Автор: Юнель Анна Ильинична
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: БПОУ РК "ЭПТК имени Эльвартынова И.Н."
Населённый пункт: город Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: методический доклад
Тема: Нетрадиционные уроки как одна из форм повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки РК
БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж
им.Эльвартынова И.Н.»
Методический доклад:
«
Нетрадиционные уроки как одна из
форм повышения мотивации учащихся при изучении
иностранного языка»
Выполнила: преподаватель английского языка Юнель А.И.
Элиста, 2023
Нетрадиционные уроки – как одна из форм повышения
мотивации учащихся при изучении иностранного языка
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его
сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому
интеллекту и интеллектуальному потенциалу.
В настоящее время проблема преподавания иностранного языка
особенно актуальна. Опыт преподавателей и исследования педагогов–
новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков
поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию
учения.
Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее
нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них
прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении
демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным
нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением
педагогов под напором обленившихся учащихся, не желающих и не
умеющих серьезно трудиться.
Нетрадиционные формы урока иностранного языка реализуются, как
правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя
функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной,
нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки
целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении
итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий
в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные
формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном
участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным
использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких
уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического
и психологического характера, которые можно суммировать следующим
образом:
- отработка новых методов, приемов, форм и средств обучения по
реализации основного закона педагогики — закона активности обучения;
- привлечение к планированию, проведению и анализу урока самих учащихся
(а иногда - и их родителей);
- отсроченные домашние задания. Дифференциация домашних заданий с
учетом интересов и склонностей учащихся. Помощь учителя, родителей в
выполнении отсроченных домашних заданий в период подготовки урока.
- разделение класса на группы по интересам, как в процессе подготовки, так
и при проведении урока. Распределение ролей в группах, заданий каждому
ученику;
- опора на жизненный опыт учащихся (апперцепция), тесная связь
отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами.
-нестандартная структура урока, могут быть отклонения от временных
рамок традиционного урока, могут отсутствовать традиционные
структурные элементы урока (например, этап объяснения нового
материала учителем.
- в течение всего урока действуют дети, предусматривается минимальное
участие на уроке учителя.
Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм
урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих
целей обучения:
- формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны
изучаемого языка;
- воспитание культуры общения и потребности в практическом
использовании языка в различных сферах деятельности;
- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей,
развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие
и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение
по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран
изучаемого языка.
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные
формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок –
спектакль, урок – праздник, видеоурок, урок – экскурсия, урок – интервью и
другие формы занятий.
Как известно, целью обучения иностранного языка в школе является
формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется
в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности
учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в
ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а
также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что
позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только
поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их
творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками
знаний.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока,
оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое
обращение к подобным формам организации учебного процесса
нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать
традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся
интереса к предмету.
Отмечая достоинство нетрадиционных форм уроков в развитии и
совершенствовании коммуникативной компетенции учащихся Г. В. Рогова
отмечает, что «обучение иностранному языку в большей степени, чем
какому–либо другому предмету, требует индивидуального подхода и
использования нетрадиционных уроков».
Необходимо отметить, что нетрадиционные формы уроков обогащают
учащихся новыми впечатлениями, придают уроку привлекательность,
создавая положительный психологический климат в классе, способствуют
лучшему запоминанию тематического материала, развивают речевую
активность и самостоятельность учащихся, и, что очень важно, позволяют
реализовать воспитательные цели обучения, повышают мотивацию
учащихся к учению, активизируют память и развивают личность ребенка.
Нетрадиционный подход к проведению урока позволяет побудить
учащихся:
1) к активизации умственной деятельности;
2) к самостоятельному творчеству,
3) к проявлению скрытых возможностей каждого учащегося, а это дает
возможность более тесного общения учителя с учеником (воплощается
творчество учащихся и учителя);
4) к проявлению чувства коллективизма, сопереживания за товарища,
ответственности перед всей группой – не подвести, не отстать от
одноклассников, т.е. имеют большой воспитывающий потенциал;
5) к осознанию важности обучения в школе, делает его любознательным и
мотивирует к изучению иностранного языка.
Для успешного проведения нестандартного урока рекомендуется:
1) Начинать работу с большой предварительной подготовки (готовится
оборудование урока, выполняются предварительные задания,
накапливаются нужные учебные материалы);
2) Обязательно нужно включать всех учащихся в подготовку проведения
урока;
3) Учитывать фактический уровень подготовленности конкретного класса
для успешного восприятия учащимися оригинальной формы урока, при этом,
заботясь, чтобы они не потратили время впустую ради простой
занимательности, а приняли эту форму для лучшего усвоения учебного
материала;
4) При анализе проведенного нестандартного урока оценивать не только
степень достижения поставленных целей, но и тот эмоциональный тонус,
который устанавливается на уроке, а также интерес учащихся, их
активность, коллективизм, взаимопомощь и другие благоприятные условия,
положительно влияющие на формирование личности школьника.
Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает
интересные образцы нестандартных форм обучения, которые помогают
педагогам вернуть учащимся утраченный интерес к учебному труду,
побудить школьников к активной и ответственной деятельности в
приобретении знаний и умений.
Нетрадиционные активные формы проведения уроков способствуют
повышению качества обучения, замена традиционной формы организации
уроков вовлекает учащихся в "предлагаемые обстоятельства”, усиливает
"личную сопричастность” каждого ученика к происходящему на уроке,
создает общий побудительный фон к деятельности, учит школьников
работать с книгой, способствует самореализации, проявлению креативности,
самостоятельности и, таким образом, способствует повышению мотивации
изучения иностранного языка.
Список используемой литературы:
1.
А.С.Комаров «Творческий подход к планированию урока английского
языка».
2.
С.В. Кульжевич, Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок»
3.
Е.С. Полат «Интернет на уроках иностранного языка»
4.
Е.А. Степанова «Игра как средство развития интереса к иностранному
язык
у»