Автор: Белоус Дарья Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Таганрогский музыкальный колледж"
Населённый пункт: г.Таганрог
Наименование материала: Методическая разработка урока по литературе
Тема: «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики»
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«ТАГАНРОГСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка урока по литературе на тему:
«А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Основные темы и
мотивы лирики»
Разработчик: Белоус Д.В.,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ РО «ТМК».
г.Таганрог 2023
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики.
Цели урока:
- определить с основные темы и мотивы лирики Пушкина;
- познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой А.С.Пушкина,
вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
- изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения,
интерпретации личности поэта;
- сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.
Задачи: охарактеризовать основные мотивы лирики. Проверить ЗУН по данной теме.
Воспитание интереса к личности и творчеству А. С. Пушкина, высоких
нравственных идеалов на примере пушкинской поэзии.
Оборудование: компьютер, интерактив, слайды, фонозаписи.
«
Литература» учебник для студ. сред. проф. Учеб. заведений.
Г. А.Обернихина, И.
Л. Вольнова, Т. В. Емельянова и др.; под ред. Г. А.Обернихиной 15-е изд., стер. - М.:
2017. - 656
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837).
Содержание:
1. Детство и семья Пушкина.
2. Лицейский период (1813 - 1817)
3. Петербургский период (1817-1820)
4. Период южной ссылки (1820-1824)
5. Период Михайловской ссылки (1824-1826)
6. Период второй половины 20-х годов (1826-1830)
7. Болдинская осень 1830
8. Период 30-х годов (1831-1837)
Периодизация творчества
1. Александр Сергеевич Пушкин — великий русский национальный поэт,
основоположник современного русского литературного языка. Творчество
Пушкина удивительно разносторонне как с точки зрения идейно-тематического
содержания, так и художественного его воплощения. Но можно выделить
определенные особенности, связанные с периодизацией творчества писателя.
А. С. Пушкин родился в Москве в старинной дворянской семье. Мать поэта,
Надежда Осиповна Ганнибал, происходила от Абрама Ганнибала, «арапа Петра
Великого». Отцом его был Сергей Львович Пушкин, потомок дворянского рода,
обладающего в ХVIII веке значительным имуществом. Семья Пушкиных вела
широкую, открытую жизнь, у них царила атмосфера литературного любительства.
2
В доме была очень большая библиотека. Сам Сергей Львович писал стихи в
альбомы своих знакомых, сочинял каламбуры, любил декламировать Мольера.
Дядя Пушкина, Василий Львович Пушкин, был известным в своем кругу поэтом.
Частыми гостями семьи были известные писатели – Державин, Карамзин,
Жуковский, Дмитриев, Батюшков.
Пушкин с детства изучал французский язык и свободно читал в подлиннике
Вольтера и Руссо. По замечанию младшего брата, Александр «проводил бессонные
ночи и тайком пожирал книги одна за другой».
Семейная обстановка не была для юного поэта слишком благоприятной.
Любовь Пушкиных к светским развлечениям, некоторая безалаберность в ведении
хозяйства, вспыльчивый нрав Надежды Осиповны – все это затрудняло его
общение с родителями. Кроме того, Пушкин не был любимым ребенком, Надежда
Осиповна отдавала явное предпочтение другим детям – Ольге и Льву. Первыми
воспитателями поэта были французы. (Первым воспитателем был Граф Монфор,
человек образованный, музыкант, живописец; потом Русло, который писал хорошо
французские стихи, далее Шедель и др. )
Противодействовала этой атмосфере засилья французского языка бабушка
поэта по матери, Мария Алексеевна Ганнибал. Ан.Ан.Дельвиг «еще в Лицее
приходил в восторг от ее письменного слога, от ее сильной простой русской речи».
Очень любил Пушкин и свою няню, Арину Родионовну, знавшую большое
количество сказок и русских народных песен. Стоит отметить и дядьку поэта,
Никиту Козлова, который явился прообразом Савельича в повести «Капитанская
дочка». Навсегда запомнил поэт их совместные прогулки по Москве. Уже в детстве
Пушкин пытался сочинять стихотворения, написал даже поэму и комедию. В 1811
г. Пушкина определили в Лицей, который открылся осенью того же года в Царском
Селе. Во главе его стоял люди достаточно прогрессивных убеждений (В.Ф.
Малиновскй). Благодаря лучшим преподавателям – А.П. Куницыну, И.К.
Кайданову, П.Е. Георгиевскому, Д.И. Кудри – в Лицее торжествовал тогда
либеральный дух. Среди лицеистов оказалось много поэтов, ценителей
литературы. Пушкин подружился с И. Пущиным, А. Дельвигом, В.
Кюхельбекером. Первые лицейские стихи датируются примерно серединой 1813
года.
2. Лицейский период (1813-1817) — время «ученичества», когда поэт пробует
себя в различных жанрах и стилях, учится у своих литературных
предшественников — Г.Р. Державина, В.А. Жуковского и других. Более двадцати
стихотворений было написано им в 1814 году, одно из них было напечатано в
июльском номере «Вестника Европы». И уже в 1815 году он пишет поэму «Бова»,
примером которой послужила одноименная повесть Радищева. (
Бова
́
Короле
́
вич — герой
русского фольклора, богатырской повести, а также многочисленных лубочных произведений ХVI века.
)
3
В период Отечественной войны 1812 года лицеисты переживают большой
патриотический подъем. С живым участием провожали они проходящие через
Царское Село русские войска. Вот как писал об этом Пушкин в «Воспоминаниях в
Царском Селе»:
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря.
Пушкин – лицеист страстно увлекается литературой. Он читает Державина,
Жуковского, Батюшкова, сам пишет очень много.
Сижу ли с добрыми друзьями,
Лежу ль в постели пуховой,
Брожу ль над тихими водами
В дубраве темной и глухой,
Задумаюсь – взмахну руками,
На рифмах вдруг заговорю.
В этот период Пушкин начинает посещать литературный кружок «Арзамас»,
где получает прозвище «Сверчок». И в это же время поэт знакомится с Чаадаевым,
дружбу с которым сохранил на многие годы.
Замечательным событием в жизни юного поэта становится переводной
публичный экзамен 1815 года, на котором присутствовал Г.Р. Державин. Пушкин
читал свои «Воспоминания в Царском Селе» - Державин был в восторге. Он хотел
обнять юношу, но тот в смущении убежал. «Вот кто меня заменит!» - заметил
Державин. Об этом событии Пушкин вспоминает в 8 главе романа «Евгений
Онегин»:
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
В лицейских стихах Пушкина образ поэта – это зачастую образ беспечного
певца любви, дружбы и пиров. Многие произведения его этого периода
подражательны. На них ощутима несомненная печать классицизма, а также
романтизма Жуковского и Батюшкова.
3. Петербургский период (1817-1820).
В 1817 году, окончив Лицей, поэт поселился в Петербурге и поступил в
Коллегию иностранных дел. Однако служба не интересовала поэта. Он увлекается
театром, балами, заводит романы, участвует в дуэлях. В этот период Пушкин
близко сходится П.Я Чаадаевым, Пав.Алексан. Катениным. Он становится членом
«Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», вступает в
4
литературно – политическое общество «Зеленая лампа». Петербургский период
(1817-1820) связан с созданием целого ряда стихов с остро политической
тематикой: о свободе и тирании, просвещении и косности, необходимости
серьезных перемен в жизни страны («К Чаадаеву», «Деревня»). В стихотворении
«К Чаадаеву» (1818) звучит пламенный призыв к молодой России «вспрянуть ото
сна» и верить в близящийся восход «звезды пленительного счастья» — свободы.
Оно интересно и своей новаторской формой, поскольку в нем гражданские мотивы
органически соединяются с интимными: элегическое начало стихотворения
сменяется в середине гражданским пафосом, создавая гармоничное единство.
«Деревня» (1819) посвящена теме крепостничества. От идиллического пейзажа,
открывающего стихотворение, поэт резко переходит к политическому памфлету, в
котором точными и яркими красками рисует главные черты крепостного права:
«рабство тощее» и «барство дикое». Развивая идеи просвещенной монархии,
Пушкин надеется, что сможет увидеть «народ неугнетенный / И рабство, падшее
по манию царя». Сочетание актуальной тематики, идей, близких декабристским
взглядам, и новаторской формы выражения сделало вольнолюбивые стихи
Пушкина необыкновенно популярными среди молодежи и вызвало гнев в
правительственных кругах. Пущин приводит высказывание Александра I о поэте:
«он наводнил всю Россию возмутительными стихами». Поведение поэта казалось
вызывающим. В начале апреля 1820 г. Пушкин принес в театр портрет Лувеля –
убийцы наследника французского престола, герцога Беррийского. На портрете
стояла надпись: «Урок царям». Император был крайне недоволен поведением
поэта: Пушкину грозила ссылка в Сибирь или на Соловки. Однако благодаря
ходатойству Жуковского и Карамзина поэт был отправлен на юг, в распоряжение
генерала И.Н.Инзова, наместника Бессарабии.
Однако прибыв в Екатеринослав, Пушкин тяжело заболел. Ехавшие на Кавказ
Раевские ходатайствовали о его поездке на Кавказ для лечения. Так, Пушкин
посетил Крым и Кавказ. По возвращении из своего путешествия поэт переехал в
Кишенев, где прожил почти три года. Там он познакомился с членами «Южного
общества» декабристами. В результате поэт был отправлен в ссылку на Юг
(официально — переведен по службе).
4. Период южной ссылки (1820-1824) — расцвет романтизма в
поэзии Пушкина: начинают преобладать романтические мотивы одиночества и
тоски, появляется разочарование в своих прежних идеалах и главное — неверие в
возможность их осуществления («Свободы сеятель пустынный...», 1823). Вместе с
тем меняется и представление о свободе: на первый план выходит идея свободы
отдельной романтической личности, а не гражданская или политическая свобода
(«К морю», 1824). В этот период он создает стихотворения, отличающиеся
чистотой и глубиной переживаний («Мой друг, забыты мной следы минувших
5
лет», «Умолкну скоро я», «Простишь ли мне мои ревнивые мечты»).
Вольнолюбивые мотивы часто выражаются в образе узника, стремящегося
вырваться из тюрьмы («Узник», 1822), а символом свободы становятся орел, горы,
море или же бушующий океан («Погасло дневное светило...», 1820). Размышления
о границах свободы человека в споре с судьбой звучат в балладе «Песнь о вещем
Олеге» (1822). В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824)
поставлены вопросы свободы творчества «в век железный», когда искусство
становится предметом торга («Не продается вдохновенье, но можно рукопись
продать»). В этот период Пушкин пишет романтические («южные») поэмы
(«Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1822), «Братья-
разбойники» (1821), «Цыганы»), которые приносят ему славу лучшего русского
поэта-романтика.
Вскоре по ходатайству друзей Пушкин переведен из Кишенева в Одессу. Здесь
поэт продолжает работу над главным произведением — романом «Евгений
Онегин» (1823 – 1831).Теперь начальником Пушкина становится генерал –
губернатор граф Воронцов, натура очень сложная, своенравная. Со временем
между ними возник конфликт. Одной из причин того явилась личная неприязнь
графа – Пушкин ухаживал за его женой, графиней Воронцовой. В письмах поэт
называет Воронцова «придворным хамом и мелким эгоистом».
«Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным, наконец.»
Из – за конфликта с Воронцовым тайное наблюдение за ссыльным поэтом
усилилось. Вскоре на основании одного из перехваченных писем его обвинили в
атеизме, уволили со службы и отправили в новую ссылку – в Михайловское.
5. В период Михайловской ссылки (1824-1826), когда поэта за политические
и атеистические взгляды отправляют в родовое имение в Псковской губернии под
надзор полиции и церкви, происходит коренной переворот в его художественной
системе: происходит становление пушкинского реализма. Размышляя о
закономерностях отечественной истории, Пушкин создает трагедию «Борис
Годунов» (1825), с которой принято начинать отсчет русскому реализму. Здесь
продолжается работа над первым русским реалистическим романом «Евгений
Онегин» (1823-1831), создается целый ряд шедевров реалистической лирики.
Тематика ее разнообразна: это стихи о любви («К*** («Я помню чудное
мгновенье...»), 1825; «Признание», 1826) и дружбе («19 октября («Роняет лес
багряный свой убор...»), 1825; «И.И. Пущину», 1826), о русской природе («Зимний
вечер», 1825; «Люблю ваш сумрак неизвестный...», 1825), о человеке и Боге
(«Подражания Корану», 1824), о творчестве («Пророк», 1826).
6
Одиночество тяготило поэта. С большой радостью встречал он в Михайловском
своих друзей – сначала И.И. Пущина, а затем А.А. Дельвига. В Михайловском
Пушкин узнает о восстании декабристов, последующих казнях его предводителей
и ссылке в Сибирь многих участников, среди которых «друзья, товарищи, братья».
С большим негодованием и волнением он воспринимает происходящие события,
беспокоится о судьбах своих друзей. В начале сентября 1826 года поэт был вызван
в Москву, где ему предстояла встреча с новым императором — Николаем I,
решившим «приблизить» опального поэта, став его личным цензором. Известно,
что Пушкин во время аудиенции был смел и откровенен. На вопрос Николая,
принял ли бы он участие в восстании, если бы находился тогда в Петербурге, поэт
ответил утвердительно. Пушкин провожал жен декабристов и передал с ними свои
стихи («В Сибирь», «Мой первый друг, мой друг бесценный!»).
С 1826 – 1831 гг. жизнь поэта – бесконечные скитания и переезды. Он живет в
Москве и Подмосковье, то в Михайловском, то в Петербурге. В 1830 г. Пушкин
просит руки Н.Н. Гончаровой.
6. После возвращения из ссылки — период второй половины 20-х годов
(1826-1830) — в творчестве Пушкина продолжают развиваться реалистические
тенденции, о чем свидетельствуют такие стихи, как «Зимняя дорога» (1826),
«Няне» (1826), «Зимнее утро» (1829). В этот же период создается целый цикл
стихотворений, посвященных вопросам творчества, взаимоотношений поэта и
общества («Поэт», 1827; «Поэт и толпа», 1828; «Поэту», 1830). Размышления о
свободе и тирании теперь приобретают характер философских раздумий («Анчар»,
1828), но поэт не забывает и о своих друзьях, боровшихся за свободу и
оказавшихся в опале («Во глубине сибирских руд...»,1827). В ряде стихов Пушкин
непосредственно обращается к царю с призывом к милосердию («Стансы», 1827),
при этом он сравнивает его с великим предшественником — Петром I.
Именно ему посвящена поэма на историческую тему — «Полтава» (1828).
Большое место в творчестве Пушкина этого периода занимают стихи о любви («На
холмах Грузии лежит ночная мгла...». 1829; «Я вас любил: любовь еще, быть
может...», 1829). Но он чувствует, что прошло время романтических увлечений,
мечтает о семье и своем доме. Встреча с Натальей Николаевной Гончаровой
определяет его судьбу. Перед свадьбой Пушкин отправляется в Нижегородское
имение Болдино, чтобы вступить во владение имением, которое отец подарил ему
к свадьбе. Однако волею судьбы остается в Болдино на три месяца: в Москву въезд
был закрыт в связи с карантином по случаю холеры. Три осенних месяца 1830 года,
проведенных здесь поэтом, оказались необыкновенно плодотворными: это был
настоящий творческий взрыв. Это время расцвета поэтического гения Пушкина.
7. Принято выделять произведения, созданные за эти три месяца, в отдельный
период — Болдинская осень (сентябрь-ноябрь 1830 г.). В это время написано
7
множество лирических стихотворений, каждое из которых можно назвать
шедевром («Бесы», «Элегия («Безумных лет угасшее веселье...»), «Два чувства
дивно близки нам...», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы...», «Ответ
анониму», «Рифма», «Прощанье» и др.); завершена работа над романом «Евгений
Онегин»; создан цикл драматических произведений — «Маленькие трагедии»
(«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время
чумы»); написана первая книга художественной прозы — «Повести Белкина»
(«Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-
крестьянка»). И это далеко не все, что было создано всего за три месяца. Не зря
Болдинская осень Пушкина считается уникальным явлением не только в русской,
но и мировой литературе. В этот период писатель обращается к новым для него
темам, жанрам и формам, развивая и укрепляя позиции реализма. Созданные в это
время произведения становятся этапными. Так, повесть «Станционный
смотритель» открывает одну из важнейших тем русской литературы XIX века —
тему «маленького человека». Пушкин рассказывает о печальной судьбе бедного
чиновника Самсона Вырина, занимающего низшую ступень на социальной
лестнице, вызывая у читателя подлинное сочувствие к трагической судьбе
«маленького человека» и призывая задуматься над тем, почему так трудна жизнь
людей, подобных герою повести.
Вскоре после свадьбы Пушкин переезжает в Петербург, где снова поступает на
службу в Коллегию иностранных дел. Он начинает работать в архивах с целью
изучения материалов к истории Петра Великого. Тогда же он знакомится с
Гоголем, интересуется его творчеством.
8. Период 30-х годов (1831-1837) охватывает последние годы жизни Пушкина
— вершину творческой зрелости писателя. Его лирика достигает высочайшего
художественного совершенства и философской глубины («Осень», 1833; «Пора,
мой друг, пора! Покоя сердце просит...», 1834; «Туча», 1835; «...Вновь я
посетил...», 1835; «Отцы-пустынники и жены непорочны...», 1836; «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный...», 1836). Особенный интерес писатель проявляет к
истории. В 1833 году завершена лучшая из пушкинских поэм — «Медный
всадник», в которой звучит настоящий гимн Петербургу:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит».
Во всем противоречии здесь представлен образ Петра I и получает
продолжение тема «маленького человека», поставлена проблема личности и
государства.
В этот период становится очевидным тяготение Пушкина к прозе («лета к
8
суровой прозе клонят»). Так, тема Петербурга, возникшая еще в «Медном
всаднике», развивается в повести «Пиковая дама» (1834), показывающей страшную
власть денег над человеком и силу рока, тяготеющую над ним.
Размышления о закономерностях исторического процесса, его движущих силах
определяют одну из самых ярких тем пушкинской прозы — «русский бунт». В
неоконченном романе «Дубровский» (1832), наряду с романтической историей
любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского, точно и реалистически
достоверно нарисована картина произвола и беззакония богатых помещиков. В
борьбу за справедливость против Троекурова вступают не только дворяне (отец и
сын Дубровские), но и их крепостные крестьяне. Подлинной широты и глубины
исследование истоков и грозных последствий «русского бунта» достигает в романе
«Капитанская дочка» (1836), в центре которого самое значительное в русской
истории выступление народных масс — крестьянская война 1773-1775 годов под
предводительством Емельяна Пугачева. В этот период поэт увлечен темой
Емельяна Пугачева. Он едет в Казанскую и Оренбургскую губернии – в места,
связанные с восстанием Пугачева. Одновременно с работой над «Капитанской
дочкой» Пушкин пишет историческое исследование «История Пугачева» (1833),
но именно художественное произведение, основанное на тех же исторических
фактах, позволяет автору выразить самую важную для него идею. Введя в
историческую канву повествования историю любви Петра Гринева и Маши
Мироновой, Пушкин убеждает читателя в том, что милосердие и человечность
сильнее беспощадных законов «русского бунта». Эта гуманистическая идея
определяет не только последний роман великого русского писателя, но и все его
творчество в целом: «Общий колорит поэзии Пушкина... — внутренняя красота
человека и лелеющая душу гуманность». (В.Г. Белинский).
В конце 1835 г. Пушкин становится издателем и редактором журнала
«Современник». В 30 – е гг. отношения Пушкина со светским обществом все более
обострялись. Пушкин получил несколько анонимных писем, порочивших честь его
семьи. Поводом для конфликта послужило ухаживание француза Дантеса за
Натальей Николаевной. Пушкин вызывал его на дуэль. Однако дуэль была
расстроена просьбам приемного отца Дантеса, барона Л. Геккерена. Дантес
женился на Е.Г. Гончаровой. Но вскоре конфликт возобновился. Дантес продолжал
преследовать Наталью Николаевну. И в январе 1837 года Пушкин отправляет
барону Л. Геккерену письмо, результатом которого стала дуэль, состоявшаяся 27
января 1837 г., во время которой поэт был смертельно ранен. Через два дня (29
января) Пушкина не стало. Похоронен он был в Святогорском монастыре.
Основные темы и мотивы лирики.
Лирика.
9
Лирику Пушкина принято подразделять по тематике на несколько основных
групп: лирика, посвященная темам поэта и поэзии, любви и дружбы;
вольнолюбивая, гражданско-патриотическая, философская, пейзажная лирика
(внутри групп используется хронологический принцип):
1. Вольнолюбивая лирика: «К Чаадаеву», «Деревня», «Погасло дневное
светило...», «Узник», «Свободы сеятель пустынный...», «К морю», «19 октября»
(«Роняет лес багряный свой убор...»), «Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный...».
(Вольнолюбивая лирика Пушкина берет истоки в тех событиях, которые
волновали русское общество начала XIX века. Тринадцатилетний лицеист стал
свидетелем победы русского оружия над Наполеоном в Отечественной войне 1812
года, испытал чувство гордости за свой народ, отстоявший свободу своей
Отчизны. А после всеобщего ликования вчерашние герои-патриоты были
возвращены в прежнее рабское состояние. Это заставило гуманных,
просвещенных дворян искать пути освобождения русского народа. Так родились
революционные идеи декабристов, которые разделял талантливый поэт Пушкин и
которые нашли отражение в его вольнолюбивой поэзии.)
2. Гражданско-патриотическая лирика: «К Чаадаеву», «Деревня», «Во
глубине сибирских руд...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
3. Философская лирика: «Свободы сеятель пустынный...», «Анчар»,
«Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Бесы»,
«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Туча», «Вновь я посетил...».
4. Пейзажная лирика: «Погасло дневное светило...», «К морю», «Зимняя
дорога», «Анчар», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Вновь я посетил...».
(Пушкин задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле
человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и
бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому
философские мотивы пронизывают все его творчество.)
5. Тема поэта и поэзии: «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»,
«Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
(Тема поэта и поэзии у Пушкина многомерна и включает в себя несколько
компонентов. Первое, чем характеризуются взгляды поэта, это гражданская
поэзия, продолжение традиции Радищева и Рылеева, выступление против
крепостничества. Поэт, по Пушкину обязан выступать против рабства во всех
его формах.)
6. Тема любви и дружбы: «К Чаадаеву», «Погасло дневное светило...», «19
октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «К***» («Я помню чудное
мгновенье...»), «Няне», «Во глубине сибирских руд...», «На холмах Грузии лежит
ночная мгла...», «Я вас любил...».
10
Следует учитывать, что стихотворения разных тематических групп могут
повторяться, поскольку у Пушкина часто в одном стихотворении можно выделить
несколько тем. Так, например, стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный
свой убор...») можно отнести к лирике дружбы, поскольку в нем речь идет о
лицейских друзьях поэта и оно посвящено дате основания Царскосельского лицея;
его можно рассматривать в связи с эволюцией темы свободы в творчестве Пушки-
на; в этом стихотворении выражены философские размышления поэта
о неумолимости хода времени, о связи мгновения и вечности, памяти и забвении, о
роли судьбы.
Поэма «Медный всадник».
Поэма «Медный всадник» (1833) стала вершиной поэмного искусства
писателя. Изучение исторических документов и глубокие размышления заставили
Пушкина во многом изменить свою позицию по отношению к личности и
преобразованиям Петра I. В материалах для «Истории Петра» он отмечал
противоречия личности и политики великого реформатора: «Разность между
государственными учреждениями и временными указаниями: первые суть плоды
ума обширного, исполненного доброжелательности и мудрости, вторые нередко
жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом». Это противоречие и стало
основой идейно-композиционной системы «Медного всадника». В поэме ясно
показана трагическая сторона исторического прогресса: неразрешимый конфликт
личности и государственных интересов. В связи с этим поднимается вопрос о цене
государственных преобразований и реформ, их роли в жизни простых людей. Если
в прологе Пушкин создает величественный образ Петра 1, а прекрасный город,
созданный по его воле, символизирует образ новой России, то в первой части
поэмы рисуется жизнь современника, «маленького человека» Евгения, волею
судьбы вынужденного столкнуться с тем, что явилось следствием петровских
преобразований. Это противопоставление поддержано и на стилистическом
уровне: вступление и эпизоды, связанные с «медным всадником» выдержаны в
традициях оды, а там, где речь идет о Евгении — (петербургская повесть), —
господствуют традиции реализма: описания подчеркнуто прозаичны, здесь мало
красочных метафор и сравнений.
Сюжетная часть поэмы строится на том, что во время наводнения гибнет
невеста Евгения, рушатся все его надежды на простую, но счастливую семейную
жизнь. Эти непритязательные планы описываются по контрасту с грандиозными
замыслами Петра, осуществление которых привело к возникновению не только
прекрасного города, новой столицы, но и новой страны. Образ стихии, которую
покорил Петр, — это не только «возмущенная Нева», но и стихийные начала
русской истории. Не случайно все художественные средства направлены на то,
чтобы предельно одушевить, олицетворить это стихийное начало. Картина
11
наводнения представляет собой развернутое сравнение — нападение разбойников:
«Осада! Приступ! Злые волны / Как воры, лезут в окна». Так житейская драма
скромного чиновника, «маленького человека» вырастает до уровня философского
обобщения: «Иль вся наша / И жизнь ничто, как сон пустой, / Насмешка неба над
землей?». Третья часть поэмы рисует прямое столкновение двух исторических сил
— Личности и Государства, Евгения и Медного всадника. Именно потому робкая
угроза — «Ужо тебе» — безумного человека, открывшего корень всех своих бед в
грозном «кумире на бронзовом коне», вызывает страшный гнев последнего: он всю
ночь преследует несчастного по пустынным улицам Петербурга. Эта
фантастическая погоня: завершается смертью «маленького человека». Его
трагическая судьба вызывает в читателе острое сочувствие и заставляет задуматься
над мучительным для автора вопросом: правомерно ли ради утверждения
разумного начала в русской государственности, ради петровских преобразований
жертвовать судьбой отдельного человека? Пушкин, как и Достоевский, никогда не
согласится с тем, что «цель оправдывает средства», но ответа на поставленный
вопрос поэма так и не дает.
Домашнее задание: выучить наизусть 2 стихотворения А.С. Пушкина, прочитать
поэму «Медный всадник».
Подготовка реферата по теме по выбору:
- Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина, ее связь с идеями декабристов
(«Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).
- Южные поэмы А.С.Пушкина, их идейно-художественные особенности,
отражение в поэмах черт характера «современного человека».
- Трагедия «Борис Годунов» А.С.Пушкина. Историческая концепция поэта и ее
отражение в конфликте и сюжете произведения.
- Декабристская тема в творчестве А.С.Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»)
- Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина
(«Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).
- Патриотические стихотворения А.С.Пушкина («Клеветникам России»,
«Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).
- Значение творческого наследия А.С.Пушкина. Пушкин и наша современность.
- Критики об А.С.Пушкине. В.Г.Белинский о Пушкине.
- Музыкальные произведения на сюжеты пушкинских творений (презентация
12