Автор: Пескова Наталья Борисовна
Должность: преподаватель высшей категории Западно- Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций
Учебное заведение: Омское подразделение УЦПК
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: эффективность повышения образовательного процесса с применением активных методов обучения
Раздел: среднее профессиональное
Эффективность повышения образовательного процесса с
применением активных методов обучения
Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и
обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов
обучения.
Понятие метод происходит
от
греческого
methodos
- путь
исследования.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы;
2. Интерактивные методы.
3. Активные методы;
Пассивный
метод –
это
форма
взаимодействия
обучающихся
и
преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим
лицом и управляющим ходом урока, а обучающиеся выступают в роли
пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь
преподавателя
с
обучающимися
в
пассивных
уроках
осуществляется
посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
С
точки
зрения
современных
педагогических
технологий
и
эффективности усвоения обучающимися учебного материала пассивный
метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и
некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны
преподавателя
и
возможность
преподнести
сравнительно
большее
количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.
Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения.
Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -
действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы,
диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов,
интерактивные
ориентированы
на
более
широкое
взаимодействие
обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на
доминирование активности обучающихся в процессе обучения.
Активный
метод –
это
форма
взаимодействия
обучающихся
и
преподавателя, при которой преподаватель и обучающиеся взаимодействуют
друг с другом в ходе урока и в данном случае обучающиеся не пассивные
слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным
действующим лицом и менеджером урока был преподаватель, то здесь
преподаватель и обучающиеся находятся на равных правах. Если пассивный
метод предполагает авторитарный стиль взаимодействия, то активные
методы обучения предполагают демократический стиль. Многие между
активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако,
несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно
рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при
которых
деятельность
обучаемого
носит
продуктивный,
творческий,
поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические
игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по
алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.
Термин
«активные
методы
обучения»
или
«методы
активного
обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ
века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы
методов, используемых в системе социально-психологического обучения и
построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и
феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с
тем активными являются не методы, активным является именно обучение.
Оно
перестает
носить
репродуктивный
характер
и
превращается
в
произвольную деятельность обучающихся по наработке и преобразованию
собственного опыта и компетентности.
При использовании активных методов обучения меняется роль
обучающегося
–
из
послушного
«запоминающего
устройства»
он
превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая
роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать
активную
личность,
обладающую
всеми
необходимыми
навыками
и
качествами современного успешного человека.
Термин «активные методы обучения» является своеобразным родовым
обозначением специфических групповых методов обучения, получивших
широкое распространение во второй половине ХХ века и дополняющих
традиционные методы, прежде всего, объяснительно иллюстративные
методы обучения, посредством изменения позиции обучающихся с пассивно
потребительской на активно преобразующую. Количество активных методов
обучения достаточно велико, для их характеристики обратимся к вопросам
классификации активных методов обучения.
Классификация активных методов обучения.
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы:
групповые и индивидуальные. Групповые - применимы одновременно к
некоторому числу обучающихся (группе), индивидуальные - к конкретному
человеку, осуществляющему подготовку вне непосредственного контакта с
другими обучающимися.
Наиболее полную классификацию активным методам обучения дала М.
Новик,
выделяя
неимитационные
и
имитационные
активные
группы
обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму
(вид) занятия: неимитационное или имитационное.
Характерной
чертой неимитационных
занятий является
отсутствие
модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения
осуществляется через установление прямых и обратных связей между
преподавателем и обучающимися.
Отличительной
чертой имитационных
занятий является
наличие
модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной
профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов —
разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых
обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.
М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала,
поскольку достигается существенное приближение учебного материала к
конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом
значительно усиливаются мотивация и активность обучения.
Методы активного обучения могут использоваться на различных
этапах учебного процесса: 1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут
быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы
такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и
т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе
знаний и развитие творческих способностей, возможно использование
моделированного обучения, игровые и неигровые методы. Применение тех
или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая
классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему
осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения
или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому
данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения
по их назначению в учебном процессе.
Каждая
группа
активных
методов
обучения
предполагает
специфическую организацию взаимодействия обучающихся, пребывающих в
позиции учащихся, и обладает своими специфическими особенностями.
Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на
проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных
классификаций имеет как преимущества, так и недостатки.
Эффекты активных методов обучения.
Активные
методы
выполняют
направляющую,
обогащающую,
систематизирующую роль в умственном развитии, способствуют активному
осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение,
соответствующее силам и возможностям слушателей. Важно также отметить,
что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной
программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а
также
учет
психофизиологических
особенностей
обучающихся
при
проектировании и осуществлении обучения меняет в положительную
сторону отношение обучающихся к преподавателю и к образовательному
процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата
в группе, содействуя успешному выполнению поставленных целей. Как
показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10%
того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70%
запоминается
при
участии
в
групповых
дискуссиях,
80%
-
при
самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной
деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии
решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает
материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также
американскими и российскими исследователями.
Но и это еще не все возможности активных методов обучения.
Параллельно
с
обучением
и
воспитанием,
применение
АМО
в
образовательном
процессе
обеспечивает
становление
и
развитие
у
обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним
обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы,
коммуникативные
умения
и
качества,
умения
ясно
формулировать
сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во
внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и
качества, умение работать в команде и др.