Автор: Солнцева Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Сергиево-Посадский колледж"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад
Наименование материала: Статья
Тема: Почему в настоящее время ощущается «голодание» в специалистах технического уровня?
Раздел: среднее профессиональное
Почему в настоящее время ощущается «голодание» в специалистах
технического уровня?
В
последние
годы
из
школы
всё
больше
уходит
урок
черчения.
Анализируя опыт
работы на
производстве и
опыт работы в
колледжах,
понимаю, что проблема обучения черчению или как правильно называется
дисциплина в
колледже:
«Инженерной графики»
начинается
с
дефицита
преподавателей в школах по данному предмету.
В Советском Союзе большое значение придавалось чертёжным навыкам
школьников,
при
этом
и
теоретическая основа
тоже была
очень
важна.
Черчение было связано с математикой и трудовым обучением, что позволяло
школьникам на практике закреплять свои знания.
В
двадцатые
годы
обязательным
было
семилетнее
образование
и
черчение вводилось с пятого класса. Даже если не всегда получалось вывести
идеальные линии, вчерашние школьники умели читать чертежи и выполнять
эскизы от руки. На уроках труда или на кружках школьники выполняли детали
по чертежам.
В тридцатые годы была разработана новая программа для десятилетней
школы и черчение предписывалось проводить в 6-8 классах по часу в неделю.
В эти годы бывший преподаватель черчения и рисования А. С. Макаренко
очень многое сделал для развития этого предмета. На черчение стали выделять
2
часа
в
неделю
и
продлили
до
10
класса.
Образование
было
очень
качественным,
настолько,
что
выпускники
школ
справлялись
с
работой
чертёжников
на
предприятии.
Благодаря
этому
возник
интерес
к
совершенствованию
многих
процессов,
развитию
новых
предприятий,
разработки нового оборудования и техники. Престиж профессии инженера
вырос.
Простой
рабочий
частенько
не
отставал
с
рационализаторскими
предложениями и стремился к дальнейшему обучению.
Появился учебник по черчению, а в 1936 году по программе на черчение
отводился 1 час в неделю с 6 по 10 классы. В 1940м году черчение оставляют
только в 7-9 классе, но через год опять возвращают с 6-10 классы и в годы
войны уже ничего не менялось. В послевоенное время черчение преподавали
с 7 по 10 классы. Именно такое образование получил мой отец, что в
последующем позволило ему работать на заводе, а в дальнейшем поступить в
институт и преподавать в школе более 40 лет черчение и трудовое обучение.
Сколько благодарственных слов я слышала с тех пор от его учеников.
В
дальнейшем
программа
по
черчению
неоднократно
изменялась.
Преподавание предмета уменьшилось до 7-9 класса, а в дальнейшем и до 8-9.
В 90-е годы престиж профессии инженера упал и с тех пор черчение
сократилось ещё больше до необязательного предмета.
В настоящее время преподаю инженерную графику в колледже. Но
количество часов на эту дисциплину и там тоже сократились. Пока ещё
остаётся желание учителей и преподавателей, которые хотят и могут научить
наших детей чертить, выполнять чертежи и схемы в программах, но их
становиться
меньше
в
силу
того,
что
всё
больше
поколений
людей
практически не изучает эту дисциплину и нет достаточной практики для этого.
Группы каждый год новые, но на мой вопрос: «Кто изучал черчение в
школе?», с каждым годом рук поднимается всё меньше. На первых занятиях у
ребят всегда возникает вопрос: «Для чего нам изучать инженерную графику,
если всё можно просто купить?» Многие искренне не понимают, что это за
дисциплина
и
зачем
она
им
нужна.
Приходится
регулярно
не
только
преподавать дисциплину, но и объяснять возможности, которые лежат перед
ними после. И только когда они попадают на реальные предприятия, проходят
практику или поступают учиться дальше, понимают, насколько им помогают
знания и что все старания были не зря. Тогда всё чаще слышим: «Спасибо».
Мы
хотим
получить
новые
разработки,
классных
технических
специалистов, но разве это возможно без знаний по черчению?
Всё больше дисциплин переходят в цифровой формат и инженерная
графика не исключение. Сколько графических редакторов помогают быстро
выстроить схему, вычертить план здания, чертёж изделия. Это хорошо, что у
нас появились такие помощники, это дополняет возможности человека и
позволяет специалистам экономить время на многие разработки. И как важно
при этом чтобы школьники стали определяться со своей профессией как
можно
раньше,
не
тратя
своего
времени
на
понимание
необходимости
обучения того или иного предмета.
Как приятно слышать, что большое количество людей солидарно в
важности и необходимости изучения черчения и инженерной графики. Мало
просто обещать вернуть предмет в школу, предстоит большая работа, чтобы
заинтересовать школьников и вернуть учителей черчения в учебный процесс,
обеспечив их достойной заработной платой и условиями труда. И тогда не
сразу,
но
со
временем
мы
получим
так
необходимых нам
технических
специалистов и вернём престиж этим профессиям. А значит где то в нашей
стране
возможно
скоро
родиться
или
уже
растёт
будущий
гениальный
изобретатель, великий конструктор или просто первоклассный токарь.
Преподаватель специальных технических дисциплин
ГБПОУ МО «Сергиево Посадский колледж» Солнцева Т.М.