Автор: Валерий Петрович Арнаутов
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства"
Населённый пункт: город Балашов Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Съёмочные системы и материалы для аэрофотосъёмки, их метрические свойства
Раздел: среднее профессиональное
Технологическая карта учебного занятия
Тема раздела: «Съёмочные системы и материалы для аэрофотосъёмки их метрические свойства»
Тема урока: «Составление накидного монтажа»
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Вид урока: урок
Деятельностная цель:
-
формирование у обучающихся знаний технологического процесса составления накидного монтажа;
-
стимулирование способностей обучающихся к структурированию и систематизации изучаемого материала;
-
создание предпосылок для обнаружения (диагностики) проблем, возникающих при подготовке материалов,
составлении накидного монтажа и для выбора оптимального алгоритма действий по их решению,
-
формирование умения аргументировано комментировать и обосновать свои действия
Содержательная цель:
-
расширение понятийной базы за счёт включения в неё элементов подготовки фотоматериалов для проведения процесса
накидного монтажа картины;
-
формирование базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбере-
жения при составлении накидного монтажа
Методическая цель: - отработка применения технологии проблемно-деятельностного обучения, инновационных методов
и приёмов при проведении теоретического занятия с использованием мультимедийных средств ИТК для формирования
творческого и системного мышления
Дата: 31.01.2019г.
Время: 13.55.
Место проведения: каб.206
Группа:
Преподаватель: Арнаутов Валерий Петрович
Профессиональный модуль, ПМ.01 Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра
МДК.01.03 Фотограмметрические работы
Технологическая карта учебного занятия
Задачи:
познавательная:
-
ознакомить обучающихся с методикой подготовки фотоматериалов и составления накидного монтажа;
-
производить выбор вида и способа разрезки снимков
воспитательная:
-
воспитывать чувство ответственности за принятые решения;
-
формировать социальную компетентность;
-
создать условия для развития навыков преодоления трудностей в достижении намеченной цели
развивающая:
-
развивать интерес к выбранной профессии;
-
развивать способности к рефлексии как самооценке деятельности;
-
развивать способности организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценки их эффективности
Основные понятия: снимок, опорные точки, монтажный стол, репродукция.
Педагогические технологии: технология проблемно-дятельностного обучения, здоровьесберегающая технология, эле-
менты технологии развития критического мышления
Методы обучения: проблемно-поисковый; беседа; метод визуализации учебной информации; демонстрация, моделиро-
вание технологического процесса, самопроверка, коррекция учебной деятельности, педагогическая поддержка
Приёмы обучения: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания; постановка проблемных во-
просов, рассмотрение проблемных ситуаций; рассказ, наглядная демонстрация алгоритма работы, построение логической
цепочки, анализ информации, комментирование, проверка по эталону, составление схемы, динамическая пауза -
выполнение упражнений на мышц глаз, спины, кистей рук, блиц-опрос по рефлексии, самооценка деятельности
Характер урока: урок «открытия нового знания»
Форма организации урока: фронтальная, индивидуальная
Планируемые образовательные результаты:
формирование профессиональных компетенций - ПК 1.5 Подготавливать материалы аэро- и космических съёмок для
использования при проведении изыскательских и землеустроительных работ
общих компетенций - ОК1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес,
ОК2: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество,
ОК3: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность, ОК9: Ориентиро-
ваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
практического опыта, знаний и умений - ПО5- подготовки материалов аэро- и космических съёмок для использования
при проведении изыскательских и землеустроительных работ,
У11 - оценивать возможность использования материалов аэро- и космических съёмок;
У12 - составлять накидной монтаж, оценивать фотографическое и фотограмметрическое качество,
З7- технологию использования материалов аэро- и космических съёмок в изысканиях сельскохозяйственного назначения;
З10- способы изготовления фотосхем и фотопланов
Междисциплинарная координация урока:
обеспечивающие: химия, физика,картография, МДК 01.01 Технология производства полевых геодезических работ МДК.
01.02 Камеральная обработка результатов полевых измерений
обеспечиваемые: ПМ.02
Обеспечение урока:
Демонстрационные материалы: репродукция готовой картины, перфоратор
Раздаточный материал: рабочая тетрадь, монтажный стол, снимки, канцелярский нож, пакет для нерабочих частей
снимка
Технические средства обеспечения: персональный компьютер, проектор, презентация к уроку
Источники:
основные: А.И. Обиралов, А.Н. Лимонов, Л.А. Гаврилова Фотограмметрия и дистанционное зондирование М: КолосС
2016.
дополнительные: А.И. Обиралов Я.И. Гебгарт Н.Д. Ильинский Практикум по фотограмметрии и дешифрированию
снимков М.: Недра, 2016с.
Номер
этапа,
время
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающегося
Методы обучения,
приёмы, формы,
средства обеспечения
урока
Образо-
вательные
результаты,
фор-
мируемые на
соответству-
ющем этапе
урока
1
Мотивация (само-
определение)
к
учебной деятельности
1.1. Приветствие пре-
подавателя, мотивация
учебной деятельности
Преподаватель приветствует, проверяет
готовность к занятию, явку обучающихся
Создаёт
эмоциональный
настрой,
адресует добрые пожелания на успешную
работу,
формирует
ответственное
отношение к учебной деятельности
Проверяют свою готовность к занятию.
Информируют об отсутствии
обучающихся на уроке, отвечают на
вопросы преподавателя, сосредотачи-
ваются
Форма организации:
фронтальная Методы:
беседа Средства:
презентация (СЛ1,
СЛ2)
ОК1, ОК2,
З3
1.2.
Инициирование
обучающихся
к
фор-
мулированию
темы
и
целей занятия
Демонстрирует репродукцию картины,
ведёт диалог о происходящем процессе,
подводит к формулированию темы
Предлагает сформулировать цели,
ответив на вопросы: «Что?» и «Как?»
изучать по теме. Уточняет поставленную
цель
Анализируют, предлагают формулировку
темы, осуществляют целеполагание
Форма организации:
фронтальная Приёмы:
подводящий диалог
Средства: демон-
страция видеоролика,
презентация
ОК2, З3
1.3. Мотивация учебной
деятельности
Уточняет
понимание
обучающимися
поставленных
целей
занятия.
Настраивает
на
самостоятельную
учебную
деятельность,
поясняет
ре-
флексию
как
способ
самоанализа
и
самооценки собственной деятельно
Слушают, отвечают на вопросы, вос-
принимают, запоминают
Форма организации:
фронтальная Методы:
беседа Средства:
презентация (СЛ4)
ОК3, ОК9
сти, критерии оценки деятельности на
занятии
1.4.
Междисциплинарные
коммуникации
Раскрывает
междисциплинарные
связи
Слушают, отвечают на вопросы
Форма организации:
фронтальная Методы:
беседа Средство:
презентация (СЛ5)
ОК2, ОК3
2
Актуализация знаний,
подведение к проблеме
2.1.
Повторение
ранее
изученного материала
Рассказывает,
выдвигает
проблему,
предлагает
ответить
на
вопросы,
произвести записи в рабочей тетради (о
размере
отверстий,
обозначающих
опорные точки)
Слушают,
анализируют,
отвечают
на
вопросы
Выявляют и записывают, какие снимки
используются для накидного монтажа
Записывают
в
рабочую
тетрадь
опре-
деление накидного монтажа и операции по
подготовке снимка к монтажу
Форма организации:
фронтальная, инди-
видуальная Методы:
беседа Средства: поста-
новка проблемных
вопросов, рассказ с
опорой на презентацию
ОК9,
ПК1.4
2.2.
Промежуточная
рефлексия
Предлагает ответить на вопросы:
- было ли задание для вас трудным?
- почему возникли затруднения?
-
что
необходимо
дополнительно
изучить, повторить?
Комментирует
результаты
опроса,
ответов на вопросы
Обдумывают ответы, отвечают на вопросы
Форма организации:
фронтальная Методы:
беседа Приёмы: блиц-
опрос по рефлексии,
самооценка деятельно-
сти, комментирование.
Средства: вопросы
ОК2, ОК4,
З3, З13
3
Реализация
образо-
вательных
задач,
организация
дея-
тельности
3.1.
Изучение
нового
материала
Моделирует
производственную
си-
туацию
Выдвигает
проблему,
рассказывает,
объясняет (о технике безопасности при
выполнении
работ
по
подготовке
снимков
и
составлению
накидного
монтажа)
Внимательно
слушают,
воспринимают
Запоминают, какова техника безопасности
при
выполнении
работ
Выполняют
поставленные
задачи:
знакомятся
с
материалом,
составляют
ментальную
карту. Записывают в рабочую тетрадь
схему выполнения накидного монтажа
Форма организации:
фронтальная, инди-
видуальная Методы:
проблемно-поисковый,
самостоятельная
работа, визуализация
учеб-
ПК1.4;
ОК6
ПО3,
ПО4;
З3, З13
Выдвигает задачи и формулирует задания
Задание
1
Внимательно
прослушайте
излагаемый
материал
по
вопросу:
«Подготовка
снимков».
Составьте
ментальную
карту
Задание
2
Самостоятельно
изучите
вопрос
«Осуществление
процесса
накидного
монтажа», опираясь на видеофрагмент. В
рабочую тетрадь запишите последова-
тельность процесса (алгоритм).
/Описывают последовательность процесса
накидного монтажа (алгоритм)
ной информации
Приёмы:объяснение,
составление
ментальной
карты,
выполнение
схемы
в
рабочей
тетради,
демонстрация, анализ
информации Средства:
проблемные вопросы,
рассказ,
видеоролик
процесса наращивания
3.2.
Динамическая
пауза
Предлагает
выполнение
комплексных
физических упражнений
Выполняют комплекс физических
упражнений
Форма организации:
фронтальная
Приём:динамическая
пауза Средства:
комплекс упражнений
ОК2, ОК3
З.З.Применение
новых
знаний
и
способов
действий
Предлагает выполнить демонстрирующее
задание
(с
привлечением
студентов):
«Осуществление
процесса
монтажа
картины»
Беседует.
Проводит
параллель
с
изученным материалом
Слушают,
анализируют,
отвечают
на
вопросы,
наблюдают
за
выполнением
демонстрации
Предлагают
различные
пути
решения
данной
ситуации.
Выявляют
законо-
мерность. Записывают план
Форма организации:
фронтальная Метод:
визуализация учебной
деятельности
Приём: демонстрация,
консультирование,
корректировка
деятельности Средства:
презентация,
демонстрационные
материалы
ПК1.3 ПК1.4
ОК6, ОК1,
ОК2, ОК3,
ПО3 , ПО4,
У12, У18
4
Выявление степени
освоенности образо-
вательных результатов
Организует
оценивание
изученного
материала тестированием
Выполняют тестовые задания в рабочей
тетради,
проводят
самопроверку
по
эталону (на основе презентации)
Форма организации:
фронтальная Метод:
самостоятельная работа
ПК1.4
ОК6
4.1. Тестирование с
самопроверкой по
эталону
Приём: тестирование,
проверка по эталону
Средства: тест, ключ к
тесту, презентация
4.2. Анализ ответов,
комментарий
Анализирует
ответы,
отмечает
по-
ложительные результаты, указывает на
основные
недочёты,
ошибки,
комментирует
Слушают,
осуществляют
анализ
соб-
ственной учебной деятельности
Форма организации:
фронтальная Метод:
беседа Приёмы:
комментирование
Средства: тест, ключ к
тесту, презентация
ПК1.4
ОК6
5
Рефлексия (осмыс-
ление, анализ дея-
тельности)
5.1. Смысловая ре-
флексия
Организует беседу по вопросам:
1 Какую задачу ставили на занятии?
2 Удалось ли решить поставленную
задачу?
3 Какие результаты получили?
4 Что нужно ещё уточнить, узнать?
5 Где можно применить новые знания?
Отвечают
на
вопросы
преподавателя,
высказывают
собственное
мнение,
формулируют конечный результат своей
работы на занятии
Форма организации:
фронтальная Методы:
беседа Приёмы: блиц-
опрос по рефлексии,
самооценка
деятельности
ОК1, ОК2,
ОК4, З3, З13
5.2. Эмоциональная
рефлексия
Предлагает
выбор
возможности
применения/ не применения полученных
знаний, умений, навыков, практического
опыта в собственной жизни студента
Осуществляют
выбор
возможности
применения полученных знаний и умений
на практике, в жизни
Форма организации:
фронтальная Приём:
«Чемодан/мясорубка/
корзина»
Средства: наглядный
материал, карточки
ОК2
6
Резюме
Подводит общий итог по проведённому
уроку. Оценивает выполнение целей и
задач
занятия,
отмечает
степень
вовлеченности обучающихся в работу
Благодарит за работу на занятии
Слушают, осуществляют анализ соб-
ственной учебной деятельности
Форма организации:
фронтальная Методы:
беседа Приёмы:
формулирование
общего вывода, оценка
успеш
Преподаватель:
Арнаутов В.П.
ности
Средства: презентация
7
Зона
ближайшего
развития (задание на
дом)
Предлагает выполнить задание:
1 уровень - ознакомиться с материалом
учебника А.И. Обиралов, А.Н. Лимонов,
Л.А.
Гаврилова
Фотограмметрия
и
дистанционное зондирование М: КолосС
2016.
2 : А.И. Обиралов Я.И. Гебгарт Н.Д.
Ильинский
Практикум
по
фотограмметрии
и
дешифрированию
снимков М.: Недра, 2016.
3 уровень –обосновать размер отверстий
и способ из изготовления
Предлагает
подготовиться
к
практи-
ческому занятию
Даёт комментарий к домашнему заданию
Желает успешного выполнения
Слушают пояснения к выполнению
домашнего задания, фиксируют
Форма организации:
фронтальная Метод:
беседа Приёмы:
комментирование
Средства: рабочая
тетрадь
ОК2, ОК3,
33, З13, У12,
У18