Напоминание

Неформальное общение подростков


Авторы: Каленова Ирина Александровна, Каленова Олеся Дмитриевна
Должность: учитель географии, биологии, химии, педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ "Карлинская сш им.И.С.Полбина"Майнского района Ульяновской области
Населённый пункт: с.Степное Матюнино
Наименование материала: статья
Тема: Неформальное общение подростков
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие позитивного неформального общения подростков в

школьном классе

Общение со сверстниками - важный фактор психического развития в

подростковом возрасте. И.С.Кон говорил о том, что одна из главных

тенденций подросткового возраста – переориентация общения с родителей и

учителей и вообще старших на ровесников.

Потребность в близких друзьях, с которыми находятся общие интересы и с

помощью которых подростки могут разобраться в себе, найти надежное

плечо и избавиться от чувства одиночества, у подростков очень велика и

значима. В этот период своей жизни они стремятся показать свою

независимость, пытаются доказать свою «взрослость» и освободиться от

родительской опеки. Все сказанное взрослыми воспринимается «в штыки» и

поэтому в этих отношениях наступает период отчуждения. У подростка

появляется стремление противопоставлять себя взрослым, отстаивать

собственную независимость и права. Для них важно не только одобрение их

поступков, но и возможность самостоятельно распоряжаться собой, а так же

признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального

равенства его прав с правами взрослого человека.

Поэтому по мере взросления подростков их отношения с друзьями

становятся все более открытыми, более эмоционально окрашенными, ведь

сверстник такой же как и я. Подросток равняется на своих сверстников,

решая «жизненно важные» проблемы, такие как: стремление к дружбе,

желание быть признанным и принятым, приобретение качеств взрослого

через равнение на "более взрослого" товарища, утверждение собственных

возможностей, защита собственного достоинства, взаимоотношения с другим

полом.

Подростки могут испытывать чувство одиночества из-за того, что им трудно

установить контакт с окружающими в силу низкой самооценки, в силу

испытываемых чувств тревоги или подавленности, из-за недоверия к людям

или скептического отношения к своим возможностям в тех или иных

ситуациях. Самостоятельные подростки справляются со своим одиночеством,

ставя перед собой какие-то цели; зависимые подростки преодолевают его,

полагаясь на внешнюю поддержку. Возникает необходимость стать членами

какой-то группы или компании, вызывающей их восхищение. Подростки

добиваются признания группы, приспосабливаясь к ней, добиваясь успехов в

чем-либо, участвуя в различных школьных мероприятиях, развивая в себе

качества, которые нравятся окружающим, и овладевая навыками общения.

Эту проблему, на их взгляд, может решить объединение подростков в

неформальные группы. В таких неформальных объединениях, как правило,

демонстрируется асоциальный образ жизни и это воспринимается

подростками как своеобразный формой протест против привычного уклада

жизни, опеки со стороны старших, удовлетворением потребности в общении

вне школьной системы. Количество неформальных объединений выросло и

продолжает расти. Поэтому обращение к теме их влияния на формирование

личности является, чрезвычайно актуальным и требует переориентации

внимания подростков. Возникает необходимость развития позитивного

неформального общения подростков в школьном классе. Но как достичь этой

цели? В настоящее время существует множество различных средств

формирования позитивных отношений подростков: тренинговые занятия,

индивидуальные средства, психологические тренинги. Прежде всего,

используя разнообразные методики, например, такие как «Диагностика

межличностных и межгрупповых отношений» , «Дом. Дерево. Человек»,

«Ку-сортировка Стефансона», «Незаконченные предложения», и т.д.

необходимо выявить особенности неформального общения подростков.

Проведенные исследования помогут определить направления дальнейшего

изучения проблемы: поиск перспективных тенденций в создании

продуктивно развивающей среды в рамках межличностных отношений

подростков в школьном классе.

Продуктивно развивающая среда является средством формирования

позитивных отношений, при реализации следующих условий:

• создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи;

• организация совместной деятельности, результирующим параметром

которой является общее эмоциональное переживание;

• построение и регулирование педагогом системы деловых отношений в

учебной группе;

• утверждение демократического стиля общения, основанного на принципах

безусловного принятия, конгруэнтности, эмпатии в рамках индивидуальной и

групповой работы с подростками;

• диалогизация межличностных отношений в неформальном общении

подростков со сверстниками.

Обобщая, хочу отметить, что общение подростков со сверстниками имеет

для них огромное значение. У подростка формируются ценности, которые

больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение со взрослыми

уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Отношения с

товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все

остальные стороны его поведения и деятельности. Следовательно, школьные

педагоги, психологи, а также родители должны уделять большое внимание

этой стороне жизни ребёнка-подростка, исходя из особенностей его общения

со сверстниками, строить воспитательную и учебную работу, выбирать

оптимальные пути к душе отрока, методы воспитательного воздействия на

него и т. д. Исходя из этого можно предложить некоторые рекомендации для

педагогов и родителей, которые они могли бы по возможности учитывать в

ходе воспитательных мероприятий или просто в повседневном общении и

работе со своими детьми.

Рекомендации для педагогов и родителей для повседневного общения и

в воспитательной работе с детьми-подростками:

- использовать скрытую помощь, лишь «подталкивать» ребёнка в нужную

сторону;

- давать возможность самому преодолевать свои трудности, самому или при

помощи товарищей принимать решения;

- для преодоления конфликтов в коллективе организовывать совместную

деятельность,

которая

должна

быть

значимой

и

соответствовать

возможностям подростков;

- чаще обращаться к ребятам с просьбами, а не с приказами, иметь чувство

такта и меры;

- позаботиться, чтобы одно из увлечений подростков стало более стойким,

чем другие, стало осмысленным признанием;

- воспитательная работа с подростками должна направляться на развитие

здорового честолюбия: уважения и строгости к себе. Ни в коем случае нельзя

сравнивать учеников друг с другом;

- не использовать авторитарный стиль руководства, оптимальным является

вариант - «всегда рядом и чуть впереди»;

- в процессе общения развивать потребности «размышлять о себе», изменять

свой характер, качества своей личности;

- не оберегать ребят от общения друг с другом, а сделать тaк, чтобы они

увидели и почувствовали вкус новых отношений, испытали радость

совместных забот, тревог, борьбы и победы;

- большее влияние уделять школьному коллективу, способствовать

сплочению подростков в классе, что помогло бы избавить детей от уличного

влияния;

- тактично систематически использовать конкретные примеры

взаимоотношений школьников данного класса, выяснять и анализировать

проблемы, которые волнуют учеников;

- использовать все формы коллективной деятельности подростков:

совместное познание мира, игры, развлечения, спорт, общественные работы;

- раскрывать интересы каждого ребенка, стараться включить детей с общими

интересами в совместную деятельность, что помогало бы им обрести новых

друзей;

- стоит чаще обращаться к эпическим беседам, также можно организовывать

диспуты на тему «Культура общения», где ребята могут узнать о том, как

нужно общаться, чтобы стать приятными собеседником.



В раздел образования