Авторы: Мухина Анна Александровна, Анна Александровна Мухина
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: УИПК
Населённый пункт: г. Углич,Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции будущего специалиста сферы туризма
Раздел: среднее профессиональное
Формирование
коммуникативной компетенции
будущих специалистов сферы туризма.
Мухина Анна Александровна
Государственное профессиональное
образовательное учреждение Ярославской области
Угличский индустриально-педагогический колледж
(ГПОУ ЯО УИПК)
Статья посвящается актуальной проблеме формирования иноязычной
коммуникативной компетенции будущего специалиста сферы туризма.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция,
профессионально-ориентированный подход, педагогические ситуации.
В связи с социально-экономическими преобразованиями в стране
происходит переосмысление целей системы среднего профессионального
образования, в частности, целей обучения иностранному языку. В настоящее
время возрастает доля востребованных специалистов со знанием
иностранного языка, способных осуществлять эффективную
профессиональную деятельность.
Традиционный подход к обучению иностранным языкам, ориентированным
на получение студентами узко предметного иноязычного образования, не
может обеспечить удовлетворение потребностей общества, рыночной
экономики. Федеральный государственный образовательный стандарт
Среднего профессионального образования ( ФГОС СПО) требует учета
профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его
нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной
деятельности выпускников.
Современному рынку туриндустрии требуется эрудированный, мобильный,
свободно и критически мыслящий работник, готовый к профессиональной
деятельности в перманентно меняющихся условиях, что сегодня не
представляется возможным без знания иностранного языка. Об этом
свидетельствуют и чемпионаты World skills,молодые профессионалы,
включающие специальность «Туризм», включающие задания на владение
иностранным языком. Следовательно, ведущим мотивом в изучении
иностранного языка в условиях среднего профессионального образования
должно стать получение знаний в области будущей профессии студентов, а
основой содержания дисциплины» Иностранный язык» его
профессиональная направленность.
Это актуализирует формирование иноязычной коммуникативной
компетенции будущего специалиста туриндустрии.
Специалист по туризму должен обладать компетенциями,
соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
-информировать потребителя о туристских продуктах;
-инструктировать туристов о правилах поведения на маршрутах;
-формировать туристский продукт.
Специалист по туризму должен уметь:
-вести беседу ( диалог, переговоры) профессиональной направленности на
языке;
-вести деловую переписку на иностранном языке;
-составлять турпакеты с использованием иностранного языка;
-делать письменный перевод информации профессионального характера ( 5)
Иноязычная коммуникативная компетенция по мнению отечественных
исследователей( И. Л. Бим, Р.П. Мильруд. Н.Д . Гальсковой, В.Н. Зыковой и
других). Это способность и готовность к иноязычному общению с носителями
языка, восприятию и своевременному выражению своих мыслительных
намерений.
Анализ исследований по проблеме формирования иноязычной
коммуникативной компетентности показал, что у разных авторов
различается компонентный состав, наличествует различная расстановка
акцентов, но исследователи едины в том, что компетенция включает в себя
лингвистическую составляющую( непосредственно язык), социокультурную
( и как часть ее страноведческую), реализуемую в социальной среде, а также
прагматический компонент, т.е. механизмы, способствующие реализации
компетенции( речь, коммуникативное взаимодействие, протекание
дискурса).
В связи с тем, что иноязычная коммуникативная компетенция
рассматривается нами как качественная сторона повышения
коммуникативных знаний на стадии профессионального становления
специалиста по туризму, мы направили усилия на формирование основных
видов иноязычной коммуникативной компетенции, значимых, с нашей точки
зрения , для этой деятельности: лингвистической, социокультурной и
прагматической.
Социокультурные знания помогают студентам адаптироваться к иноязычной
среде, следуя канонам вежливости в инокультурной среде, проявляя
уважение к традициям, ритуалам, стилю жизни. Что для будущих
специалистов туриндустрии является функционально значимым.
Особую актуальность в формировании иноязычной коммуникативной
компетенции будущих специалистов по туризму приобретает
профессионально-ориентированный подход к изучению иностранного языка
в колледже, который предусматривает формирование у будущих
специалистов по туризму способности иноязычного общения в конкретных
профессиональных деловых сферах и ситуациях.
Поскольку оказание туристских услуг обладает прогностической функцией, то
отобранный материал используется в специально-организованных условно-
речевых ( коммуникативных) упражнениях, в которых ведущей является
функциональная сторона общения- установление контакта, запрос
информации, выражение благодарности, просьбы, реагирование на совет и
другое, что способствует формированию речевых навыков и умений как
прагматической компетенции будущих специалистов туриндустрии.
Чтобы решать коммуникативные задачи, нужно создавать учебные
педагогические ситуации, моделирующие процесс реального
профессионального общения. Важность и необходимость использования
заданий, максимально приближенных к реальной профессиональной
деятельности состоит не только в том, что они влияют на процесс
формирования мотивации к овладению профессией, но и способствуют
формированию их лингвистической, социокультурной и прагматической
компетенций.
Для этого в учебных условиях используются имитационные ролевые игры,
презентации, система упражнений, профессионально-ориентированное
дидактико-методическое обеспечение, направленное на решение
коммуникативных задач иноязычной речевой деятельности будущих
специалистов по туризму.
Таким образом, целенаправленная, последовательная систематическая
работа по отбору профессионально-ориентированного содержания
языкового материала, обладающего необходимым уровнем
информативности в сфере деятельности будущих специалистов туриндустрии
и соответствующие этому материалу методы и средства обучения будут
способствовать практическому обучению иностранным языком.
Литература:
1.
Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению
иностранным языкам//Компетенции в образовании: опыт
проектирования. Сб.научных трудов .-М.:ИНЭК, 2007.-С.156-163
2.
Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и
содержания обучения иностранным языкам( текст) Н.Д.
Гальскова//Иностранные языки в школе.-М.,2004.№1-С.3-8.
3.
Матвеева Н.В. Знакомство с профессионально значимыми концептами
в ходе ролевых игр на занятиях по английскому языку//Среднее
профессиональное образование. 2014. № 12 С.50-54.
4.
Образцов П.И.Иванова О.Д. Профессионально-ориентированное
обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов:
Учебное пособие/Под редакцией П.Н. Образцова. -Орел: ОГУ, 2005.-
114с.
5.
Федеральный государственный образовательный стандарт СПО:
специальность 43.02.10 Туризм утвержденный приказом Министерства
образования РФ от 2014 года.