Авторы: Валиева Зема Ираклиевна, Туаева Екатерина Андреевна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы, методист техникума
Учебное заведение: Северо-Кавказский строительный техникум
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: «Проектная деятельность на уроках, как условие эффективного развития общих компетенций у студентов СПО»
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГБПОУ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ
ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
директора
по учебной
работе
___________ Л.К.Дзампаева
«____» ___________ 2022 г.
ДОКЛАД
по теме:
«Проектная деятельность на уроках литературы как
условие эффективного развития общих компетенций у
студентов СПО»
Выполнила:
преподаватель Валиева З.И.
г. Владикавказ
2023
Валиева З.И.
Проектная деятельность на уроках как условие эффективного развития
общих компетенций у студентов СПО.
Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили
повышение требований работодателей к уровню квалификации работников,
обладающих профессиональной компетентностью, навыками творческой
деятельности и активностью. Сегодня все больше осознается необходимость
в
специалистах,
способных
к
профессиональной
самореализации
и
функционированию в новых социально-экономических условиях.
Профессиональное образование - базис социально-экономического
развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер
жизнедеятельности
государства,
средство
формирования,
развития,
самоутверждения личности. В решении задач социально-экономического
развития России, удовлетворения запросов и потребностей личности в
получении
соответствующего
уровня
профессиональной
квалификации
важная роль принадлежит среднему профессиональному образованию.
Среднее профессиональное образование содействует восстановлению
промышленной
дееспособности
страны,
поскольку
ни
одна
область
экономики не может функционировать без специалистов среднего звена.
Социологический анализ ситуации на рынке труда показывает, что на фоне
поступательного развития экономики по-прежнему в большом дефиците
остаются
рабочие
высокой
квалификации,
происходит
сокращение
специалистов
неквалифицированного
труда
и
рост
приоритетов
специалистов повышенного уровня квалификации и образования, работников
с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной
обученности.
В современных условиях особую важность приобретают не столько
собственно знания обучаемого, сколько его способность квалифицированно
осуществлять определенную профессиональную деятельность, которая и
становится основным объектом оценивания и свойством качества обучения.
Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило перед
учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению
требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и
методов обучения, дающих возможность формировать у обучающихся общие
и профессиональные компетенции.
Для развития профессиональной
компетентности и повышения познавательного интереса обучающихся
возникает реальная потребность разработки новых методов творческой
работы с обучающимися и выбора наиболее эффективных и рациональных.
Такой
эффективной
педагогической
технологией
является
проектная
деятельность, которая позволяет повысить качество профессионального
обучения за счет включения обучающихся в различные виды деятельности.
Использование проектной деятельности в обучении ориентирует
обучающихся не только на простое усвоение знаний, но и на способы
усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие
познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого.
Современного педагога этот подход привлекает тем, что противостоит
вербальным
методам
и
формам
передачи
готовой
информации,
монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности
знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности.
Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а
получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами
знания (вне определенных навыков Всероссийская (с международным
участием) педагогическая научно-практическая конференция «Проектная
деятельность педагогов в учреждениях СПО: опыт, проблемы, перспективы»
12 и умений их использования) не решают проблему образования человека и
его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения.
Анализ
ситуации
убеждает
преподавателя
в
том,
что
целью
образования в настоящее время становятся не просто знания и умения, а
определенные
качества
личности.
Постиндустриальное
общество
заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно,
активно
действовать,
принимать
решения,
гибко
адаптироваться
к
изменяющимся условиям жизни. Метод проектов позволяет наименее
ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную
среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным)
для формирования компетентностей обучающихся.
При работе над проектом появляется исключительная возможность
формирования у обучающихся компетентности решения проблем (поскольку
обязательным условием реализации метода проектов является решение
обучающимися собственных проблем средствами проекта) а также освоение
способов
деятельности,
составляющих
коммуникативную
и
информационную компетентности.
Целью проектной деятельности является понимание и применение
обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении
различных дисциплин.
Задачи
проектной
деятельности:
-
обучение
планированию
(обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги
по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели,
на протяжении всей работы); - формирование навыков сбора и обработки
информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую
информацию и правильно ее использовать); - умение составлять письменный
отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать
четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); -
умение
анализировать
(креативность
и
критическое
мышление);
-
формировать
позитивное
отношение
к
работе
(обучающийся
должен
проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в
соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным факторам проектной деятельности относятся: - повышение
мотивации обучающихся при решении задач; - развитие творческих
способностей; - формирование чувства ответственности; - создание условий
для отношений сотрудничества между преподавателем и обучающимся.
Среди основных функций проектной деятельности принято выделять:
исследовательскую,
аналитическую,
прогностическую,
преобразующую,
нормирующую.
Проектная деятельность при наличии определённых условий может
быть использована на любом этапе обучения, если она соответствует
следующим требованиям: - наличие значимой в исследовательском плане
проблемы
или
задачи,
требующей
интегрированного
знания,
исследовательского поиска для её решения; - практическая, теоретическая,
познавательная значимость предполагаемых результатов; - самостоятельная
деятельность обучающихся: индивидуально, в паре, в группах на уроке
(например: литературы) и вне него; - структурирование содержательной
части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей; -
использование
исследовательских
методов:
определение
проблемы,
вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения
обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов,
анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Существуют различные виды проектов: творческие, ролевые, игровые,
ознакомительно
–
ориентировочные
(информационные),
практико
–
ориентировочные (прикладные). Несмотря Всероссийская (с международным
участием) педагогическая научно-практическая конференция «Проектная
деятельность педагогов в учреждениях СПО: опыт, проблемы, перспективы»
13 на то, что выделяют проекты различной типологии, все они направлены на
развитие и формирование ключевых компетенций.
В свете всего вышесказанного можно утверждать, что: - приоритетным
направлением в работе современного преподавателя среднего специального
учебного заведения является активное внедрение в образовательный процесс
проектной деятельности; - именно проектная деятельность ориентирована на
своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость; - в проектной
деятельности
заложены
механизмы,
позволяющие
учитывать
морфофизиологические особенности, темперамент, специфику интересов и
интеллекта,
потребностей
и
способностей
индивида;
-
проектная
деятельность способствует формированию профессиональных компетенций
студентов; - для обучающегося проект – это возможность максимального
раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это
деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать
публично достигнутый результат; - для преподавателя учебный проект – это
интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания,
которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и
навыки проектной деятельности, а также совместный поиск информации,
самообучение, исследовательская и творческая деятельность.