Автор: Длявер Айдерович Исмаилов
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ ПО "СевМК имени А.В.Геловани"
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование метапредметных результатов на уроке
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ МАРШАЛА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК А.В.ГЕЛОВАНИ»
«Формирование метапредметных
результатов на уроках»
Подготовил
преподаватель физической культуры
Исмаилов Длявер Айдерович
Севастополь, 2023
1
Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову обучающегося, имело
смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое
знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему
ценностных ориентаций его отношение к различным сторонам окружающего
мира.
К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к
познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их
преодолению,
осваивать
новые
виды
деятельности,
участвовать
в
творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности
и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых
морально-этических норм, способность к самооценке своих действий,
поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого
народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей
среды и своего здоровья.
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
обеспечивают
способность
учащегося
организовывать
свою
учебно-познавательную
деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование
действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке
достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
К регулятивным УУД относятся: принимать и сохранять учебную
задачу; планировать (в сотрудничестве или самостоятельно) необходимые
действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и
результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно
оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их
причины и пути преодоления.
Познавательные
универсальные
учебные
действия
обеспечивают
способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять
направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно
находить её в материалах учебников, дополнительной литературы; понимать
информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной
форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных
учебных
задач;
выполнять
учебно-познавательные
действия
в
материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных
задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают
способность
осуществлять
продуктивное
общение
в
совместной
2
деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила
вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог,
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать
вопросы,
слушать
и
отвечать
на
вопросы
других,
формулировать
собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить
небольшие
монологические
высказывания,
осуществлять
совместную
деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-
познавательных задач.
Учебный
предмет
«Физическая
культура»
имеет
большие
потенциальные
возможности
для
формирования
всех
видов
УУД:
личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных
В качестве метапредметного результата обучения обозначен уровень
развития базовых способностей обучающихся: мышления, понимания,
коммуникации, рефлексии, действия.
Этот образовательный результат
является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в
любых образовательных системах.
Требования к метапредметным результатам общего образования
предусматривают:
- овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и
задачи,
самостоятельно
преобразовывать
практическую
задачу
в
познавательную;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
умение
осуществлять
информационную,
познавательную
и
практическую
деятельность
с
использованием
различных
средств
информации и коммуникации;
- умение использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
-
умение
провести
сравнение,
анализ,
обобщение,
простейшую
классификацию
по
родовидовым
признакам,
установление
аналогий,
отнесение к известным понятиям;
- освоение межпредметных понятий.
Метапредметные технологии:
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных
умений и навыков. В процессе проектной деятельности формируется
человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно
получающий необходимую информацию из максимально большего числа
источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить
модели, экспериментировать и
3
делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит
развитие личности, подготовка к свободной и комфортной жизни в условиях
информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет
создания адекватной информационной среды, в которой студенты учатся
ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот
метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной
литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это
приводит к формированию личности, обладающей информационной
культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно
познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют
организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к
обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности
обучающихся.
В-третьих, студенты осваивают технологию проведения исследования,
которая включает в себя следующие этапы:
1. выявление проблемы исследования;
2. постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
3. формулировка гипотез исследования;
4. определение методов сбора и обработки данных в подтверждение
выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
5. сбор информации;
6. аналитическая работа;
7. корректировка поставленных задач и хода исследования;
8. дальнейший поиск информации;
9. анализ новых фактов;
10. обобщение — рассуждение — получение новых данных;
11. оформление результатов исследования;
12. обсуждение и транслирование полученных результатов.
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу
внутри группы, обучающиеся исходят из своих интересов и степени
подготовленности. Это создает возможность построения открытой
системы образования, обеспечивающей каждому собственную траекторию
обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию
образовательного процесса.
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует
личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и
планирование, распределять задачи и роли между участниками группы,
действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с
действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение
итогов, разделяя ответственность с членами команды. Таким образом,
4
применение проектной деятельности в учебном процессе формирует
метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать
постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать
предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному
взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Интерактивная методика.
Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?
1) Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение,
изучение определенной ситуации).
2) Осмысление полученного опыта.
3) Обобщение (рефлексия).
4) Применение на практике.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий
позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения
материала и развить навыки взаимодействия с другими людьми.
Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего потому, что
оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с
эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В
связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей.
Они являются средством самопознания и познания других людей,
формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и
пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает
коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном
обществе.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать
обучающегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом
обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке
создается «поле общения» для студентов, в результате чего они учатся
самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью,
открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны
своего характера.
Психологи выделяют и существенные недостатки:
1) высокая степень утомляемости;
2) необходимость большого количества учебного времени на единицу
учебной информации;
3) не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в
урок.
Личностно–ориентированные технологии обучения.
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором
обучающиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно
ориентировано на приобретение того опыта, который ими осознается как
необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и
т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.
5
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его
больше, нежели те, которые пришли в голову другим»
(Б.Паскаль).
Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно
ориентированной технологии на первый план, потому что невозможно
представить подлинную творческую инициативу, самостоятельность,
личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее заданному
алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности.
Личностно ориентированный урок – это не просто создание преподавателем
благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной
активности студентов, а постоянное обращение к опыту их собственной
жизнедеятельности.
Задачи преподавателя при проведении личностно ориентированного урока:
1) стимулировать студентов к высказываниям, использованию различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить
неправильный ответ;
2) оценивать деятельность не только по конечному результату, но и по
процессу его достижения (форма обсуждения версий по изучаемому
материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно
– неправильно»);
3) выявлять и обобщать все версии студентов, а затем выделить и поддержать
те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам,
научному содержанию того или иного предмета;
4) способствовать эффективному накоплению каждым своего личностного
опыта;
5) предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять к
самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
6) использовать разнообразные формы и методы организации учебной
деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;
7) создавать атмосферу заинтересованности каждого в работе группы;
8) стремиться выявлять реальные интересы обучающихся и согласовывать с
ними подбор и организацию учебного материала;
9) вести индивидуальную работу с каждым студентом;
10) помогать самостоятельно планировать свою деятельность;
11) поощрять самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять
допущенные ошибки, анализировать способы работы других, выбирать и
осваивать наиболее рациональные;
12) учить самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать
их соблюдение;
13) побуждать обучающихся обсуждать возникающие между ними
конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения;
14) создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие
каждому проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в
6
способах работы; предоставлять возможности для естественного
самовыражения.
Находясь под впечатлением от бесед с коллегами, я стал задавать себе
вопросы:
- Как я должен работать, чтобы добиться результатов?
- Должен ли я работать совершенно иначе, отбросив свой опыт?
- Что главное в моей работе?..
Подумав, я пришел к выводу, что новый стандарт, обозначив требования к
образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых
творческих находок. Но если преподаватель знает, что прежние методы
работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит
отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми
педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Так я и стараюсь работать: использовать все свои умения, находки,
приемы и, конечно же, стараюсь применять элементы новых технологий.
Главная цель для меня: научить студентов думать, размышлять, спорить,
подвергать сомнению, делать выводы – одним словом, я хочу научить их
МЫСЛИТЬ, а не поглощать готовые знания.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная
мудрость. А еще лучше сделать самому. Общеизвестно, что большую часть
информации мы получаем визуально. Реализовать на уроке один из
важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит
обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.
Исследовательский метод обучения – это организация поисковой
познавательной деятельности студентов путем постановки преподавателем
познавательных и практических задач, требующих самостоятельного
творческого решения.
Проблемное обучение, и как метод, и как технология, направлено на развитие
творческой, самостоятельной учебной деятельности при введении и
воспроизведении знаний.
7