Напоминание

Игры на уроках иностранного языка в средних специальных учебных заведениях.


Автор: Кокаева Наталья Викторовна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: БПОУ РК "Элистинский политехнический колледж им. Эльвартынова И. Н."
Населённый пункт: Республика Калмыкия, г. Элиста
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игры на уроках иностранного языка в средних специальных учебных заведениях.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Игры на уроках иностранного языка в средних специальных учебных заведениях.

Кокаева Наталья Викторовна, преподаватель иностранного языка БПОУ РК

«Элистинский политехнический колледж им. Эльвартынова И. Н.»

Предметом данного исследования являются игры на уроках английского языка, их

разновидность.

Целью исследования является изучение способов применения различных дидактических

игр на уроках английского языка.

Необходимым условием для достижения поставленной цели является рассмотрение

следующих задач:

1)

Воспитывающие и обучающие функции игр как средство психической

подготовки к будущим жизненным ситуациям.

2)

Игра как эффективное средство создания мотива к иноязычному

общению.

3)

Развитие интересов учащихся с учетом возрастных особенностей.

4)

Развитие мыслительной деятельности играющих.

5)

Развитие самостоятельности и инициативности при помощи игр.

6)

Преодоление робости и нерешительности учащихся с помощью игр на

уроке.

7)

Роль ситуации общения в игре для развития речевой деятельности

учащихся.

Данная проблема привлекает внимание многих исследователей. Каждый учитель,

приступая к планированию своих уроков, задумывается над тем, как сделать каждый урок

интересным, увлекательным, добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес,

творческую, мыслительную активность учащихся.

Но в изучении данной проблемы есть белые пятна. Многие исследователи задаются

вопросом, нужна ли игра на уроке английского языка? Многие учителя считают игру

бессмысленным развлечением, потерей времени на уроке.

Человеческая игра есть изначально мотивированная осмысленная деятельность, которая

включает в себя предметную, теоретическую и душевную деятельность.

Эта тема содержит еще множество нерешенных вопросов. В этом заключается

актуальность данной работы.

Практическое значение работы заключается в том, что данный материал можно

использовать на уроках английского языка в школах, на семинарах, спецкурсах, в средних

образовательных учебных заведениях.

Для исследования работы были отобраны игры, описанные в работах авторов Елены

Кашиной «Ролевые и лингвистические игры», Стронина «Обучающие игры на уроках

английского языка».

Для решения поставленной научной проблемы в работе применялись методы

дистрибутивного анализа, а также сравнительно – описательный метод.

Игры на уроках английского языка

Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у учащихся

вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к

естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной

отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность

обучения.

Игра имеет большое значение в воспитании, в обучении и развитии детей как средство

психической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

«Игра» – «особо организованное занятие, требующее напряжение эмоциональных и

умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать,

как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность

играющих и превращает абстрактную и потому неинтересную для них деятельность на уроке

в конкретную и интересную». (Дж. Брунер)

Игра позволяет преподавателю организовать деятельность учащихся, сделать ее более

активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для

получения информации – то есть создать мотивацию, которой так часто не хватает нашим

ученикам. Игра дает возможность робким и неуверенным в себе учащимся говорить,

преодолевая все комплексы и нерешительность. Игра способствует развитию таких качеств

как самостоятельность и инициативность.

Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет

контекст деятельности, выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному

общению; способствует реализации деятельного дохода в обучении иностранному языку,

когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Ситуация

общения, моделируемая в игре, позволяет приблизить речевую деятельность на уроке к

реальной коммуникации, дает возможность использовать язык как средство общения.

Таким образом, игра представляет собой ситуативно-вариативное упражнение, где

создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях,

максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками –

эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью воздействия.

В данной работе хотелось бы представить игры, которые я чаще всего использую на

уроках английского языка, и которые больше всего нравятся ребятам. Надеюсь, коллегам

данный опыт поможет в работе с детьми.

Раздел №1

Игры, облегчающие знакомство класса и учителя.

Игры тренировки.

Игра «Знакомство»:

Ученики выясняют, как зовут друг друга и встают друг за другом в алфавитном

порядке в круг или в линию.

Цели игры:

1. Тренировка вопроса “ What is your name?” и ответа на него.

2. Знакомство ребят друг с другом.

3. Знакомство учителя с учащимися.

Игра «Пристрастия или предпочтения»:

Ученик называет свое имя, говорит, что он любит делать и имитирует это действие.

Пример:” My name is Kate, I like cooking” (и имитирует приготовление чего-либо,

например яичницы).

Следующий ученик повторяет имя и названия любимого действия, а затем называет

свое имя и свое любимое действие и т. д. Данный прием называется снежный ком

(snowballing).

Цели игры:

1. Знакомство учащихся друг с другом и с учителем.

2. Тренировка грамматических конструкций.

3. Тренировка понимания речи на слух.

4. Тренировка языковой слуховой памяти.

Раздел № 2

Игры, направленные на активизацию речевой активности.

Ребята очень любят загадки, поэтому им нравится игра “ What is this?” (Что это?)

Каждый учащийся готовит свою карточку следующим образом. Берется плотный лист

бумаги. Складывается пополам (получается открытка), а внутри вклеивается картинка с

изображением какого-либо предмета или животного. Затем вырезается небольшое

отверстие в первом листе открытки так, чтобы была видна только часть рисунка. Учитель

или учащийся показывает открытку и спрашивает “ Guess what is this?” Учащиеся задают

вопросы: “ Is this a cat?”

Ответ: “ Yes it is” or “No it isn’t”. Здесь можно дальше задавать вопросы “ What color is

it?”,” Is it big?” и т.д.

Эту игру можно применять при изучении различных тем, таких как: “ Food”,” My

Flat”,” Great Britain” и т.д.

Чтобы учащиеся лучше усвоили предлоги можно придумать и провести своеобразную

зарядку или физминутку, давая команды отдельным ученикам или группам учеников:

встать перед дверью, за дверью, перед доской, возле окна, в углу и т. д. Ребята намного

быстрее и легче запоминают предлоги при использовании такой игры.

Игра «Анкета»:

Ученик пишет ряд предложений, содержащих информацию личного характера, а затем

задает вопросы об этом же своему партнеру и записывает его данные; или просто

составляет вопросы и задает их своему партнеру. Игра включает письменный компонент.

Примерные вопросы и предложения:

1. Where are your parents from?

2. Where did you go for holidays last summer?

3. Things you love doing.

4. Things you hate doing.

Вопросы и предложения могут быть разнообразными. Итогом работы должен быть

рассказ одного ученика о другом.

Игра «Воздушный шар»:

С большой высоты в океан падает воздушный шар. Мы все в корзине. Чтобы все не

погибли, один из пассажиров должен выпрыгнуть. Докажите, что это должен быть кто-то

другой, а не Вы. Но до начала игры каждый должен придумать себе другую личность и

рассказать о ней. При этом не предупреждаем, какая потом начнется игра.

Раздел № 3

Работа с лексикой – запоминать слова легко.

Ученики очень любят играть в лото. Можно использовать лото для изучения и

запоминания лексики.

Ребята изготавливают карточки размером 3 см х 6 см из плотной бумаги, делят на 2

части. В левой части написано английское слово зеленым фломастером, в правой части

перевод следующего слова синим фломастером. Задание: подобрать карточки таким

образом, чтобы получился замкнутый круг, (к русскому слову находят карточку с

переводом на английский язык и т. д.) Это домино можно использовать и для других

целей, например в изучении не только лексики, но и времен.

Игра «Календарь»:

Ребята с удовольствием играют в эту игру. В классе развешены или расставлены

цифры от 1 до 7, обозначающие порядковый номер дня недели. Семь учеников получают

карточки, на которых написаны дни недели (Sunday, Monday и т.д.)

Задание: встать перед той цифрой, которая соответствует дню недели, обозначенному

на его карточке. Каждый участник игры называет день недели, обозначенный на карточке

и его порядковый номер. Например, Monday is the second day of the week”. Учитель

обращается к классу “ Is it right? Or is it wrong?” Класс отвечает, it’s right (wrong)”.

Раздел № 4

pen

яблоко

apple

книга

book

ручка

Грамматика – это легко.

Игра «Перевертыши»:

Игра, которая помогает запомнить написание 3-х форм глаголов. Готовим такие

карточки. На лицевой стороне пишем 3 формы глаголов ring rang rung. На оборотной

стороне записываем эти же формы, переставляя буквы rngi, argn, ngur. Классу

показывается обратная сторона, учащиеся пытаются отгадать что это за формы «

Перевертыши» помогают запоминать и текущую лексику. При изучении притяжательных

местоимений можно провести такую игру. Ребята приносят в класс открытки, картинки.

Затем каждый учащийся говорит, чья картинка ему понравилась и почему: “ I like Masha’s

picture best of all. It’s very funny (beautiful). Вместо картинок можно рассматривать одежду

и т.д.

Для тренировки грамматики и лексики учеников можно использовать следующую

игру «Резиновое предложение».

Учитель показывает ребятам картинку, в зависимости от темы и просит одного

учащегося образовать простое предложение. Следующий ученик повторяет его, добавляя

что-то, делая его более распространенным. И так далее.

Например:

I went shopping.

I went shopping and bought some cheese.

I went shopping and bought some fresh cheese.

I went shopping and bought some fresh Cheddar cheese and some bread.

Игра «Составь предложение»:

На разных карточках пишутся части предложений по одному слову. Надо быстро

составить:

1) повествовательное предложение

2) общий вопрос

3) специальный вопрос

4) вопрос к подлежащему

5) отрицательное предложение

За каждое правильно составленное предложение команде засчитывается 1 очко, за

каждую ошибку снимается 1 очко. Кто больше наберет очков тот и выиграет.

Для тренировки вопросительных предложений можно использовать такую игру. На

большом листе бумаги пишем, например:

Do you like

to go for a walk?

to swim in the river?

to drink milk?

Вызывается 2 студентов. Один из них загадывает какую – либо строчку, 2 -ой ученик,

читая вопрос, старается угадать, какую строчку загадали. Если называют загаданную

строчку, ученик отвечает положительно yes, I do, если не ту – отрицательно no, I don’t.

Можно вызвать одного учащегося. Он говорит тихо учителю, какую строчку он

загадал, а остальные учащиеся по очереди стараются угадать. Угадавший идет к доске и

загадывает свою строчку.

Дети любят путешествовать, поэтому можно помечтать о поездке в Лондон и заодно

повторить выражение to be going to do smth. Один ученик спрашивает, When are you going

to visit London?”; ответ, We are going to visit London on Monday (on the 21th of April),

заодно можно повторить порядковые числительные, дни недели и месяцы, употребив

цифры, обозначающие порядковый номер дней, недель или месяцев.

Раздел № 5

Фонетические игры.

На

уроках

английского

языка

обязательно

следует

применять

фонетические

упражнения или игры для развития речевого аппарата. Для этих целей можно

использовать скороговорки. Ученики разбиваются по 4 человека и отрабатывают чтение

одной скороговорки хором или по ролям. Можно использовать такие скороговорки:

She sells seashells on the seashore.

If she sells sea shells on the said seashore,

The seashells she sells are seashore shells.

* * *

Robert Rowley rolled a round roll round.

A round roll Robert Rowley rolled round.

Where is the round roll Robert Rowley rolled round?

* * *

Whether the weather be fine,

Or whether the weather be not,

Whether the weather be cold,

Or whether the weather be not.

We’ll weather the weather,

Whatever the weather

Whether we like it or not.

Фонетические игры – упражнения преследуют цели:

Тренировать учащихся в произнесении английских звуков;

Научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения, скороговорки;

Разучивать стихотворения с целью их воспроизведения по ролям.

Эти игры способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся

при произнесении отдельных английских звуков.

Раздел № 6

Развитие письма.

Игра «Писатели»:

Ученики пишут на листках названия несуществующих рассказов. Учитель собирает их,

проверяет, перемешивает и раздает ученикам. Дома каждый должен написать рассказ с

доставшимся ему названием.

Игра «Восстанови рассказ»:

В ограниченный период времени ученики в группах пишут рассказик, от которого у

них имеется только последняя строчка. Например:

– ... and that is why London buses are red and taxis are black.

–..., – she said and poured herself a glass of brandy.

Создавая ситуацию близкую к действительной, добиваемся повышения интереса

учащихся в изучении иностранного языка.

Таким образом, игра, которая нравится ученикам, и правила которой они хорошо

знают, может использоваться вновь и вновь. Самое главное, чтобы она была естественным

продолжением ситуации на занятии. Необходимо помнить, что цель игры – обучение

иностранному языку.

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

Игра имеет большое значение в воспитании, в обучении, развитии учащихся как

средство психической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Игра позволяет преподавателю:

1)

организовать деятельность учащихся.

2)

Заинтересовать учащихся в изучении предмета.

3)

Игры помогают в поиске дополнительных средств для получения информации.

4)

Игры помогают многократно повторить речевые образцы изучаемого языка.

5)

Игры помогают максимально использовать эмоциональность, спонтанность,

характерные живой речи изучаемого языка.

6)

Игры развивают эмоциональные и умственные способности учащихся.

7)

Игры помогают в принятии решений учащимися в тех или иных ситуациях.

8)

Игры обеспечивают практическую направленность обучения.

9)

Игра выступает как средство мотива к иноязычному общению.

10) Игра дает возможность робким и неуверенным в себе учащимся говорить,

преодолевая комплексы и нерешительность.

11) Игра способствует развитию у учащихся таких качеств как самостоятельность и

инициативность.

Таким образом, игра представляет собой ситуативно-вариативное упражнение, где

создается возможность к реальному речевому сообщению.

В результате проведенного исследования мы сделаем вывод, что игры на уроках

английского языка очень нужны. В играх таятся огромные обучающие возможности.

Для ребят игра – увлекательное занятие. В игре все дети равны.

Таким образом, в заключении можно сказать, что игра посильна даже слабым

ученикам. Слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре:

находчивость и сообразительность здесь оказываются очень важными.

Незаметно в процессе игры усваивается языковой материал учащимися.

Список литературы

1) Г. А. Китайгородская. Методика интенсивного обучения иностранному языку. МГУ

1996.

2) Е. В. Ильченко. Игры, импровизации и мини спектакли. 2003.

3) М. Ф. Стронин. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение,

1994.

4) И. Л. БИМ, Н. П. Каменецкая, А. А. Миролюбов и др. О преподавании иностранных

языках на современном этапе. 1995.

5) E. G. Kashina. Role-plays & linguistic games. Самара: Областная организация Союза

журналистов России, 1992.



В раздел образования