Напоминание

ОБЩИЕ НОРМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕРЕПИСКИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ


Автор: Самусенко Игорь Михайлович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБПОУ Армавирский медицинский колледж МЗ КК
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: научная статья
Тема: ОБЩИЕ НОРМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕРЕПИСКИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОБЩИЕ НОРМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕРЕПИСКИ ПРИ

ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Самусенко И. М., к. филос. н., преподаватель ГБПОУ «Армавирский

медицинский колледж»

Вынужденный переход на дистанционное образование, произошедший

на волне пандемии, остается в фокусе внимания педагогического сообщества.

Периодически учебные заведения сталкиваются с этим феноменом и сейчас.

Как отмечают многочисленные участники диспутов на эту тему и авторы

публикаций, дистанционное образование выявило множество трудностей и

проблем, с которыми многие преподаватели ранее не сталкивались [1; 2; 3].

Новая реальность поставила перед участниками и организаторами

образовательного процесса задачи, требующие осмысления и быстрого

решения. Одной из таких задач, на наш взгляд, является обучение

школьников и студентов правилам сетевого этикета. Онлайн-этикет или

цифровой этикет позволяет людям общаться в интернет-пространстве, не

мешая и не обижая друг друга. Свод правил поведения в Сети находится в

постоянном процессе изменения и корректировки. С появлением новых

возможностей для общения в виртуальном пространстве меняются и правила

этикета. В английском языке, за которым последовали и другие языки, даже

появилось новое слово для обозначения цифрового этикета - «netiquette»

(«нетикет»). Оно образовано от «net» («сеть») и «etiquette» («этикет»).

Потребность в обучении общению в электронном пространстве явно

запаздывает

за

актуальной

педагогической

практикой.

Общение

с

преподавателями

стало

опосредованным.

Студенты,

обучающиеся

на

дистанционных курсах, вынуждены писать преподавателям электронные

письма или общаться с ними в социальных сетях. При этом многие студенты

не обладают навыками такого общения, сохраняя определенную дистанцию

между различными статусами участников онлайн-коммуникации. Студенты

привыкли общаться со своими сверстниками и друзьями в социальных сетях,

оставаясь в рамках неформальных стилей общения. Многие из них начинают

чувствовать себя неловко и испытывают определенные трудности при

общении с преподавателями по тем же каналам связи.

Исследование

включало

наблюдение,

сравнение,

описание

коммуникативных ошибок и анализ их причин, что позволило оценить

степень сформированности общекультурной коммуникативной компетенции.

Был проведен опрос студентов и преподавателей, целью которого было

выяснить основные трудности и проблемы, связанные с общением студентов

и преподавателей в условиях дистанционного обучения.

В процессе разработки и анализа анкеты удалось выявить основные

«проблемы»,

вызывающие

коммуникативные

неудачи,

раздражение

и

взаимное непонимание.

Основное внимание было уделено общению по электронной почте.

Согласно проведенному опросу, 80 % преподавателей на вопрос о том, какой

вид дистанционного обучения они используют, ответили, что отправляют

задания по электронной почте или через мессенджеры и собирают

письменные

работы

для

проверки.

Основными

ошибками,

которые

допускают студенты при общении с преподавателями по электронной почте,

являются:

1) неподходящие имена для почтового ящика. В целях безопасности

студентам не следует использовать в качестве названия почтового ящика

псевдонимы, вульгарные выражения или дату своего рождения. Наиболее

целесообразно каждому студенту завести отдельный почтовый ящик для

деловой переписки и назвать свой ящик именем и фамилией, чтобы

преподаватели могли быстро найти сообщения от конкретного студента в его

собственном ящике. Таким образом, работа студента не затеряется среди

множества других студентов.

2) студенты присылают свои работы в виде вложений и не пишут

комментариев.

Это

очень

грубо

и

расстраивает

учителя-получателя.

Студенты должны понимать, что общение по электронной почте является

проявлением вежливости. Они должны поприветствовать студента, кратко

изложить цель письма и подписать свое полное имя, название группы и

название курса.

3) студенты часто неправильно называют имя файла своей работы. Имя

файла должно быть очень конкретным и содержать информацию об

отправляемой работе и о том, кто ее создал. С самого начала следует

наставить студентов на то, чтобы они правильно называли свои файлы,

чтобы их можно было легко рассортировать по папкам и найти при

необходимости.

4) формат отправляемых файлов должен быть таким, чтобы их можно

было открыть на любом компьютере.

5) студенты могут забыть прикрепить файлы к телу письма, и им

придется отправлять еще одно письмо, или же они могут случайно нажать

кнопку «отправить» и отправить неполное, непроверенное письмо.

6) строка «тема письма» должна быть заполнена всегда. Так можно

быстро найти нужное сообщение в большом количестве писем.

7) не отправляйте сканы текста или фотографии, если получателю

необходимо работать с текстовыми файлами. Соблюдение этого правила

значительно облегчает жизнь преподавателям, которым иногда приходится

проверять совершенно нечитаемые фотографии студенческих работ. Если по

каким-то причинам студент не может заполнить текстовый файл и вынужден

прислать фотографию своей работы, следует обратить внимание на качество

фотографии.

8) важным и достаточно спорным вопросом является время отправки

электронных писем. В последнее время появилось даже специфическое для

электронной почты приветствие «hello», что говорит о том, что адресаты

должны иметь возможность получать электронные письма в любое время дня

и ночи. Однако не все преподаватели могут общаться со студентами 24 часа в

сутки.

Общего

правила

на

этот

счет

не

существует.

Некоторые

преподаватели пытаются опираться на те же правила этикета, что и при

телефонных

переговорах.

Как

известно,

деловые

звонки

могут

осуществляться только по рабочим номерам в рабочее время. Личные звонки

кому-либо, кроме родственников и близких друзей, должны осуществляться

не ранее 10:00 и не позднее 22:00. Что касается электронной почты, то если

вы не против получать ее круглосуточно, то это ваш личный выбор, о

котором вы должны сообщить своим студентам. Если вы не хотите, чтобы

вас беспокоили сообщениями до поздней ночи, установите свои правила и

убедитесь, что ваши ученики их знают. Ученики должны точно знать, в какое

время они могут написать вам сообщение. Это относится не только к

электронной почте, но и к общению по другим каналам, таким как Viber или

What's up.

Большинство

из

приведенных

выше правил

цифрового этикета

предназначены

для

учащихся.

Однако

некоторые

из

них

должны

соблюдаться и преподавателями. Например, преподаватели должны четко

указывать сроки выполнения заданий (дедлайны). Кроме того, преподаватели

не должны оставлять письма от студентов без внимания и обязаны отвечать

на них в установленные сроки. Они должны установить свои четкие правила

и довести их до сведения учеников, например, к какому времени они должны

написать письмо, можно ли отправлять сообщения в выходные дни и т.д.

Современный этикет предписывает свести телефонные звонки к

минимуму, оставив их для экстренных случаев. На первый план в общении

выходит переписка. В переписке существует множество тонких нюансов.

Ответы на эти вопросы можно найти в книге О.В. Лукиновой «Цифровой

этикет. Как не обидеть друг друга в Интернете» [4]. Как справедливо

отмечает автор, «современная цифровая вежливость-это уже не просто

необходимость избегать нецензурной лексики. Сегодняшняя цифровая

вежливость - это такое взаимодействие, которое не причиняет лишних

неудобств собеседникам, делает общение более эффективным и экономит

силы, время и трафик каждого» [4, с. 6]. Онлайновый этикет позволяет

избежать неловкости в общении и предоставляет готовые правила поведения

в различных ситуациях в Сети. Знание этих правил позволяет повысить

эффективность

работы,

улучшить

отношения

с

участниками

образовательного процесса и коллегами, повысить деловую репутацию. На

наш взгляд, обучение цифровому этикету можно рассматривать как часть

подготовки к будущей профессиональной деятельности. Поэтому модуль

«Цифровой этикет» вполне может претендовать на роль самостоятельного

предмета в профессиональных образовательных учреждениях. .

Список литературы

1.

1.

Бузаджи Д.

М. Куда,

куда

вы

удалились?

Мысли

о

дистанционном образовании / Д.М. Бузаджи // Мосты. Журнал переводчиков.

– М.: Р. Валент, 2020. – №2 (66). – С.31 – 41.

2.

2. Зубанова И. В. Прекрасный новый мир (?) / И.В. Зубанова,

О.В.

Петрова,

М.Ю.

Родионова,

В.В. Сдобников

//

Мосты.

Журнал

переводчиков. – М.: Р. Валент, 2020. – №3 (67). – С.3 – 16.

3.

3. Киселев А. А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и

перспективы его развития после пандемии коронавируса / А.А. Киселев //

Развитие образования. – Чебоксары: ИД «Среда». – 2020. – №2 (8). – С. 97 –

100.

4. Лукинова О. В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в

Интернете / О.В. Лукинова. – М.: ЭКСМО, 2020. – 210 с.



В раздел образования