Напоминание

Формирование коммуникативной компетенции будущего специалиста сферы туризма


Авторы: Мухина Анна Александровна, Анна Александровна Мухина
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: УИПК
Населённый пункт: г. Углич,Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции будущего специалиста сферы туризма
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование

коммуникативной компетенции

будущих специалистов сферы туризма.

Мухина Анна Александровна

Государственное профессиональное

образовательное учреждение Ярославской области

Угличский индустриально-педагогический колледж

(ГПОУ ЯО УИПК)

Статья посвящается актуальной проблеме формирования иноязычной

коммуникативной компетенции будущего специалиста сферы туризма.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция,

профессионально-ориентированный подход, педагогические ситуации.

В связи с социально-экономическими преобразованиями в стране

происходит переосмысление целей системы среднего профессионального

образования, в частности, целей обучения иностранному языку. В настоящее

время возрастает доля востребованных специалистов со знанием

иностранного языка, способных осуществлять эффективную

профессиональную деятельность.

Традиционный подход к обучению иностранным языкам, ориентированным

на получение студентами узко предметного иноязычного образования, не

может обеспечить удовлетворение потребностей общества, рыночной

экономики. Федеральный государственный образовательный стандарт

Среднего профессионального образования ( ФГОС СПО) требует учета

профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его

нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной

деятельности выпускников.

Современному рынку туриндустрии требуется эрудированный, мобильный,

свободно и критически мыслящий работник, готовый к профессиональной

деятельности в перманентно меняющихся условиях, что сегодня не

представляется возможным без знания иностранного языка. Об этом

свидетельствуют и чемпионаты World skills,молодые профессионалы,

включающие специальность «Туризм», включающие задания на владение

иностранным языком. Следовательно, ведущим мотивом в изучении

иностранного языка в условиях среднего профессионального образования

должно стать получение знаний в области будущей профессии студентов, а

основой содержания дисциплины» Иностранный язык» его

профессиональная направленность.

Это актуализирует формирование иноязычной коммуникативной

компетенции будущего специалиста туриндустрии.

Специалист по туризму должен обладать компетенциями,

соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

-информировать потребителя о туристских продуктах;

-инструктировать туристов о правилах поведения на маршрутах;

-формировать туристский продукт.

Специалист по туризму должен уметь:

-вести беседу ( диалог, переговоры) профессиональной направленности на

языке;

-вести деловую переписку на иностранном языке;

-составлять турпакеты с использованием иностранного языка;

-делать письменный перевод информации профессионального характера ( 5)

Иноязычная коммуникативная компетенция по мнению отечественных

исследователей( И. Л. Бим, Р.П. Мильруд. Н.Д . Гальсковой, В.Н. Зыковой и

других). Это способность и готовность к иноязычному общению с носителями

языка, восприятию и своевременному выражению своих мыслительных

намерений.

Анализ исследований по проблеме формирования иноязычной

коммуникативной компетентности показал, что у разных авторов

различается компонентный состав, наличествует различная расстановка

акцентов, но исследователи едины в том, что компетенция включает в себя

лингвистическую составляющую( непосредственно язык), социокультурную

( и как часть ее страноведческую), реализуемую в социальной среде, а также

прагматический компонент, т.е. механизмы, способствующие реализации

компетенции( речь, коммуникативное взаимодействие, протекание

дискурса).

В связи с тем, что иноязычная коммуникативная компетенция

рассматривается нами как качественная сторона повышения

коммуникативных знаний на стадии профессионального становления

специалиста по туризму, мы направили усилия на формирование основных

видов иноязычной коммуникативной компетенции, значимых, с нашей точки

зрения , для этой деятельности: лингвистической, социокультурной и

прагматической.

Социокультурные знания помогают студентам адаптироваться к иноязычной

среде, следуя канонам вежливости в инокультурной среде, проявляя

уважение к традициям, ритуалам, стилю жизни. Что для будущих

специалистов туриндустрии является функционально значимым.

Особую актуальность в формировании иноязычной коммуникативной

компетенции будущих специалистов по туризму приобретает

профессионально-ориентированный подход к изучению иностранного языка

в колледже, который предусматривает формирование у будущих

специалистов по туризму способности иноязычного общения в конкретных

профессиональных деловых сферах и ситуациях.

Поскольку оказание туристских услуг обладает прогностической функцией, то

отобранный материал используется в специально-организованных условно-

речевых ( коммуникативных) упражнениях, в которых ведущей является

функциональная сторона общения- установление контакта, запрос

информации, выражение благодарности, просьбы, реагирование на совет и

другое, что способствует формированию речевых навыков и умений как

прагматической компетенции будущих специалистов туриндустрии.

Чтобы решать коммуникативные задачи, нужно создавать учебные

педагогические ситуации, моделирующие процесс реального

профессионального общения. Важность и необходимость использования

заданий, максимально приближенных к реальной профессиональной

деятельности состоит не только в том, что они влияют на процесс

формирования мотивации к овладению профессией, но и способствуют

формированию их лингвистической, социокультурной и прагматической

компетенций.

Для этого в учебных условиях используются имитационные ролевые игры,

презентации, система упражнений, профессионально-ориентированное

дидактико-методическое обеспечение, направленное на решение

коммуникативных задач иноязычной речевой деятельности будущих

специалистов по туризму.

Таким образом, целенаправленная, последовательная систематическая

работа по отбору профессионально-ориентированного содержания

языкового материала, обладающего необходимым уровнем

информативности в сфере деятельности будущих специалистов туриндустрии

и соответствующие этому материалу методы и средства обучения будут

способствовать практическому обучению иностранным языком.

Литература:

1.

Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению

иностранным языкам//Компетенции в образовании: опыт

проектирования. Сб.научных трудов .-М.:ИНЭК, 2007.-С.156-163

2.

Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и

содержания обучения иностранным языкам( текст) Н.Д.

Гальскова//Иностранные языки в школе.-М.,2004.№1-С.3-8.

3.

Матвеева Н.В. Знакомство с профессионально значимыми концептами

в ходе ролевых игр на занятиях по английскому языку//Среднее

профессиональное образование. 2014. № 12 С.50-54.

4.

Образцов П.И.Иванова О.Д. Профессионально-ориентированное

обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов:

Учебное пособие/Под редакцией П.Н. Образцова. -Орел: ОГУ, 2005.-

114с.

5.

Федеральный государственный образовательный стандарт СПО:

специальность 43.02.10 Туризм утвержденный приказом Министерства

образования РФ от 2014 года.



В раздел образования