Автор: Бакашева Светлана Александровна
Должность: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ "Елабужский колледж культуры и искусств"
Населённый пункт: г.Елабуга, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие навыков анализа музыкальных произведений на уроке "Основы музыкальных знаний"
Раздел: среднее профессиональное
Бакашева С.А.
г. Елабуга, ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ»
В музыкальной педагогике развитию навыков анализа музыкальных
произведений
уделяется
большое
значение.
Анализ
музыкальных
произведений изучает художественно-выразительные и конструктивные
компоненты как отдельных элементов формы, так и целого произведения.
Проблемы
формообразования
рассматривались
многими
авторами.
Наиболее интересным является учебное пособие «Формы музыкальных
произведений»[5],
написанное известным музыкальным ученым
и
педагогом,доктором искусствоведения профессором В.Н.Холоповой. Книга
Е. А. Ручьевской «Классическая музыкальная форма»[3] на примере одного
исторического
стиля
–
классического
–
раскрывает
суть
единства
музыкального сочинения, его процессуальной стороны и структуры.За
последние годы опубликовано много учебников по музыкальной форме,
среди
них,
следует
выделить,
учебники
В.В.
Задерацкого[1],
И.В.
Способина[4] и учебник для музыкальных училищ под редакцией Ю.Н.
Тюлина» [2].
Одной из основных задач дисциплины «Основы музыкальных знаний» в
колледже культуры и искусств г. Елабуги по специальности 51.02.01
«Народное
художественное
творчество»
по
виду
«Хореографическое
творчество»
является
развитие
навыков
анализа
музыкальных
произведений.Применение
в
учебном
процессе
колледжа
технологии
аналитического
мышления
способствует
формированию
и
развитию
способностей
студентов,
активизации
их
самостоятельной
творческой
деятельности. Двумя основными методическими задачами курса являются:
достижение соответствия композиции с художественным содержанием
произведения
и
воспитание
у
студентов
умения
раскрыть
замысел
композитора, правильно оценивать музыкальные стили.
Основная цель
программы «Основы музыкальных знаний» - дать понятия учащимся о
художественно-выразительном
значении
музыкального
искусства,
познакомить с различными формами и жанрами инструментальной и
вокальной
музыки,
научить
определять
характерные
особенности
музыкального произведения, его структуру и стилистику. Данный курс
разделен на два раздела музыкально-теоретического цикла: «Музыкальная
грамота»
и
«Анализ
музыкальных
произведений».
Такая
тематика
способствует
последовательному
усвоению
обучающимися
учебного
материала:
от
изучения
музыкальной
грамоты,
нотного
письма
к
приобретению навыков анализа музыкальных произведений. Весь курс
рассчитан на 42 часа и изучается в IVсеместре.
«Музыкальная форма – не способ передачи
замысла, а способ его
существования» [1, с. 3].
Программой
по
дисциплине
«Основы
музыкальных
знаний»
предусмотрено в четвертом семестре изучение следующих тем:
1. Период.
2. Простая двухчастная форма.
3. Простая трехчастная форма.
4. Сложная трехчастная форма.
5. Вариации.
6. Рондо.
7. Сонатная форма.
8. Циклические формы. Сюита.
9. Сонатно-симфонический цикл.
10 Вокально-симфонические циклы.
11. Опера.
12. Балет.
По мнению автора настоящей статьи, ознакомительный характер с
различными формами (от простых к сложным) предполагает технический
анализ формы. Данная форма работы уместна на изучении простых форм,
так
как
развивает
навык
быстрого
определения
разделов
формы,
соотношения предложений, местоположения каденций. Краткие письменные
тренировочные анализы составляют значительную часть самостоятельной
работы студентов. Целостный анализ произведений проводится в классе
эпизодически
с
комментариями
преподавателя
(время
создания
произведения, жанр, круг образов, анализ тем, особенностей их строения и
развития). Изучение строения музыкальных произведений направлено на то,
чтобы привить студентам навыки в определении тематизма и средств его
развития, показать выразительные возможности формы.
Систематическая
работа
студентов,
проработка
тем,
регулярное
выполнение заданий является важным условием для изучения и усвоения
данного предмета. Преподаватель должен органично сочетать изложение
теоретических положений с их закреплением, иллюстрацией и разбором
музыкальных примеров. Музыкальный материал и примеры для занятий
необходимо привлекать из музыкальной литературы, входящий в учебный
репертуар учащихся с учетом особенностей специализации.
Исходя из опыта работы со студентами, для развития навыков анализа
музыкальных произведений нами предлагаются следующие задания:
- анализ нотного текста: определение жанра произведения;
- слуховой анализ формы произведения с последующим анализом
нотного текста;
- сочинение мелодий в масштабно-синтаксических структурах;
- анализ нотного текста и слуховой анализ периодов различных видов;
- проверка усвоения теоретического материала.
Итак, специфика анализа музыкальных произведений заключается в том,
что данный курс, основываясь на конкретных произведениях, учит выделять
присущее
их
множеству
общее¸
исходя
из
частного,
обнаруживает
закономерность и тем самым активно движет мышление учащихся от
явления к понятию.
«Всякая музыкальная мысль, всякое смысловое значение в музыке
всегда оформлены. По существу, музыка располагает некоей звуковой
материей, которая, как всякая материя, облечена в определенную форму.
Сложность ее постижения – во временном характере существования, отчего
моментальный охват формы сознанием становится чистой условностью,
результатом
искусственного
интеллектуального
действия.
Этот
моментальный охват суть извлечение логики, лежащий в основе процесса,
который и есть подлинная форма» [1, с. 3].
Список использованных источников:
1. Задерацкий В. В. Музыкальная форма. В 2-х вып. Вып.1: Учебник для
специализированных факультетов высших музыкальных учебных заведений.
– М.: Музыка, 1995. - 544 с., нот.
2. Музыкальная форма. Общая редакция проф. Ю. Н. Тюлина. –
Издательство «Музыка», Москва 1974. –359 с.
3. Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма. Учебник по
анализу – СПб.: Композитор, 1998. – 268 с.
4. Способин И.В. Музыкальная форма. – М., Музыка, 2012. – 400 с., нот.
5. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие.
– 4-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА
МУЗЫКИ»,2013. – 496 с. – (Учебники для вузов.Специальная литература).