Автор: Юдина Наталья Игоревна
Должность: преподаватель 1 категории
Учебное заведение: АВТ РУТ (МИИТ)
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: научная статья
Тема: "Дидактика профессионального образования"
Раздел: среднее профессиональное
Дидактика профессионального образования
Юдина Наталья Игоревна
Преподаватель колледжа АВТ РУТ (МИИТ)
г. Москва
Дидактика (теория обучения) – отрасль научного знания, которая
исследует проблемы образования и обучения. То есть дидактика – это
педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом
уровне.
Объект – это область действительности, на которую направлена
познавательная деятельность исследователя, то есть объект – это обучение.
Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, его цели,
научные
основы
содержания
образования,
методы,
формы,
средства
обучения. То есть предметом дидактики является связь преподавания
(деятельности учителя) и учения (познавательная деятельность ученика), их
взаимодействие.
Дидактика дает научное обоснование:
– целям и отбору содержания образования;
– выбору средств и методов обучения;
– определяет формы организации обучения.
Задачи дидактики состоят в том, чтобы:
– описывать и объять процесс обучения и условия его реализации;
– разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения,
новые обучающие системы, новые технологии обучения
По охвату изучаемой действительности выделяют общую и частную
дидактику.
Общая дидактика призвана дать ответы на вопросы: с какими целями,
чему и как обучать учащихся по всем предметам на всех уровнях системы
образования.
Частные
дидактики
(предметные
или
частные
методики)
разрабатывают теорию обучения конкретным учебным предметам и (или) на
определенном образовательном уровне (например, методика обучения
истории, иностранным языкам, методика начального профессионального
образования, дидактика высшей школы).
Общая дидактика составляет теоретическую базу частных дидактик,
основываясь в то же время на результатах их исследований.
Дидактика профессионального образования – наука об обучении в
среднем профессиональном образовательном учреждении, исследующая его
цели,
закономерности,
принципы,
содержание,
методы,
средства,
организацию и достигаемые результаты. Направлена на поиск и разработку
новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.
Объект дидактики профессионального образования – обучение во всем
его объеме и во всех аспектах в условиях среднего профессионального
учебного заведения.
Предмет
дидактики
профессионального
образования
–
система
отношений: «преподаватель – студент»; «студент – учебный материал»;
«студент – другие студенты»; «преподаватель – другие студенты – учебный
материал».
Дидактический цикл включает следующие звенья (этапы):
1) постановка общей дидактической цели и мотивация учебной
деятельности;
2) изучение нового учебного материала различными методами и его
осознание;
3) повторение и закрепление изученного материала, формирование
умений применять полученные знания в новой ситуации;
4) контроль усвоения содержания учебного материала и самоконтроль;
5)
планирование
самостоятельной
работы
по
корректировке
полученных знаний вне колледжа.
Дидактический цикл может реализоваться полностью на одном
занятии, а может завершиться в ходе нескольких занятий различного типа:
лекций, лабораторных работ, зачетов и т.д.
Перечисленные звенья могут входить друг в друга, пересекаться, но их
количество в полном дидактическом цикле постоянно и не зависит от
содержания учебного материала.