Авторы: Сарутина Наталья Николаевна, Новикова Людмила Игоревна
Должность: методист, преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБУ "Профессионально-реабилитационный центр"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: О психологической реабилитации обучающихся - инвалидов и ЛОВЗ (опыт СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»)
Раздел: среднее профессиональное
О психологической реабилитации обучающихся - инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья с использованием методик саморегуляции,
релаксации, аутотренинга и других современных техник.
(опыт СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»)
Новикова
Л.И.,
заместитель
директора
по
учебно-методической
и
организационной работе, преподаватель
СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный
центр»
Сарутина
Н.Н.,
методист,
преподаватель
СПб
ГБУ
«Профессионально-
реабилитационный центр»
Психологическая реабилитация и адаптация к обучению инвалидов и людей с
ограниченными
возможностями
(далее
–
ЛОВЗ)
очень
важны
для
получения
профессионального
образования
и
интеграции
их
в
общество.
В
СПб
ГБУ
«Профессионально-реабилитационный
центр»,
техникуме,
где
получают
среднее
профессиональное образование инвалиды и ЛОВЗ, разработаны и реализуются несколько
программ, позволяющих обучающимся научиться эффективному управлению своим
эмоциональным состоянием, восстановлению и поддержанию организма в ресурсном
состоянии, способствующих повышению успешности в обучении, дальнейшей реализации
в профессиональной деятельности.
Специалистами проводятся занятия по релаксации; аутотренингу, саморегуляции;
медитации; аутомануальному массажу /точечному самомассажу; музыка-терапии; сказка-
терапии. Техники/элементы техник (их комбинации могут корректироваться в процессе
психологической реабилитации обучающегося.
Нервно-мышечная
релаксация
представляет
собой
выполнение
комплекса
упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп
мышц. Субъективно процесс физического расслабления представлен ощущениями тепла и
приятной тяжести, чувством отдыха, что вызывает психологическое расслабление. Важно,
что во время упражнений происходит фиксация на этих ощущениях тепла, так как это
препятствует появлению ощущения непреходящей тяжести в пострелаксационный
период. Процесс обучения техники состоит из трёх стадий:
- На первой вырабатываются навыки произвольного расслабления отдельных групп
мышц в состоянии покоя.
- На второй происходит объединение навыков в комплексы, обеспечивающие
расслабление всего тела или отдельных его участков (сначала в состоянии покоя, позже -
при выполнении некоторых видов деятельности, причём происходит релаксация не
участвующих в деятельности мышц).
На третьей - усвоение «навыка отдыха», который позволяет расслабиться в любых
напряжённых ситуациях.
Один сеанс упражнений на начальной стадии обучения техники может длиться от 40
до 18—20 минут в зависимости от количества выполнений одного упражнения. Во время
сеанса последовательно в определённом порядке прорабатываются мышцы частей тела:
конечностей, туловища, плеч, шеи, головы, лица. После выполнения упражнений следует
выход из состояния релаксации.
Ожидаемый
результат:
благодаря
упражнениям
снимается
напряжение
с
отдельных частей тела или со всего тела, что вызывает уменьшение эмоционального
напряжения. Этот метод эффективен как базовое средство формирования состояний
аутогенного погружения. Достичь состояния релаксации большинство субъектов могут
уже на первом сеансе.
Аутотренинг - классический вариант аутогенной тренировки представлен шестью
стандартными упражнениями АТ, направленными на мышцы, кровеносные сосуды,
сердце, дыхание, брюшные органы, голову. В ходе упражнения происходит фиксация
внимания на определённой области тела или органе, повторение формулы (например,
«Моя правая рука тяжёлая») и представление желаемых ощущений. Через несколько
месяцев тренировки пациент может с помощью определённой фразы вызвать нужное
ощущение.
Применение модификации классического варианта Л. Д. Гиссена предусматривает
две части упражнений: успокаивающая и мобилизационная. Успокаивающая часть
содержит 5 групп по 10 формул в каждой, первая группа — вводная. Мобилизационная
часть содержит 2 группы: формулы активизации и формулы тонизации.
Ожидаемый результат:
Аутотренинг позволяет активно управлять высшими
психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать
частоту сердечных сокращений, нормализовать дыхательный ритм, уменьшать и даже
снимать болевые ощущения, в короткий срок восстанавливать духовные и физические
силы. Овладев Аутогенной тренировкой, можно прибегать к ее помощи повсеместно: в
городском транспорте, на прогулке, во время многочасовых занятий. Расслабление
напряженных мышц и ровное дыхание помогают погасить отрицательные эмоции, и чем
раньше включается АТ, тем легче справиться с собой. Люди, натренированные в АТ
достигают состояния бодрости и глубокой внутренней разрядки за считанные минуты
Аутогенного погружения.
Релаксация
способствует расслаблению по трем основным направлениям –
физическое тело, ментальный аппарат, эмоциональное состояние. Когда тело расслаблено,
утихают эмоции, голова освобождается от посторонних мыслей и постепенно человек
входит в состояние между сном и бодрствованием. Важно достичь полного расслабления
тела при бодрствующем сознании, тогда человек воспринимает команды психолога и
следует за ним. Голос педагога-психолога может сопровождаться музыкальным рядом.
Ожидаемый результат: Осваивая навыки релаксации, расслабляя тело и успокаивая
ум, человек учится рационально использовать свою энергию. Релаксация - искусство
расслабления. Релаксация позволяет сконцентрировать умственную и физическую
энергию в нужном направлении.
Медитация. Во время дыхательной медитации обучающийся концентрируется на
дыхании. Сначала необходимо наблюдать за естественными вдохами и выдохами до тех
пор, пока вы не почувствуете, что ум начинает успокаиваться. Следующий шаг —
управление дыханием с помощью простой техники: Вдох через нос на 4 счета. Задержка
дыхания на 16 секунд. Выдох через рот в течение 8 секунд. Впоследствии можно
увеличить продолжительность, считая по 8-32-16 соответственно. Спину необходимо
держать прямо, чтобы не ограничивать в движении дыхательные органы. После этой
техники еще некоторое время нужно побыть в тишине, наблюдая за тем, как изменилось
дыхание и эмоциональное состояние.
Медитация на расслабление тела позволяет снять напряжение во всем теле.
Необходимо постепенно расслаблять части тела, переводя на них внимание. Начать лучше
с пальцев ног и постепенно подниматься до макушки. Если какие-то участки остаются в
напряжении - проанализируйте, почему возникают эти ощущения, что является причиной
дискомфорта. Например, зажатая челюсть чаще всего связана с недосказанностью, а
напряженные плечи - с ответственностью, которая лежит на вас.
Медитативные техники саморегуляции с использованием универсальных образов и
символов, /, например, солнце – тепло – любовь/ позволяют погружаться в природные
стихии / солнце, воздух, вода, земля / и использовать их как универсальный,
энергетический ресурс.
Управляемая медитация проводится с учетом актуального эмоционального и
физического состояния обучающихся. Возможность успокоиться, отстраниться от своей
проблемы, посмотреть на нее со стороны, помогает человеку осознать ее и, очень часто
найти верное решение или просто отпустить.
Техника постепенного выхода из глубокого расслабленного состояния заключается в
четких указаниях ведущего на изменение дыхания, положения тела и возвращения в
реальную обстановку, а также фиксирование на позитивных телесных ощущениях и
эмоциональном состоянии. Важным моментом является включение в процесс выхода из
состояния расслабления техники самомассажа биологически активных точек.
Ожидаемый результат: в процессе медитации активно работают глубинные слои
подсознания, вступают в действие механизмы интуитивного мышления, и вопросы
получают мгновенное и верное решение. При некорректной работе нервной системы,
людей мучают неврозы, депрессия, непреходящая усталость. Медитативные практики
способствуют устранению бессонницы, восстанавливают эмоциональный фон, снимают
физическое напряжение. Польза от практики медитации для снятия стресса и глубокого
расслабления:
восстановление
ритма
сердцебиения,
нормализация
артериального
давления; кровь получает больше кислорода за счет специальной дыхательной техники;
гормоны стресса в меньшем объеме попадают в организм, что положительно сказывается
на работе нервной системы.
Сказка-терапия.
Находясь в расслабленном состоянии, обучающиеся слушают
сказку, которую рассказывает педагог-психолог под специально подобранную музыку.
Слушатели следуют за сюжетом сказки, образно представляя происходящие события, и
вместе с героями проживают их. Таким образом, слушатели как бы сами становятся
героями сказки, и опыт этих переживаний, впечатлений и модели поведения они могут
переносить в свою собственную жизнь, изменяя ее по своему желанию.
Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам,
которые в них поднимаются: Трудности в общении. (конфликты, обиды, разногласия,
которые возникают у обучающегося во дворе, в техникуме, в кругу семьи); Внутренние
переживания
(возможность
рассмотреть
свой
внутренний
мир,
нивелировать
возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»); Страхи
(важно знать, чего боится обучающийся и главное, как он этого боится. Если страх
забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного
роста, значит, нужна помощь); Возрастные трудности (например, принятие себя как
самостоятельной личности или проблемы, связанные с учебой).
Ожидаемый результат:
Сказкотерапия решает конфликты с другими людьми,
нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях,
чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.
Аутомануальный
массаж/точечный
самомассаж
-
стимуляция
биологически
активных точек и самомассаж головы, рук, тела, легкие похлопывания и поглаживания
всего тела стимулирует организм человека, в том числе мозг и позволяет эффективно
включится в дальнейшую деятельность, сохраняя ресурсное состояние бодрости,
спокойствия и гармонии. Например, массаж биологически активных точек головы и
прежде всего лица проводится с помощью трех пальцев - указательного, среднего и
безымянного.
Ожидаемый результат: Активные движения стимулируют кровообращение в
кончиках пальцев и активизируют ток крови в других частях тела. Поскольку нервные
окончания пальцев непосредственно связаны с мозгом, их работа способствует
успокоению психики и даже противостоит развитию мозгового склероза.
Комбинирование элементов разных техник
приносит наиболее действенный
результат