Автор: Зобанова Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБПОУ "КЭМТ"
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: АРХИТЕКТОР НОВОЙ ПОЭЗИИ – АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Раздел: среднее профессиональное
Областное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«
»
Курский электромеханический техникум
(
«
»)
ОБПОУ КЭМТ
–
АРХИТЕКТОР НОВОЙ ПОЭЗИИ АНДРЕЙ
ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Методическая разработка открытого урока
.02
по учебному предмету ООПб
Литература
/
специальность
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
/
«
»
в рамках реализуемого в ОБПОУ КЭМТ долгосрочного проекта
«
.
(
Россия Третье тысячелетие тематические учебные занятия и
,
внеаудиторные мероприятия приуроченные к государственным и
,
национальным праздникам Российской Федерации памятным
,
датам и событиям российской истории и культуры местным и
)»
региональным памятным датам и событиям
:
Разработчик
,
ЗОБАНОВА Татьяна Владимировна
преподаватель русского языка и литературы
«
»
высшей квалификационной категории ОБПОУ КЭМТ
2023
.
г
0
Областное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«
»
Курский электромеханический техникум
(
«
»)
ОБПОУ КЭМТ
–
АРХИТЕКТОР НОВОЙ ПОЭЗИИ АНДРЕЙ
ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Методическая разработка открытого урока
.02
по учебному предмету ООПб
Литература
/
09.02.01
/
специальность
Компьютерные системы и комплексы
«
»
в рамках реализуемого в ОБПОУ КЭМТ долгосрочного проекта
«
.
(
Россия Третье тысячелетие тематические учебные занятия и
,
внеаудиторные мероприятия приуроченные к государственным и
,
национальным праздникам Российской Федерации памятным датам и
,
событиям российской истории и культуры местным и
)»
региональным памятным датам и событиям
:
Разработчик
,
ЗОБАНОВА Татьяна Владимировна
преподаватель русского языка и литературы
«
»
высшей квалификационной категории ОБПОУ
КЭМТ
2023
.
г
1
-
Организация разработчик
областное бюджетное профессиональное
«
образовательное учреждение Курский
»
электромеханический техникум
(
ОБПОУ
«
»)
КЭМТ
Методическая разработка
для преподавателей русского языка и
литературы
открытого урока
: ______________
.
.
,
Разработчик
Т В Зобанова преподаватель
Рассмотрена и одобрена на заседании
(
)
П Ц К
преподавателей русского языка и
литературы
«___» __________ 20____
. №___
Протокол
от
г
(
)
__________
.
.
Председатель П Ц К
И В Савчук
________________
.
.
Заведующий отделением
А В Чаплыгина
________________
.
.
Методист
Ю Ю Киреева
:
Согласовано
________________
.
.
Заместитель директора
А В Ляхов
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Методическая разработка
(
)
открытого учебного занятия
урока
.02
по общеобразовательному учебному предмету ООПб
Литература
(
–
)
«
далее
методическая разработка на тему
Архитектор новой поэзии
–
Андрей Вознесенский
»
предназначена для проведения указанного
,
90-
.
учебного занятия
приуроченного к
летию со дня рождения А
Вознесенского
в
соответствии
с
Календарем
образовательных
2022/23
событий на
учебный год в рамках реализуемого в ОБПОУ
«
»
«
.
КЭМТ
долгосрочного
проекта
Россия
Третье
тысячелетие
(
,
тематические
учебные
занятия
и
внеаудиторные
мероприятия
приуроченные
к
государственным и
национальным праздникам
,
Российской Федерации
памятным датам и событиям российской
,
истории и культуры местным и региональным памятным датам и
)».
событиям
.
–
Предлагаемый урок посвящен творчеству А Вознесенского
,
,
яркого
самобытного
русского
поэта
его
мировосприятию
и
.
—
мироощущению
Андрей
Вознесенский
поэт
одаренный
и
.
,
своеобразный
Ему
присуще
чувство
современности
тяга
к
,
.
многозначности образов напряженный лиризм Он прославился как
.
строитель новой поэзии по форме и по содержанию Его поэзия
,
.
неповторима и уникальна творческие методы необычны
.
Основное внимание на уроке уделено анализу стихотворений А
.
Вознесенского
Поэтические
тексты
мастера
слова
позволяют
приоткрыть дверь в его творческую мастерскую и приблизиться к
,
авторскому мировоззрению познакомиться с таким видом визуальной
.
поэзии как видеомы
В
процессе
проведения
урока
предлагается
использование
различных
методов
активизации
познавательной
и
творческой
,
деятельности обучающихся а также различные формы организации
.
их самостоятельной работы
Использование презентации на уроке делает процесс обучения
,
,
.
более ярким наглядным динамичным Повышается интерес к
.
литературе в целом Обучающиеся сами активно включаются в
,
подготовку презентаций что в свою очередь развивает у них навыки
3
-
учебно исследовательской деятельности и позволяет добиться
.
лучших результатов
Методическая
разработка
содержит
деятельностную карту
,
,
учебного
занятия
с
детализированным описанием целей
задач
,
,
образовательных
технологий
методов
обучения
планируемых
.
результатов
В
методической
разработке
прописаны
средства
.
обучения и образовательные ресурсы
Урок логически структурирован в соответствии с его целями и
;
,
задачами
в
разработке
определен регламент
учебного занятия
.
подробно описан каждый этап урока
(
)
Методическая разработка учебного занятия урока выполнена в
-
соответствии со следующими локальными нормативно правовыми и
:
методическими документами
– «
(
)
Положением об открытом учебном занятии уроке
в ОБПОУ
«
»;
КЭМТ
– «
Требованиями к современному уроку в контексте реализации
,
-
ФГОС
СПО
компетентностного
и
системно деятельностного
«
»;
подходов к образовательной деятельности в ОБПОУ КЭМТ
–
«
Методическими
рекомендациями
по
составлению
методических
разработок
педагогическими
работниками
ОБПОУ
«
».
КЭМТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
:
Специальность
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
:
Учебная группа
-11
КСК
:
Учебный предмет
.02
ООПб
Литература
:
Тема учебного занятия
«
–
Архитектор новой поэзии
Андрей
Вознесенский
»
:
Тип урока
«
»
урок открытия
нового знания
:
Вид урока
-
урок практикум
Место
проведения
учебный
кабинет
русского
языка
и
литературы
:
Средства обучения
:
технические
,
мультимедийный
проектор
персональный
;
компьютер
4
-
:
информационно коммуникационные
компьютерная
;
«
-
мультимедийная презентация к уроку
видеофрагмент
рок опера
«
»
«
»» [
]
Юнона и Авось
Электронный ресурс
URL: http: www/youtube. com;
:
дидактический
материал
.
тексты
стихотворений
А
,
.
Вознесенского рабочие листы для построения синквейна
:
Цели урока
:
методическая
применение элементов технологии проблемного
,
обучения
создание
условий
для
проявления
познавательной
;
активности обучающихся при анализе текстов
:
образовательная
развитие представления обучающихся о роли
гениального поэта А. А. Вознесенского в русской литературе, ознакомление с
основными этапами жизненного пути поэта,
углубление
представлений
;
обучающихся об анализе художественного текста
:
содержательная
развитие у обучающихся умения осуществлять
анализ
текста
,
,
развитие умений выделять
главные
существенные
,
моменты
определять
их
роль
для
раскрытия
темы
и
идеи
,
;
произведения
делать
самостоятельные
выводы
обогащение
;
словарного запаса обучающихся
:
воспитательная
,
воспитание
нравственности
эстетического
,
вкуса художественного восприятия поэтического слова и постижения
;
.
прекрасного развитие культуры речи обучающихся
:
Задачи урока
-
:
учебно практические
познакомить обучающихся с отдельными фактами биографии
.
.
;
А А Вознесенского и основными сведениями о его творчестве
развивать
у
обучающихся
умения
и
навыки
работы
с
;
различными источниками информации
совершенствовать
-
информационно коммуникационные
компетенции
обучающихся
через
участие
в
творческой
;
исследовательской деятельности
совершенствовать
умения
и
навыки
самостоятельной
;
деятельности
,
совершенствовать
умения
ясно
логично
и точно
строить
,
речевое
высказывания
используя
соответствующие
языковые
;
средства
,
обогащать
словарный
запас
развивать
культуру
речи
;
обучающихся
5
,
развивать
логическое
мышление
обучающихся
совершенствовать их умения ясно и логично излагать свою точку
;
зрения
;
развивать умение грамотно строить речевое высказывание
-
:
учебно познавательные
;
развивать познавательную активность обучающихся
-
развивать
способность
к самостоятельной информационно
;
познавательной деятельности
:
воспитательные
,
формировать бережное отношение к поэтическому слову
а
;
также чувство гордости за поэтическое наследие страны
содействовать
воспитанию положительного
отношения
к
.
знаниям и процессу обучения
:
Образовательные
технологии
элементы
технологии
,
исследовательской деятельности
элементы
технологии проблемного
,
,
обучения
технология
диалогового
обучения
-
информационно
.
коммуникативные технологии
:
Формы организации обучения
,
индивидуальная коллективная
(
).
фронтальная
:
Методы обучения и контроля
вербальные
:
,
;
беседа интерактивный диалог
:
наглядные
;
компьютерная мультимедийная презентация
:
практические
исследовательский,
поисковый,
организация
применения;
методы
контроля
и
самоконтроля
:
,
устный
контроль
.
самоконтроль
:
Планируемые результаты
)
:
а предметные
сформированность
представления
об
основных
вехах
.
.
;
жизненного пути А А Вознесенского
р
азвитие
читательской
компетенции
обучающихся
через
освоение произведений художественной литературы
;
- осмысление собственной нравственной позиции;
)
:
б метапредметные
:
регулятивные
,
умение ставить перед собой цель видеть ожидаемый результат
;
работы
6
;
умение рационально распределять рабочее время
,
умение
объективно
оценивать
свои
возможности
,
;
анализировать свои результаты корректировать свои действия
умение
осознанно
использовать
речевые
средства
в
,
,
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств
;
мыслей и потребностей
владение устной и письменной речью
;
:
познавательные
умение
осуществлять
поиск
и
отбор
необходимой
;
информации
умение анализировать
изучаемые объекты с целью выделения
(
,
);
их признаков существенных несущественных
;
умение анализировать и обобщать информацию
:
коммуникативные
умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать
в
,
процессе
совместной
деятельности
учитывать
позиции
других
;
участников деятельности
умение
выражать
свои мысли
с
достаточной полнотой и
точностью
;
)
:
в личностные
,
готовность
и
способность
к
самостоятельной
творческой
;
деятельности
,
осознание
социальной
практической
и
личностной
.
значимости учебного материала
Нормативный документ
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
(
.
среднего
общего
образования
утв
приказом
Министерства
(
)
образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от
17
2012
. № 413
.). –
.:
, –
мая
г
г
М Министерство образования и науки РФ
2012 (
с последующими изменениями от
29
2014
. № 1645,
декабря
г
от
31
2015
декабря
. №
г
1578,
29
2017
от
июня
. №
г
613).
:
Образовательные ресурсы
1.
,
.
.
.
.
–
.:
Вознесенский
А А
Стихотворения
Поэмы
М
«
», «
», «
», 2000.
Издательство Астрель
Олимп
Издательство АСТ
2.
.
... //
.
.
Гринева И Когда потребует поэта
Вознесенский А А О
.-
.:
, 2011.-
.5-16.
любви М Эксмо
С
7
3.
.
XX
:
.
., 1988.
Михайлов А Ритмы
века панорама поэзии М
4.
.
. «
Медведев Ф Андрей Вознесенский
Я тебя никогда не
».-
.:
, 2011.- 256
.:
.- (
).
забуду
М Эксмо
с
ил
Лучшие биографии
5.
.
//
Озеров Л Андрей Вознесенский и его поэзия
Собрание
.
. 1.-
., 1983.-
.5-18.
сочинений Т
М
С
6.
«
».
Поэзия
рождается
непредсказуемо
Ушёл
Андрей
.
,
,
//
Вознесенский
Поэт
художник
нерв
и голос
своего времени
.- 2010.- №22.-
.40-41.
Огонёк
С
7.
.
:
.
Чуприн С Крупным планом Поэзия наших дней Проблемы
.
., 1983.
и характеристики М
:
Основные
термины и
понятия
,
художественные
образы
,
,
,
,
видеомы эпитет инверсия просторечие символ
8
Организационная структура учебного занятия
Наименования
этапов учебного
/
занятия
регламент
(
)
в минутах
Ключевые
-
учебно
,
познавательные
-
учебно
практические
,
задачи
решаемые на
данном этапе
Виды
деятельности
студента
Виды
деятельности
преподавател
я
Средства
контроля
достижения
планируемых
/
результатов формы
организации
совзаимодействия
(
интерактивного
)
общения на данном
этапе
Формируемые УУД
1.
Этап
мотивации
(
самоопределен
)
ия к учебной
деятельности
(5
.)
мин
Создание
деловой
,
атмосферы
позитивного
настроя на
активную работу
мысли и
познавательную
,
деятельность
пробуждение
интереса к уроку
Настраиваются
на
продуктивную
,
деятельность
определяют
смысл
фрагмента из
–
рок оперы
«
»
Юнона и
«
».
Авось
Приветствует
,
обучающихся
настраивает их
на
продуктивную
.
деятельность
Мотивирует
-
про явление
интереса к
дальнейшему
содержанию
урока показом
и обсуждением
.
видеоролика
Организует
деловое
Интерактивный
,
диалог побуждающий
к развитию интереса к
приобретению новых
.
знаний
:
Личностные
стремление к
целенаправленной
познавательной
;
деятельности
готовность к
.
саморазвитию
Регулятивные
:
умение быстро
включаться в деловой
,
ритм
настраиваться на
взаимодействие с
группой и
.
преподавателем
9
.
общение
:
Познавательные
умение
воспринимать и
осмысливать
слуховую и
зрительную
информации
:
Коммуникативные
,
умение слушать
воспринимать
,
информацию
готовность к
активному
взаимодействию
2.
Этап
актуализации
.
опорных знаний
Целеполагание
(3
.)
мин
Активизация
мыслительной
деятельности
,
обучающихся
подведение к
формулировани
ю темы и целей
.
занятия
Определение темы
урока,
целеполагание
Участвуют в
определении
темы и целей
урока
Взаимодейству
ет с группой во
фронтальном
;
режиме
инициирует
определение
темы урока и
целеполагание
,
Диалог подводящий к
теме урока и
целеполаганию
:
Личностные
стремление к
целенаправленной
познавательной
;
деятельности
готовность к
.
саморазвитию
:
Регулятивные
умение ставить цель
и прогнозировать
.
результат
Познавательные
:
умение участвовать в
10
,
полилоге
самостоятельно
выделять и
осмысливать новые
для них
художественные
.
черты и методы
Коммуникативные
:
умение высказывать
,
свою точку зрения
слушать и слышать
,
собеседника строить
речевое
высказывание в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами языка
3.
Работа над
новой темой
(«
»
открытие
)
нового знания
(30
.)
мин
Формирование
представления о
значении творчества
А. Вознесенского в
русской литературе;
развитие навыков
совместной
поисковой
деятельности с
Участвуют в
интерактивном
.
диалоге
Представляют
подготовленные
сообщения согласно
заданным темам,
участвуют в
обсуждении
Направляет и
конкретизируе
т
интерактивны
,
й диалог
способствует
осмыслению
студентами
,
Беседа активный
,
подводящий диалог
,
наблюдение
обобщающий диалог
:
Личностные
формирование
-
ценностно
смысловой и
-
нравственно
эстетической
ориентации
.
обучающихся
11
привлечением
различных
источников; развитие
самостоятельности в
планировании и
осуществлении
учебной деятельности
и организации
учебного
сотрудничества с
педагогом и
;
сверстниками
развитие умения
,
анализировать
;
делать выводы
развитие интереса
и способности к
поиску способов
решения
поставленной
;
задачи развитие
речевых умений и
навыков
вопросов по
изложенному
материалу.
Читают
наизусть
стихотворения
.
А
,
Вознесенского
,
анализируют
пытаются
-
постичь фило
софский смысл
каждого
поэтического
.
текста
основных
понятий по
.
теме урока
Контролирует
и
корректирует
работу
.
обучающихся
Направляет и
консультирует
обучающихся в
случае
возникновения
.
затруднений
Организует
-
самос
тоятельную
деятельность
,
студентов
направленную
на достижение
конечного
.
результата
:
Познавательные
владение навыками
поисковой
деятельности с
привлечением
различных
;
источников
умение
интерпретировать
,
информацию
полученную из
различных
;
источников
владение умениями и
,
навыками анализа
,
сравнения
,
обобщения
выделения главной и
вспомогательной
;
информации умение
строить речевое
.
высказывание
:
Регулятивные
умение
самостоятельно
,
осуществлять
контролировать и
12
корректировать
;
деятельность
выбирать
пути достижения
поставленной цели
:
Коммуникативные
,
умение ясно логично
и точно излагать
,
свою точку зрения
строить
монологические
высказывания
(
создавать
),
собственные тексты
использовать
адекватные языковые
;
средства
умение обмениваться
,
,
мыслями оценками
суждениями в
режиме диалога
4.
,
Рефлексия
предметная и
.
эмоциональная
Подведение
итогов учебного
занятия
Развитие у
обучающихся
навыков
познавательной
рефлексии как
осознания
Обучающиеся
осмысливают
свое восприятие
изучаемых
,
событий
составляют
Организует
диалоговое
,
общение
стимулирующе
е
рефлексивную
,
Беседа
самооценка
:
Личностные
умение оценивать
усваиваемое
,
содержание урока
исходя из
социальных и
13
(5
)
мин
совершаемых
ими действий и
мыслительных
,
процессов
результатов
,
деятельности
границ своего
знания и
,
незнания новых
познавательных
задач и средств
;
их достижения
развитие навыков
эмоциональной
рефлексии как
одного из
способов
оценивания
своего
эмоционального
состояния на
этапе
завершения
;
работы
контроль и
оценка процесса
и результатов
синквейн
деятельность
обучающихся и
оценку ими
.
своей работы
Подводит
итоги
проделанной
.
работы
Оценивает
работу
обучающихся
личностных
.
ценностей
:
Познавательные
умения обобщать и
систематизировать
приобретенную на
;
уроке информацию
умение
анализировать свою
деятельность на
.
уроке
:
Регулятивные
оценка собственных
.
достижений
:
Коммуникативные
умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации
14
деятельности
5.
Инструктирова
-
ние о
выполнении
домашнего
задания
(2
.)
мин
Ознакомле
ние с
домашним
,
заданием
детализаци
я
информаци
и по его
выполнени
ю
Восприни
мают и
осмыслив
ают
домашнее
,
задание
задают
вопросы
(
при
необходи
)
мости
Инструктирует
обучающихся
по
выполнению
домашнего
задания
,
Сообщение
инструктирование
:
Личностные
осознание
практической и
личностной
значимости
.
домашнего задания
:
Познавательные
самостоятельное
решение проблем
вариативного
.
характера
:
Регулятивные
планирование
,
.
саморегуляция
:
Коммуникативные
умение формировать
и формулировать
.
свою точку зрения
Строить речевое
высказывание в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
.
нормами языка
15
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1.
(
)
Этап
мотивации
самоопределения
к
учебной
деятельности
.
Преподаватель
!
.
Добрый день Начнем наш урок
Вступительная
беседа
со
студентами
сопровождается
.
электронной презентацией
Урок я хотела бы начать с показа видеофрагмента одного
,
очень известного музыкального спектакля поставленного в жанре
-
.
рок оперы
Предлагаю всем вместе
насладиться
знаменитой
.
музыкой и исполнением не менее знаменитых актеров Внимание
.
на экран
Демонстрируется
слайд
электронной
презентации
с
.
видеороликом
.
Преподаватель
,
Знакомо ли вам произведение
фрагмент
которого был
? (
:
-
«
»
сейчас представлен
предполагаемый ответ рок опера
Юнона
и
«
»).
Авось
,
-
,
.
.
Знаете ли вы кто является автором слов рок оперы т е кто
?
(
:
написал
к
ней
либретто
предполагаемый
ответ
Андрей
)
Вознесенский
,
,
«
»
«
» -
Да действительно это
Юнона
и
Авось
первая и самая
-
.
–
известная рок опера на российской сцене Её авторы
композитор
.
Алексей Рыбников и поэт Андрей Вознесенский
.
Преподаватель
,
Как вы думаете
почему я предложила вам
?
,
-
,
посмотреть этот видеофрагмент
Может быть кто то знает какую
знаменательную
дату
отмечает
сегодня
литературная
?
общественность
.
Обучающиеся
.
Предполагаемый
ответ
Сегодня
день
,
,
,
рождения поэта Андрея Вознесенского
и
как мы уже сказали
-
«
»
«
»
автором слов
рок оперы
Юнона
и
Авось
является
Андрей
.
Вознесенский
2.
.
Этап актуализации опорных знаний Определение
.
темы урока Целеполагание
.
Преподаватель
,
,
12
,
Действительно
сегодня
мая
день
.
90
.
рождения Андрея Вознесенского
Ему бы исполнилось
лет
Предлагаю сегодняшний
,
урок посвятить этому гениальному поэту
16
,
,
окунуться в мир его удивительной поэзии почитать его стихи
.
поговорить о его уникальном творчестве
,
.
.
,
Попробуйте сформулировать тему урока т е определить то о
.
чем мы будем говорить на занятии
Предполагаемые ответы обучающихся
:
.
Жизнь и творчество А Вознесенского
.
.
Поэзия А Вознесенского
.
Преподаватель
Вы практически
верно
определили
тему
.
занятия Но мы не сможем в рамках одного урока охватить всю
.
жизнь и творчество поэта
Предлагаю сегодня остановиться на
основных вехах жизни и творчества Андрей Вознесенского и
,
,
обратиться лишь к некоторым его стихотворениям тем которые
-
.
характеризуют Вознесенского как выдающегося автора новатора
,
:
Итак
предлагаю обозначить
тему
урока метафорически ярко
«
–
».
Архитектор новой поэзии
Андрей Вознесенский
Тема
урока
отображается
на
слайде
в
электронной
.
презентации
.
Обучающиеся записывают тему урока
Преподаватель
.
,
,
Чем же мы исходя из обозначенной темы
?
?
должны заниматься на уроке Какова цель нашего занятия
.
Обучающиеся
Познакомиться с основными этапами жизни и
.
,
творчества А Вознесенского выявив при этом новаторские черты
.
его поэтической манеры
(
)
Цель отображается на экране
.
Преподаватель
Какие
задачи
должны
мы
решить
для
?
достижения нашей цели
-
.
Познакомиться с основными этапами жизни и творчества А
.
Вознесенского
-
.
Выявить главные темы и мотивы в лирике поэта
-
.
Определить особенности творческой манеры
-
.
Отметить новаторские приемы в поэзии Вознесенского
3.
(«
»
)
Работа над новой темой
открытие нового знания
.
Преподаватель
,
Чтобы лучше понять творчество любого поэта
.
надо знать его биографию
И сейчас вас познакомят с основными
этапами жизни и творчества
Андрея
Вознесенского студенты
,
,
.
Сорокин Игорь Щербина Степан Руднев Кирилл
17
.
Преподаватель
—
Андрей Вознесенский
поэт одаренный и
.
,
своеобразный
Ему
присуще
чувство
современности
тяга
к
,
.
многозначности образов
напряженный лиризм Он прославился
.
как строитель новой поэзии по форме и по содержанию Его поэзия
,
.
неповторима и уникальна творческие методы необычны
.
Обратимся к поэзии Андрея Вознесенского Каждое новое
.
стихотворение становилось событием Почти в каждой строчке
,
сквозил подтекст что было довольно непривычным и новым для
.
,
своего
времени
Несмотря
на
замалчивание
неизменным
–
оставалось
восторженное
почитание
поклонников
от
«
»
–
шестидесятников
до современной молодежи
проявляющееся
,
во всегда
переполненных залах
где проходили выступления
,
«
»
,
поэта в ценах
черного рынка
на сборники в переписанных от
.
руки текстах
В творчестве Андрея Вознесенского можно выделить такие
:
темы
Тема войны
Тема природы
Тема поэта и поэзии
Тема любви
Тема Родины
.
Обучающиеся записывают темы в тетрадь
Преподаватель
.
Обратимся к поэтическим строкам Андрея
.
Вознесенского Домашним заданием для вас было познакомиться с
предложенными мною стихотворениями Андрея Вознесенского и
.
выучить
наизусть
одно
из
них
Сейчас
мы послушаем эти
.
поэтические произведения и поговорим о них
Любование
красотой
родной
природы свойственно
для
.
творчества
Андрея
Вознесенского
Очень
красиво
звучит
«
».
стихотворение поэта
Красота груши
Кто сможет прочесть это
?
стихотворение
.
Обучающийся читает стихотворение
Красота груши
,
,
Груша заглохшая в чаще одна
.
я красоты твоей не нарушу
—
Ни для кого
лишь для меня
,
.
радуешь глаз радуешь душу
—
Сосны цветут
свечи огня
,
спрятав в ладошки будущих шишек
,
.
тянут от ветра тебе заслоня
18
—
,
—
Хочешь
кури хочешь
сватайся
.
к Мнишек
.
Нету тщеславия в наших лесах
.
Виснут черемухи свежие стружки
,
,
Только за то что от них вы в слезах
,
.
радуют глаз радуют душу
.
Преподаватель
Определите
главную поэтическую мысль
.
стихотворения
Обучающиеся
(
).
предполагаемый ответ
-
,
,
—
Для
него
груша
одинокая
в
чаще
явление
.
,
.
необыкновенное Только для него ни для кого более Она радует
.
красотой одинокого дерева О своей радости поэт рассказывает
,
так
что невольно каждому хочется
увидеть
эту заброшенную
.
грушу и восхититься ею тоже
.
Преподаватель
,
Поэт
умеет
видеть
красоту
родных мест
.
ценить её
«
…».
Следующее стихотворение В человеческом организме
Кто
?
прочитает
Обучающийся читает стихотворение
В человеческом организме
,
девяносто процентов воды
,
,
,
как наверное в Паганини
.
девяносто процентов любви
-
-
Даже если как исключение
,
вас растаптывает толпа
в человеческом
-
назначении
.
девяносто процентов добра
,
Девяносто процентов музыки
,
даже если она беда
,
так во мне
,
несмотря на мусор
.
девяносто процентов тебя
.
Преподаватель
.
Определите ключевую тему стихотворения
Обучающиеся
(
).
предполагаемый ответ
19
-
–
,
Ключевая тема произведения
любовь богатство и красота
.
,
внутреннего мира человека Автор показывает что люди состоят из
,
,
.
любви и доброты поэтому зло ненависть им чужды
.
Преподаватель
?
К чему призывает автор
Обучающиеся
(
).
предполагаемый ответ
-
,
Андрей Андреевич призывает людей прислушаться к себе
,
.
присмотреться и обнаружить состав который обнаружил он сам
Преподаватель
.
,
Несомненно
автор верит в силу любви и
.
подчеркивает значимость своих чувств
«
».
Обратимся к стихотворению Гойя
Стихотворение одно из
.
ранних посвящено первому году Великой Отечественной войны
,
Сам поэт видел войну ребенком тогда же получил от отца книгу с
.
,
работами испанского художника Ф Гойи
«
».
цикл
Бедствия войны
Выражение всенародного и личного горя в этом стихотворении
.
-
необычно
Он сравнивает себя с Гойей и по своему описывает
.
ужасы войны
?
Кому из вас понравилось это стихотворение
.
Обучающийся читает стихотворение
Гойя
—
!
Я
Гойя
,
Глазницы воронок мне выклевал ворог
.
слетая на поле нагое
—
.
Я
Горе
—
Я
голос
,
Войны городов головни
.
на снегу сорок первого года
—
.
Я
Голод
—
Я
горло
,
,
,
Повешенной бабы чье тело как колокол
…
било над площадью голой
—
!
Я
Гойя
,
О грозди
!
—
Возмездья Взвил залпом на Запад
!
я пепел незваного гостя
—
И в мемориальное небо вбил крепкие звезды
.
Как гвозди
20
—
.
Я
Гойя
.
Преподаватель
?
В чём необычность этого стихотворения
(
).
Обучающиеся предполагаемый ответ
-
,
,
Интонация
пронзительная
почти
гипнотическая
ритм
.
рваный и разный
«
».
Особенно заметна конструкция
го
Преподаватель
.
Какие
образные
средства
и
лексику
?
использует поэт
(
).
Обучающиеся предполагаемый ответ
-
:
.
:
,
,
Эпитет
мемориальное небо Сравнения тело как колокол
,
.
:
,
.
звезды
как
гвозди
Инверсия
взвил
я
выклевал
ворог
:
.
Просторечие баба
.
Преподаватель
Выбор именно этих средств подчеркивает
.
общенародность
беды
Обратите
внимание
на
пронзительную
,
:
,
!
интонацию на высокопарное восклицание
о грозди возмездья
,
.
Здесь и кара и воздаяние
«
»:
Залпом на Запад пепел незваного гостя
так был развеян
XVII
.
пепел
Лжедмитрия
в
веке
Так
будет
и
с
нынешними
.
захватчиками
.
Преподаватель
,
Андрей Вознесенский жил в эпоху когда за
,
,
,
правду неугодную властям жестоко наказывали чему очень часто
.
подвергались
поэты
Цензура
неустанно
следила
за
каждым
,
.
произведением которое собирались представить публике Многие
.
.
.
служители
пера
заплатили
жизнями
за
правду
Им
А А
«
».
Вознесенский посвятил произведение
Русские поэты
Кто из вас
?
выучил это стихотворение
.
Обучающийся читает стихотворение
Русские поэты
,
Не пуля так сплетня
.
их в гроб уложила
,
Не с песней а с петлей
.
их горло дружило
,
И пули свистели
,
как в дыры кларнетов
в пробитые головы
.
лучших поэтов
.
Им свищут метели
21
.
Их пленумы судят
.
Но есть Прометеи
.
И пленных не будет
Несётся в поверья
.
верстак под Москвой
А я подмастерье
.
в его мастерской
,
,
Свищу как попало
.
и так и сяк
.
Лиха беда начало
.
Велик верстак
.
Преподаватель
.
Определите тему стихотворения
(
).
Обучающиеся предполагаемый ответ
-
–
Тема стихотворения
трагическая судьба лучших русских
.
,
поэтов
Автор
разоблачает
несправедливость
и
жестокость
.
порожденную властью
.
Преподаватель
Что
попытался
выразить
поэт
в
:
четверостишии
.
Им свищут метели
.
Их пленумы судят
.
Но есть Прометеи
.
И пленных не будет
(
).
Обучающиеся предполагаемый ответ
-
–
,
,
Метели в
этом контексте
символ несчастья
сплетен
.
,
гонений Но мастерам пера не страшны эти невзгоды ведь среди
.
них есть
Прометеи
Автор не зря проводит
параллель
между
.
могущественным титаном и поэтами
Античный герой принес
,
людям искру вечного огня поэты же несут в народ огонек правды
.
надежды
.
Преподаватель
,
Как вы думаете
что предполагают
слова
«
»?
верстак и подмастерье
(
).
Обучающиеся предполагаемый ответ
-
,
,
.
Поэтический процесс
запущенный лучшими поэтами
А
.
Вознесенский называет верстаком Себя же автор считает лишь
.
,
подмастерьем Эта деталь намекает на то что Андрей Андреевич
22
,
,
не считает себя гениальным поэтом но гордится тем что вносит
.
свою лепту в словесное искусство
Преподаватель
.
.
А Вознесенский прославляет честь и доблесть
,
,
русских поэтов
готовых достойно выполнять свою миссию не
,
только поэзией но и
,
видеомами в которых нет привычных
:
,
строф слова
выстраиваются
в
геометрические
фигуры а
.
предметы заменяют буквы или части слов
,
Он считал что такая
.
визуальная поэзия соединяет зрительное восприятие с духовным
(
).
Запишем этот термин в тетрадь
,
Будучи архитектором по образованию он решил объединить
.
текст
и
изображение
в
едином методе
Часто
в
видеомах
—
,
,
,
,
фигурируют поэты
Пастернак Ахматова Есенин Маяковский
.
Набоков
Вознесенский искал точную метафору для их жизни и
:
,
—
творчества Набоков ассоциируется с бабочкой Анна Ахматова
с
,
:
Летним садом а фигура Маяковского прочитывается через ребус
«
+
=
»,
–
,
–
Поэт
пуля
популярность
Пастернак
распятие Есенин
слово
«
».
.
повешен
Вот такая архитектура слов у Андрея Вознесенского
.
Преподаватель
Во
многих
стихотворениях
Андрея
,
,
Вознесенского
звучит
тема
России
Родины
получая
порой
.
1993
«
необычное звуковое воплощение В
году в журнале
Дружба
»
«
народов
опубликован безразмерный молитвенный сонет
Россия
».
воскресе
В
этих
стихах
прозвучала
вера
поэта
в
будущее
.
спасение России Сейчас хотелось бы послушать стихотворение
«
»
Россия
воскресе
и
этим
произведением
закрыть
нашу
.
?
поэтическую страницу Кто желает продекламировать
.
Обучающийся читает стихотворение
Россия воскресе
.
Россию хоронят
.
Некрологи в прессе
—
Но я повторяю
.
Россия воскресе
Помолимся вместе
,
,
за тех кто в отъезде
За ближних и дальних
,
помолимся вместе
,
За тех кто страдает
,
и кто в мерседесе
,
За бомжа что спит
23
,
не на вилле Боргезе
Пусть с помощью Божьей
!
Россия воскресе
Преподаватель
.
,
"
Андрей Вознесенский верил
что
Россия
",
.
,
воскресе
как воскрес Христос Она воскресе из тьмы в которую
...
была погружена
…
Загадочные миры стихов Андрея Вознесенского
,
С
совершенно
неповторимой
архитектурой
что
не
,
,
,
,
—
удивительно образами идеями законами и нормами а часто
их
.
,
полным отсутствием В них чувствуешь себя то своим человеком то
,
.
пришельцем то сталкером
,
,
.
Но однажды в них побывав
их уже никогда не забудешь
!
.
Неподражаемый был поэт И останется таким ещё на многие годы
.
Мы начали урок с музыкального фрагмента Предлагаю вновь
,
.
.
обратиться к песне написанной на слова А Вознесенского Она
давно стала визитной карточкой исполнителей Сергея и Татьяны
.
,
Никитиных Слова этой песни содержат девиз всей жизни поэта
.
,
,
выражают его жизненное кредо Послушайте пожалуйста песню
«
»
:
Вальс при свечах
и постарайтесь найти ответ на вопрос
в чем
?
состоит девиз жизни Андрея Вознесенского
(
).
Обучающиеся предполагаемый ответ
-
,
.
Нужно жить здесь и сейчас нужно жить всегда с любовью
.
Преподаватель
.
Совершенно верно Вознесенский не любил
,
,
(«
ворошить прошлое он считал что нужно жить настоящим
живите
–
»)
,
,
при сейчас
и в этом настоящем радоваться творить приносить
.
,
пользу И главной спутницей в жизни должна быть любовь человек
(«
–
»)!
всегда должен испытывать чувство любви
любите
при всегда
–
!
Жить сейчас и любить
вот его девиз
4.
.
Рефлексия Подведение итогов учебного занятия
.
Преподаватель
.
Вот и подошел к концу наш урок
Сегодня мы
,
говорили о поэзии Андрея Андреевича Вознесенского читали и
.
анализировали
его
стихи
Я
предлагаю
резюмировать
,
,
информацию
изложить
идеи
чувства
и
представления
в
-
.
нескольких словах
составить синквейны Мы уже знакомы с этим
.
.
приемом Порядок составления представлен на слайде
24
Обучающиеся
делятся
на
две
команды
и
составляют
синквейны
Первая
команда
составляет
синквейн
к
«
»,
–
словосочетанию
Андрей
Вознесенский
а
другая
к
«
».
словосочетанию Поэзия Андрея Вознесенского
.
Преподаватель
-
,
Андрей
Вознесенский
русский
поэт
.
знаковая фигура минувшего века Он принадлежал к поколению
“
”,
.
шестидесятников
свершивших революцию в нашей поэзии Им
,
увлекались тысячи и тысячи людей он влиял на умы молодёжи
.
своего времени
.
Поэт
прожил непростую и счастливую жизнь
,
.
Пережив соблазны и опалы он остался в России и с Россией Со
,
.
всей ее непростой историей частью которой стал еще при жизни
Не отрекусь
…
от каждой строчки прошлой
Не откажусь
…
от жизни торопливой
Толпа кликуш
,
,
:
ждет хохоча у двери
«
,
!»
Кус его кус
,
,
,
.
Все что сказал вздохнув удостоверю
.
Не отрекусь
.
Преподаватель
,
Хочу
поблагодарить
вас
за
трепетное
.
,
благоговейное отношение к нашему гению А Вознесенскому к его
.
творчеству и наследию
,
А наш урок подошел к концу и мы переходим к выставлению
.
оценок
5.
Инструктирование о выполнении домашнего задания
.
Сегодня
у
нас
будет
необычное
домашнее
задание
Я
,
предлагаю записать
смысловые
ассоциации
возникающие
в
.
воображении при произнесении имени Андрея Вознесенского Вы
,
,
записываете имя и фамилию поэта подбираете слова схожие с
. (
,
-
,
,
).
ними по звучанию Например Марина
море ария малина
Затем
-
.
пишите фразы смысловые ассоциации
25
26