Авторы: Каленова Ирина Александровна, Каленова Олеся Дмитриевна
Должность: учитель географии, биологии, химии, педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ "Карлинская сш им.И.С.Полбина"Майнского района Ульяновской области
Населённый пункт: с.Степное Матюнино
Наименование материала: статья
Тема: Неформальное общение подростков
Раздел: среднее профессиональное
Развитие позитивного неформального общения подростков в
школьном классе
Общение со сверстниками - важный фактор психического развития в
подростковом возрасте. И.С.Кон говорил о том, что одна из главных
тенденций подросткового возраста – переориентация общения с родителей и
учителей и вообще старших на ровесников.
Потребность в близких друзьях, с которыми находятся общие интересы и с
помощью которых подростки могут разобраться в себе, найти надежное
плечо и избавиться от чувства одиночества, у подростков очень велика и
значима. В этот период своей жизни они стремятся показать свою
независимость, пытаются доказать свою «взрослость» и освободиться от
родительской опеки. Все сказанное взрослыми воспринимается «в штыки» и
поэтому в этих отношениях наступает период отчуждения. У подростка
появляется стремление противопоставлять себя взрослым, отстаивать
собственную независимость и права. Для них важно не только одобрение их
поступков, но и возможность самостоятельно распоряжаться собой, а так же
признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального
равенства его прав с правами взрослого человека.
Поэтому по мере взросления подростков их отношения с друзьями
становятся все более открытыми, более эмоционально окрашенными, ведь
сверстник такой же как и я. Подросток равняется на своих сверстников,
решая «жизненно важные» проблемы, такие как: стремление к дружбе,
желание быть признанным и принятым, приобретение качеств взрослого
через равнение на "более взрослого" товарища, утверждение собственных
возможностей, защита собственного достоинства, взаимоотношения с другим
полом.
Подростки могут испытывать чувство одиночества из-за того, что им трудно
установить контакт с окружающими в силу низкой самооценки, в силу
испытываемых чувств тревоги или подавленности, из-за недоверия к людям
или скептического отношения к своим возможностям в тех или иных
ситуациях. Самостоятельные подростки справляются со своим одиночеством,
ставя перед собой какие-то цели; зависимые подростки преодолевают его,
полагаясь на внешнюю поддержку. Возникает необходимость стать членами
какой-то группы или компании, вызывающей их восхищение. Подростки
добиваются признания группы, приспосабливаясь к ней, добиваясь успехов в
чем-либо, участвуя в различных школьных мероприятиях, развивая в себе
качества, которые нравятся окружающим, и овладевая навыками общения.
Эту проблему, на их взгляд, может решить объединение подростков в
неформальные группы. В таких неформальных объединениях, как правило,
демонстрируется асоциальный образ жизни и это воспринимается
подростками как своеобразный формой протест против привычного уклада
жизни, опеки со стороны старших, удовлетворением потребности в общении
вне школьной системы. Количество неформальных объединений выросло и
продолжает расти. Поэтому обращение к теме их влияния на формирование
личности является, чрезвычайно актуальным и требует переориентации
внимания подростков. Возникает необходимость развития позитивного
неформального общения подростков в школьном классе. Но как достичь этой
цели? В настоящее время существует множество различных средств
формирования позитивных отношений подростков: тренинговые занятия,
индивидуальные средства, психологические тренинги. Прежде всего,
используя разнообразные методики, например, такие как «Диагностика
межличностных и межгрупповых отношений» , «Дом. Дерево. Человек»,
«Ку-сортировка Стефансона», «Незаконченные предложения», и т.д.
необходимо выявить особенности неформального общения подростков.
Проведенные исследования помогут определить направления дальнейшего
изучения проблемы: поиск перспективных тенденций в создании
продуктивно развивающей среды в рамках межличностных отношений
подростков в школьном классе.
Продуктивно развивающая среда является средством формирования
позитивных отношений, при реализации следующих условий:
• создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи;
• организация совместной деятельности, результирующим параметром
которой является общее эмоциональное переживание;
• построение и регулирование педагогом системы деловых отношений в
учебной группе;
• утверждение демократического стиля общения, основанного на принципах
безусловного принятия, конгруэнтности, эмпатии в рамках индивидуальной и
групповой работы с подростками;
• диалогизация межличностных отношений в неформальном общении
подростков со сверстниками.
Обобщая, хочу отметить, что общение подростков со сверстниками имеет
для них огромное значение. У подростка формируются ценности, которые
больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение со взрослыми
уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Отношения с
товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все
остальные стороны его поведения и деятельности. Следовательно, школьные
педагоги, психологи, а также родители должны уделять большое внимание
этой стороне жизни ребёнка-подростка, исходя из особенностей его общения
со сверстниками, строить воспитательную и учебную работу, выбирать
оптимальные пути к душе отрока, методы воспитательного воздействия на
него и т. д. Исходя из этого можно предложить некоторые рекомендации для
педагогов и родителей, которые они могли бы по возможности учитывать в
ходе воспитательных мероприятий или просто в повседневном общении и
работе со своими детьми.
Рекомендации для педагогов и родителей для повседневного общения и
в воспитательной работе с детьми-подростками:
- использовать скрытую помощь, лишь «подталкивать» ребёнка в нужную
сторону;
- давать возможность самому преодолевать свои трудности, самому или при
помощи товарищей принимать решения;
- для преодоления конфликтов в коллективе организовывать совместную
деятельность,
которая
должна
быть
значимой
и
соответствовать
возможностям подростков;
- чаще обращаться к ребятам с просьбами, а не с приказами, иметь чувство
такта и меры;
- позаботиться, чтобы одно из увлечений подростков стало более стойким,
чем другие, стало осмысленным признанием;
- воспитательная работа с подростками должна направляться на развитие
здорового честолюбия: уважения и строгости к себе. Ни в коем случае нельзя
сравнивать учеников друг с другом;
- не использовать авторитарный стиль руководства, оптимальным является
вариант - «всегда рядом и чуть впереди»;
- в процессе общения развивать потребности «размышлять о себе», изменять
свой характер, качества своей личности;
- не оберегать ребят от общения друг с другом, а сделать тaк, чтобы они
увидели и почувствовали вкус новых отношений, испытали радость
совместных забот, тревог, борьбы и победы;
- большее влияние уделять школьному коллективу, способствовать
сплочению подростков в классе, что помогло бы избавить детей от уличного
влияния;
- тактично систематически использовать конкретные примеры
взаимоотношений школьников данного класса, выяснять и анализировать
проблемы, которые волнуют учеников;
- использовать все формы коллективной деятельности подростков:
совместное познание мира, игры, развлечения, спорт, общественные работы;
- раскрывать интересы каждого ребенка, стараться включить детей с общими
интересами в совместную деятельность, что помогало бы им обрести новых
друзей;
- стоит чаще обращаться к эпическим беседам, также можно организовывать
диспуты на тему «Культура общения», где ребята могут узнать о том, как
нужно общаться, чтобы стать приятными собеседником.