Автор: Самусенко Игорь Михайлович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБПОУ Армавирский медицинский колледж МЗ КК
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: научная статья
Тема: ОБЩИЕ НОРМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕРЕПИСКИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Раздел: среднее профессиональное
ОБЩИЕ НОРМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕРЕПИСКИ ПРИ
ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Самусенко И. М., к. филос. н., преподаватель ГБПОУ «Армавирский
медицинский колледж»
Вынужденный переход на дистанционное образование, произошедший
на волне пандемии, остается в фокусе внимания педагогического сообщества.
Периодически учебные заведения сталкиваются с этим феноменом и сейчас.
Как отмечают многочисленные участники диспутов на эту тему и авторы
публикаций, дистанционное образование выявило множество трудностей и
проблем, с которыми многие преподаватели ранее не сталкивались [1; 2; 3].
Новая реальность поставила перед участниками и организаторами
образовательного процесса задачи, требующие осмысления и быстрого
решения. Одной из таких задач, на наш взгляд, является обучение
школьников и студентов правилам сетевого этикета. Онлайн-этикет или
цифровой этикет позволяет людям общаться в интернет-пространстве, не
мешая и не обижая друг друга. Свод правил поведения в Сети находится в
постоянном процессе изменения и корректировки. С появлением новых
возможностей для общения в виртуальном пространстве меняются и правила
этикета. В английском языке, за которым последовали и другие языки, даже
появилось новое слово для обозначения цифрового этикета - «netiquette»
(«нетикет»). Оно образовано от «net» («сеть») и «etiquette» («этикет»).
Потребность в обучении общению в электронном пространстве явно
запаздывает
за
актуальной
педагогической
практикой.
Общение
с
преподавателями
стало
опосредованным.
Студенты,
обучающиеся
на
дистанционных курсах, вынуждены писать преподавателям электронные
письма или общаться с ними в социальных сетях. При этом многие студенты
не обладают навыками такого общения, сохраняя определенную дистанцию
между различными статусами участников онлайн-коммуникации. Студенты
привыкли общаться со своими сверстниками и друзьями в социальных сетях,
оставаясь в рамках неформальных стилей общения. Многие из них начинают
чувствовать себя неловко и испытывают определенные трудности при
общении с преподавателями по тем же каналам связи.
Исследование
включало
наблюдение,
сравнение,
описание
коммуникативных ошибок и анализ их причин, что позволило оценить
степень сформированности общекультурной коммуникативной компетенции.
Был проведен опрос студентов и преподавателей, целью которого было
выяснить основные трудности и проблемы, связанные с общением студентов
и преподавателей в условиях дистанционного обучения.
В процессе разработки и анализа анкеты удалось выявить основные
«проблемы»,
вызывающие
коммуникативные
неудачи,
раздражение
и
взаимное непонимание.
Основное внимание было уделено общению по электронной почте.
Согласно проведенному опросу, 80 % преподавателей на вопрос о том, какой
вид дистанционного обучения они используют, ответили, что отправляют
задания по электронной почте или через мессенджеры и собирают
письменные
работы
для
проверки.
Основными
ошибками,
которые
допускают студенты при общении с преподавателями по электронной почте,
являются:
1) неподходящие имена для почтового ящика. В целях безопасности
студентам не следует использовать в качестве названия почтового ящика
псевдонимы, вульгарные выражения или дату своего рождения. Наиболее
целесообразно каждому студенту завести отдельный почтовый ящик для
деловой переписки и назвать свой ящик именем и фамилией, чтобы
преподаватели могли быстро найти сообщения от конкретного студента в его
собственном ящике. Таким образом, работа студента не затеряется среди
множества других студентов.
2) студенты присылают свои работы в виде вложений и не пишут
комментариев.
Это
очень
грубо
и
расстраивает
учителя-получателя.
Студенты должны понимать, что общение по электронной почте является
проявлением вежливости. Они должны поприветствовать студента, кратко
изложить цель письма и подписать свое полное имя, название группы и
название курса.
3) студенты часто неправильно называют имя файла своей работы. Имя
файла должно быть очень конкретным и содержать информацию об
отправляемой работе и о том, кто ее создал. С самого начала следует
наставить студентов на то, чтобы они правильно называли свои файлы,
чтобы их можно было легко рассортировать по папкам и найти при
необходимости.
4) формат отправляемых файлов должен быть таким, чтобы их можно
было открыть на любом компьютере.
5) студенты могут забыть прикрепить файлы к телу письма, и им
придется отправлять еще одно письмо, или же они могут случайно нажать
кнопку «отправить» и отправить неполное, непроверенное письмо.
6) строка «тема письма» должна быть заполнена всегда. Так можно
быстро найти нужное сообщение в большом количестве писем.
7) не отправляйте сканы текста или фотографии, если получателю
необходимо работать с текстовыми файлами. Соблюдение этого правила
значительно облегчает жизнь преподавателям, которым иногда приходится
проверять совершенно нечитаемые фотографии студенческих работ. Если по
каким-то причинам студент не может заполнить текстовый файл и вынужден
прислать фотографию своей работы, следует обратить внимание на качество
фотографии.
8) важным и достаточно спорным вопросом является время отправки
электронных писем. В последнее время появилось даже специфическое для
электронной почты приветствие «hello», что говорит о том, что адресаты
должны иметь возможность получать электронные письма в любое время дня
и ночи. Однако не все преподаватели могут общаться со студентами 24 часа в
сутки.
Общего
правила
на
этот
счет
не
существует.
Некоторые
преподаватели пытаются опираться на те же правила этикета, что и при
телефонных
переговорах.
Как
известно,
деловые
звонки
могут
осуществляться только по рабочим номерам в рабочее время. Личные звонки
кому-либо, кроме родственников и близких друзей, должны осуществляться
не ранее 10:00 и не позднее 22:00. Что касается электронной почты, то если
вы не против получать ее круглосуточно, то это ваш личный выбор, о
котором вы должны сообщить своим студентам. Если вы не хотите, чтобы
вас беспокоили сообщениями до поздней ночи, установите свои правила и
убедитесь, что ваши ученики их знают. Ученики должны точно знать, в какое
время они могут написать вам сообщение. Это относится не только к
электронной почте, но и к общению по другим каналам, таким как Viber или
What's up.
Большинство
из
приведенных
выше правил
цифрового этикета
предназначены
для
учащихся.
Однако
некоторые
из
них
должны
соблюдаться и преподавателями. Например, преподаватели должны четко
указывать сроки выполнения заданий (дедлайны). Кроме того, преподаватели
не должны оставлять письма от студентов без внимания и обязаны отвечать
на них в установленные сроки. Они должны установить свои четкие правила
и довести их до сведения учеников, например, к какому времени они должны
написать письмо, можно ли отправлять сообщения в выходные дни и т.д.
Современный этикет предписывает свести телефонные звонки к
минимуму, оставив их для экстренных случаев. На первый план в общении
выходит переписка. В переписке существует множество тонких нюансов.
Ответы на эти вопросы можно найти в книге О.В. Лукиновой «Цифровой
этикет. Как не обидеть друг друга в Интернете» [4]. Как справедливо
отмечает автор, «современная цифровая вежливость-это уже не просто
необходимость избегать нецензурной лексики. Сегодняшняя цифровая
вежливость - это такое взаимодействие, которое не причиняет лишних
неудобств собеседникам, делает общение более эффективным и экономит
силы, время и трафик каждого» [4, с. 6]. Онлайновый этикет позволяет
избежать неловкости в общении и предоставляет готовые правила поведения
в различных ситуациях в Сети. Знание этих правил позволяет повысить
эффективность
работы,
улучшить
отношения
с
участниками
образовательного процесса и коллегами, повысить деловую репутацию. На
наш взгляд, обучение цифровому этикету можно рассматривать как часть
подготовки к будущей профессиональной деятельности. Поэтому модуль
«Цифровой этикет» вполне может претендовать на роль самостоятельного
предмета в профессиональных образовательных учреждениях. .
Список литературы
1.
1.
Бузаджи Д.
М. Куда,
куда
вы
удалились?
Мысли
о
дистанционном образовании / Д.М. Бузаджи // Мосты. Журнал переводчиков.
– М.: Р. Валент, 2020. – №2 (66). – С.31 – 41.
2.
2. Зубанова И. В. Прекрасный новый мир (?) / И.В. Зубанова,
О.В.
Петрова,
М.Ю.
Родионова,
В.В. Сдобников
//
Мосты.
Журнал
переводчиков. – М.: Р. Валент, 2020. – №3 (67). – С.3 – 16.
3.
3. Киселев А. А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и
перспективы его развития после пандемии коронавируса / А.А. Киселев //
Развитие образования. – Чебоксары: ИД «Среда». – 2020. – №2 (8). – С. 97 –
100.
4. Лукинова О. В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в
Интернете / О.В. Лукинова. – М.: ЭКСМО, 2020. – 210 с.