Напоминание

“Применение современных образовательных технологий в системе СПО-Эвристическое обучение”


Автор: Енаторова Галина Сергеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБ ПОУ "Пермский колледж предпринимательства и сервиса"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: “Применение современных образовательных технологий в системе СПО-Эвристическое обучение”
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Технология эвристического обучения

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой

учителем.

Давайте для начала подумаем, что является главными проблемами

современного образования? ( социальные проблемы, методологические,

несоответствие содержания и соц. заказа, а так-же отсутствие мотивации к

знанию, бессмысленность знания, образования).

В чем причина скуки обучающихся и отсутствие мотивации обучения?

( ответы, предположения).

Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера

Целеполагание, т.е непонимание, зачем я учусь? Что буду делать с

полученными знаниями, как смогу их применить в своей повседневной

жизни?

Сделаем промежуточное предположение, о необходимости и актуальности

личностно-

ориентированного

обучения,

основанного

на

постоянной

деятельности, индивидуальном опыте ученика, т.е знание должно иметь

характер открытия.

Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание

достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои

разработки).

Эвристика - (от греч. - отыскиваю, нахожу, открываю) - совокупность

приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных и

практических задач.

Образовательная – связанная с обучением.

Ситуация - (от лат. situatio - положение) - сочетание условий и

обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.

В педагогике Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью

конструирование

учеником собственного

смысла, целей

и содержания

образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания,

что способствует в конечном итоге формированию всесторонне развитой

личности – а это требование ФГОС.

Описание

системы

уроков

(занятий)

в

режиме

эффективной

педагогической технологии, представляемой педагогом.

Как возникает эвристическая образовательная ситуация? Что это

такое? -

Это

ситуация

образовательного

напряжения,

возникающая

спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через

эвристическую деятельность всех её участников (определение Хуторской

А.В. )

Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем,

педагог проблематизирует ситуацию, задаёт технологию деятельности,

сопровождает

образовательное

движение

учеников,

но не

определяет

заранее конкретные образовательные результаты, которые должны

быть получены.

Эвристическое

обучение -

обучение,

ставящее

целью

конструирование

учеником собственного

смысла,

целей

и

содержания

образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Структурные элементы технологии:

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий).

Рассказ педагога о проекте занятия.

Для составления урока в рамках эвристического обучения, необходимо

учитывать последовательность этапов, определяющих деятельность учителя

и обучающегося)- на слайде этапы.

Определение основных приемов и методов работы, которые будут

демонстрироваться.

Для создания эвристической ситуации необходимо эвристическое

открытое задание. Содержащее самые разнообразные методы, например

эмпатии, исследования, проблемный, фактов и т.д.

3.

Урок

(занятие)

или

имитационная

игра

со

слушателями

с

демонстрацией

приемов

эффективной

работы

с

учащимися

(воспитанниками)

Мировоззрение,

какие

ассоциации

у

вас

возникают,

когда

вы

сталкиваетесь с данным понятием?

Как сегодня человек представляет себе мир?

Основы мировоззрения современного человека?

А в средние века основой мировоззрения была религия, определявшая

всю жизнь человека от рождения до смерти. Церковь была единственным

источником

знаний.

А

кругозор

человека

до

крестовых

походов

ограничивался ореолом его обитания.

1. Образовательная напряженность.

Фор

мулировка проблемы, связанной

с

изученным объектом, которая

не имеет известного решения.

Рост городов, развитие торговли, а затем и великие географические

открытия изменили мир человека, его мировоззрение.

Что перед нами? ( сыр, на второй иллюстрации сыр с червями)

Какое отношение данные иллюстрации могут иметь к вопросам

мировоззрения человека? (предположение)

2. Уточнение образовательного объекта

Сейчас

мы

отправляемся

в

зал

инквизиционного

суда.

Наш

подсудимый- Меноккио.

Образовательная среда создается с помощью чтения биографии и

обвинения выдвинутого в адрес Меноккио, а также его позиции по

обвинению.

Ученикам во время чтения предлагается выполнить задание на выбор:

а) сформулировать и записать вопросы, которые возникнут при прослу-

шивании.

б) определить смысловые особенности.

в)записать интересные факты, о которых вы не слышали.

г) нарисовать иллюстрацию к прослушанной информации.

Д) подумать причем здесь сыр и черви.

Обвинение.

После прослушивания происходит обсуждение, вопросы. Данный этап

является своеобразной «ситуацией в ситуации», т.е. на данном этапе

реализуется почти весь технологический цикл образовательной ситуации.

Данное явление можно объяснить действием принципа подобия. Основная

образовательная ситуация продолжает разворачиваться.

3. Конкретизация задания на решение проблемы

У каждого из вас на столах цитаты хода судебного заседания

инквизитора и Меноккио. Почему в голове Меноккио мир выглядел, как сыр

и черви?

А) Как мир видел инквизитор?

Б) Как мир видел Меноккио?

В) В чем разница?

4. Решение ситуации

Письменная работа выполняется индивидуально каждым учеником в

течение 5 минут.

5. Демонстрация образовательной продукции

Образовательные продукты, т.е. результаты учеников, имеют два вида:

внешние (тексты) и внутренние (усвоенные смыслы и конструкции,

которые применены ими при составлении текстов). Внешние продукты

демонстрируются при чтении, внутренние — осознаются при рефлексии

(текущей — во время обсуждений и итоговой — в конце занятия).

6. Систематизация полученной продукции

Формируем выводы о мировоззрении человека переломного этапа,

почему

аналогия

с

сыром

и

червями

является

точной.

7. Рефлексия

4. Моделирование

Далее мы с вами попробуем составить совместный кластер, как же

эффективно работать с эвристической педагогической технологией.

У вас на столах раздаточный материал, давайте соотнесем. Проговариваем

каждый этап и его особенность. Предлагается 5 минут для формирования

собственной темы и ситуации педагогической напряженности.

5. Рефлексия

Получилось ли у вас определиться с собственными целями изучения,

выбрать наиболее интересную для вас?

Какие способы решения задач для себя вы выбирали?

Удалось ли вам получить новый опыт и сформировать новые цели,

задачи, возможно что-то захотелось рассмотреть более глубоко?

Ваши замечания и предложения?

«Формируя знания и умения, школа готовит человека, умеющего

учиться, тогда как, формируя метапредметные компетенции, готовит

человека, умеющего жить». Для жизни требуется формирование навыков

целеполагания, принятия решений, быстрого анализа ситуаций, умение

сопоставлять и делать логические выводы.

Таким образом,

технологии

эвристического обучения

– это главный путь формирования

развитой

личности обучающегося, так-как они не только строятся на индивидуальном

целеполагании, исследовании, проблемности ситуаций, но и помогают делать

выбор, проявлять свои творческие способности, креативность мышления.

Список используемой литературы:

1) Хуторской А. В. Эвристическое обучение. М.: 1998

2)

Хуторской

А.В.

Дидактические основы

эвристического обучения:

Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998

3) Гинзбург К. - Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI

в. (2000).



В раздел образования