Напоминание

АРХИТЕКТОР НОВОЙ ПОЭЗИИ – АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ


Автор: Зобанова Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБПОУ "КЭМТ"
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: АРХИТЕКТОР НОВОЙ ПОЭЗИИ – АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Областное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

«

»

Курский электромеханический техникум

(

«

»)

ОБПОУ КЭМТ

АРХИТЕКТОР НОВОЙ ПОЭЗИИ АНДРЕЙ

ВОЗНЕСЕНСКИЙ

Методическая разработка открытого урока

.02

по учебному предмету ООПб

Литература

/

специальность

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

/

«

»

в рамках реализуемого в ОБПОУ КЭМТ долгосрочного проекта

«

.

(

Россия Третье тысячелетие тематические учебные занятия и

,

внеаудиторные мероприятия приуроченные к государственным и

,

национальным праздникам Российской Федерации памятным

,

датам и событиям российской истории и культуры местным и

региональным памятным датам и событиям

:

Разработчик

,

ЗОБАНОВА Татьяна Владимировна

преподаватель русского языка и литературы

«

»

высшей квалификационной категории ОБПОУ КЭМТ

2023

.

г

0

Областное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

«

»

Курский электромеханический техникум

(

«

»)

ОБПОУ КЭМТ

АРХИТЕКТОР НОВОЙ ПОЭЗИИ АНДРЕЙ

ВОЗНЕСЕНСКИЙ

Методическая разработка открытого урока

.02

по учебному предмету ООПб

Литература

/

09.02.01

/

специальность

Компьютерные системы и комплексы

«

»

в рамках реализуемого в ОБПОУ КЭМТ долгосрочного проекта

«

.

(

Россия Третье тысячелетие тематические учебные занятия и

,

внеаудиторные мероприятия приуроченные к государственным и

,

национальным праздникам Российской Федерации памятным датам и

,

событиям российской истории и культуры местным и

региональным памятным датам и событиям

:

Разработчик

,

ЗОБАНОВА Татьяна Владимировна

преподаватель русского языка и литературы

«

»

высшей квалификационной категории ОБПОУ

КЭМТ

2023

.

г

1

-

Организация разработчик

областное бюджетное профессиональное

«

образовательное учреждение Курский

»

электромеханический техникум

(

ОБПОУ

«

»)

КЭМТ

Методическая разработка

для преподавателей русского языка и

литературы

открытого урока

: ______________

.

.

,

Разработчик

Т В Зобанова преподаватель

Рассмотрена и одобрена на заседании

(

)

П Ц К

преподавателей русского языка и

литературы

«___» __________ 20____

. №___

Протокол

от

г

(

)

__________

.

.

Председатель П Ц К

И В Савчук

________________

.

.

Заведующий отделением

А В Чаплыгина

________________

.

.

Методист

Ю Ю Киреева

:

Согласовано

________________

.

.

Заместитель директора

А В Ляхов

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Методическая разработка

(

)

открытого учебного занятия

урока

.02

по общеобразовательному учебному предмету ООПб

Литература

(

)

«

далее

методическая разработка на тему

Архитектор новой поэзии

Андрей Вознесенский

»

предназначена для проведения указанного

,

90-

.

учебного занятия

приуроченного к

летию со дня рождения А

Вознесенского

в

соответствии

с

Календарем

образовательных

2022/23

событий на

учебный год в рамках реализуемого в ОБПОУ

«

»

«

.

КЭМТ

долгосрочного

проекта

Россия

Третье

тысячелетие

(

,

тематические

учебные

занятия

и

внеаудиторные

мероприятия

приуроченные

к

государственным и

национальным праздникам

,

Российской Федерации

памятным датам и событиям российской

,

истории и культуры местным и региональным памятным датам и

)».

событиям

.

Предлагаемый урок посвящен творчеству А Вознесенского

,

,

яркого

самобытного

русского

поэта

его

мировосприятию

и

.

мироощущению

Андрей

Вознесенский

поэт

одаренный

и

.

,

своеобразный

Ему

присуще

чувство

современности

тяга

к

,

.

многозначности образов напряженный лиризм Он прославился как

.

строитель новой поэзии по форме и по содержанию Его поэзия

,

.

неповторима и уникальна творческие методы необычны

.

Основное внимание на уроке уделено анализу стихотворений А

.

Вознесенского

Поэтические

тексты

мастера

слова

позволяют

приоткрыть дверь в его творческую мастерскую и приблизиться к

,

авторскому мировоззрению познакомиться с таким видом визуальной

.

поэзии как видеомы

В

процессе

проведения

урока

предлагается

использование

различных

методов

активизации

познавательной

и

творческой

,

деятельности обучающихся а также различные формы организации

.

их самостоятельной работы

Использование презентации на уроке делает процесс обучения

,

,

.

более ярким наглядным динамичным Повышается интерес к

.

литературе в целом Обучающиеся сами активно включаются в

,

подготовку презентаций что в свою очередь развивает у них навыки

3

-

учебно исследовательской деятельности и позволяет добиться

.

лучших результатов

Методическая

разработка

содержит

деятельностную карту

,

,

учебного

занятия

с

детализированным описанием целей

задач

,

,

образовательных

технологий

методов

обучения

планируемых

.

результатов

В

методической

разработке

прописаны

средства

.

обучения и образовательные ресурсы

Урок логически структурирован в соответствии с его целями и

;

,

задачами

в

разработке

определен регламент

учебного занятия

.

подробно описан каждый этап урока

(

)

Методическая разработка учебного занятия урока выполнена в

-

соответствии со следующими локальными нормативно правовыми и

:

методическими документами

– «

(

)

Положением об открытом учебном занятии уроке

в ОБПОУ

«

»;

КЭМТ

– «

Требованиями к современному уроку в контексте реализации

,

-

ФГОС

СПО

компетентностного

и

системно деятельностного

«

»;

подходов к образовательной деятельности в ОБПОУ КЭМТ

«

Методическими

рекомендациями

по

составлению

методических

разработок

педагогическими

работниками

ОБПОУ

«

».

КЭМТ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

:

Специальность

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

:

Учебная группа

-11

КСК

:

Учебный предмет

.02

ООПб

Литература

:

Тема учебного занятия

«

Архитектор новой поэзии

Андрей

Вознесенский

»

:

Тип урока

«

»

урок открытия

нового знания

:

Вид урока

-

урок практикум

Место

проведения

учебный

кабинет

русского

языка

и

литературы

:

Средства обучения

:

технические

,

мультимедийный

проектор

персональный

;

компьютер

4

-

:

информационно коммуникационные

компьютерная

;

«

-

мультимедийная презентация к уроку

видеофрагмент

рок опера

«

»

«

»» [

]

Юнона и Авось

Электронный ресурс

URL: http: www/youtube. com;

:

дидактический

материал

.

тексты

стихотворений

А

,

.

Вознесенского рабочие листы для построения синквейна

:

Цели урока

:

методическая

применение элементов технологии проблемного

,

обучения

создание

условий

для

проявления

познавательной

;

активности обучающихся при анализе текстов

:

образовательная

развитие представления обучающихся о роли

гениального поэта А. А. Вознесенского в русской литературе, ознакомление с

основными этапами жизненного пути поэта,

углубление

представлений

;

обучающихся об анализе художественного текста

:

содержательная

развитие у обучающихся умения осуществлять

анализ

текста

,

,

развитие умений выделять

главные

существенные

,

моменты

определять

их

роль

для

раскрытия

темы

и

идеи

,

;

произведения

делать

самостоятельные

выводы

обогащение

;

словарного запаса обучающихся

:

воспитательная

,

воспитание

нравственности

эстетического

,

вкуса художественного восприятия поэтического слова и постижения

;

.

прекрасного развитие культуры речи обучающихся

:

Задачи урока

-

:

учебно практические

познакомить обучающихся с отдельными фактами биографии

.

.

;

А А Вознесенского и основными сведениями о его творчестве

развивать

у

обучающихся

умения

и

навыки

работы

с

;

различными источниками информации

совершенствовать

-

информационно коммуникационные

компетенции

обучающихся

через

участие

в

творческой

;

исследовательской деятельности

совершенствовать

умения

и

навыки

самостоятельной

;

деятельности

,

совершенствовать

умения

ясно

логично

и точно

строить

,

речевое

высказывания

используя

соответствующие

языковые

;

средства

,

обогащать

словарный

запас

развивать

культуру

речи

;

обучающихся

5

,

развивать

логическое

мышление

обучающихся

совершенствовать их умения ясно и логично излагать свою точку

;

зрения

;

развивать умение грамотно строить речевое высказывание

-

:

учебно познавательные

;

развивать познавательную активность обучающихся

-

развивать

способность

к самостоятельной информационно

;

познавательной деятельности

:

воспитательные

,

формировать бережное отношение к поэтическому слову

а

;

также чувство гордости за поэтическое наследие страны

содействовать

воспитанию положительного

отношения

к

.

знаниям и процессу обучения

:

Образовательные

технологии

элементы

технологии

,

исследовательской деятельности

элементы

технологии проблемного

,

,

обучения

технология

диалогового

обучения

-

информационно

.

коммуникативные технологии

:

Формы организации обучения

,

индивидуальная коллективная

(

).

фронтальная

:

Методы обучения и контроля

вербальные

:

,

;

беседа интерактивный диалог

:

наглядные

;

компьютерная мультимедийная презентация

:

практические

исследовательский,

поисковый,

организация

применения;

методы

контроля

и

самоконтроля

:

,

устный

контроль

.

самоконтроль

:

Планируемые результаты

)

:

а предметные

сформированность

представления

об

основных

вехах

.

.

;

жизненного пути А А Вознесенского

р

азвитие

читательской

компетенции

обучающихся

через

освоение произведений художественной литературы

;

- осмысление собственной нравственной позиции;

)

:

б метапредметные

:

регулятивные

,

умение ставить перед собой цель видеть ожидаемый результат

;

работы

6

;

умение рационально распределять рабочее время

,

умение

объективно

оценивать

свои

возможности

,

;

анализировать свои результаты корректировать свои действия

умение

осознанно

использовать

речевые

средства

в

,

,

соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств

;

мыслей и потребностей

владение устной и письменной речью

;

:

познавательные

умение

осуществлять

поиск

и

отбор

необходимой

;

информации

умение анализировать

изучаемые объекты с целью выделения

(

,

);

их признаков существенных несущественных

;

умение анализировать и обобщать информацию

:

коммуникативные

умение

продуктивно

общаться

и

взаимодействовать

в

,

процессе

совместной

деятельности

учитывать

позиции

других

;

участников деятельности

умение

выражать

свои мысли

с

достаточной полнотой и

точностью

;

)

:

в личностные

,

готовность

и

способность

к

самостоятельной

творческой

;

деятельности

,

осознание

социальной

практической

и

личностной

.

значимости учебного материала

Нормативный документ

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

(

.

среднего

общего

образования

утв

приказом

Министерства

(

)

образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от

17

2012

. № 413

.). –

.:

, –

мая

г

г

М Министерство образования и науки РФ

2012 (

с последующими изменениями от

29

2014

. № 1645,

декабря

г

от

31

2015

декабря

. №

г

1578,

29

2017

от

июня

. №

г

613).

:

Образовательные ресурсы

1.

,

.

.

.

.

.:

Вознесенский

А А

Стихотворения

Поэмы

М

«

», «

», «

», 2000.

Издательство Астрель

Олимп

Издательство АСТ

2.

.

... //

.

.

Гринева И Когда потребует поэта

Вознесенский А А О

.-

.:

, 2011.-

.5-16.

любви М Эксмо

С

7

3.

.

XX

:

.

., 1988.

Михайлов А Ритмы

века панорама поэзии М

4.

.

. «

Медведев Ф Андрей Вознесенский

Я тебя никогда не

».-

.:

, 2011.- 256

.:

.- (

).

забуду

М Эксмо

с

ил

Лучшие биографии

5.

.

//

Озеров Л Андрей Вознесенский и его поэзия

Собрание

.

. 1.-

., 1983.-

.5-18.

сочинений Т

М

С

6.

«

».

Поэзия

рождается

непредсказуемо

Ушёл

Андрей

.

,

,

//

Вознесенский

Поэт

художник

нерв

и голос

своего времени

.- 2010.- №22.-

.40-41.

Огонёк

С

7.

.

:

.

Чуприн С Крупным планом Поэзия наших дней Проблемы

.

., 1983.

и характеристики М

:

Основные

термины и

понятия

,

художественные

образы

,

,

,

,

видеомы эпитет инверсия просторечие символ

8

Организационная структура учебного занятия

Наименования

этапов учебного

/

занятия

регламент

(

)

в минутах

Ключевые

-

учебно

,

познавательные

-

учебно

практические

,

задачи

решаемые на

данном этапе

Виды

деятельности

студента

Виды

деятельности

преподавател

я

Средства

контроля

достижения

планируемых

/

результатов формы

организации

совзаимодействия

(

интерактивного

)

общения на данном

этапе

Формируемые УУД

1.

Этап

мотивации

(

самоопределен

)

ия к учебной

деятельности

(5

.)

мин

Создание

деловой

,

атмосферы

позитивного

настроя на

активную работу

мысли и

познавательную

,

деятельность

пробуждение

интереса к уроку

Настраиваются

на

продуктивную

,

деятельность

определяют

смысл

фрагмента из

рок оперы

«

»

Юнона и

«

».

Авось

Приветствует

,

обучающихся

настраивает их

на

продуктивную

.

деятельность

Мотивирует

-

про явление

интереса к

дальнейшему

содержанию

урока показом

и обсуждением

.

видеоролика

Организует

деловое

Интерактивный

,

диалог побуждающий

к развитию интереса к

приобретению новых

.

знаний

:

Личностные

стремление к

целенаправленной

познавательной

;

деятельности

готовность к

.

саморазвитию

Регулятивные

:

умение быстро

включаться в деловой

,

ритм

настраиваться на

взаимодействие с

группой и

.

преподавателем

9

.

общение

:

Познавательные

умение

воспринимать и

осмысливать

слуховую и

зрительную

информации

:

Коммуникативные

,

умение слушать

воспринимать

,

информацию

готовность к

активному

взаимодействию

2.

Этап

актуализации

.

опорных знаний

Целеполагание

(3

.)

мин

Активизация

мыслительной

деятельности

,

обучающихся

подведение к

формулировани

ю темы и целей

.

занятия

Определение темы

урока,

целеполагание

Участвуют в

определении

темы и целей

урока

Взаимодейству

ет с группой во

фронтальном

;

режиме

инициирует

определение

темы урока и

целеполагание

,

Диалог подводящий к

теме урока и

целеполаганию

:

Личностные

стремление к

целенаправленной

познавательной

;

деятельности

готовность к

.

саморазвитию

:

Регулятивные

умение ставить цель

и прогнозировать

.

результат

Познавательные

:

умение участвовать в

10

,

полилоге

самостоятельно

выделять и

осмысливать новые

для них

художественные

.

черты и методы

Коммуникативные

:

умение высказывать

,

свою точку зрения

слушать и слышать

,

собеседника строить

речевое

высказывание в

соответствии с

грамматическими и

синтаксическими

нормами языка

3.

Работа над

новой темой

»

открытие

)

нового знания

(30

.)

мин

Формирование

представления о

значении творчества

А. Вознесенского в

русской литературе;

развитие навыков

совместной

поисковой

деятельности с

Участвуют в

интерактивном

.

диалоге

Представляют

подготовленные

сообщения согласно

заданным темам,

участвуют в

обсуждении

Направляет и

конкретизируе

т

интерактивны

,

й диалог

способствует

осмыслению

студентами

,

Беседа активный

,

подводящий диалог

,

наблюдение

обобщающий диалог

:

Личностные

формирование

-

ценностно

смысловой и

-

нравственно

эстетической

ориентации

.

обучающихся

11

привлечением

различных

источников; развитие

самостоятельности в

планировании и

осуществлении

учебной деятельности

и организации

учебного

сотрудничества с

педагогом и

;

сверстниками

развитие умения

,

анализировать

;

делать выводы

развитие интереса

и способности к

поиску способов

решения

поставленной

;

задачи развитие

речевых умений и

навыков

вопросов по

изложенному

материалу.

Читают

наизусть

стихотворения

.

А

,

Вознесенского

,

анализируют

пытаются

-

постичь фило

софский смысл

каждого

поэтического

.

текста

основных

понятий по

.

теме урока

Контролирует

и

корректирует

работу

.

обучающихся

Направляет и

консультирует

обучающихся в

случае

возникновения

.

затруднений

Организует

-

самос

тоятельную

деятельность

,

студентов

направленную

на достижение

конечного

.

результата

:

Познавательные

владение навыками

поисковой

деятельности с

привлечением

различных

;

источников

умение

интерпретировать

,

информацию

полученную из

различных

;

источников

владение умениями и

,

навыками анализа

,

сравнения

,

обобщения

выделения главной и

вспомогательной

;

информации умение

строить речевое

.

высказывание

:

Регулятивные

умение

самостоятельно

,

осуществлять

контролировать и

12

корректировать

;

деятельность

выбирать

пути достижения

поставленной цели

:

Коммуникативные

,

умение ясно логично

и точно излагать

,

свою точку зрения

строить

монологические

высказывания

(

создавать

),

собственные тексты

использовать

адекватные языковые

;

средства

умение обмениваться

,

,

мыслями оценками

суждениями в

режиме диалога

4.

,

Рефлексия

предметная и

.

эмоциональная

Подведение

итогов учебного

занятия

Развитие у

обучающихся

навыков

познавательной

рефлексии как

осознания

Обучающиеся

осмысливают

свое восприятие

изучаемых

,

событий

составляют

Организует

диалоговое

,

общение

стимулирующе

е

рефлексивную

,

Беседа

самооценка

:

Личностные

умение оценивать

усваиваемое

,

содержание урока

исходя из

социальных и

13

(5

)

мин

совершаемых

ими действий и

мыслительных

,

процессов

результатов

,

деятельности

границ своего

знания и

,

незнания новых

познавательных

задач и средств

;

их достижения

развитие навыков

эмоциональной

рефлексии как

одного из

способов

оценивания

своего

эмоционального

состояния на

этапе

завершения

;

работы

контроль и

оценка процесса

и результатов

синквейн

деятельность

обучающихся и

оценку ими

.

своей работы

Подводит

итоги

проделанной

.

работы

Оценивает

работу

обучающихся

личностных

.

ценностей

:

Познавательные

умения обобщать и

систематизировать

приобретенную на

;

уроке информацию

умение

анализировать свою

деятельность на

.

уроке

:

Регулятивные

оценка собственных

.

достижений

:

Коммуникативные

умение с

достаточной

полнотой и

точностью выражать

свои мысли в

соответствии с

задачами и

условиями

коммуникации

14

деятельности

5.

Инструктирова

-

ние о

выполнении

домашнего

задания

(2

.)

мин

Ознакомле

ние с

домашним

,

заданием

детализаци

я

информаци

и по его

выполнени

ю

Восприни

мают и

осмыслив

ают

домашнее

,

задание

задают

вопросы

(

при

необходи

)

мости

Инструктирует

обучающихся

по

выполнению

домашнего

задания

,

Сообщение

инструктирование

:

Личностные

осознание

практической и

личностной

значимости

.

домашнего задания

:

Познавательные

самостоятельное

решение проблем

вариативного

.

характера

:

Регулятивные

планирование

,

.

саморегуляция

:

Коммуникативные

умение формировать

и формулировать

.

свою точку зрения

Строить речевое

высказывание в

соответствии с

грамматическими и

синтаксическими

.

нормами языка

15

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1.

(

)

Этап

мотивации

самоопределения

к

учебной

деятельности

.

Преподаватель

!

.

Добрый день Начнем наш урок

Вступительная

беседа

со

студентами

сопровождается

.

электронной презентацией

Урок я хотела бы начать с показа видеофрагмента одного

,

очень известного музыкального спектакля поставленного в жанре

-

.

рок оперы

Предлагаю всем вместе

насладиться

знаменитой

.

музыкой и исполнением не менее знаменитых актеров Внимание

.

на экран

Демонстрируется

слайд

электронной

презентации

с

.

видеороликом

.

Преподаватель

,

Знакомо ли вам произведение

фрагмент

которого был

? (

:

-

«

»

сейчас представлен

предполагаемый ответ рок опера

Юнона

и

«

»).

Авось

,

-

,

.

.

Знаете ли вы кто является автором слов рок оперы т е кто

?

(

:

написал

к

ней

либретто

предполагаемый

ответ

Андрей

)

Вознесенский

,

,

«

»

«

» -

Да действительно это

Юнона

и

Авось

первая и самая

-

.

известная рок опера на российской сцене Её авторы

композитор

.

Алексей Рыбников и поэт Андрей Вознесенский

.

Преподаватель

,

Как вы думаете

почему я предложила вам

?

,

-

,

посмотреть этот видеофрагмент

Может быть кто то знает какую

знаменательную

дату

отмечает

сегодня

литературная

?

общественность

.

Обучающиеся

.

Предполагаемый

ответ

Сегодня

день

,

,

,

рождения поэта Андрея Вознесенского

и

как мы уже сказали

-

«

»

«

»

автором слов

рок оперы

Юнона

и

Авось

является

Андрей

.

Вознесенский

2.

.

Этап актуализации опорных знаний Определение

.

темы урока Целеполагание

.

Преподаватель

,

,

12

,

Действительно

сегодня

мая

день

.

90

.

рождения Андрея Вознесенского

Ему бы исполнилось

лет

Предлагаю сегодняшний

,

урок посвятить этому гениальному поэту

16

,

,

окунуться в мир его удивительной поэзии почитать его стихи

.

поговорить о его уникальном творчестве

,

.

.

,

Попробуйте сформулировать тему урока т е определить то о

.

чем мы будем говорить на занятии

Предполагаемые ответы обучающихся

:

.

Жизнь и творчество А Вознесенского

.

.

Поэзия А Вознесенского

.

Преподаватель

Вы практически

верно

определили

тему

.

занятия Но мы не сможем в рамках одного урока охватить всю

.

жизнь и творчество поэта

Предлагаю сегодня остановиться на

основных вехах жизни и творчества Андрей Вознесенского и

,

,

обратиться лишь к некоторым его стихотворениям тем которые

-

.

характеризуют Вознесенского как выдающегося автора новатора

,

:

Итак

предлагаю обозначить

тему

урока метафорически ярко

«

».

Архитектор новой поэзии

Андрей Вознесенский

Тема

урока

отображается

на

слайде

в

электронной

.

презентации

.

Обучающиеся записывают тему урока

Преподаватель

.

,

,

Чем же мы исходя из обозначенной темы

?

?

должны заниматься на уроке Какова цель нашего занятия

.

Обучающиеся

Познакомиться с основными этапами жизни и

.

,

творчества А Вознесенского выявив при этом новаторские черты

.

его поэтической манеры

(

)

Цель отображается на экране

.

Преподаватель

Какие

задачи

должны

мы

решить

для

?

достижения нашей цели

-

.

Познакомиться с основными этапами жизни и творчества А

.

Вознесенского

-

.

Выявить главные темы и мотивы в лирике поэта

-

.

Определить особенности творческой манеры

-

.

Отметить новаторские приемы в поэзии Вознесенского

3.

»

)

Работа над новой темой

открытие нового знания

.

Преподаватель

,

Чтобы лучше понять творчество любого поэта

.

надо знать его биографию

И сейчас вас познакомят с основными

этапами жизни и творчества

Андрея

Вознесенского студенты

,

,

.

Сорокин Игорь Щербина Степан Руднев Кирилл

17

.

Преподаватель

Андрей Вознесенский

поэт одаренный и

.

,

своеобразный

Ему

присуще

чувство

современности

тяга

к

,

.

многозначности образов

напряженный лиризм Он прославился

.

как строитель новой поэзии по форме и по содержанию Его поэзия

,

.

неповторима и уникальна творческие методы необычны

.

Обратимся к поэзии Андрея Вознесенского Каждое новое

.

стихотворение становилось событием Почти в каждой строчке

,

сквозил подтекст что было довольно непривычным и новым для

.

,

своего

времени

Несмотря

на

замалчивание

неизменным

оставалось

восторженное

почитание

поклонников

от

«

»

шестидесятников

до современной молодежи

проявляющееся

,

во всегда

переполненных залах

где проходили выступления

,

«

»

,

поэта в ценах

черного рынка

на сборники в переписанных от

.

руки текстах

В творчестве Андрея Вознесенского можно выделить такие

:

темы

Тема войны

Тема природы

Тема поэта и поэзии

Тема любви

Тема Родины

.

Обучающиеся записывают темы в тетрадь

Преподаватель

.

Обратимся к поэтическим строкам Андрея

.

Вознесенского Домашним заданием для вас было познакомиться с

предложенными мною стихотворениями Андрея Вознесенского и

.

выучить

наизусть

одно

из

них

Сейчас

мы послушаем эти

.

поэтические произведения и поговорим о них

Любование

красотой

родной

природы свойственно

для

.

творчества

Андрея

Вознесенского

Очень

красиво

звучит

«

».

стихотворение поэта

Красота груши

Кто сможет прочесть это

?

стихотворение

.

Обучающийся читает стихотворение

Красота груши

,

,

Груша заглохшая в чаще одна

.

я красоты твоей не нарушу

Ни для кого

лишь для меня

,

.

радуешь глаз радуешь душу

Сосны цветут

свечи огня

,

спрятав в ладошки будущих шишек

,

.

тянут от ветра тебе заслоня

18

,

Хочешь

кури хочешь

сватайся

.

к Мнишек

.

Нету тщеславия в наших лесах

.

Виснут черемухи свежие стружки

,

,

Только за то что от них вы в слезах

,

.

радуют глаз радуют душу

.

Преподаватель

Определите

главную поэтическую мысль

.

стихотворения

Обучающиеся

(

).

предполагаемый ответ

-

,

,

Для

него

груша

одинокая

в

чаще

явление

.

,

.

необыкновенное Только для него ни для кого более Она радует

.

красотой одинокого дерева О своей радости поэт рассказывает

,

так

что невольно каждому хочется

увидеть

эту заброшенную

.

грушу и восхититься ею тоже

.

Преподаватель

,

Поэт

умеет

видеть

красоту

родных мест

.

ценить её

«

…».

Следующее стихотворение В человеческом организме

Кто

?

прочитает

Обучающийся читает стихотворение

В человеческом организме

,

девяносто процентов воды

,

,

,

как наверное в Паганини

.

девяносто процентов любви

-

-

Даже если как исключение

,

вас растаптывает толпа

в человеческом

-

назначении

.

девяносто процентов добра

,

Девяносто процентов музыки

,

даже если она беда

,

так во мне

,

несмотря на мусор

.

девяносто процентов тебя

.

Преподаватель

.

Определите ключевую тему стихотворения

Обучающиеся

(

).

предполагаемый ответ

19

-

,

Ключевая тема произведения

любовь богатство и красота

.

,

внутреннего мира человека Автор показывает что люди состоят из

,

,

.

любви и доброты поэтому зло ненависть им чужды

.

Преподаватель

?

К чему призывает автор

Обучающиеся

(

).

предполагаемый ответ

-

,

Андрей Андреевич призывает людей прислушаться к себе

,

.

присмотреться и обнаружить состав который обнаружил он сам

Преподаватель

.

,

Несомненно

автор верит в силу любви и

.

подчеркивает значимость своих чувств

«

».

Обратимся к стихотворению Гойя

Стихотворение одно из

.

ранних посвящено первому году Великой Отечественной войны

,

Сам поэт видел войну ребенком тогда же получил от отца книгу с

.

,

работами испанского художника Ф Гойи

«

».

цикл

Бедствия войны

Выражение всенародного и личного горя в этом стихотворении

.

-

необычно

Он сравнивает себя с Гойей и по своему описывает

.

ужасы войны

?

Кому из вас понравилось это стихотворение

.

Обучающийся читает стихотворение

Гойя

!

Я

Гойя

,

Глазницы воронок мне выклевал ворог

.

слетая на поле нагое

.

Я

Горе

Я

голос

,

Войны городов головни

.

на снегу сорок первого года

.

Я

Голод

Я

горло

,

,

,

Повешенной бабы чье тело как колокол

било над площадью голой

!

Я

Гойя

,

О грозди

!

Возмездья Взвил залпом на Запад

!

я пепел незваного гостя

И в мемориальное небо вбил крепкие звезды

.

Как гвозди

20

.

Я

Гойя

.

Преподаватель

?

В чём необычность этого стихотворения

(

).

Обучающиеся предполагаемый ответ

-

,

,

Интонация

пронзительная

почти

гипнотическая

ритм

.

рваный и разный

«

».

Особенно заметна конструкция

го

Преподаватель

.

Какие

образные

средства

и

лексику

?

использует поэт

(

).

Обучающиеся предполагаемый ответ

-

:

.

:

,

,

Эпитет

мемориальное небо Сравнения тело как колокол

,

.

:

,

.

звезды

как

гвозди

Инверсия

взвил

я

выклевал

ворог

:

.

Просторечие баба

.

Преподаватель

Выбор именно этих средств подчеркивает

.

общенародность

беды

Обратите

внимание

на

пронзительную

,

:

,

!

интонацию на высокопарное восклицание

о грозди возмездья

,

.

Здесь и кара и воздаяние

«

»:

Залпом на Запад пепел незваного гостя

так был развеян

XVII

.

пепел

Лжедмитрия

в

веке

Так

будет

и

с

нынешними

.

захватчиками

.

Преподаватель

,

Андрей Вознесенский жил в эпоху когда за

,

,

,

правду неугодную властям жестоко наказывали чему очень часто

.

подвергались

поэты

Цензура

неустанно

следила

за

каждым

,

.

произведением которое собирались представить публике Многие

.

.

.

служители

пера

заплатили

жизнями

за

правду

Им

А А

«

».

Вознесенский посвятил произведение

Русские поэты

Кто из вас

?

выучил это стихотворение

.

Обучающийся читает стихотворение

Русские поэты

,

Не пуля так сплетня

.

их в гроб уложила

,

Не с песней а с петлей

.

их горло дружило

,

И пули свистели

,

как в дыры кларнетов

в пробитые головы

.

лучших поэтов

.

Им свищут метели

21

.

Их пленумы судят

.

Но есть Прометеи

.

И пленных не будет

Несётся в поверья

.

верстак под Москвой

А я подмастерье

.

в его мастерской

,

,

Свищу как попало

.

и так и сяк

.

Лиха беда начало

.

Велик верстак

.

Преподаватель

.

Определите тему стихотворения

(

).

Обучающиеся предполагаемый ответ

-

Тема стихотворения

трагическая судьба лучших русских

.

,

поэтов

Автор

разоблачает

несправедливость

и

жестокость

.

порожденную властью

.

Преподаватель

Что

попытался

выразить

поэт

в

:

четверостишии

.

Им свищут метели

.

Их пленумы судят

.

Но есть Прометеи

.

И пленных не будет

(

).

Обучающиеся предполагаемый ответ

-

,

,

Метели в

этом контексте

символ несчастья

сплетен

.

,

гонений Но мастерам пера не страшны эти невзгоды ведь среди

.

них есть

Прометеи

Автор не зря проводит

параллель

между

.

могущественным титаном и поэтами

Античный герой принес

,

людям искру вечного огня поэты же несут в народ огонек правды

.

надежды

.

Преподаватель

,

Как вы думаете

что предполагают

слова

«

»?

верстак и подмастерье

(

).

Обучающиеся предполагаемый ответ

-

,

,

.

Поэтический процесс

запущенный лучшими поэтами

А

.

Вознесенский называет верстаком Себя же автор считает лишь

.

,

подмастерьем Эта деталь намекает на то что Андрей Андреевич

22

,

,

не считает себя гениальным поэтом но гордится тем что вносит

.

свою лепту в словесное искусство

Преподаватель

.

.

А Вознесенский прославляет честь и доблесть

,

,

русских поэтов

готовых достойно выполнять свою миссию не

,

только поэзией но и

,

видеомами в которых нет привычных

:

,

строф слова

выстраиваются

в

геометрические

фигуры а

.

предметы заменяют буквы или части слов

,

Он считал что такая

.

визуальная поэзия соединяет зрительное восприятие с духовным

(

).

Запишем этот термин в тетрадь

,

Будучи архитектором по образованию он решил объединить

.

текст

и

изображение

в

едином методе

Часто

в

видеомах

,

,

,

,

фигурируют поэты

Пастернак Ахматова Есенин Маяковский

.

Набоков

Вознесенский искал точную метафору для их жизни и

:

,

творчества Набоков ассоциируется с бабочкой Анна Ахматова

с

,

:

Летним садом а фигура Маяковского прочитывается через ребус

«

+

=

»,

,

Поэт

пуля

популярность

Пастернак

распятие Есенин

слово

«

».

.

повешен

Вот такая архитектура слов у Андрея Вознесенского

.

Преподаватель

Во

многих

стихотворениях

Андрея

,

,

Вознесенского

звучит

тема

России

Родины

получая

порой

.

1993

«

необычное звуковое воплощение В

году в журнале

Дружба

»

«

народов

опубликован безразмерный молитвенный сонет

Россия

».

воскресе

В

этих

стихах

прозвучала

вера

поэта

в

будущее

.

спасение России Сейчас хотелось бы послушать стихотворение

«

»

Россия

воскресе

и

этим

произведением

закрыть

нашу

.

?

поэтическую страницу Кто желает продекламировать

.

Обучающийся читает стихотворение

Россия воскресе

.

Россию хоронят

.

Некрологи в прессе

Но я повторяю

.

Россия воскресе

Помолимся вместе

,

,

за тех кто в отъезде

За ближних и дальних

,

помолимся вместе

,

За тех кто страдает

,

и кто в мерседесе

,

За бомжа что спит

23

,

не на вилле Боргезе

Пусть с помощью Божьей

!

Россия воскресе

Преподаватель

.

,

"

Андрей Вознесенский верил

что

Россия

",

.

,

воскресе

как воскрес Христос Она воскресе из тьмы в которую

...

была погружена

Загадочные миры стихов Андрея Вознесенского

,

С

совершенно

неповторимой

архитектурой

что

не

,

,

,

,

удивительно образами идеями законами и нормами а часто

их

.

,

полным отсутствием В них чувствуешь себя то своим человеком то

,

.

пришельцем то сталкером

,

,

.

Но однажды в них побывав

их уже никогда не забудешь

!

.

Неподражаемый был поэт И останется таким ещё на многие годы

.

Мы начали урок с музыкального фрагмента Предлагаю вновь

,

.

.

обратиться к песне написанной на слова А Вознесенского Она

давно стала визитной карточкой исполнителей Сергея и Татьяны

.

,

Никитиных Слова этой песни содержат девиз всей жизни поэта

.

,

,

выражают его жизненное кредо Послушайте пожалуйста песню

«

»

:

Вальс при свечах

и постарайтесь найти ответ на вопрос

в чем

?

состоит девиз жизни Андрея Вознесенского

(

).

Обучающиеся предполагаемый ответ

-

,

.

Нужно жить здесь и сейчас нужно жить всегда с любовью

.

Преподаватель

.

Совершенно верно Вознесенский не любил

,

,

ворошить прошлое он считал что нужно жить настоящим

живите

»)

,

,

при сейчас

и в этом настоящем радоваться творить приносить

.

,

пользу И главной спутницей в жизни должна быть любовь человек

»)!

всегда должен испытывать чувство любви

любите

при всегда

!

Жить сейчас и любить

вот его девиз

4.

.

Рефлексия Подведение итогов учебного занятия

.

Преподаватель

.

Вот и подошел к концу наш урок

Сегодня мы

,

говорили о поэзии Андрея Андреевича Вознесенского читали и

.

анализировали

его

стихи

Я

предлагаю

резюмировать

,

,

информацию

изложить

идеи

чувства

и

представления

в

-

.

нескольких словах

составить синквейны Мы уже знакомы с этим

.

.

приемом Порядок составления представлен на слайде

24

Обучающиеся

делятся

на

две

команды

и

составляют

синквейны

Первая

команда

составляет

синквейн

к

«

»,

словосочетанию

Андрей

Вознесенский

а

другая

к

«

».

словосочетанию Поэзия Андрея Вознесенского

.

Преподаватель

-

,

Андрей

Вознесенский

русский

поэт

.

знаковая фигура минувшего века Он принадлежал к поколению

”,

.

шестидесятников

свершивших революцию в нашей поэзии Им

,

увлекались тысячи и тысячи людей он влиял на умы молодёжи

.

своего времени

.

Поэт

прожил непростую и счастливую жизнь

,

.

Пережив соблазны и опалы он остался в России и с Россией Со

,

.

всей ее непростой историей частью которой стал еще при жизни

Не отрекусь

от каждой строчки прошлой

Не откажусь

от жизни торопливой

Толпа кликуш

,

,

:

ждет хохоча у двери

«

,

Кус его кус

,

,

,

.

Все что сказал вздохнув удостоверю

.

Не отрекусь

.

Преподаватель

,

Хочу

поблагодарить

вас

за

трепетное

.

,

благоговейное отношение к нашему гению А Вознесенскому к его

.

творчеству и наследию

,

А наш урок подошел к концу и мы переходим к выставлению

.

оценок

5.

Инструктирование о выполнении домашнего задания

.

Сегодня

у

нас

будет

необычное

домашнее

задание

Я

,

предлагаю записать

смысловые

ассоциации

возникающие

в

.

воображении при произнесении имени Андрея Вознесенского Вы

,

,

записываете имя и фамилию поэта подбираете слова схожие с

. (

,

-

,

,

).

ними по звучанию Например Марина

море ария малина

Затем

-

.

пишите фразы смысловые ассоциации

25

26



В раздел образования