Автор: Самусенко Игорь Михайлович
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: Научная статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Раздел: среднее профессиональное
Самусенко Игорь Михайлович
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ СПО ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Армавирский медицинский колледж»
В системе современного российского профессионального образования
происходят
масштабные
изменения,
детерминированные
потребностью
создания
новых
образовательных
парадигм,
отвечающих
актуальным
тенденциям развития общества. Укрепление основ демократии, развитие
гражданского общества и создание правового государства невозможны без
развития правосознания и формирования правовой культуры современной
российской молодежи. Учреждения профессионального образования, в том
числе, техникумы и колледжи, должны в связи с этим обеспечить подготовку не
только профессионалов, но и активных граждан, имеющих представления о
своих правах и обязанностях, умеющих их отстаивать и реализовывать. Только
правовая личность способна использовать право, формальную правовую
свободу, реализует свою активность, права контроля и самозащиты от
правового и политического неравенства, нарушения прав и свобод человека. [7,
с. 13-16] Этим объясняется необходимость изучения блока правовых знаний в
рамках учебной дисциплины «Обществознание».
При оценке места и роли правового образования и воспитания на
современном
этапе
общественного
развития
предлагается
исходить
из
потребностей личности в получении знаний в области права, из интересов
государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан, из
необходимости обобщить и систематизировать педагогический и методический
опыт, накопленный в области правового образования. [3, с. 21-41]
Сегодня профессиональное образование активно осуществляет переход к
компетентностной модели образования. При формировании правовых знаний
необходимость применения компетентностного подхода ощущается наиболее
остро, так как право представляет собой один из самых динамичных
регуляторов общественных отношений. В связи с изменением тех или иных
нормативных
правовых
актов
ранее
освоенная
информация
не
только
утрачивает актуальность, но может стать принципиально неверной. Один из
основоположников
гуманистической
педагогики
Мишель
Монтень
ещё
в XVI веке
писал:
«Ничто
в
нашей
жизни
не
подвергнуто
столь
многочисленным изменениям, как законы и право, а потому обучение кого-
нибудь их премудростям может превратиться в сложную и невыполнимую
задачу». [5, с. 25].
Важно иметь в виду, что формирование правовой культуры не ставит
целью
простое
усвоение
определенного
объема
знаний.
Современные
исследователи
выделяют
несколько
ключевых
компонентов
правовой
компетентности. На пример, С. Г. Иванова выделяет 3 таких компонента:
когнитивный, оценочный и волевой. [2, с. 58-59]О. А. Лукаш называет 4
компонента
правовой
компетентности:
когнитивный,
мотивационный,
деятельностный, личностный. [4, с. 50] Сущность этих компонентов, в
конечном счете, сводится к формированию правовых знаний, адекватного
отношения к деятельности, нравственным ориентирам и качествам личности.
Обращает на себя внимание тот факт, что формирование этих компонентов
должно носить системный характер.
Основная
задача
изучения
правовых
знаний
в
рамках
учебной
дисциплины
«Обществознание»
-
сформировать
у
студентов
базовые
представления
о
праве,
развитие
умения
пользоваться
юридической
терминологией,
работать с нормативно-правовыми актами, которые в
дальнейшем будут иметь отношение к их профессиональной деятельности.
Изучение таких тем, как: источники права, основные отрасли права, права
человека, позволяет сформировать у студентов представления об основных
единицах российского законодательства и их структуре.
К моменту изучения раздела правовых знаний студенты уже успевают
познакомится с общим понятием о праве и различными видами социальных
норм.
Важно подвести студентов к мысли о том, что такому сложному
явлению как право сложно дать исчерпывающее определение. Один из ведущих
современных российских правоведов В. С. Нерсесянц при анализе различных
подходов к анализу права применил следующую формулировку: «многообразие
определений и единство понятия». [6, с. 38] Тот факт, что учебная дисциплина
«Обществознание» носит интегративный характер, позволяет рассматривать ее
междисциплинарность как еще одну уникальную возможность в развитии
нравственно-правовой культуры.
Работа в рамках реализации учебной дисциплины с основным законом
государства – Конституцией РФ и ее положениями способствует приобретению
представлений о ключевых социально-политических аспектах современного
государства.
Особое
внимание
здесь
уделяется
вопросу
федеративного
устройства государства, который относится к области государственного и
административного права.
Ознакомление студентов с положениями гражданского права позволит им
ориентироваться в проблемных ситуациях, в которых они гипотетически могут
оказаться в своей жизни.
В процессе изучения материала, относящегося к отрасли трудового права
важно осветить целый ряд вопросов: в какую службу необходимо обратиться
для трудоустройства, порядок устройства на работу, продолжительность
рабочего времени и отпуска, правильное заключение трудового договора и
другие вопросы.
Особое место в преподавании учебной дисциплины занимает изучение
уголовного права.
Студенты техникумов и колледжей – это старшие подростки, юноши и
девушки, уже имеющие определённый жизненный опыт, в том числе опыт
правовых отношений. Причем, опыт как положительный, так и отрицательный.
Социологические исследования показывают, что рубежным с точки зрения
криминогенного влияния на молодежь является 15-16-летний возраст. [1, с. 505-
506] Этот период жизненного пути личности связан с выбором дальнейших
путей развития, вхождения в зрелую жизнь. Осмысление опыта на этом этапе
имеет глубокий личностный смысл. Правовое образование делает акцент на
права человека, подразумевает воспитание чувства собственного достоинства,
осознания своих прав, умения их реализовать и защищать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. Социология молодежи. –
Ростов н/Д, 2001.
2. Иванова С. Г. Применение активных методов обучения при формировании
правовой компетентности студентов//Ученые записки университета им. П. С.
Лесгафта – 2007 - №12.
3. Киба О. В. Преподавание курса «обществознание» в гимназических классах:
компетентностный
подход//Вестник
Новосибирского
государственного
педагогического университета – 2011 - № 3.
4. Лукаш О. А. Модель формирования правовой компетентности студентов
колледжа культуры// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар.
науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II.
— Челябинск: Два
комсомольца, 2011.
5. Монтень М. Опыты. – М.: Наука, 1980.
6. Нерсесянц В. С. Философия права. – М., 2003.
7. Черненко А. К. Право как фактор формирования гражданственности.
Просвещение
и
гражданское
образование:
структура
и
содержание//
Формирование правовой системы России. Проблемы и перспективы. –
Новосибирск: Наука, 1997.