Автор: Енаторова Галина Сергеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБ ПОУ "Пермский колледж предпринимательства и сервиса"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: “Применение современных образовательных технологий в системе СПО-Эвристическое обучение”
Раздел: среднее профессиональное
Технология эвристического обучения
Структура проведения «Мастер-класса»:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой
учителем.
Давайте для начала подумаем, что является главными проблемами
современного образования? ( социальные проблемы, методологические,
несоответствие содержания и соц. заказа, а так-же отсутствие мотивации к
знанию, бессмысленность знания, образования).
В чем причина скуки обучающихся и отсутствие мотивации обучения?
( ответы, предположения).
Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
Целеполагание, т.е непонимание, зачем я учусь? Что буду делать с
полученными знаниями, как смогу их применить в своей повседневной
жизни?
Сделаем промежуточное предположение, о необходимости и актуальности
личностно-
ориентированного
обучения,
основанного
на
постоянной
деятельности, индивидуальном опыте ученика, т.е знание должно иметь
характер открытия.
Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание
достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои
разработки).
Эвристика - (от греч. - отыскиваю, нахожу, открываю) - совокупность
приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных и
практических задач.
Образовательная – связанная с обучением.
Ситуация - (от лат. situatio - положение) - сочетание условий и
обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.
В педагогике Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью
конструирование
учеником собственного
смысла, целей
и содержания
образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания,
что способствует в конечном итоге формированию всесторонне развитой
личности – а это требование ФГОС.
Описание
системы
уроков
(занятий)
в
режиме
эффективной
педагогической технологии, представляемой педагогом.
Как возникает эвристическая образовательная ситуация? Что это
такое? -
Это
ситуация
образовательного
напряжения,
возникающая
спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через
эвристическую деятельность всех её участников (определение Хуторской
А.В. )
Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем,
педагог проблематизирует ситуацию, задаёт технологию деятельности,
сопровождает
образовательное
движение
учеников,
но не
определяет
заранее конкретные образовательные результаты, которые должны
быть получены.
Эвристическое
обучение -
обучение,
ставящее
целью
конструирование
учеником собственного
смысла,
целей
и
содержания
образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.
Структурные элементы технологии:
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий).
Рассказ педагога о проекте занятия.
Для составления урока в рамках эвристического обучения, необходимо
учитывать последовательность этапов, определяющих деятельность учителя
и обучающегося)- на слайде этапы.
Определение основных приемов и методов работы, которые будут
демонстрироваться.
Для создания эвристической ситуации необходимо эвристическое
открытое задание. Содержащее самые разнообразные методы, например
эмпатии, исследования, проблемный, фактов и т.д.
3.
Урок
(занятие)
или
имитационная
игра
со
слушателями
с
демонстрацией
приемов
эффективной
работы
с
учащимися
(воспитанниками)
Мировоззрение,
какие
ассоциации
у
вас
возникают,
когда
вы
сталкиваетесь с данным понятием?
Как сегодня человек представляет себе мир?
Основы мировоззрения современного человека?
А в средние века основой мировоззрения была религия, определявшая
всю жизнь человека от рождения до смерти. Церковь была единственным
источником
знаний.
А
кругозор
человека
до
крестовых
походов
ограничивался ореолом его обитания.
1. Образовательная напряженность.
Фор
мулировка проблемы, связанной
с
изученным объектом, которая
не имеет известного решения.
Рост городов, развитие торговли, а затем и великие географические
открытия изменили мир человека, его мировоззрение.
Что перед нами? ( сыр, на второй иллюстрации сыр с червями)
Какое отношение данные иллюстрации могут иметь к вопросам
мировоззрения человека? (предположение)
2. Уточнение образовательного объекта
Сейчас
мы
отправляемся
в
зал
инквизиционного
суда.
Наш
подсудимый- Меноккио.
Образовательная среда создается с помощью чтения биографии и
обвинения выдвинутого в адрес Меноккио, а также его позиции по
обвинению.
Ученикам во время чтения предлагается выполнить задание на выбор:
а) сформулировать и записать вопросы, которые возникнут при прослу-
шивании.
б) определить смысловые особенности.
в)записать интересные факты, о которых вы не слышали.
г) нарисовать иллюстрацию к прослушанной информации.
Д) подумать причем здесь сыр и черви.
Обвинение.
После прослушивания происходит обсуждение, вопросы. Данный этап
является своеобразной «ситуацией в ситуации», т.е. на данном этапе
реализуется почти весь технологический цикл образовательной ситуации.
Данное явление можно объяснить действием принципа подобия. Основная
образовательная ситуация продолжает разворачиваться.
3. Конкретизация задания на решение проблемы
У каждого из вас на столах цитаты хода судебного заседания
инквизитора и Меноккио. Почему в голове Меноккио мир выглядел, как сыр
и черви?
А) Как мир видел инквизитор?
Б) Как мир видел Меноккио?
В) В чем разница?
4. Решение ситуации
Письменная работа выполняется индивидуально каждым учеником в
течение 5 минут.
5. Демонстрация образовательной продукции
Образовательные продукты, т.е. результаты учеников, имеют два вида:
внешние (тексты) и внутренние (усвоенные смыслы и конструкции,
которые применены ими при составлении текстов). Внешние продукты
демонстрируются при чтении, внутренние — осознаются при рефлексии
(текущей — во время обсуждений и итоговой — в конце занятия).
6. Систематизация полученной продукции
Формируем выводы о мировоззрении человека переломного этапа,
почему
аналогия
с
сыром
и
червями
является
точной.
7. Рефлексия
4. Моделирование
Далее мы с вами попробуем составить совместный кластер, как же
эффективно работать с эвристической педагогической технологией.
У вас на столах раздаточный материал, давайте соотнесем. Проговариваем
каждый этап и его особенность. Предлагается 5 минут для формирования
собственной темы и ситуации педагогической напряженности.
5. Рефлексия
Получилось ли у вас определиться с собственными целями изучения,
выбрать наиболее интересную для вас?
Какие способы решения задач для себя вы выбирали?
Удалось ли вам получить новый опыт и сформировать новые цели,
задачи, возможно что-то захотелось рассмотреть более глубоко?
Ваши замечания и предложения?
«Формируя знания и умения, школа готовит человека, умеющего
учиться, тогда как, формируя метапредметные компетенции, готовит
человека, умеющего жить». Для жизни требуется формирование навыков
целеполагания, принятия решений, быстрого анализа ситуаций, умение
сопоставлять и делать логические выводы.
Таким образом,
технологии
эвристического обучения
– это главный путь формирования
развитой
личности обучающегося, так-как они не только строятся на индивидуальном
целеполагании, исследовании, проблемности ситуаций, но и помогают делать
выбор, проявлять свои творческие способности, креативность мышления.
Список используемой литературы:
1) Хуторской А. В. Эвристическое обучение. М.: 1998
2)
Хуторской
А.В.
Дидактические основы
эвристического обучения:
Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998
3) Гинзбург К. - Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI
в. (2000).