Автор: Лыткина Дарья Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГБПОУ "Черемховский медицинский колледж им. Турышевой А.А."
Населённый пункт: Иркутская область г. Черемхово
Наименование материала: статья
Тема: Культура поведения и этика будущих медицинских работников с пациентами
Раздел: среднее профессиональное
Описание:
Автор: Лыткина Дарья Викторовна
Культура поведения и этика будущих медицинских работников с
пациентами
Автор:
Лыткина
Дарья
Викторовна,
педагог-психолог
ОГБПОУ
«Черемховский медицинский колледж им. Турышевой А.А.
Медицинская этика – это наука о нравственных началах в деятельности
медицинского персонала. В самом начале учебного года среди студентов
медицинского колледжа проводится анкетирование о выборе будущей
профессии.
Затем
в
течение
учебного
года
на
классных
часах
и
внеаудиторных
мероприятиях
им
рассказывают
об
основах
этики
и
деонтологии медицинских работников. Различают два основных направления
при рассмотрении этико-деонтологической проблемы:
• соблюдение правил внутренней культуры: соблюдение дисциплины,
бережное отношение к общественному достоянию, отношение к труду и
чувство коллегиальности;
• соблюдение правил внешней культуры поведения: умение общаться,
соответствующий внешний вид (внешняя опрятность, личная гигиена тела,
одежды, отсутствие чрезмерных украшений и косметики). Все это вместе и
является медицинским этикетом.
К правилам внешней культуры относятся также приветливость и умение
общаться друг с другом и пациентами в соответствии с обстоятельствами.
Одним из требований внешней культуры поведения является требование
взаимной вежливости. Это приветствие друг друга при встрече без
фамильярности. Медицинская сестра, приветствуя пожилого человека или
беседуя с ним, должна встать.
Очень важно быть выдержанным и тактичным, владеть собой и учитывать
желания других. Беседуя с коллегой, особенно старшим по возрасту, нужно
выслушать собеседника, а затем, если в этом есть необходимость, спокойно
возразить, но без грубости и личного недовольства, так как это не
способствует решению вопросов, а свидетельствует о бестактности и
несдержанности. Бесцеремонным и неуместным является громкий разговор в
медицинских учреждениях. В своей знаменитой книге «Записки об уходе»
английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл говорила: «На больного
тягостнее всего действует ненужный шум и суматоха….».
Умение ценить свое и чужое время является примером внутренней
собранности
и
дисциплинированности.
Внешняя
культура
поведения
каждого сотрудника не только полезна для коллектива, но и украшает его.
В структуре общества большое значение имеет коллектив. Сплоченность,
дружеское взаимопонимание, нормальные отношения между всеми членами
коллектива, соблюдение соответствующей субординации, уважение, честная
и открытая критика создают соответствующий психологический климат,
благотворно влияют на качество труда.
Пациенты
очень
тонко
чувствуют
отношения
между
медицинским
персоналом и быстро на них реагируют. Здесь уместно отметить, что
доброжелательные взаимоотношения медицинских работников укрепляют
веру пациентов в них.
Часто
бывает
так,
что
пациенты
нередко
делятся
с
медицинскими
работниками своими проблемами. Опытная медсестра всегда найдет теплое и
ободряющее слово. А оно иногда не менее важно, чем назначенное лечение.
Между пациентом и медицинским работником в таких случаях возникает
чисто человеческое взаимопонимание, и он уверен, что его медицинские
тайны не будут разглашены.
Любое медицинское учреждение должно являться образцом качества
медицинского обслуживания населения в условиях, когда палата становится
иногда на длительный срок домом для пациента. Высокий уровень
взаимоотношений между медицинским персоналом, дисциплинированность,
культура и качество обслуживания должны быть главным в деятельности
каждого коллектива. Любой недосмотр медперсонала бросается в глаза
десяткам пациентов и становится предметом их обсуждения, подрывает
авторитет
отдельного
медицинского
работника,
допустившего
это
нарушение, и коллектива в целом.
Высокая этика отношений во всех звеньях медицинской структуры при
четком
выполнении
каждым
своих
профессиональных
обязанностей
благотворно влияют на лечебный процесс.
В тех коллективах, где преобладают добрые товарищеские отношения
между сотрудниками, где придерживаются хороших традиций, каждый
работник
чувствует
полезность
и
важность
своего
труда
в
общем
благородном деле предотвращения заболеваний и лечения населения.
В
студенческой
среде
значительную
роль
в
укреплении
этико-
деонтологических качеств играет куратор группы, который хорошо знает
характерные особенности, семейно-бытовые условия и другие факторы
воспитанников,
и во всех сложных ситуациях может найти правильное
решение.
Таким образом, культура поведения и этика взаимоотношений будущих
специалистов в медицине является чрезвычайно важной составляющей всего
учебного,
лечебного
процесса
и
в
значительной
мере
способствует
повышению имиджа медицинского или образовательного учреждения.