Напоминание

Кейс-технологии


Автор: Моисеева Галина Николаевна
Должность: преподаватель спецдисципин
Учебное заведение: Забайкальский учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: статья
Тема: Кейс-технологии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Галина Николаевна Моисеева,

преподаватель спецдисциплин, первая квалификационная категория

Забайкальский учебный центр профессиональных квалификаций, г.Чита,

Забайкальский край

Кейс- метод как современная технология личностно-ориентированного

обучения

1.

Введение

2.

Личностно-ориентированное обучение с использованием кейсов

3.

Заключение

« Рискните думать самостоятельно.

В ответ вы получите гораздо больше

счастья, мудрости, правды и красоты».

Кристофер Хитченс

Введение

Учение только тогда становится радостным и привлекательным, когда

обучающиеся

сами

учатся:

проектируют,

конструируют,

исследуют,

открывают, т.е. познают мир в полном смысле этого слова. Познание через

напряжение своих сил, умственных, физических, духовных, возможно только в

процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе

современных технологий обучения.

Считаю, что в современной реальности учебные заведения поставлены в

сложные условия. С одной стороны, требования времени и государственная

политика в образовании предполагают широкий выбор программ, форм,

средств и технологий обучения. С другой стороны, высокий теоретический

уровень учебных курсов, и невозможность подчас связать приобретаемые

знания с практической деятельностью, являются теми проблемами, которые

затрудняют совершенствование образовательных систем.

2

В

практике

своей

педагогической

деятельности

столкнулась

с

проблемой

поиска

такой

технологии

обучения,

которая

позволила

бы

подготовить

обучающихся

к

условиям

реальной

жизни,

задействовать

коммуникативные и творческие способности обучающихся, научить их

добывать знания, а именно усваивать и должным образом перерабатывать

информацию.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является

личностно-ориентированное обучение с использованием кейсов. Применение

данной технологии формирует у обучающихся умение слышать, слушать и

понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную

деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию,

правильно выражать свои мысли в речи, оказывать поддержку друг другу.

Выбор кейс-технологии в практике моей работы был определён по

следующим причинам:

наличие логической структуры;

наличие чёткой последовательности действий и шагов;

повторяемость;

воспроизводимость;

нацеленность

на

получение

конкретного

образовательного

результата.

Однако актуальность технологии определяется еще и тем, что позволяет

сформировать у обучающихся ысокую мотивацию к учебе, развить значимые

личностные качества, а также способствует формированию универсальных

учебных действий.

Личностно-ориентированное обучение с использованием кейсов

По сравнению с широко распространенными методами личностно-

ориентированного обучения метод кейс-технологий не столь известен.

Однако

он

имеет

ряд

преимуществ:

коллективный

характер

познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание

теоретического знания и практических навыков.

Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной

ситуации на основе фактов из реальной жизни. Он предполагает разрешение

участниками

учебных

групп

проблемы,

по

своей

сути,

не

имеющей

однозначного решения.

В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология

ориентирована на научение, а не изучение чего – либо.

Данный метод предполагает созидание, творческий подход и

креативность со стороны обучающихся. Здесь важен не конечный результат, а

сам процесс получения знаний.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть

кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть

результат

активной

самостоятельной

деятельности

обучающихся

по

разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое

3

овладение

знаниями,

навыками,

умениями

и

развитие

мыслительных

способностей.

На начальном этапе использования кейс-технологии составляется

индивидуальный план, каждый обучающийся

или группа обучающихся

получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, которая

представляет

собой

своеобразный

путеводитель

по

курсу

и

содержит

рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для

самопроверки, тесты, творческие и практические задания.

Кейс - это описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по

определенному формату и предназначенное для обучения анализу разных

видов информации.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких

предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в

виду, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения по сравнению с

малыми, особенно при работе впервые.

Любой кейс дает возможность использовать его на различных этапах

образовательного

процесса:

на

стадии

обучения,

на

стадии

проверки

результатов обучения.

Виды кейсов:

1. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы,

иллюстрации, что делает его более наглядным).

2. Мультимедиа кейс (наиболее популярный в последнее время, но

зависит от технического оснащения класса).

3. Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы).

Его минусом является ограниченная возможность многократного просмотра, а

значит, искажение информации и ошибки.

Типы кейсов:

1. Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и

подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к

тренингу учащихся, закреплению знаний, умений и навыков поведения

(принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально

наглядными и детальными.

2. Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для

получения нового знания о ситуации и поведения в ней.

3. Обучающие кейсы. Отражают ситуации, которые наиболее часты в

жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они

могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному».

Примерная структура кейса:

1. Ситуация – случай, проблема, история из жизни.

2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст

места, особенности действия или участников ситуации.

3. Комментарий ситуации, представленный автором.

4. Вопросы или задания для работы с кейсом.

5. Приложения.

4

Сложной задачей для педагога, требующей эрудиции, педагогического

мастерства

и

времени,

является

разработка

кейса,

т.е.

подбора

соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная

ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми

обучающемуся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной

форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы

беседы

группы

под

руководством

педагога.

Метод

кейсов

включает

одновременно

и

особый

вид

учебного

материала,

и

особые

способы

использования этого материала в учебном процессе.

При создании кейса следует учитывать:

Для кого и с какой целью пишется кейс?

должны научиться дети?

Какие уроки они из этого извлекут?

Классическая форма этапов работы с кейсом:

I этап – знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап – выделение основной проблемы;

III этап – предложение тем для «мозгового штурма»;

IV этап – анализ последствий принятия решения;

V этап – решение кейса

Педагог

в

свою

очередь:

даёт

«ключи»

к

разгадке

в

форме

дополнительных вопросов, сам даёт ответ или ничего не предпринимает, пока

обучающиеся работают над проблемой.

Обучающиеся должны разрешить поставленную проблему и получить

реакцию окружающих на свои действия. При этом они должны понимать, что

возможны различные решения проблемы. Поэтому педагог должен помочь

обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

Обучающиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений

лежит на них. Роль педагога же состоит в направлении беседы или дискуссии с

помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении

обучающихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех

обучающихся

группы

в

процесс

анализа

кейса.

Заключение

Таким образом, кейс-метод можно представить как сложную систему, в

которую интегрированы другие, более простые методы познания.

При использовании кейс- метода в практической деятельности следует

помнить об основных идеях данного метода:

5

кейс- метод предназначен для получения знаний по дисциплинам,

темам, истина которых неоднозначна;

в процессе сотрудничества педагога и обучающегося, усилия

последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на

его выработку;

результатом такой деятельности является не только получение

знаний, но и формирование навыков учебной работы;

важным достоинством кейс-метода является и формирование

ценностей, жизненных установок обучающихся

Практически любой преподаватель, который захочет внедрить кейс-

метод, сможет это сделать вполне профессионально имея на руках учебные

ситуации. Но, при этом, он должен учитывать особенности учебной группы,

интересы и потребности, уровень компетентности и многие другие факторы,

определяющие возможность внедрения кейс-метода.



В раздел образования