Напоминание

"Самостоятельная работа студентов по аккомпанементу"


Автор: Малышева Елена Александровна
Должность: преподаватель музыкальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Муромский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Муром, Владимирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Самостоятельная работа студентов по аккомпанементу"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБПОУ ВО «Муромский педагогический колледж»

Методические указания

по организации и методическому сопровождению

самостоятельной работы студентов

Дисциплина «Аккомпанемент»

Муром

2023

Данные методические указания помогут студентам выполнять самостоятельную работу на основе

деятельностного и компетентностного подхода к обучению, что соответствует требованиям ФГОС

Составитель: концертмейстер Малышева Е.А.

Рассмотрено на заседании ЦМК (протокол №_5_ от_10.01.23г.___ )

Кол-во

часов

Содержание работы

8

Освоение навыка чтения с листа.

Освоение приемов ускоренного чтения.

Развитие способностей предвосхищать развертывание музыкального текста.

Развитие способностей предугадывать двигательные события.

Освоение различными видами фортепианной фактуры.

Овладение навыками чтения с листа на материале песенного жанра

дошкольного и школьного репертуара, вокальных и хоровых произведений.

Формирование навыка чтения с листа на материале инструментальных пьес

педагогического репертуара разнообразной фактуры, в том числе ансамблей для

четырех рук камерной литературы, ансамблей для двух инструментов.

10

Формирование умения транспонировать на хроматический полутон, малую

секунду вверх и вниз песни дошкольного и школьного репертуара.

Формирование умения транспонировать на большую секунду вверх и вниз

песни дошкольного и школьного репертуара.

Формирование умения транспонировать на терцию вверх и вниз песни

дошкольного и школьного репертуара.

8

Освоение приемов упрощения нотного текста.

Развитие навыка мгновенного нахождения гармонической основы, удобной

аппликатуры для воспроизведения технических пассажей.

Развитие умения совмещать хоровую и вокальную партии с аккомпанементом.

10

Освоение методов слухового и теоретического анализа.

Развитие навыков подбора по слуху.

Формирование умения подбирать по слуху мелодию и аккордовое

сопровождение песен и пьес дошкольного и школьного репертуара.

Развитие умения подбирать по слуху пьесы по ритмике дошкольного и

школьного репертуара.

Овладение подбором мелодии и гитарного аккомпанемента старинных русских

романсов.

7

Аккомпанирование голоса, хоровым коллективам с учетом специфики и

особенностей работы аккомпаниатора.

Овладение навыком дифференциации вокальной и хоровой партий и

аккомпанемента.

9

Развитие навыка аккомпанирования танцевальных жанров по ритмике (марш,

вальс, хоровод, пляски, польки и т.д.)

Развитие аккомпаниаторского опыта на материале пьес по ритмике для

старшего школьного возраста. Развитие умения раскрывать художественный

образ на основе точного прочтения нотного текста.

В становлении будущего учителя музыки важнейшим звеном является формирование и

развитие профессиональных компетенций. Дисциплина «Аккомпанемент» обеспечивает

формирование и развитие ПК 3.3 «Аккомпанировать детскому составу исполнителей».

Аккомпанирование – это очень сложный процесс, включающий в себя целый комплекс

умений и знаний. Настоящий аккомпаниатор должен уметь (из ФГОС):

- читать с листа;

- транспонировать;

-

упрощать фактуру сопровождения, соединять её с голосом, хором и др.

инструментами;

- подбирать аккомпанемент по слуху;

- аккомпанировать голосу, хоровым коллективам;

- аккомпанировать различным видам ритмических движений и танцев.

Самостоятельная работа студента по дисциплине «Аккомпанемент» включает в себя

следующее:

Чтение с листа

- это одна из составляющих компетенций учителя музыки.

Известно, что в музыкальном мире встречаются мастера, доведшие это уменье до

высокой виртуозности, играющие с листа труднейшие пьесы в больших темпах, с

такой точностью и свободой, словно произведение долго разучивалось и тщательно

выучено артистом.

Выдающими чтецами нот были Ф.Лист, С.Рахманинов,

А.Б.Гольденвейзер.

Конечно,

такого

совершенства

достигают

сравнительно

немногие; но удовлетворительному

чтению с листа может научиться каждый

пианист: это – дело наживное. «Нажить» возможно больший «капитал» в данной

области – одна из задач, стоящих перед всяким обучающимся исполнительству.

Студент, умеющий хорошо читать с листа, имеет приоритет при устройстве на

работу. Навык чтения с листа приобретается с опытом работы, т.е., чем больше

студент будет читать с листа, тем скорее наработается этот навык. Следовательно,

желательно чтение с листа включать и в практическую работу на уроках, и в

самостоятельную работу. При чтении с листа нужно воспитывать ускоренное

восприятие нотной графики, играть, «не глядя на клавиши», использовать

элементарные

аппликатурные

навыки,

следить

за

направлением

движения

мелодии. Важно воспитывать непрерывность исполнения (без остановок и

поправок).

Начинать

следует

с

несложных

пьес

и

песен

дошкольного

музыкального репертуара. Самостоятельная работа студента по чтению с листа

должна включать в себя: чтение с листа мелодий (3-5), чтение с листа несложных

вокальных произведений (3-5). Рекомендуемые сборники: «Музыка в детском

саду»,

«Музыка

и

движения»,

периодическое

издание

«Музыкальный

руководитель».

Транспонирование – следующий важный навык, приобретаемый студентами на

уроках

по

аккомпанементу.

Он

потребуется

в

дальнейшей

практической

деятельности, т.к. бывает необходимо какое-либо произведение (песню) исполнить

в другой, более удобной тональности. Всё зависит от диапазона песни: например,

песни с высокой тесситурой сначала можно разучивать в более низкой

тональности, и наоборот. Алгоритм действий для самостоятельной работы

студентов: на начальном этапе следует анализировать и транспонировать простые

знакомые мелодии по слуху, по нотам. Затем осваивается навык транспонирования

на тон и полутон. Здесь следует подбирать произведения с

удобными

для

транспонирования тональностями с небольшим количеством знаков, например, из

F-dur

в G-dur, из

E-dur

в D-dur, из

a-moll

в g-moll

или в h-moll. Это

транспонирование тон вверх или вниз. Тональности должны быть «белые» или

«чёрные», чтобы не очень отличались фактурные позиции. Также следует

разобрать случайные знаки, если встречаются. Например, если транспонируем из

F-dur в G-dur, то си бекар становится до диезом, ре бемоль – ми бемолем и т.д.

Проведя

предварительный

тональный

анализ,

приступаем

к

исполнению,

представляя

каждую ноту на тон выше (или ниже).

Следующий вид

транспонирования – на полтона вверх или вниз: до – до диез, ре – ре бемоль, ми –

ми бемоль, фа – фа диез, соль – соль бемоль, ля – ля бемоль, си – си бемоль. Здесь

студент должен представить не изменённые ноты, а смену знаков при ключе. В

данном случае знаков становится больше или меньше, также изменяется фактура и

аппликатура произведения. Также как и в первом варианте транспонирования,

необходимо рассмотреть, как будут меняться случайные знаки. Кроме того, как и

при чтении с листа, так и при транспонировании, всегда полезно сделать

гармонический анализ пьесы, и в обеих тональностях проиграть основные

трезвучия и гармонические обороты. Если мы транспонируем на терцию вверх,

то скрипичный ключ представляем басовым, если на терцию вниз, то басовый

ключ - скрипичным. Конечно, сейчас существуют компьютерные программы, в

которых любое произведение можно перевести в любую тональность. Но

изначально студент должен уметь и самостоятельно транспонировать.

Упрощать фактуру сопровождения, соединять её с голосом, хором и другими

инструментами. Этот навык понадобится на начальном этапе разучивания песни, а

также в процессе эскизного ознакомления с произведением. В самостоятельной

работе студент должен освоить приёмы упрощения нотного текста: изменить,

упростить музыкальную ткань сопровождения, не нарушая его содержания и

характера; упрощать сложные фактуры фортепианного сопровождения путём

пропуска удвоений в средних голосах, замены широкого расположения на тесное и

т.д., не обедняя при этом гармонической ткани и не теряя линии баса; быстро

находить гармоническую основу, удобную аппликатуру для воспроизведения

технических пассажей. Развивать умение совмещать вокальную и хоровую партии

с аккомпанементом (совмещать три строчки) следует начинать с несложных

произведений детского репертуара. Алгоритм действий для самостоятельной

работы: 1) совместить вокальную строчку и бас (гармоническую опору); 2)

совместить вокальную строчку и гармоническую поддержку (аккорды); 3)

«украсить»

вокальную

строчку

подголосками

(можно

взять

из

фактуры

сопровождения или добавить второй голос); 4) изменить фактуру аккомпанемента

(в левой руке) либо гармоническими фигурациями, либо расположением аккордов

(бас-аккорд); 5) добавить недостающие аккордовые звуки, септаккорды и т.д. в

левой руке, а в вокальной строчке – различные проходящие звуки, подголоски.

Задания для самостоятельной работы студентов должны включать в себя

упрощение аккомпанементов и соединение вокальной строчки с сопровождением

на примере 2-3 детских песен.

Подбирать аккомпанемент по слуху.

Развитие навыка подбора по слуху –

сложный процесс, зависящий от уровня подготовки студента, от его слухового

опыта,

музыкально-теоретической

подготовки.

Методы

слухового

и

теоретического анализа состоят из: определения развития движения мелодии,

определения гармонических функций. Студент должен на слух определить

строение мелодии, как развивается мелодическая линия (поступенно или со

скачками, вверх или вниз и т.д.). Начинать подбор по слуху следует с простых,

знакомых студенту мелодий. Выбрав тональность, студент должен сыграть все

гармонические функции и гармонические обороты в этой тональности, можно даже

их выписать. Это поможет в дальнейшем подобрать необходимое гармоническое

сопровождение мелодии. От простых мелодий можно перейти к подбору по слуху

мелодий и аккордовому сопровождению песен и пьес дошкольного и школьного

репертуара, а также пьес по ритмике. Кроме того, можно учиться сочинять

вступления и окончания песни.

Аккомпанировать голосу, хоровым коллективам. Этот навык студентам нужно

развивать постоянно, т.к. данный вид деятельности является одним из основных в

их

будущей

профессии.

Формирование

представлений

об

аккомпанементе

заключается

в

усвоении

специфики

аккомпанемента

в

вокально-хоровых

произведениях.

Аккомпаниатор

при

работе

над

вокальным

или

хоровым

произведением должен хорошо знать вокальную или хоровую партии, сохранять

единство художественного замысла, темпо-ритма

и динамического развития

произведения,

соблюдать

баланс

звучания.

Аккомпаниатор

должен

уметь

прислушиваться к творческой инициативе солиста, следить за дыханием, цезурами,

темповыми изменениями, вырабатывать быстроту реакции на «неожиданности» во

время исполнения на концерте, помогать солисту в раскрытии поэтического текста

и драматургии всего произведения. Задание: разобрать и исполнить 3 вокальных

произведения детского репертуара. При

исполнении вокальных

произведений под собственный аккомпанемент необходимо ощущение баланса

звучания голоса и сопровождения, умение переключаться на сольные эпизоды,

грамотно

использовать

педаль.

Возможно

применение

адаптированного

аккомпанемента. Исполнение песни под собственный аккомпанемент является

этапом КЭ по ПМ.03, поэтому формировать этот навык следует начинать как

можно раньше.

Аккомпанирование различным видам ритмических движений и танцам. Со

2-го курса студенты начинают изучать различные виды танцевальной музыки, на 3-

ем курсе проходят практику в ДОУ, где им предстоит вести музыкальные занятия,

а также проводить зарядку с детьми. Поэтому, студентам заранее нужно

накапливать репертуар для различных видов движений и различным танцам.

Обязательный репертуарный список включает в себя: 2 марша, 3 русских народных

песни (для приседаний), медленный хоровод, вальс, полька, галоп и бег. Навык

аккомпанирования различным видам ритмических движений опирается и на

музыкальный

опыт

студента,

и

на

знание

всех

принципов

работы

над

аккомпанементом: чтении с листа, подбору по слуху, упрощении фактуры. Всё это

поможет студенту освоить достаточно большой репертуар.

«Значение музыки в школе выходит за пределы искусства. Так же как и литература и

изобразительное искусство, музыка вторгается во все области воспитания и образования

наших школьников, являясь могучим и ничем незаменимы средством формирования их

духовного мира», - Д.Б.Кабалевский.



В раздел образования