Автор: Моисеева Галина Николаевна
Должность: преподаватель спецдисципин
Учебное заведение: Забайкальский учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: статья
Тема: Кейс-технологии
Раздел: среднее профессиональное
1
Галина Николаевна Моисеева,
преподаватель спецдисциплин, первая квалификационная категория
Забайкальский учебный центр профессиональных квалификаций, г.Чита,
Забайкальский край
Кейс- метод как современная технология личностно-ориентированного
обучения
1.
Введение
2.
Личностно-ориентированное обучение с использованием кейсов
3.
Заключение
« Рискните думать самостоятельно.
В ответ вы получите гораздо больше
счастья, мудрости, правды и красоты».
Кристофер Хитченс
Введение
Учение только тогда становится радостным и привлекательным, когда
обучающиеся
сами
учатся:
проектируют,
конструируют,
исследуют,
открывают, т.е. познают мир в полном смысле этого слова. Познание через
напряжение своих сил, умственных, физических, духовных, возможно только в
процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе
современных технологий обучения.
Считаю, что в современной реальности учебные заведения поставлены в
сложные условия. С одной стороны, требования времени и государственная
политика в образовании предполагают широкий выбор программ, форм,
средств и технологий обучения. С другой стороны, высокий теоретический
уровень учебных курсов, и невозможность подчас связать приобретаемые
знания с практической деятельностью, являются теми проблемами, которые
затрудняют совершенствование образовательных систем.
2
В
практике
своей
педагогической
деятельности
столкнулась
с
проблемой
поиска
такой
технологии
обучения,
которая
позволила
бы
подготовить
обучающихся
к
условиям
реальной
жизни,
задействовать
коммуникативные и творческие способности обучающихся, научить их
добывать знания, а именно усваивать и должным образом перерабатывать
информацию.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является
личностно-ориентированное обучение с использованием кейсов. Применение
данной технологии формирует у обучающихся умение слышать, слушать и
понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли в речи, оказывать поддержку друг другу.
Выбор кейс-технологии в практике моей работы был определён по
следующим причинам:
наличие логической структуры;
наличие чёткой последовательности действий и шагов;
повторяемость;
воспроизводимость;
нацеленность
на
получение
конкретного
образовательного
результата.
Однако актуальность технологии определяется еще и тем, что позволяет
сформировать у обучающихся ысокую мотивацию к учебе, развить значимые
личностные качества, а также способствует формированию универсальных
учебных действий.
Личностно-ориентированное обучение с использованием кейсов
По сравнению с широко распространенными методами личностно-
ориентированного обучения метод кейс-технологий не столь известен.
Однако
он
имеет
ряд
преимуществ:
коллективный
характер
познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание
теоретического знания и практических навыков.
Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной
ситуации на основе фактов из реальной жизни. Он предполагает разрешение
участниками
учебных
групп
проблемы,
по
своей
сути,
не
имеющей
однозначного решения.
В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология
ориентирована на научение, а не изучение чего – либо.
Данный метод предполагает созидание, творческий подход и
креативность со стороны обучающихся. Здесь важен не конечный результат, а
сам процесс получения знаний.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть
кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть
результат
активной
самостоятельной
деятельности
обучающихся
по
разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое
3
овладение
знаниями,
навыками,
умениями
и
развитие
мыслительных
способностей.
На начальном этапе использования кейс-технологии составляется
индивидуальный план, каждый обучающийся
или группа обучающихся
получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, которая
представляет
собой
своеобразный
путеводитель
по
курсу
и
содержит
рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для
самопроверки, тесты, творческие и практические задания.
Кейс - это описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по
определенному формату и предназначенное для обучения анализу разных
видов информации.
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких
предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в
виду, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения по сравнению с
малыми, особенно при работе впервые.
Любой кейс дает возможность использовать его на различных этапах
образовательного
процесса:
на
стадии
обучения,
на
стадии
проверки
результатов обучения.
Виды кейсов:
1. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы,
иллюстрации, что делает его более наглядным).
2. Мультимедиа кейс (наиболее популярный в последнее время, но
зависит от технического оснащения класса).
3. Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы).
Его минусом является ограниченная возможность многократного просмотра, а
значит, искажение информации и ошибки.
Типы кейсов:
1. Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и
подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к
тренингу учащихся, закреплению знаний, умений и навыков поведения
(принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально
наглядными и детальными.
2. Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для
получения нового знания о ситуации и поведения в ней.
3. Обучающие кейсы. Отражают ситуации, которые наиболее часты в
жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они
могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному».
Примерная структура кейса:
1. Ситуация – случай, проблема, история из жизни.
2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст
места, особенности действия или участников ситуации.
3. Комментарий ситуации, представленный автором.
4. Вопросы или задания для работы с кейсом.
5. Приложения.
4
Сложной задачей для педагога, требующей эрудиции, педагогического
мастерства
и
времени,
является
разработка
кейса,
т.е.
подбора
соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная
ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми
обучающемуся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной
форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы
беседы
группы
под
руководством
педагога.
Метод
кейсов
включает
одновременно
и
особый
вид
учебного
материала,
и
особые
способы
использования этого материала в учебном процессе.
При создании кейса следует учитывать:
Для кого и с какой целью пишется кейс?
должны научиться дети?
Какие уроки они из этого извлекут?
Классическая форма этапов работы с кейсом:
I этап – знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап – выделение основной проблемы;
III этап – предложение тем для «мозгового штурма»;
IV этап – анализ последствий принятия решения;
V этап – решение кейса
Педагог
в
свою
очередь:
даёт
«ключи»
к
разгадке
в
форме
дополнительных вопросов, сам даёт ответ или ничего не предпринимает, пока
обучающиеся работают над проблемой.
Обучающиеся должны разрешить поставленную проблему и получить
реакцию окружающих на свои действия. При этом они должны понимать, что
возможны различные решения проблемы. Поэтому педагог должен помочь
обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.
Обучающиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений
лежит на них. Роль педагога же состоит в направлении беседы или дискуссии с
помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении
обучающихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех
обучающихся
группы
в
процесс
анализа
кейса.
Заключение
Таким образом, кейс-метод можно представить как сложную систему, в
которую интегрированы другие, более простые методы познания.
При использовании кейс- метода в практической деятельности следует
помнить об основных идеях данного метода:
5
кейс- метод предназначен для получения знаний по дисциплинам,
темам, истина которых неоднозначна;
в процессе сотрудничества педагога и обучающегося, усилия
последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на
его выработку;
результатом такой деятельности является не только получение
знаний, но и формирование навыков учебной работы;
важным достоинством кейс-метода является и формирование
ценностей, жизненных установок обучающихся
Практически любой преподаватель, который захочет внедрить кейс-
метод, сможет это сделать вполне профессионально имея на руках учебные
ситуации. Но, при этом, он должен учитывать особенности учебной группы,
интересы и потребности, уровень компетентности и многие другие факторы,
определяющие возможность внедрения кейс-метода.