Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


Автор: Самусенко Игорь Михайлович
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: Научная статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Самусенко Игорь Михайлович

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

УЧРЕЖДЕНИЙ СПО ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Армавирский медицинский колледж»

В системе современного российского профессионального образования

происходят

масштабные

изменения,

детерминированные

потребностью

создания

новых

образовательных

парадигм,

отвечающих

актуальным

тенденциям развития общества. Укрепление основ демократии, развитие

гражданского общества и создание правового государства невозможны без

развития правосознания и формирования правовой культуры современной

российской молодежи. Учреждения профессионального образования, в том

числе, техникумы и колледжи, должны в связи с этим обеспечить подготовку не

только профессионалов, но и активных граждан, имеющих представления о

своих правах и обязанностях, умеющих их отстаивать и реализовывать. Только

правовая личность способна использовать право, формальную правовую

свободу, реализует свою активность, права контроля и самозащиты от

правового и политического неравенства, нарушения прав и свобод человека. [7,

с. 13-16] Этим объясняется необходимость изучения блока правовых знаний в

рамках учебной дисциплины «Обществознание».

При оценке места и роли правового образования и воспитания на

современном

этапе

общественного

развития

предлагается

исходить

из

потребностей личности в получении знаний в области права, из интересов

государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан, из

необходимости обобщить и систематизировать педагогический и методический

опыт, накопленный в области правового образования. [3, с. 21-41]

Сегодня профессиональное образование активно осуществляет переход к

компетентностной модели образования. При формировании правовых знаний

необходимость применения компетентностного подхода ощущается наиболее

остро, так как право представляет собой один из самых динамичных

регуляторов общественных отношений. В связи с изменением тех или иных

нормативных

правовых

актов

ранее

освоенная

информация

не

только

утрачивает актуальность, но может стать принципиально неверной. Один из

основоположников

гуманистической

педагогики

Мишель

Монтень

ещё

в XVI веке

писал:

«Ничто

в

нашей

жизни

не

подвергнуто

столь

многочисленным изменениям, как законы и право, а потому обучение кого-

нибудь их премудростям может превратиться в сложную и невыполнимую

задачу». [5, с. 25].

Важно иметь в виду, что формирование правовой культуры не ставит

целью

простое

усвоение

определенного

объема

знаний.

Современные

исследователи

выделяют

несколько

ключевых

компонентов

правовой

компетентности. На пример, С. Г. Иванова выделяет 3 таких компонента:

когнитивный, оценочный и волевой. [2, с. 58-59]О. А. Лукаш называет 4

компонента

правовой

компетентности:

когнитивный,

мотивационный,

деятельностный, личностный. [4, с. 50] Сущность этих компонентов, в

конечном счете, сводится к формированию правовых знаний, адекватного

отношения к деятельности, нравственным ориентирам и качествам личности.

Обращает на себя внимание тот факт, что формирование этих компонентов

должно носить системный характер.

Основная

задача

изучения

правовых

знаний

в

рамках

учебной

дисциплины

«Обществознание»

-

сформировать

у

студентов

базовые

представления

о

праве,

развитие

умения

пользоваться

юридической

терминологией,

работать с нормативно-правовыми актами, которые в

дальнейшем будут иметь отношение к их профессиональной деятельности.

Изучение таких тем, как: источники права, основные отрасли права, права

человека, позволяет сформировать у студентов представления об основных

единицах российского законодательства и их структуре.

К моменту изучения раздела правовых знаний студенты уже успевают

познакомится с общим понятием о праве и различными видами социальных

норм.

Важно подвести студентов к мысли о том, что такому сложному

явлению как право сложно дать исчерпывающее определение. Один из ведущих

современных российских правоведов В. С. Нерсесянц при анализе различных

подходов к анализу права применил следующую формулировку: «многообразие

определений и единство понятия». [6, с. 38] Тот факт, что учебная дисциплина

«Обществознание» носит интегративный характер, позволяет рассматривать ее

междисциплинарность как еще одну уникальную возможность в развитии

нравственно-правовой культуры.

Работа в рамках реализации учебной дисциплины с основным законом

государства – Конституцией РФ и ее положениями способствует приобретению

представлений о ключевых социально-политических аспектах современного

государства.

Особое

внимание

здесь

уделяется

вопросу

федеративного

устройства государства, который относится к области государственного и

административного права.

Ознакомление студентов с положениями гражданского права позволит им

ориентироваться в проблемных ситуациях, в которых они гипотетически могут

оказаться в своей жизни.

В процессе изучения материала, относящегося к отрасли трудового права

важно осветить целый ряд вопросов: в какую службу необходимо обратиться

для трудоустройства, порядок устройства на работу, продолжительность

рабочего времени и отпуска, правильное заключение трудового договора и

другие вопросы.

Особое место в преподавании учебной дисциплины занимает изучение

уголовного права.

Студенты техникумов и колледжей – это старшие подростки, юноши и

девушки, уже имеющие определённый жизненный опыт, в том числе опыт

правовых отношений. Причем, опыт как положительный, так и отрицательный.

Социологические исследования показывают, что рубежным с точки зрения

криминогенного влияния на молодежь является 15-16-летний возраст. [1, с. 505-

506] Этот период жизненного пути личности связан с выбором дальнейших

путей развития, вхождения в зрелую жизнь. Осмысление опыта на этом этапе

имеет глубокий личностный смысл. Правовое образование делает акцент на

права человека, подразумевает воспитание чувства собственного достоинства,

осознания своих прав, умения их реализовать и защищать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. Социология молодежи. –

Ростов н/Д, 2001.

2. Иванова С. Г. Применение активных методов обучения при формировании

правовой компетентности студентов//Ученые записки университета им. П. С.

Лесгафта – 2007 - №12.

3. Киба О. В. Преподавание курса «обществознание» в гимназических классах:

компетентностный

подход//Вестник

Новосибирского

государственного

педагогического университета – 2011 - № 3.

4. Лукаш О. А. Модель формирования правовой компетентности студентов

колледжа культуры// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар.

науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II.

— Челябинск: Два

комсомольца, 2011.

5. Монтень М. Опыты. – М.: Наука, 1980.

6. Нерсесянц В. С. Философия права. – М., 2003.

7. Черненко А. К. Право как фактор формирования гражданственности.

Просвещение

и

гражданское

образование:

структура

и

содержание//

Формирование правовой системы России. Проблемы и перспективы. –

Новосибирск: Наука, 1997.



В раздел образования