Напоминание

эффективность повышения образовательного процесса с применением активных методов обучения


Автор: Пескова Наталья Борисовна
Должность: преподаватель высшей категории Западно- Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций
Учебное заведение: Омское подразделение УЦПК
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: эффективность повышения образовательного процесса с применением активных методов обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Эффективность повышения образовательного процесса с

применением активных методов обучения

Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и

обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов

обучения.

Понятие метод происходит

от

греческого

methodos

- путь

исследования.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

2. Интерактивные методы.

3. Активные методы;

Пассивный

метод –

это

форма

взаимодействия

обучающихся

и

преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим

лицом и управляющим ходом урока, а обучающиеся выступают в роли

пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь

преподавателя

с

обучающимися

в

пассивных

уроках

осуществляется

посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

С

точки

зрения

современных

педагогических

технологий

и

эффективности усвоения обучающимися учебного материала пассивный

метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и

некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны

преподавателя

и

возможность

преподнести

сравнительно

большее

количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.

Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -

действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы,

диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов,

интерактивные

ориентированы

на

более

широкое

взаимодействие

обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на

доминирование активности обучающихся в процессе обучения.

Активный

метод –

это

форма

взаимодействия

обучающихся

и

преподавателя, при которой преподаватель и обучающиеся взаимодействуют

друг с другом в ходе урока и в данном случае обучающиеся не пассивные

слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным

действующим лицом и менеджером урока был преподаватель, то здесь

преподаватель и обучающиеся находятся на равных правах. Если пассивный

метод предполагает авторитарный стиль взаимодействия, то активные

методы обучения предполагают демократический стиль. Многие между

активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако,

несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно

рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при

которых

деятельность

обучаемого

носит

продуктивный,

творческий,

поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические

игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по

алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Термин

«активные

методы

обучения»

или

«методы

активного

обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ

века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы

методов, используемых в системе социально-психологического обучения и

построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и

феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с

тем активными являются не методы, активным является именно обучение.

Оно

перестает

носить

репродуктивный

характер

и

превращается

в

произвольную деятельность обучающихся по наработке и преобразованию

собственного опыта и компетентности.

При использовании активных методов обучения меняется роль

обучающегося

из

послушного

«запоминающего

устройства»

он

превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая

роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать

активную

личность,

обладающую

всеми

необходимыми

навыками

и

качествами современного успешного человека.

Термин «активные методы обучения» является своеобразным родовым

обозначением специфических групповых методов обучения, получивших

широкое распространение во второй половине ХХ века и дополняющих

традиционные методы, прежде всего, объяснительно иллюстративные

методы обучения, посредством изменения позиции обучающихся с пассивно

потребительской на активно преобразующую. Количество активных методов

обучения достаточно велико, для их характеристики обратимся к вопросам

классификации активных методов обучения.

Классификация активных методов обучения.

Активные методы обучения подразделяются на две большие группы:

групповые и индивидуальные. Групповые - применимы одновременно к

некоторому числу обучающихся (группе), индивидуальные - к конкретному

человеку, осуществляющему подготовку вне непосредственного контакта с

другими обучающимися.

Наиболее полную классификацию активным методам обучения дала М.

Новик,

выделяя

неимитационные

и

имитационные

активные

группы

обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму

(вид) занятия: неимитационное или имитационное.

Характерной

чертой неимитационных

занятий является

отсутствие

модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения

осуществляется через установление прямых и обратных связей между

преподавателем и обучающимися.

Отличительной

чертой имитационных

занятий является

наличие

модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной

профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов —

разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых

обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.

М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала,

поскольку достигается существенное приближение учебного материала к

конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом

значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Методы активного обучения могут использоваться на различных

этапах учебного процесса: 1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут

быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы

такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и

т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе

знаний и развитие творческих способностей, возможно использование

моделированного обучения, игровые и неигровые методы. Применение тех

или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая

классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему

осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения

или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому

данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения

по их назначению в учебном процессе.

Каждая

группа

активных

методов

обучения

предполагает

специфическую организацию взаимодействия обучающихся, пребывающих в

позиции учащихся, и обладает своими специфическими особенностями.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на

проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных

классификаций имеет как преимущества, так и недостатки.

Эффекты активных методов обучения.

Активные

методы

выполняют

направляющую,

обогащающую,

систематизирующую роль в умственном развитии, способствуют активному

осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение,

соответствующее силам и возможностям слушателей. Важно также отметить,

что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной

программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а

также

учет

психофизиологических

особенностей

обучающихся

при

проектировании и осуществлении обучения меняет в положительную

сторону отношение обучающихся к преподавателю и к образовательному

процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата

в группе, содействуя успешному выполнению поставленных целей. Как

показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10%

того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70%

запоминается

при

участии

в

групповых

дискуссиях,

80%

-

при

самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной

деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии

решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает

материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также

американскими и российскими исследователями.

Но и это еще не все возможности активных методов обучения.

Параллельно

с

обучением

и

воспитанием,

применение

АМО

в

образовательном

процессе

обеспечивает

становление

и

развитие

у

обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним

обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы,

коммуникативные

умения

и

качества,

умения

ясно

формулировать

сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во

внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и

качества, умение работать в команде и др.



В раздел образования