Напоминание

"Коррекционная работа в рамках реализации проекта"


Автор: Петрова Елизавета Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБОУ ОШ № 4 Г. ОХИ
Населённый пункт: город Оха, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционная работа в рамках реализации проекта"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Коррекционная работа в рамках реализации проекта»

Долгие годы бытовало мнение, что понятие «ребенок со сложными дефектами» и

образовательный процесс – понятия несовместимые.

Но в 2012 году на базе МБОУ ОШ №4 г. Охи был открыт диагностический класс для

детей со сложными психофизическими нарушениями. Не секрет, что для обучения данной

категории детей необходима система коррекционного воздействия. Поэтому

в этом же

году была организована экспериментальная деятельность по реализации проекта «Поверь

в себя».

Инновацией

данного

проекта,

явилось

использование

новых

технологий

в

образовании детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития.

Объектом исследования - процесс коррекционно-педагогического

воздействия на

учащихся со сложными дефектами специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы города Охи.

Сроки реализации проекта: 2012 – 2016 гг.

Предмет

проекта

-

система

коррекционно

-

развивающей

работы,

как

фактор

реабилитации учащихся с множественными нарушениями развития.

Цель проекта: Создать систему обучения, воспитания и коррекции недостатков развития

детей со сложными дефектами.

Задачи:

1.

Разработать нормативно – правовую базу для обучения данной категории детей.

2.

Создать програмно – методическое обеспечение образовательного процесса..

3.

Вооружить учащихся с глубокими нарушениями в развитии необходимыми умениями и

навыками для самостоятельной жизни в социуме.

Ожидаемые результаты проекта:

1.

Создание адаптированной программы для обучения детей со сложными

дефектами.

2.

Разработка системы методов, приемов и форм работы для обучения и

воспитания детей – инвалидов

3.

Социализация детей с множественными нарушениями развития.

Гипотеза

-

применяя

систему

коррекционно

развивающего

воздействия,

разнообразных

методов

и

методических

приемов,

направленных

на

коррекцию

нарушений, можно достичь положительных результатов в развитии детей со сложными

дефектами и подготовить их к жизни в социуме.

Практическая

значимость

проекта

состоит

в

том,

что

данные

проектного

исследования могут быть использованы в работе специальных коррекционных школ VIII

вида.

Система взаимодействия специалистов:

Изостудия:

Экскурсии, творческие конкурсы,

реализация программы

«Глиняная игрушка», выявление

и развитие творческих

способностей детей

Воспитатель:

Педагогическая

диагностика,

составление и

реализация

индивидуальных

Логопед

Коррекция нарушений

звукопроизношения,

развитие речи,

коррекция речи и

письма

Педагог – психолог:

Психологическая

диагностика, помощь в

составлении

индивидуальных

программ развития;

коррекция психических

Медработник

Медицинский контроль,

реализация программы

«Здоровье школьника»,

витаминизация,

физиопроцедуры, точечный

массаж, взаимодействие со

Ребенок

Учитель – дефектолог:

Диагностика, контроль за

развитием детей,

подготовка консилиумов,

организация

коррекционно –

развивающей работы

Музработник:

коррекционно –

развивающая работа,

выявление и развитие

творческих способностей

Инструктор по физкультуре:

Педагогическая диагностика,

коррекция основных видов

движений, работа по укреплению

здоровья, взаимодействие со

специалистами

Работа проходила в три этапа:

1.

I этап (подготовительный) - определение проблемы, объекта и предмета исследования,

изучение научно- предметной литературы, постановка цели и задач для каждого этапа

проектной

деятельности,

формирование

инициативной

группы,

сбор

необходимых

сведений,

составление

психолого

-

педагогических

характеристик

на

детей

экспериментально - диагностического класса, составление плана работы.

2.

II этап (практический) - апробация учебно – методического обеспечения образовательного

процесса, новых коррекционных форм, методов и приемов обучения и воспитания.

3.

III

этап

(обобщающий)

-

проведение

мониторинга

и

оценки

результатов

учебной

деятельности

учащихся

экспериментального

класса,

подведение

итогов

исследовательской

работы,

формулировка

окончательных

выводов,

разработка

методических рекомендации.

Календарный план реализации проекта:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат

1.

2.

3.

4.

1.

Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2012 года)

Формирование проектной

команды

сентябрь

Руководитель

проекта

Съемщикова Е. Х.

Инициативная группа

учителей МБОУ ОШ №4

г. Охи

Организация специальной

подготовки педагогических

кадров

сентябрь

Мингазова Ю. Г.

Зам. дир. по УВР

Курсы повышения

квалификации

Консультативная и

методическая помощь по

реализации проекта

сентябрь

Методический

совет, ПМПК

Лекции, семинары,

консилиумы,

методические

объединения

Поиск и анализ литературных

источников и опыта педагогов

по проблеме проекта

сентябрь

Инициативная

группа учителей

Мингазова Ю. Г.

Амирова А. Э.

Удовиченко В.Н.

Ралкова Е. С.

Банк данных

Проведение диагностических

исследований

учащихся(психолог, логопед)

сентябрь

Консилиумы. Карты

развития, графики,

дневники наблюдений.

Установление

коммуникативных связей

педагога с учащимися

сентябрь

Инициативная

группа учителей

Дневники наблюдений,

карта развития ребенка

Подготовка учебно –

методической и материально

– технической базы для

обучения и воспитания

октябрь

Мингазова Ю. Г.

Зам. дир. по УВР

Инициативная

группа учителей

Оснащение кабинетов,

организация средовых

зон, создание базы

данных (картотека игр,

физминуток, уроков,

занятий, кл.часов, бесед)

2. Практический этап (2012 -2015 год)

Разработка путей психолого –

педагогического

сопровождения

ноябрь 2012

Инициативная

группа учителей

Индивидуальный план

коррекции и развития

ребенка

Обсуждение, коррекция и

утверждение программы для

учащихся с о сложными

дефектами.

2012

Инициативная

группа учителей

Программа обучения.

Карты развития

учащихся

Реализация намеченной

программы

2012 - 2016

Инициативная

группа учителей

Динамика развития

учащихся

Апробация новых

коррекционных форм,

методов и приемов обучения

и воспитания

В течение

всего

временного

промежутка

проекта

Инициативная

группа учителей

Методический продукт.

Мониторинг и оценка

результатов деятельности

(логопед, психолог)

В течение

временного

промежутка

проекта

Удовиченко В.Н.

Амирова А. Э.

Диагностические

материалы.

Корректировка учебно –

воспитательной деятельности

апрель, май

2015 г.

Инициативная

группа учителей

Адаптированные

программы обучения и

воспитания

3. Этап. Обобщение результатов проекта (за 4 года)

Анализ и обобщение

результатов.

Май 2016

Инициативная

группа учителей

Карты развития,

диагностические

Продолжение обучения.

Отслеживание результатов.

МО учителей -

предметников

таблицы, анализ работы.

Методический продукт:

описание опыта работы

Глава 2. Реализация проекта

I этап (подготовительный)

Цель: . Создание учебно – методической и материально – технической базы для

обучения,

воспитания

и

коррекции

недостатков

развития

учащихся

со

сложными

дефектами, пакета диагностических методик.

Формы:

проведение

консилиумов,

консультаций,

педагогические

исследования,

беседы,

опрос,

психодиагностики;

оформление

графиков

обследования

ЗУН

и

психических процессов испытуемых; составление и оформление карт развития, дневников

наблюдений.

В

самом

начале

работы

на

данном

этапе

была

отобрана

экспериментально

диагностическая группа детей– ивалидов со сложными дефектами в составе 5 человек.

( Письмо Министерства образования РФ «Об организации работы с обучающимися,

имеющими сложные дефекты»№27/2722 – 6 от 03.04.2003 г.)

Весь

процесс

обследования,

включал

в

себя

знакомство

с

семьей,

определение

условий проживания, выявление причин патологий. В течение двух месяцев каждый

участник был обследован психологом и логопедом школы в индивидуальном порядке.

Мною

на

уроке,

в

условиях

семьи,

в

коллективе,

в

различных

видах

деятельности

изучались психофизические, речемыслительные и социальные особенности испытуемых.

При этом использовались методики С. И. Рубинштейн «Исследования уровня сенсорного

восприятия»,

С.Д.

Забрамной

«Определение

типа

памяти»,

таблицы

Шульте,

А.Н.

Леонтьевой «Опосредованное запоминание», «Пиктограмма» Л.С. Выготского, тесты Д.

Векслер,

С.Д.

Забрамная,

О.В.

Боровик

«Методические

рекомендации

к

психолого

педагогическому обследованию детей.».

При

обследовании

использовались

методы:

тестирование,

наблюдение,

беседа,

эксперимент, социометрия, изучение анамнеза испытуемых и др.

С

целью

отслеживания

результатов

коррекционной

работы

были

составлены

индивидуальные

карты

развития

учебной

деятельности

(Приложение

1-2),

которые

заполнялись на протяжении всей исследовательской работы.

Рассматривалось

отношение

испытуемых

к

учебной

деятельности;

их

работоспособность,

по

таким

критериям,

как

осознанность,

активно сть,

самостоятельность.

Изучение

учебной

деятельности

по

Александровой

(методика

изучения социальной- психологической адаптации детей к школе ) установило, отсутствие

потребности в учебе, которое составило - 0%. У данной группы детей нет элементарных

знаний о счете, букве. Испытуемые пассивны к новой информации, не осознают важности

в обучении, проявляют равнодушие, несамостоятельны, быстро утомляемы, апатичны к

новому.

Были изучены все психические процессы, ориентировка в пространстве, моторика,

поведенческие особенности. Речь испытуемых обследовалась логопедом индивидуально.

Результаты обследования заносились в графики, таблицы, речевые карты.

На

момент

всестороннего

обследования

детей

отмечены

глубокие

нарушения

психических

процессов.

Эмоционально

-

волевая

сфера

учащихся

грубо

нарушена,

возникающие потребности неадекватно и слабо контролируются. Дети не понимают слово

– «надо». На требования учителя реагируют неадекватно, не понимают значения слов

«нет», «нельзя».

. Участники эксперимента ведут себя, как дети в 3-4 года. Они плаксивы, беспечны,

несамостоятельны,

неорганизованны,

неусидчивы,

непредсказуемы.

В

поведении

присутствует некая «дурашливость» (определение Рубинштейн), детскость. Совершенно

безынициативны (не умеют играть в игры, нуждаются в помощи со стороны взрослых). Не

адаптированы к социуму. Одни либо апатичны к окружающей обстановке, либо чрезмерно

агрессивны.

Поэтому для испытуемых был установлен щадящий режим, при котором урок

длился 15- 20 минут и 20 минут отводилось для отдыха, игр (дидактических, сюжетно –

ролевых, подвижных).

Выделена слабость словесной регуляции производимых действий, т.е. испытуемым

трудно удерживать цель действий, они не доводят начатое дело до конца, им постоянно

требуется направляющая помощь взрослого.

Отмечено грубое нарушение памяти, внимания, восприятия.

Речь имеет свои специфические особенности. Нарушены все стороны диалогической

и монологической речи. Дети плохо понимают задаваемые вопросы и обращенные к ним

реплики, сами говорят мало, невнятно. Нарушены специальные языковые способности, в

том числе склонности к звукоподражанию.

Мышление

примитивно,

поверхностно,

конкретно.

Аналитико

-

синтетическая

деятельность нарушена у всех участников эксперимента.

Мелкая моторика исследуемых имеет свои особенности - нарушена дифференциации

пальцев

рук,

динамическая

координация,

ритмичность,

присутствует

недостаточность

кинестетической основы движений. Испытуемым трудно повторить за взрослым разные

движения.

Всестороннее обследование испытуемых позволило

получить все необходимые

данные и наметить пути коррекции недостатков развития.

II этап (практический)

Цель:

Апробация

программно

методического

обеспечения

образовательного

процесса.

Формы:

традиционные

уроки

(экскурсии,

предметные

уроки,

домашняя

учебная

работа), специальные коррекционные занятия (логопедические, лечебная физкультура,

ритмика, СБО), нетрадиционные формы обучения (уроки – соревнования, конкурсы, игры,

праздники,

урок

путешествие,

урок

сказка

и

т.

д.),

физминутки,

специальные

упражнений

для

развития

умственных

и

физических

способностей,

артикуляционные

упражнения, точечный массаж, индивидуальная работа.

Для

реализации

проекта

«Поверь

в

себя»

были

созданы

специальные

условия,

кабинеты

для

разного

вида

деятельности:

игровая

комната,

классная

комната

для

изобразительной деятельности и труда, кабинет физиопроцедур; спортивный зал, для

которого было приобретено специальное оборудование (сухой бассейн, тренажеры и т. д),

кабинеты логопеда и психолога. В классной комнате, в которой проводилась основная

экспериментальная работа, организована учебная зона, зона отдыха, минибиблиотека.

Класс оборудован теле - видеоаппаратурой.

При

составлении

системы

экспериментального

обучения

учитывались

индивидуальные особенности испытуемых, были выбраны оптимальные пути в решении

проблем развития. В процессе всего эксперимента система педагогического воздействия

дополнялась, конкретизировалась в соответствии с динамикой развития учащихся. По

мере развития испытуемых задания усложнялись, дополнялись, повышались требования.

В процессе создания программы экспериментального обучения учащихся со сложными

дефектами

мы

взяли

за

основу

программу

для

начальных

классов

специальных

коррекционных общеобразовательных учреждений 8 вида ( Программа подготовительных

1-4 классов специальных коррекционных общеобразовательных учреждений 8 вида: под

ред. В.В.Воронковой. – М.: «Просвещение»., 2010.)

Весь процесс экспериментального обучения и воспитания был разделен на четыре

года..

1 год обучения

Задачи:

1)развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

2)устранение недостатков развития речи, моторики;

3)подготовка мышления к восприятию словесных инструкций;

4)активизация анализаторов;

5)формирование гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

Содержание работы:

Так как основной целью педагогического воздействия на данном этапе является

подготовка испытуемых к процессу обучения, в коррекционную работу были включали

адаптированные упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Широкое

распространение

имели

кинезиологические

упражнения.

Данный

вид

упражнений включал в себя ряд специальных упражнений для развития умственных

способностей и физического здоровья и использовался постоянно на каждом уроке. Во

время

игр

на

улице

мною

использовались

элементы

дыхательной

гимнастики

по

Стрельниковой.

1

В

целях

профилактики

простудных

заболеваний,

улучшения

кровообращения, успокоения нервной системы использовался точечный массаж.

Необходимым

являлось

развитие

фонематического

восприятия.

Но

участники

эксперимента даже не различали неречевые звуки. Поэтому постоянно проводились игры

на речевом материале для развития фонетического восприятия.

Так, как испытуемые поступили с тяжелыми формами психофизических нарушений,

не

читающие,

не

пишущие,

с

существенными

нарушениями

пространственной

ориентировки, возникла необходимость в поиске специальных игр. Широкое применение

имели такие игры, как: «Собери картинку» (3 -5 элемента), «Найди букву», «Почтовый

ящик» и др.

Обучение строилось по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях.

Большое внимание уделялось развитию речи – это и пополнение активного и пассивного

словаря, и овладение элементарными навыками связной речи. Уточнялись и обогащались

знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Испытуемые учились

узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы

в группы (аналитико-синтетические процессы). Испытуемые, получая знания о предметах

и явлениях окружающей его действительности, овладевали лексическим запасом родного

языка, учились понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.

Проводились всевозможные упражнения по развитию слухового восприятия, внимания,

памяти. Формировались коммуникативные навыки.

Кроме основных предметов данный этап включал в себя уроки музыки, ритмики,

трудов, физкультуры, дети посещали логопеда, психолога, на группах продленного дня

испытуемые ходили на прогулки с целью отдыха и оздоровления, продолжалось развитие

и коррекция психических процессов, прививались трудовые навыки.

2 – 3 год обучения

1



6, Н.М Стрельникова «Исцеляюшая сила дыхания»2007, М. -59с.

Задачи:

1)

Формирование

основ

учебной

деятельности,

элементарного

усвоения

образовательных

областей

в

соответствии

с

психофизическими

возможностями

обучающихся;

2)

Реализация

коррекционных

мероприятий

по

физическому

и

психическому

оздоровлению обучающихся, сглаживанию специфических индивидуальных нарушений;

3)

Развитие творческих способностей детей в доступных видах деятельности;

Содержание работы

На 2 – 3 годах обучения требования педагогического воздействия увеличились, так

как увеличился объем программного материала. Учащиеся перешли к

знакомству с

алфавитом,

буквами

и

звуками.

Овладевали

фонетическим

составом

родной

речи,

пониманием соотношений между произношением и письмом. Продолжалась работа по

развитию речи, расширению словаря. На основе математического материала в процессе

усложнения программного материала учились выполнять математические действия на

сложение и вычитание в пределах 5, 10, 20.

Продолжалась

работа

по

коррекции

психических

процессов,

мелкой

моторики,

пространственной

ориентировки.

Обучение

и

коррекционная

работа

специально

планировалась

для

каждого

ребенка

с

учетом

его

индивидуальных

и

личностных

особенностей.

Учащиеся привлекались к подготовке общешкольных мероприятий, участвовали в

экологических проектах, в конкурсах рисунков, поделок, спортивных соревнованиях.

4 год обучения

Задачи

1.

Упрочнение и расширение знаний, умений и навыков по предметам;

2.

Закрепление навыков и привычек нравственного поведения путем организации

их практической деятельности;

3.

Привитие навыков ответственного отношения к своему здоровью;

4.

Продолжение работы по коррекции недостатков развития учащихся;

Содержание работы

Четвертый год обучения был направлен на закрепление знаний, умений и навыков,

полученных ранее, их обобщение и упрочнение. Автоматизировались навыки чтения и

пересказа. Закреплялись навыки письма. Испытуемые перешли к овладению нового вида

письменных работ – письмо под диктовку. Дети учились решать примеры на сложение,

вычитание, умножение, решать простые арифметические задачи. На уроках развития речи

ходили на экскурсии в парк, на прогулки с целью наблюдения за окружающей средой.

Появился новый вид творчества – лепка глиняных поделок для школьного музея. Кроме

этого испытуемые посещали кружок «Волшебная кисточка», где мною использовались

нетрадиционные методы - это рисования ладонями и пальцами рук.

Вся коррекционная работа проходила в тесной связи с логопедом и психологом

школы.

Психологом решались следующие задачи:

1.

формирование положительного отношения к школе, к учебе;

2.

расширение общего кругозора;

3.

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, восприятия, мышления;

4.

содействие полноценному личностному развитию ребенка;

5.

формирование эмоционально- волевой регуляции через программу «Шаг навстречу»

Работа над постановкой звуков, развитием речи, коррекцией чтения и письма велась на

логопедических занятиях индивидуально с каждым ребенком.

На протяжении всего обучения проводилась коррекция физического развития как на

уроке

физвоспитания,

так

и

на

занятиях

лечебной

физкультуры.

Дети

со

сложными

дефектами

учились

выполнять

упражнения

по

системе

Хатха

Йога,

специальные

упражнения

на

формирование

правильной

осанки,

координации

движений,

вырабатывалась выносливость, ловкость, формировались основные движения (ходьба, бег,

прыжки и т. д.)

В процессе всей экспериментальной работы

ведущее место имели следующие

принципы:

1. комплексное реабилитационное воздействие на все нуждающиеся в этом сферы;

2. наглядность;

3. систематичность;

4. доступность;

5. индивидуализация;

6.

последовательное

целенаправленное

руководство,

осуществляемое

специальными

педагогами;

7. повторение и постоянное укрепление усвоенных знаний, способов, навыков и форм

поведения;

8.

координация

деятельности

различных

специалистов

в

процессе

специального

образования и воспитания;

9. сопровождение деятельности речью;

III этап Обобщение результатов опыта за 4 года

Цель:

Проведение

повторной

диагностики

психических

процессов,

учебных

навыков, развития учащихся 3 класса.

Сроки проведения: май 2015 года.

Ф о рм ы : консилиумы,

беседы,

опрос,

психодиагностика;

оформление

Карт

развития, дневников наблюдений, подведение итогов, проведение мониторинга учебной

деятельности

учащихся

экспериментального

класса,

подведение

итогов

исследовательской работы.

Повторная диагностика показала положительную динамику развития испытуемых.

Изменился основной вид деятельности учебная деятельность сменила игровую и обрела

осознанный характер.

1.Испытуемые стали более организованны, самостоятельны, активны во всех видах

учебного процесса, на уроках работают с большим желанием, ответственно относятся к

школе, к урокам, научились работать в тетрадях и у доски, стараются писать чисто,

аккуратно. С временной нагрузкой урока справляются. Требования учителя на уроке

выполняют.

Освоили

элементарные

трудовые

навыки,

правила

г и г и е н ы ,

самообслуживания.

Понимают

и

принимают

инструкции

взрослых.

С

большим

удовольствием занимаются на уроках рисования, труда, пения, физкультуры.

2.

Значительно

увеличился

объем

воспринимаемого материала.

У

каждого

участника эксперимента выделена положительная динамика развития умений и навыков

по предметам.

3

Выделены

кординальные

перемены

психофизического

развития

каждого

испытуемого. Дети научились контролировать свои эмоции и чувства, понимают слова

«нельзя», «можно», стали дружелюбны, коммуникабельны, доброжелательны; научились

играть во всевозможные игры индивидуально и в группе. У ребят улучшились процессы

памяти, внимания и восприятия. На уроках чтения они учат наизусть стихотворения,

небольшие

отрывки

произведений,

выступают

на

праздниках:

читают

стихотворения,

поют песни, участвуют в сценках и др.

4.

У

воспитанников

улучшились

речевые

навыки.

Испытуемые

стали

более

общительны, научились выражать словами свои желания. Речь обрела ясность. Дети с

большим удовольствием выполняют артикуляционную гимнастику. Произносимые звуки

стали четче. Активный и пассивный словарь значительно расширился.

5.

За

время

эксперимента

дети

окрепли

физически.

Отмечена

положительная

динамика в развитии общей и мелкой моторики.

Заключение

Нарушения психических процессов у детей со сложными отклонениями в развитии

имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам и

требуют

дифференцированного

подхода

при

их

анализе.

Расстройства

психики,

мышления, речи у детей с особенностями интеллектуального развития характеризуются

стойкостью, они с большим трудно устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.

Поэтому

в

специальных

(коррекционных)

учреждениях

важнейшим

путем

исправления

и

воздействия

на

слаборазвитые

стороны

развития

является

систематизированная коррекционная работа.



В раздел образования