Автор: Федяева Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Владимирский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Владимир, Владимирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация социального партнерства педагогического колледжа как важное условие повышения качества профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
Организация социального партнерства
педагогического колледжа как важное условие
повышения качества профессионального образования
Социальное партнерство в сфере профессионального образования - ведущий
механизм
достижения
современного
качества
образования,
особый
тип
взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка
труда,
государственными
и
местными
органами
власти,
общественными
организациями, нацеленный на согласование и реализацию интересов всех
участников этого процесса в выполнении заказа на образовательную услугу [2].
Задачи
модернизации
образования
и
развития
ГБПОУ
ВО
«Владимирский
педагогический колледж» достигаются в процессе постоянного взаимодействия
учебного заведения со своими социальными партнерами.
Работа педагогического колледжа с партнерами приобрела в последние годы
стабильный и планомерный характер. Вначале были изучены потребности рынка
образовательных услуг, исследовался круг организаций, для которых колледж
готовит
кадры,
их
потенциал
на
ближайшие
годы.
На
следующем
этапе
осуществлялось налаживание связей, заключение договоров и отрабатывалась
технология взаимодействия с социальными партнерами. Сегодня это, прежде всего,
базовые образовательные учреждения города Владимира и Владимирской области.
С целью обеспечения высококвалифицированными кадрами образовательных
учреждений и повышения качества профессиональной подготовки студентов,
колледж
осуществляет
работу
по
следующим
основным
направлениям
взаимодействия с социальными партнерами:
1.
Профессиональная ориентация.
Профессиональное
ориентирование
школьников
города
Владимира
и
Владимирской области осуществляется сотрудниками колледжа планомерно, по
направлениям: профинформирование, профконсультирование, профпросвещение.
Активно используются формы профориентационной деятельности, такие как:
Выставочная деятельность.
Разработка и распространение информационных материалов: буклеты;
закладки; листовки.
Размещение информации о колледже: наружные щиты, информационные
доски в школах, региональный справочник «Выпускник года».
Дни открытых дверей (2 раза в год).
Сопровождение сайта колледжа.
Ежегодные профориентационные
ярмарки учебных мест
для учащихся
общеобразовательных школ, учреждений профессионального образования и
молодежи в городе Владимире и Владимирской области.
Проведение
студентами
встреч
с
учащимися
старших
классов
образовательных организаций города и области в ходе концентрированной практики
с целью привлечения абитуриентов в колледж.
Проведение преподавателями колледжа встреч с учащимися старших
классов образовательных организаций с целью привлечения абитуриентов.
Участие в областном конкурсе на лучшую организацию профориентационной
работы среди образовательных организаций, расположенных на территории
Владимирской области.
Участие в ежегодном Владимирском фестивале "Моя профессия".
Участие
в
областном
смотре-конкурсе
агитбригад
областных
профессиональных образовательных организаций Владимирской области.
Профориентационные экскурсии для школьников города и области в рамках
Регионального чемпионата «Профессионалы» во Владимирской области.
Тесное сотрудничество с областным Центром профессиональной ориентации
молодежи,
управлением
образования
города
Владимира,
Министерством
образования
Владимирской
области
и
комплекс
мероприятий
ранней
профессиональной
ориентации,
проводимой
колледжем,
позволяет
заранее
планировать прием выпускников школ с высокой мотивацией к педагогической
деятельности.
2.
Качественная
организация
педагогической
практики
студентов
колледжа.
Уровень подготовки выпускников ГБПОУ ВО «Владимирский педагогический
колледж» соответствует стандартам современной школы, дошкольного образования
и удовлетворяет требованиям работодателей. Это было достигнуто благодаря тому,
что обучение организуется в
рамках модульного подхода, основанного на
компетенциях, что принципиально отличается от традиционного обучения. Одно из
главных направлений – это интеграция теории и практики. Это необходимо для
целостного освоения требуемых компетенций.
Интеграция теории и практики
достигается в результате соответствующей организации учебного процесса,
использования
активных
методов
обучения
в
специально
организованной
обучающей среде. В колледже разработаны и применяются
рекомендации по
использованию активных форм обучения на групповых занятиях в период
педагогической практики.
Применение на
педагогической
практике
активных методов обучения
позволяет эффективнее реализовывать модульные программы, основанные на
компетенциях, организовывать самоуправляемое обучение студентов.
В ходе практики организовано и осуществляется диалоговое общение всех
субъектов практики (студентов, методистов, педагогов).
В ходе практических занятий учащиеся колледжа знакомятся с различными
системами образования: Вальдорфская школа, система гуманной педагогики Ш.А.
Амонашвили, система обучения в гимназии. Студенты встречаются с лучшими
педагогами школ и дошкольных образовательных учреждений, изучают опыт их
работы.
Все образовательные учреждения, являющиеся базами практики, работают по
плану колледжа, при необходимости в него вносятся коррективы, совместно
решаются организационно-методические вопросы, определяются руководители
практики. Все это позволяет успешно решать задачи педагогической практики.
Таким образом, заказчики в лице Министерства образования Владимирской
области,
директоров
школ
и
заведующих
ДОУ
положительно
оценивают
возможности выпускников ГБПОУ ВО «Владимирский педагогический колледж».
Позитивно оценивается достаточно высокий уровень профессиональной подготовки
молодых специалистов, владение профессиональными и общими компетенциями,
современными
развивающими
технологиями,
умение
всех
выпускников
использовать в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии.
3.
Содействие
трудоустройству
и
эффективной
профессиональной
адаптации студентов и выпускников колледжа.
С 2009 года в колледже активно работает Центр содействия трудоустройству
студентов и выпускников (далее Центр), деятельность которого направлена на
тесное взаимодействие с органами власти, в том числе с органами по труду и
занятости населения, общественными и образовательными организациями. Центр
обеспечивает условия для трудоустройства и занятости студентов и выпускников
колледжа и осуществляет следующие виды деятельности:
Анализ потребностей системы образования в специалистах, заканчивающих
обучение в колледже.
Подбор специалистов по индивидуальным заявкам работодателей.
Встречи
с
руководителями
образовательных
организаций
с
целью
дальнейшего трудоустройства студентов.
Информирование студентов о ситуации на рынке труда, существующих
вакансиях и программах трудоустройства посредством размещения объявлений на
стенде, сайте колледжа, групповых и индивидуальных бесед.
Участие в Ярмарках вакансий, Днях карьеры, иных мероприятий для
достижения стоящих перед Центром задач.
Проведение анкетирования студентов, социологических исследований по
вопросам трудоустройства.
Проведение консультаций для студентов по вопросам психологических и
правовых аспектов трудоустройства.
Формирование индивидуальных профессиональных маршрутов с учетом
особенностей и запросов студентов (по преддипломной практике в том числе).
Организация временной занятости студентов в педагогической сфере для
приобретения опыта работы и повышения возможности успешного трудоустройства.
Участие в научно-практических конференциях, семинарах соответствующей
тематической направленности.
Проведение ежегодного мониторинга трудоустройства выпускников колледжа.
Изучив и проанализировав проблемы социальной и профессиональной
адаптации
молодых
специалистов
на
рабочих
местах,
Центр
разработал
методические рекомендации для выпускников. Мероприятия, проводимые Центром
содействия трудоустройству студентов и выпускников,
помогают выпускникам
успешно адаптироваться к новому этапу профессиональной деятельности.
Центр работает непосредственно с работодателями - директорами школ,
заведующими
детских
садов,
руководителями
учреждений
дополнительного
образования
детей
города
Владимира
и
Владимирской
области,
с
целью
обеспечения этих организаций педагогическими кадрами.
Кроме
того,
Центром
ведется
работа
по
анализу
востребованности
выпускников,
их
профессионального
продвижения.
Для
этого
используются
сведения о трудоустройстве, отзывы работодателей. Центр тесно взаимодействует
с управлением образования администрации города Владимира, Министерством
образования Владимирской области, органами по труду и занятости населения,
общественными организациями, работодателями.
4.
Участие социальных партнеров в оценке качества профессиональной
подготовки будущих специалистов.
Включает экспертную оценку программно-методических материалов, участие
работодателей
и
представителей
высших
учебных
заведений
в
итоговой
государственной аттестации: защите дипломных работ и демонстрационном
экзамене.
5.
Повышение роли педагогического колледжа в развитии образования на
региональном уровне.
ГБПОУ ВО «Владимирский педагогический колледж» участвует в разработке и
реализации
региональных
образовательных
проектов.
Колледжем
регулярно
проводятся
областные
научно-практические
конференции,
мастер-классы,
организуются семинары для работников школ и педагогических колледжей области
по вопросам реализации ФГОС СПО.
6.
Создание специализированного центра компетенции.
На базе ГБПОУ ВО «Владимирский педагогический колледж» был создан
специализированный центр компетенции «Преподавание в младших классах»,
который оснащен современным оборудованием и технологиями.Таким образом, в
рамках Регионального чемпионата молодых профессионалов, колледж становится
площадкой, которая принимает участников и экспертов не только из Владимирской
области, но и из других регионов России.
7.
Расширение
воспитательного
пространства
колледжа,
создание
условий для личностного и профессионального развития и самореализации
участников образовательного процесса.
Студенты
и
преподаватели
ГБПОУ
ВО
«Владимирский
педагогический
колледж» принимают активное участие в городских, областных и Всероссийских
мероприятиях,
акциях,
программах,
слетах,
форумах
и
т.д.
(Например:
Международная акция «Тест по истории Отечества»; Межрегиональный кадровый
форум; Всероссийская акция «День правовой помощи детям»; Областной слет
студенческих
трудовых
отрядов;
Добровольческий
форум
Центрального
федерального
округа
и
регионов
России
"ДоброСаммит";
Всероссийский
студенческий образовательный форум «Перспектива»; Областной открытый проект
«Я - Гражданин Российской Федерации! Я - житель Владимирской Земли!»;
Областной
конкурс
педагогического
мастерства
«Студент
года»;
Областной
фестиваль творчества «Студенческая весна»; Всероссийская акция «Студенческий
десант» и др.)
Также, учебное заведение сотрудничает с Региональным детским технопарком
«Кванториум-33». Предметом сотрудничества является реализация новой модели
системы дополнительного образования детей для обучения по дополнительным
общеобразовательным программам технической направленности с использованием
инновационного
оборудования
и
программного
обеспечения
на
территории
Владимирской области.
В технопарке созданы условий для развития научно-технического творчества
детей, формирования у подрастающего поколения изобретательского мышления и
подготовки
будущих
кадров
для
высокотехнологичных
отраслей.
Студенты
колледжа, отрабатывая на практике имеющиеся знания в области информационно-
коммуникационных технологий, имеют возможность проводить дополнительные
занятия для школьников, активно постигающих азы технических наук.
Кроме этого, в колледже действует педагогический отряд. Это общественное
объединение молодежи, созданное с целью развития лидерских качеств студентов,
формирования позитивной гражданской позиции и социальной активности, оказания
педагогической поддержки и организации отдыха, досуга и занятости детей и
подростков. В состав отряда входят студенты колледжа. Свою подготовку отряд
осуществляет в свободное от занятий время. Бойцы педагогического отряда
ежегодно трудятся в детских оздоровительных лагерях Владимирской, Ивановской,
Московской областей и Краснодарского края.
В учебном заведении развивается и волонтерское движение. Большое
количество студентов колледжа являются волонтерами и проводят большую работу
по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи, оказывают поддержку
пожилым людям, приютам для животных города Владимира.
В заключении можно сказать, что развитие социального партнерства в
колледже способствует:
Содействию в профессиональной ориентации учащихся и в трудоустройстве
выпускников.
Разработке гибких профессиональных образовательных программ для
подготовки компетентных специалистов.
Формированию современных баз практики.
Повышению качества подготовки выпускников.
Развитию
экономики региона за счет повышения качества профессиональной
подготовки трудовых ресурсов.
Необходимо
отметить,
что
реализация
совместной
деятельности
Владимирского
педагогического
колледжа
и
его
социальных
партнеров
по
стратегически важным направлениям не сводится к разовым мероприятиям, а имеет
целенаправленный систематический характер. Залог успешности социального
партнерства видится в согласовании целей и учете интересов всех участвующих
сторон [1].
Таким образом, совместная работа с социальными партнерами, определение
базы и характера взаимодействия, подбор учебных средств, выбор подходящей
технологии, организация совместной и индивидуальной деятельности студента,
позволяет повысить качество профессионального образования и подготовить
рабочие кадры, востребованные на рынке труда.
Литература:
1.
Медведева
Н.В.
Социальное
партнерство
в
системе
среднего
профессионального
образования:
проблемы
и
перспективы//Среднее
профессиональное образование, 2008. - №7. – с. 31-32.
2.
Олейникова О.Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании.-
М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2005. - 83 с.
3.
Шеханова И.И. Социальное партнерство в
системе
среднего
профессионального образования//Среднее профессиональное образование,
2009. – №12. – с. 53-54.