Автор: Плотников Никита Сергеевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства"
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск, Сахалинская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Формирования профессиональной мотивации у студентов на учебно-практических занятиях
Раздел: среднее профессиональное
Формирования профессиональной мотивации у студентов на учебно-
практических занятиях
Плотников Н.С.,мастер производственного
обучения ГБПОУ «Сахалинский техникум
механизации сельского хозяйства», г.Южно-Сахалинск
В рамках производственной практики по специальности среднего
профессионального
образования
«Механизация
сельского
хозяйства»
со
студентами
было
проведено
12
учебно-практических
занятий,
в
рамках
которых использовались следующие приемы по формированию у студентов
профессиональной мотивации.
Прием первый: апелляция к жизненному опыту студентов.
В
группе
есть
студенты,
которые
родились
и
выросли
в
сельской
местности. Родители их связаны с сельскохозяйственным производством и
конечно
они
имеют
некоторые
элементарные
навыки
обслуживания
с ельскохозяйственной
техники.
При
проведении
занятий
п о
производственному
обучению
преподаватель
часто
обращается
к
таким
студентам
продемонстрировать
свой
опыт
технического
обслуживания,
а
затем организуется
обсуждение и демонстрация этого же вида работы с
позиции современных требований технического обслуживания.
Прием второй: создание проблемной ситуации.
Перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую,
ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо
усвоить согласно программе. Создание проблемной ситуации гарантирует
интерес к изучаемому материалу и мотивирует на поиск дополнительной
информации.
Например,
перед
студентами
формулируется
следующая
проблема: найти общие и отличительные причины сбоя запуска двигателя
ниже перечисленных марок тракторов:
-трактор «Белорусь-МТЗ-82,
-трактор ДТ-75,
-трактор Саракс-82,
-трактор Т-154.
Знаний,
полученных
на
теоретических
занятиях,
недостаточно
и
студенты обращаются к дополнительным источникам.
Третий прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.
На учебных теоретических
занятиях студентам объясняют процесс
работы охладительной системы двигателя и причины выхода ее из строя. Но
при этом не рассматриваются варианты устранения данных неполадок в
полевых условиях.
Студентам
дается
задание,
рассчитанное
на
смекалку
и
логику:
«Устранить
перегрев
двигателя
в
полевых
условиях,
не
имея
при
этом
запасных частей и жидкости».
Четвертый прием: создание ситуации успеха.
Всех студентов в учебной группе можно разделить на лидеров учебно-
профессиональной
деятельности,
добросовестно
обучающихся
и
слабоуспевающих.
Слабоуспевающие
в
силу
своих
индивидуальных
особенностей
практически
не
способны
самостоятельно
выполнить
некоторые сложные операции, а, следовательно, обречены на неудачу. Чтобы
избежать
этого
и
создать
для
них
ситуацию
успеха,
преподаватель
для
выполнения
технологически
сложного
задания,
делит
всех
студентов
на
группы по 3 человека, включая в каждую группу одного слабоуспевающего.
Пятый прием: отмечать успехи студентов и хвалить публично,
демонстрировать достижения студентов.
Похвала, особенно публичная, с описанием достоинств и отличительных
особенностей выполненной работы прибавляет студенту уверенности в себе,
повышает
его
внутреннюю
мотивацию
и
желание
снова
достигать
аналогичного
результата,
со
временем
его
повышая.
Для
этого
введена
бальная
система
поощрения.
За
12
занятий
производственного
обучения
каждый
студент
может
набрать
максимальное
количество
баллов-60.
Студенты,
набравшие
данное
количество
баллов,
поощряются
дополнительной стипендией и имеют дополнительные дни к каникулам.
Шестой прием: подготовка и реализация совместных проектов.
Студентам 1курса
было предложено благоустроить спортивную
п л о щ а д к у
д л я
ж и т е л е й
б л и з
л е ж а щ и х
д о м о в
с
п о м о щ ь ю
сельскохозяйственной техники. Данный проект разрабатывался совместно с
преподавателем с учетом мнения жителей микрорайона. Студентами было
внесено очень много интересных предложений. Например, благоустроить
еще дополнительно велосипедную дорожку. Реализация данного проекта не
только мотивировала на реализацию социально значимого проекта, но и на
использование сельскохозяйственной техники в других сферах деятельности,
расширила знания о смежных профессиях.
Седьмой
прием:
акцент
на
непосредственную
сферу
применения
полученных знаний.
Тесная связь теории с жизнью повышает интерес и внимание студентов в
учебной
и
внеучебной
деятельности.
На
занятиях
производственного
обучения
приводятся
примеры
очень
широкой
сферы
применения
полученных знаний и трудоустройства выпускников сельскохозяйственного
техникума
на
такие
предприятия
как,
«ВостокДорСтрой»,
«СУ-4»,
«Ремонтная
база»,
«Станция-ТОО»,
«Сфера»,
находящиеся
вг.Южно-
Сахалинске и Сахалинской области.
Для большей убедительности приглашаются бывшие выпускники на
тематические
классные
часы,
которые
рассказывают,
как
они
смогли
устроится
на
работу
и
пройти
конкурс
на
реализацию
совместных
российских
и
зарубежных
проектов.
После
такой
встречи
студенты
понимают, чем выше качество подготовки специалиста, тем выше спрос на
рынке
труда.
Высококвалифицированные
специалисты
участвуют
в
совместных российско-американских проектах.
Восьмой прием: дифференцированная система заданий позволяет
каждому студенту соизмерить собственный уровень овладения материалом со
сложностью
предлагаемых
заданий. Так,
возможен
выбор
карточек
с
заданиями, за выполнение которых предполагается получение оценки «3»,
«4» или «5», которые соответствуют разному количеству баллов в общей
системе
бально-рейтингого
зачета.
Преподаватель
видит,
как
студенты
оценивают собственную подготовку и насколько она адекватно реальному
состоянию знаний.
Девятый прием: решение посильных учебных задач. Слишком простые
или слишком сложные задания вызывают понижение мотивации и интереса к
освоению новых компетенций. Сложность заданий должна быть примерно
равна
уровню
знаний
аудитории
или
немножечко
выше,
чтобы
дать
возможность студентам анализировать и искать информацию самостоятельно.
Десятый прием: публичность успешности каждого студента.
На стенде в кабинете размещена таблица, в ней фамилии студентов по
рейтингу
и
количество
работ
(с
баллами),
которые
они
выполнили.
Доступность
результатов
каждого
для
всеобщего
обозрения
мотивирует
студентов. Кроме этого, свой уровень подготовки студенты демонстрируют на
организуемых и проводимых конкурсах:
-конкур «Первой борозды»,
-«Мастер-класс» по вождению тракторов,
-соревнования по сборке и разборке двигателей и т.д.
Таким образом, уровень развития мотивационной сферы студента
зависит от способов, условий и средств обучения, осознания собственного
смысла
учения.
Глубокое
познание
и
понимание
мотивационной
сферы
может обеспечить успех, направить активность личности студента в нужное
русло ее развития.
Литература:
1.Бугрименко, А.Г. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов
педагогического вуза / А.Г.Бугрименко // Психология в вузе. - 2006. - № 3. - с.
15-28.
2.Бутенко, И. Что привлекает студентов в учебном процессе? / И.
Бутенко // Alma mater. - 2000. - №1. - с.21-25.
3. Профессиональная ориентация молодежи. / А.Д. Сазонов, Н.И.
Калугин, А.П. Менщиков и др. – М.: Высшая школа, 1989 – с.117.
4.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для
профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое
сентября, 2004. – с. 35
5.
Сорокина
Н.В.
Социально-психологический
тренинг
развития
мотивации
профессионального
самоопределения:
Метод,
рекомендации.
-
Тула: Изд-во ТГПУ, 2003. - 75 с.