Напоминание

«Руководство проектной деятельностью обучающихся в процессе профессионального обучения»


Автор: Ефимов Андрей Викторович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Саткинский горно-керамический колледж им.А.К.Савина
Населённый пункт: городд СаткаЧелябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Руководство проектной деятельностью обучающихся в процессе профессионального обучения»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский горно-керамический

колледж имени А.К.Савина»

«Руководство проектной деятельностью обучающихся в процессе

профессионального обучения»

Разработал:

Ефимов Андрей Викторович

Челябинск, 2023 г.

Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности обучающихся

5

1.1 Сущность, содержание и классификация проектной деятельности

студентов в образовательном процессе

5

1.2 Методы и принципы проектирования в образовательной деятельно-

сти обучающихся

7

Глава 2. Технология использования проектной методики в системе СПО

11

2.1 Использование метода проектов для формирования общих компе-

тенций студентов СПО

Глава 3 Применение метода проектов для формирования общих компе-

тенций студентов в процессе изучения предмета «Электротехника»

21

Глава 4 Методические рекомендации по организации проектной работы

на уроках

27

Заключение

38

Список литературы

41

2

Введение

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость

реформирования своих систем образования с тем, чтобы обучающийся стал

центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность

учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие

считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год,

важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать

с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в

разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, про-

фессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой

необходимость поиска новых подходов к профессиональному обучению. Об-

ращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога

на деятельность каждого обучающегося и вовлечение его в активную учебно-

практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных

форм преподавания является метод проектов.

В проектной работе обучающиеся включаются в организуемую педагогом

поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом

на уже имеющиеся возможности, способности студентов к творческому мыш-

лению.

Актуальность технологии проектного обучения для современного образо-

вания определяется его многоцелевой и многофункциональной направленно-

стью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный

процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными ба-

зовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее

развитие личности.

Теоретическая значимость и недостаточная практическая разработан-

ность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Руководство

3

проектной деятельностью обучающихся в процессе профессионального обуче-

ния»

Цель работы. Разработка методики организации проектной деятельности

обучающихся при обучении студентов.

Задачи работы:

1. Рассмотреть теоретические аспекты проектной деятельности обучающихся .

2. Разработка методов и принципов организации проектной деятельности обу-

чающихся СПО.

3. Описать применение метода проектов для формирования общих компетен-

ций студентов в процессе изучения предмета «Электротехника»

4.Разработка методические рекомендации по организации проектной деятель-

ности обучающихся на уроках

Объект исследования: Проектная деятельность студентов.

Предмет исследования: технология организации проектной деятельности

студентов.

Структура данной работы представлена введением, четырьмя главами, за-

ключением, списком литературы.

4

Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности обучаю-

щихся

1.1 Сущность, содержание и классификация проектной деятельно-

сти студентов в образовательном процессе

Проект – специально организованный преподавателем и самостоятельно

выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для

учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. В основе метода

проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений само-

стоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информаци-

онном пространстве, развитие критического и творческого мышления, это

способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы

(технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым прак-

тическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться

такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить,

находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных обла-

стей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных ва-

риантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи[2,С.18].

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Реше-

ние проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности,

разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходи-

мость интегрирования знаний, умений применять знания из различных обла-

стей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов - педа-

гогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их при-

менение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное

включение обучающихся в создание проекта дает возможность осваивать но-

вые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

5

Проектная деятельность обучающихся– совместная учебная и познава-

тельная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные мето-

ды, способы деятельности, направленная на достижения общего результата дея-

тельности. создать условия, при которых студенты:

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы

самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных ис-

точников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познава-

тельных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем,

сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, по-

строения гипотез, обобщения);

развивают системное мышление[1,С.33].

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические при-

знаки:

1.Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая,

творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-

ориентировочная, пр.

2. Предметно-содержательная область: моно-проект (в рамках одной об-

ласти знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий),

скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телеком-

муникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города,

региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта[8,С.50].

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доми-

нирующей (преобладающей) деятельности обучающихся:

6

- проект может быть групповым и персональным;

- практико-ориентированный проект - предполагает реальный результат

работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер;

- исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем

правилам научного исследования; предполагает четкое определение предмета и

методов исследования. Исследовательские проекты, как правило, продолжи-

тельные по времени и нередко являются экзаменационной работой обучающих-

ся или конкурсной внеурочной работой.

- информационный проект - сбор и обработка информации по значимой

проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информа-

ция в сети Интернет)[5,С.58].

По комплексности проекты могут быть моно-проектами и межпредмет-

ными. Моно-проекты реализуются в рамках одного учебного предмета или од-

ной области знания. Межпредметные - выполняются во внеурочное время под

руководством специалистов из разных областей знания.

По продолжительности различают:

- мини-проекты - укладываются в один урок или даже его часть;

- краткосрочные - на 4-6 уроков;

- недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание аудитор-

ных и внеаудиторных форм работы;

- долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и группо-

вые, выполняются, как правило, во внеурочное время.

Возможна классификация проектов по тематическим областям, масшта-

бам деятельности, срокам реализации, количеству исполнителей, важности ре-

зультатов.

Показателями успешности проекта служат следующие критерии: качество

усвоения студентами программы; сформированность потребности в продолже-

нии образования; сформированность способности к самостоятельному осуще-

ствлению учебной деятельности; уровень интеллектуальных достижений сту-

дентов; конкурентоспособность знаний студентов; мотивация студентов на со-

7

трудничество в учебном процессе; демократизация взаимоотношений между

преподавателем и студентом.

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентирован-

ная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в об-

разовании:

- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления

учащихся.[5,С.43]

1.2 Методы и принципы проектирования в образовательной дея-

тельности обучающихся

Методы, доминирующие в проекте: исследовательский, творческий, игро-

вой, информационный, практико-ориентированный - это те необходимые мето-

ды, через которые можно актуализировать общие компетенции в соответствии с

ФГОС СПО.

Исследовательские методы имеют структуру, приближенную к подлин-

ным научным исследованиям. Они предполагают обоснование актуальности

темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования,

выдвижение гипотезы исследования и обозначение методов исследования, и

проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением

результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальней-

шую перспективу исследования.

Творческие проекты представляют собой самостоятельное учебно-творче-

ское задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее

создание общественного полезного продукта (изделия), обладающее субъектив-

ной или объективной новизной.

Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя опре-

деленные роли, обусловленные содержанием проекта, обязательно намечая

проблему и цель проекта. Ведущий вид деятельности студентов в таких проек-

тах – ролевая игра. Результаты же не всегда возможно наметить в начале рабо-

8

ты, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия

участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить сту-

дентов добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегриро-

ваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Студен-

ты изучают и используют различные методы получения информации (литерату-

ра, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы

анкетирования и интервьюирования). Далее проводится обработка полученной

информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргу-

ментированные выводы). В заключении проходит презентация (доклад, публи-

кация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

Практико-ориентированные проекты - это проекты, обязательно предпо-

лагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие,

удовлетворяющую конкретную потребность; определенный социальный ре-

зультат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо

направленный на решение общественных проблем. В заключение необходима

качественно организованная презентация полученных результатов и возмож-

ных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки

проекта[12,С.39].

Проектирование является тем средством, с помощью которого педагог

может расширять горизонт своей компетентности, изменять уровень развития

собственной личности, и, конечно, своего профессионализма в контексте обуче-

ния проектированию студентов.

Принципы метода проектов, формирующие содержательные аспекты про-

фессиональной компетенции представлены в таблице 1.

Таблица 1

9

Принципы метода проектов, формирующие содержательные аспекты

профессиональной компетенции[10,С.81].

О

дОднако, метод проектов наряду с сильными имеет и слабые стороны, ко-

торые продемонстрированы в таблице 2.

Таблица 2.

Сильные и слабые стороны метода проектов[10,С.87].

Сильные стороны

Слабые стороны

Результаты:

• приобретение навыков информационно-поис-

ковой и исследовательской деятельности;

• Увеличение нагрузки на преподавателя.

• Необходимость хорошего материально-тех-

10

Принципы метода проектов

Профессиональная компетенция

Опора на опыт студента

Знание имеющегося опыта

Проблемность

Умение выбрать

Развитие образовательных потребно-

стей, контекстность

Ориентация на профессиональную успеш-

ность

Результативность

Чувство личной ответственности за ре-

зультат

Самостоятельность, системность, инди-

видуализация

Способность к самосовершенствованию,

активность

• развитие личностных качеств обучающихся;

• расширение и углубление знаний по основ-

ным содержательным линиям базового курса

информатики;

• совершенствование учебных компетенций;

• формирование навыков коллективной дея-

тельности учащихся;

• умение аргументировано отстаивать свою

точку зрения;

• усвоение учебного материала в соответствии

с содержанием образования;

• умение представить полученные результаты в

наглядной форме;

• способность рефлексивной оценки собствен-

ной деятельности.

нического оснащения компьютерных

классов.

• Увеличение финансовых затрат (связанных

с выходом в Интернет).

Возможности

Угрозы

Раскрытие личностного потенциала обучаю-

щихся, их способностей и задатков.

Увеличение доли самостоятельной работы

обучающихся может снизить их познаватель-

ную активность.

Таким образом, проектные технологии обучения имеют высокий дидакти-

ческий потенциал. Однако их небольшое распространение в современной си-

стеме образования связано с недостаточным материально-техническим обеспе-

чением процесса обучения и неподготовленностью преподавателей к организа-

ции проектной деятельности обучающихся.

11

Глава 2. Технология использования проектной методики

в системе СПО

2.1 Использование метода проектов для формирования общих компе-

тенций студентов СПО

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов

среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагает измене-

ние подходов к профессиональному образованию. Лейтмотив обучения в СПО -

проблема качества образования как основы качества жизни человека и обще-

ства. ФГОС СПО требуют овладение студентами общих (ОК) и профессио-

нальных компетенций (ПК). И если ПК мы сформируем через содержание обу-

чения, то ОК крайне редко можно сформировать через содержание, в основном

через методы обучения. Образовательная компетенция включает совокупность

взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов

деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и соци-

ально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реаль-

ной действительности.

Общие компетенции означают совокупность социально-личностных ка-

честв выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на опреде-

ленном квалификационном уровне.

Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпуск-

ника.

Сделаем попытку определить: какие компетентности являются определя-

ющими, то есть лежат в основе развития личности обучающегося.

Обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных Ан-

дреем Викторовичем Хуторским.[18,С45]

Ученый выделяет 7 ключевых компетенций.

1. Ценностно-смысловые компетенции.

12

2. Общекультурные компетенции.

3. Учебно-познавательные компетенции.

4. Информационные компетенции.

5. Коммуникативные компетенции.

6. Социально-трудовые компетенции.

7. Компетенции личностного самосовершенствования [12,С57]

1. Ценностно-смысловые компетенции.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эф-

фективного выполнения профессиональных задач, профессионального и лич-

ностного развития

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение

квалификации.

2. Общекультурные компетенции

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением получен-

ных профессиональных знаний (для юношей).

3. Учебно-познавательные компетенции.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и

качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести

за них ответственность.

13

4. Информационные компетенции.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эф-

фективного выполнения профессиональных задач, профессионального и лич-

ностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профес-

сиональной деятельности

5. Коммуникативные компетенции

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями.

6. Социально-трудовые компетенции.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести

за них ответственность

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),

результат выполнения задания

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональ-

ной деятельности

.

7. Компетенции личностного самосовершенствования

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение

квалификации

14

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для по-

становки и решения профессиональных задач, профессионального и личностно-

го развития.

Таким образом, последовательность освоения компетенций обучающимися, а

может быть представлена в форме «лесенки».

Последовательность освоения компетенциями

Социально-трудовые компетенции

Общекультурные компетенции.

Информационно-коммуникативные компетенции

Учебно-познавательные компетенции.

Как видим, ценностно-смысловые компетенции, включая компетенции лич-

ностного самосовершенствования имеют первостепенное значение, являются

основой, «фундаментом» развития всех других ОК, далее идут учебно-познава-

тельные, информационно-коммуникативные компетенции, общекультурные и

социально-трудовые.

Аналогичные результаты получим, ориентируясь на классификацию ОК,

предложенную И.А. Зимней [5,С.41].

1.Компетенции, относящиеся к самому человеку, как к личности, субъекту дея-

тельности и общения.

2.Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и соци-

альной сферы.

3.Компетенции, относящиеся к деятельности человека.

15

Таким образом, второе условие - учет последовательности и неравномерно-

сти освоения обучающимися ОК.

Встает правомерный вопрос: как определить степень освоения компетенций

обучающимися? Ответ очень простой: надо разработать КОС, КИМ, разработка

которых сложна и ответственна.

В качестве оценочных материалов рекомендуется использовать:

- портфолио;

-модульно-рейтинговую систему;

- метод проектов:

- деловые игры;

- кейс-метод;

-практико-ориентированные, имитационные задания «ситуация»+«роль».

Как мы видим метод проектов может являться одним из методов оценоч-

ных материалов, определяющих степень освоения общих компетенций.

Компетентностный подход обновления содержания образования направ-

лен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундамен-

тальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической

направленности.

По мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы со-

здать условия, при которых обучающиеся:

самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источ-

ников;

пользуются приобретенными знаниями для решения познаватель-

ных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных груп-

пах;

16

развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор

информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение ги-

потез, обобщение);

развивают системное мышление[16,С.67].

Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом, организовать

учебный процесс, чтобы не просто дать студентам знания об исследуемых про-

цессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения про-

ведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования клю-

чевых компетентностей, наличие которой необходимо для продолжения образо-

вания, успешной деятельности в различных сферах производства.

Повысить активность обучающихся в самостоятельном получении зна-

ний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно

путем широкого внедрения в настоящее время проектной технологии, которая,

по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов.

Студенты должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого их

необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а

также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В реше-

нии данной задачи важная роль отводится преподавателю-исследователю, гото-

вому к организации и руководству проектной деятельностью[19,С.61].

В планируемой модели формирования ключевых компетентностей обуча-

ющихся в процессе проектной деятельности предусмотрена подготовка тьюто-

ров. Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного наставни-

ка, который что-то умеет делать (знает, как сделать), и обучающегося. Тьютор

или наставник призван не исправлять, а направлять обучающегося; не указы-

вать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном плани-

ровании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под

присмотром наставника. Обучающийся сам делает выводы о тех ошибках, кото-

рые он проанализировал с тьютором.

Деятельность, организуемая тьютором, подразумевает совместную работу

преподавателя и студента; любое событие проектируется совместно с обучаю-

17

щимися. Обсуждая с обучающимися проблемы, на которые это действие или

событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию студен-

та по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи ра-

боты, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает

обучающемуся (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том,

что ждет студента в его пути по жизни. В результате сотрудничество препода-

вателя-тьютора и обучающегося характеризуется насыщенностью, целенаправ-

ленностью, высоким уровнем рефлексии самого процесса деятельности и его

результатов. Коммуникативная направленность сотрудничества позволяет до-

биваться обучающимся высоких образовательных результатов[9,C.34]

Используя проектирование как метод познания, студенты приходят к

переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над

проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых ре-

зультатов помогают студентам осознать, что знания – это не только самоцель,

сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамот-

но выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать реше-

ния, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспе-

чена группой предметов, формирующих систему специальных знаний и умений

студентов. Придерживаясь позиции И.С. Сергеева, выделяем группу, которая

ориентирована непосредственно на формирование компетентностей (гра-

жданской, информационной, коммуникативной и других). Для этих предметов

вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значи-

мость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание

данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов

как

в

аудиторную,

так

и

во

внеаудиторную

деятельность

обучающихся[15,С.87].

Проектом называют самые различные работы, выполненные учащимися

самостоятельно: от обычного написания реферата и нестандартного выполне-

ния простого задания (например, ответ по географии с исполнением танцев и

18

песен изучаемой эпохи или страны) до настоящего серьезного исследования с

последующей его защитой.

Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по

жанру к проектам относятся доклады, рефераты и учебные исследования.

В таблице 3 наглядно продемонстрировано соотношение компетенции и

видов деятельности, которые помогут их сформировать.

Таблица 3

Соотношение компетенций студента и видов деятельности для их

формирования[9,С.94].

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностны-

ми ориентирами студента, его способностью ви-

деть и понимать окружающий мир, ориентиро-

ваться в нем, осознавать свою роль и предназна-

чение, уметь выбирать целевые и смысловые

установки для своих действий и поступков, при-

нимать решения (ОК 1, ОК 4, ОК 8).

1. Участие в конкурсах разного уровня,

научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опро-

са, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций студента в

сфере самостоятельной познавательной деятель-

ности, включающей элементы логической, мето-

дологической, общеучебной деятельности. Сюда

входят способы организации целеполагания, пла-

нирования, анализа, рефлексии, самооценки.

(ОК 2, ОК 3)

1. Проведение экспериментов.

2. Конспектирование.

3. Работа с учебником.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.

7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к ин-

формации в учебных предметах и образователь-

ных областях, а также в окружающем мире. Вла-

дение современными средствами информации и

информационными технологиями (аудио- видео-

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных

энциклопедиях.

3. Поиск информации в медиатеке.

4. Использование информации из ин-

тернета.

19

запись, электронная почта, СМИ, Интернет). По-

иск, анализ и отбор необходимой информации, ее

преобразование, сохранение и передача. (ОК 4,

ОК 5)

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с окру-

жающими и удаленными событиями и людьми;

навыки работы в группе, коллективе, владение

различными социальными ролями. Студент дол-

жен уметь представить себя, написать письмо,

анкету, заявление, задать вопрос, вести дискус-

сию и др.(ОК 6)

1. Участие в обсуждении вопросов се-

минаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.

Из данной таблицы видно, что указанные в ней виды деятельности могут

использоваться как составные

ч

асти проектов. Так, например, для формирова-

ния учебно-познавательных компетенций (ОК 2, ОК 3) могут использоваться

исследовательские проекты, игровые, практико-ориентированные проекты.

Для развития информационных компетенций (ОК 5) целесообразно при-

менять информативные проекты.

Для выработки коммуникативных компетенций (ОК 6, ОК 7)) групповые

проекты и.т.д.

Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода

в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного

самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная тра-

ектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом. Студент

овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях,

что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых

современному человеку личностных качеств, формировании психологической

грамотности, культуры мышления и поведения.

Формирование информационной компетентности обеспечивается включе-

нием обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной

20

деятельности, целью которой является достижение более глубокого образова-

тельного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школь-

ников.

Реализация проекта позволит решить поставленные цели обучения:

1. Освоение и систематизация знаний, относящихся к фундаментальным

основам информатики (теории информации, алгоритмизации и программирова-

ния, теоретических основ вычислительной техники, математического и инфор-

мационного моделирования) – формирование компетентности в сфере инфор-

мационно-аналитической деятельности.

2. Развитие алгоритмического мышления и формирование у обучающихся

операционного стиля мышления, включающих в себя совокупность следующих

знаний, умений и навыков: всесторонняя оценка ситуации, поиск информации,

необходимой для решения задачи, построение информационных моделей, опти-

мальное планирование действий и возможных путей развития ситуации, приня-

тие адекватных решений, оценка полученных результатов – формирование ин-

формационной компетентности.

3. Приобретение опыта создания и преобразования информационных

объектов различного вида с помощью современных информационных техноло-

гий: телекоммуникационные сети, издательская деятельность, основы техноло-

гии мультимедиа – формирование технологической компетентности.

4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в кол-

лективе, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на пози-

тивную социальную деятельность в информационном обществе – формирова-

ние компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной

компетентности[8,С.69].

Достичь этих целей можно, создавая творческую атмосферу на учебных

занятиях, разнообразя содержание внеучебной познавательной деятельности,

формируя личную заинтересованность обучающихся в проектной деятельности

и в саморазвитии.

21

Кто такой успешный выпускник? Кого хочет видеть сегодня работода-

тель? Специалиста, который занял определенное значимое место в обществе и

достиг высот в учебной деятельности, научился самостоятельно уметь опреде-

лить ближнюю и дальнюю перспективу, может самостоятельно наметить план

действий, осуществить его и оценить, проанализировав, что удалось и что - нет.

Такие выпускники уже обладают проектным типом мышления, а значит мы на

правильном пути.

Глава 3 Применение метода проектов для формирования общих компетен-

ций студентов в процессе изучения предмета «Электротехника».

Проектное обучение, мы решили применить при освоении специальности

140446 «Электрические машины и аппараты». Студенты выполняют учебные и

учебно-производственные проекты при изучении профессиональных модулей и

дисциплин таких, как ПМ 2 «Основы проектирования электротехнических из-

делий», ПМ 3 Технологические процессы и оборудование производства элек-

тротехнических изделий, ПМ 05 «Выполнение работ по одной или нескольким

профессиям рабочих, должностям служащих» и т.д.

Рассмотрим, как проходит выполнение учебного проекта по дисциплине

«Электротехника» для специальности 140446 «Электрические машины и аппа-

раты", знания и умения, формируемые данной дисциплиной, способствуют

формированию основных профессиональных компетенций.

В данной дисциплине проектную деятельность можно использовать при

изучении темы «Основы электроснабжения». Проект по этой теме базируется

на темах «Основы электропривода», «Аппаратура управления и защиты, эле-

менты автоматики», а также требует знания законов общей электротехники.

Проект характеризуется разнообразием тем, название темы зависит от выбран-

ного студентами оборудования цеха.

Принципом проводимой работы является полное одобрение любых ини-

циатив и собственных идей при выполнении предложенной студентам работы.

22

Рассмотрим подробно этапы выполнения учебного проекта:

Этап 1 - подготовительный заключается в подготовке и организации проектной

работы и включает в себя следующие виды деятельности:

1.

Постановку проблемных вопросов, синектику, мозговой штурм – все

перечисленные методы развивают креативное мышление.

2.

Определение объекта учебного проектирования, например: схема элек-

троснабжения механического цеха. Также здесь студенты определяют ак-

туальность проекта, разрабатывают перечень качеств объекта проектиро-

вания, по которым будет производиться оценка проекта в итоге студенты

должны сформулировать проблему проектирования и тему проекта – все

перечисленные виды деятельности направлены на развитие навыков фор-

мулирования темы и проблемы исследовании. В итоге проблема может

быть сформулирована следующим образом: какой должна быть схема

электроснабжения механического цеха? Затем студенты должны обосно-

вать актуальность проекта, ответив на вопрос: почему необходимо со-

здать схему электроснабжения механического цеха? И после этого сту-

денты определяют качества схемы электроснабжения, например, это мо-

жет быть безопасность работы схемы, рациональный выбор одной из трех

существующих схем электроснабжения (радиальной, магистральной или

смешанной), соответствие госту обозначений на схемах электрических

элементов и т.д.

3.

Студенты осуществляют поиск и анализ теоретических источников. На

данном этапе студенты определяют источники необходимой информа-

ции, определяют способы сбора и анализа информации – эти виды дея-

тельности способствуют развитию навыков сбора информации и форми-

руют исследовательские навыки.

В ходе этого этапа у студентов формируются общие компетенции ОК 1,

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 8, ОК 9.

23

Этап 2 - технологический заключается в разработке решения проблемы, кото-

рая была сформулирована на подготовительном этапе. Последовательность ра-

боты на данном этапе следующая:

1.

Студентам подбирают перечень оборудования в соответствии с темой

проекта, например, насос, компрессор, станок карусельный, станок стро-

гальный, станок токарный и т. д. Студенты в группе из двух человек

самостоятельно выбирают набор оборудования, состоящий из 6 единиц и

щитка освещения, таким образом, они создают цех или технологическую

линию.

2.

Студенты на основании отобранной информации и самостоятельно вы-

бранного оборудования обсуждают размещение оборудования в цехе.

3.

Студенты собирают данные об оборудовании: мощности двигателей уста-

новок, режимов работы механизмов, которые приводятся в движение дан-

ными двигателями, количестве двигателей на одном рабочем механизме и

т.д.

4.

Студенты на листе бумаги строят эскиз расположения оборудования в

цехе и определяют расстояния от трансформаторной подстанции до вы-

бранного электродвигателя механизма. На данном этапе студенты вычер-

чивают выбранную схему электроснабжения в соответствии с технологи-

ческим процессом производства, категорией надежности электроснабже-

ния, взаимным расположением электроприемников и т. д. Схема должна

быть проста, безопасна и удобна в эксплуатации.

5.

Студенты выполняют расчет схемы электроснабжения:

выбирают марки кабелей, проводов с учетом экономии проводникового мате-

риала, способ прокладки;

выбирают предохранители по длительному току плавкой вставки и по пуско-

вому току электродвигателя;

выбирают типы автоматов по номинальному току электродвигателя;

24

осуществляют проверку выбранной аппаратуры;

определяют потерю напряжения в линии и сравнивают с допустимым значе-

нием для данного типа линий;

окончательно чертят на листе формата А4 проектируемую схему электроснаб-

жения цеха.

Расчеты разных типов аппаратуры могут распределяться между членами груп-

пы, если используется коллективное проектирование.

6.

Студенты уточняют критерии проверки и оценки качества, а также вы-

полняют коррекцию выполненного проекта в соответствии с заданными

критериями.

7.

Презентация проекта и оценка предложенного решения студентами.

Оценивание проекта осуществляется по следующим критериям, которые выби-

рают студенты на подготовительном этапе проектирования:

аргументированность выбора схемы электроснабжения цеха;

объем и полнота выполненных расчетов;

доказательность выбора: аппаратуры управления и защиты, марки кабелей и

проводов, их способов прокладки;

самостоятельность проектирования;

активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальны-

ми возможностями;

законченность проекта;

аргументированность предлагаемых решений;

своеобразие представления проекта;

25

качество чертежа и пояснительной записки, оформление, соответствие стан-

дартным требованиям;

форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппо-

нентов.

При этом студенты вырабатывают компетенции ОК 6,ОК 8, ОК 9

Этап 3 – Заключительный, необходим для выявления сложностей, недочетов,

которые были выявлены при выполнении проекта, на данном этапе выполняют-

ся следующие виды работ:

1.

Студенты проводят анализ поставленной проблемы, выявляют ее недо-

статки и выявляют причины недостатков.

2.

Студенты анализируют ход выполнения проекта и выявляют причины,

если работа была спланирована неправильно.

3.

Студенты анализируют полноту проекта, если тема была раскрыта не

полностью, то выявляют причины.

4.

Студенты анализируют эффективность работы команды, если использует-

ся коллективное проектирование, определяют недостатки и выявляют

причины их появления.

5.

Студенты определяют, в чем испытывали трудности при проектировании

и чему научились.

При создании коллективного проекта студенты группы становятся членами

творческого объединения. Творческое объединение позволяет применить мето-

дики активизации поисковой активности, творческого мышления – «мозговой

штурм», методику морфологического анализа (составление списка всех воз-

можных вариантов решения проблемы и их последовательный анализ), синек-

тику (использование комплекса разных методов решения задач специалистами

разных направлений). Реализовать задумки проекта возможно с применением

информационных технологий (построение схемы электроснабжения цеха с по-

26

мощью программы AUTOCAD, Компас и др.). Проведение этих работ заверша-

ется для студента оценкой преподавателя в форме анализа поисковой работы.

При этом студенты должны продемонстрировать следующие общие компе-

тенции ОК 6, ОК 7,ОК 5, ОК4.

Проектирование по дисциплине «Электротехника» показало, что студен-

ты, работая над проектом, приобретают коммуникативные, личностные, соци-

альные, лингвистические, интеллектуальные, организационные, конструк-

торско – технологические способности, воспитывают в себе трудолюбие,

способность самостоятельно принимать решение, проявляют изобретатель-

ность, развивают проектное мышление и проектную культуру, повышают уро-

вень профессиональной мобильности, а также формируют у себя весь набор об-

щих компетенций, что позволит им найти свое место в профессиональной дея-

тельности.

Глава 4 Методические рекомендации по организации проектной ра-

боты на уроках

При использовании метода проектов преподаватель заранее тщательно

готовится к таким занятиям. В начале учебного года желательно выделить те

темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы, про-

граммы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект.

Это необходимо для того, чтобы дать возможность обучающимся более глубо-

ко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем

разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного ма-

териала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового

знания. Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть

в течение года 2-3. Поэтому необходимо в конце предыдущего учебного года,

27

при подготовке к новому учебному году на каждой кафедре разработать и пред-

ставить на методический совет предложения по проектам по своим предметам с

тем, чтобы учебная часть могла заранее составить график проведения проектов

в новом учебном году. Дело в том, что каждый проект требует заметных усилий

со стороны студента, которого никто на это время не освобождает от текущей

работы. Поэтому надо предусмотреть такую ситуацию, при которой единовре-

менно один студент работал бы над одним проектом и имел некоторый перерыв

между работой над проектами по разным предметам[7,С.88].

Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 5-6 за-

нятий (если это проект, рассчитанный на аудиторную деятельность). Причем

защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок.

Перед проектной деятельностью преподаватель должен четко определить

для себя основную проблему (и частные задачи), а также возможные гипотезы

их решения. Он также определяет, какие знания, умения, навыки из ранее усво-

енных потребуются обучающимся при работе над проектом; какие новые зна-

ния, умения, навыки должны студенты приобрести в ходе работы над проектом;

что им может потребоваться для успешной работы (источники информации,

иногда, возможно, готовая информация, вспомогательные средства обучения,

инструменты, приборы); какими методами они предположительно могут

воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь (анкетиро-

вание, интервью, беседы, работа с документами, поиск информации в интерне-

те).

Преподаватель должен продумать весь ход работы над проектом. Однако

на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого препода-

вателя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но ни саму

проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой дея-

тельности он не должен давать студентам в готовом виде. Преподаватель лишь

ненавязчиво направляет мысль обучающихся в нужное русло. Но если студен-

ты высказывают собственные суждения, отличные от мнения педагога и даже,

более того, явно ошибочные с его точки зрения, преподаватель ни в коем слу-

28

чае не навязывает студентам своего мнения. В этом суть метода проектов, ис-

следования как такового. Обучающиеся сами должны прийти к выводу о право-

мерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они

должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, факта-

ми[18,С.102].

Этапы разработки проекта представлены в таблице 4. Обязательное тре-

бование - каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный

продукт.

Таблица 4

Системы действий преподавателя и студентов на разных стадиях ра-

боты над проектом[7,С.58].

Стадии

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1. Разработка проект-

ного задания

Преподаватель отбирает воз-

можные темы и предлагает

их студентам

Студенты обсуждают и принима-

ют общее решение по теме

1.1.

Выбор

темы

проекта

Преподаватель

предлагает

студентам

совместно

ото-

брать тему проекта

Преподаватель участвует в

обсуждении тем, предложен-

ных обучающимися

Группа студентов совместно с пре-

подавателем

отбирает

темы

и

предлагает группе для обсуждения

Студенты самостоятельно подби-

рают темы и предлагают группе

для обсуждения

1.2. Выделение под-

тем и тем проекта

Преподаватель

предвари-

тельно вычленяет подтемы и

предлагает обучающимся для

выбора

Преподаватель

принимает

участие в обсуждении со сту-

дентами подтем проекта

Каждый студент выбирает себе

подтему или предлагает новую

Студенты активно обсуждают и

предлагают

варианты

подтем.

Каждый студент выбирает одну из

них для себя (т.е. выбирает себе

роль)

1.3.

Формирование

творческих групп

Преподаватель проводит ор-

ганизационную

работу

по

объединению студентов, вы-

бравших

себе

конкретные

Студенты уже определили свои

роли и группируются в соответ-

ствии с ними в малые команды

29

подтемы и виды деятельно-

сти

1.4. Подготовка мате-

риалов к исследова-

тельской работе: фор-

мулировка

вопросов,

на которые нужно от-

ветить,

задание

для

команд, отбор литера-

туры

Если проект объемный, то

преподаватель заранее разра-

батывает задания, вопросы

для поисковой деятельности

и литературу

Отдельные студенты группы при-

нимают участие в разработке зада-

ний. Вопросы для поиска ответа

могут вырабатываться в командах

с

последующим

обсуждением

группой

1.5.

Определение

форм выражения ито-

гов

проектной

дея-

тельности

Преподаватель

принимает

участие в обсуждении

Студенты в группах, а затем в

классе обсуждают формы пред-

ставления результата исследова-

тельской

деятельности:

видео-

фильм,

альбом,

натуральные

объекты, литературная гостиная и

т.д.

2. Разработка проекта

Преподаватель консультиру-

ет, координирует работу сту-

дентов, стимулирует их дея-

тельность

Студенты осуществляют поиско-

вую деятельность

3.

Оформление

ре-

зультатов

Преподаватель консультиру-

ет, координирует работу сту-

дентов, стимулирует их дея-

тельность

Студенты вначале по группам, а

потом во взаимодействии с други-

ми группами оформляют результа-

ты в соответствии с принятыми

правилами

4. Презентация

Преподаватель

организует

экспертизу (например, при-

глашает в качестве экспертов

других студентов или парал-

лельную группу, родителей и

др.).

Докладывают о результатах своей

работы

5. Рефлексия

Оценивает

свою

деятель-

ность по качеству оценок и.

активности студентов

Подводят итоги работы, высказы-

вают пожелания, коллективно об-

суждают оценки за работу

30

Проектный метод предполагает принципиально новый подход: «Подумай,

вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно

было бы выполнить».

Всякий проект, независимо от типа, имеет одинаковую структуру. Это

позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долго-

срочного или краткосрочного, группового или индивидуального – вне зависи-

мости от его тематики. Структура проектной исследовательской работы пред-

ставлена в таблице 5.

Таблица 5

Структура проектной исследовательской работы[12,С.99].

1. Актуальность исследования

почему именно эта тема является актуальной;

наличие проблемы в этой теме.

2. Проблемы исследования

противоречивая ситуация, требующая разрешения;

разрешение противоречий связано с практической

необходимостью;

несоответствие между желаемым и реальным со-

стоянием

3. Объект и предмет

исследования

объект

исследования: что

рассматривается;

предмет

: как будет рассматриваться

объект именно в данном исследовании;

4. Цель и задачи исследования

цель

– это конечный результат, которого хотел бы

достичь исследователь при завершении работы;

задачи

– выбор путей и средств исследования для

достижения цели в соответствии с выдвинутой ги-

потезой.

5. Гипотеза исследования

это предположение, выдвигаемое для объяснения

какого-либо явления, которое не подтверждено и не

опровергнуто,

31

гипотеза должна быть проверяема, реально опро-

вергаема или доказуема.

7. Методы исследования

Наблюдение, эксперимент, моделирование, анкети-

рование, интервьюирование, анализ и синтез, срав-

нение, обобщение, классификация, определение по-

нятий.

8. Планирование исследования

должны быть изучены источники информации; ука-

заны способы сбора информации; определены кри-

терии оценки результатов; представлены ожидае-

мые результаты.

9. Научная новизна исследования

в чем заключается новизна.

10. Выводы

11. Продукт исследования

презентация; видеофильм; пособие; кейс докумен-

тов; макет и др.

12. Презентация проекта

В презентации представляется продукт проектной и

исследовательской деятельности

! Очень важен ход и основные результаты исследова-

ния

Ход работы над проектом и исследованием можно представить следующим об-

разом:

1. Написание черновика введения на основе паспорта проектной рабо-

ты.

2. Компоновка подготовленных текстов по главам в соответствии с

примерной структурой работы.

3. Внимательное чтение и редактирование текстов глав как с точки

зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить

цифры и факты, сноски, цитаты и т.п.).

32

4. Написание выводов к соответствующей главе. Вывод по главе

обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в

ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

5. Составление заключения по всей работе.

6. Редактирование введения к работе.

Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов ра-

боты. Существует несколько основных форм представления результатов науч-

ной работы:

статья, тезисы;

доклад, сообщение;

реферат;

текст научного сочинения;

отчет.

Определение формы представления результатов проектной и исследова-

тельской деятельности сопутствует составлению плана исследования[11,С.118].

В науке существуют требования к описанию исследовательских результа-

тов. Часто требования к оформлению работ указываются в конкурсных матери-

алах или приглашениях к участию в конференциях.

Этапы работы:

1.

Написание основы введения по всей работе (основываясь на пас-

порте работы).

2.

Компоновка текстов.

3.

Редактирование целого текста.

4.

Написание выводов к каждой главе.

5.

Составление списка источников информации.

6.

Корректировка введения по всей работе.

7.

Общее заключение.

8.

Составление списка источников информации.

9.

Подготовка приложений.

33

Композиция исследовательской работы – это последовательность распо-

ложения ее основных частей.

Структура проектных и исследовательских работ:

титульный лист,

оглавление,

введение,

основная часть,

заключение,

библиографическое описание,

приложения.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по

определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование

учебного заведения. В среднем поле указывается название темы работы.

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы (можно указать учеб-

ный предмет).

Еще ниже, выравнивая по правому краю титульного листа, указывается

фамилия, имя, отчество студента, номер группы. Еще ниже – фамилия, имя, от-

чество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы

(без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиаль-

ного значения, но предполагает официальный стиль.

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание

на основные элементы работы.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть проектной и

исследовательской работы, так как содержит в сжатой форме все основные,

фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено ис-

следование.

Введение должно включать в себя: формулировку темы, проблему иссле-

дования, актуальность исследования, объект, предмет, цель, гипотезу, задачи,

34

методы исследования, этапы исследования, структуру исследования, его прак-

тическую значимость, краткий анализ литературы и др. источников информа-

ции.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно со-

ставляет 2-3 страницы.

Основная часть содержит 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие

вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме ис-

следования, ее теоретическое обоснование. Главы 2-3 описывают практические

этапы работы, анализ полученных данных, выявление определенных законо-

мерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В

конце каждой главы пишутся выводы.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Важным требова-

нием к заключению является то, что оно не должно повторять выводы по гла-

вам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам ис-

следования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения

цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Список источников информации это список изученных по теме источни-

ков информации, представленный специальным образом. Наиболее удобен в

исследовательской работе алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или за-

главий) способ группировки источников. В список входят все использованные в

работе источники. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках

и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, иници-

алы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, изда-

тельство; год издания и объем в страницах.

Приложения - это часть текста научного исследования, имеющая допол-

нительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного осве-

щения темы. Оно размещается после библиографии. К приложениям относятся

копии документов, статистические материалы, и т.п. По форме они представ-

ляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др. К приложениям тоже предъ-

являются определенные требования:

35

в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики,

со сквозной нумерацией страниц всего текста (приложение 1, приложение

2, …);

каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь за-

головок в правом верхнем углу.

Они содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри

текста различным образом:

а)

в круглых скобках;

б)

подстрочно (оформляются как сноски);

в)

после параграфов или глав.

Примечанием может быть:

библиографическая ссылка;

определение терминов или устаревших слов;

справочная информация о лицах, событиях, произведениях;

перевод иностранных слов и предложений;

пояснения основного текста;

схемы, таблицы, рисунки, фотографии и т. д.[5,С.70].

В целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образно-

сти в исследовательской работе размещаются иллюстрации: рисунки, таблицы,

графики, фотографии, схемы и др.

Необходимо также разработать методические рекомендации по оформ-

лению проектной работы: её объём, шрифт, вид титульного листа, нумерацию

страниц и т.д.

Защита проекта подлежит оцениванию. Рейтинговая оценка и качествен-

ные критерии оценки исследовательского проекта представлены в таблице 6,7.

Таблица 6

Рейтинговая оценка исследовательского проекта[1,С.102].

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

Актуальность и новизна предлагае-

5,10,20

36

мых решений, сложность темы

Объем

разработок

и

количество

предлагаемых решений

5,10,20

Практическая ценность

5,10

Уровень самостоятельности участ-

ников

10,20

Качество оформления записки, пла-

катов и др.

5,10,15

Оценка рецензентом проекта

5,10

Оценка защиты

Качество доклада

5,10,20

Проявление

глубины

и

широты

представлений по излагаемой теме

5,10,20

Проявление

глубины

и

широты

представлений по данному предмету

5,10,20

Ответы на вопросы преподавателя

5,10

Ответы на вопросы

5,10

Таблица 7

Качественные критерии оценки проекта и проектной деятельности

Качественные

Операционные

Репрезентативные (связанные с пред-

ставлением продукта)

Ценностные

Оригинальность идеи

и способа решения

проблемы;

степень участия в

групповой работе и

взаимопомощь участ-

ников проекта;

доказательность

Раскрытие содержания проекта на пре-

зентации продукта;

логика изложения;

культура речи, владение материалом;

эстетика оформления результатов;

умение отвечать на вопросы во время

презентации продукта;

новизна и актуаль-

ность информа-

ции, используемой

при выполнении

проекта; самоо-

ценка студента; со-

циальная и при-

кладная значи-

37

предлагаемых реше-

ний;

подготовка презента-

ций продукта

эмоциональность;

соответствие содержания заявленной

теме;

содержательность материала.

мость результатов

работы.

Методические рекомендации по проектной работе:

- При использовании метода проектов преподаватель заранее тщательно

готовится к таким урокам.

- Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса

школьной программы с целью углубить знания отдельных обучающихся по

этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

- Преподаватель на таких уроках должен стать практически сторонним

наблюдателем.

-Проектные работы должны соответствующим образом оформлены, то

есть структурированы и иметь единый стиль оформления.

-Все проектные работы должны защищены. Защита проекта подлежит

оцениванию.

Заключение

Актуальность технологии проектного обучения для современного образо-

вания определяется его многоцелевой и многофункциональной направленно-

стью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный

процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными ба-

зовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее

развитие личности.

Теоретическая значимость и недостаточная практическая разработан-

ность данной проблемы обусловили выбор темы исследования:

«Руководство

проектной деятельностью обучающихся в процессе профессионального обуче-

ния»

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность уча-

щихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в

течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие уча-

38

щихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до рав-

ноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, уча-

щиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спо-

рят, чтобы прийти к одному мнению.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалифика-

ции преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром

эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде

всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни

человека индустриального общества.

Немаловажное значение имеет и тот факт, что обучающиеся работают в

малых группах. В группе всегда есть обучающиеся с различным уровнем язы-

ковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее

подготовленные отмалчиваются. В работе над проектом каждый вносит свою

лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каж-

дый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен

представить результаты своей работы.

Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность обу-

чающихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятель-

ности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не

входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товари-

ща, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо де-

лать.

В ходе работы над данным проектом были успешно разработаны методи-

ческие рекомендации по организации проектной работы, а так же раскрыто по-

нятие проектной деятельности, выявлены особенности и требования к исполь-

зованию метода проектов.

Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в

которых студент ставит и решает собственные проблемы, и технология сопро-

вождения самостоятельной деятельности обучающегося.

Методические рекомендации по проектной работе:

39

- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы

или задачи, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска

для ее решения.

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагае-

мых результатов (реальная адресная направленность).

- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность

учащихся.

-Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтап-

ных результатов)

- При использовании метода проектов преподаватель заранее тщательно

готовится к таким урокам.

- Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса

школьной программы с целью углубить знания отдельных обучающихся по

этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

- Преподаватель на таких уроках должен стать практически сторонним

наблюдателем.

- Проектные работы должны иметь единый стиль оформления.

- Все проектные работы должны защищены. Защита проекта подлежит

оцениванию.

Также рассмотрели этапы работы над проектом и выделили начальный,

основной и заключительный этапы.

Изучен вопрос формирования общих компетенций в при организации

проектной деятельности на уроках электротехники.

Таким образом, применение метода проектного обучения в работе со сту-

дентами является одним из направлений модернизации современного образова-

ния. Проектная деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания

в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, поз-

воляет реализовывать творческий потенциал, помогает личности самоопреде-

литься и самореализоваться, что в конечном счете формирует общие и профес-

40

сиональные компетенции выпускников СПО, обеспечивающие их конкуренто-

способность и востребованность на рынке труда.

41

Список литературы

1.

Васильев, В. Проектно-исследователькая технология: развитие

мотивации [Текст]/В. Васильев//Народное образование. - 2015. - №9. - С. 177-

180.

2.

Гребенюк, О.С. Проблемы формирования мотивации учения и тру-

да у учащихся СПО [Текст]/О.С. Гребенюк. - М.: Педагогика,2014.- 156 с.

3.

Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образова-

тельная технология [Текст]/В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2015. – 240

с.

4.

Даниленкова, Г. Г. Педагогическое проектирование учебного про-

цесса [Текст]/Г.Г. Даниленкова//Сб. научн. ст./Калинингр. ун-т. - 2015. - С. 25-

27.

5.

Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст]/

Б.П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 2015. – 239 с.

6.

Жак, Д. Организация и контроль работы с проектами [Текст]/Д.

Жак//Университетское образование: от эффективного преподавания к эффек-

тивному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорус-

ский государственный университет. Центр проблем развития образования. -

Мн., Пропилен, 2015. - С. 121-141.

7.

Исследовательская деятельность учащихся в современном образо-

вательном пространстве: сборник статей [Текст] / под общей редакцией А.С.

Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.- С. 44–50.

8.

Колесникова, И.А, Горчакова-Сибирская, М.П. Педагогическое

проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / И.А. Колес-

никова, М.П. Горчакова-Сибирская.- М.: Академия, 2015.-288 с.

9.

Круглова, О.С. Технология проектного обучения [Текст]/ О.С.

Круглова//Завуч. - 2015.- №6.- С. 15-22.

10.

Кулакова, Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в про-

цессе проектной и учебно-исследовательской деятельности//Исследовательская

деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник

42

статей [Текст] /под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных тех-

нологий, 2006.

11.

Лазарев, Т.В. Проектный метод: ошибки в использовании [Текст]/

Т.В. Лазарев//Первое сентября. – 2011. - № 1. – С. 9-10

12.

Митрофанова, Г.Г. Трудности использования проектной деятельно-

сти в обучении [Текст]/Г.Г. Митрофанова//Молодой ученый. - 2011. -№5. Т.2. -

С. 148-151.

13.

Моор, М.В. Проектная методика обучения как средство активиза-

ции познавательной деятельности студентов [Текст]/М.В. Моор //Среднее про-

фессиональное образование.- 2012.- №4.- стр. 92.

14.

Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учре-

ждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] / Н.Ю.

Пахомова. - М.: АРКТИ, 2015. – 112 с.

15.

Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? [Текст]/ Н.Ю. Пахо-

мова//Методист.- 2015.- №1. - стр. 42.

16.

Сибирская, Н.П. Проектирование педагогических технологий. Т.2.

[Текст]/Н.П. Сибирская//Энциклопедия профессионального образования в 3 т. -

М, 2012.- С. 344-345.

17.

Судакова, С.В. Пути формирования общих компетенций при ис-

пользовании интегрированных занятий [Текст]/С.В. Судакова //Среднее про-

фессиональное образование.- 2012.- №6.- стр. 122.

18.

Хуторской, А.В. Ключевые компетентности как компонент лич-

ностно-ориентированного образования [Текст]/А.В. Хуторской//Народное об-

разование.- 2015. - №2. – С. 58-64.

43



В раздел образования