Напоминание

Формирования профессиональной мотивации у студентов на учебно-практических занятиях


Автор: Плотников Никита Сергеевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства"
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск, Сахалинская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Формирования профессиональной мотивации у студентов на учебно-практических занятиях
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирования профессиональной мотивации у студентов на учебно-

практических занятиях

Плотников Н.С.,мастер производственного

обучения ГБПОУ «Сахалинский техникум

механизации сельского хозяйства», г.Южно-Сахалинск

В рамках производственной практики по специальности среднего

профессионального

образования

«Механизация

сельского

хозяйства»

со

студентами

было

проведено

12

учебно-практических

занятий,

в

рамках

которых использовались следующие приемы по формированию у студентов

профессиональной мотивации.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту студентов.

В

группе

есть

студенты,

которые

родились

и

выросли

в

сельской

местности. Родители их связаны с сельскохозяйственным производством и

конечно

они

имеют

некоторые

элементарные

навыки

обслуживания

с ельскохозяйственной

техники.

При

проведении

занятий

п о

производственному

обучению

преподаватель

часто

обращается

к

таким

студентам

продемонстрировать

свой

опыт

технического

обслуживания,

а

затем организуется

обсуждение и демонстрация этого же вида работы с

позиции современных требований технического обслуживания.

Прием второй: создание проблемной ситуации.

Перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую,

ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо

усвоить согласно программе. Создание проблемной ситуации гарантирует

интерес к изучаемому материалу и мотивирует на поиск дополнительной

информации.

Например,

перед

студентами

формулируется

следующая

проблема: найти общие и отличительные причины сбоя запуска двигателя

ниже перечисленных марок тракторов:

-трактор «Белорусь-МТЗ-82,

-трактор ДТ-75,

-трактор Саракс-82,

-трактор Т-154.

Знаний,

полученных

на

теоретических

занятиях,

недостаточно

и

студенты обращаются к дополнительным источникам.

Третий прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

На учебных теоретических

занятиях студентам объясняют процесс

работы охладительной системы двигателя и причины выхода ее из строя. Но

при этом не рассматриваются варианты устранения данных неполадок в

полевых условиях.

Студентам

дается

задание,

рассчитанное

на

смекалку

и

логику:

«Устранить

перегрев

двигателя

в

полевых

условиях,

не

имея

при

этом

запасных частей и жидкости».

Четвертый прием: создание ситуации успеха.

Всех студентов в учебной группе можно разделить на лидеров учебно-

профессиональной

деятельности,

добросовестно

обучающихся

и

слабоуспевающих.

Слабоуспевающие

в

силу

своих

индивидуальных

особенностей

практически

не

способны

самостоятельно

выполнить

некоторые сложные операции, а, следовательно, обречены на неудачу. Чтобы

избежать

этого

и

создать

для

них

ситуацию

успеха,

преподаватель

для

выполнения

технологически

сложного

задания,

делит

всех

студентов

на

группы по 3 человека, включая в каждую группу одного слабоуспевающего.

Пятый прием: отмечать успехи студентов и хвалить публично,

демонстрировать достижения студентов.

Похвала, особенно публичная, с описанием достоинств и отличительных

особенностей выполненной работы прибавляет студенту уверенности в себе,

повышает

его

внутреннюю

мотивацию

и

желание

снова

достигать

аналогичного

результата,

со

временем

его

повышая.

Для

этого

введена

бальная

система

поощрения.

За

12

занятий

производственного

обучения

каждый

студент

может

набрать

максимальное

количество

баллов-60.

Студенты,

набравшие

данное

количество

баллов,

поощряются

дополнительной стипендией и имеют дополнительные дни к каникулам.

Шестой прием: подготовка и реализация совместных проектов.

Студентам 1курса

было предложено благоустроить спортивную

п л о щ а д к у

д л я

ж и т е л е й

б л и з

л е ж а щ и х

д о м о в

с

п о м о щ ь ю

сельскохозяйственной техники. Данный проект разрабатывался совместно с

преподавателем с учетом мнения жителей микрорайона. Студентами было

внесено очень много интересных предложений. Например, благоустроить

еще дополнительно велосипедную дорожку. Реализация данного проекта не

только мотивировала на реализацию социально значимого проекта, но и на

использование сельскохозяйственной техники в других сферах деятельности,

расширила знания о смежных профессиях.

Седьмой

прием:

акцент

на

непосредственную

сферу

применения

полученных знаний.

Тесная связь теории с жизнью повышает интерес и внимание студентов в

учебной

и

внеучебной

деятельности.

На

занятиях

производственного

обучения

приводятся

примеры

очень

широкой

сферы

применения

полученных знаний и трудоустройства выпускников сельскохозяйственного

техникума

на

такие

предприятия

как,

«ВостокДорСтрой»,

«СУ-4»,

«Ремонтная

база»,

«Станция-ТОО»,

«Сфера»,

находящиеся

вг.Южно-

Сахалинске и Сахалинской области.

Для большей убедительности приглашаются бывшие выпускники на

тематические

классные

часы,

которые

рассказывают,

как

они

смогли

устроится

на

работу

и

пройти

конкурс

на

реализацию

совместных

российских

и

зарубежных

проектов.

После

такой

встречи

студенты

понимают, чем выше качество подготовки специалиста, тем выше спрос на

рынке

труда.

Высококвалифицированные

специалисты

участвуют

в

совместных российско-американских проектах.

Восьмой прием: дифференцированная система заданий позволяет

каждому студенту соизмерить собственный уровень овладения материалом со

сложностью

предлагаемых

заданий. Так,

возможен

выбор

карточек

с

заданиями, за выполнение которых предполагается получение оценки «3»,

«4» или «5», которые соответствуют разному количеству баллов в общей

системе

бально-рейтингого

зачета.

Преподаватель

видит,

как

студенты

оценивают собственную подготовку и насколько она адекватно реальному

состоянию знаний.

Девятый прием: решение посильных учебных задач. Слишком простые

или слишком сложные задания вызывают понижение мотивации и интереса к

освоению новых компетенций. Сложность заданий должна быть примерно

равна

уровню

знаний

аудитории

или

немножечко

выше,

чтобы

дать

возможность студентам анализировать и искать информацию самостоятельно.

Десятый прием: публичность успешности каждого студента.

На стенде в кабинете размещена таблица, в ней фамилии студентов по

рейтингу

и

количество

работ

баллами),

которые

они

выполнили.

Доступность

результатов

каждого

для

всеобщего

обозрения

мотивирует

студентов. Кроме этого, свой уровень подготовки студенты демонстрируют на

организуемых и проводимых конкурсах:

-конкур «Первой борозды»,

-«Мастер-класс» по вождению тракторов,

-соревнования по сборке и разборке двигателей и т.д.

Таким образом, уровень развития мотивационной сферы студента

зависит от способов, условий и средств обучения, осознания собственного

смысла

учения.

Глубокое

познание

и

понимание

мотивационной

сферы

может обеспечить успех, направить активность личности студента в нужное

русло ее развития.

Литература:

1.Бугрименко, А.Г. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов

педагогического вуза / А.Г.Бугрименко // Психология в вузе. - 2006. - № 3. - с.

15-28.

2.Бутенко, И. Что привлекает студентов в учебном процессе? / И.

Бутенко // Alma mater. - 2000. - №1. - с.21-25.

3. Профессиональная ориентация молодежи. / А.Д. Сазонов, Н.И.

Калугин, А.П. Менщиков и др. – М.: Высшая школа, 1989 – с.117.

4.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для

профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое

сентября, 2004. – с. 35

5.

Сорокина

Н.В.

Социально-психологический

тренинг

развития

мотивации

профессионального

самоопределения:

Метод,

рекомендации.

-

Тула: Изд-во ТГПУ, 2003. - 75 с.



В раздел образования