Напоминание

"Личная гигиена пациента"


Автор: Баишева Александра Дмитрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Якутский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г. Якутск
Наименование материала: методразработка
Тема: "Личная гигиена пациента"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)

ГБОУ СПО РС (Я) «Якутский медицинский колледж»

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по НМР:

Зам.директора по ПО:

___________ Ядреева Н.И.

____________Васильева С.Г.

«___»_____________ 2016 г.

«___»_____________ 2016 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА:«Личная гигиена пациента»

ПМ.04. Выполнение работ по профессии

«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 04.03. «Технология выполнения сестринских услуг»

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.01 «Лечебное дело»

(для преподавателей)

Составила:

Баишева А.Д. – преподаватель ПМ.04.

Выполнение работ по профессии «Младшая

медицинская сестра по уходу за больными»

Якутск – 2016г.

1

Технологическая карта занятия

ПМ.04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по

уходу за больными»

МДК 04.03. «Технология выполнения сестринских услуг»

Тема: «Личная гигиена пациента»

Тип занятия: Практическое

Дата: __________ Время_______________

Место проведения: Манипуляционный кабинет № 3 «ЯМК».

Курс: ______Группа: ______________

Образовательная цель:

1.

Проконтролировать

уровень

усвоения

теоретического

материала

и

овладения манипуляциями.

2.

Сформировать

у

студентов

клиническое

мышление

при

решении

ситуационных задач.

Студент должен знать:

сменить нательное и постельное белье;

оказать пациенту при проведении утреннего туалета;

ухаживать за слизистыми: удалять выделения и корочки из носа,

протирать глаза, обрабатывать слизистые в ротовой полости и губ,

очищать наружный слуховой проход;

чистить зубы пациента;

стричь ногти на руках и ногах;

брить лицо пациента;

мыть голову и ноги;

обтирать кожу с легким массажем спины;

подать судно и мочеприемник (мужчине и женщине);

ухаживать за наружными половыми органами и промежностью;

оказать помощь при недержании мочи и кала;

обрабатывать естественные складки кожи с целью профилактики

опрелостей;

обучить пациента и его семью элементам гигиены;

осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения

потребности пациента в проведении мероприятий личной гигиены,

смене одежды на примере клинической ситуации.

Студент должен знать:

принципы гигиенического ухода;

правила сборки и транспортировки грязного белья;

Владеть:

2

техникой приготовления постели.

После изучения темы студент должен овладеть общими компетенциями

(ОК):

ОК

1-Понимать

сущность

и

социальную

значимость

своей

будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2-Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы

и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и

качество.

ОК

3-Решать

проблемы,

оценивать

риски

и

принимать

решения

в

нестандартных ситуациях.

ОК 6-Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями.

ОК

11-Быть

готовым

брать

на

себя

нравственные

обязательства

по

отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12-Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны

труда,

производственной

санитарии,

инфекционной

и

противопожарной

безопасности

Овладеть профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе

профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

Методическая цель:

Развитие памяти, речи студентов с применением наглядно – иллюстративных

методов (мультимедийная презентация).

С о зд а н и е

п р ед ме т н о го

и

с о ц и а л ь н о го

с од е р ж а н и я

буд у щ е й

профессиональной деятельности студентов путем использования проблемных

ситуаций, ролевой игры.

Воспитательная цель:

Формирование правил поведения во время учебной практики;

Воспитывать культуру речи;

Воспитывать у будущих медицинских работников чувство ответственности

при выполнении манипуляции;

Воспитывать

у

будущих

медицинских

работников

умение

эффективно

общаться с пациентом, соблюдать правила этики и деонтологии;

Воспитывать обязательное соблюдение личной инфекционной безопасности.

3

Внутрипредметная связь:

1.

Сестринский процесс. Этапы сестринского процесса.

2.

Общение в сестринском деле.

3.

Инфекционная безопасность.

Межпредметная связь:

Обеспечивающие

-

функциональная

анатомия

и

физиология,

психология.

Обеспечиваемые – клинические дисциплины.

Оснащение занятия:

Раздаточный материал;

Рабочая тетрадь;

Мультимедийная презентация;

Фантом.

Литература:

Основная литература:

1.

Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского

дела: учебник для мед.училищ и колледжей.-2изд., исправл. и доп.. –

М.ГЭОТАР-Медиа, 2009. («Теорет. ОСД. Pdf»)

2.

Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие/

Н.В.Широкова и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 160 с.

3.

Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/Л.И.

Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. – Изд. 5-е. –

Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 733 с.: ил. – (Медицина).

4.

Манипуляции в сестринском деле/Под общей ред. А..Г. Чижа. – изд. 2-

е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 318 с. – (Медицина).

Дополнительная литература:

1.

Вебер В.Р. Основы сестринского дела / В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А.

Лапотников - М.: Медицина., 2007г., стр.281-286.

2.

Атлас добровольного спасателя: Первая медицинская помощь на месте

происшествия: Учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; Под ред. Г.А.

Короткина. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство

Астрель», 2008. – 79 с.

Структура занятия

Этапы занятия

Дозировка

4

времени

1

Организационная

часть:

в с т у п и т е л ь н о е

с л о в о

преподавателя, отметка присутствующих, наличие формы,

дневников.

2мин

2

Целевая

установка: ознакомление

с

темой

и

целью

занятия.

3мин

3

Актуализация базовых знаний: фронтальный опрос.

5 мин

4

Формирование новых знаний и умений:

1.Основная часть:

1.

Закрепление

знаний

по

теме,

полученных

на

лекционном занятии. Объяснение материала, разбор

со студентами теоретических вопросов, заполнение

дневников;

2.

Актуализация ключевых моментов по теме.

3.

Физкультминутка.

2. Практическая часть:

-

решение

ситуационных

задач,

д е м о н с т р а ц и я

практических навыков и их оценка;

- обсуждение выполнения практических манипуляций.

3. Закрепление знаний и умений:

- Тестовое задание.

58мин

5

Рефлексия: Анализ достижения поставленной цели.

15 мин

6

Подведение

итогов: анализ

проделанной

студентами

работы, отмечает активность и самостоятельность каждого

с туд е н т а ,

в ы с т а вл я е т

о ц е н к и

с

п о с л е д у ю щ е й

мотивировкой, делает выводы о достижении целей занятия.

5 мин

7

Задание на дом:Тема: «Оценка функционального

состояния пациента».

1.

Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические

основы сестринского дела: учебник для мед.училищ

и колледжей.-2изд., исправл. и доп.. – М.ГЭОТАР-

Медиа, 2009. («Теорет. ОСД. Pdf»)

2 мин.

Теоретическая часть:

ГИГИЕНА- (от. греч. hygieinos – здоровый, приносящий здоровье,

Hygieia- богиня здоровья у древних греков ) – это медицинская наука,

5

изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его

работоспособность и продолжительность жизни.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА – это меры, направленные на соблюдение чистоты

собственного тела и на тщательный уход за ним.

Основные принципы ухода:

Информированность - согласие пациента на выполнение процедуры

Безопасность – инфекционная и физическая

Конфиденциальность – информация без огласки

Тактичность – умение владеть собой

Индивидуальность – персональный подход

Независимость – побуждение пациента к самоуходу.

Функции кожи:

Защитная: Защита организма от механических повреждений, вредных

воздействий солнечных лучей, токсинов и микроорганизмов

Обменная: Участие в газообмене (дыхание и выделение)

Анализаторная: Способность кожными рецепторами воспринимать внешние

раздражители: боль, тепло, холод, прикосновение

Смена постельного и нательного белья

При смене простыни больного осторожно отодвигают на край постели,

освободившуюся часть грязной простыни скатывают вдоль (как бинт) и на

это место расстилают чистую простыню. После этого больного

перекладывают на чистую простыню, скатывают оставшуюся часть грязной и

полностью расправляют свежую простыню.

В тех случаях, когда больному запрещено двигаться, грязную простыню

скатывают сверху и снизу до половины туловища больного, одновременно

сверху подкладывают чистую простыню и расстилают ее сверху вниз; после

этого грязную простыню убирают снизу, а чистую простыню подводят сверху

и полностью расправляют.

Смена нательного белья пациенту

При смене рубашки у тяжелобольного (лучше, если на нем будет надета

рубашка-распашонка) подводят руку под его спину, подтягивают за край

рубашки до затылка, снимают ее через голову и освобождают рукава. При

повреждении одной из рук сначала снимают рубашку со здоровой. Надевают

рубашку, наоборот, начиная с больной руки, и пропускают ее затем через

голову по направлению к крестцу больного.

Подкладное судно и мочеприемник

6

Больные, находящиеся на постельном режиме, вынуждены совершать лежа

физиологические отправления. В таких случаях больным подают подкладное

судно (специальное приспособление для сбора испражнений) и

мочеприемник (сосуд для сбора мочи).

Чисто вымытое и продезинфицированное судно с небольшим количеством

воды, добавленной для устранения запаха, подводят под ягодицы больного,

предварительно попросив его согнуть ноги в коленях и помогая ему

свободной рукой несколько приподнять таз. После освобождения судна от

содержимого его тщательно моют горячей водой и дезинфицируют. При

подаче мочеприемника следует иметь в виду, что далеко не все больные могут

свободно помочиться, лежа в постели. Поэтому мочеприемник должен быть

обязательно теплым. После мочеиспускания мочеприемник опорожняют и

хорошо промывают.

Уход за волосами

Плохой уход за волосами с нерегулярным мытьем, может приводить к их

повышенной ломкости, выпадению, образованию кожных покровах головы

жирных или сухих отрубевидных чешуек (перхоти).

Мытье головы тяжелобольного в постели.

Жирные волосы рекомендуют мыть 1 раз в неделю, а сухие и нормальные – 1

раз в 10 – 14 дней, Мытье головы у тяжелобольного проводят в постели. При

этом тазик размещают у головного конца кровати, а голову больного

несколько приподнимают и запрокидывают. Для мытья волос лучше

использовать кипяченую воду. Лучше пользоваться приготовленной мыльной

пеной. После мытья волосы осторожно вытирают полотенцем, после чего

тщательно и бережно расчесывают, начиная от корня, если волосы короткие,

или же, наоборот, с концов при длинных волосах.

Подстригание ногтей тяжелобольного на руках и ногах.

Необходимо также осуществлять систематический уход за ногтями,

регулярно удаляя грязь, скапливающуюся под ними, и коротко подстригая их

не реже одного раза в неделю. Форму ногтям придают пилочкой: на руках –

овальную, на ногах – прямую.

Таким образом, соблюдение правил личной гигиены занимает одно из

важнейших мест в комплексе мероприятий по уходу за больными,

способствует улучшению течения различных заболеваний, профилактике

серьезных осложнений. Большая роль в ее поддержании, особенно у

тяжелобольных, отводится медицинским работникам.

Приложение№1

Ролевая игра

«Уход за тяжелобольным пациентом в терапевтическом отделении»

Содержание игры:

7

Демонстрация студентами рабочие фрагменты медицинской сестры при

уходе за постельным больным в терапевтическом отделении.

Цели игры:

Усвоить некоторые пробелы в знаниях участников игры и повысить

их осведомленность;

Мотивировать студентов к учебной деятельности

Описание игры.

Каждый участник игры имеет свою роль и свою маркировку, которая

крепится

на одежде, халате, спецовке в виде нагрудного знака, что позволяет всем

ориентироваться во время игры. Игра разделена на ситуации и

фрагменты. Практические манипуляции демонстрируются на участниках,

муляжах. Преподаватель контролирует и корректирует действия студентов.

Обсуждение вопросов.

График проведения ролевой игры

Группа № 1

Группа № 2

Группа № 3

1. Организационный

момент – 30 сек.

1. Организационный

момент – 30 сек.

1 Организационный

момент – 30 сек.

2. Объяснение

правил игры – 1 мин

2. Объяснение правил

игры – 1 мин

2. Объяснение правил

игры – 1 мин.

3. Распределение

роли – 30 сек.

3. Распределение роли –

30 сек.

3. Распределение роли –

30 сек.

4. Игра – 4 мин.

4. Игра – 4 мин.

4. Игра – 4 мин.

Самоанализ игры

Самоанализ игры

Самоанализ игры

В игре предусмотрены следующие роли:

Ситуация №1

«Уход за кожей тяжелобольного пациента в условиях стационара»

Палатная ночная медицинская сестра

Палатная дневная медицинская сестра

Младшая медицинская сестра

8

Ситуация № 2

«Смена нательного и постельного белья у неподвижного пациента»

Лечащий врач

Медицинская сестра

Младшая медицинская сестра

Ситуация №3

«Обучение родственника ухаживающего по уходу за пациентом вечернее

время»

Ухаживающий

медицинская сестра

СЦЕНАРИЙ СИТУАЦИИ № 1

Медицинский персонал в терапевтическом отделении работает

круглосуточно. Утро

рабочего дня начинается с приема ночного дежурства у

палатной медицинской сестры (отчет по уходу за тяжелобольным

пациентом, и т. д.).

Принимает дежурство дневная медсестра и приступает к своим

обязанностям, к выполнению гигиенических процедур. На помощь к

медицинской сестре заходит в палату младшая медицинская сестра (ее

попросила ночная медсестра).

СЦЕНАРИЙ СИТУАЦИИ № 2

Время обхода. В палату заходит лечащий врач, разговаривает с пациентом в

дружелюбной обстановке, осматривает пациента, измеряет артериальное

давление, пульс, частоту дыхательных движений. В это время заходит

медицинская сестра, врач дает ей указания сменить нательное и постельное

белье. Медицинская сестра вызывает младшую медицинскую сестру на

помощь при смене белья.

СЦЕНАРИЙ СИТУАЦИИ № 3

Тяжелобольной пациентке в ночное время остается дежурить супруг. Он

просит у медицинской сестры показать, как подавать судно. Медицинская

сестра с удовольствием соглашается и обучает ухаживающего - супруга, как

подавать судно.

9

Фрагмент № 1.

« Уход у постели тяжелобольного пациента»

1.Начало рабочего дня у палатной медсестры

2.сдача дежурства у постели больного

3.проведение гигиенического ухода с младшей медицинской сестрой.

Фрагмент № 2.

«Смена нательного и постельного белья»

1.

Осмотр лечащим врачом

2.

После проведения гигиенического ухода медицинская сестра

приступает к смене нательного

белья;

3.

при смене постельного белья оказывает помощь младшая медицинская

сестра

Фрагмент № 3.

«Обучение родственников пациента гигиеническим процедурам»

1.

беседа с родственником пациента и медицинской сестры

2.

демонстрация манипуляций на пациенте

ООД

(Основы ориентированной деятельности)

Основные

этапы занятия

Цель

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

1

Организацион

ная часть

Создание

деловой

атмосферы,

- преподаватель обращает

внимание на внешний

вид студентов; отмечает

Слушают,

дежурный

докладывает

о

10

воспитание

дисциплинир

ованности,

аккуратности

будущего

медицинског

о работника.

отсутствующих,

выясняет причину

отсутствия

- преподаватель

проверяет готовность

кабинета к занятию,

наличие дневников у

студентов.

- сообщает тему занятия,

знакомит

с

целью

и

планом занятия.

готовности

с т у д е н т о в

к

занятию.

2

Целевая

установка

Мотивация

учебной

деятельности

При помощи наводящих

вопросов или ситуации

наводит студентов на

тему данного

практического занятия.

Дает план занятия, цели.

Записывают

т е м у ,

п л а н

занятия.

3

Актуализация

базовых

знаний

Проверка

базовых

знаний.

Для выявления исходного

у р о в н я

з н а н и й

преподаватель

задает

контрольные вопросы

(Приложение №1)

Устно

отвечают

на вопросы.

4

Формирование

новых знаний

и умений:

1.Основная

часть:

Изложение

нового

материала.

Формирование

новых понятий,

способов

действия,

умений:

- Гигиена

- Личная

гигиена

Актуализаци

я

т е м ы ,

мотивация

деятельности

студентов,

создание

благоприятн

ого

психологиче

ского

климата.

Преподаватель

раскрывает значение

темы для будущей

профессиональной

деятельности, что

способствует

познавательному

интересу к занятию.

- Преподаватель

обращает внимание

студентов на

актуальность темы в

современном мире

Записывают

новую

тему

в

в и д е

с х е м ,

осуществляют

сердечно-

легочную

реанимацию,

обсуждение

и

анализ.

11

1. Практическа

я часть

Ситуационные

задачи.

Демонстрация

практических

навыков

и

их

оценка,

обсуждение

выполнения

практическихна

выков.

3.Закрепление

з н а н и й

и

умений.

Ролевая

игра,

тестовый

контроль.

Проверка

з н а н и й

и

умений.

(Приложение №2).

Изложение материала

преподаватель

сопровождает

демонстрацией

манипуляций на

фантоме «Витим»

акцентируя

внимание

студентов на

П р е п од а в ат е л ь

д а е т

с т у д е н т а м

з а д а ч и -

ситуации

(Приложение

№ 3)

,

о ц е н и в а е т

и

корректирует

действия

с т уд е н т о в ,

о б р а щ а я

особое внимание

Преподаватель дает

студентам задачи с

распределением ролей.

Преподаватель обращает

внимание на умение

слаженности работы в

бригаде при проведении

сердечно-легочной

реанимации и

корректирует действия

студентов.

( О б р а щ а я

о с о б о е

в н и м а н и е

н а

расположение рук при

Преподаватель

привлекает студентов к

обсуждению ответов, их

рецензированию.

- По итогам игры

студенты получают

оценку.

Студенты

работают

малыми

г р у п п а м и

н а

фантомах.

12

Контроль

освоенности

знаний

ум е н и й

п о

теме.

-

Тестовый

контроль.

К о н т р о л ь

з н а н и я

п р о в о д и т с я

п у т е м

т е с т и р о в а н и я

н а

бумажных

но сителях,

к а ж д о м у

с т у д е н т у

предлагается 10 тестовых

заданий,

2

в а р и а н т а

(Приложение № 4).

Критерии оценки:

90% и более прав. отв. -

«5»

80-89% - «4»

70-79% - «3»

69% и менее - «2»

О т в еч а ют

н а

тестовые

вопросы.

5

Рефлексия

Контроль

достижения

целей

занятия.

С о зд а е т

ат м о с ф е р у

заинтересованности

студентов

в

усвоении

материала.

Высказывают

свои

суждения

и

мнения

п о

теме.

6

Подведение

итогов

А н а л и з

и

оценка

освоенности

материала.

Преподаватель

согласно

о ц е н о ч н о м у

л и с т у

а т т е с т у е т

к а ж д о г о

с т уд е н т а

с

у ч е т о м

выполнения

заданий

на

к а ж д о м

э т а п е :

теоретические

знания,

практические

умения,

ответы

на

контрольные

вопросы, выставляя одну

и т о г о в у ю

о ц е н к у .

Комментирует

работу

каждого

студент а

и

б р и г а д ы

в

ц е л о м ,

обращает

внимание

на

п о л о ж и т е л ь н ы е

и

отрицательные

стороны.

(Приложение №).

Осмысливают

свои

о т в е т ы ,

у м е н и я

и

практические

навыки по теме.

7

Задание на дом

Активизиров

ать

самоподгото

вку.

Преподаватель

предлагает записать

домашнее задание в

дневнике.

Записывают

домашнее

задание.

13

1-Заполнить рабочую

тетрадь, стр 4-10;

2-подготовиться на тему:

«Профилактика

опрелостей и пролежня».

Учебное

по собие

по

основам

сестринского

д е л а

/

П о д

о б щ е й

редакцией А.И. Шпирна.

Стр. 696

Приложение №1

Глоссарий

14

Эталон ответов

1 вариант:

2 вариант:

Приложение №5

Оценочный лист

15

Ф.И.О.

Форма

Ведение дневника

Фронтальный опрос

Технология простых мед.услуг

Ролевая игра

Контрольные вопросы

Общая оценка

1

2

3

4

5

6

Приложение №6

ЛИСТ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ПМ.04. Выполнение работ по профессии

«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 04.03. «Технология выполнения сестринских услуг»

Группа______ бригада____ Срок практики: ______ - _______

16

Преподаватель: ________________________

Ф.И.О. студента

ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.4

ПК 4.8

Освоен

в полном

объеме

Освоен

не

в полном

объеме

Общение с пациентом и его

окружением в процессе

профессиональной деятельности.

Соблюдение принципов

профессиональной этики.

Консультировать пациента и его

окружение по вопросам ухода и

самоухода.

Соблюдать правила

использования аппаратуры,

оборудования и изделий

медицинского назначения в ходе

лечебно-диагностического

процесса.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Дата: _______________

Подпись преподавателя: _________________

17



В раздел образования