Автор: Баишева Александра Дмитрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Якутский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г. Якутск
Наименование материала: методразработка
Тема: "Личная гигиена пациента"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)
ГБОУ СПО РС (Я) «Якутский медицинский колледж»
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора по НМР:
Зам.директора по ПО:
___________ Ядреева Н.И.
____________Васильева С.Г.
«___»_____________ 2016 г.
«___»_____________ 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА:«Личная гигиена пациента»
ПМ.04. Выполнение работ по профессии
«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
МДК 04.03. «Технология выполнения сестринских услуг»
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
31.02.01 «Лечебное дело»
(для преподавателей)
Составила:
Баишева А.Д. – преподаватель ПМ.04.
Выполнение работ по профессии «Младшая
медицинская сестра по уходу за больными»
Якутск – 2016г.
1
Технологическая карта занятия
ПМ.04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по
уходу за больными»
МДК 04.03. «Технология выполнения сестринских услуг»
Тема: «Личная гигиена пациента»
Тип занятия: Практическое
Дата: __________ Время_______________
Место проведения: Манипуляционный кабинет № 3 «ЯМК».
Курс: ______Группа: ______________
Образовательная цель:
1.
Проконтролировать
уровень
усвоения
теоретического
материала
и
овладения манипуляциями.
2.
Сформировать
у
студентов
клиническое
мышление
при
решении
ситуационных задач.
Студент должен знать:
сменить нательное и постельное белье;
оказать пациенту при проведении утреннего туалета;
ухаживать за слизистыми: удалять выделения и корочки из носа,
протирать глаза, обрабатывать слизистые в ротовой полости и губ,
очищать наружный слуховой проход;
чистить зубы пациента;
стричь ногти на руках и ногах;
брить лицо пациента;
мыть голову и ноги;
обтирать кожу с легким массажем спины;
подать судно и мочеприемник (мужчине и женщине);
ухаживать за наружными половыми органами и промежностью;
оказать помощь при недержании мочи и кала;
обрабатывать естественные складки кожи с целью профилактики
опрелостей;
обучить пациента и его семью элементам гигиены;
осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения
потребности пациента в проведении мероприятий личной гигиены,
смене одежды на примере клинической ситуации.
Студент должен знать:
принципы гигиенического ухода;
правила сборки и транспортировки грязного белья;
Владеть:
2
техникой приготовления постели.
После изучения темы студент должен овладеть общими компетенциями
(ОК):
ОК
1-Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2-Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество.
ОК
3-Решать
проблемы,
оценивать
риски
и
принимать
решения
в
нестандартных ситуациях.
ОК 6-Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК
11-Быть
готовым
брать
на
себя
нравственные
обязательства
по
отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12-Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны
труда,
производственной
санитарии,
инфекционной
и
противопожарной
безопасности
Овладеть профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе
профессиональной деятельности.
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
Методическая цель:
Развитие памяти, речи студентов с применением наглядно – иллюстративных
методов (мультимедийная презентация).
С о зд а н и е
п р ед ме т н о го
и
с о ц и а л ь н о го
с од е р ж а н и я
буд у щ е й
профессиональной деятельности студентов путем использования проблемных
ситуаций, ролевой игры.
Воспитательная цель:
Формирование правил поведения во время учебной практики;
Воспитывать культуру речи;
Воспитывать у будущих медицинских работников чувство ответственности
при выполнении манипуляции;
Воспитывать
у
будущих
медицинских
работников
умение
эффективно
общаться с пациентом, соблюдать правила этики и деонтологии;
Воспитывать обязательное соблюдение личной инфекционной безопасности.
3
Внутрипредметная связь:
1.
Сестринский процесс. Этапы сестринского процесса.
2.
Общение в сестринском деле.
3.
Инфекционная безопасность.
Межпредметная связь:
Обеспечивающие
-
функциональная
анатомия
и
физиология,
психология.
Обеспечиваемые – клинические дисциплины.
Оснащение занятия:
Раздаточный материал;
Рабочая тетрадь;
Мультимедийная презентация;
Фантом.
Литература:
Основная литература:
1.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского
дела: учебник для мед.училищ и колледжей.-2изд., исправл. и доп.. –
М.ГЭОТАР-Медиа, 2009. («Теорет. ОСД. Pdf»)
2.
Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие/
Н.В.Широкова и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 160 с.
3.
Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/Л.И.
Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. – Изд. 5-е. –
Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 733 с.: ил. – (Медицина).
4.
Манипуляции в сестринском деле/Под общей ред. А..Г. Чижа. – изд. 2-
е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 318 с. – (Медицина).
Дополнительная литература:
1.
Вебер В.Р. Основы сестринского дела / В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А.
Лапотников - М.: Медицина., 2007г., стр.281-286.
2.
Атлас добровольного спасателя: Первая медицинская помощь на месте
происшествия: Учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; Под ред. Г.А.
Короткина. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство
Астрель», 2008. – 79 с.
Структура занятия
№
Этапы занятия
Дозировка
4
времени
1
Организационная
часть:
в с т у п и т е л ь н о е
с л о в о
преподавателя, отметка присутствующих, наличие формы,
дневников.
2мин
2
Целевая
установка: ознакомление
с
темой
и
целью
занятия.
3мин
3
Актуализация базовых знаний: фронтальный опрос.
5 мин
4
Формирование новых знаний и умений:
1.Основная часть:
1.
Закрепление
знаний
по
теме,
полученных
на
лекционном занятии. Объяснение материала, разбор
со студентами теоретических вопросов, заполнение
дневников;
2.
Актуализация ключевых моментов по теме.
3.
Физкультминутка.
2. Практическая часть:
-
решение
ситуационных
задач,
д е м о н с т р а ц и я
практических навыков и их оценка;
- обсуждение выполнения практических манипуляций.
3. Закрепление знаний и умений:
- Тестовое задание.
58мин
5
Рефлексия: Анализ достижения поставленной цели.
15 мин
6
Подведение
итогов: анализ
проделанной
студентами
работы, отмечает активность и самостоятельность каждого
с туд е н т а ,
в ы с т а вл я е т
о ц е н к и
с
п о с л е д у ю щ е й
мотивировкой, делает выводы о достижении целей занятия.
5 мин
7
Задание на дом:Тема: «Оценка функционального
состояния пациента».
1.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические
основы сестринского дела: учебник для мед.училищ
и колледжей.-2изд., исправл. и доп.. – М.ГЭОТАР-
Медиа, 2009. («Теорет. ОСД. Pdf»)
2 мин.
Теоретическая часть:
ГИГИЕНА- (от. греч. hygieinos – здоровый, приносящий здоровье,
Hygieia- богиня здоровья у древних греков ) – это медицинская наука,
5
изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его
работоспособность и продолжительность жизни.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА – это меры, направленные на соблюдение чистоты
собственного тела и на тщательный уход за ним.
Основные принципы ухода:
Информированность - согласие пациента на выполнение процедуры
Безопасность – инфекционная и физическая
Конфиденциальность – информация без огласки
Тактичность – умение владеть собой
Индивидуальность – персональный подход
Независимость – побуждение пациента к самоуходу.
Функции кожи:
Защитная: Защита организма от механических повреждений, вредных
воздействий солнечных лучей, токсинов и микроорганизмов
Обменная: Участие в газообмене (дыхание и выделение)
Анализаторная: Способность кожными рецепторами воспринимать внешние
раздражители: боль, тепло, холод, прикосновение
Смена постельного и нательного белья
При смене простыни больного осторожно отодвигают на край постели,
освободившуюся часть грязной простыни скатывают вдоль (как бинт) и на
это место расстилают чистую простыню. После этого больного
перекладывают на чистую простыню, скатывают оставшуюся часть грязной и
полностью расправляют свежую простыню.
В тех случаях, когда больному запрещено двигаться, грязную простыню
скатывают сверху и снизу до половины туловища больного, одновременно
сверху подкладывают чистую простыню и расстилают ее сверху вниз; после
этого грязную простыню убирают снизу, а чистую простыню подводят сверху
и полностью расправляют.
Смена нательного белья пациенту
При смене рубашки у тяжелобольного (лучше, если на нем будет надета
рубашка-распашонка) подводят руку под его спину, подтягивают за край
рубашки до затылка, снимают ее через голову и освобождают рукава. При
повреждении одной из рук сначала снимают рубашку со здоровой. Надевают
рубашку, наоборот, начиная с больной руки, и пропускают ее затем через
голову по направлению к крестцу больного.
Подкладное судно и мочеприемник
6
Больные, находящиеся на постельном режиме, вынуждены совершать лежа
физиологические отправления. В таких случаях больным подают подкладное
судно (специальное приспособление для сбора испражнений) и
мочеприемник (сосуд для сбора мочи).
Чисто вымытое и продезинфицированное судно с небольшим количеством
воды, добавленной для устранения запаха, подводят под ягодицы больного,
предварительно попросив его согнуть ноги в коленях и помогая ему
свободной рукой несколько приподнять таз. После освобождения судна от
содержимого его тщательно моют горячей водой и дезинфицируют. При
подаче мочеприемника следует иметь в виду, что далеко не все больные могут
свободно помочиться, лежа в постели. Поэтому мочеприемник должен быть
обязательно теплым. После мочеиспускания мочеприемник опорожняют и
хорошо промывают.
Уход за волосами
Плохой уход за волосами с нерегулярным мытьем, может приводить к их
повышенной ломкости, выпадению, образованию кожных покровах головы
жирных или сухих отрубевидных чешуек (перхоти).
Мытье головы тяжелобольного в постели.
Жирные волосы рекомендуют мыть 1 раз в неделю, а сухие и нормальные – 1
раз в 10 – 14 дней, Мытье головы у тяжелобольного проводят в постели. При
этом тазик размещают у головного конца кровати, а голову больного
несколько приподнимают и запрокидывают. Для мытья волос лучше
использовать кипяченую воду. Лучше пользоваться приготовленной мыльной
пеной. После мытья волосы осторожно вытирают полотенцем, после чего
тщательно и бережно расчесывают, начиная от корня, если волосы короткие,
или же, наоборот, с концов при длинных волосах.
Подстригание ногтей тяжелобольного на руках и ногах.
Необходимо также осуществлять систематический уход за ногтями,
регулярно удаляя грязь, скапливающуюся под ними, и коротко подстригая их
не реже одного раза в неделю. Форму ногтям придают пилочкой: на руках –
овальную, на ногах – прямую.
Таким образом, соблюдение правил личной гигиены занимает одно из
важнейших мест в комплексе мероприятий по уходу за больными,
способствует улучшению течения различных заболеваний, профилактике
серьезных осложнений. Большая роль в ее поддержании, особенно у
тяжелобольных, отводится медицинским работникам.
Приложение№1
Ролевая игра
«Уход за тяжелобольным пациентом в терапевтическом отделении»
Содержание игры:
7
Демонстрация студентами рабочие фрагменты медицинской сестры при
уходе за постельным больным в терапевтическом отделении.
Цели игры:
Усвоить некоторые пробелы в знаниях участников игры и повысить
их осведомленность;
Мотивировать студентов к учебной деятельности
Описание игры.
Каждый участник игры имеет свою роль и свою маркировку, которая
крепится
на одежде, халате, спецовке в виде нагрудного знака, что позволяет всем
ориентироваться во время игры. Игра разделена на ситуации и
фрагменты. Практические манипуляции демонстрируются на участниках,
муляжах. Преподаватель контролирует и корректирует действия студентов.
Обсуждение вопросов.
График проведения ролевой игры
Группа № 1
Группа № 2
Группа № 3
1. Организационный
момент – 30 сек.
1. Организационный
момент – 30 сек.
1 Организационный
момент – 30 сек.
2. Объяснение
правил игры – 1 мин
2. Объяснение правил
игры – 1 мин
2. Объяснение правил
игры – 1 мин.
3. Распределение
роли – 30 сек.
3. Распределение роли –
30 сек.
3. Распределение роли –
30 сек.
4. Игра – 4 мин.
4. Игра – 4 мин.
4. Игра – 4 мин.
Самоанализ игры
Самоанализ игры
Самоанализ игры
В игре предусмотрены следующие роли:
Ситуация №1
«Уход за кожей тяжелобольного пациента в условиях стационара»
Палатная ночная медицинская сестра
Палатная дневная медицинская сестра
Младшая медицинская сестра
8
Ситуация № 2
«Смена нательного и постельного белья у неподвижного пациента»
Лечащий врач
Медицинская сестра
Младшая медицинская сестра
Ситуация №3
«Обучение родственника ухаживающего по уходу за пациентом вечернее
время»
Ухаживающий
медицинская сестра
СЦЕНАРИЙ СИТУАЦИИ № 1
Медицинский персонал в терапевтическом отделении работает
круглосуточно. Утро
рабочего дня начинается с приема ночного дежурства у
палатной медицинской сестры (отчет по уходу за тяжелобольным
пациентом, и т. д.).
Принимает дежурство дневная медсестра и приступает к своим
обязанностям, к выполнению гигиенических процедур. На помощь к
медицинской сестре заходит в палату младшая медицинская сестра (ее
попросила ночная медсестра).
СЦЕНАРИЙ СИТУАЦИИ № 2
Время обхода. В палату заходит лечащий врач, разговаривает с пациентом в
дружелюбной обстановке, осматривает пациента, измеряет артериальное
давление, пульс, частоту дыхательных движений. В это время заходит
медицинская сестра, врач дает ей указания сменить нательное и постельное
белье. Медицинская сестра вызывает младшую медицинскую сестру на
помощь при смене белья.
СЦЕНАРИЙ СИТУАЦИИ № 3
Тяжелобольной пациентке в ночное время остается дежурить супруг. Он
просит у медицинской сестры показать, как подавать судно. Медицинская
сестра с удовольствием соглашается и обучает ухаживающего - супруга, как
подавать судно.
9
Фрагмент № 1.
« Уход у постели тяжелобольного пациента»
1.Начало рабочего дня у палатной медсестры
2.сдача дежурства у постели больного
3.проведение гигиенического ухода с младшей медицинской сестрой.
Фрагмент № 2.
«Смена нательного и постельного белья»
1.
Осмотр лечащим врачом
2.
После проведения гигиенического ухода медицинская сестра
приступает к смене нательного
белья;
3.
при смене постельного белья оказывает помощь младшая медицинская
сестра
Фрагмент № 3.
«Обучение родственников пациента гигиеническим процедурам»
1.
беседа с родственником пациента и медицинской сестры
2.
демонстрация манипуляций на пациенте
ООД
(Основы ориентированной деятельности)
№
Основные
этапы занятия
Цель
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студента
1
Организацион
ная часть
Создание
деловой
атмосферы,
- преподаватель обращает
внимание на внешний
вид студентов; отмечает
Слушают,
дежурный
докладывает
о
10
воспитание
дисциплинир
ованности,
аккуратности
будущего
медицинског
о работника.
отсутствующих,
выясняет причину
отсутствия
- преподаватель
проверяет готовность
кабинета к занятию,
наличие дневников у
студентов.
- сообщает тему занятия,
знакомит
с
целью
и
планом занятия.
готовности
с т у д е н т о в
к
занятию.
2
Целевая
установка
Мотивация
учебной
деятельности
При помощи наводящих
вопросов или ситуации
наводит студентов на
тему данного
практического занятия.
Дает план занятия, цели.
Записывают
т е м у ,
п л а н
занятия.
3
Актуализация
базовых
знаний
Проверка
базовых
знаний.
Для выявления исходного
у р о в н я
з н а н и й
преподаватель
задает
контрольные вопросы
(Приложение №1)
Устно
отвечают
на вопросы.
4
Формирование
новых знаний
и умений:
1.Основная
часть:
Изложение
нового
материала.
Формирование
новых понятий,
способов
действия,
умений:
- Гигиена
- Личная
гигиена
Актуализаци
я
т е м ы ,
мотивация
деятельности
студентов,
создание
благоприятн
ого
психологиче
ского
климата.
Преподаватель
раскрывает значение
темы для будущей
профессиональной
деятельности, что
способствует
познавательному
интересу к занятию.
- Преподаватель
обращает внимание
студентов на
актуальность темы в
современном мире
Записывают
новую
тему
в
в и д е
с х е м ,
осуществляют
сердечно-
легочную
реанимацию,
обсуждение
и
анализ.
11
1. Практическа
я часть
Ситуационные
задачи.
Демонстрация
практических
навыков
и
их
оценка,
обсуждение
выполнения
практическихна
выков.
3.Закрепление
з н а н и й
и
умений.
Ролевая
игра,
тестовый
контроль.
Проверка
з н а н и й
и
умений.
(Приложение №2).
Изложение материала
преподаватель
сопровождает
демонстрацией
манипуляций на
фантоме «Витим»
акцентируя
внимание
студентов на
П р е п од а в ат е л ь
д а е т
с т у д е н т а м
з а д а ч и -
ситуации
(Приложение
№ 3)
,
о ц е н и в а е т
и
корректирует
действия
с т уд е н т о в ,
о б р а щ а я
особое внимание
Преподаватель дает
студентам задачи с
распределением ролей.
Преподаватель обращает
внимание на умение
слаженности работы в
бригаде при проведении
сердечно-легочной
реанимации и
корректирует действия
студентов.
( О б р а щ а я
о с о б о е
в н и м а н и е
н а
расположение рук при
Преподаватель
привлекает студентов к
обсуждению ответов, их
рецензированию.
- По итогам игры
студенты получают
оценку.
Студенты
работают
малыми
г р у п п а м и
н а
фантомах.
12
Контроль
освоенности
знаний
ум е н и й
п о
теме.
-
Тестовый
контроль.
К о н т р о л ь
з н а н и я
п р о в о д и т с я
п у т е м
т е с т и р о в а н и я
н а
бумажных
но сителях,
к а ж д о м у
с т у д е н т у
предлагается 10 тестовых
заданий,
2
в а р и а н т а
(Приложение № 4).
Критерии оценки:
90% и более прав. отв. -
«5»
80-89% - «4»
70-79% - «3»
69% и менее - «2»
О т в еч а ют
н а
тестовые
вопросы.
5
Рефлексия
Контроль
достижения
целей
занятия.
С о зд а е т
ат м о с ф е р у
заинтересованности
студентов
в
усвоении
материала.
Высказывают
свои
суждения
и
мнения
п о
теме.
6
Подведение
итогов
А н а л и з
и
оценка
освоенности
материала.
Преподаватель
согласно
о ц е н о ч н о м у
л и с т у
а т т е с т у е т
к а ж д о г о
с т уд е н т а
с
у ч е т о м
выполнения
заданий
на
к а ж д о м
э т а п е :
теоретические
знания,
практические
умения,
ответы
на
контрольные
вопросы, выставляя одну
и т о г о в у ю
о ц е н к у .
Комментирует
работу
каждого
студент а
и
б р и г а д ы
в
ц е л о м ,
обращает
внимание
на
п о л о ж и т е л ь н ы е
и
отрицательные
стороны.
(Приложение №).
Осмысливают
свои
о т в е т ы ,
у м е н и я
и
практические
навыки по теме.
7
Задание на дом
Активизиров
ать
самоподгото
вку.
Преподаватель
предлагает записать
домашнее задание в
дневнике.
Записывают
домашнее
задание.
13
1-Заполнить рабочую
тетрадь, стр 4-10;
2-подготовиться на тему:
«Профилактика
опрелостей и пролежня».
Учебное
по собие
по
основам
сестринского
д е л а
/
П о д
о б щ е й
редакцией А.И. Шпирна.
Стр. 696
Приложение №1
Глоссарий
14
Эталон ответов
1 вариант:
2 вариант:
Приложение №5
Оценочный лист
15
№
Ф.И.О.
Форма
Ведение дневника
Фронтальный опрос
Технология простых мед.услуг
Ролевая игра
Контрольные вопросы
Общая оценка
1
2
3
4
5
6
Приложение №6
ЛИСТ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПМ.04. Выполнение работ по профессии
«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
МДК 04.03. «Технология выполнения сестринских услуг»
Группа______ бригада____ Срок практики: ______ - _______
16
Преподаватель: ________________________
№
Ф.И.О. студента
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.4
ПК 4.8
Освоен
в полном
объеме
Освоен
не
в полном
объеме
Общение с пациентом и его
окружением в процессе
профессиональной деятельности.
Соблюдение принципов
профессиональной этики.
Консультировать пациента и его
окружение по вопросам ухода и
самоухода.
Соблюдать правила
использования аппаратуры,
оборудования и изделий
медицинского назначения в ходе
лечебно-диагностического
процесса.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Дата: _______________
Подпись преподавателя: _________________
17