферах производства.
Повысить активность обучающихся в самостоятельном получении зна-
ний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно
путем широкого внедрения в настоящее время проектной технологии, которая,
по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов.
Студенты должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого их
необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а
также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В реше-
нии данной задачи важная роль отводится преподавателю-исследователю, гото-
вому к организации и руководству проектной деятельностью[19,С.61].
В планируемой модели формирования ключевых компетентностей обуча-
ющихся в процессе проектной деятельности предусмотрена подготовка тьюто-
ров. Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного наставни-
ка, который что-то умеет делать (знает, как сделать), и обучающегося. Тьютор
или наставник призван не исправлять, а направлять обучающегося; не указы-
вать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном плани-
ровании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под
присмотром наставника. Обучающийся сам делает выводы о тех ошибках, кото-
рые он проанализировал с тьютором.
Деятельность, организуемая тьютором, подразумевает совместную работу
преподавателя и студента; любое событие проектируется совместно с обучаю-
17
щимися. Обсуждая с обучающимися проблемы, на которые это действие или
событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию студен-
та по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи ра-
боты, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает
обучающемуся (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том,
что ждет студента в его пути по жизни. В результате сотрудничество препода-
вателя-тьютора и обучающегося характеризуется насыщенностью, целенаправ-
ленностью, высоким уровнем рефлексии самого процесса деятельности и его
результатов. Коммуникативная направленность сотрудничества позволяет до-
биваться обучающимся высоких образовательных результатов[9,C.34]
Используя проектирование как метод познания, студенты приходят к
переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над
проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых ре-
зультатов помогают студентам осознать, что знания – это не только самоцель,
сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамот-
но выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать реше-
ния, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.
В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспе-
чена группой предметов, формирующих систему специальных знаний и умений
студентов. Придерживаясь позиции И.С. Сергеева, выделяем группу, которая
ориентирована непосредственно на формирование компетентностей (гра-
жданской, информационной, коммуникативной и других). Для этих предметов
вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значи-
мость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание
данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов
как
в
аудиторную,
так
и
во
внеаудиторную
деятельность
обучающихся[15,С.87].
Проектом называют самые различные работы, выполненные учащимися
самостоятельно: от обычного написания реферата и нестандартного выполне-
ния простого задания (например, ответ по географии с исполнением танцев и
18
песен изучаемой эпохи или страны) до настоящего серьезного исследования с
последующей его защитой.
Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по
жанру к проектам относятся доклады, рефераты и учебные исследования.
В таблице 3 наглядно продемонстрировано соотношение компетенции и
видов деятельности, которые помогут их сформировать.
Таблица 3
Соотношение компетенций студента и видов деятельности для их
формирования[9,С.94].
Компетенции
Виды деятельности
Ценностно-смысловые компетенции.
Это компетенции, связанные с ценностны-
ми ориентирами студента, его способностью ви-
деть и понимать окружающий мир, ориентиро-
ваться в нем, осознавать свою роль и предназна-
чение, уметь выбирать целевые и смысловые
установки для своих действий и поступков, при-
нимать решения (ОК 1, ОК 4, ОК 8).
1. Участие в конкурсах разного уровня,
научно-практических конференциях.
2. Участие в проектах.
3.Проведение социологического опро-
са, интервьюирование.
Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций студента в
сфере самостоятельной познавательной деятель-
ности, включающей элементы логической, мето-
дологической, общеучебной деятельности. Сюда
входят способы организации целеполагания, пла-
нирования, анализа, рефлексии, самооценки.
(ОК 2, ОК 3)
1. Проведение экспериментов.
2. Конспектирование.
3. Работа с учебником.
4. Фотографирование объектов.
5. Работа над рефератом.
6. Участие в экскурсии.
7. Изготовление приборов.
Информационные компетенции (ИКТ).
Навыки деятельности по отношению к ин-
формации в учебных предметах и образователь-
ных областях, а также в окружающем мире. Вла-
дение современными средствами информации и
информационными технологиями (аудио- видео-
1. Поиск информации в библиотеке.
2. Поиск информации в электронных
энциклопедиях.
3. Поиск информации в медиатеке.
4. Использование информации из ин-
тернета.
19
запись, электронная почта, СМИ, Интернет). По-
иск, анализ и отбор необходимой информации, ее
преобразование, сохранение и передача. (ОК 4,
ОК 5)
5. Создание презентации.
6. Создание буклета.
Коммуникативные компетенции.
Знание способов взаимодействия с окру-
жающими и удаленными событиями и людьми;
навыки работы в группе, коллективе, владение
различными социальными ролями. Студент дол-
жен уметь представить себя, написать письмо,
анкету, заявление, задать вопрос, вести дискус-
сию и др.(ОК 6)
1. Участие в обсуждении вопросов се-
минаров, конференций.
2. Выступление на конференции.
3. Выступление с сообщением.
4. Взаимоконтроль
5. Участие в дискуссии.
6. Участие в анкетировании.
7. Собеседование.
Из данной таблицы видно, что указанные в ней виды деятельности могут
использоваться как составные
ч
асти проектов. Так, например, для формирова-
ния учебно-познавательных компетенций (ОК 2, ОК 3) могут использоваться
исследовательские проекты, игровые, практико-ориентированные проекты.
Для развития информационных компетенций (ОК 5) целесообразно при-
менять информативные проекты.
Для выработки коммуникативных компетенций (ОК 6, ОК 7)) групповые
проекты и.т.д.
Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода
в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного
самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная тра-
ектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом. Студент
овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях,
что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых
современному человеку личностных качеств, формировании психологической
грамотности, культуры мышления и поведения.
Формирование информационной компетентности обеспечивается включе-
нием обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной
20
деятельности, целью которой является достижение более глубокого образова-
тельного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школь-
ников.
Реализация проекта позволит решить поставленные цели обучения:
1. Освоение и систематизация знаний, относящихся к фундаментальным
основам информатики (теории информации, алгоритмизации и программирова-
ния, теоретических основ вычислительной техники, математического и инфор-
мационного моделирования) – формирование компетентности в сфере инфор-
мационно-аналитической деятельности.
2. Развитие алгоритмического мышления и формирование у обучающихся
операционного стиля мышления, включающих в себя совокупность следующих
знаний, умений и навыков: всесторонняя оценка ситуации, поиск информации,
необходимой для решения задачи, построение информационных моделей, опти-
мальное планирование действий и возможных путей развития ситуации, приня-
тие адекватных решений, оценка полученных результатов – формирование ин-
формационной компетентности.
3. Приобретение опыта создания и преобразования информационных
объектов различного вида с помощью современных информационных техноло-
гий: телекоммуникационные сети, издательская деятельность, основы техноло-
гии мультимедиа – формирование технологической компетентности.
4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в кол-
лективе, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на пози-
тивную социальную деятельность в информационном обществе – формирова-
ние компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной
компетентности[8,С.69].
Достичь этих целей можно, создавая творческую атмосферу на учебных
занятиях, разнообразя содержание внеучебной познавательной деятельности,
формируя личную заинтересованность обучающихся в проектной деятельности
и в саморазвитии.
21
Кто такой успешный выпускник? Кого хочет видеть сегодня работода-
тель? Специалиста, который занял определенное значимое место в обществе и
достиг высот в учебной деятельности, научился самостоятельно уметь опреде-
лить ближнюю и дальнюю перспективу, может самостоятельно наметить план
действий, осуществить его и оценить, проанализировав, что удалось и что - нет.
Такие выпускники уже обладают проектным типом мышления, а значит мы на
правильном пути.
Глава 3 Применение метода проектов для формирования общих компетен-
ций студентов в процессе изучения предмета «Электротехника».
Проектное обучение, мы решили применить при освоении специальности
140446 «Электрические машины и аппараты». Студенты выполняют учебные и
учебно-производственные проекты при изучении профессиональных модулей и
дисциплин таких, как ПМ 2 «Основы проектирования электротехнических из-
делий», ПМ 3 Технологические процессы и оборудование производства элек-
тротехнических изделий, ПМ 05 «Выполнение работ по одной или нескольким
профессиям рабочих, должностям служащих» и т.д.
Рассмотрим, как проходит выполнение учебного проекта по дисциплине
«Электротехника» для специальности 140446 «Электрические машины и аппа-
раты", знания и умения, формируемые данной дисциплиной, способствуют
формированию основных профессиональных компетенций.
В данной дисциплине проектную деятельность можно использовать при
изучении темы «Основы электроснабжения». Проект по этой теме базируется
на темах «Основы электропривода», «Аппаратура управления и защиты, эле-
менты автоматики», а также требует знания законов общей электротехники.
Проект характеризуется разнообразием тем, название темы зависит от выбран-
ного студентами оборудования цеха.
Принципом проводимой работы является полное одобрение любых ини-
циатив и собственных идей при выполнении предложенной студентам работы.
22
Рассмотрим подробно этапы выполнения учебного проекта:
Этап 1 - подготовительный заключается в подготовке и организации проектной
работы и включает в себя следующие виды деятельности:
1.
Постановку проблемных вопросов, синектику, мозговой штурм – все
перечисленные методы развивают креативное мышление.
2.
Определение объекта учебного проектирования, например: схема элек-
троснабжения механического цеха. Также здесь студенты определяют ак-
туальность проекта, разрабатывают перечень качеств объекта проектиро-
вания, по которым будет производиться оценка проекта в итоге студенты
должны сформулировать проблему проектирования и тему проекта – все
перечисленные виды деятельности направлены на развитие навыков фор-
мулирования темы и проблемы исследовании. В итоге проблема может
быть сформулирована следующим образом: какой должна быть схема
электроснабжения механического цеха? Затем студенты должны обосно-
вать актуальность проекта, ответив на вопрос: почему необходимо со-
здать схему электроснабжения механического цеха? И после этого сту-
денты определяют качества схемы электроснабжения, например, это мо-
жет быть безопасность работы схемы, рациональный выбор одной из трех
существующих схем электроснабжения (радиальной, магистральной или
смешанной), соответствие госту обозначений на схемах электрических
элементов и т.д.
3.
Студенты осуществляют поиск и анализ теоретических источников. На
данном этапе студенты определяют источники необходимой информа-
ции, определяют способы сбора и анализа информации – эти виды дея-
тельности способствуют развитию навыков сбора информации и форми-
руют исследовательские навыки.
В ходе этого этапа у студентов формируются общие компетенции ОК 1,
ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 8, ОК 9.
23
Этап 2 - технологический заключается в разработке решения проблемы, кото-
рая была сформулирована на подготовительном этапе. Последовательность ра-
боты на данном этапе следующая:
1.
Студентам подбирают перечень оборудования в соответствии с темой
проекта, например, насос, компрессор, станок карусельный, станок стро-
гальный, станок токарный и т. д. Студенты в группе из двух человек
самостоятельно выбирают набор оборудования, состоящий из 6 единиц и
щитка освещения, таким образом, они создают цех или технологическую
линию.
2.
Студенты на основании отобранной информации и самостоятельно вы-
бранного оборудования обсуждают размещение оборудования в цехе.
3.
Студенты собирают данные об оборудовании: мощности двигателей уста-
новок, режимов работы механизмов, которые приводятся в движение дан-
ными двигателями, количестве двигателей на одном рабочем механизме и
т.д.
4.
Студенты на листе бумаги строят эскиз расположения оборудования в
цехе и определяют расстояния от трансформаторной подстанции до вы-
бранного электродвигателя механизма. На данном этапе студенты вычер-
чивают выбранную схему электроснабжения в соответствии с технологи-
ческим процессом производства, категорией надежности электроснабже-
ния, взаимным расположением электроприемников и т. д. Схема должна
быть проста, безопасна и удобна в эксплуатации.
5.
Студенты выполняют расчет схемы электроснабжения:
выбирают марки кабелей, проводов с учетом экономии проводникового мате-
риала, способ прокладки;
выбирают предохранители по длительному току плавкой вставки и по пуско-
вому току электродвигателя;
выбирают типы автоматов по номинальному току электродвигателя;
24
осуществляют проверку выбранной аппаратуры;
определяют потерю напряжения в линии и сравнивают с допустимым значе-
нием для данного типа линий;
окончательно чертят на листе формата А4 проектируемую схему электроснаб-
жения цеха.
Расчеты разных типов аппаратуры могут распределяться между членами груп-
пы, если используется коллективное проектирование.
6.
Студенты уточняют критерии проверки и оценки качества, а также вы-
полняют коррекцию выполненного проекта в соответствии с заданными
критериями.
7.
Презентация проекта и оценка предложенного решения студентами.
Оценивание проекта осуществляется по следующим критериям, которые выби-
рают студенты на подготовительном этапе проектирования:
аргументированность выбора схемы электроснабжения цеха;
объем и полнота выполненных расчетов;
доказательность выбора: аппаратуры управления и защиты, марки кабелей и
проводов, их способов прокладки;
самостоятельность проектирования;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальны-
ми возможностями;
законченность проекта;
аргументированность предлагаемых решений;
своеобразие представления проекта;
25
качество чертежа и пояснительной записки, оформление, соответствие стан-
дартным требованиям;
форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппо-
нентов.
При этом студенты вырабатывают компетенции ОК 6,ОК 8, ОК 9
Этап 3 – Заключительный, необходим для выявления сложностей, недочетов,
которые были выявлены при выполнении проекта, на данном этапе выполняют-
ся следующие виды работ:
1.
Студенты проводят анализ поставленной проблемы, выявляют ее недо-
статки и выявляют причины недостатков.
2.
Студенты анализируют ход выполнения проекта и выявляют причины,
если работа была спланирована неправильно.
3.
Студенты анализируют полноту проекта, если тема была раскрыта не
полностью, то выявляют причины.
4.
Студенты анализируют эффективность работы команды, если использует-
ся коллективное проектирование, определяют недостатки и выявляют
причины их появления.
5.
Студенты определяют, в чем испытывали трудности при проектировании
и чему научились.
При создании коллективного проекта студенты группы становятся членами
творческого объединения. Творческое объединение позволяет применить мето-
дики активизации поисковой активности, творческого мышления – «мозговой
штурм», методику морфологического анализа (составление списка всех воз-
можных вариантов решения проблемы и их последовательный анализ), синек-
тику (использование комплекса разных методов решения задач специалистами
разных направлений). Реализовать задумки проекта возможно с применением
информационных технологий (построение схемы электроснабжения цеха с по-
26
мощью программы AUTOCAD, Компас и др.). Проведение этих работ заверша-
ется для студента оценкой преподавателя в форме анализа поисковой работы.
При этом студенты должны продемонстрировать следующие общие компе-
тенции ОК 6, ОК 7,ОК 5, ОК4.
Проектирование по дисциплине «Электротехника» показало, что студен-
ты, работая над проектом, приобретают коммуникативные, личностные, соци-
альные, лингвистические, интеллектуальные, организационные, конструк-
торско – технологические способности, воспитывают в себе трудолюбие,
способность самостоятельно принимать решение, проявляют изобретатель-
ность, развивают проектное мышление и проектную культуру, повышают уро-
вень профессиональной мобильности, а также формируют у себя весь набор об-
щих компетенций, что позволит им найти свое место в профессиональной дея-
тельности.
Глава 4 Методические рекомендации по организации проектной ра-
боты на уроках
При использовании метода проектов преподаватель заранее тщательно
готовится к таким занятиям. В начале учебного года желательно выделить те
темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы, про-
граммы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект.
Это необходимо для того, чтобы дать возможность обучающимся более глубо-
ко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем
разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного ма-
териала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового
знания. Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть
в течение года 2-3. Поэтому необходимо в конце предыдущего учебного года,
27
при подготовке к новому учебному году на каждой кафедре разработать и пред-
ставить на методический совет предложения по проектам по своим предметам с
тем, чтобы учебная часть могла заранее составить график проведения проектов
в новом учебном году. Дело в том, что каждый проект требует заметных усилий
со стороны студента, которого никто на это время не освобождает от текущей
работы. Поэтому надо предусмотреть такую ситуацию, при которой единовре-
менно один студент работал бы над одним проектом и имел некоторый перерыв
между работой над проектами по разным предметам[7,С.88].
Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 5-6 за-
нятий (если это проект, рассчитанный на аудиторную деятельность). Причем
защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок.
Перед проектной деятельностью преподаватель должен четко определить
для себя основную проблему (и частные задачи), а также возможные гипотезы
их решения. Он также определяет, какие знания, умения, навыки из ранее усво-
енных потребуются обучающимся при работе над проектом; какие новые зна-
ния, умения, навыки должны студенты приобрести в ходе работы над проектом;
что им может потребоваться для успешной работы (источники информации,
иногда, возможно, готовая информация, вспомогательные средства обучения,
инструменты, приборы); какими методами они предположительно могут
воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь (анкетиро-
вание, интервью, беседы, работа с документами, поиск информации в интерне-
те).
Преподаватель должен продумать весь ход работы над проектом. Однако
на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого препода-
вателя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но ни саму
проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой дея-
тельности он не должен давать студентам в готовом виде. Преподаватель лишь
ненавязчиво направляет мысль обучающихся в нужное русло. Но если студен-
ты высказывают собственные суждения, отличные от мнения педагога и даже,
более того, явно ошибочные с его точки зрения, преподаватель ни в коем слу-
28
чае не навязывает студентам своего мнения. В этом суть метода проектов, ис-
следования как такового. Обучающиеся сами должны прийти к выводу о право-
мерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они
должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, факта-
ми[18,С.102].
Этапы разработки проекта представлены в таблице 4. Обязательное тре-
бование - каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный
продукт.
Таблица 4
Системы действий преподавателя и студентов на разных стадиях ра-
боты над проектом[7,С.58].
Стадии
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
1. Разработка проект-
ного задания
Преподаватель отбирает воз-
можные темы и предлагает
их студентам
Студенты обсуждают и принима-
ют общее решение по теме
1.1.
Выбор
темы
проекта
Преподаватель
предлагает
студентам
совместно
ото-
брать тему проекта
Преподаватель участвует в
обсуждении тем, предложен-
ных обучающимися
Группа студентов совместно с пре-
подавателем
отбирает
темы
и
предлагает группе для обсуждения
Студенты самостоятельно подби-
рают темы и предлагают группе
для обсуждения
1.2. Выделение под-
тем и тем проекта
Преподаватель
предвари-
тельно вычленяет подтемы и
предлагает обучающимся для
выбора
Преподаватель
принимает
участие в обсуждении со сту-
дентами подтем проекта
Каждый студент выбирает себе
подтему или предлагает новую
Студенты активно обсуждают и
предлагают
варианты
подтем.
Каждый студент выбирает одну из
них для себя (т.е. выбирает себе
роль)
1.3.
Формирование
творческих групп
Преподаватель проводит ор-
ганизационную
работу
по
объединению студентов, вы-
бравших
себе
конкретные
Студенты уже определили свои
роли и группируются в соответ-
ствии с ними в малые команды
29
подтемы и виды деятельно-
сти
1.4. Подготовка мате-
риалов к исследова-
тельской работе: фор-
мулировка
вопросов,
на которые нужно от-
ветить,
задание
для
команд, отбор литера-
туры
Если проект объемный, то
преподаватель заранее разра-
батывает задания, вопросы
для поисковой деятельности
и литературу
Отдельные студенты группы при-
нимают участие в разработке зада-
ний. Вопросы для поиска ответа
могут вырабатываться в командах
с
последующим
обсуждением
группой
1.5.
Определение
форм выражения ито-
гов
проектной
дея-
тельности
Преподаватель
принимает
участие в обсуждении
Студенты в группах, а затем в
классе обсуждают формы пред-
ставления результата исследова-
тельской
деятельности:
видео-
фильм,
альбом,
натуральные
объекты, литературная гостиная и
т.д.
2. Разработка проекта
Преподаватель консультиру-
ет, координирует работу сту-
дентов, стимулирует их дея-
тельность
Студенты осуществляют поиско-
вую деятельность
3.
Оформление
ре-
зультатов
Преподаватель консультиру-
ет, координирует работу сту-
дентов, стимулирует их дея-
тельность
Студенты вначале по группам, а
потом во взаимодействии с други-
ми группами оформляют результа-
ты в соответствии с принятыми
правилами
4. Презентация
Преподаватель
организует
экспертизу (например, при-
глашает в качестве экспертов
других студентов или парал-
лельную группу, родителей и
др.).
Докладывают о результатах своей
работы
5. Рефлексия
Оценивает
свою
деятель-
ность по качеству оценок и.
активности студентов
Подводят итоги работы, высказы-
вают пожелания, коллективно об-
суждают оценки за работу
30
Проектный метод предполагает принципиально новый подход: «Подумай,
вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно
было бы выполнить».
Всякий проект, независимо от типа, имеет одинаковую структуру. Это
позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долго-
срочного или краткосрочного, группового или индивидуального – вне зависи-
мости от его тематики. Структура проектной исследовательской работы пред-
ставлена в таблице 5.
Таблица 5
Структура проектной исследовательской работы[12,С.99].
1. Актуальность исследования
•
почему именно эта тема является актуальной;
•
наличие проблемы в этой теме.
2. Проблемы исследования
•
противоречивая ситуация, требующая разрешения;
•
разрешение противоречий связано с практической
необходимостью;
•
несоответствие между желаемым и реальным со-
стоянием
3. Объект и предмет
исследования
•
объект
исследования: что
рассматривается;
•
предмет
: как будет рассматриваться
объект именно в данном исследовании;
4. Цель и задачи исследования
цель
– это конечный результат, которого хотел бы
достичь исследователь при завершении работы;
задачи
– выбор путей и средств исследования для
достижения цели в соответствии с выдвинутой ги-
потезой.
5. Гипотеза исследования
это предположение, выдвигаемое для объяснения
какого-либо явления, которое не подтверждено и не
опровергнуто,
31
гипотеза должна быть проверяема, реально опро-
вергаема или доказуема.
7. Методы исследования
Наблюдение, эксперимент, моделирование, анкети-
рование, интервьюирование, анализ и синтез, срав-
нение, обобщение, классификация, определение по-
нятий.
8. Планирование исследования
должны быть изучены источники информации; ука-
заны способы сбора информации; определены кри-
терии оценки результатов; представлены ожидае-
мые результаты.
9. Научная новизна исследования
в чем заключается новизна.
10. Выводы
11. Продукт исследования
презентация; видеофильм; пособие; кейс докумен-
тов; макет и др.
12. Презентация проекта
В презентации представляется продукт проектной и
исследовательской деятельности
! Очень важен ход и основные результаты исследова-
ния
Ход работы над проектом и исследованием можно представить следующим об-
разом:
1. Написание черновика введения на основе паспорта проектной рабо-
ты.
2. Компоновка подготовленных текстов по главам в соответствии с
примерной структурой работы.
3. Внимательное чтение и редактирование текстов глав как с точки
зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить
цифры и факты, сноски, цитаты и т.п.).
32
4. Написание выводов к соответствующей главе. Вывод по главе
обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в
ней, и обобщение результатов проделанного анализа.
5. Составление заключения по всей работе.
6. Редактирование введения к работе.
Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов ра-
боты. Существует несколько основных форм представления результатов науч-
ной работы:
статья, тезисы;
доклад, сообщение;
реферат;
текст научного сочинения;
отчет.
Определение формы представления результатов проектной и исследова-
тельской деятельности сопутствует составлению плана исследования[11,С.118].
В науке существуют требования к описанию исследовательских результа-
тов. Часто требования к оформлению работ указываются в конкурсных матери-
алах или приглашениях к участию в конференциях.
Этапы работы:
1.
Написание основы введения по всей работе (основываясь на пас-
порте работы).
2.
Компоновка текстов.
3.
Редактирование целого текста.
4.
Написание выводов к каждой главе.
5.
Составление списка источников информации.
6.
Корректировка введения по всей работе.
7.
Общее заключение.
8.
Составление списка источников информации.
9.
Подготовка приложений.
33
Композиция исследовательской работы – это последовательность распо-
ложения ее основных частей.
Структура проектных и исследовательских работ:
титульный лист,
оглавление,
введение,
основная часть,
заключение,
библиографическое описание,
приложения.
Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по
определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование
учебного заведения. В среднем поле указывается название темы работы.
Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы (можно указать учеб-
ный предмет).
Еще ниже, выравнивая по правому краю титульного листа, указывается
фамилия, имя, отчество студента, номер группы. Еще ниже – фамилия, имя, от-
чество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.
В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы
(без слова «год»).
Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиаль-
ного значения, но предполагает официальный стиль.
Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание
на основные элементы работы.
Введение представляет собой наиболее ответственную часть проектной и
исследовательской работы, так как содержит в сжатой форме все основные,
фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено ис-
следование.
Введение должно включать в себя: формулировку темы, проблему иссле-
дования, актуальность исследования, объект, предмет, цель, гипотезу, задачи,
34
методы исследования, этапы исследования, структуру исследования, его прак-
тическую значимость, краткий анализ литературы и др. источников информа-
ции.
Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно со-
ставляет 2-3 страницы.
Основная часть содержит 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие
вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме ис-
следования, ее теоретическое обоснование. Главы 2-3 описывают практические
этапы работы, анализ полученных данных, выявление определенных законо-
мерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В
конце каждой главы пишутся выводы.
Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Важным требова-
нием к заключению является то, что оно не должно повторять выводы по гла-
вам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам ис-
следования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения
цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Список источников информации это список изученных по теме источни-
ков информации, представленный специальным образом. Наиболее удобен в
исследовательской работе алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или за-
главий) способ группировки источников. В список входят все использованные в
работе источники. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках
и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, иници-
алы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, изда-
тельство; год издания и объем в страницах.
Приложения - это часть текста научного исследования, имеющая допол-
нительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного осве-
щения темы. Оно размещается после библиографии. К приложениям относятся
копии документов, статистические материалы, и т.п. По форме они представ-
ляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др. К приложениям тоже предъ-
являются определенные требования:
35
в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики,
со сквозной нумерацией страниц всего текста (приложение 1, приложение
2, …);
каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь за-
головок в правом верхнем углу.
Они содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри
текста различным образом:
а)
в круглых скобках;
б)
подстрочно (оформляются как сноски);
в)
после параграфов или глав.
Примечанием может быть:
библиографическая ссылка;
определение терминов или устаревших слов;
справочная информация о лицах, событиях, произведениях;
перевод иностранных слов и предложений;
пояснения основного текста;
схемы, таблицы, рисунки, фотографии и т. д.[5,С.70].
В целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образно-
сти в исследовательской работе размещаются иллюстрации: рисунки, таблицы,
графики, фотографии, схемы и др.
Необходимо также разработать методические рекомендации по оформ-
лению проектной работы: её объём, шрифт, вид титульного листа, нумерацию
страниц и т.д.
Защита проекта подлежит оцениванию. Рейтинговая оценка и качествен-
ные критерии оценки исследовательского проекта представлены в таблице 6,7.
Таблица 6
Рейтинговая оценка исследовательского проекта[1,С.102].
Оценка этапов
Критерии оценки
Баллы
Оценка работы
Актуальность и новизна предлагае-
5,10,20
36
мых решений, сложность темы
Объем
разработок
и
количество
предлагаемых решений
5,10,20
Практическая ценность
5,10
Уровень самостоятельности участ-
ников
10,20
Качество оформления записки, пла-
катов и др.
5,10,15
Оценка рецензентом проекта
5,10
Оценка защиты
Качество доклада
5,10,20
Проявление
глубины
и
широты
представлений по излагаемой теме
5,10,20
Проявление
глубины
и
широты
представлений по данному предмету
5,10,20
Ответы на вопросы преподавателя
5,10
Ответы на вопросы
5,10
Таблица 7
Качественные критерии оценки проекта и проектной деятельности
Качественные
Операционные
Репрезентативные (связанные с пред-
ставлением продукта)
Ценностные
Оригинальность идеи
и способа решения
проблемы;
степень участия в
групповой работе и
взаимопомощь участ-
ников проекта;
доказательность
Раскрытие содержания проекта на пре-
зентации продукта;
логика изложения;
культура речи, владение материалом;
эстетика оформления результатов;
умение отвечать на вопросы во время
презентации продукта;
новизна и актуаль-
ность информа-
ции, используемой
при выполнении
проекта; самоо-
ценка студента; со-
циальная и при-
кладная значи-
37
предлагаемых реше-
ний;
подготовка презента-
ций продукта
эмоциональность;
соответствие содержания заявленной
теме;
содержательность материала.
мость результатов
работы.
Методические рекомендации по проектной работе:
- При использовании метода проектов преподаватель заранее тщательно
готовится к таким урокам.
- Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса
школьной программы с целью углубить знания отдельных обучающихся по
этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.
- Преподаватель на таких уроках должен стать практически сторонним
наблюдателем.
-Проектные работы должны соответствующим образом оформлены, то
есть структурированы и иметь единый стиль оформления.
-Все проектные работы должны защищены. Защита проекта подлежит
оцениванию.
Заключение
Актуальность технологии проектного обучения для современного образо-
вания определяется его многоцелевой и многофункциональной направленно-
стью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный
процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными ба-
зовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее
развитие личности.
Теоретическая значимость и недостаточная практическая разработан-
ность данной проблемы обусловили выбор темы исследования:
«Руководство
проектной деятельностью обучающихся в процессе профессионального обуче-
ния»
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность уча-
щихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в
течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие уча-
38
щихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до рав-
ноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, уча-
щиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спо-
рят, чтобы прийти к одному мнению.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалифика-
ции преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром
эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде
всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни
человека индустриального общества.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что обучающиеся работают в
малых группах. В группе всегда есть обучающиеся с различным уровнем язы-
ковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее
подготовленные отмалчиваются. В работе над проектом каждый вносит свою
лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каж-
дый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен
представить результаты своей работы.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность обу-
чающихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятель-
ности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не
входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товари-
ща, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо де-
лать.
В ходе работы над данным проектом были успешно разработаны методи-
ческие рекомендации по организации проектной работы, а так же раскрыто по-
нятие проектной деятельности, выявлены особенности и требования к исполь-
зованию метода проектов.
Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в
которых студент ставит и решает собственные проблемы, и технология сопро-
вождения самостоятельной деятельности обучающегося.
Методические рекомендации по проектной работе:
39
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы
или задачи, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска
для ее решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагае-
мых результатов (реальная адресная направленность).
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся.
-Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтап-
ных результатов)
- При использовании метода проектов преподаватель заранее тщательно
готовится к таким урокам.
- Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса
школьной программы с целью углубить знания отдельных обучающихся по
этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.
- Преподаватель на таких уроках должен стать практически сторонним
наблюдателем.
- Проектные работы должны иметь единый стиль оформления.
- Все проектные работы должны защищены. Защита проекта подлежит
оцениванию.
Также рассмотрели этапы работы над проектом и выделили начальный,
основной и заключительный этапы.
Изучен вопрос формирования общих компетенций в при организации
проектной деятельности на уроках электротехники.
Таким образом, применение метода проектного обучения в работе со сту-
дентами является одним из направлений модернизации современного образова-
ния. Проектная деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания
в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, поз-
воляет реализовывать творческий потенциал, помогает личности самоопреде-
литься и самореализоваться, что в конечном счете формирует общие и профес-
40
сиональные компетенции выпускников СПО, обеспечивающие их конкуренто-
способность и востребованность на рынке труда.
41
Список литературы
1.
Васильев, В. Проектно-исследователькая технология: развитие
мотивации [Текст]/В. Васильев//Народное образование. - 2015. - №9. - С. 177-
180.
2.
Гребенюк, О.С. Проблемы формирования мотивации учения и тру-
да у учащихся СПО [Текст]/О.С. Гребенюк. - М.: Педагогика,2014.- 156 с.
3.
Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образова-
тельная технология [Текст]/В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2015. – 240
с.
4.
Даниленкова, Г. Г. Педагогическое проектирование учебного про-
цесса [Текст]/Г.Г. Даниленкова//Сб. научн. ст./Калинингр. ун-т. - 2015. - С. 25-
27.
5.
Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст]/
Б.П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 2015. – 239 с.
6.
Жак, Д. Организация и контроль работы с проектами [Текст]/Д.
Жак//Университетское образование: от эффективного преподавания к эффек-
тивному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорус-
ский государственный университет. Центр проблем развития образования. -
Мн., Пропилен, 2015. - С. 121-141.
7.
Исследовательская деятельность учащихся в современном образо-
вательном пространстве: сборник статей [Текст] / под общей редакцией А.С.
Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.- С. 44–50.
8.
Колесникова, И.А, Горчакова-Сибирская, М.П. Педагогическое
проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / И.А. Колес-
никова, М.П. Горчакова-Сибирская.- М.: Академия, 2015.-288 с.
9.
Круглова, О.С. Технология проектного обучения [Текст]/ О.С.
Круглова//Завуч. - 2015.- №6.- С. 15-22.
10.
Кулакова, Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в про-
цессе проектной и учебно-исследовательской деятельности//Исследовательская
деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник
42
статей [Текст] /под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных тех-
нологий, 2006.
11.
Лазарев, Т.В. Проектный метод: ошибки в использовании [Текст]/
Т.В. Лазарев//Первое сентября. – 2011. - № 1. – С. 9-10
12.
Митрофанова, Г.Г. Трудности использования проектной деятельно-
сти в обучении [Текст]/Г.Г. Митрофанова//Молодой ученый. - 2011. -№5. Т.2. -
С. 148-151.
13.
Моор, М.В. Проектная методика обучения как средство активиза-
ции познавательной деятельности студентов [Текст]/М.В. Моор //Среднее про-
фессиональное образование.- 2012.- №4.- стр. 92.
14.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учре-
ждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] / Н.Ю.
Пахомова. - М.: АРКТИ, 2015. – 112 с.
15.
Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? [Текст]/ Н.Ю. Пахо-
мова//Методист.- 2015.- №1. - стр. 42.
16.
Сибирская, Н.П. Проектирование педагогических технологий. Т.2.
[Текст]/Н.П. Сибирская//Энциклопедия профессионального образования в 3 т. -
М, 2012.- С. 344-345.
17.
Судакова, С.В. Пути формирования общих компетенций при ис-
пользовании интегрированных занятий [Текст]/С.В. Судакова //Среднее про-
фессиональное образование.- 2012.- №6.- стр. 122.
18.
Хуторской, А.В. Ключевые компетентности как компонент лич-
ностно-ориентированного образования [Текст]/А.В. Хуторской//Народное об-
разование.- 2015. - №2. – С. 58-64.
43