Напоминание

Нетрадиционные уроки как одна из форм повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка


Автор: Юнель Анна Ильинична
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: БПОУ РК "ЭПТК имени Эльвартынова И.Н."
Населённый пункт: город Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: методический доклад
Тема: Нетрадиционные уроки как одна из форм повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки РК

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж

им.Эльвартынова И.Н.»

Методический доклад:

«

Нетрадиционные уроки как одна из

форм повышения мотивации учащихся при изучении

иностранного языка»

Выполнила: преподаватель английского языка Юнель А.И.

Элиста, 2023

Нетрадиционные уроки – как одна из форм повышения

мотивации учащихся при изучении иностранного языка

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его

сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому

интеллекту и интеллектуальному потенциалу.

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка

особенно актуальна. Опыт преподавателей и исследования педагогов–

новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков

поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию

учения.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее

нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них

прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении

демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным

нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением

педагогов под напором обленившихся учащихся, не желающих и не

умеющих серьезно трудиться.

Нетрадиционные формы урока иностранного языка реализуются, как

правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя

функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной,

нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки

целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении

итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий

в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные

формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном

участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным

использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких

уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического

и психологического характера, которые можно суммировать следующим

образом:

- отработка новых методов, приемов, форм и средств обучения по

реализации основного закона педагогики — закона активности обучения;

- привлечение к планированию, проведению и анализу урока самих учащихся

(а иногда - и их родителей);

- отсроченные домашние задания. Дифференциация домашних заданий с

учетом интересов и склонностей учащихся. Помощь учителя, родителей в

выполнении отсроченных домашних заданий в период подготовки урока.

- разделение класса на группы по интересам, как в процессе подготовки, так

и при проведении урока. Распределение ролей в группах, заданий каждому

ученику;

- опора на жизненный опыт учащихся (апперцепция), тесная связь

отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами.

-нестандартная структура урока, могут быть отклонения от временных

рамок традиционного урока, могут отсутствовать традиционные

структурные элементы урока (например, этап объяснения нового

материала учителем.

- в течение всего урока действуют дети, предусматривается минимальное

участие на уроке учителя.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм

урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих

целей обучения:

- формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны

изучаемого языка;

- воспитание культуры общения и потребности в практическом

использовании языка в различных сферах деятельности;

- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей,

развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие

и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение

по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран

изучаемого языка.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные

формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок –

спектакль, урок – праздник, видеоурок, урок – экскурсия, урок – интервью и

другие формы занятий.

Как известно, целью обучения иностранного языка в школе является

формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется

в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности

учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в

ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а

также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что

позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только

поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их

творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками

знаний.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока,

оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое

обращение к подобным формам организации учебного процесса

нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать

традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся

интереса к предмету.

Отмечая достоинство нетрадиционных форм уроков в развитии и

совершенствовании коммуникативной компетенции учащихся Г. В. Рогова

отмечает, что «обучение иностранному языку в большей степени, чем

какому–либо другому предмету, требует индивидуального подхода и

использования нетрадиционных уроков».

Необходимо отметить, что нетрадиционные формы уроков обогащают

учащихся новыми впечатлениями, придают уроку привлекательность,

создавая положительный психологический климат в классе, способствуют

лучшему запоминанию тематического материала, развивают речевую

активность и самостоятельность учащихся, и, что очень важно, позволяют

реализовать воспитательные цели обучения, повышают мотивацию

учащихся к учению, активизируют память и развивают личность ребенка.

Нетрадиционный подход к проведению урока позволяет побудить

учащихся:

1) к активизации умственной деятельности;

2) к самостоятельному творчеству,

3) к проявлению скрытых возможностей каждого учащегося, а это дает

возможность более тесного общения учителя с учеником (воплощается

творчество учащихся и учителя);

4) к проявлению чувства коллективизма, сопереживания за товарища,

ответственности перед всей группой – не подвести, не отстать от

одноклассников, т.е. имеют большой воспитывающий потенциал;

5) к осознанию важности обучения в школе, делает его любознательным и

мотивирует к изучению иностранного языка.

Для успешного проведения нестандартного урока рекомендуется:

1) Начинать работу с большой предварительной подготовки (готовится

оборудование урока, выполняются предварительные задания,

накапливаются нужные учебные материалы);

2) Обязательно нужно включать всех учащихся в подготовку проведения

урока;

3) Учитывать фактический уровень подготовленности конкретного класса

для успешного восприятия учащимися оригинальной формы урока, при этом,

заботясь, чтобы они не потратили время впустую ради простой

занимательности, а приняли эту форму для лучшего усвоения учебного

материала;

4) При анализе проведенного нестандартного урока оценивать не только

степень достижения поставленных целей, но и тот эмоциональный тонус,

который устанавливается на уроке, а также интерес учащихся, их

активность, коллективизм, взаимопомощь и другие благоприятные условия,

положительно влияющие на формирование личности школьника.

Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает

интересные образцы нестандартных форм обучения, которые помогают

педагогам вернуть учащимся утраченный интерес к учебному труду,

побудить школьников к активной и ответственной деятельности в

приобретении знаний и умений.

Нетрадиционные активные формы проведения уроков способствуют

повышению качества обучения, замена традиционной формы организации

уроков вовлекает учащихся в "предлагаемые обстоятельства”, усиливает

"личную сопричастность” каждого ученика к происходящему на уроке,

создает общий побудительный фон к деятельности, учит школьников

работать с книгой, способствует самореализации, проявлению креативности,

самостоятельности и, таким образом, способствует повышению мотивации

изучения иностранного языка.

Список используемой литературы:

1.

А.С.Комаров «Творческий подход к планированию урока английского

языка».

2.

С.В. Кульжевич, Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок»

3.

Е.С. Полат «Интернет на уроках иностранного языка»

4.

Е.А. Степанова «Игра как средство развития интереса к иностранному

язык

у»



В раздел образования